Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость? 'Белое солнце пустыни', 1970, реж. В. Мотыль Размеренная обыденная жизнь рушится одномоментно. Ещё вчера Вурал, наставляя, поучал своего сына, мальчика школьных лет, что такое хорошо и что такое плохо. Заботясь о престарелом отце, проявлял чуткость. В отношениях с супругой, был внимателен. Уют дома, несложная работа, походы в мечеть баюкали однообразием буден. Покой в лице. Покой в речах. Покой и уверенность... И вот… Простая проникновенная история рассказанная непринуждённо, легко. Линейность сюжета выстроена без вуали интриги. Понимание происходящего карт-бланшем зрителю в наблюдении за мытарствами основного персонажа. Мы - всё видим. Мы - всё знаем. Мы - всё понимаем. А окружающие в неведении. Драма, вдруг разыгрывается прямо на наших глазах. Неожиданно, спонтанно, в один миг всё переворачивается вверх дном. И каков же будет финал? И что же будет? Фильм, собравший в Турции россыпь кинофестивальных призов, засветился в 2021 году не только на Родине. Германия и Китай, Бразилия и Италия на 'творческих' форумах приветствовали ленту зрительскими овациями. И хотя наградами картина оказалась обойдённой, она интересна, она увлекательна. Мысль, рождают поступки главного персонажа, мысль культивируют в нас на протяжении полутора часов. Мы лучше понимаем себя, глядя на бег по замкнутому кругу молодого мужчины. В самом-то деле, а далеко ли от него ушли мы? Праведность на словах и праведность на деле - вещи различные. Во многом несопоставимые. Именно эта тема сюжетом исследования. Мужчина отец, мужчина муж, мужчина сын, мужчина друг, мужчина любовник… социальными ролями. Кем человек хочет казаться и кем является на самом деле? Вот она каверза бельмом на глазу. Да-да, именно. А в дополнении ко всему религиозная подоплёка - праведность в наставничестве учения – не безбожник перед нами, личность с завидной регулярностью оправляющая культ. Вот даже как случается в этом мире. Автор серьёзен. Его позиция нейтральна. Морализаторство не нашло своего воплощения в сюжетной канве. Наблюдение и констатация – только они диалогом с публикой. Три поколения мужчин за одним столом в вечерней трапезе – несколько раз в показе. Что это, случайность? Намеренность? Старик лишь правую часть лица обнажает, его сын – Вурал, полностью перед нами, маленький же представитель рода, пока только со спины. Есть ли в этом хоть какой-то смысл? Пожалуй. Снега в нетерпении ждёт друг Вурала, промозглый холод и серая зимняя стужа действуют угнетающе. Снег всё сгладит. Снег всё укроет. Снег засыплет… Оттого-то и название картины – Белоснежный или, говоря иначе – Чисто белый… Устала земля. Устала. Так что? Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость? Действительно так? Увы, это всего лишь красивая байка к тому же от бандита Абдуллы. Разве такому можно верить? 8 из 10