«Неизбранные Дороги» – это драматический фильм от режиссёра и сценариста Салли Поттер, показывающий один день из жизни человека по имени Лео, больного деменцией. Его дочь таскает его по врачам, заботится о нём и вообще единственная из всех терпеливо пытается понять, о чём он там еле слышно бормочет. А в его голове тем временем проносятся путанные воспоминания из прошлой жизни, кем он когда-то был и что потерял. Выстраивание сопереживания к главному герою, увы, получается не до конца и то лишь к финалу, поскольку его историю чрезмерно коверкает рваный монтаж и невнятное повествование. По демонстрируемым поступкам и решениям Лео в прошлом выглядит не самым хорошим человеком, сочувствовать которому попросту не получается. Зато получается сочувствовать его дочери, которая в ущерб своей работы и личной жизни печётся о своём отце, хотя у неё есть свои причины этого не делать. Также, несмотря на яркую красивую картинку, уместную операторскую работу с «камерой из рук» и весьма атмосферный саундтрек (судя по титрам, Поттер куда лучшая композитор, нежели сценарист, правда), фильм довольно тоскливо и монотонно снят и заставляет скучать большую часть времени, поскольку эмоциональные моменты тут строятся в основном на периодических «слёзных» сценах, впрочем, весьма натурально исполненных главными актёрами. Плачут они много, но им веришь. Кстати об актёрах. Тут хороши все: Хавьер Бардем, конечно, не открыл для себя новую роль (он уже снимался в подобном фильме «Море Внутри»), но отыграл натурально. Эль Фаннинг великолепна, и я не устану вручать ей неформальное звание лучшей молодой актрисы современности. Также отлично вписалась Сэлма Хайек со своей эпизодической, но важной ролью. Каким бы скомканным ни был по итогу сюжет, актёрский ансамбль, можно сказать, вытянул его из пучины уныния. Фильмы о больных людях, очевидно, являются злободневными всегда, и интолерантность и жестокость со стороны окружающих тут также затрагивается.. Однако данный фильм на самом деле не совсем о деменции. Во-первых, болезнь фактически не упоминается в фильме ни разу, все говорят, что Лео «не с нами»; во-вторых, название картины указывает на основной её посыл. Иногда судьба подбрасывает такие неприятные сюрпризы, на которые твоё волевое решение уже повлиять никак не может, но нельзя сдаваться – нужно бороться чтобы оставаться с теми, кто тебе нужен и кто, несмотря ни на что, тебя любит. Это хороший фильм для одноразового просмотра, не идеальный, с провисаниями, иногда скучный, но тем не менее несущий в себе важный посыл, актуальный всегда для каждого. 7 из 10
Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен, Расчетверен. Распят! Ты, говорю, не воин, Ты, говорю, раздвоен, Распят и четвертован, Но ты - не из растяп. Ментальное расстройство в основе полуторачасового сюжета. А что это такое? Деградация. Или попросту психическое заболевание с потерей себя как личности. Кто-то приходит к подобному рубежу слишком много 'закладывая за воротник' или подсев основательно на наркотики. Кто-то в плен возрастному слабоумию попадает и итогом снижение функций интеллекта. Фокусировка на нежелательных мыслях ещё один капкан для ловли человека. Перегрузил голову 'излишествами', она и 'потекла' дав слабину - страхи, навязчивые действия расплатой, тревожность повышенная. Запер дверь или не запер? Выключил газ или нет? Оставил свет не погашенным? Неуравновешенность, перемена настроения ещё одним симптомом поездки на Канатчикову дачу... Думаете всё? Нет. Есть ещё и неврастения, шизофрения, сексуальные отклонения, стрессонеустойчивость... Впрочем, достаточно об этом. Перед нами конкретный, падающий в бездну субъект. Лео - 50 лет. Он у финишной черты. Загнал себя сам. Мыслями допёк. Но знаешь?- этой ночью, к тебе придут враги: Я вижу их воочию, Я слышу их шаги... Ты слышишь? Не слышишь? Они ползут, шуршат... Они идут, как мыши, на твой душевный склад. И вскорости растащат, во мраке и в тиши Отколотые части твоей больной души. Он то здесь, то не здесь. Он то с нами, то в грёзах тревожно-сладостных воспоминаний пике падения. Лица людей, события давно минувших дней, обрывки фраз, заострение воспалённого мозга на застреваниях своего опыта. Куцая кадровая круговерть режиссёрской мысли где зрителю предлагается многое додумать, домыслить самостоятельно. Возможно даже осуществив перенос в своё собственное я. В ошибки, в сокровенное погружаясь. Перебрасываемые мостки очагов пульсации с одной и той же значимой, но потерянной женщиной. Давным давно. И трагедия разлучившая, разведшая. С девушкой, чистой, улыбчивой лицом, дочь по возрасту олицетворяющей и появлением своим, подтолкнувшей к возврату из Греции... - А что же будут делать они с моей душой? А что же будут делать, с разбитой, но большой? - Вторую часть - покрасят, а третью - разлинуют, Четвертую - заквасят, а пятую - раздуют, Шестую - подожгут, а сами убегут. Был человек не воин, был человек раздвоен, Был человек разрознен, а все, должно быть, врал. Жена, вдруг появившаяся. Жена, пришедшая навестить. Жена, говорящая, что она стала успешной, в отличии от него (вот смех то...) Бывшая жена. Милая, приятная на вид. Но им ни разу 'не озвученная' видением. Стало быть не значимая. Стало быть не ценная в походе собственного пути пяти десятков... Перед нами 'последнее прощай' слабеющего разума. То, с чем каждый живёт из нас. В себе. Возвращаясь раз от раза и перемалывая вновь и вновь. Стыдно, больно, тягостно. Но вот изменить уже, к сожалению, ничего нельзя. Почти. То, что и является достоянием личности. Каждым индивидуально. В накоплении. Отчасти, в сожалении. Это и есть те самые 'Неизбранные дороги' о которых говорит режиссёр. Прослышав о напасти, Мигать он начал чаще, И - сгреб он эти части, И ничего! - собрал. 6 из 10
В 2013-м году режиссер Салли Поттер пережила невосполнимую утрату: ушел из жизни её младший брат – музыкант Ниr Поттер. Хотя, можно сказать, терять своего родственника она начала несколькими годами ранее: у Ниrа была острая форма возрастного слабоумия. Этот опыт режиссер перенесла на экран в «Неизбранные дороги». Драгоценное время, проведенное с Ником, очевидно, послужило вдохновением для героя по имени Лео – человека, запертого в ловушке своего разума. Увы, кажется, то ли монтаж подкачал, то ли сама идея передать запутанность мыслей подвела: фильм представляет собой не самую удобоваримую головоломку для просмотра. Если быть кратким, то Лео, находясь в неадекватном состоянии в наших днях, фантазирует, как бы изменилась его жизнь, избери он ранее другие пути: в одном варианте он остается в Мексике, в другом – пытается закончить свою рукопись и т.п. Итак, Хавьер Бардем играет Лео – мужчину, который безразлично лежит в постели и повторяет ситуацию из «Море внутри». Ситуация, конечно, имеет больше общего с фильмами, в которых герои убегают от жестокого мира в альтернативную реальность – например, «Король-рыбак». Лео жил в США чуть более 30 лет, он разведен, а Эль Фаннинг играет дочь Лео. Дочь поставила собственную жизнь на паузу, чтобы поддерживать жизнь в Лео и эта тема также важна для «Неизбранных дорог». Точную природу деменции Лео никогда не затрагивают на экране, но ясно, что он с ней давно смирился. Дочь пытается помогать отцу с рутинными делами, уверовав, что в его несвязанном бормотании скрыто нечто важное. Так оно и есть – это проблески параллельных реалий, перемежающихся с мучительными сценами текущего состояния Лео. На эти истории смотреть труднее всего: в них совсем нет воображения. Кажется, любой задумывался, как бы изменилась его жизнь, сделай он в свое время тот или иной судьбоносный выбор. В случае «Неизбранных дорог» подобное показали невероятно серо: депрессивный тон повествования никогда не разбавляется чем-то позитивным или счастливым. Вообще разбить повествование на несколько отрезков является сомнительным решением. Это не позволяет сконцентрироваться на той или иной ипостаси Лео, особенно учитывая монтаж. Из-за этого сама реализация проекта становится всё более неясной. В целом в задумке нет ничего плохого, однако к каким-либо откровениям они приводят за 10 минут до конца и вряд ли этот вывод может назвать вдохновляющим и законченным. Скорее у «Неизбранных дорог» есть открытый конец, из-за чего все испытания, через которые прошли герои, становятся испытаниями ради испытаний, так как характер Лео не раскрывается ни в одной из историй, а дорожная карта его душевных терзаний так и остается покрытой мраком. Любопытно, разве что сценарий фокусируется на внутренней стороне деменции, ан е на внешней. Деменция, независимо от её причины, определяется потерей самосознания. «Неизбранные дороги» работают, когда Бардем и Фаннинг находятся на экране вместе, когда девушка заботится о слабеющем отце. Несмотря на неубедительный кастинг (ну, не похожа Эль на дочь Хавьера!), всё же она обеспечивает достойную и откровенную актерскую игру. С другой стороны, Хавьер Бардем немного халтурит: он ходит с кислой миной, стонет и иногда творит абсурдные поступки. У этой драмы в формате «мыльной оперы» куча проблем, поскольку тихий тон повествования не всегда допускает сильное выражение мыслей и эмоций. Ритм провисает, сцены о деменции слишком раздражают, а баланса между сюжетными линиями и фантазиями так и не удается найти. С другой стороны, вероятно, в этом и была задумка: «Неизбранные дороги» неочевидны и маршрут их неровный, впечатление от киноленты зависит, по большей части, от того можно ли во время просмотра отключить сознание совсем как герой фильма. 6 из 10
Хавьер Бардем точно пополнил свою коллекцию удачных экранных образов. Он не просто продемонстрировал отличный актерский класс, интуицию и пластику. Бардем создал другое измерение - человека, который не может выбраться из своего пребывания в тяжелой болезни, утрачивающего по крупицам свою память. Впрочем, успех работы Бардема связан не только с его талантом. Весь фильм построен вокруг его персонажа. Все ему отдают дань внимания или небрежности. Бардем тут будто Солнце, вокруг которого все вертится. И именно Бардем запомнится мне после этого фильма. Сюжет и все остальное выглядят в сравнении посредственными, малоинтересными. Но при этом в чем не откажешь Салли Поттер, так это в искренности. Некоторые сцены пробирают своим сентиментальным посылом. Выделю несколько из них. - почему все все время называют моего отца 'ОН'? Будто его тут нет? - А разве есть? Замечательное появление Эль Фаннинг. Наконец она заявляет о себе, выпуская все накопленное раздражение. Замечательный во всех отношениях панч. - он украл мою собаку Сцена растерянности в гипермаркете, неимоверно напоминающем Икею. Но мы ведь знаем, что в США есть и свои источники вдохновения. Мало ли в США глобальных брэндов?! Благодаря Салли Поттер мы понимаем, что именно в гипермаркете легче всего почувствовать одиночество - в окружении большого количества людей. Кстати, сцена похищения собаки напомнила мне то, что рассказывала одна актриса в интервью о Николасе Кейдже. Находясь в алкогольном трипе он, якобы, похитил маленького пса. Выходит, что эту историю, с некоторыми расхождениями реализовал Бардем. Хотя, конечно финал этой композиции Вы можете увидеть в ленте, как и интерпретацию самого похищения. - я не могу вынести тишину - я знаю Такой понятный диалог. Но, вот, правила жанра таковы, что я должен делиться своими впечатлениями. А они просты - я не люблю скучное фестивальное кино. Эмоции... Звезды... Нарочитая многозначительность... На мой вкус нужно нечто большее, оживляющее сам сюжет, делающее историю живой 5 из 10
Сам по себе фильм, который в своём актёрском составе собрал таких статусных и премированных престижными наградами людей, как Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Лора Линни и Сальма Хайек, привлекает зрительское внимание. И вот вся эта замечательная компания дала согласие на съёмки в драме 'Неизбранные дороги', вышедшей на экраны в 2020-ом году, к созданию которой приложили усилия аж десять кинокомпаний, представляющих пять разных стран. Маркетинговая работа с 'Неизбранными дорогами' проводилась тоже неплохая, к тому же лента попала в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля, а зная его специфичность, то немудрено почему 'Неизбранные дороги' от Салли Поттер (режиссёр и сценарист фильма) заинтересовали коллегию жюри фестиваля. Ведь сама по себе Салли Поттер довольно оригинальный кинематографист, получившая известность благодаря своеобразным и монументальным картинам 'Орландо' (1992), 'Урок танго' (1997) и 'Человек, который плакал' (2000), которые, по большей части, заинтересовали критиков и эстетов, а вот не каждый обычный зритель воспринял работы Поттер, несмотря на то, что в последнем снимался наш Олег Янковский. Для драмы 'Неизбранные дороги' у Поттер родилась следующая сюжетная идея: всё конструируется вокруг писателя по имени Лео (Бардем), который страдает развивающейся деменцией, забывая практически каждый свой шаг. Но при этом у него случаются вспышки воспоминаний о том времени, когда он отправился на экзотический греческий остров в поисках новых ощущений. Но воспоминания эти путанные и порой смешиваются с вымышленным и реальным. И нам покажут в 'Неизбранных дорогах' один день из жизни Лео, когда к нему приезжает любящая его дочь Молли (Фаннинг), которая старается следить за отцом и помогать ему, но развивающаяся болезнь откладывает свой сильный отпечаток и складывается такое чувство, что у Молли вот-вот окончатся силы, и всё же она собирает всю волю в кулак и проводит это время с Лео. Так постепенно мы узнаём о том, каким был Лео, что его беспокоило, к чему он стремился, какая была у него жизнь до того, как наступила деменция. Но и, конечно, убеждаемся в возможностях дочерней любви, хотя Лео, возможно, этого и не заслуживал. Вообще изначально 'Неизбранные дороги' и должны были называться именем героини Фаннинг, то есть 'Молли'. Ведь несмотря на то, что главной сюжетной двигающей силой является фигура Лео, очень реалистично и трогательно сыгранная Бардемом, надо отдать должное героине Фаннинг, которая оказались под сильнейшим прессингом, но не стала сдавать позиции и усердно помогала отцу посетить врачей. Так что, Лео - это завуалированный главный персонаж, а вот Молли, которая на первый взгляд проделывает лишь вспомогательную работу, на самом деле является героиней, причём в прямом и переносном смысле. Так что 'Неизбранные дороги' могут стать посылом всем сыновьям и дочерям, родителей которых настигла, к большому сожалению, беда болезни. И всё же при таком гуманном построении фильма, нельзя не отметить того, что смотрится он довольно сложно, а порой и, если честно, скучно. Постоянные же отсылки к прошлому Лео будто бы создают сюжетное нагромождение и это очень мешает сосредоточиться на действии, связанном с писателем и его дочкой. И, признаться, музыкальное сопровождение, написанное опять же Салли Поттер очень напрягало. А вот актёрская игра заслуживает похвалы, да и вообще было бы сложно представить, чтобы столь опытные и талантливые исполнители вдруг бы растеряли свои способности и амбиции. Хавьер Бардем не в первый раз играет больного человека и за свои воплощения в лентах 'Море внутри' (2004) и 'Бьютифул' (2009) получил немало номинаций на престижных киноконкурсах. Но в случае с 'Неизбранными дорогами', к сожалению, эти радостные события обошли Бардема стороной и не из-за того, что он лениво сыграл, а потому что до конца глубину его образа прочувствовать не удалось, да и сама лента неровная и несколько сложная для осмысления, скорее она больше стала отображением взглядом Поттер, то есть какой-то личной, нерассчитанной на понимание широкой аудиторией. Эль Фаннинг вообще радует своей игрой, настолько чувственной получилась её Молли. Заметно как актриса от фильма к фильму растёт и обрастает 'мышцами', и в 'Неизбранных дорогах' она прелесть как хороша в своей драматической выразительности, хотя роль на первый взгляд может померещиться какой-то легковесной, но это далеко не так. А наличие Линни и Хайек стало приятным бонусом, если отталкиваться только от обсуждения актёрской работы в 'Неизбранных дорогах'. Но, в целом, при всём уважении к Бардему, Фаннинг, Линни и Хайек, которые точно не отбывали номер в этой драме, всё же привлекательность картины осталась где-то за стеной, и даже понятен её социальный посыл, но в любом случае сама техника постановки, развитие сюжета, отсутствие должным образом прописанных персонажей вводят 'Неизбранные дороги' в разряд проектов, от которых мы вправе был ожидать большего, если ещё и учитывать оригинальность Салли Поттер. 5 из 10
Драма Салли Поттер — это некое экзистенциальное блуждание по местам и не-местам, оказавшимся в обратной дихотомии. Повествование строится больше по принципу поэтического текста, нежели старается найти под собой более менее устойчивый нарратив. Складывается ощущение, что о таком произведении удастся говорить только так же туманно, каким оно является само. И это правда так. Дочь — милая блондиночка, исполненная Эль Фаннинг, имя героини которой осталось в памяти, но не в сознании героя. Она водит отца Лео — героя Хавьера Бардема — к дантистам-окулистам в их холодные медицинские пещеры. И, кажется, она делает это совсем без цели, потому что у папы проблемы не с зубами, а с головой. Блондиночка делает вид, что с папой всё в порядке, потому что она его дождалась. Казалось бы, он должен водить ее по паркам аттракционов, но вместе этого они поменялись местами, и всё сломалось — она ведет его за руку на плановый осмотр. Каждое бесполезное посещение этих не-мест — испытание для всех. Ведь Лео когда-то не прошел самое главное испытание — себя. Потому что реальные места остались только в памяти, а в реальности ему угрожает только урбанистический монстр, Циклоп, которого можно только перехитрить. Эти не-места нужны только для того, чтобы своим цветовым импрессионизмом вызывать всё новые воспоминания о старых местах. - Почему все говорят так, будто его здесь нет? - восклицает дочь, которая приобрела отца, из-за которого теперь теряет всё. Но что если масштаб личности Лео подобен Эгейскому морю, а он реализован в нем на шлюпку? Тогда его, горе Одиссея, и привязывать к карме не надо - русалки сами уплывут от него в ночь на огромной яхте, оставив умирать в одиночестве посреди большой воды. Это море - без берегов, а он в этой внутренней Греции тщетно пытается завершить свой роман. Конечно же, роман о ней — «любви с самого детства». Герой задал своей русалке, напомнившей ему дочку-блондиночку, вопрос: «Сможет ли вернуться мой герой спустя двадцать лет? Ждет ли его кто-то?» Конечно, эта книга 'не о нем', но вместо своего недописанного персонажа он решил вернуться сам. Но если ты принял такое решение, тогда будь готов, что ты умрешь там. Тогда ты умрешь в своем любимом месте памяти, в своей шлюпке, мерно качающейся под луной на волнах темной ностальгии. Сегодня Лео овощ, он не понимает, что с ним происходит, никто не знает где он сейчас. Ясно только одно — он всегда явно не здесь. Он всегда на своей неизбранной дороге прошлого. Его не-места и места поменялись местами. Там, где он должен быть — его нет. Он существует только там, где о нем не осталось и воспоминаний. Там, где тишина, что слышно биение сердца. Но он не Одиссей, он не вернется. Не вернется, потому что вечное возвращение отменяется в невозможности любви. Вечное возвращение отменяется там, где ты не в силах выбирать дороги, потому что они выбраны кем-то другим. И все его Несторы потеряны на пути, и все его Несторы молчат. С ним осталась только Молли, и эту тишину он не может терпеть. В тишине его одиночество. Может быть, в таком случае у блондиночки Молли есть шанс выстоять в роли Улисса? Может быть, у нее получится увидеть мир глазами отца? Фильм только задает вопрос и в конце дает два равносильных ответа.
Мне нравятся тяжёлые драмы и на днях я посмотрела два фильма про деменцию ('Неизбранные дороги' и 'Отец'). В фильме «Неизбранные дороги» (2020) играет мой главный кино-краш Хавьер Бардем, поэтому фильм попал в список к просмотру автоматически. Герой Бардема болен ментально, в его мыслях путается настоящее и прошлое (как реальное, так и вымышленное); при этом никто не отменял походов к стоматологу и прочих рутинных дел. Играть человека с ментальным расстройством сложно: надо быть убедительным и не скатиться в карикатурность. Бардем реалистично показывает процесс постепенного угасания (вспомните «Море внутри» Аменабара и «Бьютифул» Иньярриту); Эль Фаннинг в роли любящей дочери тоже веришь. Режиссёр Салли Поттер перемудрила с поворотами сюжета, поэтому следить за повествованием непросто, но в целом история даёт пищу для размышлений. Сильная тема. 7 из 10