Вслед за «Трафиком», располагающем великолепным актерским составом, но реализованным не очень качественно, в свет вышел еще один фильм на острую тему - «Денежная игла». Фильм рассказывает о том, как весьма предприимчивые и имеющие склонность к любви к деньгам товарищи, нашли эффективный способ обогащаться за счет конченых наркоманов. Для этого даже была придумана схема с условной реабилитацией последних, в ходе которой предприимчивые ребята получали баснословные суммы на свой счет. И если в основанном на реальных событиях «Гангстере» с Дензэлом Вашингтоном рассказывалось о том, как наркоторговцы зарабатывают деньги, привозя наркотики в США, что также обрисовывалось и в «Траффике» 2001 года, и в новом «Трафике», «Денежная игла», по сути, предложила зрителю увидеть как в Америке зарабатывают вроде как вполне легально, но при этом все же преступают черту закона. В принципе при просмотре можно проводить аналогии с массой фильмов, в которых рассказывается о нелегальных заработках: «Парни со стволами», «Оружейный барон», «Сделано в Америке» сюда тоже подойдут. Сразу стоит отметить, что актерский состав в фильме собран весьма неплохой, хоть и не звездный. Фрэнк Грилло как стильный мачо уходит на второй план, ибо больше экранного времени у того же Майкла Кеннета Уильямса (Джека Килмера в расчет не беру — я вообще хз кто это. Есть в фильме и Джессика Рот, а также Мелисса Лео и Питер Грин, которого лично я давненько не видел в большом кино, хотя с его внешностью он мог бы наряду с Шоном Бином потягаться за звание главного кинозлодея в Голливуде. Основная идея Body Brokers была показана в самом начале картины, для этого режиссер Джон Своб использовал эффективный прием иллюстративности происходящего: в качестве наглядных образцов и в виде титров на экран вывелись цифры заработка, исчисляемые десятками тысяч долларов и все это под убедительный монолог рассказчика, коим оказался Фрэнк Грилло. Оно довольно быстро обрисовал концепцию заработка на наркоманах, после чего история фильма вышла на любящего ширяться Юту (Джек Килмер), которому выпал шанс попасть в реабилитационную программу. Собственно, на этом концепция «Денежной иглы» себя исчерпывает и в дальнейшем зритель может видеть довольно скучную и унылую картину в стиле «30 дней из жизни бывшего наркомана» (ну, 90 дней, ладно). Оценивая Body Brokers стоит попытаться понять: что же хотел донести до зрителя Джон Своб. Показанными событиями он хотел подтвердить старую индейскую поговорку «Каждая собака возвращается к своей блевотине»? Или может быть русскую пословицу «Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит»? Такое было показано, причем неоднократно. Тут Своб точно никого не удивил, а скорее подвел весь свой проект к общему знаменателю, хотя изначально фильм начинался как довольно оригинальный и альтернативный. Режиссер хотел показать, как доверчивый и поддающийся на соблазны Юта стал очередной жертвой финансовой схемы под названием «Денежная игла»? Окей, тогда в чем особенность этого парня, ведь наверняка он не один такой, кто оказался перемолот безжалостными махинаторами! Уходя от общего (финансовой махинации с наркоманами) к частному (истории отдельно взятого нарколыги) «Денежная игла» превращается в довольно посредственный проект, в котором изначальная идея казалась неплохой, но на стадии реализации оказалось, что за исключением короткого рассказа от персонажа Грилло, больше особо то и нечего поведать о том, как зарабатываются баксы в Штатах. «Денежная игла» оказывается узкоспециализированным и направленным в большей степени на американскую публику. Наверняка тамошний зритель глядя на все происходящее обратит внимание на то, какие дела творятся в США в сфере реабилитации наркоманов и близких к этой теме ведомствах и организациях. Нам же, как стороннему зрителю, остается лишь созерцать очередной фильм «основанный на реальных событиях», который детально ничего не расписывает, но громко заявляет: based of true story! Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 5 из 10
«Денежная игла» представляет собой наглядный пример чуть ли не гениальной идеи фильма, которая не может быть верно передана из-за посредственного исполнения. Из всех драм, посвященных теме злоупотребления психоактивными веществами, это первая, которая повествует о так называемой «лечебной индустрии» – многомиллиардном секторе экономики. Врачи взяли на себя нелегкое бремя помогать наркозависимым, но мало кто обращает внимание, что эта деятельность является хорошим способом заработка для частных клиник, процветающих не за счет выздоровления наркоманов, а за счет их возвращения в клиники после рецидива. Цинично, но это так: немудрено, что многие из этих клиник используют вербовщиков и даже в отдельных случаях усиливают зависимости пациентов. Сценарист и режиссер Джон Своб, самопровозглашенный бывший наркоман, решил снять об этом фильм. В его руках потенциально интересная задумка превратилась в бледную криминальную драму: а жаль, ведь повествование легко себе представить в более сатирическом или даже ироничном стиле, что-нибудь наравне с «Волком с Уолл-Стрит» или «Здесь курят». В Огайо живёт героиновый наркоман Юта, который всюду таскает за собой свою девушку Опал. Они пытаются слезть с иглы, поэтому неслучайно встречают Вуда – таинственного незнакомца, который устраивает Юту в неплохую клинику, где тот всё же побеждает зависимость, оставаясь «чистым» на протяжении 90 дней. Всё не так просто: Вуд параллельно обучает Юту тонкостям работы «телесного брокера», специализирующегося на заполнении коек реабилитационной клиники. Рулит всем Вин – мошенник, придумавший схему обогащения, построенной на эксплуатации закона о медицинском обслуживании. Юта – тихий парень, застрявший в своей непростой жизненной ситуации. Кажется, что сценарий должен быть исследованием пути этого молодого человека. Оказывается, что местами «Денежная игла» – фильм больше документальный, чем художественный. Сюжет наполнен деталями о том, как в целом проходит реабилитация наркоманов, а Вин показывает зрителю диаграммы и графики, чтобы пояснить схему аферы. Это придает повествованию странный тон, по крайней мере для первой половины. Создатели быстро отказываются от осуждения подобной нечистой схемы заработка, чтобы разобраться с трансформацией характера Юты, однако и это не удалось: сценаристы снова и снова возвращаются к тому, чтобы разжевывать детали мошенничества. Не помогает делу и плоский характер персонажей: кажется, даже сам Юта раскрыт весьма посредственно. Частично в этих бедах виноват Джек Вэлович Килмер, игра которого попросту недостаточно выразительна, чтобы показать героиновых демонов, преследующих Юту. Пока герой пожинает проблемы своих преступных деяний, он выглядит довольно уныло, особенно когда рядом с ним в кадре харизматичный Майкл Кеннет Уильямс. Тем не менее, более серьезная проблема заключается в том, что сценарию не удалось представить богатство и успех на таком поприще как моральный провал для Юты, хотя траектория развития фильма и конец истории заставляют думать, что это так. Иными словами, для героев нет особых последствий, что сказывается на эмоциональном вилянии. А по мере развития сюжета мрачный тон становится ещё более запутанным, поскольку кинематографические эксперименты, вроде появляющегося в сценарии Вина, являются своего рода гиперстилизацией, которые начисто стирают убедительность происходящего. Это не значит, что «Денежная игла» лишена ценности. Несмотря на все недостатки, фильм является даже отчасти анархическим: сценарий весьма корректно вскрывает те или иные проблемы индустрии, но потенциал именно в этой форме разглядеть тяжело. В данном изображении наркомании есть только самые грубые эмоции, а ощутимый гнев автора, пронизывающий всю картину, не может привести к каким-либо впечатляющим моментам: кажется, что «Денежная игла» – фильм, который разорвался, пытаясь рассказать две разные по тональности истории, не преуспев ни в одной из них. 5 из 10