Снимать о войне можно бесконечно – вся история человечества – это история войн. И в каждой из войн есть эпизоды, до которых кинематографисты добираются очень редко. Так и с «Война под землей» - фильм посвящен использованию минных галерей в Первой мировой войне и в частности – при битве на Сомме. Сюжет. Группу английских шахтеров призывают в армию для рытья минных галерей. По мнению командования, только организовав подземный взрыв можно уничтожить укрепления немцев. Бывшие шахтеры становятся военными… Данный фильм не изобилует спецэффектами. Откровенно говоря, сложно назвать зрелищной работой осуществление подкопов под вражеские укрепления – грязь, плохое освещение, высокий уровень риска, узкое пространство…Поэтому основная часть времени и основной упор авторами фильма сделан на взаимоотношениях внутри небольшого коллектива и их взаимоотношениям как с командованием, так и с регулярной армией. Фильм смотрится неплохо, достаточно динамично и нескучно, однако будет интересен в первую очередь тем, кто интересуется историей 1-й мировой войны. 6 из 10
Под землей копали тоннель под Ла-Маншем. Под землей буквально воевал Вьетконг. Под землей воевали с землей строители ленинградского метрополитена. Когда я был под землей, кроме подземки? Х-м-м-м, х-м-м-м, х-м-м-м... наверно все там будут. Что ещё делал масштабного человек под землей, кроме добычи нефти и газа, испрещряя землю стальными червяками-трубами? Конечно, под землей много чего добывают, руду всякую там и уголь. Но масштабно там ещё и взрывали ядерные бомбы, что относится к боевым, учебно-боевым действиям, чем активно занимались в своё время СССР и США. Наш фильм о войне под землей. Оказывается, люди там давно уже умирали, рыли землю в поисках смерти чужой (врага) или личной (своей). Но если раньше землю рыли для окопов в полный рост в оборонительных целях преимущественно, то нам показывают нечто иное уже - тактическо-наступательное. Задача: проложить многокилометровые туннели вплоть до окопов-бункеров врага на глубине десятков метров, чтобы заложить сотни тонн взрывчатки (в совокупности сегодня это можно рассматривать как взрыв одной тактической ядерной бомбы) - ну, если прочитать историческую справку по реальной Мессинской операции британских войск против немецких. Фильм, как известно, иногда отходит от исторических реалий, в том числе из-за ограниченного бюджета. Операция должна была помочь срезать выступающий вглубь оборонявшихся англичан кусок территории под контролем Германии. Естественно, лучше англичан в пору Второй мировой никто туннели строить не мог, наверно. У себя на родине они строили их в большом количестве в принципе под той же Темзой в Лондоне: водопроводные тоннели, пешеходные, для поездов и бла-бла-бла. В общем-то, если прочитать историческую справку, то ничего особо захватывающего весь фильм и не должно происходить. Поэтому тут уже искусство авторов - как подать скучную основу историю перед гранд-финалом, если он случится. _ Как снять фильм напряжённым, если речь идёт фактически о строителях метро? Дискавери и Нэйшинл Географик уже ответили на данный вами (зрителями) вопрос: никак, если вокруг ничего не происходит - например, где-то должна осыпаться порода, чтобы подземные воины смело восстанавливали опоры; строителей должен поджимать временной график, потому что операцию назначили на определённое время; постоянно что-то должно ломаться, например, тоннель под взрывами бомб на поверхности. Больше дыму и пороху, короче, надо нагнать. А что там ещё показывать? Как люди в толчок (которого нет) под землей ходят, что ли? А вдруг немцы догадаются о плане и начнут искать эти самые подкопы и копающих? Г-ммм (с соответствующим смайликом)?! В общем, эпичность происходящего надо додумывать на ходу. Чем-то лента похожа на ту, где наркоторговцы роют землю под границей между Мексикой и США, только там в роли немцев американские пограничники (пограничная служба с патрулями), и у нас вместо наркотиков - мешки со взрывчатым веществом. Незаконный тротилотрафик, короче, организовываем. Да, чтобы не было так скучно, в фильм всё-таки добавили под разными предлогами наземную войну, войнушку. Плюс опять-таки просто разговоры о войне и прочем сопутствующем. Есть и свои необычные повороты сюжета. Мне же фильм наскучил ещё до начала просмотра, поэтому я на него рецензию параллельно с приготовлением борща с гречкой пишу...