Впечатление от фильма «Крик тишины» осталось, словно его снимала не профессиональная группа «Мосфильма», а команда любителей. Столь невзрачный, слабый и некачественный на выходе получился сей продукт. В нём слабо всё, начиная от игры почти всех актёров, провальной режиссуры, некачественной работы по гриму, слабой операторской работы и… далее по пунктам. Даже кашель, который на протяжении сцены выдавливает из себя персонаж Владимира Меньшова выглядит каким-то совершенно наигранным. Тем удивительнее, кстати, было видеть мэтра-оскароносца Отечественного кино в столь невзрачном проекте и в такой малозначительной роли. Впрочем, можно поймать себя на мысли, что уважаемый Владимир Валентинович всё-таки уже в преклонном возрасте, а потому может себе позволить найти время и вот для таких творений. Или его пригласили по знакомству. Собственно по фильму видно, что играть он особенно не старается. Не стараются играть здесь большинство актёров. Во всяком случае, просмотрев первые 15 минут сюжета так и не удалось поверить не одному персонажу. Ощущение ненатуральности происходящего проскальзывало в каждой мелочи начиная от длинных театральных монологов персонажей и заканчивая их довольными мордашками с пухлыми щёчками (напомню, что действие происходит в блокадном Ленинграде в самую страшную зиму: 1941-42 годов). Пожалуй, самый главный минус данной картины: в ней нет атмосферы и ощущения страшнейшей страницы Великой Отечественной войны – блокадной зимы. Нет людского ужаса. Нет лишений. Нет смертельной опасности. Не страшнейшего голода. Нет вообще ничего. Есть всего лишь невнятная игра на эту тему: в одном кадре старичок наигранно так падает в сугроб, а через несколько минут главные герои сидят за столом в не бедном интерьере и наворачивают супчик, закусывая его хлебом и тушёнкой и мирно при этом переговариваются. Нормально так для блокадной зимы? Художник по гриму вообще непонятно, чем занимался и был ли на проекте в принципе (хотя, если верить титрам, то был). Ну не могут выглядеть так блокадники. Никак не могут! Вспоминаю документальные кадры, фотографии и рассказы очевидцев тех жутких дней: люди тогда скорее походили на живые скелеты. А перед нами предстают на экране: довольные мордашки которые только что пообедали и думают, что у них будет на ужин. Как показать, на экране голод, спросите вы? Есть немало способов для достижения желаемого эффекта. На то язык и современные технологии кино даны, чтобы заставить зрителя поверить в то, что происходит перед ним на экране. Для этого не надо морить голодом актёрский состав. Но такая фальшивка с упитанными актёрами, которые пытаются играть голодающих людей, убивает атмосферу начисто. Позабавили в начале фильма два момента: падение с неба мультяшного самолётика с нарисованным огоньком, и монолог в бомбоубежище одного из местных жителей об обречённости всех на верную смерть. На счёт самолётика… ну это же действительно смешно! Графика очень примитивная. Такая в компьютерных играх не применяется уже лет 10, если не больше. А тут картинку мультяшную попытались с живым изображением свести. Да, возможно, бюджет не потянул качественную CG. Но если нет возможности сделать реалистично – не делайте вовсе. Убирайте эту сцену! Зачем превращать трагедию Народа в такое посмешище? Монолог обречённого в бомбоубежище – это крах режиссуры. Человек, взявший на себя полномочия режиссёра-постановщика, не справился со своей обязанностью и потому пошёл по самому примитивному пути: заставить зрителя поверить в происходящее посредством долгой речи персонажа. Речь такая достойна театральных подмостков в каком-нибудь из провинциальных театров. Там подобное заходит на ура, ибо актёру сидящему в полутёмном зале на покосившейся лавочке можно поверить. Всё-таки диалоги героев и их монологи – основной язык пьесы, а язык кино такой приём очень сильно обедняет. Согласитесь, гораздо сложнее заставить зрителя поверить в происходящее, не прибегая к словам. Герой молчит, а зритель ему верит. Вот это – достойный уровень режиссуры. Такие фильмы хочется смотреть и пересматривать. Но к «Крику тишины» это никакого отношения не имеет. Владимир Потапов словно нарочно смакует изобилием текста в сюжете. У него болтают, не закрывая рта все персонажи, исключая лишь маленького мальчика. Большинство диалогов при этом высосаны из пальца, и они не несут никакой сюжетно-важной нагрузки. Очень слабый и сюжет в фильме. Не смотря на то, что в его основу легла, казалось бы, беспроигрышная тема: спасение ребёнка в блокадном городе, господин режиссёр ухитрился провалить даже её. Поскольку сюжет в фильме развивается очень предсказуемо и вместе с этим невыносимо медленно. По сути, уже с появлением в кадре товарища-военного (Артём Быстров) сразу становится понятно, кто он, зачем, и чем в итоге всё закончится. Но при этом остаётся ещё небольшая надежда на то, что режиссёр найдёт способ повести сюжет по менее предсказуемому пути, столкнёт главных героев с новыми трудностями, представит им возможность судьбоносного выбора, и тогда история заиграет новыми впечатлениями, окрасится свежими эмоциями. Но Владимир Потапов и на это оказался не способен. Напротив, он размазывает сюжет, словно манную кашу по тарелке тонким слоем, заставляя своих героев совершать длительные бестолковые хождения по зимнему городу. И тем самым он накручивает хронометраж фильма, растягивая историю до полного метра. А смотрится это всё очень заунывно. Ибо герои, и в частности, товарищ-военный однообразно ходят туда-сюда без каких-либо событий. Их проходки регулярно дополняются раскрашенными кадрами военной кинохроники, чтобы напомнить зрителю, что действие происходит не где-то, а в блокадном Ленинграде. Очень слабо работает и оператор Александр Пушкин. Он изматывает зрителя бесконечными нижними ракурсами, очевидно, что он умышленно ставит камеру так, чтобы не зацепить в кадр современные объекты: дороги, рекламные штендеры, припаркованные машины. В итоге получается, что герои у него постоянно смотрят вверх, проэцируясь на фон однотонного неба или кусок крыши. Оператор не даёт воздуха и пространства ни в одном из натурных кадров, заставляя героев постоянно огибать столбы и стволы деревьев, или стоять на фоне кирпичной стены. Любой кадр с перспективой улицы – это уже военная хроника, к которой господин Пушкин не имеет никакого отношения. Но даже минимализировав загруженность кадра архитектурными объектами он ухитряется накосячить, поскольку мимо героев то и дело проплывают современные отреставрированные фасады, пластиковые окна и современные нумерации квартир в подъездах. Увы, но господин Потапов и его команда превратили тонкую и трогательную историю в профанацию. Стыдно становится за такой фильм! А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
Страна огромная, и бой идёт смертный: Ленинград душит кольцо блокады, сжимая петлю голода на горле людей, не как один умирающих в борьбе с жестокой напастью, цепляясь за последний шанс, каким его подсказывает личная воля, сила которой оказывается больше у малого ребёнка, чем у взрослой женщины, которой её не хватило. Одна из многих жизненных ситуаций, проявляющих скрытые стороны и неведомые прежде свойства характеров в состоянии экстремального давления обстоятельств, о котором было много писано-переписано в поэзии, прозе, дневниках и хрониках Отечественной войны, оставляя этой картине немного шансов на удачу, которая её авторам виделась не так, а иначе. Дискуссионные беседы академической профессуры в подвале обстрелянного бомбоубежища, интеллигентские проповеди и недетская серьёзность осиротевшей девчушки – обязательная программа идейно-нравственного выступления, говорящего лозунгами плакатов, расклеенных на побитых осколками стенах уцелевших домов, вместе с дикторским голосом имитирующего Левитана Игоря Кириллова, наводят на картину тень агитпропа, что едва не упаковывает рассказ в футляр казёнщины, от чего его спасает не выдуманное стечение обстоятельств, а поразительная искренность Алины Саргиной и Артёма Быстрова, сумевших прочувствовать трагичную судьбу своих героев и сделать её живой пьесой, украшенной короткими зарисовками о блокадном житье-бытье, сдобренных собранием традиционно советских персонажей, вместе со старинной мебелью воссоздающих быт одной комнаты, куда, на счастье, заносит несчастных людей. Неразговорчивый и терпеливый Лёва Гершов оказывается способен на очень интересные реакции, добытые потайными ухищрениями постановщиков, вызвавших необходимый отклик у маленького актёра, может даже и не думая о том, насколько потрясающе выглядит блаженная улыбка доходяги, которому новоявленная сестрица поменяла подмоченные штаны. Именно эти трое, а не типовые сцены с прописными истинами или раскрашенные кадры блокадной хроники, делают эту ленту яркой и даже увлекательной при всей очевидности от чего идут и к чему клонят её создатели, ещё раз подтверждая, что любой расчёт ломает неподдельность образов людей, вызывающих естественное сопереживание в их душевном стремлении продолжать по-человечески жить вопреки страшной бесчеловечности.
Хороший фильм. Добрый, несмотря на тяжёлую тематику: Блокада Ленинграда. Никакой пиар-кампании, никаких завышенных ожиданий и попыток снять 'для массы'. Скромный, ни на что не претендующий, светлый кинопродукт. Действительно, тишина... Для того, чтобы выжить в тяжелейших условиях, главная героиня находит себе цель (неосознанно): ей нужно кому-то помогать, нужно, чтобы кто-то её ждал, чтобы было, к кому возвращаться. Вот и обрела она 'брата', которого опекала и выхаживала. В фильме, как и во многих лентах о войне, есть нечто щемящее. Несмотря на трагичность ситуации, в которой оказались герои, 'Крик тишины' не ставит целью раздавить зрителя горем и отчаянием. Здесь есть элемент жизнеутверждения. Жизнь побеждает смерть, как бы там ни было. Фильм напоминает советскую прозу: местами идеализированно, чисто и наивно. Но так и должно быть, ведь герои ещё дети. Здесь есть надрыв, но нет вульгарности и ненужных любовных линий (чтоб 'лишь бы была'). Очень гармоничный фильм, оставляющий после себя лёгкую грусть и хорошие впечатления. Здесь не увидеть мясорубки, вражды друг с другом и прочих жестокостей. Но подобного достаточно в других лентах о Блокаде, а также в документальных фильмах. Так что... это не минус. Эта история расскажет о чём-то фундаментальном и светлом, но, чтобы это понять и почувствовать, нужно быть не_циником. И вместо того, чтобы выискивать недочёты в откровенно душевном фильме, подумать о том, что порой добро действительно побеждает. 7 из 10
Мне кажется, у любого нормального русского человека, независимо от его отношения к революции 17-го года, внутри начинает что-то нещадно ныть, когда он смотрит фильмы о Великой Отечественной. 'Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой', все помнят слова из песни? Ты не воевал, воевали твои предки, и внутри просыпается словно какая-то генетическая память. Фильмы о Великой Отечественной бередят старую рану. 'Крик тишины' — это трогательный фильм о лучших человеческих качествах. Это фильм о жизни, не о смерти, хоть действие происходит в Блокадном Ленинграде. Катя спасает мальчика, которого бросила мать, решившая эвакуироваться с заводом. Именно желание заботиться, контролировать, воспитывать помогло Кате справиться с ужасами, творящимися вокруг. Ей нужна была цель, чтобы выжить. Конечно, это неосознанное желание, не более. Помочь слабому и благодаря этому быть сильной, знать, что ей есть, к кому возвращаться. Здесь нет чернухи, жестокости, нелепой любовной линии. И это к лучшему. Каннибализм и прочие натуралистичные ужасы - всё это можно увидеть в других картинах по это теме, а также в документалках. Этот фильм о подростке, о мире её глазами, а не сводка исторических событий. Лента напомнила мне хорошую повесть какого-нибудь советского автора. Только нюанс в том, что здесь ничего не нужно идеализировать: детство само по себе идеально, взаимопомощь сама по себе идеальна, уважение друг к другу само по себе идеально... Рекомендую. 8 из 10
Годы, сколько б ни шли, Вечно помнить родной стране. Всё, что сделали вы В этой войне, В трудной войне, В страшной войне. Трагедия боли через всю ленту. Ею пропитаны все лица этой исторической драмы. Печать вдавленным клеймом отражения. Время и события пояснением происходящего. Время голодного отголоска, оттиском в нас. Каждый кадр с замиранием, каждый кадр учащённым сердцебиением. Устоит или предаст? Выдержит испытание или смерть предначертана? Узнает истину или так и останется в неведении? Уходит чтобы вернуться или пути возврата судьбой не предначертаны? А ещё, - что есть доброта? Что - есть любовь? И солдатская заплечная сумка спасением человеческих жизней. И навозные мухи со свастикой крестов на крыльях тучей налётов. И падшие от бессилия, замёрзшие посреди улиц люди. И краюха хлеба в посиневшие от холода губы. И нет света, нет тепла, водопровод не работает. И так изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. Ад. Нет, это не ад. Это блокадный Ленинград. Пронзительная история о девочке Кати. Она, двенадцати-четырнадцатилетний подросток полтора часа дерзновенно спорит со старухой смертью за право жить и право быть. Спорит не только за себя, но ещё и за душу трёхлетнего мальчика Мити, надеясь отбить его из цепких когтей ряженной в белый саван. А рядом людское окружение живописью лиц. Кто-то, отчаявшийся от малодушия, струсивший. Кто-то, продающий труды своей деятельности за твёрдую 'валюту'- рис, мука, хлеб, масло (супружеская пара). Несущие свой крест служением людям - персонажи Владимира Меньшова, Надежды Маркиной. И русский солдат рядом с ними. Столпом спокойного величия. Распахнутостью души - тушёнкой и хлебом одаривающий. Кто выжил из этих людей? Кто уцелел? Кому довелось дождаться салютов Победы? Неизвестно. А может быть никому? Скорее всего. Никому. Ведь перед нами, зрителями распахивается только первая зима. Зима 1942 года. И впереди ещё 1943-й, а за ним 1944-й... Блокада со всеми 'тяготами и лишениями'. Чувственный, пронзительный фильм. Доступный для понимания подростка. Аудитория от 16+ Чего в ленте нет? Масштаба трагедии. Естественного ужаса для 'нормального человека' при взирании на окружающие реалии путём погружения во время. Перерождения людей в каннибалов. 'За трупоедство мы расстреливали только вначале, а потом не трогали: весь город не расстреляешь. Трупы ело огромное количество людей. Подъезжаешь к дороге жизни, а там...'(рассказ зам. начальника уголовного розыска писателю Юрию Герману). Или другая реальность - спецмагазины, вроде 'Елиссеевского' где партийная номенклатура, учёные, военные, деятели культуры получали, по словам Нины Спировой (работницы) - 'яблоки, груши, сливы, виноград. Все свежайшее. И так — всю войну. Напротив меня был мясной отдел. Несколько сортов колбасы, окорока, сардельки. Рядом кондитерский — конфеты, шоколад. Чуть подальше, в другом конце зала — алкогольные товары: вина, водка, коньяки (…). Люди приходили спокойные, хорошо одетые, голодом не изможденные. Показывали в кассе какие-то особые книжечки, пробивали чеки, вежливо благодарили за покупку. Был у нас и отдел заказов 'для академиков и артистов', там мне тоже пришлось немного поработать...' Доктор исторических наук Никита Ломагин в своей книге 'Неизвестная блокада' развивает эту тему - столовые, рестораны для очень узкого круга лиц... Нет в фильме, к сожалению и 'фартовых людей'. Тех, кто в обмен, за стакан крупы, банку консервов наживал состояния. Антиквариат служил адекватным разменом еды... Увы, всего этого ужаса здесь нет. Нет даже отголоска. Мы в узком, рамочном пространстве. Мир почти одного человека. Испугался ли режиссёр касаться столь щепетильной темы? Возможно. Обедняет ли отсутствие всего этого ленту? Вне всяких сомнений. Правда ставшая полуправдой? Пожалуй. Если Вы забыли. Или никогда не знали: С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года длилась блокада Ленинграда. 872 дня ужаса. 872 дня под градом орудийных и бомбовых ударов. 872 дня с нарастающим голодом. Порядка 780 000 погибших за первый год. Эвакуировано порядка 1,5 млн. человек. На 1 мая 1943 население города составляло 640 000 Найдите время. Посмотрите фильм. Будет, над чем подумать. 7 из 10
Блокадный Ленинград - это голод, разруха, морозы, тишина, страх и постоянное ощущение дикого ужаса. Это то время, когда в человеке заканчивается все человеческое. Это мы увидели на первых кадрах. Зато не перестают быть людьми маленькие детки, которых учили помогать друг другу, защищать слабых, но не учили, что в жизни может случится выбор - спасти себя или спасти другого. У детей не было вариантов, а была лишь аксиома - спасти. Если рассматривать фильм с точки зрения морализации - высший пилотаж. Идея фильма хороша своей простотой и важностью. Вероятно, цель была показать героизм детей, который действительно имел место в те времена. Однако реализация пострадала. Декорации - мимо. Нет нужной атмосферы: Блокадный Ленинград - это серость, холод, мрак, гробовая тишина и слабенькая бабушка, медленно плетущаяся с ведрами с проруби Фонтанки. Странно было наблюдать за шедевром таких мэтров кинематографа: начиная от роли Владимира Меньшова, сценария Владимира Потапова, который прослыл гением исторической кинематографии, и заканчивая детьми, которые свои роли отработали великолепно. Дети, чья наивность, желание играть и жить в детстве смешивается с внезапной взрослой жизнью, утратами, ответственностью, ужасом, голодом действительно вселяют надежду. Однако посмотрите на актеров: холеные, розовощекие, лохматые. Разве так выглядели те, кто провел в блокаде почти 800 дней? Когда хлеб делали из обойного клея, вместо свинины использовали части прессованной свиной кожи, а из клея варили студень? Сомневаюсь, что наши актеры похожи именно на таких людей. Сейчас чудеса грима и компьютерных технологий позволяют сделать из человека тигра с ногами таракана, а худых и голодных - не получится? Это странно. По самой игре актеров вопросов нет- в том славном Ленинграде, который нам показали, вполне подходящий взгляды. Однако такой Ленинград и такая игра актеров совершенно не раскрывает исторической правды. Просто зритель любит тему войны, а еще если там страдают дети - беспроигрышный вариант. Но далее идет российская классика: переплетенные сюжеты и 'ружьем на стене в первом акте', банальная развязка, о который каждый зритель догадается сразу после того, как узнает историю офицера Воронова.. Да, это могла бы быть прекрасная история, если бы не полное отсутствие атмосферы ужаса, голода, желания просто дожить до следующего дня. А тут сплошное веселье: гуляют, кушают тушенку, (это в 1942-то году, страшнейшая блокадная зима!), бидончики с водой носят. Нельзя так опошлить происходящее! Если единственным фильмом про блокаду Ленинграда будет это кино у подростка, то важность и героизм людей, переживших этот кошмар, будет потерян навсегда. Очень странно было наблюдать такой нелепый результат от знатока истории и особенностей исторического жанра. Александр Пушкин (оператор) пытался передать дух времени через серый цвет, что категорически не удалось. Концовка - отдельный эпик. Какая-то красивая сказка в красивой упаковке, сдобренная малюсенькой каплей дегтя. И какую мораль мы должны были усвоить из этого фильма? Чудеса случаются? Да нет, не бывает таких чудес в мире. Это фильм про ВОЙНУ! Увы, не случались там такие чудеса! В фильме про войну (особенно российском) нудно показывать людям правду. Жестокую, ужасную, невыносимую - но правду, а не этот сахар. Отмечу лишь Алину Саргину (Катя) которая сыграла достойно. Грим в виде синяков под глазами на фоне довольно вкусных щечек смотрела слегка диковато. Но игрой девочка вытянула, нет сомнений. 3 из 10