Главная беда “Чемпиона мира” - это жанр фильма. Пик популярности спортивной драмы был пройдет на “Движении вверх” и “Тренере”, вышедших чуть ли не в один год (2017), а уже “Стрельцов”, появившийся в 2020-м, продемонстрировал заметный спад интереса к теме спорта и СССР - не помог даже Александр Петров. При этом “Чемпион мира” даже не пытается преподнести жанр с нового ракурса. Здесь, как в “Легенде “ 17” и “Движении вверх”, есть трусоватый чиновник, для которого лучше бы матч (или турнир) не состоялся вовсе, чем мы на нем выступили и проиграли - потому что шансы на успех так себе, а в случае неудачи имиджу страны и политической системе будет нанесен непоправимый ущерб. Отсюда другая проблема фильма - идеологическая. У Алексея Сидорова получился еще один фильм, в котором советский спортсмен победил вопреки, а не благодаря. А это неверно. В СССР чиновники могли и наверняка грозили спортсменам и тренерам кулаком (мол, проиграете- пеняйте на себя), но не боялись состязаться с сильным соперником, потому что это противоречиво концепции сверхдержавы, которая априори не может стать такой, имея дело только с легким соперником. Странно, что в “Т-34” Сидоров учел это обстоятельство, а тут им то ли пренебрег, то ли решил, что в эпоху застоя амбиции у партии были уже совсем не те. Хочется верить, что после неудачного проката “Чемпион мира” подстегнет продюсеров и сценаристов к реформированию жанра (сейчас в нем явно слишком много политики), а лучше оставить его в покое. Хотя бы на какое-то время. Сидорову, который собирается снять триллер о морском чудовище “Кракен”, действие которого тоже будет происходить в СССР, тоже есть над чем подумать.
Фильм 'Чемпион мира' рассказывает о легендарном поединке между шахматистами Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Для первого с детства была важна именно игра, причём честная, пусть иногда и оканчивающаяся проигрышем. Второй же сломался, не получив звание чемпиона 'по очереди', а потому победа над Карповым была нужна ему любой ценой. Когда человек использует грязные и подлые приёмы, а его самого буквально трясёт от ненависти, становится очевидно, что он морально слаб и очень напуган. Фильм 'Чемпион мира' объясняет, почему шахматы - это спорт. Здесь и огромные нагрузки на весь организм, и серьёзная командно-тренерская работа, и, конечно, соревнование. Любой фильм, даже если он основан на реальных событиях, не может получиться совершенно достоверным: видение режиссёра всегда накладывает отпечаток. 'Чемпион мира' не стал исключением, но в этом нет ничего страшного. Главное - это абстрактная мысль о том, как делать можно (нельзя!), а как - должно.
Шел в кинотеатр с большими сомнениями, которые посещают каждого, если он смотрит обычно обзоры одного известного человека, назвавшего себя BadComedian. Мне и без того, всегда было видно, что любой фильм, касающийся эпохи СССР - это глупая антисоветская поделка с пластилиновыми героями и надуманным сюжетом. К счастью в этот раз совсем иной случай, хотя конечно без антисоветчины не обошлось. Цитата: 'Если КГБ узнает, что мы встречались, тебя отправят в ГУЛАГ!'. Во-первых мало кому в современном поколении наверное известно, но ГУЛАГ - Главное Управление ЛАГерей, попасть можно в лагерь, а не в управление, во-вторых на Карпова после этой встречи действительно положили глаз, но не более, его встреча с американцем не осталась незамеченной. В целом фильм не создает излишне негативный образ СССР и его вождей, что радует. Картина повествует, как ей и должно - о шахматах и всем, что с ними связано. Наверное не было еще в мировом кинематографе фильмов, так ярко разрушающих миф о том, что шахматы - не спорт. Накаленные до предела нервы, подковерная борьба, психическое воздействие и изматывание противника любыми способами, всё ради победы, на войне все средства хороши. Отдельное спасибо нужно сказать К.Хабенскому, сыгравшему думаю одну из самых своих ярких ролей за всю его немалую карьеру, Янковский же напротив показался местами недостаточно убедительным, однако я думаю, что каждый посмотрев реальные интервью молодого Карпова поймет, что Толя умеет держать себя в руках и яркие эмоции выражает довольно сдержанно и своеобразно, отсюда и довольно 'бедная' на первый взгляд игра Янковского, которому было просто сложнее, чем Хабенскому. Минус у фильма на мой взгляд только один, несколько затянутый хронометраж, много повторяющихся по смысловой нагрузке сцен, не создающих ничего нового, в 2 часа уложиться можно было!
«Чемпион мира» - так называется новая картина Алексея Сидорова. Хороший получился фильм. Нет – отличный! Настоящий шахматный боевик. Да, и такое вот, оказывается, тоже бывает. И это было просто прекрасно. Скажу сразу, данный фильм – это всего только именно что художественное кино. По мотивам. Ну вот, а далее получился великолепный триллер и боевик (почти что по К.Чапеку, если Вы в теме). Профессиональный спорт всегда, начиная ещё с античных Олимпийских и прочих древнеэлладских игр был неразрывно связан с политикой. Потом сия традиция сохранилась и расцвела в императорском Риме, а затем и в Константинополе басилевсов. А гонки и игры в итальянских городах-государствах! Ну и наше время. Все эти скандалы с ВАДА и целые команды профессиональных спортсменов-астматиков и вообще сильно больных, с одной стороны, и дикие истерики на тот же вполне безобидный мельдоний, с другой. Но и шахматы – это не только древняя игра, но и спорт. А значит, тоже продолжение политики другими средствами. Только в формате «мягкой силы». Вот и здесь нам покажут вольную историю о серии матчей Карпова с Корчным. И да, реальный Карпов мне по душе. И я помню как сам мальчишкой болел за него, когда он играл с Каспаровым (ныне превратившимся в худшую версию реального Корчного). Ах да, ещё умницу Таля вспомнили, спасибо. Итак, по картине. Как триллер – выше всех похвал. Держит зрителя в напряжении почти всё время сеанса. Оторваться практически невозможно! Как боевик – таки тоже да. Сцены с вертолётом и прочее удались. Актёрская игра… Хороши тут все. Но всёж однозначно сей фильм стал триумфом Константина Хабенского. Так сыграть! Так выступить! Браво!!! Потрясающе просто отыграл он, слов нет. Брависсимо!!! Иван Янковский сыграл достойно, спору нет. Но всё ж Хабенский затмил всех. Что ещё. Отличный духоподъёмный блокбастер получился. И это есть хорошо. Как прекрасна была и сцена с поднятием советского флага – флага действительно великой державы. И Россия нынешняя ведь прямая наследница что СССР, что Российской империи. Хорошее наследие нашей более чем двенадцативековой истории. Непрерывной истории. Отдельно хотел бы похвалить спецэффекты. Что «нейронные связи» во время игры, что образы рушащихся шахматных полей. Это было очень круто. Резюме: Отличный блокбастер. Браво!
Один знакомый лектор (из прогрессивных) жаловался мне: «На тысячу вопросов готов ответить. Есть два, которые меня смущают. Хоть с работы увольняйся!.. Первый вопрос. Отчего в дружественном Египте нет коммунистической? партии? А во вражеском Израиле есть? И притом целых две... И второй. Насчет Сахарова. Правда ли, что он — герой социалистического труда? Да еще трижды?..» С. Довлатов «Марш одиноких» Не самая очевидная новогодняя премьера – очередной спортивный боевик от студии Никиты Михалкова «ТриТэ», посвящённый на сей раз… шахматам. А точнее, самому драматическому (и скандальному) матчу за звание чемпиона мира Карпов-Корчной в Багио 1978. Давнишнее, казалось бы, противостояние приобретает нынче неожиданно актуальное звучание. О ЧЁМ РЕЧЬ. Шахматы в послевоенном СССР – игра миллионов, у чемпионов – всенародная слава и огромная политическая ответственность. Гроссмейстер Корчной, разочарованный проигрышем молодому-перспективному Карпову в финальном матче отборочного турнира, эмигрирует из страны. На родине он объявлен «предателем» и «отщепенцем», но вскоре именуется «претендентом», ибо, выиграв следующий цикл, снова выходит на Карпова, провозглашённым тем временем (вследствие отказа Фишера защищать титул) чемпионом мира. Матч в филиппинском Багио (до 6 побед) оказывается испытанием на прочность для всех участников, особенно когда спустя 3 месяца тяжелейшего поединка счёт становится 5:5... ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ. Изображать «правильного» героя в таких сюжетах совсем непросто, но Иван Янковский (Анатолий Карпов) достойно справляется с задачей (правда, проявлять эмоции ему позволили только в первой половине фильма). От Виктора Корчного в исполнении Константина Хабенского не отвести изумлённый взгляд – перед нами матёрый «иностранный агент», за которым стоят «западные спецслужбы» (прямо так и сказано). Схватка приобретает былинный (или лубочный – а в чём разница?!) характер, где супостату в зеркальных очках со зловещими чётками в руках противостоит вся страна, с полярниками, сталеварами и банкой икры от товарища Алиева. Одним словом, как говорят «у них», guilty pleasure. ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ МЕНЬШЕ. Фильм вдвойне несправедлив к Корчному. Выдающийся шахматист, четырёхкратный чемпион СССР (Карпов первенствовал лишь трижды) выведен инфернальным скоморохом с ужимками провинциального трагика. Пусть так, имеют право на художественное преувеличение – но всякий комикс силён своими злодеями, здесь же у Корчного-Хабенского слишком мало экранного времени, свита его нам не представлена, а взгляды и козни раскрыты лишь опосредованно. Такие важные для истории (и очень колоритные!) персонажи как доктор Зухарь, Кампоманес, президент Маркос остались за кадром (зато страшноватый в гриме Брежнева А. Филиппенко появляется дважды). Авторы безбожно перебирают с шаблонным символизмом, компьютерной графикой и ударными инструментами; им бы Rumble in the jungle (то есть боксёрский бой Али-Форман в 1974) экранизировать, заодно и показали бы Голливуду, “чьи в лесу шишки”. ВЕРДИКТ. Как пел главный советский бард, «…значит, память моя однобока». Битва в Багио в столь одиозной интерпретации как «Карпов против зла» должна, по идее, смутить и самого Анатолия Евгеньевича. Виктор Львович, смеем предположить, только горько рассмеётся на том свете (свою версию он давно изложил в книге «Антишахматы»). Впрочем, событие столь легендарного масштаба заслуживает многих фильмов, хороших и разных. Просто не ко всем следует относиться всерьёз. «На месте Корчного я бы поступил иначе. Я бы схватил шахматную доску и треснул Карпова по голове. Хотя это не спортивно и даже наказуемо в уголовном порядке. Но я бы поступил именно так». С. Довлатов «Новый американец» 5 из 10
Зрелищный фильм про шахматы. Казалось бы, оксюморон, но таки нет. Еще «Королевский гамбит», названный у нас «Ходом королевы» доказал, что показать зрелищно чудовищно тягучую игру вполне возможно. И то, что фильм хроном в два с половиной часа пролетает шементом - отлично это доказывает. Многомесячный поединок юного Карпова и невозвращенца Корчного за звание чемпиона мира подан не просто как противостояние систем, но и как жестокая битва характеров. Много шахматного закулисья, вряд ли известного подавляющему большинству, и не только широкому зрителю, но и узкому болельщику. Отлично показано, что это командная игра. Отличные актерские работы. От Анатолия Кота с его холодными глазами майора НКВД в образе очкастого задрота просто взвыл. Хабенский как инфернальное зло роскошен. А Янковский-младший показал, что достоин деда. Момент, когда он уходит от умирающего отца со страданием и слезами в глазах, отец его окликает и он за мгновение, пока оборачивается, успевает изменить выражение лица на бодрую улыбку - просто высочайший класс. Хорошее кино.
Думаю не нужно быть гением, что бы увидеть явную мораль фильма, которая гласит «люби Родину, жертвуй ради неё, ведь за границей живут только чокнутые и предатели». На это намекают с самого начала, как только Корчной становится главным антагонистом, а также большинство лиц из-за границы, которые также являются не самыми дружественными. По сути посыл достаточно пропагандистский, но тем не менее имеет право на существование. Основная проблема в том, что даже посыл фильма показан ужасно. Сначала нам говорят, что правительство СССР слишком строгое, запрещает Карпову стремиться к своей мечте, заставляет его забросить шахматы, подкупает близких ему людей, а если он проиграет чемпионат, то на этом закончится не только его карьера, но и чуть ли не вся жизнь. Противоположной стороной является Корчной, которому совершенно не угрожает правительство Голландии, в которую тот переехал. Если он проиграет турнир, то сможет продолжить играть в шахматы, жить спокойной своей жизнью. Таким образом, фильм идёт в противовес своей же идее, ведь после всех событий было бы даже логично, если сам Карпов иммигрировал в другую страну, ведь как нам показали ранее – шахматы для него — это вся его жизнь. В какой-то момент всё переворачивается, теперь Карпов по непонятной причине становится патриотом своей страны, хотя все события как я ранее сказал, шли только в обратную сторону. Единственное объяснение такому перевороту – любовь близких людей и большинства граждан СССР к юному шахматисту, но про это уделяют мало времени. Корчной начинает играть в нечестную, используя самые разные методы. Насколько я понял, все эти подставные приёмы показаны для того, чтобы зритель осознал какие недобросовестные и подлые люди живут за границей. Но только лично мне хватило одного раза, чтобы понять это, но создатели фильма видимо так не считают, думают, что зритель слишком глуп и надо показать это ещё несколько раз, а потому начинают пихать несуразные вещи по типу: гипноза, террористов, змей, экстрасенсов и т.д. Всё это лишь повторяет сюжет и никак не продвигает его дальше. Допустим с посылом и сюжетом фильма всё плохо, но возможно нам дадут замечательных персонажей и диалоги. К сожалению, единственная нормальная сюжетная линия была между главным героем и его отцом, вся остальная куча персонажей смотрится нелепо и бессмысленно. Вы не запомните ни одного персонажа из команды Карпова, потому что нам даже не объясняют кто за что отвечает и чем в принципе они отличаются. Любовная линия очень глупа. Она есть, но зачем она, и почему главный герой влюблён нам не расскажут и не покажут. Примерно половина диалогов в одном стиле: -Ферзь H3 -Ладья B5 -Слон E6 и т.д. Кто-то скажет, что это мои проблемы, что я не могу представить шахматную доску в голове и следить за диалогом персонажей, но, во-первых, а нужны ли эти диалоги вообще, как они продвигают сюжет? Во-вторых, если следовать такой логике, то чтобы посмотреть фильм про войну, я должен разбираться в военной технике, чтобы посмотреть фильм про музыкантов, должен разбираться в нотах, а если захочу посмотреть фильм про космос, то должен знать физику и ракетостроение. Звучит, как бред, так оно и есть. Ведь художественный фильм – это оплот искусства или развлечения, который должен быть понятен либо на киноязыке, либо на простом, более понятном зрителю, но данный фильм видимо так не считает. Максимум на что способен фильм – это удивительные визуальные эффекты, которые запоминаются чуть ли не ярче самого сюжета. Но, по чести говоря, чтобы стать чемпионом мира и покорить сердца зрителей на долгое время, недостаточно иметь красивую визуальную обёртку, нужно также иметь крепкий стержень.
Фильм хорош. С поправкой на низкое в целом качество современного отечественного кино, увы. Хорош и достаточно ярок на общем не блестящем сегодняшнем фоне. А вто что в фильме хорошо без поправки на наш исторический фон, так это игра Хабенского. С первых до последних минут фильма я вижу в кадре не актера Хабенского, а Виктора Львовича Корчного. Не так уж важно, насколько киношный Корчной похож на реального. Возможно, сильно не похож. Но тот Корчной, которого вывел сценарист, увидел режиссер, воплотил Хабенский, он безупречен. Этот Корчной является самой точной декорацией фильма. Ни автомобили, холодильники и радиоприемники, ни одежда, телефоны и деревянные рамы в больнице не передают так атмосферу тех времен великого СССР, как передает ее этот мятущийся амбициозный и гениальный, ранимый и мерзкий маленький советский человек. Советский до корней волос. Я видел таких людей в великом множестве. Я узнаю этот типаж и, кажется, ощущаю этот забытый запах, смесь мужского одеколона и табачного дыма, въевшихся в кожу. Жажда справедливости для себя. И потребность быть услышанным и понятым собеседником. Гениальная работа Хабенского. Однозначно, его лучшая работа в кино. Возможно, вообще лучшая мужская роль за все время после заката кинематографа СССР. Кстати, многие актеры отработали свои номера на удивление хорошо. Не все, конечно, одинаково сильно и убедительно. Но многие. Посмотрел дважды. Получил удовольствие. Спасибо!
Ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф уже давно испытывает некое чувство ностальгии по победам былых лет и связанную с этим патриотическую гордость, которая охотно выливается в обилие военных, исторических и даже спортивных драм. Очередным дополнением в эти ряды и стал данный фильм режиссера Алексея Сидорова. Данный фильм режиссера Алексея Сидорова рассказывает о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат: матче за звание чемпиона мира между действующим чемпионом Анатолием Евгеньевичем Карповым и претендентом на этот титул – гроссмейстером Виктором Львовичем Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого матча. Сценарий данной ленты определенно получился немного неоднозначным и во многом за счет того как были поданы реально произошедшие события и главные герои сие противостояния. Во первых, мне лично не понравилось, что существенный акцент истории сделан нисколько на шахматном поединке, сколько на многочисленных скандалах, обвинениях и явлении различных экстрасенсов и психологов, которые имели место быть в процессе поединка. Превращая заведомо интересную историю в очередной выпуск «Битвы экстрасенсов». Создатели картины могут оправдаться тем, что это сделано для придания картине куда более динамичного и насыщенного действия. Однако стоит вспомнить во многом похожую по тематике ленту «Жертвуя пешку» Эдварда Цвика, который более, чем достойно справился и без этой «паранормальной чепухи». Во вторых, мне также не понравилось максимальный акцент на превращении Корчного в качестве злодея и эксцентричного шута. Куда более интересно было смотреть за ходом поединка, в котором каждому из героев хотелось бы сопереживать и мотивы которых во многом оправдывали бы их действия. Однако опять же, авторам картины оказалось куда проще представить стопроцентно честного и доблестного советского шахматиста в противостоянии со стопроцентным злом. Если не акцентироваться на этих двух моментах, то в остальном сценарий получился вполне не плохим и наблюдать за происходящими на экране событиями было как минимум не неинтересно. Особенно не будучи знакомым со всеми фактами о реально произошедших событиях до просмотра ленты. С точки зрения режиссуры Алексей Сидоров снял весьма не плохой фильм. Аналогично его предыдущей работе «Т-34», будучи драмой по сути, фильм снова выдержан в качестве некого блокбастера. Охотно сдабривая повествование обилием визуальных эффектов, клиповой манерой съемки, динамичной музыкой и акцентом на голливудщине. Что в принципе работает. Позволяя не без интереса посмотреть данный фильм и не ощутить грузом достаточно объемный хронометраж в почти два с половиной часа экранного времени. Аналогично теме противостояния «старого шахматного волка» и амбициозного молодого чемпиона, основной акцент данной ленты сделан на Константина Хабенского и Ивана Янковского в главных ролях именитых шахматистов. Хабенский как всегда продемонстрировал отличную игру и полное погружение в свой образ на уровне естественны эмоций и языка тела. Когда как Иван Янковский снова сыграл себя любимого. Собственно как и в большинстве своих предыдущих работах. Также в картине отметились такие артисты как Владимир Вдовиченков, Фёдор и Виктор Добронравовы и Виктор Сухоруков, каждый из которых вполне уверенно смотрелся в экранном образе. Нельзя не отметить и Диану Пожарскую. Пусть она и попала фильм (скорее всего) «по блату», будучи супругой Ивана Янковского. Однако сыграла свою роль хорошо и в виду привлекательности актрисы, наблюдать за ней действительно приятно. Даже жалко, что ей достался столь скудно прописанный в рамках сценария персонаж, который не несет важной роли в развитии сценария. 6 из 10 Чемпион мира – это далеко не самая идеальная, но определенно не плохая историческая драма об одном из главных и нашумевших поединков в истории шахмат. Вместо того, что бы строить сложную драматургию, позволить сопереживать обоим шахматистам и полностью погрузится в их противостояние на уровне реализма, авторы данной ленты пошли наиболее легким путем. Создав полноценный блокбастер, в котором основной акцент сделан на зрелищной картинке и скандалах на протяжении всего поединка, нежели на нем самом. Тем не менее, если не сильно акцентироваться на данном моменте, то получился вполне интересный и не плохой фильм, который определенно можно посмотреть не без интереса. Но вот захотеть пересмотреть его снова (когда-либо) захочется вряд ли.
Российский кинематограф (в лице в т. ч. и студии Михалкова) продолжает доить корову советских легенд. Эдакий спортивный Марвел. И вот что я хочу сказать: «Я устал от этого». Необходимо отметить, что я не рассматриваю этот фильм как документальный, мне это не интересно. Для меня – это художественный фильм. Так вот «Чемпион мира» - это типичный тритешный фильм, шахматная «Легенда №17». Всё как по учебнику: антагонист-протагонист, драма в семье, сопереживания простых граждан, сюжетные арки, когда связывают начало фильма и его финал. Правда, такое ощущение, что этот учебник был актуален где-то в 90х годах, когда вышла «Высшая лига». И, честно говоря, это дело вкуса и опыта, и для неискушенного зрителя все эти ходы и драматические уловки работают. Мне было скучновато. Но, в этом фильме есть несколько проблем, которые куда глубже и, чего, с моей точки зрения, не было в предыдущих. 1. Создатели решили снимать фильм для «теть Мань». Т.е. для людей, которые вообще ничего не понимают в шахматах. Да и сами создатели (я не говорю про работу консультантов, они, я уверен, работали на 100%), похоже, не очень запариваются. Когда на доске чуть ли не эндшпиль, а нам показывают дебюты – это, конечно, фейл. Да и диалоги построены по принципу – накидаем умных терминов и тут же их объясним. Или, когда строится дерево ходов, а потом оно распадается на 2 «молнии», которые «сражаются» друг с другом – чушь полная, но метафора просто недосягаемого уровня. 2. Далее, как следствие из первого пункта. Я не поверил ни Хабенскому, ни Янковскому. Это не шахматисты. Это актеры. В их глазах (а их очень часто показывали), я не увидел гроссмейстеров, я не увидел мысли, я не увидел, пардон, интеллекта. Это просто люди, двигающие фигуры и говорящие какие-то слова из шахматной терминологии. 3. И самое главное, в этом фильме очень слабая кульминация. Думаю, что действительно очень сложно сделать так, чтобы на экране было интересно наблюдать за десятком партий. Они пытались как-то это всё разнообразить: то деревья ходов строят, то просто в переглядки играют, то средневековая битва. Создатели пыжатся, пытаются придумать что-то интересное: пафос нагоняют, глаза пучат, эзотерику приплетают, символизм, - но, к сожалению, нет, на меня это всё не сработало. Видимо, режиссеру не хватило опыта. При этом, есть удачные примеры: матчи в «Ходе королевой» и «Жертвуя пешкой» были вкуснее сняты. В результате, финал картины мной воспринимался холодно. Резюмирую. При просмотре фильма я себя ловил на мысли, что люди старались, не хотели делать подделку. Они пытались сделать хорошее, интересное, серьезное кино. И, поэтому оно не воспринималось мною как пустая шаблонная поделка, с огромным количеством дешевых клише, чем, например, грешат Андреасяны. Хотя, было на грани. Просто, возможно, вся эта СССРовская спортивная тематика уже порядком надоела, и надо уже «закопать стюардессу».
Мне фильм скорее понравился, но есть моменты за которые его стоит пожурить. Это зрелищный фильм о шахматах, что роднит его с Ходом королевы и в реальности за шахматами отнюдь не так интересно наблюдать. Мне кажется, что это не столько заслуга кинематографистов, сколько стоящее за шахматными партиями политическое противостояние. Именно битва двух империй стоящих за шахматистами и создает этот нереальный накал страстей. Сюжет годный, он получился таким во многом благодаря реальной основы у истории. Кто бы мог подумать, что гроссмейстер сбежит из страны, откажется возвращаться, да еще и станет играть против своих же? Дальше больше, матч проходил на Филиппинах. Это было и в реальности. Шахматная битва длилась 69 дней, большую часть из которых шел ливень - это сводило членов советской делегации с ума. Давление было колоссальным. Актеры мне тоже понравились. Янковский мне запомнился еще по роли в сериале по Глуховскому 'Топи'. Тут он тоже хорошо играет. Не идеально, но хорошо. Хабенский тут просто высший пилотаж актерской игры показывает. Очень вдумчиво и сильно, веришь в происходящее. Когда дед рассказывал про Корчного, то именно такой образ я рисовал в своей голове. Снято всё в темных тонах, есть нагнетающая динамика. В общем, атмосфера в фильме есть и местами хочется паниковать и срываться вместе с героями. Это средненький фильм, но мне нравится тренд, который взят отечественным кино. Сделано очень душевно и должно вдохновить многих ребят ходить на шахматы.
Шахматы, прямо говоря, развлечение для посвященных. Человек, не знающий правил футбола, еще может получить удовольствие от беготни за мячиком - но едва ли случайный прохожий порадуется, созерцая двух скучных сосредоточенных мужчин, двигающих фигурки четыре часа подряд, и если один из них выигрывает, то это потому, что другой допустил небольшую ошибку, чтобы просто понять которую, надо быть минимум каэмэс. Поэтому и кино про шахматы снимают редко и обычно смещают акцент с игры на околошахматные игрища, столкновение характеров и борьбу с личными демонами. Либо просто используют шахматы как метафору чего-нибудь - игра почтенная и богатая, с чем сравнишь, то и будет. Однако как спорт шахматы рассматривают редко - во-первых, зрелище так себе, во-вторых, у спортивных фильмов есть свои законы и шахматные противостояния в них вписываются примерно никак. Однако, поскольку в названии студии 'Тритэ' одно тэ - это труд, трудности создания шахматного триллера никого не смутили, тем более тема была как там любят - ностальгическо-патриотическая. Было сразу понятно, что скандальный матч в Багио, где уважаемые Чемпион и Претендент разве только в рожи друг другу не плевали, на пороге новой холодной войны легко поддастся трактовке в пользу отечественной делегации - но этот матч все равно придется снимать, под каким углом камеру ни ставь. И вот тут возникали проблемы. Первым делом надо было понять, как строить конфликт. Классическая схема Давида и Голиафа не канала: несмотря на вроде 'бумажный' чемпионский статус, никто особо не сомневался, что Карпов - сильнейший шахматист мира, следовательно, победа его не была никакой сенсацией. Снимать про битву равных соперников тоже не хотелось - далее станет ясно почему. Таким образом, из всех сюжетов выбрали наиболее неравновесный и в спорте этически неприемлемый: о драконоборце. Светлом Ланселоте с открытым лицом, что срубает поганому змию его предательскую бошку со всеми заключенными в ней дебютными вариантами. И вот этого делать хорошему человеку не следовало. Потому что Дракон у нас - никакой не Дракон. Спору нет, гроссмейстер Корчной был склочным, самодовольным и в целом неприятным типом. Непонятно, любил ли он хоть кого-то больше себя или просто кого-то кроме себя. Он не умел проигрывать, был склонен к эпатажу и паранойе, водился с сомнительными персонажами и вообще был тот еще фрукт. Однако есть пропасть между желчным неудачником и гротескным злодеем - как между Драко Малфоем и Волдемортом; и Корчной в притворяющемся серьезном фильме ближе ко второму. Под всеми его ужимками, беспринципностью, порочностью, наглостью и коварством даже умения играть в шахматы незаметно: фильм подает это так, словно Претендент побеждает только благодаря побочным факторам. Смотрится все это мерзенько - особенно если знать опущенные подробности: что жене злодея Империя Добра не дает выехать к мужу, что сын злодея сидит как уклонист, потому что из универа его выперли за злодейское происхождение, что фамилию Корчной выкорчевывают из всех учебников и сборников партий, будто его никогда и не было (привет Оруэллу), что он не играет в турнирах, так как организаторов пугают бойкотом со стороны советских шахматистов - а это половина мировой элиты, причем лучшая. Только вот сказать об этом с экрана кишка тонка даже спустя 50 лет - а значит, пусть Претендент будет просто свинья: бывают же свиньи на свете. Другой проблемой создателей был протагонист. Шахматные профессионалы часто люди несколько скучные, и в этом Карпов превосходил современников не меньше, чем в игре, где его стиль тоже особыми изысками не отличался: получал преимущество в пол-пешки и за ходов 50 дожимал противника. Спортсмен-режимщик, чье мнение обычно совпадало с начальским, плохо годился в герои фэнтези - вдобавок ради реализма создатели совершенно сознательно позвали на главную роль довольно заурядного актера Янковского-внука, у которого дедовой харизмы нет и в помине. Продолжатель династии играет примерно половину от интересного персонажа - что все равно в два раза интересней оригинального Карпова, будущего коллекционера марок и депутата от 'Единой России'. Авторы пытаются ему как-то присобачить пару личных трагедий, но выходит очень шаблонно и плакатно, а простора фантазии они не дают, хотя сны и галлюцинации откровенно поплывшего Карпова могли бы сделать проект глубже - но нам такого не надо. А что надо? Плаката - вот еще одна находка (или проблема, кому как) проекта: вся страна болеет за нашего советского Толю. Смотрится это трогательно, смешно и страшно. Металлурги в цеху, полярники на тягачах, чукчи в чуме, чабаны и министры - все повторяют заветные ходы, чешут затылок и молят об одном: одолей. Спаси нас от поругания, Толя, советский сын советского отца, не дай злодею глумиться, предателю торжествовать. Пусть призовет все силы ада, который зовется Западом и которому продал он душу, но семья поможет, а Родина защитит. Так триллер про скандальный матч превращается в прохановскую мистерию единения героя, семьи и государства - символики в этот якобы реалистический фильм напихано как в стихи Брюсова. Тут и змея в постели, подосланная Претендентом, и демонические вихри за его спиной, и зловещие картины в дар от Бобби Фишера, подчеркивающие для совсем дремучих, с кем именно играет Карпов, и даже погода не просто так - дождь прекращается ровно когда надо, и Небо сияет, чествуя своего Сына. Очень китайский сюжетец получился - про культ предков, восстановление гармонии и изгнание ее возмутителя со всеми его йогами и прочими хиппи. Могучее стальное добро раздавило гадюку: радуйтесь, ну же! Н-да. А ведь человек просто хотел свалить. Нет бы порадоваться, что с отъездом злодея улучшился средний моральный уровень населения - нужно было портить кровь изо всех сил. Вот едва и не огребли, сталкеры шахматные. Но такая мораль нынче не в моде, а в моде другая, описанная в песне 'С чего начинается Родина'. Чем Родина кончается - в песне не сказано, но это, полагаю, и так понятно: званием чемпиона и солнцем в иллюминаторе самолета. А для зла - ничем не кончается. No screen time for losers. Не родился чемпионом - нефиг и пытаться. Такова гнилая сердцевина качественного и грамотного фильма с умело нагнетающей напряжение музыкой (драма не вывозит - добавляй басов!) и превосходной операторской работой. Пока учились, как снимать - забыли зачем. P.S. Недоумеваете, откуда все-таки взялась змея? Судя по манерам, Корчной - хоть и побочный, но наследник Слизерина, поэтому знает парселтанг. Правда, все равно он просчитался - рептилия не посмела тронуть Избранного, защищенного любовью отца и отечества. Не по змию чаша, как сказал бы любящий метафоры министр спорта.
После просмотра трейлера на этот фильм возникло желание ознакомиться с самой картиной, потому что в шахматы люблю играть и потому что по трейлеру показалось, что фильм не проходной, а с хорошим бюджетом и серьёзным подходом. Картина действительно удалась яркой и захватывающей благодаря хорошей операторской работе и подобранному актёрскому составу. От картины с начала просмотра веяло чем-то грандиозным: музыка, виды, диалоги. Несмотря на то, что шахматы - игра не динамичная, фильм это не делало скучным, потому что перипетии, в кот. попадал главный герой А. Карпов, и показ партий, выглядели захватывающе. Выделить хотел бы необычную операторскую раб. Не знаю, что за эффект применялся, но обычная поездка на автомобиле в дождь смотрелась захватывающе. В. Корчной по фильму персонаж харизматичный (практиковал йогу, психологию), но по фильму, не чуравшийся ничего ради победы. 'Готов сотрудничать даже с лысым чёртом ради победы.' - сказал он на пресс-конференции. Сюжету добавляли остроты необычные моменты во время партии: использование гипнотизёров со стороны обеих команд, попытки помешать А. Карпову сосредоточиться, психологический срыв А. Карпова после ряда победных для него партий. Казалось бы, где недочёты. К сожалению, не всё в показанное правда, как выяснил после просмотра. В фильме команда Карпова жалуется на использование гипнотизёра в команде Корчного. В реальности Корчной первый пожаловался на использование психолога со стороны Карпова. Картины игры святого с дьяволом, кот. подарил Р. Фишер А. Карпову, не было. Также не было попыток помешать Карпову играть. Читал ещё о каких-то биографических погрешностях в фильме. Всё отведённое время более 140-а мин. смотрел в экран не отрываясь, что говорит о высоком качестве ленты и большом кол-ве эмоций, которые вызываются благодаря просмотру. Но выдумки, которые добавили в повествование, испортили впечатление. Хотелось бы поставить выше оценку, но для меня важна правдивость фактов. Совету сходить посмотреть ради наслаждения актёрской игрой, операторской раб. и ощущения чего-то грандиозного. 7 из 10
Я не про реальных людей, а про персонажей. Анатолий Карпов – просто умница. Необыкновенно талантливый юноша. Порядочный человек. Гражданин. Любит родителей. Жена – красавица. Как и многие зрители, я не особенно разбираюсь в шахматах. Мне интересны не ходы и комбинации, а поведение персонажей. Ну давайте представим, что Карпов играл бы с Карповым. Согласитесь, смотреть на это было бы невыносимо скучно. Корчной – реальный, харизматичный и уже поэтому более интересный. А если задуматься над тем, что пожертвовали претенденты ради победы, то становится понятно, почему приходит странное послевкусие. Корчной, совершил поступок на которой киношный Карпов ни за что не решился бы. Представьте, что Карпову ради победы, нужно было бы бросить хотя бы только: смертельно больного отца, мать, красавицу жену и все звания. Пошел бы персонаж фильма на это? Уверен, что не пошел бы. Слишком он любит свою Родину. Корчной, на подобное пошел. И мы можем предположить, что в его возрасте это было невыносимо тяжело. Ради, только возможности, бороться за шахматную корону, он пожертвовал практически всем. Лично для меня, это то сильный аргумент в его пользу. Кураж этого фильма — Корчной. Он антагонист и должен быть повержен. Но, проблема. Главный герой сильно не дотянул, чтобы убедительно ему противостоять.
Я кричал: «Вы что там, обалдели? Что ж вы уронили шахматный престиж!» А мне сказали в нашем спортотделе: «Ага, прекрасно — ты и защитишь! Но учти, (Корчной) ведь очень ярок, Он даже спит с доскою — сила в ём, Он играет чисто, без помарок…» Ну и ничего, я тоже не подарок... Картина, которая эпоху противостояния 'Мы - Они' воскресает в памяти. Советский Союз и Запад аргументацией доказательств преимуществ существования себя через спорт. Похвальба друг перед дружкой 'поединщиков'. Да, тех самых - 'богатырей-молодцев'. Какая модель человеческого общежития более конкурентна? Советская? Капиталом воздвигнутая? Кто лучше? Что лучше? И мир затаив дыхание за зрелищем следит. Тут информсообщения прессы как сводки с полей сражения. Убит? Ранен? Взят в плен? Поплыл после нокаутирующего удара? На ничью согласились? Эх! Ух! Ох! Ах! Вау! Режиссёр такую ауру создал, так сплёл полотно работы что зритель, словно машиной времени доставлен во вчерашний день. Знакомо. Реалистично. Несколько вычурно конечно, но вполне себе... Вполне. Атмосфера ностальжи - бальзамом согревающим Шахматный матч за звание Чемпиона мира между Анатолием Карповым и уехавшим (сбежавшим) из СССР Виктором Корчным на два с половиной часа в растяжке. Молодость против опыта. Двадцать лет разницей в возрасте у соперников. Одному нет ещё и тридцать, второму скоро пятьдесят. Борьба интеллектов? 'Наш' парень и 'парень' уже не наш глаза в глаза друг другу за фигурами. Атака против Защиты. Белые против Чёрных. Тут Брежневская страна 1978 года презентует красоты той поры - люди, любовь, идеология. События и факты канувшей в лету страны... 'Зарубы' в боксе на ринге - ещё то... зрелище. А в хоккеи? Наши против Профессионалов? Да это же битва Титанов в схватке! У тех улыбки в оскале малозубых ртов что вампирские страсти с жаждой кровушки славных русичей-витязей... А фигурное катание? А художественная гимнастика? А плаванье? А баскетбол? Шахматы теже. А..., а..., а... Везде и всюду где только более-менее равные по силам соперники - интрига с сокрушением, с ожесточённой борьбой. Кто кого 'угрохает'? Мы против США сегодня, Мы против ФРГ, Мы против Англии, Мы против... Карпов против Корчного это из 'здесь', это из 'тут' как раз. Кино, где не только 'Мы - Они' сечей борьбы. Тут ещё и кабинетные бонзы в интригах страховок-перестраховок. Сдать? Слить? Обезопасить себя? Чиновничья сытость изощрённостью уловок. Кулуары Номенклатурной Верхушки доверительным откровением. Впечатление от картины? Поначалу это кино фонит откровенной картонностью, фанерностью. Оно словно растяжка плаката-агитки той советской поры в кумаче цвета без изысков - Слава КПСС или Слава Труду. Так же слеплена-спаяна что и многие 'собратья' до неё. Речь о 'баскетбольной саге' с В. Машковым, хоккейной с О. Меньшиковым и прочим-прочим-прочим лентам в бесчисленном ряду этих однообразных киноподелок без души, без ума, без сердца на непритязательного зрителя расчитанных. Однако после первого часа просмотра, увлекшись интригой повествования исторических событий, находясь под пленительным очарованием 'злыдня' - роль К. Хабенского, прощаешь режиссёру нулевую драматургию, прощаешь косность реплик-фраз, прощаешь однообразие маски-лица И. Янковского. Роботы сделали своё дело, роботы могут удалиться... Виктор Корчной умер в 2016 году. В Швейцарии. В возрасте 85 лет. 5 из 10
Главной проблемой современной культурно-идеологической машины является тот столп, на который она может опереться в создание фильма. Испробовали все: хоккей, баскетбол и ряд крайне неудачных фильмов о футболе. На этот раз пришло время игр с интеллектом. В моем представлении такие истории должны рассказываться скромнее, без всяких излишеств. Вместо драматичной борьбы психологий двух гроссмейстеров нам зрителю показывают нейроны и неплохо поставленные для российского кино сцены гладиаторских боев шахматных фигур с компьютерными эффектами. Вообще наше современное кино заразилось у американского любовью ко всему гигантскому. На этом фоне пусть и простенький гроссмейстер с Мягковым выглядит куда более солидной историей именно про шахматную битву интеллектов. Не зная точных подробностей были ли на этой серии в зале Экстрасенсы но подана сама эта история очень глупо. Сидящий на первом ряду усатый мужичек как идиот пытается из себя выставить эдакого Кашпировского. Советская делегация ведет себя еще глупее, реагируя на это как сорвавшийся медведь. Или авторы фильма хотели донести: чему вы удивляетесь, когда в 90-ые годы многие поверили в такую лабуду? В фильме подогнано очень многое под современный политический строй. Тут вам и подкол в адрес украинцев на предмет того, что у них в генетическом коде написано все усложнять. Удивительно, что в адрес Грузии не было подобного укольчика. Студия Тритэ все пытается возродить некий сакральный миф о потерянном великом и великих людях и победах о стране, к которой, как мне кажется, Никита Сергеевич относится половинчато. Попытки сыграть по обе стороны и вашим, и нашим выглядят дешево и отвратительно. Вроде и есть апофеоз – и красному флагу, и шлягерам тех лет, но в то же время, чувствуется недоверие к тому государству, которое, как минимум, имело великие победы и свой такой разный кинематограф. Мы хотим сейчас чего-то крупного, даже из такой драматичной истории, что делает Карпова неуверенным неврастеником, делает из героя Хабенского эмигранта-правдоруба, измеряющего радиацию перед шахматной партией. За каждой, будь то спортивной или исторической судьбой, есть драма, которую мы не получаем, хотя фильм идет два с половиной часа. Клишированные вставки с отцом-учителем и личными переживаниями изрядно поднадоели. А зачем прозвучала песня Пугачевой «Арлекино» перед отъездом делегации и Карпова в СССР? Непонятно. Или это такой намек? Хочется верить, что отечественное кино перестанет оглядываться на запад и обретет свои очертания. Ведь надоело брать из раза в раз какой-то период истории красной России и делать из этого балаган который, забудется после первого просмотра.
Это шикарный новогодний подарок от продюсерской компании «ТриТэ» Никиты Михалкова. Я даже не ожидал, что чемпионат по шахматам может быть таким напряжённым и таким зрелищным. И самое главное, что это фильм с Константином Хабенским. После «Ночного дозора» (2004) и «Дневного дозора» (2005) я так ждал, что у Хабенского будут ещё такие же мощные блокбастеры. И вот в 2020-м вышел фильм «Огонь», и сейчас на новогодние праздники вышел этот блокбастер от студии «ТриТэ». Хабенский прекрасного играет Корчного, а его попытки давить на соперника великолепно передаёт камера. Режиссёр передаёт напряжение чемпионата мира по шахматам в 1978-м году. Это непросто чемпионат по шахматам, тут сталкиваются две системы — Советский Союз и Запад. Актёр Иван Янковский великолепно играет «бумажного чемпиона» и всю советскую школу шахмат. Чтобы получить истинное удовольствие от картины, её желательно смотреть в кинотеатре на большом экране. Хабенский великолепно играет шахматиста, который обязательно должен подавить психологически соперника. Продюсер Никита Михалков, как всегда, порадовал зрителя на новый год. Очень жалко, что с Хабенским так мало выходит фильмов-блокбастеров. Фильмы «Огонь» (2020) и «Чемпион мира» (2021) говорят: «Хабенский — звезда, и он может собирать кассу». В фильме идёт противостояние СССР и Запада, но всё равно Карпов и Корчной — это всё советская школа шахмат. Ещё очень понравилось, что в фильме звучит песня Ротару «Темп». Это незаслуженно забытый хит от Ротару. Композитор Васильев хорошие подобрал треки для передачи напряжения этого шахматного чемпионата. Я в полном восторге от этого фильма. Для меня это шикарный подарок на новый год от Никиты Михалкова. Режиссёр Сидоров добавил спецэффекты качества 4K. Да, это мощная картина, которую надо обязательно смотреть только в кинотеатре (просто, чтобы почувствовать напряжение между шахматистами).
При написании рецензии использованы материалы нескольких интернет-порталов, где опубликован разбор партий матча за звание чемпиона мира по шахматам 1978 г., а также мемуары Виктора Львовича Корчного (1931 - 2016) и интервью с Анатолием Евгеньевичем Карповым (р. 1951) Обычно рецензии к фильмам пишу я по вдохновению. Здесь иная ситуация. Я сам немножко играю в шахматы, а чемпионов мира могу перечислить по памяти в хронологическом порядке с Вильгельма Стейница по Владимира Крамника включительно, потому что дальше начались какие-то непонятные мне сложности с масштабом соревнований и присвоением звания. Ну ладно, не суть. Я к тому, что об этом вот фильме перед самим собой просто не мог промолчать! А что тут сказать?.. Сходил я на него поздно, уже под занавес проката. Ожидания возлагал сдержанные. Историю противостояния Анатолия Карпова и Виктора Корчного знал в общих чертах без деталей. Вот как мне разобрать этот фильм? Как историческое произведение или как художественное? Могу попробовать с разных призм, хотя вдохновение мне почему-то отказывает. Общее впечатление такое, как будто со стороны творческой группы не было допущено никаких грубых ошибок, которые вызвали бы ответную грубость с моей стороны, как со стороны зрителя. Можно провести аналогию с шахматной партией, которая ничуть не напрягла и всецело удовлетворила обоих игроков, но не зацепила ни болельщиков, ни аналитиков. Но чтобы зрительское мнение как мнение автора рецензии на Кинопоиске имело какой-никакой вес, придётся примерить на себя роль искушённого зрителя. А фильм этот я б не сказал, что чем-то особенно сильно меня искусил. Ну мне, конечно же, не могло не понравиться, что к шахматной составляющей создатели фильма отнеслись очень бережно и уважительно. В каждый момент времени на доске фигуры были расставлены с точным соответствием какой-то из зафиксированных реальных партий того самого матча. Будь то два чёрных коня ('мхедрули' - этот термин принадлежит шахматному композитору Гиа Надареишвили), финальная партия (о ней разговор отдельный) и даже зевок ферзя в сеансе одновременной игры. Правда, в реальной жизни юный Карпов 'простил' таким образом не Корчного, а Ботвинника. Но и Ботвинник этого тоже не оценил. Ну и ещё буквально два слова: я не уверен насчёт змеи в кровати и насчёт звонка жене. Карпов, кстати, и сам признавался, что во время поединка с Корчным в 1978 году ещё не был женат, но я совсем не об этом. Вот этот ход 'e5' в защите Уфимцева, на котором заостряют внимание зрителя в завершающей партии, пятнадцатью годами ранее просмотрел в Кисловодске за чёрных сам же Михаил Нехеймьевич Таль! Так неужели он не вспомнил бы эту партию для Карпова, если бы тот попросил напомнить ему?! Остальное, если верить воспоминаниям Карпова, всё так и было. И спать он не мог (или правда не давали?), и менталистов всяких приглашали с обеих сторон. Понятное дело, Корчной в своих воспоминаниях, комментирует все эти выходки по-другому. Рассудить уже некому, в фильме всё показано как из песни слова не выкинешь. Про йогурт вот только не показали - был эпизод, о котором реальный Корчной в своей книге воспоминаний с уверенностью предположил, будто Карпова кормили наркотиками. Вполне можно было экранизовать в фильме эпизод из мемуаров, где повар Карпова и жена Корчного готовили ему в одном помещении. Для Карпова - йогурт, а для Корчного - чёрную икру. Это, пожалуй, всё, что я смог разглядеть через историческую призму. В конце концов не биограф же я ни Корчного, ни Карпова. Перейду к художественному аппарату анализа, если можно так выразиться. Обе главные роли - здесь вообще ноль претензий! Хабенский гениально играет. Он даже лучше Янковского, который всё-таки на его фоне менее динамичен. По большому счёту, их актёрская игра-то как раз и раскрашивает картину. Да, Корчной в фильме - дьявол, сатана, демон с чёрным нимбом и кто хотите. Но я предложу иную трактовку такой явно авторской окраски исторического образа шахматиста! Я думаю, создатели фильма хотели показать, кем был Виктор Львович Корчной в глазах граждан СССР того времени! Как его видели, как к нему относились. Особенно те, кто следил за шахматами. История, конечно, умалчивает о разговоре Карпова с Корчным в неформальной обстановке (сцена с петушиными боями), но отвергнутое рукопожатие перед одной из партий матча реально было. Образ персонажа Вдовиченкова... о нём мне неинтересно писать. Спишем на законы жанра. Азазелло Филиппенко в роли Брежнева как будто бы отрабатывает номер, хотя внешне вроде похожим сделали. Ну и что получится, если убрать драматургические же допущения и чётко следовать букве документов? Очень скучный фильм, непонятный далёкому от шахмат зрителю. Я уже объясняю очевидные вещи - разницу между документальным кино и художественным. Да и к матчу как к историческому событию создатели фильма явно относятся с большим уважением! Только вот зрителю знаете, что непонятно? Зрителю непонятно, почему Фишер отказался от поединка с Карповым. В фильме не озвучиваются условия, которые он выставил. Но здесь опять же идёт отсылка уже к исторической личности: этот отказ до сих пор считается очень мутной историей, которую списывают на специфику Бобби Фишера как человека. Ну что тут ещё добавить?.. Линия Добронравова-старшего (Карпова-старшего)?.. Чтобы обойтись без спойлеров, прокомментирую так: создатели фильма здесь сделали всё возможное и невозможное, чтобы не порезаться острой гранью между исторической реальностью и художественным вымыслом. Зритель в таких случаях, как правило, остаётся в недоумении. Выходом из ситуации мог быть финальный титр, описывающий закадровые события, но это уже немного не тот почерк и не тот стиль. На этом закончу, пожалуй. Не знаю, какую поставить оценку. '7' незаслуженно низко; '8' вроде достаточно, но как будто без блеска; '9' как будто заслужил, но тогда получается, что ему всего одного балла в моих глазах не хватило до '10', а '10' я предвзято ставлю только своим самым-самым любимым фильмам. И вообще '10' это всегда предвзятая оценка. Ладно, я добрый и в шахматы играть вроде немножко умею. 9 из 10 P.S. Если верить опубликованным интервью, то Анатолию Евгеньевичу Карпову этот фильм в общем и целом понравился и даже всколыхнул воспоминания о том, как оно было на самом деле. Особенно, кстати, ему понравился здесь Корчной.
Как только прочитала, что студия «ТРИТЭ» и Сидоров снова в тандеме, сразу закралось маленькое сомнение в оригинальности и актуальности фильма, которое вскоре полностью подтвердились. Что получилось по факту? Очередная вариация на тему «Движения вверх». Идеологически-патриотическая лента из разряда «все против нас, даже самые наши-наши, но мы всё равно победим» (с нами Бог, Арбидол и Госуслуги!). Авторы всё время пытаются вызвать сочувствие к главному герою: тут тебе и больной отец, и недалекая жена, и трусливый министр, и КГБ. Зрителя с головы до ног обливают пафосом: в главного героя не верят свои же (даже карикатурный Брежнев ему угрожает), но за него все остальные - рыбаки, животноводы и прочие. Сразу хочу оговориться, мне тяжело оценивать аутентичность показанного в фильме времени - я тогда ещё даже не родилась – возможно, так и было. Хотя тупые чинуши и злые КГБшники, мечтающие потопить ГГ в любой спортивной драме от ТРИТЭ, уже порядком подбешивают. Видно, что Янковский старался, возможно, Сидоров рядом с ним стоял с большой, больно бьющей палкой. А что же противник? Показанный Виктор Корчной – параноик, неврастеник, почти классический опереточный злыдень, который ненавидит СССР. Кстати, а за что он всё-таки ненавидит свою родину? Нам этого так и не показали, просто факт. Карпова он тоже ненавидит, потому что тот из СССР (тут вроде логично) и пролез без очереди в ЧМ (что, простите?). К сожалению, отличную игру Хабенского испортила мотивация его персонажа. Точнее её отсутствие. Его Корчной должен был просто вызывать отвращение, он же «враг народа», который чистое зло. Ну, а если поглубже копнуть, то Виктор Корчной родился в Ленинграде, пережил блокаду, потерял отца на фронте, испытал на себе все ужасы военного и послевоенного времени. Крайне неуживчивый, острый на язык, но фанатически преданный шахматам человек. Сам Корчной не раз говорил в интервью, что не считает себя диссидентом, а лишь хочет продолжать играть в шахматы на другом профессиональном уровне. Он также искренне считал, что был наказан за свободолюбие (коллективное письмо гроссмейстеров). У Корчного была своя правда и идея шахматного творчества, за которые он боролся, но этого нам не показали, ведь проще ненавидеть СССР по-фану. В общем, очередной раз был обкатан рабочий сценарий спортивной драмы времен СССР, вот только авторы опять забывают, что лишь в шахматах есть абсолютно чёрные и белые фигуры, по отношению к героям, у которых есть конкретные прототипы, в жизни много иных полутонов. И да, можно представить и ситуацию наоборот, например, снять фильм про Корчного, то получиться не менее захватывающая драма: жалкий невозвращенец, отчаянно пытающийся противостоять мощной советской машине, собирающий с миру по нитке команду, но проигрывающий при счете 5:5. 5 из 10 (за Хабенского). Если соскучились по «Движению вверх», то, конечно, смотрите.
Свою рецензию хочу начать с каламбура – говоря о матче, показанном в фильме, нужно говорить не только о самом матче. Дело в том, что, хотя речь идет именно о шахматном поединке, вокруг него оказалось переплетено столько событий, в том числе и совсем не спортивных, что не упомянуть о них нельзя. Скажу сразу – от фильма ожидал худшего, но сняли вполне сносно. Старая гвардия во главе с Хабенским сыграла хорошо, к ним претензий нет, ну разве что Корчному ощутимо не хватило экранного времени, а вот молодежь показалась недостаточно выразительной. Размах, масштабность – все это чувствуется и даже извечная болезнь наших создателей фильмов – компьютерная графика тут и там, часто в самых ненужных местах и то не так мозолит глаза. Постарались угодить и вашим, и нашим – изложили историю близко к реальным событиям, при этом оставив место и для художественного вымысла. Балл хочу накинуть за музыку – песни добавляют атмосферности. Вместе с тем, не могу не сказать и о недостатках, которые как раз и касаются около шахматных событий: понятно, что фильму нужен злодей, но слишком уж однобоко показана история. А ведь Корчной заслуживает, чтобы о нем рассказали правдиво. Да, очень сильный шахматист с непростым характером, он пытался бороться с системой, а победить ее в реальной жизни гораздо сложнее, чем в каком-нибудь супергеройском боевике. Покидая Советский Союз он оставлял на Родине семью и прекрасно понимал что это будет использовано против него. Попытки вывезти жену и сына закончились неудачей, сын оказался в тюрьме и все это естественно оказывало давление на претендента. Про то, что в распоряжении Карпова оказалась вся мощь советской шахматной машины и говорить нечего. Помимо официальных секундантов у Карпова имелась возможность получать помощь от журналистов из СССР, которые освещали матч (а среди них, на минуточку, был экс-чемпион мира Михаил Таль), естественно, у претендента такой поддержки не было. Именно поэтому боязнь партийных бонз и сомнения самого Карпова по поводу участия выглядят как-то неубедительно. Мало того, что Карпов был намного моложе, имел мощную поддержку, уже победил Корчного в матче претендентов, так еще и провел просто блестящую серию международных турниров, одержав несколько убедительных побед. Историю про какие-то спецслужбы, по фильму мешавшие Карпову, оставим на совести сценаристов. Полностью раскрыть Корчного создатели фильма видимо и не пытались, так же как и не упоминают о том, что до турнира претендентов в реальной жизни у главных героев были не то, чтобы дружеские, но вполне хорошие отношения (ближе к концу жизни Корчной все же помирился с Карповым). Матч был невероятно изматывающим не только из-за сложных климатических условий (тропики, высокая влажность), но и потому, что оказался очень растянут по времени. В фильме сделали акцент только на результативных партиях, а ведь именно затяжные серии ничьих и оказали такое опустошающее влияние на обоих шахматистов. А так создается ощущение что бах! – Карпов победил, ба-бах! - Корчной отыгрался, а затем еще серии побед (кстати, результативные серии в матче действительно были). Показать шахматную партию человеку со стороны так, чтобы это было интересно, совсем не просто. С этой задачей режиссер справился, хотя и создается впечатление будто шахматисты играют блиц. Не то, чтобы Чемпион мира смотрится на одном дыхании, но несмотря на немалый хронометраж скучно не было. И, я думаю, было бы справедливо показать в конце фильма фотографии реальных участников матча - таких людей нужно знать в лицо.