Уильям Уэллмен очень сильно меня удивил этим фильмом. Обычная история, снятая в 1931 году, начинается с вполне банальной ситуации - простая девушка устраивается на работу ночной сиделкой. У девушки нет медицинского образования и она рада полученной работы (все же - кризис). Однако, вскоре она понимает, что несколько пациентов за которыми ей нужно присматривать - очень непростые. Особенно ее удивляет больная девочка и ее спивающаяся мать. Странный доктор по мнению сестры не предпринимает ничего, чтобы спасти детей. Странности добавляет и водитель Ник, который больше похож на гангстера. То есть, у зрителя появляются все основания для того, чтобы предположить, что перед ними очередной конспирологический триллер. Нужно сказать, что закрутка сюжета осуществлена на высочайшем уровне. Сразу же вспоминаются Хичкок, Преминджер (с Банни Лейк), Полански и многие другие мастера. Уэллмен очень талантливо нагнетает напряжение. Однако, во второй половине картины, он не менее талантливо переводит все в динамичное русло. А изысканность, с которой режиссер решит проблему Ника - многого стоит. Несмотря на то, что в фильме совсем не показывается насилие, он не только пропитан атмосферой насилия, но и намекает на достаточно страшные вещи. С таким же успехом Уэллмен мог снять и слэшер, и хоррор. Барбара Стэнвик идеально вписалась в эту картину. Некрасивая и нескладная, резкая и решительная - она в полной мере смогла передать внутренний мир девушки, которая не готова преодолеть свои принципы и смириться с насилием, ради спокойной и богатой жизни. Впрочем, если внимательно смотреть фильм - то совсем непонятно, не изменила ли своим убеждениям героиня в самом конце истории. Кларк Гейбл - не менее успешно вписался в актерский ансамбль. Сильный, мужественный и холодный красавец, который еще не сыграл Ретта Баттлера, Гейбл был вполне органичен в отрицательной роли. В итоге: Уильям Уэллмен подарил нам не только мрачную напряженную атмосферу, но и весьма неоднозначный, немного юмористический финал - десятки я не так уж и часто ставлю. 10 из 10
Я довольно давно видела этот фильм, и запомнила его благодаря интересному для жанра сюжету и хорошему актёрскому составу. Сюжет ленты таков: Лора Харт твёрдо решила посвятить себя медицинской работе. Она учится на курсах, где знакомится с разбитной и саркастичной Мэлони, с которой они станут подругами, и с контрабандистом Морти, которого спасёт от полиции. После окончания курсов Лора и Мэлони нанимаются в сиделки к Нанни и Десни, дочерям миссис Ричи, богатой алкоголички, которая ведёт соответственный образ жизни. А алкоголем её снабжает её же шофёр - гангстер Ник. Лора ухаживает за девочками в ночную смену и вскоре понимает, что их морят голодом. Но никто в доме, кроме экономки, не хочет её слушать, и тогда она принимает меры. Актёрский состав в фильме подобран очень удачно. Барбара Стэнвик великолепно вписывается в фильм. Она прекрасно справилась со своей ролью. Джоан Блонделл очаровательна в роли остроумной подруги главной героини. Кларк Гейбл выглядит довольно странно в роли гангстера. Роль должен был играть Джеймс Кэгни, что возможно было бы лучшим решением. Впрочем, к работе Гейбла в фильме особых претензий нет, к тому же, это одна из ранних ролей в его карьере. В целом, получился прекрасный напряжённый детективный триллер, сделанный очень профессионально и интересно. Факт, что лента снята до 1934 года - вступления в силу морального закона Голливуда (Кодекса Хэйса) - говорит только в его пользу. К тому же, фильм снимал один из лучших кинорежиссёров того периода, находившийся, в то время, в прекрасной творческой форме - Уильям Уэллмен. И этим всё сказано! 10 из 10
Однажды в Америке 30-х годов одна простая, но бойкая девушка Лора захотела стать медсестрой. Пришла в больницу и случайно столкнувшись с главврачом устроилась на сестринские курсы … Интересно показано, как обучали медсестер. Никакой теории, все только на практике… А потом начались трудовые будни, вернее ночные смены в одной странной семейке… Богатая мать-алкоголичка допилась до полного отупения, ее шофер-любовник всем заправляет, а до малолетних детей никому нет дела. В богатом доме дети голодают… А в это время куча разодетых гостей пляшет под патефон… И медсестра Лора борется за жизнь детей всеми силами. И без помощи правильных знакомых не обойтись. Есть у нее один дружок бутлегер, который поставляет выпивку для мамаши-выпивохи. Работа у него такая… Но этот же бутлегер и помогает ей спасти детей, а потом и наказать злодея Если вдуматься сюжет довольно драматический – алкоголизм и деградация матери убивают детей. Но все снято так с юмором, все такие чистенькие, аккуратненькие, с прическами… Что никакого морализаторства не ощущается… Просто история одной медсестры. Кларк Гейбл, молодой и красивый, играет негодяя. Харизматичный злодей.
Кинокартина «Ночная сиделка» - стала следующей в режиссёрской карьере Уильмана Уэллмана после хитового «Врага общества». Слава «Врага», серьёзно затмила все последующие фильмы режиссёра, а в случае с «Сиделкой», так и вообще повергла её в безвестие. Что на мой взгляд очень несправедливо. Конечно, данная картина далеко не так ярка и глубока, как центральное произведение Уэллмана, но тем ни менее определенно заслуживает внимание. Сюжет повествует о молодой девушке по имени Лора, которая желает посвятить свою жизнь работе сестрой милосердия. Не имея даже необходимого школьного образования, Лоре волей случая удаётся поступить на курсы медсестёр, где она знакомится с Мэлони, с которой у неё завязываются дружеские отношения. После успешного окончания курсов, Лора нанимается на роботу Сиделкой для больных детей в дом богатой алкоголички мисс Ричи. Замечая со временем, что несмотря на лечение, дети не выздоравливают и им становится только хуже, Лора, пытаясь, докопаться до правды оказывается втянута в подлую аферу, подстроенную личным водителем хозяйки дома — жестоким гангстером Ником. История вышла интересной и даже интригующей местами. Режиссёр умело играет с чувствами зрителя заставляя хоть и порой не самым честными методами, но сопереживать персонажам. В основной «Ночная сиделка» - это такой триллер старой школы, где-то на уровне раннего Хичкока, а может быть даже и выше. Центральное противостояние обычной медсестры и жестокого преступника не заставляет заскучать. Проблема лишь в том, что фильм имеет слишком маленький хронометраж (всего 72 минуты) оттого многие темы не получили ни должного развития, ни завершения. С другой стороны, даже за такое короткое время, у создателей таки получилось рассказать историю и довести центральную линию до конца. В ту пору, был большой спрос на сильный образ центрального женского персонажа и Лора не стала исключением. Вся первая половина фильма посвящена её раскрытию. Что она за человек, чем хочет заниматься и почему, её отношение к окружающим. Образ Лоры получился очень светлым и сугубо положительным хотя и при этом весьма приземлённым. В её стремления веришь, её поступкам доверяешь и сопереживаешь лишениям. Буквально за пару сцен мы узнаём о героине всё что необходимо для раскрытия её характера, а это очень непросто. Сценарию помогает и достойная актёрская игра. Ранняя Барбара Стэнвик, ещё не примерившая на себя образ типичной femme fatale хороша. Подруга Мелони в исполнении звезды Джоан Блондел также справилась отлично. Обе создают на экране очень яркий и даже хулиганский тандем, излучающий тону обаяния. Ну и конечно гангстеры, куда уж без них. Тут их двое: негодяй с золотым сердцем Морти и хладнокровный поддонок Ник, в исполнении Кларка Гейбла. Оба абсолютно разные и олицетворяют этакую двойственную натуру бандита. К сожалению, в фильме проглядывается хоть и не слишком явная, но всё же эксплуатационная направленность. В картине как минимум три или четыре сцены, где героини ведут диалог при этом переодеваясь, нередко одна героиня помогает другой снять одежду. Угадывается этакий гомоэротический подтекст историй, что конечно же ни в коем случае не плохо, однако у этой темы попросту нет никакого развития, отсюда и делается вывод, что добавлены они били исключительно в целях привлечения зрителей. Да, в те времена такое ещё могло сработать. Именно это обстоятельство хоть и не сильно, но портит впечатление от вполне себе достойного в целом фильма.
Америка рубежа 20-х – 30-х годов, гангстеры правят бал, великая депрессия уже началась, а до отмены сухого закона ещё пара лет. Молодая девушка по имени Лора (Барбара Стэнвик), без образования, бросившая школу в период подросткового взросления, берется за ум и устраивается медсестрой в госпиталь. Несколько месяцев практики – и она получает диплом, имея который она без помех может устраиваться на приличную работу. Лора устраивается сиделкой в богатый дом, и, смелая и предприимчивая, вмешивается в подозрительные события, творящиеся в этом доме. Не слишком интригующий сюжет, не правда ли? Но – в тихом омуте... Здесь вам не встретятся ни Джеймс Кэгни с Богартом, ни роковая блондинка; не раздастся ни единый выстрел, не зазвучит душераздирающая музыка. Но простая история быстро и незаметно становится гнетущей, и вы цепенеете в ожидании чего-то страшного, непоправимого и, может быть, даже мистического. Разгадка, впрочем, будет довольно проста и для кого-то даже предсказуема, лишенная какого бы (то) ни было мистицизама. Но чувство тревоги не отпустит даже с финальными титрами: что-то ждёт впереди героиню? Вот она сидит в машине Морти, о котором она ничего не знает; зато мы знаем, что он не так прост, как кажется Лоре… Режиссер мастерски нагнетает атмосферу, не используя при этом ни одного шаблонного приема. Фильм начинается с того, что мы несемся на машине по городу: мы почти упираемся носом в вышедший из фокуса затылок шофера, перед которым на весь разворот экрана – лобовое стекло машины, от которой в разные стороны шарахаются люди, буквально разлетаются в разные стороны дома. А вот другая сцена: в комнату входит мужчина. Мы видим его ноги; видим, как он передвигается по комнате, поднимает с пола женщину, мы наблюдаем за его ногами несколько десятков секунд, быть может даже несколько минут, - и нестерпимо хочется видеть его лицо, узнать, кто же он? Чувствуется в его поступи харизма, он не случайный гость здесь, и кто бы он ни был, несомненно, он здесь хозяин. Бывают моменты, когда страх и ожидание словно парализуют, и совершенно неясно, чем сейчас обернется тот или иной персонаж (другом ли, врагом, психом или, быть может, частным детективом?), и как он может поступить. Не лишен фильм и юмора, подчас черного (скелет в постели; финальная шутка о том, что Ник (Гейбл) совершенно неожиданно исчез). У меня нет цели сравнивать, но всё же постановка сцен напоминает «Шантаж» Альфреда Хичкока, настроением фильм схож с опять же хичкоковским «Подозрением», сцена операции в аудитории вообще напоминает Фрица Ланга - говорю это не затем, чтобы обвинить кого-то в плагиате или отсутствии индивидуальности; хотя, возможно, именно у именитого Хичкока как раз больше шаблонного или искусственного. А вот Уильям Уэллман, напротив, удивляет (приятно) своей безыскусностью и сдержанной малоэмоциональной документальностью повествования. Подробная сцена гигиены новорожденных в роддоме; совершенно неприглядная, нехудожественная сцена пьянки и, после, борьбы Барбары Стэнвик и Шарлотты Мириам делают реальность фильма выпуклой, иллюзию – жизненной, отчего сопереживание, страх, напряжение, очевидно, усиливаются. И так мимолетно и с тем умело обрисована Америка и страшная эпоха, в которую жила главная героиня, что фильм выступает ещё и в роли свидетеля истории страны (помимо роли страшилки на ночь). Барбара Стэнвик играет нормальную молодую девушку, не диву с укладкой, не богиню, освещенную софитами, не красавицу в откровенном мерцающем наряде, не романтический собирательный образ, не пафосный героический персонаж, а просто девушку. Не идеальную, обычную. У неё спущенные чулки, маленькие глазки без накладных ресниц и неровные зубы. Она живая, остроумная, волевая, хитрая и бесстрашная, не лишенная также и чувства собственного достоинства. Бен Лион. Никогда прежде не видела этого актера, что добавило ему, темной лошадке, загадочности, хотя его персонаж и без того загадочен. Эта милая открытая улыбка, эти чистые светлые глаза, правильные черты лица, чистая кожа… но у него в кармане револьвер, и в знак благодарности он шлёт вам не букет роз, а двухлитровую бутыль запретного спирта. Действительно ли он мелкая сошка, наивный парнишка, сбившийся с пути, промышляющий мелким рэкетом? Кларк Гейбл. Если при упоминании этого имени вам представился атлетичный усатый обаяшка с улыбкой чеширского кота, а в голове зазвучала тема из «Унесенных ветром», ущипните себя. Потому что это был прекрасный сон. А теперь он обратился в кошмар. Такого Гейбла я ещё не видела... Кто эта страшная фигура, затянутая в черное, с бледным лицом и бесцветными глазами? И даже в кошмаре я не могла представить такое тупое и жестокое выражение лица у Короля Голливуда. Ледяной, беспринципный, зловещий, он не моргнув глазом поднимает руку на женщину или ребенка – кто же этот человек, у которого в каком-то гипнотическом подчинении находится весь дом, начиная с самих господ? Я не ослышалась, он просто шофёр? Фильм длится всего лишь час с четвертью, но режиссер, оператор и все актеры, от великих до малых (из малых особенно хороши подруга героини в исполнении Джоан Блонделл и актер, сыгравший опасного доктора Рэйнджера), настолько хороши, что многим современным триллерам, длящимся вдвое больше, далеко до этой великолепной, пробирающей до дрожи, работы, снятой на заре звукового кинематографа. Воистину, краткость – сестра таланта.