От Парижа до Дакара – больше 4 тысячи километров, от «Туки буки» до «Атлантики» - больше 30 лет. Диоп и Диоп, связанные красно-синей тонкой нитью. Как Париж и Дакар. Встречаются. Где? Наверное, на Атлантическом побережье. И Мамбети, и Мати Диоп – дети своего времени. «Туки буки» — это и хиппи, и эксперименты Кеннета Энгера, и борьба за индивидуализм. «Атлантика», в свою очередь, - социальное кино с некоторыми оговорками. Эти оговорки и выстраиваются в связующую нить. Мати Диоп, в каком-то смысле, продолжает линию своего дяди. Одиссея, начатая героями «Туки буки» (Одиссей в свой заморский путь гиены взял вдруг жену, Пенелопу), оборачивается гибелью странника в «Атлантике». Пенелопа остается одна. Если не считать духов. И снова оговорки. Мати Диоп, согласно духу времени, избавляется от господства монтажа и от яркой палитры «Туки буки». Все это оставлено позади. С должным уважением предано забвению. А что осталось? Остался океан. Побережье Атлантики. Гладь. Вода, в которой мог утонуть герой «Туки буки». В которой утонул герой «Атлантики». А по поверхности идут своим ходом корабли. Дакар – Париж. Круг, наконец-то, замкнулся.
Африканский кинематограф уже довольно давно не радовал зрителя хорошими продуктами собственного производства. Из недавних можно вспомнить лишь обладателя приза имени Альфреда Слоуна - 'Мальчик, который обуздал ветер' хорошего актёра Чиветеля Эджифора, пробующего свои силы в режиссёрском ремесле. И вот, в российский прокат выходит многообещающий обладатель 'Гран-при жюри' и номинант на 'Золотую пальмовую ветвь'. Мати Диоп — первая сенегальская женщина-режиссёр. Она родилась и выросла в Париже в смешанной семье. «Атлантика» — её дебютная полнометражная картина, снятая на основе её же одноименной короткометражки 2009 года. В оригинальной картине молодой моряк, сидя у костра, рассказывал друзьям о своих путешествиях по миру. В полнометражной версии, от рассказчика решили отказаться во благо динамичности картины. По началу может показаться, что история повествует драматичные отношения парня и девушки. Однако, романтическая основа имеет множество мыслительных подтекстов. Бедность, несправедливость по отношению к рабочей силе, экзистенциальное бытие человека, отсутствие свободы слова и личностного выбора, нахождение самого себя в этой жизни, и это только самые очевидные подтексты. Но, мало добавить в свой продукт проблемы современного общества, надо ещё и связать их логически с основной сюжетной линией. Ничего из этого не было доведено до конца, остановившись на этапе развития, хотя возможностей для реализации актуальной ситуации в странах Африки было предостаточно. Так и непонятно чего хотел добиться режиссёр. Мати создала франкенштейна, пытающегося казаться драматическим психоделическим триллером с элементами лёгкой романтизации детективной истории. Получился привлекательный внешне микс, который по вкусу напоминает что-то смежное между солёным огурцом и вяленой скумбрией. Множество моментов незавершённости или недосказанности. Как бы понятно о чём фильм, однако лёгким дуновением ветра его уносит сильно в сторону от понятной действительности. Про завершённость продукта я вообще молчу. Создатели тянули ниточку до самого конца, но в определённый момент запутываются в собственных идеях. Приятно, что в наше время поддерживаются начинающие режиссёры с актёрами и их малобюджетные продукты. В подобных кинофильмах чувствуется манящая обыденность и возможно правдивая истинность. Правда в силу неопытности заметно отсутствие должного актёрского мастерства, особенно это видно в драматические моменты. Как вы видите, есть две стороны медали в этом вопросе, однако давать поддержку молодым необходимо для светлого будущего кинематографа. Тем более, зачастую первый фильм не говорит об актёре ничего, поэтому будем надеяться, что начинающих искусников заметят и будут привлекать в другие проекты. Заслужила ли 'Атлантика' приз 'Гран-при жюри'? Сложно сказать... За идею - возможно, но за реализацию - нет. Это типичный фильм, неоправдавший возложенных на него ожиданий. Но у Канн иногда и нет цели выявить лучших из лучших. Их истинная цель - замечать таланты и давать им нужный толчок. Здесь употребимо лишь одно слово - МОЛОДЦЫ! 5.4 из 10
Французская режиссёр Мати Диоп решила вернуться к историческим корням, за что тут же была награждена Гран-при жюри в Каннах этого года. За какие заслуги? К каким корням? Да к сенегальским. 'Атлантика' снята про Сенегал и в самом Сенегале. Это придаёт характерный национальный привкус и колорит. Жаль только, что сюжет и идея - словно взяты из учебника по авторскому кино. Нет, ничего дурного в выбранных режиссёром темах нет: эмансипация, положение женщин в исламских странах, взросление, поиск себя и далее по списку. Вопрос в том, почему создатели не смогли привнести в картину ни крупицы чего-то нового, какого-то авторского взгляда. А на одном национальном колорите далеко не уедешь. В фильме нет ничего, что я могу назвать 'неудачным'. Другое дело - упущенные возможности. Столько всего можно было снять про экзотическую страну Сенегал! Но 'Атлантика' по факту зрелище неизобретательное и как будто нарочито 'артхаусное'. Томные взгляды, высокопарные монологи (не сказать, что неуместные, скорее не необходимые), слишком большое количество статичных сцен. Даже оператор работал так, словно держал в руке открытый учебник. Видно, что была установка впихнуть побольше нестандартных сцен и приёмов, но, начиная со сцены с поездом, зрителя начинает одолевать мысль 'где-то я уже это видел'. Зато хорошо показаны переживания героини, её взросление, её взаимоотношения с другими людьми. Тут вообще здорово показан быт (и, как следствие, проблемы) сенегальской молодёжи. Это заслуга в том числе и актёров-непрофессионалов, играющих, по-видимому, самих себя. Возникло ощущение, что 'Атлантика' - кино, снятое сугубо по учебнику. Такой крепкий артхаус средней руки с сенегальским колоритом. В нём нет ни грамма ничего выдающегося или мало-мальски интересного (для любителей артхауса уж точно). Ровно как и ни одного минуса, ведь снято всё по готовым лекалам и наверняка талантливыми людьми. Гран-при жюри? Не согласен. Кто, кроме 'Паразитов' и 'Однажды в... Голливуде' более достоин? Ну, например, 'Боль и слава', 'Малыш Джо', 'Портрет девушки в огне', 'Извините, мы вас не застали', 'Боже мой!'... 6,5 из 10
Фильм откровенно слабый. Посмотрел я его из-за восторженных отзывов, уважаемого мною кинокритика, А.Долина - что ж и на старуху бывает проруха. В фильме нет ни африканского колорита, который невольно ждешь, узнав, что действие фильма происходит в Сенегале (даже африканские национальные песни, которых в фильме не так уж и много, но они всё же есть, даже их заглушает эмбиент). Ни интересного сюжета. Ни тебе интересных героев, ни ироничных диалогов. Ни-че-го! Сюжет ужасно скучен: типичная мелодрама, где главные герои переживают расставание. И вот на протяжении всего фильма нас пытаются заставить сострадать несчастной девушке - и всё бы ничего, если бы не абсолютная деревянность главной героини, она вышла уж слишком трафаретной, ей совершенно не хочется сопереживать. Но и это ещё не всё, фильм вышел ужасно затянутый, у меня сложилось впечатление, что его нарочно растягивали. Растягивали совершенно искусственно, снимая море, по сути воду. Попытка компенсировать воду в сценарии водой морской. И всё же нельзя сказать, что сюжет совсем уж плох: там в середине появляются призраки... а ещё он про эмансипацию женщин в исламском мире, главная героиня обретает независимость под конец... вот. Здесь на фильме отразилось именно то, что режиссёром была женщина, француженка с сенегальскими корнями. И, наверное, её целью было осветить в фильме две главные темы: тема феминизма - раскрыта неплохо, и тема африканской культуры - вот тут незачёт. 3 из 10
Первобытная магия кажется заснувшей в Африке, в городах, прорастающих башнями и трущобами из стекла и бетона. Строителей нового небоскрёба цинично обманывают с деньгами, и молодые ребята решают оставить на время своих знойных девушек, чтобы попытать счастья в Европе. Денег нет — поэтому добираться решают по Атлантическому океану, на жалкой посудине. Суровая обыденность — но магия двух влюблённых превращает эту типичную драму потенциальных гастарбайтеров в мистическую историю, полную жизни. Фильм «Атлантика» — о любви двух молодых и красивых людей, не ставшей началом простого семейного счастья, но вернувшей искру волшебства в жизни тех, кто остался на берегу. Ада, длинноногая девушка прекрасной наружности, должна на днях выйти замуж за успешного (по меркам соседей) парня, большую часть времени проводящего в сказочной Европе. Её возлюбленный — строитель, отчаливший в поисках лучшей жизни. Возможно, для них обоих. Ада должна решить, кто она — послушная дочь в большой семье, согласная принять обеспеченного жениха, одобренного родителями, или одиночка, готовая лишиться всего ради права любить того, кого она сама выбирает. Интересно, что среди типичных подружек невесты, озабоченных в основном селфи, находится лишь одна, не завидующая такому шикарному жениху. И это как раз та, кто больше всего на свете ценит деньги, потому что знает им цену. Её совет — решить прямо здесь и сейчас, чётко понимая последствия своих решений. Сюжет — живой коктейль из драмы, мистики и чуть-чуть криминального детектива. Атлантика в этом фильме — стихия, способная на страшные и прекрасные вещи, как древнее божество. 8 из 10
Рабочие, трудившиеся на строительстве футуристической высотной башни на берегу Атлантики, которым работодатель задолжал зарплату за три месяца, могут, повозмущавшись, просто уйти с работы, сесть в лодку и отправиться на поиски счастья. Но, не найдя его, могут и вернуться, причём в таком обличье, от которого должника охватит ужас и он не только сам отдаст всё, что от него потребуют, но и выполнит любое желание обманутых работников. Кое-кто из возвратившихся может поджечь свадебное ложе своей возлюбленной, отданной против её воли обеспеченному жениху, пытаясь таким образом расстроить этот брак. И сделать это руками представителя власти и закона, защищающего мир богатых от посягательств бедных. Девушка из мусульманской семьи, пережив родительское осуждение, полицейское преследование и недоверие нежеланного жениха (заставляющего её пройти унизительный тест на девственность), может найти в себе волю разрушить планы других в отношении себя и попытаться самостоятельно найти своё место в жизни. И вот уже та самая высотка, всё ещё возвышающаяся над утопающем в грязи и нищете пригороде Дакара, не кажется теперь несокрушимой, как и весь этот мир обмана, насилия и неравных возможностей. 7 из 10
В фильме «Атлантика» мистическое повествование заберёт вас полностью и уже не отпустит до конца. Фабула фильма довольно-таки проста. Главные герои влюблённые, по классическим канонам им мешают обстоятельства быть вместе. Семья девушки Ады пообещала отдать ее замуж за богача. Ее возлюбленный Сулейман простой строитель, которому не платят. Вместе с другими работягами они отправляются искать работу в другой стране и уходят в океан. Лента кажется простой лишь на первый взгляд. Большое внимание зрителя приковывает сам океан. Его присутствие чувсвуется в течение всего фильма, этот эффект также достигается благодаря медеативному саундтреку. Сам фильм «Атлантика», как океан, мистический, глубокий и таинственный. Если захотите увидеть и ощутить что-то подобное, то нужно посмотреть другой фильм оператора «Атлантики» Клер Матон - прекрасную картину «Портрет девушки в огне». В «Портрете» океан также играет очень важную роль. В двух фильмах работает союз двух женщин - оператора и режиссера, вместе они достигают очень чувственного результата и через картинку доносят до зрителя эмоции. И главное что в фильме «Атлантика» суровый реализм уходит на задний план, основное не рассказ о мигрантах. Социальная критика присутствует в фильме, но показана весьма не навязчиво. Да, безусловно, в картине есть противостояние классов, но суть фильма в другом. Женщина режиссер сенегальского происхождения Мати Диоп достигла результата, показав интимность и влюблённость двух сердец.
В «Атлантике», фильме французско-сенегальского режиссера Мати Диоп, получившем Гран-при Канн, вода является одновременно угрозой и источником комфорта. С мягкой операторской работой и острым диалогом, Диоп как бы бросает тень на море и все его возможности. В сцене ближе к концу фильма темно-розовое небо нависает над длинным выстрелом океанских волн, когда один из главных героев шепчет загадочным голосом за любовника, которого она вынужден оставить позади: я чувствовал, как ты плачешь, таща меня к берегу. Драма с ощутимой тоской и удивительной грацией, «Атлантикс» следует за Адой, 17-летней девочкой, живущей в пригороде сенегальской столицы Дакара. Хотя она собирается выйти замуж за богатого молодого человека по имени Омар, Ада влюблена в Сулеймана, бедного строителя. В первых сценах Сулейман и его коллеги-работники, которым не заплатили за месяцы, которые они потратили на строительство футуристической башни, решили отправиться в Европу в поисках другой работы. Но Сулейман никогда не покидает Аду. Диоп делает их отношения, наряду со многими препятствиями, с которыми они сталкиваются, состраданием и невероятной мистикой. Важно отметить, что «Атлантика» преодолевает абсолютный реализм, с которым рассказывают многие повествования о мигрантах: нет склеенных документальных видеороликов, нет зловещих порезов в борьбе, которая ожидает Сулеймана и других мужчин в Европе. Результатом является транспортная любовная история с притоком социальной критики, которая умудряется одновременно преследовать и обнадеживать. Каннский призер присоединяется к нигерийской драме «Львиное сердце» и малавийскому биографическому фильму «Мальчик, который обуздал ветер» в постоянно расширяющемся списке африканских фильмов Netflix. Благодаря диалогу на волоф и французском языке, фильм представляет собой веху в Каннах: Диоп - первая чернокожая режиссер, выступившая на фестивале, а «Атлантика» - ее первая полнометражная работа. Режиссер, который написал сценарий с Оливье Демангелем, также является племянницей поздней сенегальской кинематографической легенды Джибриля Диопа Мамбети. Соответственно, она потратила много времени на рассмотрение искажения континента в изображениях, которые распространяются через Голливуд и в европейских фильмах. «Как смешанная девушка, родившаяся в Париже, но также из Сенегала, я очень хорошо знаю, как Африка была лишена своей собственной истории, имиджа, представительства», - сказала она Vulture. «Существует постоянное противоречие между тем, как я думаю, как Африка должна быть представлена, и тем, как я знаю, это видно со стороны». Как человек проживший и проработавший в Дакаре несколько лет, я с полной уверенностью могу засвидетельствовать точность автора в передаче деталей повседневной жизни этого многолюдного метрополиса и реалий с которыми сталкивается молодёжь Сенегала в наши дни. В этом быстро растущем городе совершенно отсутствует экзотика, которую ожидают увидеть в фильме люди, незнакомые с Сенегалом. Современный урбанизм вытеснил традиционный уклад народа Волоф в глубь страны, оставив только слабые его отголоски в современной жизни горожан сенегальцев. Существует, на мой взгляд, некая параллель между Москвой 60-х годов прошлого столетия и Дакаром последних 10-15 лет 21-го века. Оба города переживали бурный экономических подъём и связанный с ним строительный бум. Большое количество людей потянулось в столицу из деревень, оставляя привычный образ жизни своих родных мест. Их дети выросли совсем другими людьми в совершенно других условиях жизни, которые не обещали им светлого будущего. 10 из 10