Чешская спортивная драма «Стая» получила в нашем прокате более пафосное название «Хоккей навсегда», которое смотрелось бы уместнее для биографической ленты о Яромире Ягре, например, однако подошло и жёсткой истории травли новичка юношеской команды. Юный вратарь Давид ещё не успевает занять место в воротах новой дружины, как уже становится мишенью для злобных насмешек «стариков», которые в затейливости издевательств могли бы потягаться бы с армейскими «дедами». Причины для буллинга долго искать не пришлось: и девчонка у пришлого вратаря аппетитная, и чёлку носить смеет, и богатенький папа вечно лезет, и кроме того он диабетик, а таким в команде мастеров делать нечего. Как считают сами самопровозглашённые мастера. Давиду приходится демонстрировать завидное самообладание, он пытается завоевать право выходить на лёд, однако эта картина не о спорте с шайбой и клюшкой как таковом, а скорее о том, что терпение даже самой терпеливой жертвы нападок однажды кончается. Дебютант в полнометражном кино, чех Томас Поленски определил свою работу как полудокументальную, уверяя, что знаком с ненавистью на уровне юношеского спорта. Глядя на то, как достаётся безобидному и далеко не бесталанному парню Давиду, многие родители задумаются, а нужна ли их отпрыску такая школа выживания. Сгущать краски режиссёру не пришлось – дети и в самом деле безжалостны, когда приходит пора толкаться локтями и тем более, когда считают свою мишень «блатным». В кино нет одного источника зла – собственно и название «Стая» говорит об угрозе толпы, однако не меньшую опасность для Давида и таких бедняг представляет старшее поколение. Отец юноши думает только, как бы поскорее пристроить отпрыска в именитый клуб, мать «перекрывает кислород» в общении с девушкой, а тренер – его квалификация вызывает вопросы, и в его лице узнаются мутные персонажи, в том числе и из России, которые заинтересованы отнюдь не в развитии голодных до побед талантов. Брутальная специфика роднит «Хоккей навсегда» с печально известной эстонской драмой «Класс», навеянной трагедией доведённых до ручки школьников. Томас Поленски держит повествование в более щадящих рамках, но некоторые эпизоды вызывают аналогичный шок, как сцены из прибалтийского аналога. Режиссёр будто так и не смог определиться с главным посылом ленты: отвечать агрессией на агрессию, или же бежать от трудностей. В стороне не остаётся каток – вот чем впечатляет фильм. Постановщик показывает зверей в свитерах с символикой волков, но жажда побеждать у этих сорванцов присутствует. Хотя на одной ярости карьеру не построишь, и в поддержку этой мысли Поленски так охотно снимает табло, где у команды гонителей постоянно горит ноль, а жертве буллинга по амплуа положено защищать от голов. Выходит, грош цена таким спортсменам, которые не щадят новичков, а сами вынуждены доставать из сетки чужие шайбы горстями. Томас Поленски запечатлел портрет печального явления, а не посвятил кино его природе и причинам возникновения. Тяготея к позиции наблюдателя, режиссёр даёт понять, что травлю не искоренить, однако даже эта гадость способна помочь в обкатке характера будущего чемпиона, если только коллектив знаком с чувством меры, а сам объект нападок не будет прикрываться деньгами отца. Какими бывают крайности – чешский постановщик показал, впечатление они оставляют сильное. Антураж хоккея, а не условного гандбола добавляет красок, ведь никому не требуется объяснять, насколько суров этот вид спорта, зато и награда мастеров в работе с шайбой ожидает царская. И разве ли только в Чехии…
Фильмы, не выпущенные в Голливуде, меня частенько стали привлекать, и данный фильм чехословацкого производства меня заинтересовал, так как в этом фильме задействована моя любимая спортивная драма, в данном случае - это хоккей, но как обычно, по традиции в такого рода фильмах всегда внимание больше уделяется драме, проблемам в семье и отношениям, но этот фильм, кстати название которого 'Хоккей навсегда', затрагивает очень злободневную тему для нашего современного общества - это буллинг или, другими словами, унижение, запугивание, угнетение, как и моральное, так и физическое, но в основном это происходит физическим путём, и часто школьники и подростки подвергаются насилию со стороны своих сверстников, или сильный обижает слабого. По сюжету фильма 16-летний Давид (Томаш Далецки), переехав с семьёй в другой город, присоединяется к хоккейной команде 'Волки'. У Давида есть недуг - у него диабет. Давид играет на позиции вратаря, но вратарь этой команды не собирается уступать своё место, и вся команда решительно настроена против Давида, отношения Давида с командой ещё больше усугубляются, когда в команду возвращается их капитан Джерри. Фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд, и фильм затрагивается сразу же несколько тем: да, это проблемы буллинга, которые должны быть сурово наказаны, это и отношения в семье, семейные взаимоотношения Давида со своим отцом, это и тот факт, что ты сам должен определять своё будущее и свою судьбу, да, безусловно, родители всегда хотят помочь и хотят лучшего для тебя, но, когда родители решают за тебя - это не всегда приводит к хорошим результатам, в особенности, в профессиональном спорте, в котором психологическое и физическое давление велики, фильм также уделяет внимание любовным отношениям и половому влечению между подростками. Томаш Далецки мне понравился в роли Давида, парню всё же пришлось вынести не мало и стойкости ему не занимать. Ещё один момент, который немаловажен в фильме - это то, как несмотря на буллинг, в Давиде всё же присутствовал командный дух. 'Хоккей навсегда' - жизненный фильм на злободневные темы в нашем современном мире.