В один хмурый день 2041 года под мостом найдены два тела ученого биоинженера и его жены. Кто убийца мы узнаем в одной из первых сцен фильма. Блондинка детектив с каменным лицом начинает выслеживание преступника с прицелом выйти на более крупную добычу. Мы наблюдаем столкновение интересов корпорации капитализирующей биотехнологии, ученых «Института восстановления», террористической группы «Река жизни», хакеров и государственных структур. Интрига не до кручена. Уже с первых минут фильма, когда показывают гигантские небоскребы корпорации, понимаешь кто здесь главный злодей. Ведь это штамп киберпанка. Утопия про ближайшее будущее вызывает интерес, так как обычно сбываются прогнозы по технологиям, которые войдут в нашу повседневную жизнь. Процессы, происходящие в обществе с использованием информационных систем и генной инженерии, отталкивают и пугают. Если в 2000-2020 годах люди баловались галлюциногенами, расширением сознания, ездили на аяуяску, а потом боролись с пагубными последствиями. В 2040 люди экспериментируют с религиозным и духовным опытом. Прогнозируется изменение отношения человечества к смерти, как освобождение души из бренного тела. Величайшая тайна смерти станет для человека обыденным делом, а возможно даже большой ценностью и привилегией. Сколько не умирай – все равно оживят твою бездушную копию. В фильме есть сцена с заброшенной православной церковью, где все символы веры попираются, крестами подпирают стены, нетленные тела святых выставлены наружу без должного благоговения. Более того, это уже и не церковь, а склад древностей. Массовая реклама услуг корпорации «Институт восстановления» призывает людей заплатить деньги и перешагнуть за рамки человеческого, трансформировать себя в «нечто». Это нечто как файл будет храниться в инфосфере и подвергаться обработке, аналитике в интересах корпорации. При этом людям выдают чип-магнитик за ухо, а также плеер с флешкой, и говорят носить с собой каждый день, чтобы потом, в случае неестественной гибели, возродить себя, а по сути клонировать. Обман с самого начала. Мерзкий тип, глава могущественной корпорации по вопросам «Восстановления из мертвых», позиционирует себя, как человека науки, радеющего в интересах общества, а сам делает на биоинженерии большие деньги, сотрудничает с террористами и скрывает факт попадания вирусных программ в хранилище. Виртуализация человеческого разума идет полным ходом. Те же ванные со слизкой жидкостью и, те же провода, что у сестер Вачевски в нетленке «Матрица». Шаг и мы все – голограммы в виртуальной реальности. В который раз обсуждается проблема клонирования. Вспоминается нетленка Роджера Споттисвуда «6 день», снятая четверть века назад. Уже тогда прогнозировалось наполнение общества копиями погибших горожан, чаще всего имеющих профессии, связанные с риском для жизни. В нашем фильме, остается неясно, сколько клонов появляется после подписания договора с корпорацией, и в каких целях используются клоны. Так же не ясно могут ли клоны оставаться полноценными членами общества с юридическими правами своих оригиналов? Показан тоталитаризм, использование СМИ в целях государства и нарушение прав человека. Герои приобрели статус подозреваемых, чья вина не доказана в суде, а супер-технологичные газеты уже пестрят их голограммами и громкими надписями: «Разыскивается опасный преступник». Не в полицейском участке на стене информации висит фото, как ориентировка для копов, а транслируются ЖК-экранами для всех на небоскребах города. О том, что кино снято в жанре киберпанк я окончательно осознала, когда увидела все признаки жанра, а так же мем-персонажей. Наши герои отправляются в подпольный клуб, где кроме наркотиков, дешевой любви, можно поиграть в «русскую рулетку» со смертельным концом, а так же приобрести сканер или телефон не зарегистрированные и независящие от глобальной сети, возможно подключенные в дарк-интернет. Там продавец - немой старик с черными титановыми зубами, как у Канье Уэста, и на них высвечиваются слова. Потенциальный мем! Жалко, что польские кинематографисты, имея супер идеи, пошли по экономному варианту, не сделали полноценный боевик. Сцены драк, спецэффекты, пиротехника добавила бы зрелищности фильму.
Решил узнать, как фантастику снимают в Европе, если это не Люк Бессон. Понятно, что фильм тут не балует масштабными съёмками и сногсшибательными эффектами (этим уже и Голливуд-то не всегда радует), да и жанр здесь всё же несколько иной. Но, надо отдать должное, кино, несмотря на простоту и сюжетную вторичность, смотрится лихо, динамично и с интересом. Хороший ритм без провисов, занятная, пусть и не новая, но весьма занятная интрига, приятные глазу актёры, хороший цветокор и интересные нюансы ближайшего будущего. Как фантастический детектив лента свою работу выполняет неплохо и скучать тут некогда — тут и погони, и напряжение и щепотка драмы. Актёры выше головы не прыгяют — фактурны и на месте, а вот главная героиня, которую очень плохо, если не сказать паршиво, играет Андреа Могилова, подкачала. Может Могилова артистка и неплохая, и играть ей именно так сказал режиссёр, но у неё спектр эмоций как у Стивена Сигала в известной картинке, да и выглядит она в кадре, простите, как дерево. Плюс режиссёр-дебютант в полном метре Роберт Глоз неплохо удерживает интерес, а вот в паре экшен-моментах снимает всё очень неуклюже и корявенько — видно, что опыта в этом плане у него недостаёт. В любом случае, при всех огрехах и недостатках, кино я посмотрел с удовольствием. Динамично, с определённым настроем, пусть местами простенько, но интересно и с нюансами. Мне, как любителю стилистики Филиппа Дика, эта европейская детективная фантастика вечер скрасила. 6,5 из 10