Надо мною солнце не садится: отзывы и рeцензии

Качнувшийся
Качнувшийся1 июля 2020 в 03:24
Когда Наше Вчера и Наше Сегодня встретились

Ходульное, комичное начало, относящее зрителя своим воплощением к плохим образчикам кино и совершенно иная сердцевина. Цельная, зримая, полновесная. Крайний Север. Якутия. Тундра. Островок. Звероферма песцов. Вахта. Наши дни. Что, казалось бы, могут дать в осмысление зелёный пацан и седой как лунь старый дед? Да ещё и на краю света находясь. Море Лаптевых - это край... Улыбаясь на фотокартинке, С нами дама во льдах колесит: Нью-Игарка, мадам, Лос-Дудинка, Иностранный поселок Тикси. Один лишь вступает во взрослую жизнь, ему и 20 лет ещё, наверное, нет. Второй - наоборот, прощается с миром надеясь обрести покой вблизи могилы любимой женщины. Рассвет и Закат человека демонстрирует режиссёр. Начало и Конец всему в кадрах поступи. Две истории - устремлений в помысле и реальности опыта в прожитых годах. А равно Беспечность и Мудрость с разговором за общей трапезой. Откровенно, без дураков. Лукавить ни к чему, да и не зачем. Наше Вчера и Наше Сегодня здесь встретились. Хочу денег, хочу дом, хочу машину, 'Порше' - хочу, хотя дорог нет под 'Порше' и разогнаться особо негде..., но какая разница... А дед мальцу 'поправляет' вывих мозга. Поясняет, что есть радость и счастье в смысле момента... И глядя в его изрезанные морщинами глаза-щёлочки понимаешь, непреходящий красоту мира. Вот только прав ли он? Насколько прав? Попеняют сегодняшние 'удальцы' на стариковскую мудрость. Лишь железка медали у деда Байбала на груди. Из добра скопленного, лишь костюм в могилу. Хижина-балок картонными стенами от ветра и снега... Из еды, пустой чай... Где сокровища, где несметные богатства в россыпи за труд праведных лет? Чем государство отплатило? Да, уж. Наше Вчера и Наше Сегодня. Кто счастлив? Кто счастливее? Две эпохи в смычке-стыковке. А автор, между тем, не углубляется в морализаторство. Тема дана в осмысление и отпущена. Месяц у моря вблизи друг друга предстоит прожить соседями. И добрые дела современными технологиями плодятся. Интернет, инстаграм, собственный канал, лайки, просмотры, подписчики... И даже песцы на шкуры, побоку... Ни оленей тебе, ни китов, ни моржей. Рыбалка мал-мала есть, охота тоже. Неужели рудимент это в наш век? Я гитарой не сильно владею И с ладами порой не в ладах - Обучался у местных злодеев В тополиных московских дворах. Но для Саши я бог, между прочим, Без гитары ему не житье. Странным именем Визбор Иосич Он мне дарит почтенье свое. Удивительная история из северных полярных широт. Колорит местности очаровывает. Людская пара несёт доброту, простоту, истину. Оба прозрачны. Оба светлы. Легко с ними. Мы вновь сегодня как будто бы 'На Луне'(2019), где Глеб с отшельником коротает время. Перед нами доверительные разговоры в духе 'Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами'(2012) молодость жаждущая ощутимого чуда. Благо, что здесь обошлось без трагедии в духе 'Как я провёл этим летом'(2010). 7 из 10

fipon
fipon11 мая 2019 в 05:18
'Солнце' якутского кинематографа

В последние годы якутский кинематограф радует зрителей весьма качественными картинами. Фильм Любови Борисовой 'Надо мною солнце не садится' не стал исключением. Участник Международного Московского кинофестиваля, восторженные отзывы профессиональных критиков, добротный трейлер с приятной музыкой. Всё это обещало зрителю хорошее искреннее кино. И знаете, так оно и вышло. Как? - спросите Вы. Давайте разберемся. Режиссура и сюжет Сразу отмечу, что стиль повествования у фильма легкий и непринужденный. В фильме умело чередуются комичные и драматичные сцены, классические и модные молодежные приемы типа 'screen-life', философские рассуждения и детские дурачества. Поэтому смотреть его будет приятно любому зрителю. В своей дебютной работе Любовь Борисова представила историю двух людей из разных поколений, встречающихся на отдаленном острове возле моря Лаптевых. Один из них - молодой парень по имени Алтан, типичный представитель современного общества, 'жертва' глобализации и интернета. Второй - старик по имени Байбал, приверженец старых традиций и живое олицетворение якутской культуры. Их объединяет общая цель - найти дочь Байбала. Наблюдать на экране за взаимоотношениями людей, отличающихся друг от друга по возрасту, по классу или просто по мировоззрению, но объединенных общей идеей, всегда было интересно. Вспомните хотя бы 'Достучаться до небес', '1+1' или недавнюю 'Зеленую книгу'. Эффект от 'Солнца' примерно такой же, но более близкий и теплый (особенно для якутского зрителя). Актеры и персонажи Мудрый и спокойный старик Байбал в исполнении потрясающего Степана Петрова это настоящая душа фильма. Из экрана он говорит так искренне и так по доброму, что каждый услышит в его словах своих дедушек и бабушек. Алтан в исполнении начинающего, но талантливого актера Ивана Константинова это такой проводник для молодых зрителей, с которым они будут ассоциировать себя, смотря фильм. Вместе они создают весьма органичный дуэт, который зрители несомненно полюбят и которому они обязательно будут сопереживать. Операторская работа и музыка Работа оператора Семена Аманатова прекрасна и отлично передает всю красоту и великолепие якутского севера. Кадры моря Лаптевых и его прибрежья просто завораживают. А лиричные саундтреки на фоне отлично дополняют атмосферу, в которой происходит действие фильма. Все эти аспекты в купе создают невероятно теплую и свежую картину. Такую же теплую, как бабушкины оладьи по утрам, и такую же свежую, как запах травы в деревне после дождя. Фильм имеет простой, но невероятно добрый посыл о том, что счастье человека не должно быть только материальным, и о том, как важно отличать свою мечту от своих желаний. Итак, 'Надо мною солнце не садится' - это потрясающе душевное кино! После просмотра Вас одолеет легкая и приятная грусть, которая плавно перетечет в искреннюю улыбку. А улыбка эта позже подарит Вам и Вашим родным добрые и теплые эмоции. 9 из 10

gorelove
gorelove19 апреля 2019 в 20:38
Видеоблог поколений. Рецензия на фильм «НАДО МНОЮ СОЛНЦЕ НЕ САДИТСЯ»

«Надо мною солнце не садится» — якутский фильм режиссёра-дебютанта Любови Борисовой, выступившей также и сценаристом картины, поднимающей одну из самых распространённых проблем, возникающих в человеческих взаимоотношениях. А именно, фундаментом для всей истории в ленте стало непонимание двух разных поколений друг друга. Старшее поколение несёт ответственность за молодое, не желающее идти на контакт со своими родителями, не потому, что новое или старое какое-то плохое, просто они слишком разные. Большинству нынешних стариков чужды смартфоны, социальные сети и прочие технологические изыски XXI века, они жили в другом мире и без посторонней помощи им очень трудно адаптироваться в настоящем. Фильм начинается с обеденного стола, представляя обычную якутскую семью, живущую в хорошем доме и ни в чём себе не отказывающую. Поначалу кажется, что в семье из четырёх человек царит идиллия, они принимают гостей, общаются, о проблемах здесь будто бы и не слышали. Но подобное ощущение очень быстро рассеивается, когда речь в семье заходит о старшем сыне Алтане, на котором камера никак не фокусируется несколько минут, из-за чего даже не сразу понятно, что именно он и есть главный герой картины. Алтан максимально отстранён от семьи, он сидит всё свободное время в телефоне и отказывается общаться с родителями. Именно поэтому оператор не делал на нём акцент, его нет в семейной жизни, он чувствует себя в ней ненужным. Всему виной его отец, который посвящал большую часть своего времени работе, совсем забыв про общение с сыном, который вырос с обидой на отца. В очередной раз поссорившись с отцом, Алтан, по просьбе своего дяди, соглашается на небольшую подработку. Ему пристроит уехать далеко на Крайний Север, в Тундру, на безлюдный остров, чтобы приглядеть за небольшой зверофермой, оставшись при этом в полном одиночестве на месяц. Благо, на острове есть спутниковый интернет, хоть и в ограниченном количестве, поскольку для потока электричества необходимо каждый раз заводить генератор, требующий бензина, которого мало. Однако, внезапно Алтана навещает старик по имени Байбал, живущий на острове неподалёку от зверофермы. Навещает, да ещё и с очень необычной просьбой: похоронить его, когда придёт время. Хоть Алтан поначалу из-за страха противится, он всё же соглашается похоронить старика, когда тот скончается. Два героя не сразу находят общий язык, но встретившись по воле судьбы, начинают привыкать и понимать друг друга со временем. Байбал учит молодого и малоопытного Алтана ловить рыбу, а тот в ответ готовит старику вкусный суп из ухи. Общаясь и помогая друг другу, Байбал рассказывает Алтану про свою погибшею жену, рядом с котором он и просил юнца похоронить его, а также упоминает и про свою трёхлетнею дочь Надю, пропавшею почти сорок лет назад. Также, старик рассказывает и про свою заветную несбыточную мечту: увидеть дочь, что мало вероятно. Алтан же, парень не глупый, сообразительный и хоть поначалу так не кажется, но у него золотое сердце и он решает помочь Байбалу, подарив ему хотя бы надежду. Единственное, чем он может помочь старику в той ситуации, в которой они вдвоём сейчас находятся — с помощью интернета отыскать Надю, если она жива. Именно на дуэте молодого Алтана и старика Байбала, по-хорошему, и держится вся картина. К персонажам не просто получается привязаться по мере просмотра, но и удаётся почувствовать, из-за чего они становятся словно родными. Они совершенно разные, их образы и характеры работают на контрасте, они поддерживают и помогают друг другу, благодаря чему в такую необычную дружбу двух поколений, между которыми словно временная пропасть, хочется верить, благо труда это не составляет. Алтан — видеоблогер, снимающий вайны со своими друзьями и выкладывающий их на свой канал в Instagram, но, увы, душещипательное обращение Байбала с просьбой помочь ему найти дочь Надю быстро удаляет друг Алтая, поскольку их канал — сугубо развлекательный. Но герои не отчаиваются и молодому парню приходит гениальная мысль в голову — создать собственный YouTube канал, чтобы набрать как можно больше подписчиков, способных помочь найти дочь Байбала. И в принципе, с этого момента начинает одна их самых интересных частей фильма — взаимодействие милейшего и очень трогательного тандема. Два поколения работают вместе для достижения одной цели, старик выступает в роли мудреца, наставляющего молодого Алтана, который постепенно начинает ценить жизнь, понимать её и грамотно расставлять в ней приоритеты. В своём видеоблоге Алтан исполняет всевозможные желания Байбала, а процесс выполнения каждого, само собой, превращается в некое приключение по острову. То для приготовления оладьей им необходимы яйца, так что героям приходиться воровать их у разъярённых чаек, то они идут на первую в жизни Алтана охоту на уток, чтобы приготовить последнюю на ужин, то они и вовсе из подручных средств конструируют гибрид саней и самолёта, поскольку Байбал в действе мечтал стать пилотом. И подобное приключение находит отклик в сердцах людей, от чего их творчеством начинают интересоваться. Но самое главное, это то, к чему герои постепенно приходят. Байбал понимает, что каждый день для него может стать последним, а привязавшийся к старику Алтан старается любыми способами не только продлить, но и сделать последние мгновения в жизни мудреца счастливыми. Герои не теряют надежду в то, что Надя найдётся и перед смертью Байбал успеет сказать ей своё любимое: «Будь счастлива». Герои в итоге приходят к гармонии и понимаю, ведь старец наконец-то обрёл внука, с которым он так мечтал поиграть, но, увы, так и не смог, а Алтан понял, насколько важную роль в жизни человека может играть семья. «Надо мною солнце не садится» — кино, которое буквально с экрана кричит, как важно людям разговаривать о своих проблемах, особенно с родными людьми, а не таить накапливающиеся обиды внутри себя, ведь когда-то потом может стать уже поздно. Именно таким и вышел один из самых тёплых фильмов, представленных на 41-ом ММКФ, пробуждающий желание жить после своего просмотра. Все поколения разные, непохожие друг на друга, но в тоже самое время, молодое поколение очень часто наступает на те же грабли, что и старшее. И чтобы такого не было, важно общаться, важно не умалчивать даже о таких вещах, о которых сложно говорить, а если говорить при всём желании не получается — всегда можно спеть. А там уже будет видно, может быть в кармане окажется пачка сигарет, значит всё не так уж плохо... 8 из 10

Mr.A - 2053
Mr.A - 205314 апреля 2020 в 18:33
Изумительный, очень добрый и светлый фильм-притча.

Изумительный, очень добрый и светлый фильм-притча. Картина очень легко смотрится, на одном дыхании!, Великолепная и высоко-профессиональная работа режиссера и всей группы единомышленников сделана безукоризненно, но при этом абсолютно не вычурно, чем часто грешит артхаусное кино, к которому фильм можно отнести, хотя он несоизмеримо более масштабный. Все сделано органично, деликатно, тонко и очень душевно. Тот редкий в современном кино случай, когда большая скромность и сдержанность создателей фильма, даже определенный минимализм, а также трогательная искренность обеспечили создание высокохудожественного кино самого высшего уровня. В этой сдержанности и скромности проявился особый дух северных и восточно-азиатских народов, в том числе якутского. Этот же дух проявился в ощущении природы и трепетном отношении к ней, в особой философии восприятия жизни, в глубинных национальных традициях и в психологии. Поэтому фильм получился ярко-национальный, но в то же время и очень человечный, а потому очень близкий и понятный зрителям из любой части планеты. Несмотря на очень доступную и внешне простую форму фильм очень глубокий, имеет множество смысловых слоев, целую сложную паутину ассоциаций и тончайших нитей, связывающих его с национальной и мировой культурой. Особо надо отметить невероятную достоверность двух главных героев картины, Байбала - Степана Петрова и Алтана - Ивана Константинова. А также великолепное музыкальное оформление фильма и очень интересную операторскую работу. В копилке высокого мирового кино новое, очень достойное пополнение!

Про_кино_с_МимоШел
Про_кино_с_МимоШел13 сентября 2019 в 04:05
'Надо мною солнце не садится': проживать каждый день как последний

Добрейшего всем времени суток, друзья-кинолюбители! Российская драма 'Надо мною солнце не садится'. Фильм - притча, фильм - напоминание, фильм - как связь поколений. Конфликт отцов и детей, старшего и младшего поколения - вневременной, характерен для любой эпохи, любых состояния и степени социального развития общества, уровня материального благополучия и удовлетворенности потребностей. В дебютной ленте режиссера Любови Борисовой талантливо и не шаблонно раскрывается этот конфликт. Фактически бежавший из собственной семьи на подработку на Крайний Север по причине отсутствия общего языка с отцом постоянно зависающий в Сети молодой парень Алтан находит то, чего ему так не хватало дома, в общении с абсолютно незнакомым чужим стариком на удаленном острове. Алтан, которого старик просит схоронить его рядом с женой, чья могила здесь же, на острове, проникается к старику самыми теплыми чувствами и делает все, чтобы как можно сильнее отдалить этот печальный день. Постепенно молодой парень начинает воспринимать старика как родного, как намного более значимого в собственной жизни человека, где-то, возможно, как того отца, общения с которым так ему не хватало с самого детства. Ну, а одинокий старик, в свою очередь обретает внука, которого у него на самом деле никогда не было. Ведь даже дочь свою он потерял много лет назад. И теперь встретиться с ней - это лишь его заветная мечта, несбыточное желание. 'Она недостижима и потому самая желанная. Иногда она дарит радость, а иногда, будучи несбыточной, дарит тоску и печаль..' Но даже эти тоска и печаль - они светлые. Они вызывают добрую улыбку, пускай и сквозь слезы. Потому что жизнь - она такая. И по-настоящему счастлив тот человек, который не просто знает, что 'деньги - это чепуха', а сам живет так. Доброта и понимание, отзывчивость и сопереживание, готовность бескорыстно придти на помощь и подставить плечо - вот о чем фильм. Вот чего так не хватает в современной жизни. Что мы ухитряемся потерять где-то по дороге из беззаботного светлого детства в деловую взрослую жизнь. Жизнь, полную кажущимися такими важными и значительными хлопот, за которыми и уходит прочь то главное, что и имеет смысл в Жизни: любовь, тепло родных, семейные отношения.. 8 из 10

nanochica
nanochica7 января 2021 в 14:51
Теплый север.

Так приятно было посмотреть наконец добрый, умный, качественно снятый отечественный фильм. С героями, которые раскрываются по мере повествования, меняются, делятся друг с другом лучшим и открывают для себя что-то новое там, где не искали. Алтан из усатого юнца превращается в мужественного юношу, который понял, что не усы - признак мужчины, а способность преодолевать трудности и верить в лучшее, помогать тем, кто слабее. Так замечательна передана эта перемена в его лице в начале и в конце фильма. Старик Байбал, много повидавший и понявший, попросивший лишь о том, чтобы быть похороненным рядом с женой, внезапно находит счастье в познании нового и возможности вновь мечтать и исполнять свои мечты, пусть они и простые, но честные и искренние, как само счастье. И этот открытый и теплый диалог двух эпох развивается на фоне чарующих просторов якутского севера, на берегу холодного моря, среди ветров и камней. Отдельно хочется отметить работу оператора, сумевшего передать настроение холодного, но почему-то такого уютного побережья. А так же работу звуковиков, во-первых за качественный дубляж, за то, что не пришлось слушать, как актеры шепчут себе под нос (увы, в отечественном кино такое случается часто, взять тот же недавний 'Перевал Дятлова', где герои постоянно бубнили шепотом), а во-вторых за чудесно подобранные добрые и мелодичные песни. Замечательный фильм, который хочется советовать близким и друзьям, для уютного домашнего просмотра. Спасибо режиссеру и всей съемочной команде за эту замечательную притчу.

choco-cherry
choco-cherry29 июля 2020 в 17:57
А что еще для счастья надо, или дьоллоох эбиппин

Тсс... ходят слухи, что временами у нас снимают не только третьесортное (годящееся разве что для бэд-обзоров), но и теплое, и настоящее, и непреходящее. Последнее и попадает под определение фильма Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». Идея не нова. «1 + 1», «Достучаться до небес», «Зеленая книга» – этот ряд, думаю, каждый может дополнить сам. Классический сюжет о встрече и дружеских отношениях между, на первый взгляд, абсолютно ничем не связанными людьми мы наблюдаем и здесь. Да и ScreenLife как формат киноповествования известен зрителю не понаслышке. Да и экзотические уединенные пейзажи мы видели неоднократно. Другой вопрос – как это все заискрится и заиграет ли новыми красками конкретно в этом фильме. И заискрится, и заиграет. Мы не узнаем этих актеров, мы не встречали их на больших экранах, но после «Надо мною солнце не садится» мы их запомним. Та теплота, с которой они встретили нас на берегу моря Лаптевых, с которой мечтали, пели, смеялись, вспоминали, размышляли, ставили перед собой цели, – не исчезает просто так. Стоит только начать смотреть – все будничные заботы и проблемы растворятся в доброй якутской улыбке (пусть и всего на 1 час 45 минут). Это ни стопроцентная комедия, ни стопроцентная драма, даже трагикомедией назвать сложно. Возможно, притча. Представление о жанрах в итоге просто размывается, так как создается ощущение реально протекающей жизни, а не киноповествования. В «Надо мною солнце не садится» не была заложена какая-то сверхмысль, это не плод каких-то диких философских ухищрений. Это до удивительного простое и душевное кино. И снимали его, видимо, чтобы в один из уютных вечеров мы могли бы сесть и согреться под этим солнцем, которое не садится. Цель достигнута, спасибо.