Я подходил к просмотру «Family Romance LLC» без особых надежд, памятуя об общем мнении о закате игрового периода маэстро. И, к сожалению, я не готов спорить с общепринятым, так как «Мой сын, Мой сын, что ты наделал» или «Непобедимый» довольно слабы и даже «Спасительный рассвет» и «Плохой лейтенант», несмотря на масштаб и бюджет, не зажгли во мне былого восторга, сравнимого со «Стеклянным Сердцем», «Агирре» и даже дорогой актёрский состав всё равно проигрывал одному лишь Кински образца «Войцека». Поэтому просмотр оставшейся фильмографии скорее дань уважения прошлым заслугам, нежели ожидание новых откровений. Однако, к моему искреннему удивлению, именно «Family Romance LLC» стал той самой вспышкой среди сумерек, поразив меня и заставив пересмотреть свои взгляды. Настолько, что я всерьез рассматриваю его как вершину его творчества в новом столетии. Картина, рожденная практически из ничего, снятая ручной камерой на задворках Токио, дышит свободой от студийного гнета и бюджетных ограничений. Именно эта творческая анархия, похоже, и позволила режиссёру проявиться во всей своей самобытной красе. Фильм открывается сценой, пронизанной щемящей ностальгией: долгожданное воссоединение отца и дочери, разделённых временем и обстоятельствами. Двенадцатилетняя девочка с робким любопытством изучает незнакомого мужчину, а тот, в свою очередь, пытается растопить лёд многолетнего отсутствия. Их прогулка по парку, среди цветущей сакуры и разыгрывающих битвы самураев прям излучает ламповость и тепло. Идиллия. Но эта идиллия быстро рассеивается Оказывается, перед нами не настоящий отец, а актёр из агентства 'ООО Семейный роман', предлагающего услуги по 'аренде' родственников и друзей на любой случай жизни. Здесь можно нанять 'отца невесты' на замену неблагонадежному оригиналу, или же найти 'добровольца', готового принять на себя гнев начальства за чужой проступок. И многое многое ещё. Именно глазами сотрудника этого необычного предприятия мы и будем наблюдать за разворачивающейся драмой, погружаясь в чужие жизни и тайны Помимо хорошего сюжета, я бы отметил огромное количество 'херцоговских моментов'. Сложно объяснить что такое 'Херцог-момент', но каждый, кто посмотрел хотя бы несколько его игровых фильмов, безошибочно узнает эти вкрапления реальности в ткань повествования. Словно стыдясь собственного ремесла иллюзиониста, режиссёр приоткрывает дверь для чего-то подлинного. Будь то спонтанная песня уличных артистов или танец очередного аборигена, а может просто сцена быта какого-нибудь ремесленника – эти эпизоды, словно глоток свежего воздуха, прерывают заданный ход сюжета и, удивительным образом, нарушив ритм, только вовлекают в картину. И каждый раз я в восторге. Как герой Дикаприо в Голливу тыкаю пальцем в экран и кричу 'вот оно, вот оно'. И тут таких моментов тут много. Главная фишка Херцога. Получше всяких 'взглядов из багажника'. Впрочем, невозможно обойти вниманием и вторую неотъемлемую черту режиссерского взгляда: его пристальное изучение лабиринта человеческой души. Фильм разворачивается как исследование зыбких территорий между истинным «Я» и теми социальными ролями, которые диктует нам общество. Херцог подвергает сомнению саму природу идентичности в мире, где эмоциональная близость и привязанность становятся лишь очередным товаром на витрине. Наблюдая за героем, словно хамелеон меняющим личины, невольно ловишь себя на мысли: где заканчивается маска актера и начинается лицо человека? Это кино – отчаянная попытка возвести мосты над пропастью между подлинными связями и их эрзац-вариантами. Сквозь призму фирменного херцоговского абсурда и почти осязаемой реальности, фильм превращается в философское эссе о природе человеческих отношений, о призрачной хрупкости идентичности и о нравственных парадоксах в век технологий и всепоглощающего одиночества. Он заставляет нас задуматься о сущности человеческого бытия и о том, как легко обмануться блеском искусственного, приняв его за подлинное. В целом весь Херцог такой, о искусственном и подлинном, но в этот раз это одна из ключевых тем. Касательно продакшена: Скромность бюджета не только не портит фильм, а наоборот, будучи лишённым глянца и постановочной вычурности картине удаётся погружать зрителя в самую гущу событий, заставляя поверить в происходящее на экране. Здесь в полной мере проявляется мастерство Херцога-документалиста, умеющего находить истину в неприкрашенной реальности. Вывод: Вернер ещё может, когда хочет. База.