За простотой непритязательного повествования несколько глубоких аспектов бытия. Едва ли не этнографическое путешествие в африканские бескрайние дали предлагает зрителям марокканский режиссёр Ала Эддин Альджем. Это полномасштабный дебют молодого, перспективного творца. Комедия в обёртке местного колорита. Всё в рамках дозволенного, с ироничными вкраплениями над устоями привычного социума. Святыни, культы, религиозные обряды, патриархальное наследие предков, мужское-женское в созерцании и пески-пески-пески... Бескрайние пески куда не кинь взгляд. И камни-камни-камни словно обглоданные кости из чьего-то рта после обильной трапезы. И барханы-барханы-барханы косогорами вспученности живота земли. И солнце-солнце-солнце нещадным жаром испепеляющего зноя. Как тут только живут люди? Как можно здесь вообще жить? Направо, налево, вокруг, один и тот же ландшафт. Направо, налево, вокруг, один и тот же пейзаж. Голь. Пустошь. Жёлтый туман... Истинные святые и святые мнимые. Именно так, наверное, можно определить квинтэссенцию этой работы. По плодам их - узнаете их. Библейская мудрость вполне применима к рассматриваемой ситуации. Жив ли Великий молитвенник, ушёл ли к праотцам, если он отмечен печатью всевышнего, добрые дела, заступничество, никогда не оскудеют. Стоит ли сердцем обратиться в помощи 'подаяния' - откликнется непременно. Да, да, служение Богам истинным и служение Богам ложным. Здесь и сейчас. Теперь. Если молитесь 'Мамоне'( на холме, в могиле закопана) принимая её за Святость, то на что можете рассчитывать? Проси, не проси дождя - ни капли не пошлют небеса. Ложь и ложный посыл изначален. Ошибочен. И разве сухое, безжизненное древо не указка бытующего заблуждения? Оно тут же, оно рядом. На глазах у всех. Но мертво. Именно так автор разбрасывает перед нами загадки-отгадки своих сюжетных мотивов. Выход? В чём выход? Сместить, заменить, упразднить 'лукавство'. И естественный поток жизненных обстоятельств находит, пробивает русло очевидности в заблуждении. И мир вокруг преображается. И благодатная влага с небес. И 'караван' новых паломников в жажде осесть на праведной земле. И исторжение 'от себя' едва ли 'не паршивой овцы'... Иронично? Да. Забавно? Вполне. А помимо основной темы - ментальный уклад окружения. Доктор, парикмахер, охранник у каждого собственные заботы. У каждого свой собственный 'кодекс чести'. Смешно и здесь. Весёлые фрески в развлечении. Этнографическое кино, этнографическое. Не для широкой аудитории. 6 из 10
'В этой повести нет ангелов и нет злодеев' (так и хочется начать рецензию цитатой из Сергея Довлатова). Кино изумительное, флегматичное, затягивающее, как. ..книга 'Татарская пустыня' Дино Буццатти. Вроде и ни о чем, а потом вдруг, как мираж сквозь пески, начинают проступать отчетливые смыслы... Преступники с лицами праведников, верующие с физиономиями грешников с полотен Босха и собака, пострадавшая за всех сразу... Кажется, этот фильм почти невозможно смотреть и рассматривать без большого культурного бэкграунда. Столько здесь тайных знаков, отсылок и столько иронии над тем, что теперь оскорбляет чувства верующих по обе стороны океана. Добавьте операторскую меланхолию, примерно тысячу оттенков песка и лунного света, хриплые звуки, особую пустынную пыль и магию словно остановившегося времени в кадре... Ух! Хорошее кино получилось. Не для всех, но если решитесь посмотреть - решайтесь. Покорена абсолютно. Моё кино с первого кадра.