Мировая прогрессивная кинематография продолжает активно наращивать толерантные мускулы, с каждым новым подходом пытаясь расширять и усложнять свои киноупражнения. Даже Матушка Россия с ее бронебойной к западным ценностям скрепностью изредка (благодаря активно развивающимся стриминг-платформам) и в легком форме нет, да позаигрывает с актуальными нынче тенденциями. Вон, давеча, Минкульт после превентивной самоцензуры прокатчика и порции уже привычного в свою сторону хейта, на удивление, дал добро на выпуск полной версии гей-драмы «Супернова», из которой дистрибьютор по личному волеизъявлению вырезал небольшую сцену. Но если на наших просторах это все еще выглядит случайным багом в неприступной фарисейской системе, то для остального мира исправно выходящие на большой и малый экраны творения на заданную тему уже давным-давно вышли из кинематографического гетто и благодаря громким победам на мировых киносмотрах лишь усилили свою позицию: Золотая пальмовая ветвь в 2013 году «Жизнь Адель» и Оскар за лучший фильм в 2017 году «Лунному свету». «Аммонит» Френсиса Ли старательно следует заветам своих предшественников, правда на сей раз результат получился откровенно блеклым и суховатым. При всей кажущейся внутренней клокочущей страстности и событийной надрывности картина на поверку оказывается абсолютной ригидной и эмоционально скупой, подобной главной героини- прославленной охотницы за ископаемыми Мэри Эннинг, которая в 1840-е знакомится с девушкой Шарлоттой, отправленной к морю в оздоровительных целях. Между двумя женщинами складываются эмоциональные отношения, которые навсегда изменят их жизнь. Да, реалии той эпохи диктовали подобным связям свои правила и нормы поведения, которыми продолжают жить большинство влюбленных и по сей день, но у Ли все повествование так обильно пропитано этой мнимой эмоциональной отчужденностью и чрезмерной меланхолией, что в один прекрасный момент тебе становится невыразимо скучно и апатично наблюдать за развитием этого романа. Что особенно обидно на фоне того, какие усилия приложили создатели фильма для передачи атмосферы времени- тут претензии минимальны. Каждая рюшечка и предмет быта дышат аутентичностью: все-таки по части костюмных драм британцам все еще нет равных. Сомнамбулическое томление и промозглая тоска приморского городка, застывшего в серости межсезонья, - пробирают до костей и переданы просто блестяще, одновременно умудряясь высосать весь огонь и чувственный надрыв из запретных отношений героинь. Авторам не удается разогреть сюжет даже редкими вспышками откровенных сцен, которые стыдливо обрываются в самый пикантный момент. И из подобных полутонов и полумер соткано все повествование, отчего даже финальное многоточие выглядит фирменным издевательством. Но не смотря на все свои недостатки «Аммонит» заслуживает просмотра ради одной Кейт Уинслет, каждая работа которой это настоящий мастер-класс по актерскому мастерству. То, как Кейт умудряется растворяться в своих персонажах, органично сосуществуя в заданных обстоятельствах, в разы повышает значимость даже самых слабых постановок. Да, творение Ли не назовешь творческой неудачей, да и темы он затрагивает нынче довольно животрепещущие, но и сильной картину не назовешь. Она вышла скорее крепким середнячком, сумбурно проговаривающим и не особо вдохновенно разрабатывающим темы предшественников. Но наличие в касте Уинслет, блестяще воплотившей образ Эннинг, застывшей подобно аммониту в безрадостной серости своего бытия, спасает фильм от полного забвения. Глаз от нее не оторвать! Вердикт: Кулика не проняло это болото, но ради Кейт рекомендую!
Как сказал мне один знакомый мужчина, когда люди завязывают любовные отношения вне брака, то каждый из них при этом решает за счет этой связи свои проблемы. В «Аммоните» мы видим, что Мэри и Шарлотта подошли друг другу, как ключик к замку. Собственно, друг для друга они и есть и замок, и ключ одновременно. Каждая из них представляет из себя замок с потерянным ключом, и этот таинственный ключ может найти только кто-то «со стороны». Сразу вспоминаются знаменитые строки классика: «Они сошлись – вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Благодаря Шарлотте, замкнутая и нелюдимая Мэри вдруг совершенно неожиданно для себя и окружающих раскрывается и выходит из своей раковины, как изучаемые ею моллюски. А заторможенная, ватная, депрессивная Шарлотта возвращается к жизни после трагических событий в семье и разлада с теряющим к ней интерес мужем, который вдобавок отказывается ее понимать, но, тем не менее, одновременно мечтает о том, чтобы та прелестная и любящая жизнь Шарлотта, которую он знал в прошлом, вернулась к нему. Однако, обладая трезвым умом ученого (слишком трезвым в моем понимании, ибо сэр Родерик так же холоден, как и окаменевшие остатки морских организмов, которые ищет на морском берегу Мэри), муж не догадывается, что для возвращения к жизни Шарлотте нужно нечто большее, чем морской курорт со свежим воздухом. Ей необходимо простое человеческое тепло и положительные эмоции, которые вернут ей интерес к жизни и вырвут ее из глубин отчаяния. И эта эмоциональная связь, возникающая между женщинами после того, как Мэри начинает заботиться о Шарлотте в силу определенных обстоятельств, так же прекрасна, жива и наполнена свежестью, как окружающие двух дам морские пейзажи. Она дает дает Мэри и Шарлотте шанс насладиться полнотой жизни и получить то, чего обе они в этой жизни были лишены, каждая по-своему. Все бы хорошо, только голливудского хэппи энда ожидать не стоит. Фильм на удивление реалистичен – идиллия не может длиться вечно по многим причинам. Во-первых, мы все - социальные животные и не можем быть вырваны из этого социума. Во-вторых, люди – не морские ископаемые, застывшие во времени и форме. Они меняются в течение всей своей жизни в соответствии с изменениями окружающей их среды, и на каждого из них эта жизнь (их происхождение, прошлое, условия жизни и так далее) накладывает неизгладимый отпечаток. Поэтому, не смотря на свою развитость и образованность, Шарлотта упускает из виду то, что Мэри нельзя просто взять и вырвать из того дикого, но свободного мира, где она привыкла жить, не будучи скованной светскими манерами и условностями, лондонским лоском, блеском и бытовой роскошью. Ей все это чуждо, и она просто не умеет приспосабливаться к такой жизни, как Шарлотта не умеет топить печь и чистить овощи в силу своего благородного происхождения. Мэри дороги отношения с Шарлоттой, но, вместе с тем, дорог и ее мир, который она не променяет ни на что, даже на позднюю, ранящую ее сердце любовь к очаровательной Шарлотте с блондинистыми кудряшками и большими, глубокими голубыми глазами, в которых можно утонуть. Мэри чужда праздная жизнь, и она никогда в нее не встроится. Ее мир – это суровая, бушующая морская стихия с ледяными брызгами волн, скалы и бесконечные, ежедневные блуждания по морскому берегу в поисках того, что наполняет ее жизнь смыслом. Очень часто к определенному роду людей, не укладывающихся в общепринятые рамки, предъявляются требования измениться в угоду общественному мнению, но такие изменения не приносят им счастья, а наоборот, только делают их еще более несчастными. То же самое и в случае с Мэри. В фильме очень мало диалогов и звукового ряда в целом. Видимо, это было специально задумано для того, чтобы подчеркнуть немногословную, сдержанную натуру палеонтолога Мэри Эннинг, эдакой женщины в футляре. Но, с другой стороны, «Аммонит» изобилует эстетствующим любованием дикой природой, красотой человеческого тела, изяществом нарядов и причесок. В целях создания контраста, эти кадры перемежаются с демонстрацией зрителю красных, обветренных, натруженных рук Мэри с грязью под ногтями. Несомненно, зрительному ряду в фильме отдано предпочтение. Как Кейт Уислетт, так и Сирше Ронан хорошо удается играть в исторических драмах, взять хотя бы культовый «Титаник» с Уинслетт или менее известный фильм «Бруклин» с Ронан. Режиссер Фрэнсис Ли получил немало нареканий за то, что показал ученую даму Мэри Эннинг женщиной с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Может быть, Эннинг никогда и не была таковой в реальной жизни, но фильм все-таки художественный, а не документальный, поэтому режиссер имеет право на свое видение и свою версию жизни Мэри. Каждый найдет в «Аммоните» то, что ищет. Кто-то будет смаковать подробности лесбийской любви и откровенных сцен, кому-то фильм будет интересен с биографическо-научной точки зрения, кто-то задумается о том, что такое любовь и счастье. Так вот, счастье – это не только безудержная страсть и сбивающие с ног, дурманящие эмоции. Как сказано было в фильме «Доживем до понедельника», счастье – это когда тебя понимают. 8 из 10
Британский режиссер Френсис Ли в 2020 году снял довольно скучное кино о любви двух женщин. Даже “Лунный свет” с его неожиданными превращениями затюконного ботаника в огромного злого гангстера смотрелся интереснее. Да, Сирша Ронан и Кейт Уинслет традиционно хорошо играют, но этого оказывается недостаточно. А сценами кунилингуса никого нельзя было удивить даже в Викторианской Англии с её повсеместными многолетними компаньонками и подругами. При этом, высока вероятность, что кого-то из актрис (или даже обеих сразу) номинируют на Оскар. Там любят истории однополой любви. Как грустно шутил один известный актёр-гей: “Стоит гетеросексуальному парню сыграть на экране гея, как его тут же номинируют на Оскар. Я, открытый гей, всю свою карьеру изображаю на экране гетеросексуальных мужчин — и хоть бы одна номинация!” Если убрать из истории однополый аспект — получится обычная драма о супружеской измене нелюбимой жены нелюбимому мужу. При этом Мэри Эннинг, жизнь которой и легла в основу фильма, вполне заслуживает, чтобы о ней снимали фильмы. Одна из первых женщин-геологов, она всю жизнь была вынуждена оставаться за скобками официальной науки, потому что была женщиной. Да, коллеги признавали её достижения и часто обращались к ней за консультацией, но будучи женщиной она не могла публиковать свои научные труды и не могла рассчитывать на адекватное вознаграждение за свою работу. Да, в фильме косвенно говорится об этом, и критики, знакомые с историей Мэри, фильм оценят, оценят тонкую игру Уинслет в роли Мэри. Однако рядовому зрителю фильм будет непонятен без пояснений и на первый план выйдет любовная линия, которая не столь оригинальна и интересна. Жаль.
Женщина по имени Мэри Эннинг (1799 – 1847) была личностью, внесшей существенный вклад в палеонтологию благодаря своим открытиям, которые она совершала в качестве любителя, поскольку в ту пору её пол не позволял участвовать в научной жизни Британии и входить в состав Лондонского геологического общества. Казалось бы, байопик, посвященный Мэри, не только мог удачно влиться в трендовую струю, но и стать довольно актуальным материалом, рассказывающим о достижениях этой выдающейся женщины. Увы, все, что интересовало режиссера и сценариста Фрэнсиса Ли - ничем не доказанные домыслы о нетрадиционной ориентации сей ученой дамы, основанные на отсутствии её близких отношений с мужчинами и тесной дружбе с геологиней Шарлоттой Мерчисон, причем на профессиональных увлечениях последней «Аммонит» внимание не заостряет. По версии Ли, роман между немолодой угрюмой Мэри и болезненной юной Шарлоттой разгорелся после того, как супруг Шарлотты оказался в лавке нищей охотницы за окаменелостями, дни великих открытий которой уже прошли, и, ознакомившись с местными достопримечательностями, попросил Мэри присмотреть за своей супругой на время отъезда. Дело в том, что Шарлотта находится в глубокой депрессии после потери ребенка, а для Мэри, не испытывавшей большого восторга от свалившейся на нее обузы, на данный момент любые деньги не будут лишними. Но, когда молодая женщина внезапно заболевает, ухаживающая за ней Мэри поймет, что испытывает к ней чувства. Уже по трейлеру было заметно, что «Аммонит» выступает антитезой недавнему французскому фестивальному хиту «Портрет девушки в огне», но выйти на один уровень с ним у картины не получается. Что хорошо выходит у автора расхваленной критиками гей-драмы «Божья земля», так это создание плотной, мрачной атмосферы, подчеркиваемой всем, чем только можно – мрачными побережьями, тяжелым свинцовым небом, шумом пронизывающего ветра и холодом морского прибоя. Эти образы достаточно метафорично отображают душу застывшей в эмоциях и жизненных стремлениях Мэри, самой превратившейся в предмет собственных исследований, разбить окаменевшее сердце которой, по сути, должно нежное, чистое и хрупкое существо. Но этого важного развития не происходит, поскольку отстраненный, черствый тон выдерживается режиссером от начала и до конца, не прерывается никакими светлыми лучами и превращает потенциально мощный пейзаж прорвавшихся чувств в холодный натюрморт. Как и в «Божьей земле», Ли удается антураж, но касательно искренних, глубоких эмоций и демонстрации проявлений любви на экране он абсолютно апатичен, ему гораздо проще поскорее уложить своих героев в кровать и развести актеров на откровенные эротические сцены, нежели добиваться от них бомбической химии и глубины взаимоотношений. Уинслет в целом сильна, но только как отдельно взятый персонаж, в дуэте с Сиршей Ронан, играющей на стандартное «хорошо», той самой химии между ними практически нет, а постельные эпизоды, представляющие собой неуклюжий парафраз аналогичных из «Жизни Адель», да еще и снятые на каком-то грязном фоне, не вызывают ни ярких впечатлений, ни даже эротизма, воспринимаясь, как вялая попытка встряхнуть и без того мертвое действо «клубничкой». И если Селин Сьямма в своем без пяти минут шедевре, чуть подпорченном прямолинейными феминистскими посылами, добивалась от актрис сияющих глаз, проявления томной нежности друг к другу и глубокого драматизма, то Ли в своей сдержанности переходит чуть ли не к равнодушию относительно судеб Мэри и Шарлотты, не брезгуя клише и непременными обвинениями патриархату. Он считает, что смелости дам в интимных сценах уже достаточно для похвалы в свой адрес, но рефлексирующему, жаждущему совсем иных откровений зрителю ловить здесь нечего. Уж слишком «Аммонит» сам напоминает окаменелость, холодный и черствый экспонат, выставленный за стеклом, заставляя лишь вспоминать, какой нерв и пронзительную страсть когда-то сумела передать Кейт Уинслет в великолепных «Небесных созданиях».
Подавленные сексуальные желания и табуированные темы зачастую связаны между собой. Понятное дело, что подобное нашло сильное отражение в кино. Однако в последние годы подобным стали злоупотреблять и теперь кажется, что любой из фильмов на тему ЛГБТ – проект ангажированный. «Аммонит», повествующий о лесбийских отношениях в конце 19-го века, как раз кинолента подобного рода: поэтические свободы отсутствуют, а фильм, кажется, снимали для того, чтобы показать героическое противостояние двух лесбиянок репрессивному патриархату. Такое здорово выглядит на бумаге и в списках на соискательство престижных кинопремий, но всё же сильно ориентирующемуся на современную повестку дня проекту тяжело преподать какой-либо урок. Фильм частично основан на реальных событиях. Мэри Эннинг – женщина-палеонтолог, одна из пионеров своей профессии. Её достижения были неоспоримы, а сама Мэри в целом была уважаемым членом общества. В реальной жизни она близко общалась с некой Шарлоттой Мерчисон. Неизвестно, были ли Мэри и Шарлотта в реальной жизни любовницами – это явно не та тема, которая могла бы свободно обсуждаться в Англии тех лет. Но при этом нет никаких сведений об отношениях Мэри с мужчинами. По большой части «Аммонит» представляет собой экранизацию жизни Эннинг, но с упором на сексуальные отношения Мэри и Шарлотты. Понятное дело, что материал этот лежит в области спекуляций, пускай не умаляет тему женского бесправия тех лет. «Аммонит» концептуально напоминает «Жизнь Адель» и в целом кинолента достаточно откровенная, чтобы передать романтизм и переживаемые чувства. Фильм, на самом деле, очень интимный и легко заметить контраст между сексуальными сценами и эпизодами вне спальни. При этом сценарий отмечается скудными диалогами, из-за чего актерам пришлось учиться работать друг с другом невербально. Язык тела играет важную роль в «Аммоните», но, наверное, старания актеров в какой-то степени идут прахом: исследование роли, которое играет общество по отношению к лесбиянкам, попросту отсутствует. Часто многие моменты сценария «Аммонита» маргинализированы и преувеличены. Повествование фильма очень неоднозначно. Многим концовка может показаться даже неудовлетворительной в контексте истории, хотя и подтверждает сложность обстоятельств, в которые попали герои. К персонажам при этом относятся деликатно, только вот оживить сложные личности не получается: «Аммонит» обходит как правду, так и эмоциональные нотки, предпочитая сосредоточиться на внутренней жизни Мэри. Со стороны это больше напоминает женский роман, чем фильм: здесь нет спонтанности и как такового зрелища. «Аммонит» является фильмом, процветающем в своем меланхоличном настроении. На самом деле, кинопроект весьма интуитивен и даже романтичен, но зачастую выглядит неполноценным, в основном когда дело касается отношений, лежащих в основе истории. «Аммонит» силен актерской игрой, тонкостью отношений, подтекстом, однако в любви чего-то не хватает: в кинофильме, судя по всему, попросту отсутствует искра и тем самым тяжело эмоционально вложиться в отношения двух женщин. К сожалению, это сказывается и на всей картине целиком: «Аммониту» не хватает мудрости, лютости и, наконец, содержания, чтобы отдать должное всем стилистическим тонкостям. 5 из 10
Второй полнометражной работой британского кинематографиста Френсиса Ли стала историческая драма Аммонит. И да, она вполне достойна называться байопиком, поскольку Ли потрудился найти немало фактов из жизни небезызвестной собирательницы окаменелостей и палеонтолога-самоучки Мэри Эннинг, чей вклад в исследования ископаемых был, к сожалению, оценён лишь после её смерти. Перенеся атмосферу холодных пейзажей туманного Альбиона из своей предыдущей картины Божья Земля, и прихватив оттуда же парочку актёров (Джемма Джонс и Алек Секаряну), режиссёр и сценарист по совместительству на этот раз знакомит своего зрителя с историей романа между двумя женщинами. Строгая и сдержанная Мэри (Кейт Уинслет), она готова дни напролёт проводить на морском побережье, собирая камни и ракушки, - поговаривают, что известную всем нам ещё со школьной скамьи английскую скороговорку 'She sells sea shells on the seashore' сочинили именно про неё. Судьба сталкивает её с молодой столичной барышней (Сирша Ронан), чей муж, как и полагалось чёрствым британцам тех времён, потворствующим патриархальному укладу жизни, увлечён больше научными изысканиями, нежели супругой. По закону притяжения противоположностей в один прекрасный момент обе женщины оказываются в одной постели. Невозможно обойти стороной ещё одного персонажа, а именно Элизабет Филпот (Фиона Шоу), - очередной веский аргумент называть эту драму исторической. Сёстры Филпот также были известны своей увлечённостью ископаемыми, именно они познакомили Эннинг с миром аммонитов и привили ей любовь к палеонтологии. Известно о том, что они были дружны с самого детства. И в фильме есть несколько красноречивых отсылок к их дружбе. На самом ли деле мисс Эннинг любила женщин, или же это домыслы историков, на которые несомненно опирался Ли, - об этом нам остаётся только догадываться. История Мэри Эннинг, чья короткая и в то же время переполненная множеством интересных фактов жизнь, непременно заслуживает большого экрана. И Аммонит неплохое тому подтверждение. С помощью Кейт Уинслет - её способность одним только выражением лица передать всю палитру эмоций поистине поразительна - персонаж Эннинг, зажатый и холодный, будто одна из окаменелостей, что она откапывает на пронизанном ветрами побережье, раскрывается с совершенно иной стороны. Угрюмый взгляд исподлобья превращается в кроткую улыбку, стоит ей только посмотреть в сторону новой подруги. Сирша Ронан создана для исторических кинолент и платьев викторианской эпохи. Здесь она снова оказывается в своей родной стихии и, кажется, будто полностью в ней растворяется, превращаясь в невидимку. Либо это тень Уинслет, которую она на протяжении всего фильма отбрасывает на Ронан, либо это задумка автора. В любом случае, нам ни на минуту не приходится усомниться в том, что главным героем этой истории является Мэри Эннинг. Фильм изобилует живописными кадрами, фигурки двух женщин особенно хороши на фоне бушующей стихии или среди экспонатов Британского музея. Любители крупных планов оценят всю красоту ползающих тут и там божьих коровок и заснятых с большой любовью отдельных частей женского платья. А минимальное использование музыкального сопровождения даёт зрителю возможность насладиться истинными звуками природы и женскими вздохами. Эту ленту стоило снять хотя бы для того, чтобы в очередной раз напомнить миру о маленьких женщинах, которые внесли большой вклад в развитие человечества. А сделать это в таком ключе значит ещё раз напомнить об их чувственной натуре, порой тщательно скрываемой за видимой холодностью, что присуща камню.
Порой бывает, что события, которые случаются в жизни, происходят исключительно в определенный период, будто специально назначенное им время, не спрашивая об уместности или желании задействованных в них лиц. То же самое и с чувствами. Они имеют место быть только в определенном состоянии души и тела, и все остальные попытки воссоздать искусственную среду для их культивации абсолютно бессмысленны. Так уходя от своего возлюбленного, героиня фильма «Любовь» Гаспара Ноэ оставила ему дозу опиума. Мёрфи жадно сжимал этот чёрный пакетик, глядя в пустоту недавнего (и главное безвозвратного) прошлого, в попытке наконец решить дилемму об искусственном возвращении страсти с Электрой. Но нужно ли это, если их время уже прошло? Совершенно другая история произошла в середине XIX века на холодном английском побережье. Палеонтолог Мэри Эннинг, дерзко заправив подол юбки в штаны, проводила дни в поисках древних окаменелостей. Однажды рядом с ней оказалась Шарлотт, молодая аристократка, пребывающая не в самом радужном состоянии духа. В попытке поправить своё самочувствие Шарлотт решилась на морские ванны, но тонкокожая особа тут же впала в агонию, а затем и в тёплые руки камнеискательницы. Кажется, болезнь миновала, но скоро пришла другая беда - взаимная симпатия двух абсолютно разных женщин. Такие фильмы, как «Аммонит» (2020) принято относить к ЛГБТК+ тематике, определять сексуальность их героев по системе клишированнных терминов и восторгаться тому, что и двести лет назад было и такое. Отнюдь! Здесь иначе - история бесконечного поиска того самого камня через те самые терни, без предвзятого отношения к половой сегрегации и нацеленного желания близости с людьми той или иной ориентации. Эта телесная история рассказывает скорее о спасении двух одиночеств под холодными брызгами северного моря, где ни узы брака, ни предрассудки общества не в силах противостоять силе сближения двух магнитов. Главные роли сыграли не менее разные, чем их героини, Сирша Роннан и Кейт Уинслет. И если режиссёр ставил цель соприкоснусь два полярных значения, то у него это получилось. Но постаревшая Роза с борта затонувшего Титаника смотрится как минимум странно в робких объятиях старлетки авторского американского кино. Возможно, при просмотре стоит абстрагироваться от навязчивых ассоциаций, но как перестать вспоминать культовые роли при взгляде на знакомого актёра? История о поиске камня как самоидентификации в любой период жизни, не глядя на все ее экспрессивные ноты натурности, окрашена лёгкой пастелью в туманном оттенке, почти как на картинах Уильяма Тёрнера. Лейтмотив с насекомыми, неподвластными дрессуре, задаёт высокопатетичный тон и обнажает самые тайные мысли героев, как и сухое шуршание пальцев о камни. Тихая история с шумом моря, где можно не увидеть злободневных тем, лишь поэзию, если этого захотеть. Да и рассказ был скорее не о внезапной любви двух женщин на лоне природы, а о том, стоит ли давать жизнь иссякшей страсти, давнопрошедшему, живущему лишь в голове?
Главная героиня — Мэри Эннинг, делом чьей жизни является палеонтология. Она ищет на побережье окаменелости, и достигает в этом отличных результатов. Раскопанный ею скелет доисторического животного по сей день является экспонатом британского музея. Жёсткая, закрытая, грубоватая женщина, которой, кажется, чужды любые симпатии и развлечения, постепенно предстает перед нами в ином свете. Совсем как те самые окаменелости, которые на протяжении всего фильма она бережно и кропотливо извлекает из булыжников, найденных на морском берегу. В фильме мало слов, но они не нужны — все можно увидеть по поступкам. Отчужденность и независимость Мэри отступают с появлением Шарлотты. Досада и презрение по отношению к навязанной компаньонке сменяются симпатией, а потом и любовью. Мэри в курсе своей ориентации, а Шарлотта, похоже, просто никогда и не задумывалась о таких вещах, как ориентация. Она живет своими чувствами и легко их выражает. Как ни странно, в сюжете не появляется непреодолимых внешних препятствий, которые стали бы причиной разлуки женщин. Конфликт — в их характерах, ценностях, приоритетах. И здесь уже не имеет значения, в каком веке это происходит, потому что люди в общем и целом те же, что и сейчас. Кейт Уинслет и Сирша Ронан сыграли великолепно. Очень уважаю их обеих за отсутствие страха выглядеть некрасиво, физиологично, неидеально — и поэтому очень живо и убедительно. В фильме есть пара любовных сцен, и то, как они сняты, вызывают одновременно и восторг, и смущение: слишком интимно, но все так, все именно так. Смотреть ли? Да, смотреть, если хотите не слишком радужную и не слишком мрачную, а просто очень жизненную историю встречи двух женщин.