С высоты птичьего полета африканский, арабский Алжир красив. Его омывает синее средиземное море, золотится песок, цветут цветы, а солнце прячется в горах. Параллельно с тем как природа буйствует, идут политические и религиозные процессы, которые не дают людям страны жить так как они хотят. Кино рассказывает историю четырех 18 летних подруг, живущих в общежитии вуза, которые хотят учиться, заниматься модой и мечтают о карьере Коко Шанель. Девушкам в прямом смысле слова не хватает воздуха в своей стране, так как все, что они любили постепенно меняется. Там, где цвели цветы и росли кустарники возведена бетонная стена с колючей проволокой. Там, где был магазинчик, полный принтованных тканей и кристалликов фурнитуры, теперь палатка с черным хиджабами. Посты с вооруженными мужчинами расставлены по городу. Женщины в черном, как вирус ковид, нападают на всех, кто придерживается европейских культурных традиций и лишают их воздуха, а то и жизни. Но главная война идет в душах упрямых девушек, которые запретили себе боятся. Их убивают в упор, избивают за то, что они студентки, им предлагают улететь в Париж, подальше от родных мест, где радикалы расклеивают плакаты: «Либо хиджаб, либо саван». Тут есть причины, чтобы сломаться, стать покорными и жить как птица в клетке. Но героини любят свою страну. И даже имея шансы бежать из нее, предпочитают «есть родную землю», сопротивляться. В кадре всегда глаза главной героини Неджмы (Лина Худри) сильной и жизнерадостной девушки, которая полна решимости сделать свою жизнь свободной. Ее мечта нарядить в свои платья всех девушек Алжира. Она возвышенно думает о творчестве и заражает этим подруг. Все девушки разные, не похожие друг на друга, как цветы, и у каждой есть право быть собой. Очень понравилась тема сестринства. Девушки поддерживают друг друга, даже если оказались в сложных ситуациях, таких, например, как беременность без мужа. Понравилась роль женщины-педагога, которая зная о том, какая опасность грозит девушками, что может быть бойня, есть высокий риск проявления радикализма в отношении студенток, все-таки разрешает им провести фешн-шоу. Я долго думала, я сама пошла бы на показ мод или на шоу, если бы была угроза теракта. Интересен взгляд на мужчин режиссера Мунии Меддур. Мне кажется, что в фильме заложено острое как перчик феминистическое послание. Все мужские персонажи без исключения, не считают девушек за людей, навязывают им свое понимание, где их, женское место. Мужская гегемония на фоне политических передряг. Учишься – получи в глаз. Не хочешь за меня замуж – шлюха. Идешь по улице одна – готовься к приставанию и насилию. Так, охранник университета, отвратительный мужчина, вместо того, чтобы помочь знакомой девушке, которую ты видишь каждый день, попавшей в сложную ситуацию, сам становится насильником, так как «хорошие девушки по ночам спят». Фильм исключительный, трогательный, и невероятный по эмоциональной насыщенности. Не веришь, что такое происходит совсем рядом на одной планете с тобой.
Фильм повествует о нескольких подругах в Алжире 90-ых годов. Главная героиня - Неджма, очень любит шить и имеет талант в конструировании одежды. Они с подругами вместе учатся в университете, но в стране начинает происходить революция. Фанатично настроенные религиозные фундаменталисты постепенно приходят к власти с помощью насилия, терактов и запугивания мирных жителей. Под ударом оказываются все женщины Алжира, в том числе и наши главные героини. Самиру хотят отдать замуж без ее воли; парень, казавшийся Василле идеальным - избивает ее, узнав, что та живет в женском общежитие(а ведь все женщины там - шлюхи), а дефиле платьев, придуманных и сшитых Неджмой оказывается под угрозой. Героини - эмоциональные, сильные и стремящиеся к лучшей жизни, чем им может предложить фундаменталистская религия, переживают несколько ужасных событий, но выходят оттуда неповерженными духом. На самом деле сложно сказать, кто из персонажек является главной героиней. Неджме уделено больше экранного времени и мы узнаем о ней больше, но на примере ее жизни нам показывается вся ситуация и положение женщин во время фундаменталистской революции 90-ых годов. Поэтому главная героиня этого фильма - это все женщины Алжира, оказавшиеся в ужасной ситуации, по сути - без каких-то возможностей к нормальному существованию и самореализации и находящиеся в постоянной физической опасности смерти из-за своего поведения, да и просто - существования. Все женщины, которые вынуждены проявлять огромное мужество, силу и изворотливость, чтобы выжить, чтобы оставаться верными своим целям. Это не пафосная картина в стиле 'либерализм/хорошие победят'. Я картина про внутреннюю силу, заключенную в каждом человеке, про желание веселой, радостной, полноценной жизни, которое в конце концов победит невежество и ограниченность.