…Вы тоже после просмотра «Хода королевы» ринулись судорожно искать запыленную шахматную доску и решать задачи на форумах? Или, наконец, заучили названия фигур? Что ж, тогда у вас обнаружен заразный эффект Netflix. Для тех, кто не смотрел, пару слов о сюжете: «Ход королевы» повествует об истории становления 9-и летней сиротки в гениальную шахматистку. На протяжении 7-и серий Бет предстоит преодолеть как и сильнейших шахматных игроков мира, так и жизненные проблемы. Вероятно каждый зритель, заинтересовывался: кто такая Элизабет Хармон? Так вот, Бет — вымышленный персонаж. Слегка разочаровывающий факт. Но в то же время становиться ясно, насколько реалистично, правдиво снят сериал. Во всяком случае, первые серии. Ближе к финалу сюжет начинает влечься к патовой ситуации, становиться предсказуем и по большому счёту сводиться к победе или поражению на Чемпионате Мира. «Эндшпиль» сильно разит диснеевской сказкой, но всё же, вызывает радостные эмоции. Затмевают ли эти недостатки положительные стороны сериала? Отнюдь нет. На самом деле, «Ход королевы» — мотивирующий сериал, который показывает, насколько неожиданным образом могут раскрыться таланты человека. Конечно, один из столпов становления великих людей, это тема жертвы, отказа от бытовых радостей, счастья. Но то, как проблема раскрывается в сериале может послужить важным открытием для каждого. На самом деле, в наших руках зачастую гораздо больше, чем кажется. Главная партия, как бы пафосно ни звучало, — партия с собой. На самом деле, совершенно не обязательно человек с блистательной карьерой — человек несчастный в личной жизни. Это лишь предубеждение, приводящее к цугцвангу. После безответной любви Бет становиться всё более зависима от алкоголя. Саморазрушительное злоупортебление приводит к поражениям на важных матчах. Но, одолев зависимость, гениальная шахматистка возвращается к блистательным победам. Нежные и в то же время симбиотические отношения с мачехой, первая влюблённость, дружба, способная заменить семью, поддержка людей, объединённых страстью к общему делу, уважение соперников — эволюция взаимоотношений делают сериал довольно живым. Другая важная тема сериала — роль шахмат в психологии Бет. Как она говорит: шахматы предсказуемы, в отличие от реальной неконтролируемой жизни. Мне кажется, сценаристы допустили ошибку: эту мысль не стоило вкладывать в уста главной героини, оставив её для догадок, размышлений зрителя. Но от этой ошибки мысль не становится менее ценной: комплексы, страхи трансформируются в болезненную увлечённость. Потребность реализации талантов занимают настолько неотъемлемую часть жизни, что порой легко стать её заложником, тенью, как и Бет чувствует себя в тени воображаемых шахматных фигур. Но в данном случае увлечённость шахматами —спасительный эскапизм. Пусть то, что нас не убивает, придаёт нам силу, как пешке, дошедшей до края доски, выпадает шанс превратиться в более могущественные фигуры. Подводя итог, скажу: несмотря на некоторые «проседания», «Ход королевы» оказался важным явлением в 2020 году. Возросший интерес к шахматам — большое достижение создателей сериала, актёрской команды. Им удалось показать этот вид спорта как волнительную, беспощадную игру не только на доске, окрашенной в два цвета; эта игра — вечный вызов себе. «Sigrayem?» 8 из 10
В детстве я училась играть в шахматы не единожды. Я осваивала правила, обыгрывала тех, кто учил меня играть, а затем благополучно всё забывала. Такова моя история знакомства с доской на 64 клетки и занимательными фигурами. Я всегда любила шашки больше. Но как могла бы повернуться моя жизнь, если бы я посвятила её шахматам? Я посмотрела американский драматический мини-сериал Netflix, основанный на одноимённом романе Уолтера Тевиса «Ход королевы» или «Ферзевой гамбит» и была очарована главной героиней. Штат Кентукки, 1957 год. После смерти матери 9-летняя Элизабет Хармон остаётся сиротой и отправляется в католический приют. В этом заведении детям регулярно дают «витамины», и по совету другой подопечной Бет оставляет зелёные капсулы на ночь. Там же девочка знакомится с пожилым уборщиком Шайбелем, которого просит научить её играть в шахматы. Днём, сбежав со скучных занятий под предлогом помыть тряпку, Бет играет с мистером Шайбелем в его подвальной подсобке, а ночью, приняв зелёную капсулу, прокручивает шахматные партии на потолке общей спальни. Через несколько лет девочку удочерят, у неё начнётся совсем другая жизнь, но главную роль в ней будет играть не только любовь к шахматам. Во время написания этой рецензии я посмотрела кучу видео и прочитала множество статей и была поражена, как много интересного закладывается в сериале: 1. Сериал консультировал Гарри Каспаров. Даже если вы ничего не знаете про шахматы, это имя наверняка вам знакомо. Действительно, Гарри Каспаров — шахматная легенда, его называют величайшим шахматистом в мире, и это очень близко к правде. 2. Главные герои (Томас Броди-Сангстер в роли Бенни Уоттса и Аня Тейлор-Джой в роли Бет Хармон) не умели играть в шахматы. «Я знала только то, что там есть фигуры и доска», — сказала в интервью актриса. 3. Все шахматные партии, которые мы видим на экране, — настоящие. Некоторые из них повторяют реально сыгранные исторические партии, другие были специально разработаны для съёмок. По словам режиссёра Скотта Фрэнка, можно остановить «плёнку» на любом кадре и, рассмотрев положение фигур на доске, убедиться в том, что оно не случайно. То же касается и визуализации игр на потолке, которые появляются в воображении Бет. Такой серьёзный подход к делу сильно осложнил задачу актёрам. Им приходилось наизусть заучивать все ходы, которые тренер показывал им за несколько минут до начала съёмок сцены. 4. Сериал заслужил всеобщее признание критиков и получил положительные отзывы в шахматном сообществе. 5. Сериал способствовал возрождению общественного интереса к игре. Выход на экраны сериала «Ход королевы» увеличил спрос на шахматы в России. В ноябре продажи настольной игры подскочили сразу на 48%. А поисковые запросы по теме «Шахматы» выросли в 250 раз. Однако в киноработе есть и недостатки: 1. В сериале у главной героини с её матерью происходит такой диалог: - Что ты делаешь? - Прохожу свои старые партии, ищу слабые места. - И что? - Их нет. В реальности такого не бывает. Даже если игрок выигрывает партию, по ходу игры он довольно часто совершает неточности или даже проходит через явные ошибки. 2. Актёры неестественно передвигают фигуры по шахматной доске. 3. В последней серии во время решающей партии между Бет Хармон и её главным соперником Василием Борговым комментатор указывает, что в зале сидит сильная шахматистка из СССР Нона Гаприндашвили. Но, добавляет комментатор, в отличие от Хармон, она никогда не играла с мужчинами. Нона Гаприндашвили действительно реальная шахматистка, она пятая чемпионка мира, которая удерживала титул с 1962-го по 1978 год. Но есть одно «но» — она играла в шахматы с мужчинами! Более того, Нона Гаприндашвили стала первой женщиной, которой присвоили звание международного гроссмейстера среди мужчин. Все ступени к пьедесталу, которые покорились выдуманной Элизабет Хармон в сериале, Нона Гаприндашвили прошла в реальности. 4. Героиня учит русский и понимает, о чём даже шёпотом говорят соперники. Для меня эти эпизоды в сериале вызывали максимальное негодование, ведь порой не каждый native speaker расслышит, что говорит другой человек. Все составляющие сериала собрались в единый пазл. Визуал «Хода королевы» великолепен, тут отчетливо виден симбиоз компьютерной графики и картинки, снятой на камеру. А некоторые приемы монтажа позаимствованы у самого Гая Ричи. Картинка сочная и тона очень красивые, где нужно общие планы сменяются близкими, передавая ощущения главных героев. Композиционные и операторские решения, применённые в сериале достойны отдельного разбора. Сериал напичкан кинематографическими приёмами, смотря на которые, ты сразу ловишь себя на мысли, как же хорошо и незаметно это сделали (Прикрепляю видео-разбор внизу). Однако успех не пришел бы к сериалу без грамотного сценария и актёрской игры. Все персонажи были по-своему интересны. Аня Тейлор-Джой виртуозно реализует на экране весь спектр чувств и мыслей героини. И ее сосредоточенное размышление над партией, и внешне невыраженная любовь к приемной матери, и ее асоциальность, и невысказанное раздражение — все это актрисе удается воплотить в полной мере при минимальных внешних проявлениях. Томас Броди-Сангстер отлично влился в роль парня, искренне любящего шахматы. Советские шахматисты обладают какой-то особой энергетикой, чувствуешь что-то родное (особенно, когда звучит русская речь). Шахматы никогда не были массовым спортом, причина этого довольно проста, они очень сложные. Однако «Ход королевы» умело выполнил функцию популяризации шахмат. Авторы сериала перенесли на экраны шахматную игру в таком виде, что она не кажется скучной. Шахматные партии показаны всегда по-разному, эмоции главных героев настоящие, а борьба за первенство страны или мира достойна уважения. Сериал получил награду «Золотой глобус» в номинации «Лучший мини-сериал или телевизионный фильм», поэтому самое время посмотреть эту киноработу, если вы её не видели. Приятного просмотра!
Это было великолепно. Волнение смешивалось с напряжением, сердце стучало, ноги дрожали, а по телу шли мурашки. Кто бы подумал, что сериал про шахматы можно так хорошо снять? Срежиссировано так грамотно, что даже полному профану захочется научиться играть. Кто-то скажет — 'наискучнейший спорт', а я им посоветую этот сериал и подожду пару деньков, спустя которые они напишут о своей ошибке. Композиционные и операторские решения, применённые в сериале — достойны отдельного разбора. Сериал напичкан кинематографическими приёмами, смотря на которые, ты сразу ловишь себя на мысли, как же хорошо и незаметно это сделали. «Ход Королевы» — идеальный сериал, чтобы полюбить кино. Именно из-за него я принял решение писать про кино, которое мне нравится. Первый эпизод показывает нам главную героиню, Элизабет Хармон, в юности, когда она ещё не была знакома с шахматами. Холодные тона, ощущение безысходности и депрессии — это идеальное описание первой серии. Но юная Бет находит клочок света в яме тьмы, отправляясь в подсобку, она встречает там сторожа, играющего в интересную и не понятную на первый взгляд игру. Сторож сидел в одиночестве, разыгрывая партии с самим собой, оттачивая собственное мастерство и, похоже, не надеясь встретить спарринг-партнера. Бет заинтересовалась тем, над чем так долго думает сторож. Спустя время, она уже рассчитывала, как будет его побеждать, а уже в 10 лет стала играть невероятно хорошо для своего возраста. Время идёт, Бет взрослеет, а её мастерство становится всё большим и большим, переставая соотноситься с её возрастом. Бет уничтожает своих соперников, а снято это настолько душещипательно, настолько напряжённо, что чувствуется, словно ты стоишь за её спиной и всей душой болеешь за её победу. Обворожительная Аня Тейлор-Джой в главной роли радует нас действительно достойным раскрытием персонажа и её виденьем на него. В сериале очень любят крупные планы, особенно крупные планы Ани Тейлор-Джой. В диалогах, партиях и в сценах мыслительных процессов оператор обожает наводить объектив на наших героев. В итоге мы получили сотни потрясающих композиций и фотографически-идеальных крупных планов актрис и актёров. Перфекционист во мне ликовал, когда смотрел этот сериал. Симметрия здесь — часто основа всей красоты кадра, а крупные планы сняты столь хорошо, что моя рука лежала на PrtScr на протяжении каждого эпизода. Серьёзно, у меня настолько много скринов, что я даже выложу их в отдельном посте, чтобы и вы насладились эстетикой 60-х в сериале про шахматистку. Персонажи в сериале не идеальные личности, со своими изъянами и бесами внутри. Этим он и захватывает — это не просто сериал про гениальную шахматистку, а сериал про личность. Личность гения, которая борется с зависимостью и старается поддерживать ментальное здоровье. В персонажей веришь, они выглядят, говорят и ведут себя как настоящие люди. В этом, несомненно, заслуга актёров и автора книги Уолтера Тевиса. Несмотря на то, что некоторые сюжетные ходы легко угадываются, персонажи здесь отличные, прописанные и такие, с которыми хотелось бы и самому встретиться в реальной жизни. Сериал выполнен в тёплых тонах, очень часто в кадре встречаются оранжевые и красные цвета, как в освещении, так и в декорациях. Даже главная героиня обладает рыжими волосами. Картинка в сериале складывается уютная, уникальная и притягательная. Смотря сериал, я очень часто ловил себя на мысли, что на струнах моей души играет потрясающий саундтрек Карлоса Рафаэля Ривьеры. Он действительно, словно британский чай в дополнение к любимой еде придавал красок нужным моментам и добавлял ещё больше драмы в сценах драматических. Саундтрек для меня стал одним из лучших, что я когда-либо слышал в сериалах, в Спотифае альбом сериала был прослушан мною бесчисленное количество раз, под него особенно хорошо играть шахматные партии, воображая себя гроссмейстером. Музыка очень важна и Нетфликс с ней не прогадали в этом сериале. Я определённо и без всяких сомнений советую этот мини-сериал каждому. Даже тем, кто с шахматами ещё не перешёл на ты, этот сериал вполне может прийтись по вкусу. А уж тем, кто в шахматах хотя-бы немного разбирается, будет вдвое приятнее смотреть сериал, ощущая всё напряжение. Этот сериал — живой туториал, как нужно снимать что-либо про шахматы. Консультировал известный и великий шахматист, 13-й чемпион мира — Гарри Каспаров. Снобы, впрочем, будут ругать сериал, ссылаясь на эпизод с Москвой, мол, клюква, недостоверно и прочая дребедень. Но давайте мы не будем их слушать, а просто насладимся очень качественным сериалом, которые определённо заслуживает своего внимания.
Чем меня удивил этот сериал, так это рейтингом. Если первую серию я еще сопереживала маленькой девочке, то уже начиная со второй силилась понять, почему же зрители так восхищаются этим сериалом. Досмотрела до конца, но так и не нашла разгадки. В качестве канвы мы имеем историю, прекрасно подошедшую бы диснеевской сказке. В центре повествования – девушка мультяшной внешности и с тяжелой судьбой. В самые темные минуты своего детства она обнаруживает у себя дар и начинает развивать его. Становится сильной и красивой, доводит свой дар до супергеройского уровня и крушит соперников направо и налево. Конечно, не обходится и без трудностей, но решаются они как по мановению волшебной палочки: всегда найдется тот, кто сделает для нее невозможное. Но эта сказка очень современная: наша героиня сильная независимая феминистка, алкоголичка, сидит на транквилизаторах и меняет любовников как перчатки. О чем этот сериал? Какие чувства он должен вызвать? О шахматах? Не знаю. Я здесь совсем не сильна, и пусть техническую часть оценивают профессионалы. Но мне кажется, жизнь шахматистов здесь показана с той же достоверностью, что и советские граждане, восторгающиеся победой иностранного шахматиста над своим гроссмейстером. О мотивации и борьбе? Ее проблемы решаются как-то сами собой. А саму девочку бросает из огня да в полымя – то она помешана на шахматах, то идет куралесить с едва знакомой девицей перед важнейшим турниром. А что же сама главная героиня? В чем заключаются ее поступки, кроме шахмантной суперспособности? В социофобии, алкоголизме и случайных связях. Я больше ничего не увидела. Аня Тейлор-Джой, конечно, мила и нестандартна, но не более того. Ее лицо почти весь сериал выражает одинаковый надменный образ, который к последней серии уже набивает оскомину. Ее персонаж не вызывает сопереживания, я даже уставала от нее. Гораздо больше проникаешься ко второстепенным персонажам, которые хоть и не такие уникумы, но тоже переживают трудности и умудряются оставаться человечными. Справедливости ради, в сериале есть и плюсы. Есть действительно сильный драматический эпизод – газетные вырезки на стене у мистера Шайбела. Понравилось, как показаны советские шахматисты. Достойные, серьезные люди. А как Боргов обнял нашу горемычную после финального турнира – вот прям человечище. Персонажи запоминающиеся, яркие, нестандартные. Ни одного «инстаграмного» лица. Ну и картинка и звук, конечно. Красиво, атмосферно. 4 из 10
Гарри Поттер и без злодеев, с настоящей сказочной странной и с настоящими волшебниками. Снимаю шляпу и благодарю. Фильм поменяет мои взгляды на фильмы, сценарии, героев. Счастье. Каждому своё. История не про успех, а про обретение и принятия себя, очень завидую героине, что с ней это произошло, когда она попала в нужное время в нужное место к нужным людям. Это очень странный фильм, я с первой до последней минуты ждала подвоха, предательства, подставы, гнобления, в последней серии ждала, что выяснится, что русские ведут прослушку, знают её ходы или еще чего-нибудь. Боже! Как оказывается изранена наша душа сценарными стандартами, что каждую секунду ждешь пакость, гадость, надрыв. .. Но здесь нет отрицательных персонажей и гадостей. Немного не по себе... а в конце героиня буквально попадает в шахматный Хогвартс - Советский Союз, на мой взгляд волшебно оформленный визуально, как в Гарри Поттере ( но Тима не согласен, считает клише про мрачность). Тут прям победа людей, дела, над политикой и драмам и в фильме нетфликса и в самом фильме «ход королевы» ) таких благородных нормальных русских я не видела не в одном иностранном фильме, про русские фильмы вообще молчу, хуже чем в русских фильмах человека не изображают нигде будь то иностранец, а уж тем более русский. Прием крутой, что героиня меняется и обретает себя и стержень не в связи с событием, что она типа упала, а потом поднимается, а именно в связи с тем, что она в свою «сказку» попадает, которую встречает, попав в Союз, и все остальные допинги кроме шахмат ей становятся не нужны. Видно как она по-настоящему счастлива, это удивительно как получилось показать рост героя без отрицательных персонажей. Появляется свой стержень, уверенность, взросление. Многим, чтоб прийти в себя нужно пожить в обстановке сдерживающих рамок. Я завидую ей, не в связи с успехом, а в связи с тем, что она попала в такую обстановку, ситуацию, которая её внутренне изменила без всяких «вопреки» кому-нибудь. Еще порадовала тема с погодой, муж говорит вот показали, что Россия всегда мрачно и темно, я говорю за окно посмотри, у нее игры по вечерам, а в конце, когда Москву днем показали, ну это прям один в один как в тот день, когда мы смотрели! Небо как за окном. На мой взгляд показали без всяких преувеличений и гротеска. В последней серии понимаешь, что это прям ода русской шахматной культуре, даже заканчивается русскими словами. Я такого не видела. Чтоб ни одного плохого человека, так еще и справедливо показали хороший пласт русских, интеллектуальный народ, очень не по себе от этого. Как-то привыкла в наших фильмах, да и во всех мы злодеи. А про всякие заподляны для главного героя от антагонистов и говорить нечего. Очень непривычно весь фильм ждала, какого-нибудь гадкого плана от соперников. 10 из 10
«Мне ничего не хочется, только пить» — говорит главная героиня этого сериала, Элизабет Хармон. На минуточку, у Бет Хармон есть мужчины, слава, деньги, шмотки, путешествия, друзья и это ещё не полный список всего, чего она достигла в своем юном возрасте. Так почему же она так недовольна жизнью, почему она постоянно жалуется? Пожалуй, всему виною эгоизм. Именно такой я и запомнила главную героиню — на протяжении всего сериала она лишь раздражала и думала только о себе. Успешному успеху девушки просто не веришь, потому что она кроме своей способности отлично играть в шахматы ничего из себя не представляет. Она легкомысленная, очень зависимая от алкоголя и препаратов. Единственное, что ее может заинтересовать в мужчинах — это их сами знаете какой орган. Все мысли Бет сводятся к шахматам, больше никаких интересов и предпочтений она не имеет. А ведь говорят, что шахматисты очень умны, а ещё они почти всегда мыслят рационально и умеют включать голову в сложных жизненных ситуациях. К Бет это совершено не относится. Любые проблемы она решает алкоголем и таблетками. Более того — кажется, что половину успеха ей и обеспечили те самые волшебные таблетки. Главная героиня хочет победить Василия Боргова, сильнейшего игрока, чемпиона мира по шахматам. Еще раз подчеркну, что у Бет уже есть всё, чего только можно пожелать (а чего нет, то можно купить за деньги). Так зачем ей победа ради победы? Она и так уже известна. Ее фото печатают в журналах, она богата и всё у нее в шоколаде. Ее амбиции быть лучшей из лучших должны быть хоть чем-то подкреплены, но сериал не дает нам этих подкреплений. Все люди, которые на протяжении сериала поддерживали Бет, конечно, вызывают уважение, но не припомню, чтобы хоть кому-то наша гуру шахмат ответила благодарностью. Она принимает помощь как данность — разве можно после этого ей сочувствовать или радоваться за нее? Единственный человек, который в одном из эпизодов вызвал у вечно угрюмой Бет эмоции — это мистер Шейбел. Очень хорош был Гарри Меллинг, который играл не то любовника, не то друга главной героини. Возможно, если бы Элизабет думала не только о себе любимой, она бы разглядела, какой мужчина был рядом с ней в трудное для нее время. Но увы — в мыслях, как обычно, у нее лишь шахматы, алкоголь и случайные связи, о какой-то ее трансформации не идет и речи. Бет как была в детстве странной девчонкой, повернутой на шахматах, так она ею и осталась. Мне не захотелось начать играть в шахматы после просмотра этого сериала. Возможно, всему виною то, что после первых двух серий сюжет сводится лишь к многочисленным турнирам и победам героини. На это скучно смотреть — никакой тебе драмы, никаких поражений — всё чинно и гладко, просто и легко. Это невозможно себе представить в реальной жизни, ведь победы и достижения в крупных соревнованиях почти никогда не достаются вот так, как будто тебе их на золотом блюде преподнесли. Есть ли у сериала плюсы? Конечно: бодрое начало, парочка хороших песен, красотка Аня Тейлор-Джой и безупречная визуальная картинка. Хватает на 4 из 10 Если бы Бет была мужчиной, этот сериал не был бы даже снят, либо провалился бы в прокате из-за своей заурядности.
Гарри Меллинг повзрослел, и теперь он молодой мужчина с неправильным и (поэтому?) интересным лицом. Ох, а повзрослел же он как актер! И не верится, что вроде совсем еще недавно — прошли года как сон, прошелестело время, как ветер в листьях — играл он испорченного избалованного Дадли Дурсля в «Гарри Поттерах». Кстати, в «Ходе королевы» он играет персонажа по имени Гарри. Аню Тейлор-Джой (Элизабет Хармон в подростковом возрасте) природа наделила притягательным лицом, и критики расхвалили ее за роль. Но Айла Джонстон (Элизабет Хармон в детстве) своей безыскусной игрой переигрывает Аню — так, по крайней мере, мне показалось. С мужчинами Лизе всё никак не везет, по мужской части всё они незадачливые. Впрочем, что еще ожидать от мира шахмат — мира сугубо головного, да еще интеллигентного? Не сложилось с любимым мужчиной и у родной матери Лизы, и у приемной. На экране — женский мир в том тоскливом освещении, при котором очень хорошо видно, как одни мужчины бросают своих женщин, а романы с другими ведут к смерти. Думаешь: «Не феминистка ли написала сценарий или книгу?» Нет, не феминистка и даже не женщина. Впрочем, фигуры дедовские — мужчины, годящиеся Лизе в дедушки — надежны, добры и понятливы. Вообще, шахматы и отношения идут рука об руку. Шахматы — уютно-ламповая модель мира отношений. Отношения — отражения игр в шахматы. Отношения — заповедник, в котором ищут любовь, шахматы — арена окультуренного стремления к превосходству. Отношения и шахматы скрестились — «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья». Игра в шахматы раз за разом ведёт к поиску любви; любовь ведет к смерти, разочарованию, разрыву, а разрыв порой — к дружеской заботе. Там, где шахмат нет, ровесницы Лизы — давно замужем и при детях. Призер генетической лотереи, Лиза — призер многих шахматных чемпионатов, но далеко ей до призов в чемпионате по отношениям между полами. Согласно старому утешительному принципу, если не везет в карты, то должно повезти в любви; Елизавете «везет» в шахматы, в любви не везет — почти. В центре сюжета — живой человек, взрослеющая сирота-приемыш, по счастливой случайности обнаружившая, что она шахматный гений (по сути, очередная, хоть и отдаленная, вариация на типаж 'громадный мозг, но в отношениях что-то не так', к которому принадлежит, например, Шерлок Холмс). Девочка взрослеет под музыку и окруженная бутафорикой давно ушедшей эпохи далекой страны. Привет, Америка, о, где никто из нас не был никогда. Кино-иллюзионисты кино-магией в очередной раз воссоздали историческое прошлое, превратив его в воображаемое экранное настоящее, доступное любому подписчику Netflix в любой момент. В «центре» атмосферы-настроения — простенькая ненавязчивая мелодия, безмятежная и минорная, которая гармонирует, на мой взгляд, с актрисой Айлой Джонстон лучше, чем с эффектной Аней Тейлор-Джой. Есть в этой мелодии какая-то тихая поэзия. Никакого особо подробного анализа шахматных игр на экране не происходит. В «Королевском гамбите» выигрыш в игре в шахматы, скорее, — более-менее произвольное оформление сюжета, своего рода символический макгаффин, вместо которого мог быть любой другой: успех гениальной актрисы, ученого и т.д. 9 из 10
Изначально на сериал у меня были очень большие надежды. Стилистика 60-х, интересная задумка, красавица Аня Тейлор-Джой. Но, честно говоря, я разочаровалась. Объясню почему. По-моему, главная героиня очень клишированна и могла бы вполне вписаться в образ Мэри Сью. Несчастное детство, смерть матери и всех вокруг, чудесное выживание в автокатастрофе (прямо-таки Гарри Поттер какой-то) и, конечно, уникальный талант, которые идет под руку с постоянными победами. Из-за этого главная героиня – несмотря на красоту – кажется искусственной. Ей не сопереживаешь. Даже в те моменты, когда она пьет и закидывается таблетками, когда мучается, сидя напротив Богрова. Не вызвал доверия и персонаж Томаса Сэнгстера. Я люблю Томаса, но с его детской внешностью и нелепой шляпой он явно не тянет на шахматного гуру. Его образ показался мне даже немного комичным. Из действительно ярких образов стоит отметить Василия Богрова – очень яркий и характерный персонаж, а также Джолин - чуткая и сострадательная, но самое главное - живая, в отличие от главной героини. Конечно, посмешили образы русской стюардессы и мальчика, предлагающий водку, но опустим это. Возник другой вопрос: почему советские люди так радуются за американскую шахматистку? И это массовое явление – вспомним хотя бы толпы людей, встречавших Хармон после игры. Не стоит забывать и о Холодной войне, хотя фильм опять-таки не об этом. К слову, о шахматах. Почитала, что женщина может играть с мужчинами и побеждать (например, Юдит Полгар), но все-таки участие девушки в мужских соревнованиях в 1960-х выглядит как-то странно. Я не против феминизма и репрезентации женщин в кино, но все должно находиться в рамках исторических реалий. Могу похвалить красивую картинку и саундтрек. В остальном очень предсказуемая история о девочке, которая всегда побеждала. 5 из 10
На мой взгляд, самая большая проблема этого сериала - то, что он не про шахматы. Ну, то есть, главная героиня там играет в шахматы. Вокруг неё играют в шахматы. Турниры, фигуры в кадре... но это ширма. С тем же успехом и минимальными перестановками это могла быть игра в покер, двадцать одно или казаки-разбойники. Возьмите произвольного сценариста, дайте ему правила хнефатафла, покажите, как в него играть, скажите добавить драмы - и он снимет вам точно такой же фильм. Везде будет хнефатафл, и кто-то даже скажет: 'Смотрите, это кино про хнефатафл!' - но на деле фильм будет просто жвачкой по мотивам. Я не любитель шахмат. Но я ждал, что меня познакомят с игрой. Дадут почувствовать её вкус, пережить вместе с героями проблематику игры, увидеть, как игра меняет жизни причастных к ней людей - в хорошую или плохую сторону. А получил сказку про девочку, которая смогла. Да и как смогла! Просто вжух - и от волшебных колёс и галлюцинаций на потолке к мировым турнирам. Где первые удачи и неудачи, стремления, надрыв из-за того, что раз за разом у тебя не получается побеждать? Где робкие шаги вверх по профессиональной лестнице, интоксикация игрой, которая понемногу заползает тебе в мозги и обустраивается там? А неверие в себя, люди, которые кажутся тебе недостижимым пределом, но понемногу становятся ближе и ближе? Если вы когда-нибудь пробовали играть в интеллектуальную игру на уровне спорта, вы наверняка сталкивались со всем этим сами. Если вы интересуетесь спортивными драмами, вы наверняка видели это на экране. Но ничего подобного в сериале нет. 'Девочка, которая смогла' просто приходит и ломает турнир за турниром. Потому что это не сериал про шахматы. Это сказка про девочку. Кому-то эта сказка приходится по душе, кому-то нет. Ну а я хотел, чтобы меня попытались влюбить в шахматы. Увы. Авторы смотрели куда-то в другую сторону.
Сериал 'Ход королевы' (2020) - настоящий подарок не только для широкой аудитории, но и для профессионалов шахматного мира. Этот проект Netflix сыграл значительную роль в популяризации шахмат, привлекая внимание миллионов зрителей к этой интеллектуальной игре. История Бет Хармон, талантливой девушки, пробивающейся к вершинам шахматного мира, вдохновила многих заняться шахматами. Благодаря сериалу, многие тренеры, включая меня (Мастер ФИДЕ), отмечают возросший интерес к шахматам среди учеников. Актриса Аня Тейлор-Джой, исполнившая роль Бет, сыграла ключевую роль в успехе сериала. Её героиня демонстрирует не только мастерство игры, но и сложность пути к успеху, столкновение с личными демонами и борьбу за самоутверждение в мире, где женщины-шахматисты - редкость. Сериал поражает вниманием к деталям: от верности шахматных партий до исторически точной атмосферы эпохи. Это делает его интересным не только для любителей, но и для профессиональных шахматистов. 'Ход королевы' не просто развлекательное шоу, это сериал, который поднимает важные социальные вопросы - от зависимостей до женского равноправия. Он вдохновляет, заставляет задуматься и, безусловно, заслуживает внимания как шахматной общественности, так и широкой публики. В заключение, 'Ход королевы' - это не просто шахматная драма, это история о силе воли, упорстве и стремлении к победе, которая найдет отклик в сердцах многих, в том числе и профессионалов.
Ход королевы - мини-сериал от Netflix, основанный на одноименном романе. Самое главное, что хочется сказать, этот сериал - семичасовое эстетическое удовольствие. Сочетание сочной цветовой гаммы, преимущественно теплых оттенков, подрбранно идеально под каждую серию и под каждую сцену. Картинка и цвет являются здесь такими же рассказчиками, как и сам сюжет, передавая внутреннее состояние персонажей и настроение в кадре. Монтаж и операторская работа на высшем уровне. Вряд ли кто-то будет спорить, что нужно быть мастером своего дела, дабы суметь так интересно и динамично передать игру в шахматы. Особенно хочется выделить воображаемую игру на потолке - небольшой визуальный эффект, который безумно красиво передал работу гениального мозга героини. Некоторые, возможно, осудят сериал за 'романтизацию' таблеток и алкоголя, но как по мне, линия деградации и упадка очень хорошо передана на экране, вызывая скорее отторжение. Безусловно, авторы передают негативные последствия такой зависимости эстетично, но чувство отвращения и тревоги не перекроешь никакой красивой картинкой. Потому романтизацию здесь увидит лишь тот, кто сам того захочет. Основные персонажи проработаны хорошо, актеры справились на все сто. Каждому веришь, каждый вызывает спектр различных эмоций, словно смотришь на реального человека, нет эффекта какой-то нереальности или наигранности. От некоторых сцен улыбка до ушей, некоторые доводят до слез, происходящему веришь и искренне переживаешь. К основной теме сериала подошли с максимальной ответственностью. О визуальной передаче игр я уже говорила, но не могу отметить насколько с уважением подошли создатели к самим партиям. Все, что мы видим на экране - воспроизведение реальных игр, которые наизусть заучивали актеры перед отыгрыванием сцены. Не являясь фанатом шахмат, а лишь скромным любителем, невозможно было оторвать взгляд от происходящего. Есть вероятность, что профессионал заметит ошибки и неточности, но для рядового зрителя все выполнено на высоком уровне. Особенно хочется отметить то, что могут оценить зрители, смотрящие в оригинале, - язык. В сериале, помимо английского, фигурируют французский, испанский и русский. Последнему уделено особое внимание. Актер, исполняющий Боргова говорит с очень лёгким акцентом (скорее всего из-за польского происхождения), остальные же прекрасно говорят на русском. Полагаю, приглашали именно русскоязычных актёров, за что огромный плюс сериалу за такое внимание к деталям. Даже надписи все правильные и без какой-нибудь болгарской отсебятины. Казалось бы, очень трудно снять такое количество шахматных партий, держа зрителя в напряжении, но у них это получилось. Каждую партию искренне испытываешь интерес и волнение, словно сам сидишь за шахматной доской. Герои все хорошо прописаны, видимо бережно переносились из книги в сценарий, актеры прекрасны, особенно Аня Тейлор-Джой. Ещё очень хочу отметить актрису Айлу Джонстон, играющую юную Бет. Девочка прекрасно справилась с ролью, чувствуется харизма и отдача. Надеюсь, в будущем у нее появятся новые роли. Визуал сериала такой красивый и вкусный, до боли обидно, что наш мир нельзя подвергнуть столь шикарной цветовой обработке. Бережное отношение к языкам, нарядам и атмосфере 60-х читается в каждом кадре. Сериал достоин быть рекомендованым каждому к просмотру. 10 из 10
Очень интересно было смотреть за становлением человека гением (хоть и вымышленного) и его признанием. Сериал акцентирует внимание не только на целеустремлённости героини и её способностях, но и рассказывает о красоте шахматных игр. Также затрагивается и обратная сторона гениев, с какими проблемами они сталкиваются. Актёры и их амплуа здорово передают атмосферу, вносят яркие краски в повествование о пути Бет. И они не чувствуются, как какие-то второстепенные, нужные для заполнения кадра и пустых мест. Здесь чувствуется их влияние на её жизнь, взгляды. Музыка ненавязчивая, и, как мне показалось, хорошо подчёркивает настроение героини и ситуации. Главная, пожалуй, заслуга сериала, что он стал интересным не только для людей, играющих в шахматы, побудил интерес к игре. В этом я думаю и есть сила в целом кинематографа и этого сериала. Показать, что шахматы доступны всем, их красоту. И как целеустремлённость порой помогает свернуть горы, и как легко на этом пути оступиться, потерять голову и упасть в пропасть (привет Бобби Фишеру).
'Ход королевы' - проект, поставленный компанией Netflix по одноименной книге Уильяма Тевиса. Перед просмотром фильма я прочитал книгу, с которой у меня сложились очень теплые отношения. Поэтому избежать сравнения с книгой не удалось. События происходят примерно в 70-е годы. Маленькая девочка, чудом выжившая в автомобильной аварии, попадает в приют. Там она знакомится с миром шахмат и проявляет огромный интерес и талант к настольной игре. На протяжении фильма показывают карьеру героини в шахматном мире и трудности, с которыми ей приходится сталкиваться в жизни. Все-таки есть какая-то магия в том, чтобы смотреть фильм после прочтения книги. Воображение и память сами восполняют те пробелы, которые не получилось изобразить на экране. Фильм неплохо передает дух книги. Актеры хорошо подобраны и показывают достойную игру. Актриса Аня Тейлор-Джой хорошо вжилась в роль юной шахматистки. В её глазах светится огонек и хладнокровие чемпиона. Развивается тема зависимости главной героини от алкоголя и успокоительных пилюль. Но книга выглядит более глубокой и проработанной, хотя в фильме добавили моменты, которых нет в книге. Понимаю, что трудно передать все оттенки книги - не всё, описанное буквами можно передать на экране. Поднимаются темы феминизма и одиночества. Понравился момент, когда героиня дает интервью - в этой сцене попытались раскрыть внутренний мир героини. В фильме есть несколько интересных драматических моментов. О недостатках. Карьера юной шахматистки развивается очень быстро. Возможно, я не все знаю о вундеркиндах, но думаю, чтобы показывать достойную игру против сильных шахматистов, нужно получить определенный турнирный опыт. Не очень понравилось отношение к России, которое показали на экране. Шпионские страсти между Россией и Америкой показались лишними. А сцена с мальчиком-официантом, подающем водку в русском ресторане смотрится неуместной. Не самая плохая экранизация книги, но первоисточник мне понравился намного больше. Кое-что в фильме было лишним, но благодаря творческой импровизации и хорошей игре актеров фильм смотреть интересно. Спасибо создателям за воплощение этой истории на экране. 7 из 10
Фильмов о шахматах довольно мало поэтому представляет напаханное поле для постановок, и даёт интересные возможности. В целом сюжет фильма довольно простенький, есть мега одарённая девушка, со сложным детством, и вот у неё почти всё получается, но трудности она переживает. Так что в целом сюжет ничем не примечательный, но постановка при этом довольно неплохая, фильм смотрится органично. Что не очень нравится: абсолютная сила и мощь главной героини. Она начинает шахматную карьеру поздно, но не встречает практически никаких трудностей, у неё нет провалов, проходных турниров и т.п., её поражения единичны, и быстро сменяются победой. Ещё в качестве отсутствия реализма, у нас практически нет ничьих в турнирах, а ведь больше половины партий на таком уровне в то время заканчивалось вничью. И ещё она дитя многих талантов, она не только гений шахмат от рождения, она ещё красотка, умеющая обращаться с людьми, яркая личность и т.п., всё у неё получается, везде она успевает и т.п. Так что в целом фильм оригинальный, но вау эффекта нету. 6,3 из 10
Сериалы, особенно мини-проекты по 8-10 эпизодов серьезно теснят полноформатное кино. И мини-сериал 'Ход королевы' про молодую шахматистку-вундеркинда - не исключение. Сразу скажу, что мне этот фильм чертовски понравился. История девочки, которая росла в приюте, училась играть в шахматы в подвале, а по ночам видела на потолке общей спальни шахматные гамбиты - всерьёз цепляет. Конкретно мне временами вспоминалась при просмотре книга Набокова 'Защита Лужина'. Для героини фильма, как и для шекспировского Гамлета, вопрос 'Быть или не быть' в этой жизни, в традиционном спорте мужчин - стоит довольно-таки остро. Исполнительница главной роли смотрится весьма органично, а эстетика фильма, пропитанная духом 1960-х и 1970-х - выше всяких похвал. стильные съемки, образы и отличная музыка. Каждая серия держит в напряжении. Мини-сериал 'Ход королевы' подходит в том числе для тех, кто вообще не умеет играть в шахматы. Русские шахматисты смотрятся в нем живыми людьми, а не машинами по истреблению американцев - и в этом мой отдельный респект авторам. Не растекаясь мыслями, однозначно - рекомендую этот мини-сериал тем, кто его еще не видел. Спасибо!
На протяжении семи часовых серий мы не просто наблюдаем за историей жизни Бет Хармон, девочки-вундеркинда, осиротевшей в девять лет, — мы проживаем эту жизнь вместе с ней (а что может быть еще важнее в байопике?). Сюжет показывает нам все важнейшие для Бет события, имеющие место со дня гибели ее матери. Сериал поднимает множество 'взрослых' проблем: наркомания, алкоголизм, родительская ответственность, расизм и определение грани между гениальностью и безумием... Переживания героини становятся нашими собственными, её утраты — личными. Мы открываем для себя целый мир вместе с ней, по мере ее взросления. Удивительно то, как интересно и динамично поставлены шахматные партии. Ни один матч не похож на другой, поскольку в первую очередь мы наблюдаем не за передвижениями фигур на доске, а за самими игроками, их эмоциями. Ане Тейлор-Джой остаётся лишь аплодировать — настолько по-настоящему она отражает чувства своей героини. Другие актёры также подобраны хорошо — их персонажи очень естественно наполняют мир сериала, делают его живым. Чего только стоит игра Томаса Сэнгстера в роли Бенни… Для меня «Ход королевы» стал эталоном биографического кино. Мини-сериал, кинематографичность которого я буду долго ставить в пример. Я пребывал и пребываю в восторге от просмотра. Я получил незабываемые эмоции, весь спектр которых даже затрудняюсь описать, но за которыми однозначно захочу вернуться. 10 из 10
Изначально я не собирался смотреть этот сериал, но бесконечный поток восторженных эпитетов, доносящихся из каждого утюга, немного поколебали мою решимость. Окончательно же я передумал, когда услышал от коллеги, что это лучший сериал в истории, и никакие 'Во все тяжкие' и рядом не стояли. Заявка серьезная, т. к. для меня история мистера Уайта вне конкуренции на драматическом поле. Однако интрига практически сразу и закончилась. Саму историю мы видели тысячу раз - это очередная трактовка изречения 'через тернии к звездам': Бет (Аня Тейлор-Джой) попадает в приют, увлекается шахматами, начинает громить соперников и на всех парах мчит к шахматной короне, попутно борясь с алкоголем, психотропными веществами и советским чемпионом мира Борговым. Только вот приемы одни и те же и повторяются на протяжении всего сезона: большие глаза героини крупным планом, шахматные фигуры на потолке и всевозможные трипы. Люди вокруг сменяют друг друга (с некоторыми Бет даже 'делится опытом' после шахматных партий), неизменно одно: все они говорят ей, что она чудо. И так каждую серию. Ну и снимать подобную клюкву про Советский Союз в 2021 году по-моему просто стыдно. И да, чемпионкой мира Бет так и не стала, надеюсь, это не задел на второй сезон. 4 из 10
Сериал понравился. Посмотрел фактически за один присест. Естественно можно где-то что-то критиковать касаемо зависимости героини Хармон от таблеток что ей давали в приюте. Однако ведь ее подсадили на них сами работники. Она была лишь ребенком. Ну и как следствие под действием этих препаратов у Элизабет открывались 'потолочные шахматы' где она и проделывала все партии и анализировала свои действия в то время как у нее не было доски и фигур под руками. Для меня еще одна положительная сторона это отсутствие в сериале разной пошлости. Сегодня что не посмотри, один разврат. Зачастую даже взрослому человеку не приятно смотреть определенные кадры с излишними подробностями. Тут, в сериале это грамотно показано без лишних подробностей. Так же сторонне, без навязывания, показана тема гомосексуализма. Но это же нетфикс!... Героиню часто становится жалко, ведь когда человек гениален в чем-то и он запирается эмоционально в своем мирке и зачастую одинок, ему сложно строить отношения с другими людьми. Поднимаются разного плана вопросы взаимоотношения между мужчиной и женщиной, женой и мужем. СССР показан тоже 'аккуратно' без намёка на 'облить' тогдашний режим грязью и раскритиковать все подряд. Наоборот, в сериале не один раз повторялись слова касаемо мощнейшей школы шахмат Советского союза. Лично я получил эмоциональное удовольствие от просмотра сериала 'Ход королевы'. Смотреть обязательно. Спасибо нетфиксу за сие творение.
Основанный на одноименном романе Уолтера Тевиса 'Ход королевы' сама по себе блестяще разыгранная партия, в силах которой максимально приятно отвлечь от поднадоевших экранизаций рьяно педалируемых трендов социальной жизни. Оставаясь на протяжении каждого из семи эпизодов верным своей уникальности, облаченный в элегантный антураж 60-х проект Скотта Фрэнка фокусируется не только на очередной шахматной комбинации, но и на сопутствующему ей пути к величию одинокой девушки-вундеркинда. Главным достоинством шоу является то, что оно действительно о шахматах (погружение в тему продавливает и специальная шахматная терминология, инкрустированная в названия серий). Статичная игра обернулась в олицетворяющее неподдельный накал ощущений содержательное и динамичное столкновение черных и белых фигур, напряжение от которого улетучивается лишь по окончании партии. Наслаждение от созерцания вышедшего в тираж короля усиливается, когда изначально нареченная аутсайдером по признакам пола Бет Хармон посредством регулярных тренировок и чрезвычайной вовлеченности в потенциал 64-клеточной доски раз за разом удается справляться с условными мини-боссами перед кульминационным матчем с сильнейшим оппонентом. Помимо прочего, 'Ход королевы', сосредоточившись на красной нити повествования, искусно уклоняется от затяжных остановок как на заштампованных внешних придатках судьбы центрального героя-гения (вроде школьного буллинга и трудного детства с матерью), так и на личных проблемах-клише, связанных с избыточным потреблением медикаментов и алкоголя, а также с общим болезненным положением (именно это в свое время погубило байопик 'Жертвуя пешкой' про чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера). Отрадно видеть, что сюжет позволяет Бет практически не изменять себе и держаться собственного курса, в котором даже любовной линии отведено скромное место, чего нельзя сказать о колоритнейших персонажах истории. Аня Тейлор-Джой крадет здесь все, что только возможно: с первых появлений в кадре ее очарование, ее обаяние вкупе с кроткой улыбкой ставит дурацкий мат зрительской настороженности. Когда же героиня Тейлор-Джой отпускает себя в танцевальной сцене под хит Shocking Blue - 'Venus', в актрису влюбляешься окончательно и бесповоротно. Круг близких друзей Хармон сияет харизмой не меньше: их роли отменно исполняют Моусес Ингрэм, вечно молодой Томас Сэнгстер и худощавый Гарри Меллинг. Наконец, упоминание ведущих артистов было бы неполноценным без покоряющих перформансов Мариэль Хеллер (мачеха Бет) и Билла Кэмпа (уборщик, обучивший героиню игре в шахматы), на образах которых строятся самые трогательные моменты сериала. Визуальное восхищение будут вызывать не только атрибуты времени, грандиозные архитектурные виды и теплая палитра на экране цвета крем-брюле, но также обезоруживающая укладка рыжеволосой Тейлор-Джой с эффектным чувством стиля в одежде (к слову, внешний вид Бет Хармон актриса создавала сама). Музыкальные предложения разнятся от замечательного оригинального саундтрека Карлоса Рафаэля Риверы до золотой классики эстрады 60-х. В конечном счете 'Ход королевы' нигде не проходит бесследно: и уж точно ни в едва ли не материализованной остроте финальной партии с советским гроссмейстером Борговым, ни в возникшем желании сыграть в шахматы партейку-другую. Приятного просмотра.
Некоторое время назад, увидев отзыв на этот сериал, я был шокирован, какими лестными словами о нем отзывались, и поэтому решил решил посмотреть 'Ход королевы' ( в оригинале 'The Queen’s Gambit') Скотта Фрэнка. Стоит отметить, что для просмотра не нужно уметь играть в шахматы, они тут не на первом месте, ведь это история о взлетах и падениях, зависимостях и умении концентрироваться на чем-либо прекрасной Элизабет Хармон, которую воплотила американская актриса Аня Тейлор-Джон, чьи глаза у каждого останутся в памяти надолго. Но за героиней становится приятно следить лишь с середины повествования, когда у неё на пути появляются хоть какие-то трудности. Впрочем, всё, что связано со спортом в сериале прекрасно, как и игра второстепенных актеров, которые держат хорошую планку игры и не дают шанса зрителям отвести от них своё внимание. У каждого из них хорошо прописанных лор и характер, кроме Багрова, которого этим обделили, он всего лишь мрачный мужик со стальными яйцами. Впрочем, здесь не обошлось без упоминания серого, полигонального, острого Советского Союза периода холодной войны, где каждый второй не против выпить одну-другую рюмашечку водки. Вымышленная история шахматистки из детского дома идеально уложена в 7 серий, что в наше время очень странно, ведь любая студия прежде всего думает о планах и поэтому растягивает даже маленькую историю на пару сезонов, но в этот раз нэтфликс меня сильно порадовали. Неважно любите вы шахматы или нет, вы обязаны посмотреть этот сериал, в котором есть несколько посылов, что для любого станут полезными и познавательными. Я считаю, что данное произведение найдет отклик в сердцах многих за свой сюжет, посыл и игру актёров, и поэтому рекомендую его к просмотру каждому. 8 из 10