Не особо смешно, если не сказать совсем не смешно. Чёрненькая такая полукомедия на один раз. Очень вялое действие, разбавленное детскими шутками с примитивным сюжетом про замену мозгов. Учитывая что она 83-го года, так это вообще позор на фоне других комедий. Ведь самые хорошие комедии именно в 80-е выходили 4 из 10
О, какой фильм! Какое время! Какие актеры! Какой юмор! А именно: фильм — совершенно безбашенная комедия Карла Райнера «Мозги набекрень», или, согласно оригиналу, «Человек с двумя мозгами», полная черного юмора, отвязных и абсурдных шуточек и пародий на классические фильмы ужасов — от «Франкенштейна» до «Квазимодо». Время — 80-е гг. — золотое время американской комедии, возрождение жанра, когда после сравнительно сухих и довольно стандартных для комедии 70-х, не предлагавших ничего оригинального, на экраны вдруг рванули смеси жанров и поджанров, фантастические комедии, комедии абсурда, комедийные боевики, остро-эксцентрические комедии, пародии и т. д., когда появились и стали творить крупнейшие комики, не превзойденные до сих пор. Актеры — отдельная история. Мой любимый Стив Мартин в паре с моей любимой Кэтлин Тернер — до чего классная получилась парочка, они и по-отдельности очень яркие, очень экспрессивные актеры, а вместе они просто вулканизируют пленку. Фильм того и гляди взорвется, когда они вместе в кадре… Ну, и юмор, тот самый юмор, при котором можно было смотреть комедию, не отворачиваясь от отвращения, когда физиологический «сортирный» юмор еще не вступил в свои права, а каждая сцена умело балансировала на грани фола, оставаясь при этом весьма сдержанной и еще более смешной от домысливания этой недосказанности… Карл Райнер, снявший Мартина в его дебютном полнометражном «Балде», прославившем комика, а также в комедии «Мое второе я» и культовом черно-белом киноэксперименте «Мертвые пледов не носят», высоко ценил удивительные свойства его актерского таланта. Эта парочка нашла друг друга, и вероятно, понимали друг друга эти творческие личности с полуслова. Во всех 4-х фильмах, включая этот, Мартин и Райнер выступали со-сценаристами и со-продюсерами, то есть фактически поровну распределяли ответственность за выходившие фильмы. Рейнер нашел для себя идеального актера, который совершенно точно знал, какого именно юмора хочет новая публика. А Мартин в лице Райнера нашел режиссера, который совершенно точно умеет использовать все наиболее выгодные стороны его редкого комедийного дарования. Позже пути Мартина и Рейнера разошлись. Постепенно нужда в комедиях типа «Балды» отпала, Мартин переквалифицировался в «семейного» комика, звезду трогательных «Отцов невесты» и «Родителей», а у Рейнера воскресить стиль своих угарных комедий без Мартина не получилось — и он забросил режиссуру. Но в «Мозгах набекрень» этот тандем творит что-то невероятное. Тогда Мартин не был «пай-папочкой», его главной целью было довести человека до слез от смеха — причем любой ценой. Эксцентричные выходки, агрессивные шуточки «на грани», резкие перепады настроений, экспрессивный, «жженый юмор» — все шло в ход. Мартин здесь доводит комедию то до чистейшей буффонады, выделывая комические кувырки, прыжки и строя уморительные рожи, то превращает фильм в пародию, издеваясь над жанрами фантастики и ужастика, то чудовищно переигрывает, но делает это нарочно, доводя ситуации до полного идиотизма. И все, что он делает действительно очень смешно. Совершенно неконтролируемый Мартин, «дикий» парень с диким, но таким действенным юмором. Вообще можно уже выделять своеобразный поджанр «Комедия Мартина/Рейнера», настолько они отличаются от остальных фильмов. Пожалуй, только гротескные пародии Брукса могут сравниться с лентами этих мастеров. Хотя, несомненно, подобный абсурдный юмор сильно на любителя — многие сочтут фильм грубым и слишком скачкообразным, а кто-то, особенно тинэйджеры, не смешным. Но мне такой «горчичник» явно по душе. Кэтлин Тернер я люблю везде. Возникшая в кино в самом начале 80-х, она сама стала олицетворением духа этого времени и самой яркой звездой тех лет. Рожденная ею качественно новая героиня стала символом женской независимости, силы и агрессивной сексуальности в «Жаре тела», «Романе с камнем», «Войне Роуз» и других шедеврах той поры. И, конечно, в «Мозгах набекрень». В этом фильме она играет стерву. Потрясающую стерву, потаскуху и эгоистичную самодовольную дрянь, которая не просто заводит, а даже как-то электризует зрителя. Здесь Кэтлин настоящая оторва, и в полной мере дает понять, что может красивая, умная и дьявольски притягательная женщина сделать с любым мужчиной. В этом фильме она использует свои чары на полную катушку. В общем, Стив Мартин сходит с ума и бесится в кадре, как хочет, Тернер соблазняет и играется со зрителем, как кошка с мышью, а Рейнер все это умело контролирует. В результате гениальная комедия, давно ставшая классикой жанра, которой наверняка вдохновлялись такие весьма знаменитые кинодеятели, как Том Шедьяк и Джим Керри при создании «Эйса Вентуры» и юмор которой, к сожалению, на экранах практически больше не появлялся… 10 из 10