Акеларре: отзывы и рeцензии

cyberlaw
cyberlaw22 июня 2025 в 23:50
Akelarre от Пабло Агуэро

В 1984 году в Испании вышел фильм Педро Олеа 'Аккеларе' о процессах над ведьмами, которые проводились в Средние века в Наварре и Стране Басков. Это был яркий выразительный фильм, который кажется раскрыл тему. Однако в конце 2010-х несколько романов о ведьмах из Наварры, экранизированных в трилогии с Мартой Этурой, пробудили интерес к этой теме. В известной степени лента Пабло Агуэро повторяет все сюжетные перипетии фильма 1984 года. Итак... Нескольких девушек арестовывают. Они толком даже не понимают причин. Вскоре каждую из них начнут пытать так, что остальные сами будут рады сознаться, лишь бы уменьшить мучения. Впрочем авторы, как и в упомянутом фильме, не спешат раздавать ярлыки. Тут не будет 'плохого инквизитора' и 'несчастных жертв'. Предложенный Алексом Брендемюлем образ инквизитора односложен. Это мужчина увлеченный своей властью больше, чем всем остальным. Очевидно, что излишнее честолюбие является причиной всех его личных ошибок. Потому его стремление изобличить девушек перерастает в одержимость. Куда более интересен образ Аны, которую исполнила Амайя Аберастури. Только всмотритесь в ее глаза. Она полна непокорности. В ней есть нечто дикое, что первобытное. И в полной мере применимы к ней слова Куприна об Олесе: 'меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины'. Даже оказавшись в труднейшей ситуации Ана проявляет свой стальной характер... И тут нужно отметить самое интересное. Режиссер ленты Пабло Агуэро не спешит с оценками. Ровно как и в ленте 1984 года каждый зритель может сделать свои собственные выводы. В фильме более, чем достаточно намеков на то, что были грубейшие нарушения со стороны инквизитора. И в то же время, ряд намеков позволяет усмотреть и нечто совсем иное. То есть, каждый может усмотреть в ленте понятную для него самого трактовку. А ведь речь затрагивает реальные исторические факты, которые могут быть все еще для некоторых людей болезненны. Как итог я бы выделил выразительную финальную сцену в лесу, вдохновенную игру Амайи Аберастури и... Мне этот фильм показался незавершенным. Будто несколько важных сцен, которые расставляли акценты были удалены. Без них фильм выглядит упрощенным. Да и сам режиссер отмечал, что лишь все же хотел показать в этой ленте 'ведьму', но без привычных для кинематографа атрибутов. Увы, в предложенной коннотации эту незавершённость сложно скрыть. На мой вкус Агуэро все же на основе понятной для Испании истории попытался изобразить 'Ведьму' Эггерса. И пусть в техническом плане это вышло приемлемо, то в аспекте смысловом и повествовательном - очень уж незамысловато 6 из 10

ЧестноеКино
ЧестноеКино16 марта 2021 в 07:55

На дворе 1609 год, Страна Басков. Времена когда ошалелые охотники на ведьм гонялись за женщинами, обвиняя их в колдовстве и связях с дьяволом, потому что те не желали идти с ними на свидание. История поведает о нескольких молодых девушках, попавших в лапы инквизиторам. Чтобы выиграть время и дождаться спасения девули решают подыграть расфантазировавшимся дурачкам... Фильм не столько про ведьм, сколько про пугающие устои средневековья, когда без зазрения совести могли запечь дамочку на костре только потому что у нее локоны шелковистее, чем у Гертруды из соседнего села. Главные героини картины становятся заложницами ситуации и упрямой веры, не в силах чем-либо повлиять на окончательный приговор. Наглядно показана религиозная добродетель упивающаяся своей властью, инквизиторам становится мало, им нужно все больше и больше жертв. Да и сами «святоши» в душе не прочь пошалить с ведьмами - дай им только волю и ангельские маски будут сброшены, а на свет явятся одержимость, похоть и ярость. Большую часть хронометража проходит в тюремной клетки, разбавляя присказку допросами, пытками и времяпровождением пленниц. Потому фильм в первую очередь понравится тем, кто интересуется ведьминской темой и историей. Без лютого экшена и ванной кровавых соплей, режиссеру удается удерживать напряжение и тревогу до самого завораживающего финала. Мораль значится проста: прародителями современного абьюза были инквизиторы. В итоге фильм вряд ли зайдет на массового зрителя, ждущего зубодробительного экшена, но точно придется по вкусу неравнодушным к ведьминской теме и всяческим оккультным ритуалам. 7 из 10

Dimitriy01
Dimitriy0126 января 2022 в 13:05
Первые эмансипаторы

В попавшемся мне интервью режиссёр вообще ничего не рассказывает об испанской инквизиции в XVI-XVII веках, будто его рассказ ничего общего не имеет с реальными историческими событиями. Зато он рассказывает об образе ведьмы – как хорошо он сочетается с нынешней феминистической революцией, о том, что ведьма есть символ «культурного разнообразия», «свободы», что речь идёт о борьбе «Просвещённых» (да, с большой буквы!) с мракобесием и т.п. Похоже, что понятия «женщина» и «ведьма» идентичны в этом фильме. Лишь патриархальный уклад удерживает женщину в рамках приличий, а когда общественные регуляторы ослабевают (мужчины уходят в море), то женщины проявляют свою подлинную, то есть ведьмовскую сущность. За инквизитором Ростеги и его дурным стремлением увидеть ведьмовскую сущность стоит по сути сам режиссёр, решивший всем рассказать, какова она на самом деле – женщина. Так что перед зрителем не столько история угнетения или эмансипации, – перед зрителем идеология, которая нынче двигает Испанию (да и пытается то же делать в других странах) в определённом направлении – к разрушению любых иерархических структур власти, так или иначе связанных с патриархальной традицией и образами, объединёнными режиссёром в цепочке Бог-король-отец-муж. Хотя христианства мы в фильме почти и не видим (кроме местного священника, обеспокоенного абортами и влиянием иноверцев на местное население), предлагаемая в сюжете связка «инквизитор-ведьма» атакует именно христианскую традицию, христианский идеал женщины – полное умолчание Девы Марии как альтернативы «Просвещённой ткачихе» в фильме очень показательно. Инквизитор становится не более чем ключом, открывающим сущность женщины-ведьмы. И, собственно, понятно, почему такой тип появился в католической Испании позднего средневековья – в стране, где «экстаз святой Терезы» принимался за нечто сверхъестественное, неотвратимо побуждая исследователя обратиться к противоположному полюсу подобных плотских переживаний, поставив на две чаши весов Терезу и условную ведьму. Так что режиссёр по сути прав в отношении того, что охота на ведьм стала краеугольным камнем современного испанского общества – только не из-за того, что посеяла страх и предрассудки, а из-за того, что инквизиторы стали первыми эмансипаторами, внушая женщинам те мысли, до которых те сами бы и не дошли своим умом. 2 из 10

Евгения Дмитрикова
Евгения Дмитрикова22 февраля 2023 в 23:11
Когда сама жизнь колдовство

Инквизиторы едут по Стране Басков, тут и там сжигая молодых женщин, которых они заподозрят в ведьмовстве. Церковники уже провели 77 казней, но так и не узнали правду о шабаше ведьм, Акеларре. Главный судья инквизиции одержим этим обрядом и хочет знать все подробности его проведения. И вот теперь его пуль лежит в баскские портовые городки, где женщины в это время года предоставлены сами себе, пока мужчины в море. Счастливый случай для палачей - женщин некому защитить, а значит можно выведать пытками все их дьявольские секреты. Если никаких секретов у девушек нет, им придётся выдумать правдоподобную фантазию о шабаше, которая понравится судье. Это красивый фильм-впечатление, в чём-то он похож на театральную постановку. Многие кадры сняты 'живой' ручной камерой, которая по пятам следует за героями, изящно проникает в самую гущу событий. Всё происходит так близко к зрителю, что тот словно дышит одним воздухом с актёрами, стоит с ними рядом. Девушки с самых первых кадров показаны в нём как наваждение. Вот они взбегают на скалу, их распущенные волосы развиваются, они придерживают длинные легкие юбки, чтобы те не мешали ногам бежать наперекор сильному морскому ветру. Они останавливаются на краю и смотрят на уплывающий вдаль корабль. Их лиц нам не показывают, чтобы индивидуальность каждой не отвлекла нас от этого образа, общего для них. И дальше мы видим их танцующими и поющими, озорными и веселыми, нежными и чувственными, разозленными и напуганными, живыми и свободными. И в противовес им мы видим церковников - безэмоциональных мрачных немолодых мужчин в чёрном, которые по незнанию приняли жизнь за дьявольщину. Главный плюс этого фильма - это правильная атмосфера, мастерски переданная через свет, цвет, саундтрек. Съемки ручной камерой идеально подходят этому сюжету, в котором с десяток действующих фигур разыгрывают очень тактильную замкнутую на себя историю на грани жизни и смерти. И какой же красивый последний кадр в этом фильме... Минус - немного наивный сюжет. Не всегда веришь тому, что происходит. Но, возможно, во времена Средневековья люди были проще и впечатлительнее. 7 из 10