Каждый фильм имеет свой собственный уникальный характер, однако несмотря на это, у некоторых есть общие черты: есть фильмы, которые хотят тебя напугать, другие же норовят рассмешить, третьи заставляют задуматься, у всех одна задача - вызывать эмоции. «Землю кочевников» я бы не смог ни к одной из этих групп, в первую очередь просто потому, что она не принуждает ни к чему. Она как хороший и преданный друг появляется перед тобой и с непритворной улыбкой посмотрит тебе в глаза. И все будет понятно без слов. Фильм не подавляет масштабами, не поглощает идеологией, не напрашивается на похвалу или восхищение. «Знаешь, у меня есть всего одна история, я тебе с удовольствием ее расскажу, и быть может, ты найдешь в ней частичку себя» - говорит он. И эта история располагает своей простотой и искренностью. На первый взгляд может показаться, что она не будет ничем отличаться от меланхоличных драм про тяготу жизни, и вот, как в старые добрые, придется снова разделять с главным героем печаль утрат и горечь поражений, но не тут-то было… На удивление, большую часть фильма меня сопровождали радость и умиротворение. Мне было приятно наблюдать, как люди, претерпевшие утрату в материальном мире (работу, близких, здоровье), смогли обрести новый смысл жизни в свободе, единении и доброте. Они все разные, у каждого своя история, характер, отношение к миру, но только вместе они снова чувствуют себя нужными, родными, как в семье… Семье, с простой, но чрезвычайно важной идеей. Ты никогда не будешь один. Где бы ты ни был, кем бы ты ни был, вокруг всегда будут люди, готовые поделиться с тобой своим теплом и крышей над головой. Нужно ценить каждого человека, приходящего в твою жизнь, ведь жизнь - это дорога, которая никогда не бывает предсказуемой. Эта крайне простая мысль о бескорыстной помощи не оставляет выбора зрителю. Она создает атмосферу спокойствия, затмевая собой все жизненные трудности, какими непреодолимыми они бы не казались. Герои приняли свое положение и смирились с ним, но… Значит ли это, что они сдались и признали свое поражение? Нет. Они обрели свое новое счастье в отрыве от суеты, их новое наслаждение - беззаботная жизнь, где каждую секунду можно наслаждаться тем, что окружает. У меня не возникает желания переживать за женщину, которая больна раком и доживает свои последние месяцы, просто потому, что я вижу счастье в ее глазах, я слышу наслаждение в каждом слове ее рассказа про ласточек или лося, которого она случайно встретила в Колорадо. Я хочу разделять с ними их радость и понять смысл этого счастья, отдельное место в котором занимает отдельный персонаж картины - природа. Она сопровождает, она мотивирует, и создает ощущение свободы. Именно в диалоге с ней кочевники приходят к тому, чего иногда так не хватает… К легкой мысли о простом человеческом счастье, неприступной свободе и бескорыстном добре.
Вот просто ужасный симптом кризиса кино, если, конечно, говорить об искусстве, и триумфа кино, которое видится голой технологией, трафаретом, иллюстрацией, пропагандой. Этот, господи прости, фильм мог бы снять искусственный интеллект, но кошмар не в том, как он снят (пусть цветут все искусственные интеллекты, их право). Кошмар в том, что и обычные зрители, и критики, и жюри фестивалей путают получившийся набор кадров с кино. Хотя путают ли — возможно, просто боятся сказать что-то против. Тема-то какая важная, а! Ни одна из сцен не имеет какого-то строгого места в фильме или значения, они могут быть выкинуты, переставлены, отменены, пересняты. Неважно всё. Час и 50 минут зрителя бьют абсолютно одинаковым монтажом. То, что выглядит динамичным первые минут десять, под конец становится чем-то вроде неплохой песни, которую сосед сверху девятый час слушает на репите (уснул, наверное, или ушёл). От количества банальностей на единицу времени кажется, что сидишь на чём-то горячем. Пауло Коэльо, наверное, аплодировал бы стоя. Персонажи картонны и шаблонны, как речи современных политиков про всё хорошее. Их реакции абсолютно ожидаемы, их поступки максимально предсказуемы, а жесты, которые якобы должны показывать свободу, взяты из третьесортной рекламы. Но даже третьесортная реклама выше по качеству, чем философия Земли кочевников. К середине фильма великие цитаты из пабликов ВКонтакте начинают казаться действительно великими и свежими, по сравнению с речами героев. В боевиках люди более живые. И не надо говорить, что это реальные персонажи — тут-то самый ужас и скрылся. Верный способ получить эталонную графоманию — заставить людей говорить так, как в жизни. Этот фильм снял искусственный интеллект. Выбравший самые воспроизводимые шаблоны и ходы, самую затёртую поп-философию — многократно пережёванные хиппи, добавил самой шаблонной музыки и выдал бессвязное нечто. Надёргайте строчек из стихотворений хороших поэтов. Перемешайте, выставьте их одну под другой (но только с завязанными глазами) — вы получите полный аналог Земли кочевников. Да, каждая строчка будет смутно знакома, казаться значимой, о чём-то сообщающей, но всё вместе — это что угодно, но не искусство. В этом фильме нет ничего про Америку, про капитализм, про систему, про бездомных. Как-то критиковать с этой точки зрения его просто невозможно — это бессвязный поток чужих образов. Режиссёр будто стремиться уместить их побольше, чтобы использовать все ключевые слова, не то в поисковой выдаче понижение будет. Что ж, с этим прошло успешно — фильм в топе. Фильм, сделанный роботами для роботов, прошёл проверку людьми. Съевшими все ключевики и не заметившими бессвязности. И это страшный симптом.
«Земля кочевников» такое самобытное кино, настоящее, жизненное и до слез трогательное. Нам показывают Америку без ее глянцевости и прилизанности, нетипичную для нашего глаза, с такими же социальными проблемами, где люди, работая всю жизнь, не могут иметь свое жилье и вынуждены отправляются в путь в автофургонах в поисках заработка на сезонных работах, где лодка, на которой они мечтали отправиться в путешествие, вынуждена так и остаться на заднем дворе дома. Вместе с главной героиней Ферн (Фрэнсис МакДорманд) мы попадаем в такую субкультуры, становимся частью ее. Невероятные просторы, пейзажи, рассветы и закаты — все это мы наблюдаем и преодолеваем на своем пути, следуя вперед по автодороге. Совершая остановки, Фрэнсис МакДорманд будто сливается с первозданной красотой природы, передавая моменты одиночества своей героини. А оттеняет эти моменты удивительная и пронизывающая музыка Людовико Эйнауди, которая каждым звуком фортепиано служит штрихом на картине, возникающей перед нами. В фильме прослеживается и определенный символизм цикличности и завершенности. Обручальное кольцо Ферн, которое она не снимает в память о любви к мужу, кольцевая композиция (фильм заканчивается тем же, с чего начинался — празднование нового года), бесконечная дорога как символ самой жизни. В конченом итоге кочевой образ жизни, к которому Ферн осознано приходит, становится для нее спасением и способом пережить боль утраты любимого мужа, ведь все мы обязательно встретимся в пути.
Земля кочевников - главный фаворит грядущего наградного сезона, триумфатор Венецианского кинофестиваля, победитель Торонто, номинант “Золотого глобуса” и лидер прогнозов “Оскара 2021”. Все это привлекает ценителей истинного кино и отпугивает большие массы, вследствие чего из-за узкого проката на большом экране картину смогут увидеть далеко не все, но в данной ситуации помогает онлайн-кинотеатр Hulu, где фильм доступен уже неделю. Лента повествует о вдове, из-за бедности живущей в фургоне, переезжающей с места на место, и ее общении с людьми ведущими подобный, “кочевой”, образ жизни. В главной роли двукратная лауретка Оскар и одна из моих любимых актрис - Фрэнсис Макдорманд. При таких вводных могла получиться, скучная социальная драма, но с легкой подачи Хлои Чжао, почти дебютантки, (да простится мне эта фраза) кино расцветает перед нами, как душевное полотно с антикапиталистическим высказыванием, что, скорее, идет довеском к локальной личной истории, которая тронет вас. Бесспорно в этом и заслуга Макдорманд, что с высоты своего опыта показывает нам один из лучших перформансов этого года. Она душа и сердце этой картины. Она не кричит и не пытается выпрыгнуть из себя, но это и не нужно, её глаза говорят все, что нужно знать. Очень душевная роль и у Дэвида Стрэтэйрна. Он создал прекрасный образ доброго и верного друга. Больше в фильме нет актеров. Все остальные - реальные “кочевники”, которые рассказывают свои истории, и зная это, вы не можете не проникнуться этим фильмом. Пожалуй -это делает картину поистине живой. Да, это фестивальное кино, для эстетов и ценителей, от того немного медитативное и неспешное. Фильм невероятно красив, реальные пейзажи, естественное освещение, красивые планы. Все это прекрасно, но стоит признаться сцены в интерьере выглядят слабо из-за дешевизны фильма. Музыка неплохая, хоть ее и не много. Единственный минус - нельзя говорить о гениальной режиссуре из-за локальности истории. У Хлои Чжао большой потенциал, но увы, весь он не реализован. Что же подождем “Вечных” от Марвел, хоть я и со скептицизмом отношусь ко всем Марвеловским проектам. В итоге “Земля кочевников” - один из лучших фильмов ушедшего года - трогательное, меланхоличное, полудокументальное полотно, с прекрасной ролью Фрэнсис Макдорманд, таящее в себе антикапиталистическое высказывание. 9 из 10
Хлоя Чжао — сравнительно новое имя в кинематографе. Её появление можно сравнить с той волной непрофессиональных актёров (да и не актёров вовсе), которые заполнили виды кинокартины Земля Кочевников. Правда, стоит отметить, в какой компании работала Хлоя. Фрэнсис МакДорманд — актриса сильная и самобытная, не раз удивлявшая зрителя своей блистательной игрой и в этот раз она раскрыла, пожалуй, весь свой потенциал на экране. Что и говорить, Чжао может удивить Землёй Кочевников, однако стоит сказать себе перед просмотром, что мы идём не в захватывающее приключение, а в долгую поездку. Наши глаза будут широко раскрыты, наши уши будут внимательно ловить вибрации реальности, наши тела будут готовы к холоду и неудобной кровати в фургоне. Но нас встретят и тёплые сердца людей, которых социум отверг, а они друг друга нет. Земля кочевников, это не фильм, а галерея великолепных пейзажей, портретов. Около каждого портрета нас ждут вопросы, а иногда ответы. Философские вопросы. В каком-то смысле это одно большое размышление в музее «Планета Земля». Но можно и заскучать. Драма в этой картине выражена не так ярко, как визуальная составляющая. Сюжет беден на конфликты, хотя «беден» не то слово. Он разряжен. Как и музыка, которая приглашает нас внутрь себя. Наверное неготовность к тому, чтобы внимать красоте, а не кататься на горках сюжетной арки, побуждала малый процент людей выходить из кинозала. Да и легко представить себе человека, который желая расслабиться и дома выключит этот фильм не досмотрев. А смотреть этот фильм стоит. Земля Кочевников — в какой-то части продолжатель дела Вима Вендерса, во многом очень самобытный и безумно красивы. Просто мысленно примите позу лотоса, дышите глубже и пусть вас ничто не отвлекает. Идеально смотреть данную картину на большом экране, чтобы оценить всё великолепие образов, символов и лиц, которые по ощущениям уводят зрителя в Землю Кочевников на несколько месяцев, а то и на год. Безусловно данная картина выполняет важную функцию — даёт нам новый ни на что не похожий опыт, а что ещё, в целом, хочется получить от кино?
В принципе, назначение у проекта примерно такое же, как у современной российской т.н. чернухи: прокатиться по престижным фестивалям и заслужить на основании отзывов бесконечно компетентных критиков репутацию 'честного, благородного, живого' фильма – дескать, смотрите, обычные люди, вот так вот они живут, да. Хотя, справедливости ради, детище Хлои Чжао не скатывается до поливания демонстрируемого социального слоя помоями (ими в данном шедевре поливается только американская экономическая система), но в том, что касается совершеннейшей событийной пустоты, аналогия более чем уместна. Главная проблема 'Земли кочевников' в том, что это двухчасовое полотно только прикидывается полнометражным художественным фильмом, на деле же являясь не то раздутой донельзя короткометражкой, не то документалкой с двукратной лауреаткой 'Оскара' в главной роли; во всяком случае, объём заложенных в ленту идей, происходящих в ней событий и раскрываемых персонажей примерно на таком уровне. Даже героиня Фрэнсис МакДорманд – всего лишь набросок полноценного образа, лишённый характера и скупо раскрываемый через жалостливые флэшбеки и много-много-многочисленные сцены простой кочевой бытовухи (переоделась; справила нужду; почистила зубы; и т.д.). И в начале, и в конце повествования это абсолютно один и тот же персонаж; никаких поступков она в течение всего хронометража не совершает, к осознанию чего-либо не приходит, какой-либо цели и мотивации не имеет, в силу чего и сопереживать ей не получается даже при большом желании. Прочие герои, некоторые из которых появляются на одну-две сцены, в то время как другие проходят через весь фильм, прописаны ровно на таком же уровне: это добрые и душевные, но бедные люди. Мол, пожалей их, зритель, смотри, как им не повезло по жизни. Да только такая однобокость, одномерность, даже, можно сказать, карикатурность наоборот, вопреки многочисленным восторженным рецензиям, отбирает у 'Земли кочевников' то 'живое' и 'тёплое', что ещё кое-как могло бы вытянуть характерную составляющую – потому что подобные плоские зарисовки на персонажей, подобные пустышки не получается даже жалеть. Такая же пустота зияет и на месте сюжета картины: его, в сущности, нет, примерно как в каком-нибудь 'Однажды в Голливуде', где именитый мэтр решил почти три часа показывать зрителю, как же он любит старый-добрый Голливуд. Но там, несмотря на все недостатки, разрозненные сценки хотя бы были ярко написаны и сыграны, и во многих из них было на что посмотреть – да хотя бы на актёрскую игру. В 'Земле кочевников' же актёрам попросту нечего играть: что второстепенным героям, многие из которых – не актёры вовсе, а настоящие 'кочевники' (то и дело переигрывающие), что самой МакДорманд, которая большую часть фильма ходит с каменным лицом – и это-то после 'Трёх билбордов'! Единственное, за что действительно цепляется глаз, так это прекрасно поставленные кадры: то и дело унылая серость происходящего в ленте сменяется потрясающими панорамными видами различных живописных мест, что, несомненно, является лучшей и, в сущности, единственной достойной составляющей данного опуса. В сухом остатке – только сквозящая изо всех щелей претенциозность и, конечно же, социальная направленность, из года в год не теряющая в Голливуде актуальности. Однако даже неоднозначные 'Паразиты', прошлогодний оскаровский фаворит, высказывались на социальную тему посредством обрамления излагаемых мыслей и идей в динамичный сюжет, 'населённый' изменяющимися под воздействием происходящего персонажами – как, строго говоря, и заведено в игровом художественном фильме, коим никак не получается назвать 'Землю кочевников'. Это всего лишь очередной безликий манифест, типичный продукт своего времени, лишённый даже какого-либо авторского почерка, а потому нарративно и визуально напоминающий любое среднестатистическое фестивальное кино, которое неизменно из года в год приводит в восторг не делающих разницы между претенциозностью и гениальностью критиков и всё дальше отталкивает среднестатистического зрителя. И, пожалуй, пускай отталкивает: вероятно, через некоторое время при сохранении нынешнего курса развития киноиндустрии какой-нибудь условный Форсаж 27 будет представлять куда большую художественную ценность, чем очередная 'щемящая' фестивальная подделка. 3 из 10
Что делать, если остался без работы, жилья и денег в Америке? Можно купить старую машину и в ней жить. Именно это и сделала Ферн, главная героиня фильма «Земля кочевников» (Nomadland). Вы, конечно, слышали про этот фильм. Он вышел в 2020 году, взял главный приз на Венецианском фестивале и получил много других наград. Но чем же так полюбилось зрителям и критикам это кино? «Землю кочевников» трудно назвать художественным фильмом, он скорее напоминает зарисовки из жизни людей, которые потеряли всё и живут в своих машинах. Фильм основан на книге Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века», которая больше похожа на описание быта разных людей в тяжёлых условиях: они ищут работу и пытаются выжить — найти еду и согреться. С одной стороны, такому трудно позавидовать. С другой, некоторые из тех, кто может вернуться к обычной жизни — возвращаться к ней не спешат. Книга написана от лица журналистки, которая изучает этот феномен кочующих с места на место американцев. Любопытно, что главная героиня говорит, что мы не homeless, мы houseless, тем самым подчёркивая, что хоть у кочевников и нет своей недвижимости, они не бездомные. Ещё любопытнее то, что в русском языке оба слова переводятся одинаково — именно как бездомный. О чём же получился этот фильм? На самом деле, за полтора часа изучить жизнь кочевников так же детально, как это получилось в книге — сложно. Тем не менее у зрителя возникает много вопросов. С одной стороны, своей жизнью эти бездомные американцы показывают — приспособиться можно к любым условиям и даже чувствовать себя счастливым, если спишь в машине и ешь что придётся. С другой — показана их полная незащищённость. Если случается поломка, то деньги для ремонта взять неоткуда. А без автомобиля вся романтика куда-то пропадает. Деньги приходится собирать по родственникам и друзьям, а они-то как раз обычные американцы — живут в домах и имеют постоянную работу. Вот и получается, хоть ты и независимый кочевник — но защиты у тебя нет никакой. В книге автор приводит пример — в Америке работающий человек с трудом может позволит себе даже небольшую квартиру. Нужно зарабатывать $16 долларов в час, в два раза больше минимальной оплаты труда, чтобы платить аренду и то, на оплату может уходить треть дохода. Многие американцы тратят слишком много на жильё, иногда после оплаты счетов не остаётся денег на еду. Здесь, конечно, нужно учитывать, что журналист, написавшая книгу, подходит к вопросу с некоторым ожесточением, высвечивая самые спорные моменты — это находит отражение и в фильме. Главная героиня устраивает скандал в гостях у сестры, наверное, это единственный раз, когда мы видим её эмоции. Ферн пытается доказать, что банки и риелторы создают ситуацию, когда американцы покупают дома не по карману. Проклятые капиталисты, с точки зрения главной героини, виноваты в том, что разорившиеся люди вынуждены жить в машинах и трейлерах, с трудом собирая деньги на бензин. Любопытно, что режиссёр фильма — Хлоя Чжао параллельно снимала фильм Марвел — «Вечные». В «Земле кочевников» есть интересная отсылка, Ферн стоит перед кинотеатром, в котором крутят фильм Марвела. Трудно придумать два более разных фильма, чем кино по комиксам Марвела и «Земля кочевников». Но почему-то мне кажется, что оба фильма можно будет назвать хорошими.
Обойти вниманием данный фильм нельзя. Ни критикам, ни зрителям. Этот год (2020) был столь беден на премьеры и серьезное кино, что каждый стоящий фильм на вес золота. Тем более, когда фильм получил и золотые призы в Венеции. Думается впереди его ждут и многочисленные номинации на Оскар. Китайский режиссер Хлоя Чжао сняла классический роуд-муви на американской земле. Почему классический? Так все признаки на лицо: дорога, являющейся метафорой пути к себе настоящему, неожиданные встречи, трудности, которые закаляют, бескрайние просторы, потрясающие виды. Именно американский континент является идеальным фоном и обладает соответствующей историей для этого. Земля больших возможностей, земля переселенцев, земля смелых авантюристов, Америка всегда манила своей дикой наглой романтикой. Культура жизни на колесах, трейлеры, фургоны, дорожные коммуны стали частью американского менталитета. Эта страна всегда была полна контрастов. С одной стороны культ недвижимости и огромных коттеджей. Собственный дом с задним двором для барбекю, соседские вечеринки по выходным, дети на велосипедах рассекают по тротуарам, молоко и газеты по утрам у дверей. С другой стороны – огромное количество людей живут в домах на колесах причем по своей воле. Просто посмотрите канал TLC. Все располагает к этому: на территории меньше России можно найти все виды климата, горы, искупаться в 3-х океанах, пожить в пустыне, поплутать в непроходимых лесах, посетить резервации индейцев. Жаль, что такое кино мало снимают о России. Здесь тоже есть, где развернуться. Безработная одинокая Ферн решила, что ее больше ничего не держит на прежнем месте. Муж умер, детей нет, фабрика закрылась. Жить в своем доме дорого, а работы нет. Да и в душе была она всегда не как все. Свободная духом что ли, прямая в своих суждениях и честная в желаниях. Прикипать к материальному, не ее суть. Дальше тяжелая дорога, смена разовых работ, трудности дорожной жизни. Все это ерунда. Ферн переносит все стоически и спокойно. Она созерцает мир вокруг и получает главное за чем отправлялась в путь – надежду на новую жизнь. Что значат превратности дороги, когда на пути тебе встречаются прекрасные люди, такие же как ты одиночки, разбросанные жизнью по углам. Незнакомцы помогают тебе чем могут, слушают тебя, а ты помогаешь им. Нет трагедий, которые человек не мог бы вынести. Важно захотеть и быть смелым. Тогда и правда все становится простым. Однако жить просто – самое сложное. В фильме потрясающая операторская работа. Джошуа Джеймс Ричардс, уже показавший свое мастерство в фильме «Божья земля», имеет все шансы на награды. Виды пустыни с ее красными закатами, пенистые волны океана, заснеженные пустоши, дорога, бегущая в бескрайний горизонт, прекрасные испещрённые морщинками лица современных кочевников, передают через его камеру все что хотели сказать создатели фильма и их герои. Слова лишние, когда наблюдаешь такое небо. Фрэнсис МакДорманд. Ох уж эта Фрэнсис. Актриса суровая, неоднозначная и легендарная. Она сама, как первобытный кочевник. Такие лица надо высекать в камне. Кажется, что иных кандидаток на роль и не было. Спокойный пытливый взгляд, сильное тело, складка у губ, не дают нам шанса пожалеть героиню. Она крепка как скала, сильна как море, спокойна, как ночь в пустыне. Уж простите меня за высокопарность, но вот такие ассоциации нашли. Она не бежит от себя, наоборот – едет навстречу. МакДорманд – одна из немногих западных актрис, способная все сыграть без слов и лишних жестикуляций. Третий Оскар, конечно, ей вряд ли получить за данный фильм, но уж точно он достоин ее безупречной фильмографии. Вот и все, что я хотел сказать. На самом деле фильм очень простой и это тот случай, когда так и должно быть. Вспомним другой прекрасный фильм, который так и называется «Простая история» (Д. Линч). На таких простых историях возможно все и держится в этом безумии.
'Земля Кочевников' 2020 Описание фильма перед его просмотром сложило у меня представление, что я посмотрю картину о бедных людях, побитых жизнью, о тяжело сложившихся судьбах, ожидалась картина, негативно высказывающаяся о современном американском строе общества. И это высказывание действительно чувствуется в фильме, но в меньшей степени. Посмотрел же я картину о, возможно, самых богатых людях в наше время. Главная героиня фильма - Ферн, одна из современных американских 'кочевников', после смерти мужа и разорения предприятия, на котором они вместе работали, решает продать все свое имущество, купить фургон и отправиться кочевать по штатам. Прокармливаясь сезонным подработками, Ферн знакомится со старушкой, которая приводит ее в сообщество скитающихся фургонщиков 'рандеву бродяг на колесах'. В сообществе она находит своих единомышленников. Каждый попал туда по разным причинам: смертельное заболевание, смерть близкого, потеря работы и тд. Философия лидера 'Рандеву бродяг на колесах' заключена в фразе на экране в конце фильма: Посвящается тем, кто вынужден быть один. Наши пути еще пересекуться. (Не нравится, посмотрите конец и переведите сами, ок?). Он знает, что еще встретит каждого из них, что каждый сможет побороть себя и пристраститься к кочевничеству. Его целью является помогать людям-скитальцам и он верит, что многие из них смогут выбраться из трудностей, оторваться от реалий общественных и погрузиться в реалии естественные. В частности, многие из кочевников потеряли своих родственников, как и Ферн, как и собственно сам основатель коммуны. 'Живо то, о чем помнят, но я слишком долго жила воспоминаниями.' - говорит Ферн. Как показывает фильм, такие воспоминания никуда не деваются, да и не должны, хранить память действительно важно, однако жить лишь прошлым равно не жить вообще, и чем дальше кочевник отдалился от своих проблем, тем свободней он, по мнению картины, становится. Ценности этих людей сменяются с семейных и материальных на более духовные. Они ищут единения с собой и пустынной природой, ищут радость в мелочах. Они богаты свободой мыслей своих и чувств. И многие из них находят себя в более первозданном виде, нежели массы. Их быт незамысловат: наблюдение пейзажей, ремонт фургона, бартер с членами сообщества, песни у костра, сезонная работа. Простота смысла их существования, возможно, и является ключевой, по мнению режиссера картины. Как мне показалось, фильм показывает свободу и одиночество кочевников в положительном ключе. Конечно, такая позиция оспорима, ведь отказ от семейной составляющей жизни, казалось бы, с трудом может сочетаться с душевной свободой. Однако большим трудом героиня фильма и приходит к свободе. Более того, по течению сюжета она меняет новоиспеченную семью на привычный ей образ жизни, хотя шанс 'вернуться в строй' появляется замечательный. Что интересно, образ жизни этих людей напоминает образ жизни более ранних кочевых племен Америки, все циклично хихи. Зритель переживает совокупность чувств одиночки. Картина олицетворяет медитативную, моментами по-детски счастливую, по мелочи унылую, потерянную и в то же время уединенную душу главной героини. И фильм не о конкретном человеке, а о группе людей, выбитых с колеи капиталистическими реалиями или личными потерями, решившими добровольно или вынужденными скитаться по холодным пустыням северной части Америки. Итого: конечно, мало кто из нас смог бы вести подобный образ жизни, однако окунуться в него и подумать над тем, чего же мы ищем, бродя по этому свету, кайфануть с эстетики кочевничества и выучить пару годных лайфхаков по выживанию в пустыне можно! По моему мнению атмосфера фильма, глубина мысли и в то же время простота картины принесли ей сколько-то там оскаров (немало) Интересный факт: в съемках картины принимали участие РОВНО 2 профессиональных актера, все остальные герои - настоящие американские кочевники, что, несомненно, делает фильм невероятно живым и пропитанным нужным духом.
Главная героиня — пожилая американка Ферн, которая после смерти мужа и потери постоянной работы, решает покинуть родной городок и странствовать по Америке, живя в фургончике и ведя кочевой образ жизни. В 2011 году Ферн теряет работу после закрытия в городке Эмпайр, штат Невада, завода по производству гипсокартона, на котором она работала в течение многих лет вместе со своим недавно умершим мужем. Ферн решает продать большую часть своего имущества и купить фургон ('фурпост'), чтобы жить и путешествовать по стране в поисках работы. Зимой она устраивается на сезонную работу в сортировочный центр Amazon. Линда, подруга и коллега, приглашает Ферн посетить 'РБК' - «рандеву бродяг на колесах», проходящий посреди пустыни в Кварцсайте (штат Аризона). Его организатором выступает Боб Уэлсс, который поддерживает «кочевников», нуждающихся в помощи, где говорят о 'тирании доллара', и о единении с природой. Первоначально Ферн отказывается, но меняет свое мнение после того, как наступают холода, и ей не удаётся найти новую работу. На слёте Ферн знакомится с «кочевниками» и учится основным навыкам выживания и самообеспечения на дороге. В дальнейшем она работает администратором лагеря в кемпинге «Кедровый перевал» в национальном парке Бэдлендс, в кафе, на заводе по переработке сахарной свёклы. Перед ней проносятся истории судеб разных путников, её жизнь не понимает родная сестра, а она понимает, что может жить 'по средствам': где есть свои 'ограничения', но также есть и свои 'прелести'. «Земля кочевников» (англ. Nomadland) — драматический фильм основанный на одноимённой документальной книге Джессики Брудер. Сценаристом, монтажёром, продюсером и режиссёром картины является Хлоя Чжао. Фильм получил всеобщее признание от критиков за режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу и актёрскую игру, в особенности Фрэнсис Макдорманд. На 93-й церемонии вручения наград премии «Оскар» «Земля кочевников» получила 6 номинаций, в результате, получив премии «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая актриса» (Макдорманд). Хлоя Чжао стала второй женщиной-режиссёром в истории, получившей эту награду. Перед нами фильм, который походит на 'искания' Терренса Малика, хотя у Чжао - естественно 'собственный стиль'. Медитативный поиск чувств и эмоций, где нет 'внутренних монологов'. Художественный фильм походит на документальный, где автор исследует своего героя (работа Макдорманд - масштабная, и со своим взглядом на жизнь), и следует за ним на всём протяжении истории. 'Я не бездомная - у меня просто нет постоянного жилья!' - говорит Ферн в фильме о своей 'кочевой жизни'.
Вот я догадывался, что это специально распиаренная картина на самом деле окажется пустой дребеденью. Так и оказалось. Если рассказать об общих впечатлениях, то это очень скучная и нудная картина, не имеющая какого-либо смысла. Это снова работа из разряда «а что если я сниму фильм про свою жизнь?». Я не говорю, что режиссёр картины Хлоя Чжау сняло о себе, нет, я имею ввиду снять про обыденные дни любого человека, не обязательно американского бомжа. Смотреть за жизнью кого-либо в кино никому интересно не будет, по той просто причине, что ты никого своей бытовухой не удивишь, у всех тоже самое. Поэтому если и снимать про такое, то нужно вписать в сюжет то, что никому не пришло бы в голову, что такое может случиться. Необходимо двигать сюжет вперёд, толкать в нём персонажа к действию. Но в данном фильме всё это мертво. Насчёт бытовухи. Я отказываюсь понимать, когда в кино мне демонстрируют очень личное, с которым нормальный человек ни с кем бы не поделился. Я пойму если это как то повлияет на сюжет, но если это просто так вставлено, то у меня возникают вопросы о вменяемости режиссёра. Зачем демонстрировать, как главная героиня абсолютно голая лежит в воде? Френсис Макдорманд уже не молодая женщина. У неё не красивое тело. Мне не интересно смотреть на обвисшую грудь и волосатую промежность пожилой женщины. Кроме того, что это сюжетно никак не обоснованно, так это ещё банально не красиво! Естественно это дело вкуса, но идём дальше. Очень важно было Хлои Чжао показать, как персонаж писает возле дороги и жидко испражняется. Причём это две разные сцены. Мммм, как это было важно показать. Между прочим, картина имеет множество наград и наверняка ухватит Оскар за лучшую женскую роль. Наверняка за лучшее испражнение… Отойдём от этих неприятных личных деталей и перейдём к самому смыслу фильма, которого нет. Фильм об американских бомжах. Весь фильм их будут вам показывать, как они путешествуют с места на место, работают на различных работах и не унывают. Не унывают - это самое главное. Герои то и дело твердят, что им нравится такая жизнь, но ходят с грустными лицами. Замечательно! Из-за всего увиденного у меня возникли большие вопросы к никому неизвестной, Хлои Чжао. Ты кого удивить решила, товарищ режиссёр? Жизнью в Америке? Так поздно, до тебя уже множество картин отснято и в разы лучше. Ты сними про то, почему люди живут у вас в трейлерах? Почему они ведут кочевой образ жизни? Почему им приходится вместе кооперироваться? Почему постоянно меняют работу? Какие условия на этой работе? Почему они не могут вернуться к нормальной жизни? Вот про что нужно снимать. А вот эти твои сцены с испражнениями снимай для себя. 4 из 10
Фильм 'Земля кочевников' делает попытку показать жизнь оставленных на произвол судьбы людей - кочевников, - вынужденных в постоянном движении продлевать себе жизнь. Преимущественно это старые люди, то есть явно им терять уже нечего. Без каких-либо приукрашиваний, честно и лаконично передать быт кочевников удалось с лихвой. Особенно это заметно ближе к концу картины, когда люди и места повторяются. Такой замкнутый круг показывает однотипность и стабильность жизни в неустойчивости современного мира. Политическая или экономическая ситуации никак не отразятся на кочевниках, потому что они найдут способ как продержаться. Знакомые места вроде бы привлекают своей атмосферой и буквально хотят, чтобы человек остался там как можно дольше, но одновременно с этим приходит осознание, что это всего лишь этап, акт, который рано или поздно подойдёт к своему логическому концу. Сравнение с повседневной жизнью, например, в городе обычного человека представляется не совсем подходящим, но как раз таки монотонность в событиях и действиях роднит их. В городе - общественный транспорт, здания и стремительность, в степи - автофургоны, поля и безмятежность, чуть ли не единение с природой. Своё экономическое положение кочевники вполне понимают, поэтому готовы на абсолютно любую работу, лишь бы прожить ещё один день. Многообразие мест труда, оплачиваемого за гроши, становится средой, почвой для разного рода знакомств. Безусловно, встречаются разные люди с отличающимися друг от друга взглядами и идеями, но именно одинаковые условия ставят всех кочевников в схожее положение, а потому любые розни отходят на второй план. Совместными усилиями можно преодолеть любые трудности, и фильм доказывает это положение. Автофургон превращается в своеобразную крепость, дом, который персонажи тащат за собой. Тысячи и тысячи километров. Куда же все они едут, а главное - зачем? Ответ каждый зритель найдёт для себя лично. Простор для выражения мнений велик. Основным же аргументом для положительной оценки данного фильма служит проблема быстротечности жизни. Она была затронута настолько хорошо, что каждая эмоция, взгляд и действие чувствовались очень хорошо. Временные явления, такие как работа, дом, люди - ничто по сравнению с внутренним миром человека. Он, сам того не подозревая, является режиссёром своей жизни и ему решать, как её жить, на что и кого ориентироваться, чем руководствоваться. Пусть горы ничего не значат для одного, зато другой найдёт в них тот жизненный идеал, недостижимый и величественный, что в какой-то момент становится для него собеседником и другом в беде. Режиссёр не зря сделала акцент на моментах с природой, поскольку именно она является тем самым зельем исцеления души.
Пожилая и с виду хрупкая женщина по имени Ферн собирает самые необходимые вещи и грузит их в подержанный ветхий фургон. Недавно она потеряла мужа, а теперь и работу на фабрике по производству картона в небольшом американском городке Эмпайр. Фабрика эта являлась, по сути, градообразующим предприятием, и теперь Ферн вынуждена отправиться в путешествие по бескрайним американским просторам в поисках средств к существованию. Так она становится кочевником – одной из многочисленных сезонных рабочих без постоянного места жительства, которые, в буквальном смысле, оказываются на обочине и в бесконечных поездках по Соединенным Штатам берутся за любую работу, чтобы обеспечить себя хотя бы самыми необходимыми для жизни материальными благами. Сортировочный цех Amazon, летний лагерь для туристов, дешевая забегаловка, завод по переработке свеклы… Ни в одном из этих мест Ферн не задерживается надолго и с окончанием рабочего сезона снимается с места и вновь оказывается на дороге – и так до следующего места работы, и конца этому путешествию не видать. Фильм Хлои Чжао «Земля кочевников» с немолодой, но по-прежнему неподражаемой Фрэнсис Макдорманд в главной роли совершенно заслуженно стал оскаровским лауреатом в категории «Лучший фильм». Это пронзительная, трогательная история о целой прослойке рабочего класса, в один момент не вписавшейся в строгие рамки безжалостной рыночной экономики и оказавшейся на дороге в попытках прокормить себя и близких себе людей. Несмотря на непростую жизненную ситуацию эти современные кочевники не опускают руки и не теряют присутствия духа. Они объединяются в своеобразные общины, где поют у костра, танцуют, ведут беседы о своем прошлом и стараются оказывать друг другу помощь и поддержку. Практически одинаковые условия, которые привели кочевников к показанному в фильме образу жизни вызывают у них самое настоящее чувство солидарности к себе подобным и, таким образом, помогают найти в себе силы жить вопреки непростым жизненным обстоятельства. По сути своей, фильм Хлои Чжао представляет собой нарезку эпизодов под чарующие инструментальные мотивы Людовико Эйнауди из жизни этих людей – как вымышленных, так и совершенно реальных, ведь в «Земле кочевников» снялись и настоящие кочевники в роли самих себя. У фильма отсутствует композиция в привычном смысле этого слова. Есть вполне определенная завязка, – решение Ферн вести кочевой образ жизни – но нет кульминации и развязки. Зритель не знает, чем закончится путешествие Ферн и закончится ли оно вообще, но жизнеутверждающая атмосфера картины настраивает на благоприятный исход этой печальной истории. «Земля кочевников» - предельно реалистичный, практически документальный фильм, который не задает прямых вопросов, но, тем не менее, наталкивает на вполне конкретные размышления. И вдумчивых зрителей, готовых к почти двухчасовому бытописанию людей, по вопиющей несправедливости вынужденных бороться за свое право на существование, эта замечательная лента совершенно точно не оставит равнодушными.
Я шел на фильм без особого ожидания, даже, честно говоря, не прочитав ни одной рецензии. Просто после 'Трех билбордов...' хотелось посмотреть что-то с Фрэнсис МакДорманд, ну и доходили слухи о возможном Оскаре (хотя сколько проходных картин его получали). В итоге, практически с самого начала фильм втянул в сюжет и за неполные два часа подарил огромную массу эмоций — последнюю четверть фильма я проплакал. Но не от соболезнования чужому горю или какой-то трагедии, здесь ее по сути и нет. Это совсем другое чувство — ощущение красоты жизни и каждого ее момента, силы природы, красоты и трагедии всего человечества, как рода. Фильм как бы противопоставляет два взгляда на одно и тоже, но делает это очень искусно. С одной стороны — зашедшая в тупик Америка (а если подумать, и не она одна) — все эти техногенные монструозные стройки, шахты, заводы, которые, как оказалось, в итоге перестали быть нужными и не могут в 21-м веке уже предлагать достойную зарплату простым работягам. С другой стороны — бесконечная сила и красота природы. Которая пережила миллиарды лет и наверняка переживет и всех нас. С одной стороны — обочина жизни, кочевые люди, вынужденные скитаться в поисках подработки, часто очень неприятной, с другой — неугасаемая энергия и желание наслаждаться даже небольшими, но радостями, которые дарит жизнь. И очень здорово раскрывается момент, что кочевой образ жизни — это осознанный выбор главной героини. Про нее, к слову, однозначно стоит сказать отдельно — Фрэнсис тут просто великолепна! Она так прекрасно сыграла чуть чудаковатую, но добрую и со своим стержнем героиню, что хочется немедленно вручить ей третий оскар. Хотя оскар — совсем не главное. Главное, что героиня МакДорманд — это удивительно стойкая, уверенная в себе и любознательная женщина, которая не вызывает жалости, а вызывает скорее восхищение своей бесконечной любовью к жизни. Здесь вообще нет спекулирования жалостью — со стороны режиссера (и конечно же оператора!) видна любовь к людям, к каждому человеку, даже случайному. Здесь раскрываются разные характеры и судьбы, но без попыток выдавить слезу. Слезы, которые в итоге все же появились, это слезы счастья, когда понимаешь что жизнь прекрасна! Несмотря ни на что!
В американском английском существует расхожее и замершее на грани табу выражение 'white trash' (белое отребье). К данной категории относят деклассированных лиц, которые живут в пригородах на социальное пособие и отличаются неблагополучным поведением. Как и любой другой ярлык, этот тоже стигматизирует и усредняет реальность. В действительности причины, по которым целые поколения вынуждены сводить концы с концами, промышлять мелкими преступлениями и отводить душу сомнительными удовольствиями, многообразны. Равно как и люди, составляющие эту категорию. Тем не менее, 'white trash' в массовом сознании - это изнанка американской мечты, которую лучше обходить стороной. Иначе ненароком затянет. Зато истории о героях, способных вырваться из таких условий, пользуются высокой культурой привлекательностью. Они доказывают, что истинное упорство и добродетельное стремление, якобы позволяют перебороть неудачу. Вспомним, например, недавнюю 'Элегию Хиллбилли' с молодым юристом, который вынужден вернуться к зависимой матери. Или Адама Пэрриша из 'Воронового цикла', который постоянно работает, лишь бы позволить учёбу в перспективной академии, а параллельно терпит побои отца. Герои Донны Тартт из 'Тайной истории' и 'Щегла' проходят по краю болезненной бедности в стремлении оказаться в центре богемы. Ганнибал Лектор щекочет нервы и самолюбие Клариссы Старлинг, упоминая её происхождение. Даже Мэйв из 'Полового воспитания' (многие полагали, что действие происходит в США) из трейлерного парка переносится в финал национального квиза. К слову о трейлерах. Сперва кажется, что один из фаворитов грядущего 'Оскара' ломает этот годами работающий троп. В фильме широкими живописными мазками описывается жизнь тех, кто выбрал дорогу. Они не бездомные, у них просто нет дома, в котором хочется остаться. Нет явной потребности выбраться из порочного круга сезонных подработок, автостоянок и кэмпингов. Они и не жалуются особо, так делятся горькими неприятностями. Благодаря актерскому таланту Фрэнсис Макдормэнд за каждой эмоцией и за каждым решением главной героини виднеется багаж прошлого. Там патриархальное взросление, честная и спокойная жизнь с мужем, непонимание со стороны амбициозных родственников, типовой уют промышленного города, горечь утраты и поиск смысла. Она женщина крепкая и своенравная, с суховатым юмором, видавшая может и немногое, но глубоко, любившая немногих, однако сильно. Недаром потрёпанный и верный свой фургон называет 'она', косвенно себя с ним идентифицируя. Героиня и её мимолётные попутчики вечно в пути, пытаются догнать покой в себе. Однако в глазах других они вечно застряли на обочине. О них вспоминают с большим удивлением и скорее в негативном контексте. Так, схожий контингент из белых работников разорившихся заводов и ферм, редко ходивший на выборы, был успешно привлечен Трампом к голосованию. В этом отношении фильм носит примирительный характер, косвенно поясняя причины, из-за которых такие 'кочевники' искали поддержку президента-популиста. Возможно даже слишком примирительный: в красивых пейзажах сильные и трогательные люди колесят по бесконечным штатам, наверное, это очень здорово? В этом есть что-то от первооткрывателей, что-то очень американское и возвышенное! Нам всем нужно быть ближе к земное и природе! Вот только слова героев о классной работе на сборке коробок в 'Амазон' (особенно на фоне новостей о графике, который не позволяет сходить в туалет) кажутся лукавством. Насколько лукавство заложено режиссером Хлоей Чжао решать вам. Но стоит помнить, что её взгляд скорее сформирован истеблишментом. Дочь одного из китайских топ-менеджеров училась в частной школе в Лондоне, а затем в колледже в США. Не то чтобы история Золушки.
О чем повествует лента 'Земля кочевников'? Этот фильм очень прост и очень сложен одновременно. В центре внимания - пожилая женщина, которая живет в фургоне (именно в обыкновенном фургоне, а не в 'доме на колесах'). Она ездит на своем фургоне по стране и перебивается краткими подработками в сфере обслуживания. У нее нет накоплений, нет какого-то пункта назначения - она просто живет. Вокруг нее мы видим таких же пожилых людей, которые купили фургоны, живут в них, катаются по стране и получают удовольствие от единения с природой и самим собой, от своей свободы и отсутствия привязанности к деньгам, знакомствам и прошлому. У каждого из этих людей есть свои основания вести такой образ жизни - для кого-то это способ выживания в условиях отсутствия финансовой подушки, для кого-то способ убежать от проблем, для кого-то способ насладиться жизнью перед смертью... В философии есть такое понятие, как 'заброшенность в мир'. Он подчеркивает наше ощущение одиночества - мы рождаемся и умираем в одиночку. Родившись, мы оказываемся перед необходимостью выстраивать взаимоотношения с окружающими, придумывать себе ценности и смыслы жизни. Современные нормы общественной жизни предписывают, что мы должны стремиться к материальному благополучию. Мы должны завести семью, купить дом, построить успешную карьеру. Материальные и социальные ценности превращены в ответ на вопрос 'Каков смысл моей жизни?' Однако героиня Френсис Макдорманд и другие люди, выбравшие кочевнический образ жизни, не приемлют этих ценностей. Дом и его обитатели для них - это клетка, которая способна только причинять боль... 'Земля кочевников' не случайно нравится зрителям и критикам. Каждый в этом фильме может увидеть что-то свое. Кто-то посчитает, что это фильм о духе свободы. Кто-то - что это фильм об инфантильных неприспособленных к жизни детях, доживших до седин. Кто-то посчитает, что это фильм об эскапизме. Кто-то увидит в нем метафору, отражающую гибельность современной урбанистической гонки за деньгами, и призывающую хранить природу и ценить простую жизнь... Однако если отбросить всю романтику, которую так красиво и талантливо изобразили Хлоя Чжао и Френсис Макдорманд, то станет ясно, что 'Земля кочевников' - это фильм о давно известном феномене - синдроме бродяжничества. Это реальное психическое нарушение, которое существует у определенного процента людей и на данный момент не подвергается лечению. Сбежать из дома и слоняться в нищете по улицам - это для таких людей непреодолимое влечение, часть их личности. Если подойти к любому бродяге и спросить у него, почему он бродяжничает, он найдет логические объяснения своих действий. Также как любой маньяк легко и просто объяснит почему и для чего он совершает свои преступления. Хлоя Чжао своим фильмом 'Земля кочевников' занимается тем же самым - находит романтические и красивые объяснения для психических особенностей, едва втискиваемых в границы нормы. Бродяжничеству можно придумать множество оснований - экономический кризис, отсутствие достойного пенсионного обеспечения, желание посмотреть мир, желание справиться с личным горем, путем избегания и пр. и пр. Но, смотря на то, как пожилые люди драят унитазы и ищут подработки на тяжелых производствах, сложно восхититься покупаемой таким образом свободой и возможностью наблюдать прекрасные закаты в дикой природе...
Фильм г#внище. Смотреть не рекомендую. ___ Именно потому, что актриса, исполняющую роль главной героини мне, в принципе, симпатична, как минимум благодаря тому, что она великолепно отыграла в «3х биллбордах», «Фарго», производит впечатление сильной личности и «до кучи» является супругой наиболее яркого создателя нуаровых фильмов современности — братишки Дж Коэла. ___ Понятно, что фильм про то, что надо уметь отпускать ситуации, которые ты не в силах контролировать (смерть близкого, увольнение с работы, на которой дцалетиями работала…) Это понятно. Но в конце концов, товарищи. Ау. Это же фильм! Где дуга характера? Где вера в лучшее? Где позитив в конце? Ведь он начинается с г#внища морального и им же и заканчивается. Спустя некий промежуток странствий, знакомств и «осознаний». Это что значит? Пожила 6 десятков лет (не важно в какой стране), уволили, «подыхай»? Идите почитайте/посмотрите труды Владимира Яковлева, основателя «Коммерсанта», который создав один из наиболее популярных издательских домов бизнес тематики, потеряв все, — нашел в себе силы и энтузиазм заняться развитием и изучением жизни как раз людей вполне пожилого возраста, которые начинали «движ» (не важно с чем связанный: хобби или новая работа, новый вид спорта и вообще деятельности) — будучи полностью седыми, а то и вовсе без волос. Старички и бабушки — вполне себе счастливые люди (которые, кстати, местами встречаются на пути главной героини, а она — бежит от них пулей, практически сразу, гнобит себя за прошлое и испытывает перманентное чувство невосполнимой утраты). Да, психологи говорят, что смерть близкого можно переживать минимум год «Тяжело». иногда доходит дело до 3х лет. Но во всех остальных случаях — «Желание носить кольцо умершего любимого» — это ничто иное как застревание в прошлом и невозможность отпустить ситуацию. Желание страдать, по сути. Фильм как раз про тяжелый период в жизни главной героини. Но где же та самая нотка надежды в произведении? Где тот последний луч света для людей, находящихся в тоннеле астении и депрессии? Где «монтаж», обслуживающий соответствующую позитивную идею сценариста в конце концов? Я не знаю.. Где идея того, что можно с ситуацией справиться? ___ Для чего снимать именно так? Это смотрится и воспринимается похуже российского «Левиафана». Если идея фильма заключается в том, чтобы показать, что человек сам выбирает себе путь страдания, то я лично в этом никакого позитивного воздействия на психику не вижу. Тем более на психику тех людей, которым в моменте действительно тяжко и непросто. А фильм, на секундочку, только для них. И ни для кого более. Потому что смотреть глазами режиссера и сценариста на то, как в окружающем мире все хNрово я лично бы точно не стал. Но решать вам. Мое мнение, что всех этих героев, равно как и сценаристов фильма, надо незамедлительно и принудительно начать лечить с применением медикаментозных препаратов, прежде чем они не выдали еще один блок подобных «оскароносных Шедевров». Короче, ребят, если вы до сих пор задаетесь вопросом: смотреть сие «статуэточное чудо» или нет, проходите мимо, не смотрите этот шлак. Лучше займитесь чем нить позитивным и приятным. ___ Ежели вы мазохист и стремитесь пострадать (а таких отнюдь не мало, причем, как вы видите, не только в нашей стране, но и в союзе соединительных штатов демократии)-смотрите вперед и с песней. Окунетесь по полной. Не пожалеете. Ну а как по мне, повторюсь, так это не фильм, а фу. Гадость. 1 из 10. Даже 0 из 10. Хорош.
Этот фильм на данный момент в Соединённых Штатах актуален как никогда. Он показывает нам не ту Америку с небоскрёбами и белозубыми сверкающими улыбками, а ту, что скрывается за всем этим. В картине идёт речь о локальном кризисе 2011-го года и об одной женщине - Фёрн (Фрэнсис МакДорманд), которая осталась без средств к существованию. 2020-й год - Америку охватил кризис под названием COVID-19, и таких как Фёрн сейчас, я думаю, десятки тысяч. Поэтому фильм, я считаю, так полюбился американцам - он говорит о наболевшем, о боли целой страны. Вообще я люблю роуд-муви. У таких картин каким-то образом получается расслаблять и избавлять мозг от всего лишнего, ну и бонусом позволяет любоваться шикарными пейзажами. В кочевом образе жизни есть своя романтика. Во-первых, это конечно же свобода - ты не принадлежишь никакому месту, ты ни к чему не привязан, и у этой медали, конечно же, две стороны - тебя нигде не ждут. Во-вторых, это глобальная переоценка ценностей. Только живя в фургоне, без удобств и без планов на будущее, понимаешь, ЧТО на самом деле важно в жизни. Я уверена, что многим иногда очень хочется вырваться из города и пожить дикарями, но привычка к комфорту перевешивает тягу к приобщению к природе. У Фёрн кочевой образ жизни - вынужденный шаг. Не она его выбрала его, а он выбрал её. Главная героиня знакомится с такими же кочевниками, которые, на минуточку, не актёры, а самые что ни на есть настоящие. Это очень большой плюс для фильма. Лично я такой ход уважаю. Они учат её элементарным правилам выживания, обмениваются опытом и просто помогают, как друзья. Среди них есть и те, кто добровольно выбрал этот путь - жить в фургоне и постоянно переезжать с места на место. Но за этим решением, так или иначе, всегда скрывается какая-то трагедия. Боб Уэллс - кто-то вроде мессии для кочевников, тоже, помогая бродягам, пытается тем самым заглушить боль от пережитой личной драмы. Фильм в итоге своём не приходит к некому логическому завершению, потому что Фёрн не видит выхода из этой ситуации, кроме как продолжать выживать, продолжать бороться. А зритель - просто сторонний наблюдатель, в течение пары часов проживает вместе с ней несколько месяцев её жизни. Иногда полезно и даже нужно смотреть такие фильмы. Они - как ушат холодной воды, вылитый на голову, позволяют взглянуть на свои проблемы со стороны, которые, оказывается, не такие уж и проблемы на самом деле.
«Земля кочевников» с Фрэнсис МакДорманд один из тех фильмов, рецензии к которым писать сложно. Несмотря на то, что фильм понравился, всё же он тягостно-депрессивный. К просмотру фильма нужно готовиться и ловить определенную волну. Если вы ожидаете считать с поверхности глубокие идеи и великие замыслы, разочарование неминуемо. Хлоя Чжао это больше арт-хаус, не рассчитанный на широкую аудиторию. И так, сюжет прост, обычная женщина обычный американский городок обычные тяготы в мире глобализации. Это на поверхности. А за кадром личная драма одинокой женщина, уставшей от бешенного ритма своего существования, цепляющаяся за осколки своего прошлого и ищущая себя в вечном пути странника. Авторы фильма удачно прикрылись, на мой взгляд, проблемами глобализации и выбрали неплохую социальную проблему «кочевничества». Хотя это и вносит небольшую сумятицу в понимание картины. Тем не менее кино не про проблемы быта, разорения и безысходности. Фильм все-таки про внутреннее человеческое одиночество, пожирающее личность изнутри. Главная героиня, пораженная таким одиночеством, пытается найти себя, собрать себя из осколков разбитой тарелки. Кто-то заметит лишь безысходность ситуации в мире глобальной экономике, эдакая жертва губительного доллара, но на самом деле это личный выбор героини. Этакий путь к своей Голгофе. Выбор и не единожды ей предоставляется, но она обрекает себя на это мучительное странствие сама. Если по-простому, потому что сама не знает чего хочет, если по сложному, то потому что иначе не умеет и только учится бороться со своим прошлым во имя настоящего. Хотя в картине и рассказывается довольно познавательная история кочевнического движения в США, открывается проблема людей маленьких городов, все же отбросьте эту сюжетную линию и приглядитесь к героине Фрэнсис Макдоманд. Она тут главная и она тут одна. За великолепной игрой на фоне разноликих пейзажей и мини-трагедий нужно увидеть путь из одиночества к гармонии. Учиться принимать помощь, учиться её просить. Показанная актрисой история нечто иное как ежедневный быт большинства людей: отношения к смерти, отношения с родными, построение новых отношений. Ферн (имя главной героини) это эталон неумелости в этих вопросах, она это человек воспоминаний, который не готов к переменам. А потому только вечная дорога в никуда. И с этой точки зрения фильм невероятно хорош, как небольшая инструкция. Как быть и не быть. Повторюсь, фильм депрессивный, для его просмотра нужен настрой и попытка прочесть фильм как притчу, не воспринимая ни ярких пейзажей, ни скучных лиц, ни трагичных историй в целом. Многие образы картины покажутся нелепыми и лишними, чего только обнаженное тело главное героини стоит. Но все же это метафоричное кино, качественный арт-хаус со своими дикими элементами непонятного и неизведанного, в количестве равном непонятному и неизведанному в каждом отдельном зрителе. Смотрите! Хорошее кино!
Тяжёлая историческая драма о безработных в Америке. Кочевничество, будь то вынужденное либо нет, предстаёт перед нами как некая загнивающая отрасль общества. Режиссёр Хлоя Чжао поместила реальную историю, позвала реальных кочевников на съёмки, а главную роль Ферн отдала в реализацию Фрэнсис МакДорманд. Драма повествует о закрытии производственной фабрики в начале 2011 года, в виде экспозиции зрителю рассказывают перемены. Обратная сторона американской жизни, которую не увидишь в анонсах и рекламе. Сюжет окунает тебя в тяжёлое существование в стенах фургона. Это не замечательный домик на колёсах для путешествий, это всё, что остаётся у героини. Впечатляет смесь жанра. Путешествия из штата в штат, открытие специальных парковок для трейлеров и окрас жизни кочевников – увидеть это, познать минимальные радости благоустройств, испытывать неловкости от неприятных вещей, но в целом относится к этому, как к части истории – приятное чувство. Второй посыл – горечь утраты благ и жизненных ценностей. Доходчиво кочевники поясняют их мечты, их взгляды на жизнь. Мы узнаём это через взгляд Ферн, её глазами оцениваем происходящее и понимаем уровень отчаяния и бедности, который можно перенаправить в получение минимального счастья. Постоянный поиск работы, различные возможности, попытки передать резюме и борьба за «место под солнцем», за гонку технического прогресса, за попытки заработать хоть каким-либо образом – тяжёлым грузом всё это скатывается на тебя, погружая в существование Ферн. Внутренняя драма главной героини не раскрывается до предпоследнего акта, вместо этого мощь энергии мы получаем от секты мотиваторов, от общества трейлерных кочевников, от второстепенных персонажей, которые смотрят на мир по-своему. Необычно, что герои играют самих себя, поэтому сокращённые имена, а то и прозвища то и дело удивляют, но за каждым смешным позывным скрывается заблудшая душа, ищущая покой. Огромное влияние при просмотре оказывают пейзажи пустынного ландшафта, каменные каньоны, леса и дороги (даже в глухомани в США дороги качественные!). Понемногу узнаём прошлую жизнь Ферн. Вопросы, которые задавали в начале, стали находить ответы. Ответы, которые горечью сказываются на душе, оставляя после себя комок в горле и жалость. К чему может привести такая жизнь? Картина даёт ответ, который неприятной правдой ложится в основу этой ленты. Одни люди меняются, пытаются найти выход, другие же привыкают, адаптируются, не от кого не зависят. Именно разница восприятия: свобода или дискомфорт, жизнь или трудности, независимость или постоянная нужда? Фильм отражает обе стороны эти спорных вопросов, чтобы в итоге показать, чего действительно человек хочет от этой жизни. «Земля кочевников» - это безупречное кино о свободе не по своей воле, это кино о поиске себя и расставлении приоритетов. Ценность благ и любви против уединения и спокойствия. Конечно, картина на реализме показывает нужды кочевников, демонстрирует их слабости, но это закрепляется мотивацией духа и характера, а сама жизнь разделяется на «до» и «после» кочевничества. Фрэнсис МакДорманд – главная фаворитка грядущего «Оскара». Сильная роль, впечатляющая история.