Наблюдая со стороны, сколько масштабно и устрашающе воскресает жанр хоррора в Голливуде благодаря усилиям Джеймса Вана, Святослав Подгаевский посчитал, что нечто подобное вполне можно воспроизвести в российском кинематографе. Главное лишь иметь хорошую историю и желание снять нечто в действительности жуткое и способное надолго запомниться. Конечно, первый полнометражный опыт Подгаевского в хорроре прошел не самым лучшим образом, и тем не менее во 'Владении 18' ощущалась довольно неплохая задумка, а некоторые сцены в действительности пугали, так как были мастерски снятыми. Главным же в контексте фильма было то, что на режиссера все-таки обратили внимание и позволили ему в дальнейшем продолжить работу с ужасами, дабы российская аудиторию имела альтернативу иностранному хоррору, который предельно редко обращался к славянской мифологии. Вторым же фильмом Подгаевского, на который уже были выделены солидные деньги, а рекламная кампания поражала своим размахом, оказалась 'Пиковая дама', дополненная подзаголовком 'Черный обряд'. Продюсеры увидели в заданной истории перспективы и даже задумали выстроить вокруг зловещей потусторонней гостью целую франшизу. Как известно, со временем в прокат вышел сиквел оригинальной ленты, который снимали уже без участия самого Подгаевского, и тем не менее это все равно является доказательством того, что в его идеях есть особый потенциал. В конце концов, история Пиковой дамы из Зазеркалья не окончилась исключительно на российской дилогии, и в 2019 году стараниями канадских кинематографистов на свет появилось 'Проклятие пиковой дамы', или же 'Queen of Spades', римейк фильма Подгаевского, на который возлагали большие надежды, и тем не менее готовый результат оказался не таким уверенным, каким его хотелось бы видеть. Непосредственно сюжет фильма знакомит нас с четырьмя друзьями в лице Анны (Ава Престон), Кэти (Джэми Блох), Мэттью (Набил Рахо) и Себастьяна (Эрик Осборн). Однажды ребята решили повеселиться довольно необычным способом и призвать в дом дух давно умершей ведьмы, которая согласно преданиям способна на весьма жуткие поступки. Молодые люди на самом деле полагали, что все это не более, чем простая безобидная забава, и максимум, с чем они повидаются, так с каким-то бесформенным отражением в зеркале, однако все на деле оказалось гораздо хуже. Окончив ритуал и банально попугав друг друга глупыми шутками, ребята решили разойтись забыв о прошедшем вечере, однако их деяние нашли неожиданное и зловещее отражение. Мрачный дух ведьмы выбрался из небытия в наш мир и начал охоту на тех, кто его призвал. И когда влияние призрака стало настолько пугающим, что не обошлось даже без несчастных случаев и крови, ребята в полной мере осознали, что же именно натворили. Теперь им необходимо как можно быстрее выяснить все, что известно, о злом духе и успокоить его гнев. Единственным же человеком, который хоть как-то может им помочь, оказывается Смирнов (Дэниэл Кэш), который ранее уже встречался с проклятием и знает о нем больше, чем остальные. Но даже информация Смирнова не может гарантировать, что ребята смогут избежать печальной участи, которая начиналась как развеселая вечерняя забава. При всех спорных моментах, которые были в оригинальной 'Пиковой даме' Святослава Подгаевского, необходимо признать, что в ленте были свои сильные стороны и она без особых проблем увлекала в суть своей истории. И пускай с финальным актом у 'Черного обряда' были нешуточные проблемы, в целом фильм был достойным и неудивительно, что на него обратили внимание иностранные продюсеры. Для российского кино это был настоящий прецедент и неудивительно, что обладатели прав на 'Пиковую даму' рассчитывали на всеобщее признание и возможность в дальнейшем обратить внимание и на другие свои проекты. Но чем больше времени проходило с момента объявления информации о том, что за океаном сниму свою версию 'Пиковой дамы', тем больше сомнений закрадывалось в успех этой авантюры. К проекту не выказывали большой интерес приличные режиссеры, а на ведущие роли так и не удалось затащить примечательных актеров, которые могли бы одним своим именем сделать картину популярной и известной. Наконец, дело сдвинулось с мертвой точки после того, как к съемочному процессу приступил некто Патрик Уайт, однако ни новым Джеймсом Ваном, ни даже вторым Святославом Подгаевским ему стать не удалось. Фильм движется по лекалам второсортных хорроров, которые ежегодно выпускают в прокат независимые студии США и Канады. В 'Проклятии пиковой дамы' мы наблюдаем за совершенно типичными, невыразительными молодыми людьми, которые совершают все возможные ошибки и словно просят злой дух поскорее отправить их на тот свет. С самой первой сцены и продолжая далее, лента Патрика Уайта выглядит предсказуемой, ей очень сложно напугать своего зрителя, а те редкие сцены, которые все-таки могут вызвать хоть какие-то эмоции, на самом деле не могут исправить сложившуюся ситуацию. Также здесь присутствуют сцены со спецэффектами, но лучше бы авторы обошлись без дешевой графики, чем пользовались ее услугами по поводу и без него. В оригинале Подгаевского также были использованы эффекты, без которых спокойно можно было бы обойтись, но парадокс ситуации в том, что канадская версия 'Пиковой дамы' уступает им, причем разительно. Так что в некоторых случаях гораздо лучше пользоваться старыми добрыми приемам родом из 80-х, чем платить гроши специалистам, которые не будут стараться сверх меры и делать лишнюю работу совершенно бесплатно. Не смогли порадовать хоть чем-то особенным также и актеры, которых пригласили сыграть ведущие роли. Молодые люди выглядят совершенно типично и невыразительно, они ничем не выделяются среди друг друга помимо пола и внешнего вида, но это вряд ли можно считать их большой заслугой. Чуть лучше обстоит дело с самой Пиковой дамой, для которой подготовили весьма запоминающийся грим, однако дешевые спецэффекты жестоко вторглись в ее образ и подпортили ей совершенно ненужными графическими ухищрениями. Впрочем, об особенностях драматической игры актрисы, сыгравшей Пиковую даму, говорить особо нечего, так как основная ставка здесь сделана все же на внешний облик и внезапные появления злого духа перед камерой. В итоге хочу сказать, что 'Проклятие пиковой дамы' относится к тому роду римейков, без которых вполне можно было обойтись. При этом у знатоков фильма Святослава Подгаевского были определенные надежды на то, что канадский вариант хоррора хотя бы частично искупит огрехи российского фильма, но на деле все вышло с точностью, да наоборот. Лента Патрика Уайта моментально растворилась в безбрежном океане схожих жанровых работ и лишний раз о ней вряд ли кто-то вспомнит. 4 из 10
Дверь отворилась и вошла женщина в белом платье... скользнув, очутилась перед ним. Герман узнал графиню. - Я пришла к тебе против своей воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе в среду. Но с тем, что б ты в сутки более одной карты не ставил. И чтобы во всю жизнь, после, не играл. Прощаю тебе мою смерть... С этим словом, она тихо повернулась, пошла к дверям и скрылась шаркая туфлями. Герман слышал как хлопнула дверь в сенях и увидел, что кто-то опять поглядел к нему в окошко. Герман долго не мог опомниться... 'Пиковая дама', 1982, реж. И. Масленников На глазах у четвёрки подростков, юноша прыгает с крыши. Последние слова на устах, связаны с Пиковой Дамой. Кто она такая? Сущность ада? Демоническая сила? Бабушка-веселушка для исполнения желаний? А что если... Ну, да! Попробовать вызвать её. Прикола ради. Эх, молодость-молодость! Эх, дурость-дурость! Заигрывание с потусторонним миром? Забава для потехи? А о последствиях Вы подумали? Судя по всему, нет. Томимые желаниями, к каким только Богам не обращаются люди. Молиться готовы кому угодно. Поклоняться, тоже. Хоть чёрту, хоть дьяволу. И во имя чего? Ради чего? Всё просто. Всё прозаично. Лишь бы получить заветное. То, что так опьяняет, так дурманит, с ума сводит. Деньги обычно на кону, власть, богатство, любовные привороты персон в воздыхании. Души свои - обменом на тленные блага. Ну, историю с персонажем русской классики - Германом все мы знаем. Секрет трёх карт - счастьем сколоченного состояния. Итог, правда, плачевный - клиника для душевнобольных в утешение и одна единственная фраза на остаток дней - тройка, семёрка, туз... Вот оно заигрывание с потусторонним миром во что выливается. 'Дурилка' пристанищем на вечный прикол. Забавы с Пиковой дамой, судя по всему, у нас в крови. Мистики, порой, хочется отведать, хоть режь! Страшилкой себя взбодрить - как лакомством! Потому и кинематограф не скупится на краски сюжетных построений, по своему усмотрению 'лепя' фигуры персонажей. 'Пиковая дама: Чёрный обряд' была в 2015 году, а 'Пиковая дама. Зазеркалье' - в 2019 году. Не слишком ли часто эксплуатируем тему? Или леденящие ужасы игрой на струнах нервов. Хочется, хочется, хочется чего-нибудь такого... Какого? 'Эдакого'... 'Проклятие пиковой дамы' (2021) - это канадская версия российского ужастика прошлого десятилетия. По всей видимости режиссёра настолько вдохновила постановка о четырёх недотёпах, что он едва ли не 'слово в слово' перевёл её на понятный местным аборигенам язык. Американцы обычно прибегают к подобным трюкам. Глянется что-либо у европейцев из кино, в миг перетаскивают на свой материк. Адаптируют под себя. Пару звёзд из киноцеха вбросят - и хит готов. Вот и здесь примерно такая же круговерть. Правда без топовых лиц обошлись. Что в сюжете? Зеркало, к гадалке не ходи - порталом в иной мир. Свеча, путеводной звездой для дремлющего в недрах уродца. Нарисовал на стекле путь к себе любимому, зажёг огонёк и кличешь того с кем хочешь иметь дело - приди, приди, приди или - выйди, выйди, выйди, или вот ещё - проявись, проявись, проявись. То есть - дай о себе знать, обозначь себя. А дальше как повезёт. Может откликнуться, может проигнорировать. Этим дуралеям, откровенно не повезло. Пиковая Дама, а может быть кто-то, кто её замещает в потустороннем мире предложение приняли. И в первую очередь до юношей дошла очередь, потом до девиц проявили интерес. Тут уж не до радостей бескорыстного общения с получением подарков как из рога изобилия - машины, дома, красные дипломы, сверхспособности... а как бы по добру по здорову ноги живым унести. И куда прикажете обращаться за помощью? 01 - позвонить? 02 - побеспокоить? 03 - окликнуть? Жуть, одним словом! Малобюджетное кино в которое быстро врастаешь. Оно не раздражает, не кажется пресным или рафинированным. Действия, по большей части в клети комнат, среди зеркал. Спецэффекты? Весьма умеренны, но именно в том объёме, чтобы почувствовать и прочувствовать интригу этого ужастика. Вполне себе кино чтобы побороть зевоту, скрасить сумрак ночи в одиночестве просмотра. Пиковая дама, приди! 6 из 10