Может быть, далеко не все читали роман, по которому снята эта и не только эта экранизация, но само название 'Копи царя Соломона' на слуху у всех, а любители кино наверняка знакомы с разными воплощениями на экранах этой истории. В наше время, когда экранизации всех классических романов есть в открытом доступе в Сети, можно свободно ознакомиться с сюжетами книг через фильмы, если читать не хочется, но есть желание узнать о событиях, описываемых классиком. Кто такой Алан Куотермейн, знают все читающие люди, особенно увлекающиеся приключенческой литературой. Судя по данным Кинопоиска, самое большое уважение снискала древняя экранизация 'копей' 1937 года, но найти её лично мне не удалось, поэтому моё знакомство с историей опаснейшего путешествия в место, где пропал человек, началось с картины 1950 года, которая, вполне возможно, была снята чёрно-белой, но удостоилась 'покраски', благодаря чему смотреть её и вовсе было удовольствием. Быть может, как и в большинстве фильмов тех лет, здесь показаны не все книжные события, но вполне возможно, что это самая достоверная экранизация романа, в отличие от блокбастера 1985 года, изобилующего дорогим экшном; и ТВ-фильма 2004 года с элементами фэнтэзи. Картина 1950 года - практически идеальное развлечение для зрителя всех возрастов, желающих увидеть на экране захватывающее приключение. Сюжет прост, но это не омрачает достоинств фильма. Главный герой говорит, что уже 15 лет занимается экспедициями, при том, что люди этой профессии не проживают более 8 лет, занимаясь опасными путешествиями. Его спутница платит большие деньги за опаснейшую экспедицию, цель которой - найти пропавшего мужа. Режиссёр использовал массовку, съёмку на воде и на природе, сцены с дикими животными. Фильм не устаёт удивлять качественной постановкой, периодически раскрывающимися тайнами. Для 1950 года фильм снят, на удивление, очень зрелищно, массовые сцены с животными не могут не вызвать восхищения и вопроса 'как можно было так снять без компьютерной графики?' - особенно если сравнить с убогим мокбастером 2008 года к четвёртому 'Индиане Джонсу', имитирующему сюжет книги Генри Райдера Хаггарда: это творение студии 'Asylum' показало на редкость бедную картинку. Экранизация 1985 года с участием Шерон Стоун выглядит более энергичной, чем данный фильм более почтенного возраста, а вот слишком вольная трактовка 2004 года поставлена в визуальном плане дешевле, чем предшественники, но тоже вполне себе интересное кино. В картине 1950 года всего один недостаток: отсутствие того, о чём говорит название фильма, и незаконченность истории: хотелось бы узнать, найдёт героиня мужа, или нет? В целом кино замечательное. 9 из 10 P.S. Многие обвиняют экранизацию 1985 года в плагиате с фильмов про Индиану Джонса. Но никому не приходило в голову, что, наоборот, приключения этого героя являются подражанием истории, описанной в романе Хаггарда? Мне понравились все части 'Индианы' и все экранизации 'копей', кроме дешёвой версии студии 'Asylum' 2008 года, но подход людей к оцениванию похожих друг на друга фильмов, мягко говоря, удивляет.
В 1885 году английский писатель Генри Райдер опубликовал свой знаменитый приключенческий роман «Копи царя Соломона», ставший первым из цикла, посвященным приключениям профессионального охотника и путешественника Аллана Куотермена. Роман стал настолько популярным у публики на протяжении последующих десятилетий, что вопрос его экранизации оставался делом времени. Конечно, современному зрителю должна быть знаком легендарная экранизация с участием Шэрон Стоун. Но всё же одна из наиболее ранних работ была выпущена еще в 1950 году. Собственно об этом фильме пойдет дальнейшая речь. Синопсис. Британская колония в Африке, 1897 год. К профессиональному охотнику и проводнику Аллану Куотермену обращается за помощью молодая леди Элизабет Кёртис, чей муж отправился в Африку на поиски таинственных копий царя Соломона и бесследно исчез. Полный сомнений в удаче этой затеи Аллан соглашается и собирает целый отряд, отправившись в безызвестную глубь «черного» континента, не представляя, какие занимательные и опасные приключения ждут участников похода. Игра актёров По меркам 1950-х годов фильм отличается по-настоящему звездным актерским составом. Стюарт Грейнджер сыграл роль Аллана Куотермена, опытного охотники, который не просто разбирается в местности и традициях живущих здесь народов, но в принципе, живя вдали от цивилизации, сумел познать человеческую природу и выстроить свою независимую систему ценностей и взглядов на окружающий мир. Дебора Керр исполнила роль Элизабет Кёртис, непоколебимой в своих решениях женщины, которая, несмотря на свой статус британской леди, ведет себя максимально сдержанно во время всего путешествия, не впадая в лишнюю панику и держа себя в руках. Выделить кого-то еще довольно сложно, поскольку остальные персонажи настолько закопаны в сюжете, что больше выполняли конкретные функции, нежели были полноценными героями. Режиссура «Копи царя Соломона» представляют собой синкретизм классического приключенческого фильма и драматического кино. Несмотря на явное ожидание каких-то опасных приключений, неожиданных поворотов сюжета, ничего такого сверхъестественного вы здесь не увидите. Фильм правильнее отнести к категории «роуд-муви», поскольку на всем протяжении картины герои находятся в дороге, знакомясь с красотами Африки и просто меняясь как люди изнутри. Конечно, нельзя не отметить, что фильму не хватило живости, динамики, ускоренного действия. Сами «приключения» не кажутся такими захватывающими, а открытие тех самых копий вообще выглядит как-то примитивно. Сценарий Действие сюжета разворачивается в британской колониальной Африке. Профессиональный охотник и проводник Аллан Куотермен уже несколько лет живет вдали от родной Англии и своего единственного сына, которого он содержит, устраивая сафари для богатых толстосумов, мечтающих о трофеях в виде слоновьих бивней или шкуры гепарда. Однажды за его услугами обращается молодая богатая леди Элизабет Кёртис. Пару лет назад её супруг отправился в эти места, чтобы отыскать мифические копи библейского царя Соломона, и с тех пор пропал без вести. Элизабет просит Аллана организовать поход с целью поиска её мужа. Аллан сильно сомневается в успехе, но, получив выгодное предложение, принимает его. Герои отправляются в долгий путь вглубь «черного» континента, где их ждут встреча с дикими животными и неизведанными племенами местных народов, суровая смена ландшафтов и живописные пейзажи экзотического континента. Понятное дело, их ждут трудности, группа поредеет, и до своей цели доберутся только самые смельчаки, которых ждет финальное испытание. Итог В общем и целом, «Копи царя Соломона» - неплохое кино, но не стоит строить завышенных ожиданий. Безусловно, фильм снят безумно красиво, но по-своему содержанию он довольно прост. Нельзя сказать, что фильм плохой, просто после просмотра остается чувство, словно чего-то не хватило, где-то не доделали. Но в целом могу порекомендовать к просмотру.
Сложно сказать, с какого именно фильма и почему пошла в Голливуде мода на приключения 'цивилизованных' людей в Африке. Но 'Копи царя Соломона' совершенно определенно один из первых фильмов, своеобразных родоначальников поджанра. Это уже потом последовали 'Африканская королева', 'Белый шаман', 'Могамбо' и множество других картин. Отмечу сразу, что фильм снят очень красиво, особенно для 1950 года. Африка изображена цветной, опасной и красочной. Поэтому в наши дни 'смотрибельная' ценность этой ленты резко снизилась. Однако несколько сцен превосходно смотрятся и в наши дни. Большой паук ползущий по юбке героини вызывает усмешку; ее страх и выстрелы в пантеру ночью из палатки - улыбку; а финальный ритуальный бой между двумя аборигенами - леденящий холод. Конечно мне совсем не нравятся истории про 'просвещенных' и 'образованных' представителей белой расы, покоряющих мир дикарей. Ведь акценты в фильме расставлены именно таким образом. Особенно усердствовала Дебора Керр, которая местами казалось уж слишком вычурной и переигрывающей. Правда, учитывая ее актерский талант, вероятно все дело было в режиссерском замысле. Так что, лишь общий высокий постановочный уровень фильма не позволяет отрицательно к нему относиться. Другое дело, что и бонусов маловато (в особенности для наших дней). Более того, версию этого фильма 1985 года с Шэрон Стоун и Ричардом Чемберленом я бы оценил выше, благодаря ее динамичности и остросюжетности. 5 из 10
История, которая удосужилась нескольких экранизаций. Приключенческая фантазия Хаггарда повествует о том, как английская леди, приезжает в Африку и нанимает опытного проводника, что бы тот помог найти пропавшего несколько лет назад мужа, отправившегося искать несметные сокровища в самом сердце африканского континента. Путь долог и труден, а на пути героев поджидает много опасностей от хищных зверей до враждебных племен туземцев. Фильм зрелищен и в ярких красках показывает африканские виды. Для 50-х такой проект был очень сложен в техническом плане – надо было снимать на натуре, да к тому же еще и в Африке. Но с технической стороны фильм шикарен. Сама же сюжетная ветвь немного наивна, все-таки впоследствии экранизации «копей» были более «живенькими», но проигрывали в художественном плане (взять к примеру экранизацию с той же Шерон Стоун, последняя хоть и шикарно выглядела, но героиня Деборы Керр играет лучше). Фильм получил 2 премии «Оскар» за работу оператора (цветные фильмы) и монтаж, а так же был номинирован на звание лучшего фильма года.