Удивительное кино. На протяжении фильма пытаешься сочувствовать какому-то из героев, а в финале понимаешь: сочувствия не заслуживает никто. Персонажи фильма - кладезь архетипов российской реальности: мажор, учитель, уголовник, пту-шница, алкаш. Мажор любит деньги и развлечения. ПТУ-шница любит учителя - настолько сильно, что в её объятиях легко задохнуться. Уголовник любит пту-шницу. Учитель любит только себя. Драма развивается среди разрухи провинции. Любовь здесь живёт в обшарпанных интерьерах коммуналок и бабушкиных квартир. А за своё счастье герои готовы грызть горло зубами - ближнему своему. Этот фильм удивительно реалистичен - но не сюжетом, а грустным осознанием: никого не жалко. Как в жизни.
Такие фильмы, как 'С училища', крайне модны были в позднем СССР, а также в России в 90-е. 'Меня зовут Арлекино', 'Соблазн', 'Поджигатели', 'Трудно первые сто лет', документалка 'Так жить нельзя'... ...И конечно же, 'Маленькая Вера'. С небольшой натяжкой эту картину можно назвать 'Маленькой Верой 2' (сиквел, римейк или спин-офф - на выбор). Главные героини похожи как близнецы, с той лишь разницей, что Вера - пассивная, а Таня - активная. Другое дело, что именно таким фильм получился благодаря стечению ряда специфических обстоятельств. Литературной основой картины стала одноименная пьеса Андрея Иванова. Несмотря на русское имя и членство в СП России, Андрей Иванов - белорусский драматург, и пьесу свою написал из белорусской жизни (хотя и ставили ее большей частью почему-то в России). Причем сам он в интервью признавался, что герои пьесы (а особенно Таня) - это не правило, а исключение из правил. Далее пьеса попалась в руки экранизаторов - режиссера Анны Саянной (Денисова) и ее художественного руководителя Павла Лунгина. Анна Саянная - дебютантка, так что остановимся подробнее на Павле Лунгине. Все, кто мало-мальски постоянно следит за творчеством Павла Лунгина, в курсе, что один из главных недостатков Лунгина-кинематографиста (наметившийся уже в 'Такси-блюзе', во всю мощь вставший уже в 'Луна-парке' и достигший колоссальных размеров в 'Царе') - его комплекс по поводу России, русского народа, русской истории и русского характера. И здесь этот недостаток не преминул проявиться еще раз. Любому понятно - чтобы пьесу из зарубежной (пусть и белорусской) жизни, да еще и с исключительными героями, перенести в Россию, нужно изрядно поработать с ее текстом. Любому - но не художественному руководителю фильма 'С училища'. И в итоге работа над текстом была проведена минимальная (что такое 'камарилья'? почему такое странное название? почему герой, поступив в аспирантуру в Москву, не уезжает в Москву? как героиня умудряется днем и работать на рынке, и посещать лекции?), а с героями поступили просто - их в фильме изобразили самыми обыденными. То есть таких сумасшедших, как Танька, мы чуть ли не каждый день встречаем на улице. И это вообще типичная русская провинция и типичные русские люди. При этом сам по себе фильм снят очень хорошо. Все недостатки режиссерской работы, какие в нем можно заметить, связаны, на мой взгляд, с неопытностью Анны Саянной. Так, на образ Тани стоило сместить основной акцент, а всех остальных персонажей сдвинуть на второй план (подобно тому, как это делал Фассбиндер в 'Замужестве Марии Браун'). Но, во всяком случае, хорошо заметно, что режиссер здесь с актерами изрядно поработал. А все остальные минусы - с тем, что она шла по дорожке, протоптанной Павлом Лунгиным. И особенно заметны эти лунгинские следы в финале. Который в пьесе совсем другой, чем в фильме. Другой не по содержанию - по смыслу. Надеюсь, свой следующий фильм Анна Саянная снимет без малейшего Лунгина и его странных комплексов. 6 из 10
В типичном городе N, затерянном где-то на бескрайних просторах сами знаете какой страны, живет обычная Танька. Танька учится в училище (чего именно - не уточняется), продает на рынке рыбу и мечтает о счастье. Счастье для нее состоит в интеллигентного вида симпатичном преподавателе философии Сереже, но это никак не взаимно: Сережа мечтает учиться в аспирантуре МГУ, а родной город с его Таньками оставить где-то в вытесненных воспоминаниях. Тем не менее, куда важнее, чего хочет Танька, и Сереже, и ее бывшему Косте предстоит в этом убедиться. Постепенно в сумерках отечественного кинематографа ясней и ясней проступает истина, которую предпочитают не замечать, потому что она слишком пугающа: единственное, про что в России можно без особых усилий и талантов снимать хорошо и цепляюще - это ад. Дмитрий Быков как-то отмечал, что честных жизнерадостных стихов сейчас не написать, и других искусств это тоже касается. Большая часть современных русских фильмов о победе и превозмогании, героизме и надежде, снятые с мастерством и старанием - чушь непотребная и неправдоподобная. Но стоит ноунейму захотеть снять о бедах, горестях, тщете и безысходности - и даже стены с граффити начинают помогать. Воздух такой, не иначе. Вот и '#с_училища' климат поспособствовал. Мрачнющая пьеса Андрея Иванова о гнуси и подлости среднерусских аборигенов прекрасно смотрится в атмосфере городка, где 90-е так никогда и не закончились. Дебютирующей в сорок с лишним лет в кино Анне Саянной не нужно изобретать что-то особенное: просто помести в кадр замкадовский быт, и бэкграунд готов. В остальном - достаточно следовать пьесе, она сама вывезет. Ну, там пара метафор с рыбой, живой и уже нет, тут эротическая сцена, которая совершенно не возбуждает, здесь труп по центру кадра минуты на две... Так, чисто чтоб проняло. И пронимает. От разных 'Левиафанов' отличается эта история полным отсутствием всякой явной политики и социальным статусом всех героев. Это не уважаемый всеми слесарь и его московский адвокат бодаются с мэрией: почти для всех героев '#с_училища' пять тысяч рублей - очень неплохие деньги. Нет, у нас отношения выясняют низы общества, может, за исключением скучающего мажора в исполнении Ивана Макаревича, который в кои-то веки в очень подходящей роли. И случайно затесавшийся в эту историю лишний человек Сережа, не то чтобы очень тупой (хотя есть немного), но лишенный характера, оказывается в неприглядной роли безвольного подлеца, которому - вот незадача - все равно приходится сочувствовать, потому что зритель, на которого рассчитан фильм, не может отождествить себя ни с кем другим. Конечно, Костя в исполнении Антона Момота силен и хорош собой (что следует считать явной ошибкой кастинга) - но на положительного героя этот откинувшийся зэк тоже не тянет. Все хороши, все достойны, все заслуживают того, что получают - может, кроме зрителя, который захотел приятно провести время. Этой ошибки делать не стоит: послевкусие от фильма горькое и противное, и для развлечения его смотреть - как жрать авокадо для удовольствия. Не затем он снимался, как и все ему подобные фильмы. Зато вполне честно, жестоко и пугающе - намного более пугающе, чем любой глупый ужастик со скримерами. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об очередной российской социальной драме. Хотите глубже? Без проблем, набирайте воздуха в грудь и ныряем искать глубинный смысл: '#с_училища' - адаптированная сказка старика Андерсена о Русалочке, которая полюбила прекрасного принца, хотя тот ее - не очень. Все мы безмерно жалели несчастную отвергнутую ундину, и только грязные реалисты задались вопросом: какого черта принц должен любить хтоническое нечто, выползшее из-под толщи вод, не умеющее говорить, нацепившее себе ноги при помощи колдовства и в целом метафизически ему чужое? Просто потому что она так захотела? Причем это у Андерсена бедняжка расплачивается за любовь; в большинстве народных сказок русалка утаскивает незадачливого любовника на дно, чтобы быть вместе - вечно. Так что если вы недоумеваете, отчего то, что начиналось как 'Пигмалион', быстро превратилось в 'Мизери' - вспомните первоисточник и все станет на свои места. Оттого героиня и торгует рыбой (и в порыве отчаяния пытается избавиться от запаха - от подводного своего естества), оттого, объясняя дешевому принцу его судьбину, поминает дельфина и русалку; даже постер фильма, очевидно, не случаен. Выводы из этой странной метафоры, впрочем, почти очевидны: есть наземный мир, есть подводный, Россия Поверхностная и Россия Хтоническая, и вместе им не сойтись, и пытаться не стоит, а лезть - тем более. Всем хуже будет. Самый мрачный вывод, впрочем, касается не судеб персонажей и даже не карьер участников дебюта. Хуже всего то, что фильм этот, при всей своей обжигающей жестокости, выглядит вполне проходным. Ужас провинциального русского бытия становится банальным и привычным, как посты в паблике типа 'Подслушано.Жесть'. Национальный жанр. У французов - комедия, у британцев - костюмная мелодрама, у нас - вот это вот. Причем без иноземного вредительства - само сложилось еще со времен Достоевского с Островским. Как там было в главном русском романе 90-х? 'О, черт бы взял эту вечную достоевщину, преследующую русского человека! И черт бы взял русского человека, который только ее и видит вокруг!' Не-а, не возьмет - некому. Нет никаких чертей. А если кажется, что есть - это только потому, что в нашем тихом омуте водимся мы.