Несмотря на свой почтенный возраст, Оливье Маршаль сохраняет розовенький, юношеский оптимизм. На протяжении многих лет он воспевает лучшие человеческие качества: жадность, трусость, подлость... В представлении Маршаля, мир - это арена борьбы между злом, и более слабым злом. Между бандитами и полицией. В этом фильме он в очередной раз ставит знак равенства между полицейскими и бандитами. Разница только в том (говорит жуткая, монстрообразная старуха, в которой вы ни за что не узнаете красавицу 60 - х Клавдию Кардинале), что у копов есть значки. Маршалю удалось снять прекрасный образчик фильма - нуар. Кадр переполнен подонками всех мастей и калибров. Сюжет неважен. Пара тонн героина, центнер еврофантиков, кровная месть. Все друг друга предают, кидают, подставляют. Всё очень жизненно, никаких прикрас. Прямо капреализм какой - то. Начало фильма настраивает на оптимистический лад. Утомлённый французским нарзаном коп, методично убивает всю свою семью, собачку, и себя. В следующем кадре, мужчина непринуждённо убивает собственную мать, и это только начало, только лёгкий петтинг. В дальнейшем, количество трупов в кадре будет расти. От предварительных ласк, Маршаль плавно перейдёт к основному блюду. Фамилия главного героя Вронский, что провоцирует удивительную дискуссию между ним, и конвоируемым преступником - ребята ищут смыслы в 'Анне Карениной', демонстрируя при этом глубокие познания в русской литературе, и глубинах женской психики. Начальник полиции непринуждённо цитирует 'Книгу притчей Соломоновых'. Это вам не тупые быки, это куртуазные французские душегубы. Вронский выглядит как чисто вымытый, и причёсанный Чубакка, и командует отрядом полицейских, которые борются с такими же подон... то есть с бандитами, и расследуют бойню в каком - то кафе. В ходе расследования выяснится, что от кого - то из полицейских исходит затхлый запах крысятины, и что хороших людей вообще не существует, все коррумпированы, и любые действия Вронского приводят к цугцвангу (простите за эрудицию, отрыжка 'Хода королевы'). Снято всё очень ярко - красиво брызжет кровь, пули превращают лица в фарш, настоящая отрада для садиста, честное извращенское. Здесь есть и боевик, и драма, и детектив, и чуточку романтики. Импозантные негры с блондинистыми бородками, свирепые арабы, сизые от пьянства французы, все эти достойные люди кружатся в бешеном макабрическом танце, режут, стреляют, насилуют... И всё это изящно, по - французски. Вот что значит цивилизация! Шарман! И всё это происходит в Марселе. Судя по этому фильму, Марсель - чудный городишко, а этот фильм задумывался как реклама для туристов, приезжайте к нам, и вам не понадобится эвтаназия! Итог. Прекрасное в своей жестокости, и мизантропии кино, с участием Жана Рено, Жерара Ланвена, и Клаудии Кардинале.
Ещё будучи сотрудником французской полиции будущий режиссёр, сценарист, актёр и продюсер Оливье Маршаль стал брать уроки киномастерства. Затем он оставил свою прошлую работу, но она наложила специфический отпечаток на жанровую принадлежность Маршаля: один за другим он снимает криминальные триллеры с элементами драмы, где чаще всего главными героями становятся полицейские. Так с подобными сюжетами Маршаль снял ленты 'Гангстеры' (2002), 'Набережная Орфевр, 36' (2004), которая получила три номинации премии 'Сезар', 'Однажды в Марселе' (2008), 'Неприкасаемые' (2011), 'На грани добра и зла' (2014), вышедшая для телевизионной сетки, 'Углерод' (2017). Таким образом фильмы Маршаля обладают авторским почерком создателя, что он вновь демонстрирует в последней на данный момент своей картине 'Город мошенников', премьера которой произошла осенью 2020-го года благодаря мультимедийной компании 'Netflix', которая в последнее время всё больше и больше завоёвывает кинопространство. Действие 'Города мошенников' развивается в среде особого отдела по борьбе с бандитизмом. Однажды происходит кровавая разборка между враждующими группировками и сотрудникам отдела необходимо разобраться в ситуации, потому что она может привести к открытой войне между бандами. Но это лишь один слой происходящего, потому что со временем становится понятным, что кто-то из полицейских может быть связан с бандами и служит им не только как информатор, но и возможно, что даже помогает им в их злодеяниях. Таким образом отдел попадает под особое наблюдение. К тому же остроты ситуации прибавляет новоназначенный комиссар Андре Леонетти (Жан Рено), который отличается своей амбициозностью и ловкостью на уровне коварства. И начинаются подковёрные игры в департаменте полиции. И лишь один полицейский - Ришар Вронский (Ланник Готри) - решает разобраться с тем, что происходит. Он попытается обелить своих коллег, докопаться кто же имеет связь с кровожадными бандами, и вывести предателя или предателей на чистую воду. Скажу честно: по-моему скромному субъективному мнению Оливье Маршаль знатно перестарался, когда писал сценарий к 'Городу мошенников'. Всё дело в том, что уже чуть ли не в первой четверти фильмы можно окончательно запутаться с тем, кто же здесь кто. Кто - бандит, кто - полицейский, а кто и тот, и тот. Постоянная смена кадров с действующими лицами в какой-то момент превращает 'Город мошенников' в бесконечную чехарду с малосвязанными диалогами, что превращает сюжет в настоящую головоломку для зрителя и он вполне себе может бросить всяческие попытки добыть разгадку к тому кто же стоит за всей происходящей вакханалией. К тому же идёт наслоение сюжетных линий, которые перебрасывают зрителя от одного действия к другому и это превращается в какой-то бесконечный водоворот, а если в него попасть, то можно окончательно запутаться, что же происходит в 'Городе мошенников' и кто здесь протагонист, а кто злодей. Хотя в данном случае линия разграничения между добром и злом старательно замыта. 'Город мошенников' довольно схож по своей структуре с лучшей работой Оливье Маршаля 'Набережная Орфевр, 36', когда два крутых полицейских начинают беспощадную борьбу друг с другом и тут уж любые методы хороши. К тому же оба фильмы сняты в суровой манере, где сама по себе атмосфера даже говорит о том, что ничего хорошего здесь ожидать не стоит. Однако, если в 'Набережная Орфевр, 36' есть понимание главной сюжетной линии, то вот 'Город мошенников' распадается на несколько частей и собрать эту мозаику заново представляется очень сложным и долгим занятием. Но не позабыл Оливье Маршаль про стилистику боевика - крови и трупов в фильме будет более чем предостаточно, а некоторые убийства настолько звериные, что становится поистине страшно, если Маршаль берёт сюжет для 'Города мошенников' из своего собственного опыта, когда он служил в полиции. Коррупция там дело самое что ни на есть обычное и втянутыми в него оказываются практически все без исключения, даже косвенным способом. Признаться, хотелось новую 'Набережную Орфевр, 36', но Оливье Маршаль задумал нечто масштабное с большим количеством действующих лиц и несколькими параллельно идущими сюжетными линиями. Но режиссёр и сценарист фильма настолько запутал весь этот клубок, что разобраться в том, что же происходит в 'Городе мошенников' оказывается определённо сложной задачей. И, если честно, ни один из актёров не оставил о себе каких-либо воспоминаний, даже Жан Рено. Так что оценка ниже следующая: 5 из 10