Судьба диверсанта: отзывы и рeцензии

ilyareal3
ilyareal34 августа 2021 в 13:56
Ералаш про войну и немцев

«Судьба диверсанта» - это такое кино про войну. Начинается фильм со сцены деревенского танцевального вечера: наглый морячок пристаёт к целомудренной деревенской девушке, со словами «вы все тут Маши и все будете наши» грабастает её в охапку и уносит куда-то. Такой наглости не выносит молодой деревенский качок Алесь Арлович. Алесь скидывает рубашку, обнажая могучий торс без единого волоса, и ловко и унизительно даёт тумаков морячку и двум его друзьям. При этом Алесь смеётся как сверхчеловек и вызывает восхищение у деревенской публики. Тем временем немцы захватывают родные пенаты и родную танцплощадку, и Алесь попадает в партизанское сопротивление. Днём он электрик в депо, но когда наступает ночь, Кларк Кент превращается в Супермена. Дерзкие нападения на недотёп-фашистов приобретают серийный характер. Алесь неуловим - с улыбкой он в одиночку захватывает целый поезд полный фашистов, убивая их голыми руками и метая свой ножик прямо в беззащитное нацистское горло очередного увальня со свастикой. Белокурый эпилированный Алесь не останавливается, да и возможно ли его остановить, такого? Всё это напоминает какой-то затянувшийся гэг, длинную серию Ералаша или сценку КВН. Смотришь и ждёшь, когда же авторы закончат прикалываться - а они и не начинали, они это серьёзно всё... Сценки перестрелок сняты даже не на уровне Ералаша, а еще хуже: дульное пламя выстрелов нарисовано на компьютере, гильзы при «выстрелах» не вылетают. На первых минутах нацист стреляет из пулемёта на мотоцикле: лента вообще без патронов, лента не движется, гильзы не вылетают - лишь нарисовали пламя и наложили «тра-та-та». Сцена где наш герой залезает на немецкую вышку, это особое удовольствие: немца белокурый Алесь убивает ударом кулака сверху по голове, прямо как в мультиках про Тома и Джерри. Затем Алесь хватает «немецкий пулемёт», но это оказывается простой советский… пулемёт Калашникова (!!!) из будущего, на ствол которого создатели этого кина надели трубу с дырочками и прикрепили бутафорский приклад. Лента с патронами тут есть, только видно что патроны холостые. Таких ляпов на протяжении фильма множество, описывать их нет сил и желания. Снимать такое в 21-м веке должно быть просто стыдно, но Российское Военно-историческое общество, при чьей поддержке снят этот ералаш, так не считает. И Министерство Культуры РФ, которое выделяло на это деньги, тоже считает, что всё в порядке. На этом у меня, пара-пара-пам, фьють, всё.

elefant-clon
elefant-clon9 мая 2021 в 20:03
Непросто, о войне

Долгожданный фильм спустя долгих два года изнурительных съёмок и ожидания всё же вышел на экраны кинотеатров. И это не может не радовать, особенно, если учитывать – насколько сложными по объективным и субъективным причинам эти два года вышли для широкого проката отечественных кинопроизводителей. Достаточно вспомнить многострадального «Купалу» (кажется, сделали всё, чтобы в кинотеатры и на экраны ТВ фильм так и не попал, хотя кинолента – однозначно достойная и имела бы все шансы на успех). Дмитрий Астрахан – свой человек на «Беларусьфильме» уже 25 лет, начиная с не очень широко известного, но довольно значимого «Из ада в ад». Последний, кстати, имеет много общего с «Судьбой диверсанта», и это не только еврейская тема, но и в первую очередь – проблема взаимоотношения между людьми разных убеждений, разных взглядов на людей их окружающих, и своём месте в жизни. Парадокс, но в этом плане «Судьба диверсанта» - однозначно стала значимым шагом вперёд для белорусского кинематографа о войне. Здесь нет плакатных героев, шаблонного ура-патриотизма или некой клюквы. Герои поданы абсолютно разными и в первую очередь – жизненными. Каждый приспосабливается к «новому порядку» как может и главное – хочет. Одни меняют портреты на стенах – Ленина, Сталина, Гитлера – будто ничего не значащие постеры звёзд. Главное – выжить, при любом порядке. Знаменательны в этом плане слова одного из героев: «Придёт потом ещё кто-нибудь – мы и его повесим». Другие мучаются со своей совестью, но всё же покоряются – как отец Светы, бывший судьёй при Советах и начальником полиции у фашистов (в великолепном исполнении Андрея Смолякова). Иные – не меняют своим убеждениям, и, вынужденно уходя в подполье, всё же сражаются. Каждый по-своему и по своим причинам: мстя за убитых родственников, не перенося тот самый «новый порядок» или же борясь за Советскую власть, наконец. Но даже некоторые из них, оказывается, думают больше о своей славе, нежели Победе – и это из самого ЦШПД?! Ещё пару лет назад такой эпизод в белкино не только не прошёл бы, но и вполне мог бы загубить всю картину. В лучшем случае – её бы просто положили на полку. Рискну предположить – всё дело в авторитете маститого режиссёра. Хотя, были подобные эпизоды и ранее (тот же «Война. Остаться человеком»). Герои очень разноплановые, однако подано это настолько органично и жизненно вплетено в повседневность, что не возникает ни капли сомнения. В этом плане Дмитрий Астрахан постарался на славу. Единственное, что бросается в глаза – некая фрагментарность происходящего, будто смотришь отдельные эпизоды из Великой Отечественной. Здесь тебе весна 1941-го, затем – то страшное лето, а вот и 1943-ий. Так ли необходимо было заострять на этом внимание. Не достаточно ли было бы просто подавать происходящее сплошным сюжетом, как это делают в той же Европе и США, а там бы зритель и сам догадался. Да и так ли важна была та самая хроникальная достоверность для простого зрителя. Подобные постоянные оговоры временных рамок лишь сбивали накал и, на мой скромный взгляд, лишь мешали просмотру. Вполне достаточно было вставок из хроника-документальных эпизодов немецкой и советской кинохроник – очень, кстати, впечатляющих и необходимых для полного представления о времени. Ход, к слову, не новый и уже апробированный тем же «Беларусьфильмом». Главной «изюминкой» киноленты, вытянувшей, в сущности, весь фильм – стала фигура главного героя, роль которого исполнил Алексей Суренский. Очень харизматичный и разноплановый вышел персонаж. Он и горячий патриот, и скрытый диверсант – настолько, что даже близкие не разбирались, и пылкий влюблённый, да ещё и мастер шпионажа. Без него фильм однозначно не вышел бы таким зрелищным. Романтическая линия любви к Свете, нежные чувства молоденькой медсестры, что в итоге образуют некий любовный треугольник – и всё это на фоне постоянных противоречий: война, предательство, ревность… Всё это достигает апогея во время самой диверсии – так, что просто за душу берёт. Фильм поднимает и другие немаловажные проблемы военной поры, о которых обычно говорить не принято. За одного убитого немца расстреливали десятки пленных мирных жителей, могли сжечь целую деревню. И это всё есть в киноленте, а для особо не верящих – ещё и кадры Немецкой кинохроники (как-то ехал в автобусе, где соседка сзади возмущалась – мол наврала всё советская пропаганда – немцы цивилизованный народ и сжигать/убивать не могли. Пусть скажут этот тем, кто сгорел в крематории…). Как бы невзначай, ненавязчиво, будто простые будни военной поры – но от того не менее шокирующие. Умеет Дмитрий Астрахан шокировать. И та же диверсия в белорусских Осиповичах, к слову – одна из крупнейших за всю Вторую мировую войну (на минуточку – на обеих фронтах!). Чего она стоила тому же главному герою, просто сломив ему жизнь, как и многим другим. «Нужно ли это было», - спросите вы? Конечно. Ведь те же «Тигры» и «Пантеры», идущие под Курск, могли запросто переломить ход судьбоносной битвы. И не те же Советы, Фёдор Крылович или им подобные патриоты – мстя за диверсии, убитых немцев – проявляли «чудеса» своей жути. Просто, словами одного из персонажей фильма: «Каждый делает свой выбор, и затем за него отвечает». Те, кто ждут от фильма простой истории Фёдора Крыловича – белорусского подпольщика и организатора крупнейшей диверсии в Осиповичах – всё же могут получить нечто большее. Даже в самом послевоенном финальном эпизоде – есть противоречие и суровая правда времени. И не ждите справедливости, с тем же памятником… Радует, что со временем награда находит своих героев. Как было с Брестской крепостью, городом-героем Минском и сотнями других безымянных героев. «Судьба диверсанта» - своеобразное размышление о войне – том непростом времени, о котором нам легко судить сейчас, спустя 76 лет. Но для того, чтобы в самом деле понять их – нужно хотя бы попытаться представить себя в то время. И сделать свой выбор. Без последствий, ведь мы не живём при фашизме. Очень жаль, что фильм не получил должной раскрутки. Тот же весьма скромный синопсис, практически полное молчание масс-медиа. А ведь фильм действительно для того же белорусского кино очень стоящий. Уже хотя бы потому, что это совершенно новое, пусть и весьма непростое, размышление о войне. 7 из 10

fedinanton
fedinanton30 июля 2021 в 12:54
Шокирующее (для нынешних времен 'борьбы за историческую правду') реалистичностью кино о жизни и борьбе в оккупации

Герои-партизаны, фашисты и предатели, красивый и драматичный любовный треугольник. Бегство и предательство советских руководителей, плакаты 'Воины Гитлера - друзья народа', детский хор, поющий антибольшевистские песни. Шокирующее (для нынешних времен 'борьбы за историческую правду') реалистичностью кино о жизни и борьбе в оккупации, которое, однако, вышло еще и захватывающим и ярким. Это надо увидеть. Картина посвящена подвигам советских подпольщиков и партизан, героически сражавшихся с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Образ главного героя железнодорожника Алеся Арловича собирательный, но в его основе - судьба советского подпольщика Федора Крыловича, совершившего самую крупную сухопутную диверсию Второй мировой войны на железнодорожной станции Осиповичи. По мере просмотра невольно пришлось остановить просмотр, протереть глаза и задуматься, как такое кино могло появиться в нынешние годы накала борьбы за 'историческую правду', когда приглаживание и перевирание истории, кажется, становится привычным делом. Протерев глаза убеждаешься, что фильм поддержан Военно-историческим обществом и Минкультом РФ и Беларуси, отчего состояние удивления больше не отпускает. Главным образом удивляет, конечно, широкая панорама, показывающая первые дни войны и жизнь в оккупации, штрихи, демонстрирующие как все было одновременно буднично и, с другой стороны, непросто для попавших в оккупацию. Как легко и безучастно жители меняют портреты Сталина на Гитлера со словами «Придёт потом ещё кто-нибудь – мы и его повесим», и как сразу вспоминается, что и правда, советская оккупация длилась для многих всего-то пару лет и для них Сталин совсем был не благодетель и не друг, и главное для этих людей было выжить. Множество таких штрихов и формируют потрясающий объем картины. Ну что же, раз такое чудо случилось, это кино обязательно следует посмотреть. Ведь даже безотносительно шокирующей исторической правды снято оно известным режиссером, сценарий и действие держат крепко, актеры убедительны, а актрисы обаятельны и красивы.