Чернобыль: отзывы и рeцензии

i.dorkhanov
i.dorkhanov2 марта 2021 в 11:27
Жутковато

Я посмотрел 'Чернобыль' почти через два года после основного хайпа вокруг сериала. Наверное, это повлияло на моё восприятие: я смотрел без надрыва, без попыток проводить параллели с современностью (когда первый раз попробовал смотреть в начале пандемии, от них было не отделаться). Самое главное в 'Чернобыле' - это не достоверность исторических событий и не точность объяснений из области ядерной физики: по обоим направлениям сериал заслуженно критикуют. Важнее скорее то, насколько создателям удалось создать правдоподобную атмосферу позднего СССР - и вот тут им это удалось процентов на 90, что для иностранцев спустя 30 лет после событий весьма впечатляет. Люди обращают много внимания на эпизоды вроде пресловутого 'выкину из вертолёта' - но их в фильме немного. А вот передать в деталях поздний СССР и характеры людей так, чтобы многие свидетели катастрофы признали сходство - это дорогого стоит. На мой взгляд, актёры подобраны отлично. Легасов в исполнении состаренного Джареда Харриса выглядит по-настоящему измученным жизнью человеком - как и академик Легасов в реальности (благодаря фильму широкая публика наконец вспомнила о нём). Борис Щербина в исполнении Стеллана Скарсгарда - сильная личность, разрывающаяся между верностью государству и долгом перед своим народом. Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) - персонаж вымышленный, но отлично вписывается в сюжет и не выглядит чужеродно. Хороши даже второстепенные и третьестепенные персонажи. Например, Дятлов у Пола Риттера просто сочится желчью, такой колоритный! Но особенно меня впечатлили два героя совершенно разного статуса. Генсек Горбачёв (Давид Денсик) представлен в сериале не нерешительным мямлей, каким его у нас считают многие, а безжалостным и вместе с тем стремящимся избежать ответственности партийным начальником. Другой же герой - это грузин Бачо (Фарес Фарес), ветеран войны в Афганистане, который вместе с сослуживцем-армянином и молодым парнишкой отстреливают собак в эвакуированном городе. Очень сильный персонаж. В общем, Чернобыль берёт не столько достоверностью фактов (будем честны, это мало кто сможет оценить), сколько достоверностью атмосферы: интерьеры, причёски, костюмы, виды городов, установки бюрократии (увы, не только советской) и даже гнетущий саундтрек, созданный только из звуков работы АЭС. Всё вместе это создаёт эффект полного погружения в события даже тогда, когда показанное явно расходится с исторической правдой. Ты просто этому веришь, потому что видишь не типичные западные клише про Россию/СССР, а отголоски всего того, что знакомо тебе с детского сада, всего того 'совка', который за 30 с лишним лет отступил, но до конца не исчез. Поэтому я бы сказал, что 'Чернобыль' - это отличный сериал о том, что в те месяцы пережила страна, от молодого пожарного до главы государства. 8 из 10

Igor Ryabov
Igor Ryabov14 июня 2019 в 23:24
Какова цена постправды?

1 серия. Таки начал этот ваш Chernobyl. Пока так же похоже на действительность, как Call of Duty на войну. Там тоже все танки до шестерёнки верно воссозданы, экшен впечатляет, но вот что касается героев - сплошные штампы, инфантилизм, Иваны да Майклы. Возможно это пока, иначе, с чего все так хвалят.. 2 серия 'Чернобыля' близится к концу. Ситуация с диалогами уже зашкаливает.. такое ощущение, что это 'тру детектив' или 'наркос' в советских декорациях. Наша озвучка, кстати, только усугубляет - так нарочито и пафосно, что? 3 серия. Продолжаю не разделять всеобщих восторгов. Это не желание быть в оппозиции, пацаны, я правда не понимаю. Неплохой, качественно снятый, но абсолютно шаблонный сериал, хоть и помещённый в грандиозные декорации. И лучше бы только декорации и оставались. Герои невообразимо стереотипны: стандартные болванки с уже навязшими на зубах диалогами, адаптированными под нужные события. Послезавтра эти же персонажи будут говорить примерно эти же слова в примерно таком же кино. Ни одного по-настоящему сильного и запоминающегося характера. Все не играют, но изображают и давят суровый мрачняк. Советский люд показан неправдиво: жесты, манеры, обращения - всё чуждое. Ну зато одеты аутентично, ок. И дело не в том, что нас чернят америкосы, нет. Просто это настолько ненатурально, что прям фейспалм. 'Говорите! Иначе солдат вышвырнет вас из вертолёта'. 'Летите над пожаром, а то я вас застрелю' (и пилот ослушивается начальства, ага) ' - У меня с этим плохо, Борис. - С чем? - С враньём'. ' - Ты куда? - В ЧЕРНОБЫЛЬ'. (И выдуманная ядерщица-детектив под маской медсестры отправляется единолично заменять госкомиссию по расследованию). Кругом нарочитый пафос. Кстати, к создателям не особая-то претензия, они как раз снимали по лекалам, это скорее вопрос к тем, кому эти лекала так заходят. Да, здорово, что многие открыли историю, но вообще она уже была столько раз описана... И в целом это такая фактура! В общем, не вижу в этом сверхзаслуги, опять же скорее вопрос к нам, что мы многого не знаем/помним. Но за показанный подвиг спасибо. Пора HBO снимать про Сталинград. Итак, если б не сей Ажиотаж, я б увидел вполне достойный, стремящийся к достоверности сериал по мотивам, но не более, и даже не стал бы особенно рекомендовать. 4-5 серия. 'Товарищ солдат, с вами всё'. (с) Досмотрел таки 'Чернобыль'. Каждый новый эпизод усугублял моё отношение к этому феномену, теперь наконец-то можно устроить над ним саркофаг. 'Чернобыль' - эталон постправды. В первую очередь это подтверждается восторженной реакцией. Общая фактура и достоверная картинка в умах массового зрителя побеждает все те интерпретации и допущения, из которых буквально и сшит сценарий. И вот здесь снова встаёт извечный вопрос: где грань между художественным вымыслом и откровенной неправдой? Как по мне, сериал эту черту не просто перешёл, а перепрыгнул, совершив сальто в воздухе. 'Какова цена лжи?' - пафосно вопрошает 'Чернобыль', как бы отвечая представленной катастрофой. Но столь же важно и какова цена постправды? Она пока до конца не определена, но, уверен, не менее высока.

Jack Lavers
Jack Lavers7 июня 2019 в 09:34
Черная быль или Небылица?

Я бы добавил, что сериал 'Чернобыль' если оценивать идейное наполнение, без которого не может существовать любое художественное произведение - это ещё и эхо 'холодной войны'... Но если приглядеться - просто взгляд победителя на побежденного, глумливая эпитафия на могиле СССР. Я не буду покадрово выстраивать какие-либо доводы в пользу своего мнения о сериале - рассмотрю лишь то, что для меня было главным при просмотре. С моим мнением можно и нужно не соглашаться. В подобных заочных спорах есть один безоговорочный плюс - разные точки зрения рождают видение общей картины. Авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года происшествие, которое является одновременно личной драмой тысяч обычных граждан, драмой в рамках уже бывшего единого государства, а также, пусть и звучит цинично, тем уроком который был необходим человечеству в обстоятельствах просто немыслимого научного прогресса пришедшегося на ХХ век. Такие события оставляют неизгладимый след в истории и неминуемо заставляют делать определённые выводы. Так какие выводы сделали на западе за тридцать с лишним лет прошедших со дня катастрофы? Если судить по сериалу от HBO, то всего один: Коммунизм (Социализм, как его первая ступень) есть, то Зло, повинное в произошедшем. И я сейчас не оправдываю политическую систему позднего СССР - это действительно единственное, что показано в сериале, как причина катастрофы. Злобная, кровожадная 'система', сначала породившая 'чудовище', а потом не зная, что делать, от страха, желая спасти свою шкуру, бросавшая на борьбу тысячи и тысячи ни в чем неповинных граждан, обрекая их на мучения от последствий 'схватки' с радиацией. Причем авторы, выступая с позиций обвинителей, используют все имеющиеся в их руках факты, накопленные за годы исследований, исключительно в своих целях и настойчиво требуют согласия с этой позицией не давая не единого шанса для тех, кто захочет выступить с защитной речью. Если и дальше использовать терминологии из юриспруденции - в сериале отброшена презумпция невиновности и приговор выносится в одностороннем порядке. Советский Союз давно догнивает на задворках переписанных в угоду десоветизации учебников, документальных и художественных фильмов, различной степени паршивости, а всех кто пытается говорить о исторической справедливости мажут красной краской уничижительно называя 'совками'. Но встаёт закономерный вопрос, который не поднимается ни создателями сериала, ни теми кто поддерживает их выводы: являлся ли поздний Советский Союз, государством социалистическим, наследником идей коммунизма заложенных В. И. Лениным? Или все же это уже инфантильный кузен 'старшего брата' - мощного всепожирающего капитализма Соединённых Штатов? Не тот ли самый, показанный в сериале 'Сталиным на минималках', Миша-комбайнер, получив Нобелевскую премию мира, за успехи по ядерному разоружению, позже снимался в рекламе... 'Pizza Hut'? Спросите зачем я задаю эти вопросы, если к трагедии 26 апреля 1986 года они не имеют отношения? К трагедии не имеют, а вот к идеологическому выстрелу сериала 'Чернобыль' имеют непосредственное. Не случайно на западе многие усмотрели в показанном, отражение происходящего в современном мире - выстрел похоже попал не в труп обвиняемого, а в ногу стрелявшего. Это для поколений, что придут вслед за нами, сотни, а может тысячи лет спустя, идеология станет не так важна в оценке катастрофы на ЧАЭС, как не важна нам личность правителя ради которого воздвигли пирамиды древние египтяне - нас занимает сам факт их существования. И факт катастрофы отраженный с позиции идеологии обладает сиюминутным воздействием. Маховик истории сотрёт этот налет, а останутся лишь художественные достоинства... Которых у сериала практически нет. Идеологией пропитан каждый кадр. Начиная от долгих пролетов камеры с постоянным заострением внимания на деталях Советского быта - все эти часы, пепельницы, одежда, кухонная утварь словно говорят зрителю, будто оказавшемуся в музее - посмотри какое убогое и нищенское существование. И заканчивая персонажами, которые в градации слова 'скот' варьируются от 'скота тупого, но бунтующего' до 'скота умного, но трусливого'. Рефлексии, открытая ненависть друг к другу - в сериале нет взаимоотношений между людьми, есть некий общий 'организм' - гнилой и человеконенавистнический. Убрать идеологию и останется картон. 'Злодей', 'жертва', 'трус', 'бунтарь'. Как карты таро или список персонажей дешёвого фэнтези. Здесь и своя Мэри Сью присутствует. Самое забавное, что образ Ульяны Хомюк - собирательный и полностью вымышленный. Забавное, потому что упростить, навесить ярлыки и вывести на экраны личностей исторических, пускай и в образе карикатурных болванчиков, но все же вызывающих хоть какое-то принятие зрителем, у сценариста получилось, а создать своего... Фантазии хватило только на пресловутую Мэри Сью. Похвал достойны люди ответственные за визуальную составляющую - копирование документальных кадров поразительно достоверное, видно, что проделана огромная работа по отсмотру пленок и фотоматериалов... Им спасибо. В сухом остатке сериал 'Чернобыль' стоит посмотреть отключив критическое восприятие, как стоит посмотреть 'Смерть Сталина' или 'Малыш 44'. Рядовой политический триллер в оболочке фильма-катастрофы. Развлечение на пару вечеров

kons_free
kons_free30 июня 2019 в 01:47
Узнай правду! Не в этом фильме…

Я жил в Припяти. Посмотрел 2 серии этого сериальца, дальше не смог. Паршиво смотреть на ложь, тем более, ложь 'от лукавого'! Я на следующий день, 26 апреля 1986 г с пацанами, стоял  в метрах 500 от реактора и смотрел, как дым валит с крыши. Мы шли через лес, который через год стал рыжим, и наблюдали за тем, как белки, одна за другой, убегали... по земле. И вот, посмотрев первую серию, задал себе вопрос: ,,как это я ещё жив?'. Мне в 1986 году исполнилось 11 лет. Столько страха напускали. Спустя 33 года. Зачем? Да, ужасно все, да радиация унесла жизни и здоровье миллионов. Но, смысл в страшилках этого фильма не в этом. Здесь тупо показывают планету обезьян, взявшихся за атом. Обвиняют строй советский? Мне страшно представить, чтобы было, если авария произошла в период после распада СССР. Мне кажется, просто была бы паника, хаос, и как всегда: у нас нет на это денег в бюджете. Украина сама бы не справилась с катастрофой такого уровня. Современная Украина, ЕС, и США, в т. ч., забыв сейчас о ликвидаторах и пострадавших от аварии на ЧАЭС, лишь это доказывают. Не дай Бог, такое сегодня, людей там бы похоронили сразу тысячами. Я помню, что мы уезжали на 3 дня (как обещали по радио). Конечно, поразило меня то, что в магазинах резко появились такие дефициты, которых в глаза не видел. И это не вызвало панику, что странно по тем временам. Но, настолько организовано прошла эвакуация, что до сих пор восхищаюсь советской дисциплиной.  И очень обидела сцена у моста. Показали припятчан  какими-то убогими хануриками. Запомните на будущее лживые гонщики за сенсациями из Запада: в Припяти жили молодые семьи, интеллигентные Люди, дружные, сплоченные интересами и идеями, жизнерадостные и без допинга! И в голову никому не пришло бы идти на мост, по сути, за город, ночью, с поллитрой. Вы знаете, что в этом городе, маленькая кража и уже весь город знал об этом. Была такая в городе стенгазета 'Не проходите мимо'. Там висели фото пьяных. Мало кто хотел прославиться на весь город таким образом. Американцы, этот город - это ваша мечта, которая у вас не сбудется! Увы, у нас уже тоже... Отвлекся... Рыбаки на ночной могли быть, как на холодном, так и на теплом канале (это на ЧАЭС). Могли видеть взрыв. А так, все спали, атомомирным сном. Ночью позвонила тётка, работала на связи. Их подняли для оповещений. Она сказала, мол, закройте окна, авария. Никто всерьёз не принял эту информацию. Спали дальше... Один плюс у такого шума вокруг этого шлама, от режиссеров, которые пытались вновь облить грязью, а не показать истину: дали героя ликвидаторам, которые, действительно, этого заслужили. Спустя 33 года. За это фильму и спасибо! Президент Украины В. Зеленский присвоил звание 'Герой Украины' ликвидаторам аварии на ЧАЭС Ананенко, Беспалову и Баранову. Цените тех, кто не ценил свое здоровье ради нашей ценной жизни! 3 из 10

Saffron Burrows
Saffron Burrows2 августа 2019 в 09:06
Авария на Чернобыльской АЭС

'Какова цена лжи? Дело не в том, что мы путаем ее с правдой. Самое опасное то, что, если долго слушать ложь, совсем забудешь, как выглядит правда.' (с) Валерий Легасов. Интерес и внимание к трагедии, случившейся в Чернобыле в 1986 году, пробудил во всем мире американский канал HBO, недавно снявшими вместе с такой же влиятельной британской телесетью Sky пятисерийный мини-сериал под названием 'Chernobyl'. Случившаяся страшная, радиоактивная аварийная, могла навсегда изменить историю всего человечества, если бы не люди, которые занимались этой из ряда вон выходящей проблемой. Данный популярный во всем мире телепроект именно об этих людях, которым отдали дань уважения, а также о будоражущей и шокирующей истории самой аварии, которую так хорошо в этом мини-сериале разложили зрителю все по полочкам. Что касается телеканала HBO, то они снимают лучшие сериалы и фильмы во всем мире. Часто экранизируют биографические драмы (такие например истории женщин, как 'Темпл Грандин' или 'Джии'). Сериалы и вовсе отдельная тема HBO. За что они не берутся, все становится культовым. Такие грандиозные сериалы, как 'Секс в большом городе', 'Клан Сопрано', 'Настоящий детектив', 'Настоящая кровь' и т.д. - восхитительные, дорогостоящие телепроекты, которые любят и ценят во всем мире, и они любимы и актуальны по сей день. Одна чего только стоит 'Игра престолов', которая нам подарила целый другой, удивительный мир и любимых героев. Спасибо HBO. Про сериал 'Чернобыль' лично мне стали говорить все вокруг, мол новый, просто невероятный телепроект. Слышал положительные отзывы о нем все чаще и чаще, и решил его оценить и погрузился в данную, историческую повесть. Увидев же ее, пропустив через себя, посмотрев даже сериал дважды (сначала сам, а потом поделился с близким человеком), сериал покорил воображение своей даточным аспектом связанным на правде истории и разложении всех нюансов перед зрителем. Все начинается с того, что уважаемый химик Валерий Легасов прячет записанные кассеты со своими признаниями и кончает с собой. Затем нас уносят ровно на два года назад, а точнее 26 апреля 1986 года поздней ночью, когда и случилась авария на Чернобыльской АЭС, был взрыв и пожар. На место ЧП приехали пожарные, которые стали первыми жертвами радиации. Мы видим всех главных персон, кто был на станции, все руководство ЧАЭС, и затем комиссию по этой проблеме в лице зампредседателя Совета Министров Бориса Щербины и химика Валерия Легасова, которым и пришлось брать всю ответственность за дело и ношу на себя... — Акимов нажимает АЗ-5. Извлечённые стержни управления возвращаются в реактор. Стержни — из борной стали, что сокращает реактивность. Но наконечники... Наконечники сделаны из графита, а он ее ускоряет. — Почему? — Почему? По той же причине, почему вокруг наших реакторов нет колпаков как на западе. Почему мы не используем нормальное обогащение топливо. По той причине, почему мы — единственная нация, которая строит водографитовые реакторы с позитивным пустотным коэффициентом. Так дешевле. Сериал снят очень качественно и реалистично. Американский телепроект как можно правдивее хотел показать СССР, и все было действительно снято достойно. Каждая серия погружает нас в нечто будоражущее, мы видим всю трагедию с разных сторон, глазами самых разных людей, чьи жизни затронула эта катастрофа. Все смотрится с большим интересом, и создателям данной экранизации - просто хочется сказать браво. Каждая из пяти серий показывает всю суть истории и самые главные, шокирующие моменты. Происходящее смотрится буквально в холодном поту. Создатели 'Игры престолов' подняли высочайшую планку, и теперь после 'игры'или увиденного 'Чернобыля' сложно на что-то другое переключаться. Теперь и хочется таких же качественно снятых сериалов. Досмотрев 'Chernobyl' до конца, ловишь себя на мысли, чтобы в будущем HBO сняли истории про атомную трагедию на Хиросиме, или истории про геноцид Второй Мировой Войны - истории например Освенцима. Режиссура сильнейшая, историю всю Чернобыля показали в удачной экранизации, приведи кучу документальных фактов, все происходящее смотрелось остросюжетно и оторваться от просмотра было невозможно. Смелость и сильный дух некоторых из героев данной трагедии изумляет. Пятая последняя серия была самой сильной и интересной. Она ставит жирную точку и до конца все раскладывает по полочкам. Такое заставляет задуматься и еще долго все анализировать. 'Быть учёным — значит, быть наивным. Мы так упёрлись в поиски правды, что не думаем как мало людей хочет, чтобы мы ее нашли. Но она всегда там, видим мы её или нет. Выбираем или нет. Правде плевать на наши нужды и желания. Ей плевать на наши правительства, идеологии, религии. Она будет ждать. Всё время.' Случившуюся трагедию разгребали мужественные люди, настоящие герои, такие как Легасов, светлая ему память. Его хорошо сыграл английский актер Джаред Харрис. Нельзя забыть мужество тульских шахтеров, которые ошеломили своей силой духа и тем, что они сделали. Или троицу добровольцев водолазных костюмов - герои. Далеко непростой персонаж Щербины, и его так чудесно сыграл Стеллан Скарсгард. Образом сразу нескольких ученых и единственным вымышленным персонажем была Хомюк, которую так тоже чудесно исполнила уважаемая, британская актриса Эмили Утосон. Когда-то Уотсон и Скарсгард уже играли дуэтом в 'Рассекая волны', и было так приятно их видеть снова вместе на экране, тем более в таком уважаемом и грандиозном проекте. 'Когда-то я боялся цены правда, теперь же я спрашиваю лишь: какова цена лжи?' Рассказ Людмилы и ее мужа пожарного забыть невозможно. Так перед глазами и стоят цинковые гробы, которые заливали бетоном или мост смерти, или заживо разлагающиеся несчастные и ни в чем неповинные люди. — Ты когда-нибудь общался с шахтерами? — Нет. — Мой тебе совет: скажи правду. Они работают в темноте, поэтому видят все. История аварии на Чернобыльской АЭС темное пятно в истории человечества, в истории СССР, о котором весь мир когда-то раньше узнал, чем жители СССР. Лично я когда-то разговаривал с людьми, которые жили в Чернобыле и были в тот момент там, и наслушался много чего невероятного. Этот американский сериал из всех былых экранизаций самый достойный и сильный про данную глубочайшую трагедию. 'Чернобыль' - историческая драма 2019 года. Мини-сериал от HBO и Sky поднимает высочайшую планку на телевидении и перед нами нечто невероятное в данной экранизации. Телепроект получил всеобщее признание, и его не нужно рассказывать, надо посмотреть самому. 9 из 10

Joolz
Joolz10 июля 2019 в 10:21
Искренний. Человечный. Пугающий.

«Чернобыль» HBO Одно слово - атмосфера. Внутри каждого кадра. Смотреть тяжело, ведь это не выдуманная фантастика. Все погрешности и нестыковки меркнут на фоне содержания. Создателям сериала, людям совсем другого поколения и даже культуры, удалось создать фильм-память. Это достойно уважения и благодарности. В первую очередь за трепетное отношению к нашей истории и к судьбам ликвидаторов, отдавших свои жизни по высшему долгу и моральному принципу: иначе нельзя, кто-то должен это сделать. Актёрский состав идеален. Стеллан Скарсгард, Джаред Харрис, Эмили Уотсон, Адам Нагаитис, Джесси Бакли не сыграли, а прожили свои роли. Особенно Скарсгард. Важнейшим достоинством сериала является акцент на личность, на человека. Простого, в чем-то несовершенного, живущего в системе, закованного страхом и сомнениями. И речь не только о Валерии Легасове, а обо всех, кого эта трагедия так или иначе коснулась, привела к смене восприятия действительности, заставила заглянуть в себя, ответить на вопрос «А что я могу сделать?». Сцена с гусеницей на руке Бориса Щербины невозможно сильная именно вследствие трансформации идеалов чиновника высокого ранга, который знал политическую обстановку изнутри, сам был частью советской системы, и в конце-концов сумел признать необходимость перемен. К сожалению, реакция масс последовала только после самоубийства В. Легасова. По воспоминаниям родственников, его фактически отстранили от работы в институте, никак не отметили заслуги в ликвидации последствий трагедии на чернобыльской АЭС, что повлияло на его психическое и ещё больше усугубило физическое здоровье. Через 2 недели после смерти Легасова в газете «Правда» вышла статья «Мой долг рассказать вам об этом», которую долгое время не хотели печатать. В сериале «Чернобыль» есть несколько жуткий сцен, которые мне уже не удастся вычеркнуть из своей памяти. На «мост смерти» вышли жители города, чтобы посмотреть на сияние от распыляющихся в воздухе радиационных частиц. С неба вдруг посыпался пепел. Дети на детской площадке прыгали, кружились, ловили хлопья руками, даже не подозревая о смертельной опасности. Эта сцена придумана специально для усиления драматичности происходящего. И она отлично работает. Во время эвакуации 30-ти километровой зоны не все жители соглашались уезжать. В основном это были пожилые люди, старики. Такая сцена была в сериале: «В сарае сидела бабушка и доила корову. Солдат уговаривал её не медлить, ехать с ним, но женщина не обращала внимания на его уговоры. Опасность? Радиация? Смерть? - Я прожила на этой земле всю жизнь. Пережила голод, войну и почти всех родных. И не уехала. И теперь я должна бежать из-за опасности, которой я даже не вижу?! Нет. Тогда солдат достал пистолет, нервно взвёл курок и... выстрелил в корову. Животное издало предсмертный стон и упало навзничь. Бабушка не пошевелилась. Уставшее лицо. Потухшие глаза. Она сидела и смотрела на бездыханную тушу, на раздутое от жидкости вымя. С её рук на землю падали белесые молочные капли. Бабушка не шевелилась. Пространство наполнилось ядовитой тишиной». После эвакуации людей из Припяти и окрестностей солдатам было приказано отстреливать животных, оставленных в зоне отчуждения. Это было сделано для предотвращения распространения радиации. В сериале была такая сцена: «Трое солдат приехали в населённый пункт на большом грузовике. Выйдя на открытую площадку, взяли в руки винтовки и стали насвистывать, зазывать собак. Животные, обрадовавшись человеческому призыву, срывались с места, радостно выскакивали из кустов, из пустых домов и сараев. Голодные и брошенные, они бежали с надеждой на спасение. А получили лишь выстрелы из ружей и смерть» Для меня это один из самых тяжёлых эпизодов всего сериала. Природа не обязана платить за ошибки человек, и когда-нибудь обязательно спросит за всё. Несмотря на охоту и смертельные последствия облучения, многим собакам все же удалось спастись и выжить. Сейчас в Чернобыльской зоне отчуждения проживает порядка 300 бездомных собак — это потомки тех, кому пришлось остаться после катастрофы. До сих пор животные живут с последствиями радиации. По эмоциям этот эпизод напомнил мне фильм «Иди и смотри» Э. Климова (сравнение по стилю съёмки почти кадровое). Режиссёр Йохан Ренк: «Это было мучительное, тяжёлое, многодневное испытание». 100 съемочных дней, огромный массив проанализированных данных, более сотни актёров, реалистичных декораций, раскадровок и бессонных ночей. Отдельного упоминания достойна Хильдур Гуднадоттир, виолончелистка из Исландии. Именно она написала и исполнила музыку для проекта. Чтобы проникнуться атмосферой, она посетила Игналинскую атомную электростанцию в Литве (одна из съёмочных локаций) — услышанные там звуки легли в основу записи Door На меня сериал произвёл сильнейшее впечатление. Давящее. Ощущение ужаса и безнадежности глубоко оседает где-то внутри, медленно закипает и не даёт успокоиться ещё долгое время после просмотра. В сериале есть и важный разговор о человечестве, о наших отношениях с собственной планетой, о нашей вере в свою способность управлять вещами, которые не поддаются нашему контролю. На титрах я просто плакала. Это страшная страница нашей общей истории. Нижайший поклон всем, кто ликвидировал последствия аварии. И вечная память.

Леонид Самошенко
Леонид Самошенко16 июня 2019 в 01:53
Этот сериал выкован настоящими скульпторами

Посмотрел сериал 'Чернобыль' (2019) от HBO за одну ночь и я поражён качеству этого сериала. Почему я назвал этот сериал работой скульпторов? Потому что он подобен скульптуре, громоздкой статуе — ничего лишнего, видна издалека, и видна не только сама форма этой статуи... Видны очертания лица этой фигуры. А что представляет собой сама фигура? Это изображение борьбы правды с ложью, чести — с порочностью и карьеризмом. Борьба эта происходит на фоне страдания как участников схватки, так и наблюдателей, которые просто стоят с ними на одной земле, так как другой земли нет. Страдания тех, кто стали заложниками системы (посмотрев сериал и узнав больше об этой катастрофе, вы поймёте, причём здесь это) и фатальной ошибки человека одновременно. И всё это вы увидите в этом сериале. Почему же ничего лишнего? События развиваются последовательно и логично: каждая сцена, каждый диалог является важным в этом сериале. После просмотра всех серий мне было понятно, какая сцена здесь для развития повествования, какая раскрывает характер главных героев, какая — для демонстрации быта советских граждан тех лет, какая — для того, чтобы показать характер советских людей, и так далее. Здесь нет лишних персонажей и линий повествования, сериал смотрится на одном дыхании, вызывает эмоции и желание узнать больше о катастрофе. Второе — реализм. Создатели картины, как мне кажется, сделали тут всё, что было можно: эти дома, стены, квартиры, посуда, школьная форма... Да что уж там — актёры на роль советских людей, актёры второго и третьего плана подобраны так, что не вызывает сомнения — внешне это советские люди! Пусть и говорят на английском. Третье — игра актёров первого плана. Джаред Харрис — великолепен! Характер персонажа чётко прослеживается: жесты, поза, взгляд, мотивация — самый сильный герой сериала на мой взгляд, больше всего запоминается его игра. Все остальные актёры так же сыграли на хорошо и отлично и имели свой характер. Сериал, который получил положительный отклик от свидетелей катастрофы, от людей, живших в то время, от россиян, иностранцев (зайдите на любой сайт-отзовик). Получает и от меня. Рекомендую к просмотру.

kir5
kir510 июня 2019 в 19:40
История о нас, написанная не нами

«Чернобыль», вероятно, лучшее, что когда-либо снимали западные кинематографисты «о нас». О нас вчерашних, и о нас сегодняшних – потому что цена лжи и тогда, и сегодня непомерно высока. А наследие той лжи живет и сегодня, прочно пустив корни и расцветая пышным цветом в разных формах. «Чернобыль» - это как раз о нежелании смотреть правде в лицо и принимать истину, какая бы она ни была. Но в первую очередь – о людях. Тех, кто рисковал, жертвовал собой, сознательно идя на смерть. И с таким уважением, так деликатно, бережно и откровенно о героизме простых советских людей ещё, кажется, никто «у них» не высказывался. Прежде всего «Чернобыль» – великолепный памятник подвигу ликвидаторов аварии, сделанный с душой и глубочайшим почтением, поразительный в уровне детализации и погружения в атмосферу. Степень правдоподобия порой просто пугает, витающую в воздухе смерть зритель чувствует почти физически, а общее ощущение безнадежности, неотвратимости гибели и предопределенности исхода опустошает, не давая ни секунды передышки. Бывает, что по-настоящему монументальные вещи появляются словно из ниоткуда – «Чернобыль» как раз из таких. Это могла бы быть хрестоматийная клюква про тоталитаризм, повсеместную паранойю и подковерные игры silovikов с apparatchikами, однако в том и величие сериала НВО, что он совершенно не про лицемерие и тупость советских властей (хотя и это в нём показано блестяще). Он как раз лишний раз напоминает, что самые важные люди – не те, что на высоких постах и в удобных кабинетах, а те, что способны на самопожертвование, готовы взять на себя ответственность – и, к счастью для всего человечества, и в паноптикуме лицемеров и идиотов порой находится место человеку с совестью и умом (по этому поводу между Легасовым и Щербиной даже происходит отдельный диалог в последней серии). Сделанный на стыке фильма-катастрофы, политического триллера, судебной драмы, а местами и хоррора, «Чернобыль» каждым кадром и каждым звуком исполняет это свое главное предназначение – не дать забыть. И едва ли можно сделать это более эффективно, чем изображением цинковых гробов, медленно покрываемых слоем бетона, и стрекотанием счетчиков Гейгера за кадром… Напоминание – для нас сегодняшних, предостережение – для всех, кто по-прежнему не способен взглянуть правде в глаза. 10 из 10

Serge Kulikov
Serge Kulikov4 июня 2019 в 20:54
Аплодисменты и премия в 400 советских рублей

Это награда тем, кто остановил 2-й взрыв. Но сначала был первый в 1:23 26 апреля 1986г. В 5-и эпизодах сценарист Крэйг Мэйзин рассказал о трагедии в масштабах страны с упором на судьбы людей. В объектив попадают короткие жизни пожарных, тушивших реактор. Камера замечает подвиг шахтеров, которые голышом в 50-градусной жаре роют туннель. Не забывают авторы о призывниках и афганцах, которые зачищают зараженную территорию. Шокирующие сводки будут потом, сперва вас испугает сцена с беспечными горожанами, которые вышли с детьми посмотреть на голубоватое зарево реактора. Потом перехватит дыхание при виде последствий лучевой болезни, цинковых гробах, могилах залитых бетоном. А добьют - смертоносные 90 сек. на крыше под 12 000 рентген/час. Ни одна техника на Земле не выдерживает, а люди убирают радиоактивный графит, и слова: “Товарищ солдат, с вами всё”. Эти фрагменты лучше любых эпитетов передают зловещее наполнение ленты. Вместе с записью переговоров диспетчеров и видеохороникой они пронзят вас, как миллионы радиоактивных частиц. Хоть съемки проходили в окрестностях Вильнюса, но усилиями оформителей вы увидите Припять: бетонные дома-коробки, социалистический быт квартир с лакированной мебелью из ДСП. Атмосфера обреченности нагнетается мертвенно синим фильтром кадра - намек на ядерную зиму, от которой континент был в одном шаге. Добавляет напряженности стрекотание дозиметра и протяжная завывающая мелодия, как рёв сирен во время авианалета. По истории вас ведут профессор Валерий Легасов и зампред Совета министров Борис Щербина. Джаред Харрис идеально передал образ самоотверженного ученого, борющегося за жизни людей. А Стеллан Скарсгард вжился в роль чиновника, которого не сразу, но начинаешь уважать за жесткость. Я был удивлен, что иностранные актеры без большой “клюквы” играли советских персонажей. Не обошлось без частых обращений “товарищ”, неестественно полных имен и местами лишнего драматизма. Я помню события тех лет только по полосканию йодом и закрытым форточки, но сериал очень зацепил. Настоятельно рекомендую к просмотру. Обратите внимание - изначально случившееся называли аварией, а потом - катастрофой. 10 из 10

Декад
Декад4 июня 2019 в 20:22

'Игра престолов' довольно долго зарабатывала репутацию главного сериала в истории индустрии, год за годом, сезон за сезоном она старательно выстраивала мощный фундамент для этого звания, делала рейтинги, обзаводилась огромной фан-базой, чтобы в итоге уничтожить свою репутацию последним сезоном, но речь сейчас не об этом. Чем впечатляет ситуация, которую создал канал HBO - так это тем, что менее масштабный, менее разрекламированный и менее мейнстримный проект, да еще и о Советском союзе, внезапно превратился в главный и самый успешный сериал в истории, возглавил все мыслимые и немыслимые рейтинги, да еще и оставил вышеупомянутую 'Игру престолов' позади по своему среднему баллу на международном ресурсе imdb. Речь, конечно же, идет о 'Чернобыле' (Chernobyl, 2019), который даже мини-сериалом трудно назвать - это настоящее кино. Почему? Давайте разбираться. Радиационная авария на Чернобыльской атомной электростанции - это очень важное черное пятно в истории России и Советского союза. Это страшная трагедия, которая оказала свое влияние на все будущее страны в целом, это подвиг обычных людей, которые действительно спасали не только родину, но и весь мир, да так, как не снилось ни одному Голливудскому сценаристу. И немного прискорбно, что эта тема интересует молодежь только как локации игры 'Сталкер', либо мистическая история из ТНТшного сериала, пусть успешного, но уже маразматичного. Подлинную историю знать хотят не все, да и мало кому она интересна, большинство устраивают низкобюджетные страшилки про локальный зомби-апокалипсис и чудовищный город-призрак типа 'Зоны отчуждения'. И еще обиднее становится от того, что историю о подвиге советского народа рассказывает почему-то не Россия, и не Украина, а... США и Великобритания. Но тут же стоит заметить, что рассказывают достойно. Антураж позднего СССР - это нечто. Военная форма Внутренних войск, пожарных, КГБ, милиции и военных, я не говорю уже о гражданской одежде людей той эпохи, интерьерах в кабинетах и жилищах, транспорте (радуют глаз как автобусы-'пазики', так и военные уазы), военной технике - это просто невероятно качественно представлено, реалистично и с умом. Видно, что к созданию необходимого антуража и атмосферы подходили со всей серьезностью - даже сами локации Советских городов выглядят потрясающе достоверно. Вот честно, практически ни к одной составляющей нельзя придраться - здания, улицы, транспорт, одежда, сами люди... Даже Дэвид Дэнсик такой забавный, но реалистичный Горбачев. Что касается сюжета - отрадно и удивительно, что сценарист низкопробных комедий так старательно и основательно поработал с материалом. Главные действующие лица - сплошь реальные личности (кроме одного), ситуация, повлекшая аварию подробно демонстрируется и 'разжевывается' обыденному зрителю, причем все выглядит реалистично, правдоподобно, в соответствии с реальными версиями, и даже мелкие детали и побочные сюжетные линии оказываются основанными на реальных событиях. Начиная с верной 'декабристки'-жены пожарника, и заканчивая подвигом троих парней, отправившихся в самое пекло радиации для откачки воды. Атмосфера на реалистичном СССР не заканчивается. Очень мрачный саундтрек, довольно мрачноватые пейзажи и визуальный ряд, начиная от пустого покинутого города, и заканчивая заживо разлагающимися персонажами (радиационное отравление и лучевая болезнь здесь воссозданы с верностью научным фактам + то, что вы здесь увидите, пострашнее зомби-слэшеров будет) - все это создает неизгладимое впечатление, которое не могли создать ранее ни 'Сталкер', ни 'Чернобыль. Зона отчуждения', ни американские аналоги - фильмы про города-призраки. Даже своеобразный налет мистики имеется, хотя сериал реалистичен, но все же по-своему страшен: эта непередаваемая атмосфера, изображение той чертовщины, которая творится с героями, оказавшимися в эпицентре техногенной катастрофы, метафоры в диалогах персонажей, падающие замертво птицы... И, конечно же, горящий реактор, действительно напоминающий портал в ад из фильма 'Сквозь горизонт'... Конечно, сериал не лишен мелких недочетов или штампов о России, которые так любят американцы. Например, шахтеры, унижающие советского министра - да их бы на пушечный выстрел к нему не подпустили! Да и самого министра сопровождали бы комитетчики в штатском, а не автоматчики ВВ МВД. Огромная репродукция картины 'Иван Грозный убивает своего сына' в Кремле позабавила. Постоянное - к месту и не к месту - употребление слова 'товарищ'. Да и злые кгбшники не дремлют - то и дело на них натыкаются герои, здесь спецслужбы следят за героями не менее пристально, чем в 'Жизни других', хоть это и не так явно показано. Что касается актерского состава - хвалить можно решительно всех. Джаред Харрис в роли физика-ядерщика Валерия Легасова и феноменальный Стеллан Скарсгард в роли Бориса Щербины создают великолепный дуэт. Оба актера выкладываются на максимум, поддерживают друг друга, а их совместная деятельность в кадре это просто нечто. Скарсгаард и Харрис - это главное украшение сериала, с точки зрения актерской игры - трудно представить кто смог бы сыграть главных ликвидаторов лучше. Эмили Уотсон так же старается не отставать от них в роли единственной вымышленной героини, Дэвид Дэнсик прикольно смотрится в роли Горбачева, а Алан Уильямс оказывается действительно похожим на действовавшего тогда Председателя КГБ. В итоге мы видим документальную драму, местами напоминающую фильм-катастрофу, местами ретро-детектив, но больше всего впечатляющую именно как кино-памятник важнейшему событию в истории всей планеты и какая-никакая дань памяти нашим соотечественникам, фактически спасшим всю планету от гибели. И даже немного обидно, что это кино сняли не в России и не в Украине, но это кино должно было появиться. Отрадно, что именно такой проект возглавляет чарты, а не 'Игра престолов', при всем моем к ней уважении. 9 из 10

Денис Медведев
Денис Медведев25 мая 2019 в 00:18
Почувствуй привкус металла

В сериале хорошо передана не покидающая атмосфера апокалиптичности, катастрофы и тьмы. Зритель как будто попадает в темный тоннель где нет ни конца, ни света. Существует только мрак, который леденящим дыханием всегда напоминает о своем присутствии. Это ощущение связанно не только с аварией на ЧАЭС, но и с жизнью вне её. Если вы еще не догадались, то имя этому мраку - советская власть, коммунизм. Да, к сожалению не обошлось и без пропаганды и стереотипов. Русские не плохие ребята, но пьют водку и бездумно повинуются. Начальники и руководство показано с наихудшей человеческой стороны. Им присущи такие черты как: некомпетентность, черствость, цинизм, безответственность, безразличие. Инженер создавший реактор это простой советский человек, а значит уже положительный персонаж. Он совестливо и ответственно изо всех сил пытается достучаться до власти и раскрыть глаза на масштабы катастрофы, но со временем работая вместе с высокопоставленным начальством сам приобретает оттенок отрицательного персонажа. На удивление хорошо показан быт СССР 80-х годов. Советская мебель, техника, пионеры, одежда, даже заметил часы как у моей бабушки. Жаль только на крупных планах видны пластиковые окна, которых конечно же не было в те времена. Судьбы людей вызывают сопереживания и начинаешь относиться к ним как к своим братьям и сестрам. Актерская игра, съемка, монтаж, музыка - все сделано на уровне и держит у экрана. В сериале не хватает только одного - души русского человека. И это хорошо ощущается по сцене (Осторожно спойлер), когда ликвидатором предлагается пожертвовать собой не понятно за что. Сперва за деньги, потом за повышение, ну а потом, объявлением факта, - Миллионы погибнут, вы просто должны и все (Конец спойлера). По мнению авторов наши предки просто не знали о долге отдать жизнь за мать и детей, за друзей, за будущие поколения, за Родину! Не то, чтобы я был сильно настроенным патриотом, но даже меня такие моменты заставляют усомниться в правдоподобности происходящего, оторваться и вспомнить, что это сериал, Американский сериал. Конечно, подонки существуют везде и всегда, но их как правило меньшинство, нам же намеренно показывают обратное. Если вы во время просмотра умеете включать фильтр и отсевать подобную клюкву, то могу советовать сериал к просмотру. В целом атмосферно, очень атмосферно, драматично и трагично. В какой-то момент погружаешься в происходящее и почти начинаешь ощущать привкус металла во рту. 8 из 10

anomatver
anomatver8 мая 2019 в 18:34
Тяжелый сериал о тяжелом событии

Я читал много информации по теме чернобыльской аварии, смотрел несколько документальных фильмов — насыщался информацией, но не чувствовал всей трагедии. Этот сериал ценен тем, что дает почувствовать атмосферу этой ситуации: никогда еще при просмотре фильме я не хотел прикрыть местами глаза, никогда я не был в таком ступоре от каких-либо сцен (например, как дети радостно играют под радиоактивным пеплом). Поразила грамотность в работе с декорациями, одеждой и вообще воссоздание советского интерьера. Все кажется максимально знакомым — от городской архитектуры, одежды школьников, пачки «Беломора» на столе до обыкновенных звуков, даже ходьбы инженера по кухне. Технически сериал тоже прекрасно подкован — все детали достоверно, на мой взгляд, сходятся с реальным положением вещей: как лес, пожелтевший после выброса, так и появление первых симптомов при огромной дозе излучения и реакция организма на него. Немного разочарован в режиссуре: «Во все тяжкие» в этом плане мне нравятся больше. Да, атмосферу Йохан Ренк передал и заставил зрителя ее почувствовать, но банальнейшая раскадровка и незавершенные до конца сцены лично мне уже наскучили. Очень неудачно снята сцена, где радиоактивная пыль падает на прохожих, слишком наивно как-то. В уличных сценах опять же очень видно, что фильм не из России. Ну, не ведут себя так люди, и не вели никогда. Сценаристу отдельный привет. Чтобы написать такой сценарий, надо великолепно разбираться в теме чернобыльской аварии. После просмотра первой серии, появилось мнение о том, что это не совсем похоже на классическую драматургию, как я ожидал, когда узнал про съемки. Сценарий-повествование с нелинейной композицией. Тем не менее, сценарист поднял тему оголтелой бюрократии в СССР, показал неумение людей при должностях признавать ошибки и мыслить несистемно и рассказал зрителю историю о людях, которых по праву можно считать героями. Дождусь конца сериала, чтобы судить об актерах, но после первой серии никаких впечатлений о них не осталось. Единственное, что хочу заметить: актеры хорошо соотносятся со своими образами внешне и по игре. 8 из 10

evg.gubina@gmail.com
evg.gubina@gmail.com6 апреля 2022 в 07:35
Нет возможности поставить разные оценки за разные аспекты фильма

Смотрела и пересматривала. И воспринимала это как послание человечеству разумному о том, чтобы планировали действия свои и берегли друг друга и планету. Ошибок могут наделать все. Ответственность за последствия неизбежна. За экосоставляющую, посыл беречь окружающий мир - 10 из 10. (а также за атмосферу фильма, за то, как показано воздействие на людей радиации, за то, как освещён факт катастрофичности). Фильм русский 'Мотыльки' на ту же тему (от лица простых граждан, для которых когда-то слово 'Припять' было самым обыкновенным названием для места, куда можно отправиться к родным) - мне понравился большей честностью в отношении образов русских людей. Скидок в моей оценке много - иностранцы не всегда видят и понимают непредвзято. Штампы в этом фильме трудно пересчитать. Такие как постоянное обращения 'товарищ', или то, что 'русские руководители закостенелые идиоты' и прочие штампы-страхи иностранцев (выраженные, например, в липовых наблюдателях от КГБ, которых не было и не могло быть). Я почитала отрицательные рецензии. С частью я согласна. Однако, при всей условности фильма (а это художественный фильм, а не документальный, это всего лишь версия событий) я не вижу здесь какого-то принижения нашей страны. В том, что отдельные правящие личности показаны недоумками и трусами, я вижу попытку объяснить задержку эвакуации и попытку как-то оправдать то, что значимость происходящего принижали с самого начала ('всего лишь пожар на крыше' - без анализа ситуации, без допуска мысли о возможности катастрофы). То, что на атомной станции (так легкомысленно и непродуманно) не оказалось ни одного адекватно замеряющего сверхвысокий радиационный фон прибора - это факт, говорящий о нерушимой вере в то, что 'в СССР всё лучшее, подстраховка ни к чему!' - а по сути это настоящая халатность и преступная недальновидность тех, кто обязан был предусмотреть любое развитие событий. В общем, мне сериал весьма понравился - своей идеей быть максимально осторожными с технологиями. Шахтёры, конечно, удивительно неправдоподобные (как и их общение с тем, кто их позвал помочь). Много неправдоподобного. Но героизм, однозначно, имел место. В каждом пожарном, в каждом, кто добровольно ехал ликвидировать последствия аварии. И фильм этот героизм подчёркивает однозначно. Правда, возможно, не в том ракурсе, каком хотелось бы жителям страны России. Наши люди сильны решимостью и скромностью, в фильме мало это показано. Посему всё-таки 10 за идею мира. И поставила бы 2 за правдоподобность русских образов.

fedorsymkin522
fedorsymkin52223 августа 2019 в 15:13
Респект за идею, но не дотянули в реализации

За идею конечно же абсолютный респект - очень круто, что наконец сняли реалистичное кино про Чернобыль без всяких мутантов и потусторонних франкенштейнов. Фактически здесь чернобыльская катастрофа выступила главным событием, в отличие от другой медиапродукции на эту тему, где это всего лишь декорация. Очень понятно и подробно объяснили что происходило с реактором в ту ночь - честно говоря из этого сериала я понял больше о механизме аварии, чем из документальных фильмов. Огромное спасибо за историческую достоверность - технические детали не были приукрашены в угоду сюжету. Показали всё максимально реалистично. Однозначно стоит смотреть. Теперь о минусах. 1. Злое-злое KGB Я конечно не жил в то время и не был там, но позвоночником чувствую, что с точки зрения диалогов и типажей людей не так оно всё было. Многие персонажи получились слишком голливудскими, т.е. сходство с советским человеком только внешнее. А в остальном чувствуется стереотипность персонажей, прослеживается чёткое разделение на 'хороших' и 'плохих'. В реальности всё гораздо сложнее. К сожалению здесь не видно многогранности человеческих характеров, часто персонажи выглядит как зарисовки и наброски только тех частей, которые нужны для сценария, но не как полноценные личности (кстати в этом плане очень удачно получилась игра престолов) 2. Не цепляет человеческая трагедия. Да, катастрофа. Да, ужасная. Общая атмосфера катастрофы есть, но к сожалению не удалось почувствовать трагедию конкретных людей, потому что как мне кажется зритель не успел с ними познакомиться и проникнуться ими. Люди умирают в жутких мучениях, теряют свои дома, но есть ощущение, что это какие-то рандомные люди, зритель не успевает себя с ними ассоциировать. Вроде как надо им сопереживать потому что так надо. Я на секунду представил, что было бы, если бы от радиации мучительно умирал скажем Джон Сноу? Или Арья Старк? Или Форрест Гамп? Или Шелдон Купер? Вот это бы действительно пробирало до костей. Этот минус вытекает из предыдущего - не хватает многогранности характеров, а также я думаю связано с очень малым хронометражем. Такую огромную историю как авария на ЧАЭС сложно показать за 5 серий. Мне кажется нужно было делать полноценный сериал из нескольких сезонов, придумать больше персонажей, параллельную вторичную сюжетную линию (но именно вторичную, сохраняя фокус именно на катастрофе) Примерно как в игре престолов - мы успели узнать и полюбить персонажей за много серий, поэтому катастрофические события в игре престолов воспринимаются особо остро. А здесь как говорится 'с места в карьер'. 6 и 10

Pomosnik_Deda_Moroza
Pomosnik_Deda_Moroza8 июля 2019 в 01:17
Я могу только похлопать…

Чернобыль...до чего же леденящее кровь прошествие. Тысячи людей приняли смертельные дозы облучения, и погибли в муках. Пожарные-герои, боровшиеся с пламенем в зоне, отдавшие жизни за спасение миллионов, пилоты, учёные, врачи...это было великое событие. Естественно, подобная тематика, стала основой для сотни документальных проектов, многочисленные интервью с выжившими очевидцами случившегося. Инцидент на Чернобыльской АЭС стал чут ли не самой пресловутой темой для сиюминутного вывода бабла, и скоротечной наживы. Бывало режиссёр не знает, на какую тематику снимать фильм, а средств для функционирования киностудии в дефиците, вот и думают—«А не снять ли нам про Чернобыль?», и как себя знаю, всё выходило не то. Ранее выпускавшиеся массами часовые документальные проекты до безумия наскучили, большинству из них недостаёт отражённого в них авторства, художественного очерка, или же драмы. Новый, и первый в классе мини-сериал о Припяти, и всего процесса эвакуации, уникальный иностранный проект, во всей готовности повествовать нам о Зоне. Американский телеканал HBO, совместно с украинской киностудией сняли бесподобное кино, я буду пересматривать его десятками раз, он того однозначно заслуживает. Начну с того, чем он собственно отличается от привычного коммерческого кинца. Во первых, сериал — драма, т.е. художественное произведение. И первое, что стоит иметь ввиду, он не документальное кино, хоть и снято на почве реальных событий, и уклоном на достоверность. Потому вопросы по части несоответствия с документами не актуальны, и не корректны к жанру. Однако сериал в максимальной мере правдив, и что радует, достаточно хронологически точен. Принадлежность к иному, как к документальному кино, жанру, обособлена весьма точной характеристикой героев, раскрытию их государственных интересов, жизненных позиций и другие социальные факторы, при наличие которых фильм только выигрывает. Так как фильм косит на правдивость и близость к реальности, в нём нету разного рода вымысла. Но я всё же ошибался. В фильме есть единственный выдуманный создателями аспект, персонаж. А он, точнее она Ульяна Хомюк, разумненькая женщина-физик, забывшаяся поисках прискорбной истины. Не поразителен тот факт, что именно с ней связана единственная условность в данном сериале. А она такова — Ульяну арестовывают подразделения КГБ, и заточают в камере, затем к ней по личной инициативе начальства и Валерия, его к ней пускают. В последующей сцене с ней она уже в законе, и свободна. Нам не показали, ни как неувязочка с Комитетом успешно рассосалась, ни как её выпустили за счёт влиятельности Легасова. Она просто выбралась из ситуации, и всё, когда её планы могли разом провалится. Но даже при всех условностях и недочётах, фильму я всё прощаю. Почему? А потому, что вы упускаете из виду одну маленькую, но крайне значительную деталь. Его поставил, и выпустил — от и до Американский канал, который в принципе, и практически не способен предоставить кандидатуру на мировую киноарену. Его задача, штамповать программы для низкокультурных мужиков, а он решился, отважился, и пошёл на такую, достаточно непростую широкомасштабную работу. И превосходно исполнили обязанное, фильм тянет на киношный уровень. Без шуток. А кто не согласен с этим аргументом, посмотрите ка с пары штук документалок о Чернобыльской катастрофе, а затем проведите сравнительную характеризацию творения от HBO, с пресными хрониками. Но постойте, ведь они исконно-отечественные, изготовленные нашими руками и творцами. Плевать на качество и щепетильную компетентность к иностранной публику, будем смотреть «наших», правильно? Фильм шикарен во всех частях, смотрите все, кто ещё этого не сделал. Этот сериал наиболее стоящий из большинства себе подобных. Всего хорошего! 9 из 10

Samskara
Samskara6 июня 2019 в 09:03
Трагедия нашего народа глазами американцев

После крайне неудачного фильма 'Запретная зона' 2012 года, в котором клюквы было больше, чем в дедушкиной настойке, ждать от американцев достойной картины про Чернобыль было крайне сложно. Когда я посмотрела тот фильм, я с досадой подумала: 'Такая благодатная почва, а так все испоганили!', и надежда когда-нибудь увидеть действительно хорошую картину, посвященную этой трагедии погасла. Но потом я наткнулась на информацию, что выходит мини-сериал 'Чернобыль', и он настолько хорош, что перегнал по рейтингам на IMDB даже горячо всеми любимую 'Игру престолов'. Не то, чтобы для меня это было большим аргументом - я не была поклонником этого сериала и даже его не смотрела, но зная, какая огромная к нему любовь во всем мире, я решила, что это, пожалуй, заявка на успех. Да и тема трагедии на Чернобыльской АЭС мне давно и сильно интересна, так что я решила посмотреть сериал. И он стоил абсолютно каждой минуты, которую я на него потратила. В первую очередь для меня 'Чернобыль' оказался панорамной картиной произошедшего и всех его последствий, из которой то тут то там вырываются отдельные элементы - судьбы людей, чьи жизни навсегда изменила эта катастрофа. Тут довольно точно описан ход событий самой аварии на ЧАЭС и процесса ее ликвидации - создатели бережно отнеслись к нашей истории и явно не пренебрегали открытыми источниками информации об этих событиях. Некоторые моменты в сериале практически покадрово копируют видео-хроники, снятые во время ликвидации аварии, некоторые основаны на воспоминаниях очевидцев, почерпнутые из документальных источников. Конечно, здесь есть место и художественному вымыслу, но в целом все очень реалистично и приписка 'основано на реальных событиях' относительно этого сериала была бы вполне заслужена и уместна. Что особенно хорошо удалось сделать создателям сериала, так это удержать хрупкий баланс между сухостью документального фильма и эмоциональной бурей драмы - сериал тяжелый и не скажу, что это легкоусваиваемый поп-корн для глаз после тяжелого рабочего дня, но здесь нет какой-то выкручивающей душу, гиперболизированной драмы между какими-то вымышленными персонажами, как, например, в 'Титанике'. Здесь все очень уместно и нет каких-то перегибов и перекосов в одну или другую сторону - все в меру и там, где должно быть. Мы видим трагедию, огромную трагедию сотен тысяч человек, изменившую весь мир раз и навсегда. И сценаристы справились со своей работой на отлично. Ну, а теперь поговорим о деталях визуальных, которые в подобном жанре не менее важны. Во-первых, это то, как скрупулезно, аккуратно и реалистично показан Советский союз того времени. Никаких надмозговых вывесок, над которыми потом годами будет смеяться весь рунет, здесь нет. Одежда, архитектура, аппаратура, которой пользуются в кадре - все очень и очень вписывается в картину. Возможно, люди лучше знающие быт тех времен и найдут, к чему прикопаться, но в целом, сравнивая с картинами, снятыми в СССР в те годы, я могу сказать, что здесь создателями сериала проделана огромная работа и проделана она хорошо. Все смотрится органично и уместно - от деревьев в парке до телефонного аппарата на столике в гостиничном номере. Форма, в которую одеты военные, ликвидаторы, врачи тоже выглядит точь-в-точь так, как она выглядит на кадрах документальных хроник. Во-вторых, актеры и их игра. Она великолепна. Нет ни лишней драмы, ни каменных лиц, все именно так, как и нужно. Без лишних слов и действий их лица показывают все те эмоции, которые они должны показать, и каждой из этих эмоций зритель верит. Жесты, короткие взгляды, даже походка - в каждом действии актеры отдаются полностью своим ролям, да так отдаются, что мы ни минуты не думаем, что перед нами актер и он всего лишь играет. Прически, аксессуары, одежда - все это делалось с оглядкой на реальные прототипы героев и моду того времени. Видно, что создатели и здесь приложили усилия. В третьих, съемка. Она тоже выполняет свою роль на все сто. Создается ощущение, что камера не просто немой фиксатор происходящего на съемочной площадке, она наравне с актерами костюмерами, декораторами и прочими работает над тем, чтобы создать атмосферу максимального погружения в те время, место и события. Операторская работа очень хороша - тут и крупные масштабные планы, и очень деликатная, почти интимная детальная съемка совсем мелких, но немаловажных деталей. Еще стоит отдельно отметить то, как обработана картинка на экране - это действительно похоже на старые пленки середины 80-х. Приглушенные, теплые и мягкие цвета против так популярных сейчас вырвиглазных контрастов. Ну и, конечно же, нельзя не поднять вопрос, который волнует каждого русского зрителя при просмотре американского фильма про нашу родину или страны СНГ: 'А клюква будет?'. Знаете, скажу честно - я ее ждала, но ждала напрасно. Кроме того, что герои сериала пили водку, причем довольно часто, ничего такого я и не увидела. Пожалуй, этим создатели сериала и ограничились в масштабе клюквы. Конечно, в интернете можно встретить недовольных тем, как показана советская власть в сериале, но лично мне кажется, что в сериале ее показали именно такой, какой она была, а обвинения власти, проходящие красной линией через весь сериал, полностью ею заслужены. В общем, что можно сказать в итоге. Сериал получился действительно отличный. Все, что сделано для его создания, сделано хорошо, серьезно, качественно и с душой. При всей мрачности темы, смотрится он с интересом, не кажется затянутым или скучным (хотя динамичным его точно не назовешь), все научные объяснения, касающиеся работы реактора, преподнесены довольно понятно для зрителя (а в какой-то рецензии я даже читала, что они еще и научно-достоверные). Это достойная и сильная работа, заслуживающая внимания. Одно обидно - наши киноделы пока так же хорошо про наши же трагедии снимать не научились. Но американцам за 'Чернобыль' я аплодирую стоя. 10 из 10

gnagimov
gnagimov29 апреля 2020 в 22:52
Пособие для тех, кто хочет снять качественную клювку.

Слоган мини-сериала 'What is the cost of lies?' (рус. 'Какова цена лжи?'). Создатели сериала отвечают на вопрос прямо: более 4000 человеческих жизней и еще больше поломанных судеб. Главный сценарист 'Чернобыля' Крейг Мейзин создал прекрасную картину, подчеркивающию всю губительность сокрытия правдивой информации. 'Чернобыль' не типичный фильм-катастрофа, как может показаться по трейлеру. Также, 'Чернобыль' - это не сериал о героях без плащей, хотя в абсолютном большинстве он отдает дань уважения ликвидаторам той страшной аварии. И уж тем более, 'Чернобыль' не о том, какой ужасный был СССР, даже не смотря на большое количество явной клюквы в сериале. В первую очередь, 'Чернобыль' - это сериал о том, как пропаганда и желание сохранить свой светлый образ может привести к плачевным последсвтиям и даже стоить жизни тысячи невинных людей. Видно, что создатели сериала проделали огромную работу и детально изучили множество литературы, связанной с аварией на ЧАЭС, в чем они сами и признаются. Большинство моментов показаны с документальной точностью, и наверное не ошибусь, если скажу, что 80% того, что показано в сериале было и в реальной жизни. Также создатели 'Чернобыля' сумели прекрассно воссоздать атмосферу Советского Союза 80-ых практически в каждой детали, начиная от машин и заканчивая водопроводным счетчиком дома у главного героя. Создается ощущение, что Мейзин сам вырос в СССР. Отдельное уважение авторам за то, что они использовали архивные, а иногда даже подлинные данные. Например, когда диктор радиостанции объявляет об эвакуации жителей используется настоящая запись, озвученная 27 апреля 1986, или когда работают шахтеры, то заметна надпись 'наша задача обеспечить ежесуточное продвигание забоя штрека на 13 м', взятая из официальной хроники. Поэтому огромный плюс за внимание к деталям. Так как сериал художественный, авторы естественно добавили драматургии к отдельным моментам. Для людей знающих как все было на самом деле, такие моменты очевидно преувеличены, однако у большинства зрителей такие драматические моменты вызовут ненависть к тем, кто скрывает правду и подвергает опасности жизни тысяч сограждан. А это главная цель сериала. В большинстве случаев, такое нагнетение драмы не сильно влияет на смысл и главную идею сериала, из-за чего это больше плюс чем минус, так как не было бы драмы, зрителям было бы скучно. В этом плане, сериал служит прекрасным примером того, как можно добавить драму, при этом не гиперболизируя и не искажая реальность. Например, в сериале показано что КГБ порвало кое-какие документы, которые предупреждали о том, что реактор может быть опасен. В жизни, естественно, никто никакие документы не рвал, но эти самые документы были проигнорировнны чиновниками СССР, из-за чего и произошла катастрофа. Какая разница, власть специально порвала эти документы или тупо проигнорировала? Исход известен - авария на Чернобыльской АЭС. Сценаристы умеренно разбавили факты драмой, сделав это очень даже уместно. Еще один положительный аспект сериала - это то как там показаны ликвидаторы, спасавшие жизни других ценой своей собственной. Благодаря сериалу пропитываешься еще большим уважением к ним, так как 'Чернобыль' благодаря магии кино делает так, что их героизм, о котором мы вроде бы итак-то знали, западает прямо в душу, и ты насквозь пропитываешься болью, которую они испытали. Спустя больше 30 лет - это отличное напоминание всем, благодаря кому эта катасфтрофа не приняла еще больших мастшабов и не унесла еще большее колиечтсво жизней. Пожалуй, единственный существенный минус сериала, который имеет слоган 'Какова цена лжи?' - это искажение многих фактов ради сохранения последовательности. В сериале очевидно, что создатели демонизируют власть, которая по их мнению всегда лжет. И создатели часто напоминают нам это, выставляя многих реальных героев идиотами. Например, в жизни именно тем, кто первый настоял на немедленной эвакуации Припяти был господин Щербина, в то время как профессор Легасов утверждал, что немедленная эвакуации необязательна. Из-за того, что Щербина представитель власти, его образ в начале сериала намеренно исказили, что немного несправделиво по отношению к герою, который спас множество жизней и умер от лучевой болезни спустя всего 4 года с момента аварии. Также, чтобы показать какая власть в Союзе была ужасная, авторы преуменьшили подвиги и способности работников АЭС. Анатолий Ситников сам поднялся на крышу, чтобы удостовериться в том, что реактор взорван, и чтобы другие работники не рисковали жизнью, пытаясь 'продлить жизнь' реактору. Топтунов и Акимов - профессионалы своего дела, которые ценой свобственной жизни тщетно пытались обеспечить жизнедеятельность реактора. В сериале же их показывают трусливыми и глупыми, а все для того, чтобы подчеркнуть какая власть ужасная. Также, в погоне продемонстрировать жестокость верхушки СССР, изменили и образ шахтеров. В реальной жизни, все шахтеры-ликвидаторы были добровольцами, которые знали на что идут и руководились принципом 'если не я, то кто?'. В сериале их изобразили по-другому, но зато не забыли показать какая власть жестокая. Мне кажется, все вышеперечисленные люди, заслуживают как минимум уважения за их поступки и добровольный героизм, в то время как показать ущербность власти можно и другими способами, не преуменьшая подвиги тех, кто отдал свои жизни. К сожалению, создатели сериала другого способа видимо не нашли, ну или у них не хватило экранного времени. Также непонятно зачем создали песронажа Ульяну Хомюк, собирательный образ всех ученых, работавших над ликвидацией последствий аварии. Я понимаю, что феминизм и все дела, но неужели если вместо нее было бы 12-20 реальных ученых, это как-то повлияло бы на восприятие картины? Не думаю. Наоборот, это только увековечило бы работу многих ученых, спасших не одну сотню человеческих жизней. А так, когда узнаешь, что персонаж Хомюк - вымышленный, сразу воспринимаешь все ее действия по-другому. Еще раздражает, что авторы обратили внимание на такое большое количество мелких деталей, но допустили огромный клюквенный ляп. В сериале все и везде пьют водку, а к солдатам она официально доставляется ящиками. И это при сухом законе. Для чего это было нужно? Не понятно. Мне кажется, это просто по инерции, клюква заложена у западных режиссеров в ДНК. Но так как суть сериала заключается не в этом, то это не такой уж и существенный минус. В основном, авторы сериала прекрасно показали, как ложь и жадность (поймете после 5-ого эпизода) могут привести к катастрофе. 7 из 10

Andrey Krupnov
Andrey Krupnov23 августа 2019 в 14:28
Истина против лжи, жизнь против смерти.

В основе любого выдающегося кинопроизведения лежит хорошая драматургия, лучше всего, если основанная на мощном литературном первоисточнике. В мини-сериале «Чернобыль» таких первоисточников целых два: записи главного ликвидатора катастрофы академика Валерия Легасова, ставшего главным героем экранизации в исполнении Джареда Харриса, и книга нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», написанная по воспоминаниям свидетелей и участников событий, сбор и художественная обработка которых стали фирменным стилем писательницы. Эти два источника обеспечили «Чернобылю», с одной стороны, крепкую фактологическую базу, а с другой – сильную человеческую эмоциональность. Слившись воедино, они в руках кинодраматурга Крэйга Мэйзина породили феномен сериала, который зрители смотрят, не отрываясь, а даже самые злобные критики не могут придраться ни к чему, кроме незначащих мелочей. Крэйг Мейзин сплёл прочное и широкое полотно истории из многих нитей. Здесь и историческая хроника ликвидации катастрофы, моментами переходящая в постапокалиптический боевик, и почти детективная история расследования причин аварии, и политический триллер, и трогательная лирическая линия молодого пожарного и его жены, и ещё несколько побочных линий, дополняющих и подкрепляющих остальные. Критики предъявляют Чернобылю претензии в оскорблении советских людей. Видимо, критиков оскорбляет, что советские люди в сериале показаны прямыми, честными, мужественными и преисполненными чувства собственного достоинства. Людьми, которые идут на смертельный риск не потому, что их туда послала партия (идеологические агитационные речи в сериале нарочито суконны и беспомощны), а потому что они сами, лично и сознательно, делают этот выбор ради того, чтобы беда не коснулась других людей, кто лично им близок и дорог и просто тех, кто проживает с ними на одной, ставшей неожиданно очень маленькой, планете. Но вообще, конечно, именно эта модель поведения и застревает у многих, как кость в горле. Ведь, если посмотреть советскую художественную традицию, то герои совершали подвиги очень часто. Но практически каждый раз в рамках концепции «когда страна прикажет стать героем, у нас героем становится любой». А в «Чернобыле» (и в Чернобыле) люди становились героями вопреки, а часто и вовсе наперекор стране и олицетворявшим её личностям. А ведь отсюда недалеко и до настоящего гражданского общества – как такое пережить? В общем сюжетном ряду история про животных, растянувшаяся почти на целую 4 серию, кажется несвязанной с основным действием. На самом деле, через неё раскрывается одна из наиболее глубоких проблем сериала. Во-первых, это история изменения человека. Восемнадцатилетний призывник Павел (Барри Кеоган) становится альтер эго главного героя, академика Легасова. И первый, и второй проходят путь от страха и попытки отторжения тех условий, в которые они попали, к принятию того факта, что в царстве смерти надлежит поступать по её правилам. Второй момент связан собственно с животными. Простите мне это похабное сравнение, но наиболее популярным аналогом в мировом кино, где показываются последствия воздействия радиации на персонажей, является жанр постапокалиптического зомби-хоррора. В фильмах этого жанра нередки сцены, когда герой видит внешне безобидное существо, часто домашнее животное, вызывающее, особенно на фоне окружающего ужаса, чувство умиления. Внезапно животное превращается в отвратительную кровожадную тварь (с обязательной внешней метаморфозой), которая резко перестаёт вызывать у героя (а главное – у зрителя) чувство сострадания, и герой уничтожает его. В «Чернобыле» (и в Чернобыле без кавычек) всё иначе. Симпатичная доверчивая дворняга и милый котик ни в кого внешне не превращаются, вызывая у зрителей вполне предсказуемые эмоции. Но в каждом из них спрятана смерть, невидимая глазу, но от того не менее безжалостная. Ни зритель, ни герой не могут эмоционально принять этого, хотя и понимают всё разумом. И нужно переступить через своё эмоциональное, чувствующееся и разрывающееся от сострадания существо, чтобы остаться в живых и спасти жизни множества других людей. У Павла это происходит в истории с животными, у Легасова – в эпизоде с зоной «Маша», в которой отказываются работать роботы, и остаётся только один, страшный, но неизбежный выход. Легасов сталкивается с тем, что называется «проблемой вагонетки» или «проблемой толстяка»: можно ли столкнуть на рельсы толстяка, чтобы тот ценой своей жизни остановил мчащуюся по этим рельсам вагонетку, которая иначе раздавит большее число людей? Для обычного человека это крайне сложный выбор. Если в начале сериала профессор борется за каждую жизнь, и каждая смерть для него – трагическая потеря, то по конец он начинает отдавать приказы, означающие для исполнителей если не немедленную смерть, то медленную и мучительную. И ещё неизвестно, что хуже. Как уже говорили многие, диву даёшься, как иностранные актёры смогли с такой точностью, но при этом без показного драматизма показать это состояние и настроение человека периода позднего совка, когда везде и во всём довлел саморазрушительный пофигизм, но внутри него всё ещё жило то решительное, умное и смелое начало, которое ждало лишь повода, чтобы проявиться. Обойтись совсем без американизмов (больше всего их в «армейской» истории), к сожалению, не удалось, но эти отдельные мелкие эпизоды своей заметностью лишь подчёркивают точность и достоверность основного действия. Что в сериале «Чернобыль» восхищает безусловно, так это работа команды художников-постановщика и художников по костюмам сериала. Вся материальная среда позднего СССР воспроизведена в сериале настолько дотошно, что это по-хорошему потрясает. В одном из кадров едет колонна автобусов ПАЗ-672, и у одного из них на капоте даже натянут чехол из кожзама, которые каждый, кто жил в то время, видел неоднократно. Именно эта скрупулёзность сразу же погружает зрителя в среду фильма и завоёвывает его доверие. В сети ходит ролик, где параллельно идут кадры из сериала и нарезка документальной хроники ликвидации. Совпадение во многих сценах покадровое, создатели отнеслись к исторической достоверности на высшем уровне. Важнейшее содержание сериала, его главная ось противоборства, равная (а на смысловом уровне даже превосходящая) борьбе с собственно последствиями аварии, это борьба правды и лжи. Лжи, прикрывающейся то национальным престижем, то безопасностью и секретностью, то писаными и неписаными правилами, но, независимо от масок, не становящейся менее омерзительной и смертельной. Истина – это жизнь, безопасность, развитие, а ложь – застой, катастрофа и смерть. Кульминация этой борьбы происходит чисто по-американски, в зале суда, который в привычной основным зрителям сериала среде является главным институтом, призванным установить истину. В реальности это было не там и, в значительной степени, не так. Но это значит, что у нас есть преимущество перед западными зрителями. Зная сюжетную канву сериала и изучив реальные обстоятельства истории Чернобыля, мы понимаем, что истина побеждает в самых разных условиях, даже тогда, когда против неё встают кажущиеся необоримыми силы. Потому что истина – это жизнь, а жизнь побеждает смерть. А это сейчас особенно обнадёживающий вывод.

Biz-Man
Biz-Man9 июня 2019 в 09:51
Сериал никого не оставит равнодушным

Все снято по секретным документам и воспоминаниям очевидцев, почти у всех персонажей есть реальные прототипы. Перед нами довольно точная, практически поминутная реконструкция тех событий. Атмосфера советских 80-ых с их интерьерами, костюмами, машинами, музыкой и прочей атрибутикой эпохи. Все воссоздано просто запредельно точно. Достоверно выглядит все, от штор в здании заседании кремля, до мусорного ведра в квартире профессора Легасова. Да и сама АЭС кажется пугающе настоящей, тому есть причина снималось все на станции близнеце Чернобыля в Игналинской АЭС в Литве. Остальная часть съемок проходила в Вильнюсе и Киеве. Уважаемые западные актеры в таком антураже смотрятся на удивление органично. Нет ощущения что британские или шведские актеры нелепо прикидываются русскими, украинцами или белорусами. Все актеры прекрасно вписались в образы. Фильм завораживает своей апокалипсической атмосферой, она невероятно сильная. Всего лишь 5 серий казалось бы, но какое неимоверное впечатление оставляет каждая из них. Удачно вписываются реальные вставки на русском, громкоговорители с объявлением эвакуации, треск счетчика гейгера, вой сирены, погасший свет у спасателей, черный дым – все это ощущается и олицетворяет собой чудовищную угрозу которая повсюду. Правильно поставленными кадрами, великолепными декорациями, отличной актерской игрой, и глубоким, гнетущим музыкальным сопровождением, удалось добиться такого ощущения. Мастерски нагнетается ощущение ужаса этой страшной катастрофы и её ещё более жуткими последствиями. Радиация тут понятней всех злодеев, она неизбежна, неотвратима и ощущается почти на физическом уровне. Страшно даже предположить что происходящее на экране могло произойти на самом деле, а оно произошло. И что испытывали люди оказавшиеся в подобной ситуации, а показано это весьма убедительно. Страх совершить ошибку и быть наказанным начальством царит везде, от маленькой Припяти до кремля. В некоторых случаях этот страх оказывается сильнее страха смерти. В чернобыле этот конфликт ценою в человеческие жизни доходит до апогея и абсурда. Младший состав без раздумий и каких либо средств защиты отправляют в опасную зону. Ими манипулируют, им угрожают. При этом не все так однозначно. К примеру трагедия Легасова в том, что он дорожит человеческими жизнями и всё равно осознанно отправляет людей на смерть, потому что по другому ни как, если вы не сделаете, то никто не сделает. Благодарность и почтение авторам, за проделанную работу и за создание шедевра 10 из 10

Mrs_Laura_Palmer
Mrs_Laura_Palmer7 июня 2019 в 21:29
Я - полынь-трава, или когда противогаз становится чумной маской

Раньше я считала лучшим сериалом всех времен и народов 'Рим' от канала НВО. Ныне 'Чернобыль' производства того же НВО скинул его на второе место. Когда очень хочешь похвалить, то бывает, просто не знаешь, с чего начать. Сценарий. Написан по воспоминаниям участников событий. Конечно, можно придраться, что вот тут не так, и здесь - не сяк. Но ведь каждый человек видит происходящее со своей колокольни и просто физически не в состоянии охватить всю картину целиком. Задача сценариста здесь - сложить паззл из многочисленных кусочков, подогнать их максимально. И Крэйг Мэйзин справляется с ней на пять с плюсом. Режиссура. По 3 серии 'Викингов' и 'Во все тяжкие', один эпизод 'Ходячих мертвецов'. Хоть сериалы и выдающиеся, но, прямо скажем, негусто. Но как же тогда получается у Юхана Ренка так уверенно 'держать штурвал'? Талант. А его, как известно, не пропьёшь. И многим нашим доморощенным творцам с куда большим опытом надо поучиться. Актёрская игра. Ощущение, что актёры тут не играют, а живут. Проживают на экране чужие жизни, жизни своих персонажей. Особенно хочу выделить в этом смысле Джареда Харриса и Джесси Бакли. Людмила - это вообще настоящая героиня греческой трагедии, испивающая чашу страданий до дна. С каким же облегчением узнаёшь в конце, что реальная Люда Игнатенко преодолела все невзгоды и стала матерью! Кстати, об отношении. С изумлением видишь, КАК авторы любят своих героев, а вместе с ними - и всех нас. КАК они сострадают нам - уж всяко больше, чем... Ну ладно, не надо об этом лишний раз. Вот до чего бесчувственный я человек, а тут плачу вместе с героями. Хотя большей частью - вместо них. Некоторых 'Чернобыль' возмутил. А с чего, спрашивается? Что ж вы за последние 30 лет ничего о той трагедии не сняли? Ну вот, сняли за вас и вместо вас - теперь завидуйте молча. И последнее. На финальных титрах - лишь одна мысль: никакая высшая идея, никакие интересы государства не стоят человеческих жизней. Ни одной. Я думаю, об этом и хотели сказать авторы. И чем больше людей их услышало, тем более не зря были эти пять эпизодов. 20 из 10.