Что мы знаем про Грецию? Думаю, что в основном у нас вырисовывается образ античной Греции с ее богатой мифологией, известной всем и каждому, ну и образ современной Греции, как приятного, безмятежного курорта. Именно эти две кардинально разные Греции объединены в фильме. Картина 'Чистое место' греко-немецого режиссера Никиаса Криссоса обращается к таинственной теме современного культа древних античных богов, мистицизму и таинствах на отдаленно острове современной Греции. Для среднестатистического зрителя опыт будет весьма необычен. Залитые солнцем курортные пейзажи греческого острова соседствуют с опасными тайнами странного сообщества, организованного харизматичным лидером, которого слушает и боготворит местная паства. Фильм умеет нагнать саспенса и создать атмосферу опасности и неуютности на внешне прекрасных прибрежных пейзажах. Отсылки на античные культы и мистические таинства в сочетании с аутентичной музыкой создают весьма богатую атмосферу, которую оценят любители оригинальных триллеров. Сам каркас и история фильма - типичны для триллера, однако нестандартное место действия, загадочность и неспешность создают нужную для погружения атмосферу. И хоть после просмотра фильма понимаешь основные приемы и некоторые клише, все равно остаешься впечатленным. Мне понравилось наполнение оригинальными составными частями каркаса стандартного триллера про секты, так что фильм смело можно рекомендовать. Но, не ждите от него кучи экшена, особой жестокости и стремительности. Это не американские горки эмоций, а медленный мистический танец на дурманящей тайной мистерии. 7 из 10
На заброшенном острове живут две группы людей. Одни – в грязи, в тяжёлых условиях, производят мыло. Другие – в чистоте и достатке, этим мылом моются и продают излишки на экспорт в большой мир. Заведует этим «заповедником» некто по имени Фуст. Облачённый во всё белое, рассказывающий своим подопечным сказки про древних греческих богов. Этот старикан создал настоящую секту, которая держится на доверчивости прихожан и на религии. Показано, как с помощью симулякров и пропаганды людям можно задурить голову. Но фильм снят в каком-то отчасти то ли пародийном стиле, то ли как спектакль. Уж слишком неправдоподобно всё происходящее. Завораживающая музыка усиливает атмосферу абсурда и мистификации. Используя детский труд для производства товара, «высшие», чистые и белые «небожители» пренебрежительно считая детишек грязью, отгородились от них и нещадно эксплуатируют. У «грязи» есть надсмотрщик, с рабским мышлением, держащий своих рабов под контролем. Хотели ли авторы фильма утрировано показать социальную модель общества? Бог его знает. Может, они просто решили снять чудаковатый фильм про сектантов. В центре картины история брата с сестрой, из очень бедной семьи, которых ещё маленькими Фуст подобрал и отвёз на свой остров. Так, чем же сектанты занимаются на острове, кроме производства и продажи мыла? Ставят пьесы по мотивам легенд и мифов Древней Греции. И тут молодой красивой девушке Ирине предложили главную роль богини. Но захочет ли она на импровизированный Олимп, потеряв брата, или же останется человеком? Если серьёзно подойти к сюжету фильма, то он про общину проживающую в полной изоляции от цивилизации, члены которой подвержены промывке мозгов и совершенно не подозревают, что где-то там, за горизонтом, есть большой дивный мир с небоскрёбами, высокими технологиями и общечеловеческими ценностями свободы. Дядюшка Фуст выступает прообразом Бога, община которого создавалась под вполне конкретную прагматичную и циничную цель. Если рассматривать фильм с этой точки зрения, то возможен намёк на устройство нашей повседневной жизни в миниатюре: есть негласный лидер, вождь, которого все почитают или боятся, есть члены общества с привитой им культурой, не имеющей ничего общего с реальностью, по сути это мистификация с целью скрыть информацию, что мир не ограничивается островом, «Чистым местом», что есть ещё материки и континенты, и главное – что можно жить как-то по-другому. 7 из 10