Это был довольно интересный наградной сезон. Пришло время подводить итоги. Сам список оскаровских номинантов вызывал вопросы. Саундтреки Джастина Гурвица к «Человеку на Луне», победитель Золотого глобуса, и Тома Йорка к «Суспирии», который был отмечен Венецианским кинофестивалем, остались даже без номинаций. Абсолютный лидер наградного сезона документальный фильм «Будешь моим соседом?» также остался за бортом. То же самое можно сказать об Итане Хоуке, сыгравшего главную роль в «Дневнике пастыря», видимо, слишком мало академиков видели этот фильм. Множества наград и номинаций была удостоена Тони Коллетт за «Реинкарнацию», тоже мимо. Один из лучших фильмов года «Пылающий» обязан был быть среди номинантов за лучший фильм на иностранном языке, но вместо него по непонятным причинам номинируют немецкую «Работу без авторства». Клэр Фой отлично сыграла в «Человеке на Луне» за что также удостоилась множества номинаций, но фильм Шазелла в этом году решили всячески обделить, ни номинаций за лучший фильм, ни за лучшую работу оператора, неужели всё из-за скандала с флагом? Зато за лучшие визуальные эффекты наградили, но об этом позже. Два года подряд на лучший фильм номинировалось девять фильмов, но в этом году одну позицию сократили. В итоге за бортом оказались такие замечательные фильмы как «Не оставляй следов» Дебры Граник (которую также обделили с номинацией за режиссуру), «Восьмой класс» дебютанта Бо Бёрнема, «Дневник пастыря» Пола Шредера, «Если Бил-стрит могла бы заговорить» недавнего триумфатора премии Барри Дженкинса и всё тот же «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла. Также в главной номинации можно было бы отметить «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды, фильм более чем достоин. Отсутствие ведущего пошло на пользу хронометражу премии, но при этом целостность церемонии заметно пострадала. Хотя скандалы предвещающие Оскар нанесли больший ущерб его самолюбию. Номинация за лучший популярный фильм, в целях привлечь новую аудиторию. Попытка задвинуть несколько номинаций в тень, вручая награды в этих категориях во время рекламных пауз, среди которых операторская работа и монтаж – на секундочку те вещи, что и отличают кино от другого искусства, то без чего не было бы кинематографа. Неслыханные оскорбления в адрес всего киносообщества. Представьте себе, монтажёры и операторы всего лишь ремесленники в глазах киноакадемии, а фильмы на самом деле делятся на популярные и, видимо, непопулярные. Или популярные и элитарные? Или популярные, то есть те, что делаются ради зарабатывания денег и те, что делаются только ради самого Оскара. Как-то лицемерно. К этому мы тоже ещё вернёмся. В наградах пойдём по порядку, выделив главное. Лучшая женская роль второго плана: Реджина Кинг - «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Без вопросов, но было бы здорово, если награду разделили между Рейчэл Вайс и Эммой Стоун – уж слишком хорошо они сыграли в «Фаворитке». Лучшие грим и причёски у фильма «Власть», но в номинации явно не хватает «Суспирии» - вы только посмотрите, что там сделали с Тильдой Суинтон (дважды!). Награды за дизайн костюмов и работу художника-постановщика забирает «Черная пантера» и делает это заслуженно, работа над фильмом была проделана выдающаяся. Главным конкурентом «Пантеры» была «Фаворитка», по мнению экспертов, они шли нога в ногу, но следует признать, что костюмированные драмы за время вручения этих наград своё получили, и радует, что в этот раз наградили новаторство и полёт фантазии, нежели точное воспроизведение прошлого. Сразу скажем, что и награда за саундтрек, в отсутствии Гурвица тоже достаётся «Пантере». Что ж, эти барабаны и африканские мотивы вперемешку с хип-хопом до сих пор сидят в моей голове, а другие барабаны («Остров собак» и Александр Депла) год назад уже получали Оскар, так что и тут вполне заслуженно. Награды за звук отдали «Богемской рапсодии» и если сведение звука ещё можно понять, хотя звуковикам «Звезда родилась» было тяжелее – все песни записывались прямо во время съёмок, поскольку Леди Гага потребовала, чтобы никто не пел под заранее записанную фонограмму, но монтаж звука явно лучше в «Человеке на Луне» и «Тихом месте». Дальше ещё веселей и вслед за звуком «Рапсодии» награждают её монтаж. Это за сцену, где они записывают идеальное «Галилео»? «Человек на Луне», «Фаворитка» и «Власть» больше заслуживали, и не стоит забывать монтаж в «Роме». Вы его заметили? Нет? Потому что так и было задумано и это круто. Лучший анимационный фильм – «Человек-паук: Через вселенные». Новаторский подход к анимации и первое появление Майлза Моралеса в большом кино сделали своё дело. Однако, обидно за кукольный мультфильм Уэса Андерсона «Остров собак». Вообще, за всю историю, когда Оскар вручает эту премию (с 2002 года, спрашивается, почему так поздно?) порядка десяти кукольных мультфильмов было номинировано, и только «Уоллис и Громит: Проклятие кролика-оборотня» был удостоен награды. Как-то грустно от этого. Лучший визуал и «Человек на Луне». В стольких номинациях прокатить этот фильм, чтобы в итоге наградить визуальные эффекты, которые в фильме, безусловно, сделаны отлично, проигнорировав «Первому игроку приготовиться» со сценой из «Сияния» и «Войну бесконечности» с лучшим компьютерным персонажем (Танос) за последние несколько лет. Оливия Колман умудрилась переиграть своих коллег по «Фаворитке» и опередить Гленн Клоуз, которой уже можно Оскар за выдающиеся заслуги вручать, хватит с молодняком состязаться. Рами Малик лучший актёр? Не верю. А вот Бэйлу верю, лучше сыграл. И самое сладкое. Пока Куарон получает заслуженные болванчики за режиссуру, работу оператора и лучший иностранный фильм, награды за лучший сценарий и фильм крадёт «Зеленая книга». Казалось бы благодатная почва расовой сегрегации, отличные актёры, но почему же всё так тривиально, даже посредственно. Типично рождественский добренький фильм о двух мужчинах, где один учит второго быть хорошим парнем, кушать курочку и любить джаз, параллельно вытаскивая из передряг, а второй помогает первому письма жене писать и чудесным образом исцелить его бытовую нетерпимость по отношению к темнокожим. Вот только это фильм о расизме, снятый от лица белого парня, где проблема затрагивается лишь поверхностно, при этом перевирая реальную историю на которой основывается. Дон Ширли был социальным активистом и водил дружбу со многими людьми, но не с Тони Валлелонго. И даже отбросив всё это, забыв о скандалах, которые сопровождали фильм по ходу наградного сезона, где создатели делали и говорили вещи, противоположные морали собственной картины, перед нами фильм средней руки, где все шаблоны на месте: и эмоциональная сцена под дождём, и хэппи-энд, и правильный оскаровский посыл. Вот только всё это попахивает лицемерием. Впрочем, это соответствует духу современного Оскара, ведь не живой классике «Роме» главную награду давать – она ведь про искусство. Завершить хочется вступительными словами ведущего Оскара 1988-го года Чеви Чейза: «Привет, голливудские лицемеры».
Пожалуй, 'оскаровскую' ночь окутывает на самом деле и без преувеличения некий магический паводок: с неба сыплется снежок, улицы вмиг превращаются даже не в 'тихое место', а в глухонемое; и даже многострадальные 'Никс' впервые с прошлого года выигрывают матч на своей арене (мало того, беря каждую из четвертей у много более мастеровитого соперника (о 'мастерах' позже)). Действительно, в эти часы - возможно всё; и даже более того. Поедая острые крылышки в почти свободной кафешке сегодня днём, я мало задумывался о потенциальных лауреатах и их нахождении в сырном соусе, но всё ж в этом студеном и простудном воздухе они присутствовали, - невозможно отрицать. Не могши присоединиться к 'прямому эфиру', так или иначе, но 'пташки' залетали ко мне в почтамт: даже о 'лучшем фильме' узнал до просмотра урезанной версии к вечеру (что прискорбно). Однако, самое трезвое суждение (оставившее куриное филе позади, а мякотку его - на поверхности) сложилось всё-таки именно во время просмотра. Сразу подчеркну, что новость о том, как консультант 'М. Видео' сломал покупателю челюсть, поступившая в течении суток из 'глубинки', чуть было не перекрыла лауреата премии в номинации 'Лучшая женская роль', но, всё ж таки, Пизанская башня устояла - пробитые 'коронки' ничто пред Королевой Оливией, оставившей позади явную фаворитку букмекерских котировок и чрезмерно слезоточивую Гагу, присевшую в первом ряду. Насколько для Колман это было радостно и неожиданно, настолько и вся аудитория прониклась искренностью и 'ламповостью', даже не реакции счастливицы, сколько самой атмосферностью церемонии. Она была настолько непринужденна и легка, будто бы рабские законы, давлеющие 'мёртвым грузом' над аудиторией и всеми причастными, вмиг пали; цепи разомкнулись; а кафканианский 'Процесс' пришёл к логичному итогу. Теперь никаких обидчивых афроамериканцев - только 'на стиле' и с очками (чтоб лучше видеть); никаких безумных феминисток - только скромные взгляды в пол и белоснежные зубы Эммы Стоун; никакого загробного звука во время речей - все довольны собой и собой же удовлетворены, - почти идиллия. Да; есть в этом и доля иронии, но сам факт того, что мы теперь не в слепящем свете прожекторов, направленных сверху точно в зрачок, а при теплом полумраке свечи - не может остаться незамеченным. Все дороги ведут в курятник, а не в Рим. 'Рома' Альфонсо Куарона - правомерный обладатель 'Оскара'. Спасибо, Мастер. За все годы неиссякаемой отваги. За новое прочтение уже забытой рукописи. За 'экспекто патронум'. За всё - спасибо. 'Менструация должна заканчивать предложение..', - было сказано одним из лауреатов; и у нас нет оснований не верить происходящему: почти все премии нашли своих хозяев ещё задолго до непосредственно водружения в ладони; но были и отдельные несоответствия нормам и правильному прочтению отечественного хип-хопа. 'Оскар' за лучшие спецэффекты - не 'Мстителям', уже настораживает; но, если учитывать, что другая работа 'Marvel' прибрала столько же 'рыцарей', сколько и моя оценка 'Черной пантере', можно найти рациональное 'пшено'. Рами Малек сошелся не только со своей партнершей по мюзиклу, но и с образом, проживши и воцаривши его на троне - +5. Ну, а 'паучка' с высоты 'Эмпайр-Стейт' никто не сможет смахнуть - слишком далеко, даже для 'исключительного'. Только что с улицы, Джулия Робертс быстро проговорила главную картину года и процеловала розовой тканью, - '..это такая привилегия.. это как сон..'. 'Оскар-2019' как-будто бы беззвучно извиняется перед своим зрителем за всё то, что было до него.. Все эти идиотские премии бессмысленным 'агиткам', которые все забыли ещё при просмотре; дурные ведущие, берущие шутки будто прямиком с 'Юморины' али 'КВН'-а; недоразумения с выдачей статуэток; никакущие выступления звезд; побитые рекорды по количеству зрителей в худшую сторону и проч., проч. Все это можно теперь забыть и начать сызнова. Благо, керосину в автомобиле Вигго Мортенсена всегда хватало. И кстати: Оливия Колман выдала свою лучшую роль не в 'Фаворитке', а при получении статуэтки и благодарственной речи после.