Это короткометражка сделана с пониманием материала, хорошей работой режиссера и оператора, а также колоритными героями в исполнении актеров. Осада крепости Осовец забытый эпизод Первой мировой войны, в последнее время о нем изредка, но вспоминают, и вот пусть и короткометражный, но фильм об одном из эпизодов обороне – «Атаке мертвецов» 24 июля 1915 года. От автора прочтен короткий текст о событиях обороны крепости, показаны будни штурмов и подготовка газовой атаке немцами. И, то что меня очень подкупило в фильме, сам бой снят так, что не остается сомнения почему именно «атакой мертвецов» назвали этот эпизод обороны. До самых глубин души врезается показанный на экране момент наступления немцев вслед за облаком газа, и страх в глазах атакующих, когда с покрытой следами хлора земли, в полный рост, встали русские солдаты и ударили в штыки. Да, с исторической точки зрения, наступление немцев показано не совсем достоверно, но как говорили в одном старом фильме – «сделаем монтаж» и отметим только фактический эпизод. Опять таки зачтем и неплохую графику примененную в фильме и оригинальность решений «ликов войны и смерти», немца в противогазе перед наступлением (когда его увидел раненный солдат) и лежащего мертвого после боя, кровавое отплевывание отравленных легких, зеленый (отравленный) ландшафт. Герои ленты говорят мало, но смотрятся колоритно, хоть для проведших в окопах выглядят чистыми и опрятными, при этом донося до зрителя всю непривлекательную грязь войны. Фильм заслуживает просмотра, есть в нем внутренний нерв и сделан качественно.
В день столетнего юбилея окончания Первой мировой войны, компания Wargaming, являющаяся разработчиком и издателем компьютерных игр, представила основанный на реальных событиях короткометражный фильм 'Атака мертвецов: Осовец'. Выбор события понятен - оно, в силу своих необычных и, можно сказать, эффектных обстоятельств, прям-таки напрашивается на экран. Что ж, попытка в кино игроделов вызвала у своей целевой аудитории преимущественно положительную реакцию. Возможно, подобная реакция и не беспочвенна, но ложку дегтя добавить нужно непременно. Технически сделано вполне добросовестно и на приемлемом уровне. Да, видно, что взрывы и вид наступающей армии с высоты птичьего полета нарисованы с помощью графического редактора. Да, во время открывающей фильм схватки из-за современных методов постановки экшен-сцен вместо волнения и напряжения из-за показанных ужасов и хаоса войны чувствуешь себя совершенно комфортно, небольшое беспокойство вызывает лишь надобность уследить за отдельными микроэпизодами во время происходящей вакханалией. Иногда моменты в слоу-мо затяжные, или неуместные. Но это простительные мелочи. Они искупаются положительными находками, нюансами, решениями. Вид пущенного смертоносного газа, мертвая птица в эпицентре атаки, контрнаступление отхаркивающих кусочки своих легких солдат, и - на десерт - план немецкого солдата в противогазе на фоне кроваво-красного заката и груды трупов. Делай авторы всю короткометражку в комиксной стилистике, когда многое решает визуал, и где позволительно ограничиться условными и утрированными персонажами и ситуацией, а вместо диалогов обойтись лозунгами и афоризмами, могло получиться нечто занятное и имеющее свою прелесть и ценность. Но, амбиции, понимаешь. Историчность не выдержана. Не упомянута и не показана предваряющая немецкую атаку артиллерийская стрельба. Смазано и недоходчиво продемонстрирован нанесенный серьезный ущерб русской армии, многие роты были выведены из строя практически в полном составе, немцам удалось почти беспрепятственно пройти две линии и занять важный укрепленный пункт. Контратакующие, несмотря на кашель кровью, выглядят довольно опрятно и сдержанно, а ведь во многом деморализующий эффект сложился из-за свирепости, исступления, бешенства, чудовищной ярости и озлобления русских солдат. Центральная фигура короткометражки, возглавивший контрнаступление офицер Котлинский пал в бою, но это почему-то (на самом деле потому как нельзя показывать смерть героя, они бессмертны, как и властьдержащие) осталось за кадром. Решили ограничиться упоминанием закадровым голосом (к слову, голос, интонации и дикция у рассказчика мерзкие, нечто вкрадчивое и покровительственное прячется в его речи, заставляющее сомневаться и противиться). Зачем вообще 'облагораживать' внешнюю сторону подвига, малопонятно. Героизм на войне не бывает без крови и грязи, насилия и ненависти, это данность, и в ней нет ничего преступного. Но утаив некоторые подробности, опустив некоторые детали, избавившись от некоторых обстоятельств, - общая ситуация свелась к банальному милитаризму и гордости за военные достижения, а сам характер, дух, нравственность солдата как отдельного индивида оценивается постольку, поскольку удалась битва/война. А получилось так из-за того, что действующие лица этих самих лиц и не имеют. В них нет чего-то личного, искреннего, самостоятельного, проникновенного. За ними не чувствуется истории, характеров. Обрисованы схематично, наделены ничего не значащими в контексте показанной истории характеристиками, - сплошные шаблоны, штампы, стереотипы и банальности. Реализовывай свою задумку авторы в строго в соответствии с нормами комикса - могло и получиться. Но ведь тогда надо показать и нечто неприглядное и кощунственное (на самом деле нет, но многие так воспримут): рассвирепевших солдат, добивающих распаниковавшихся немцев, безумие и ужасы битвы, скатившейся до бойни, смерть героев в конце концов, не за кадром, а именно в нем! Потому что, подвиг, это конечно хорошо, но война полна ужасных явлений и последствий! Написать этот текст я решил, прочитав комментарий на ютубе, что это надо показывать школьникам на уроках истории. Если отбросить восхищение автора комментария, которое могло быть вызвано самими разными причинами, а сконцентрироваться на самой фразе, то хочется спросить: “а зачем?!”. Что должен отсюда узнать школьник, т. е личность, пока еще только формирующая свое мировоззрение. Дату операции, фамилии, фактологические данные?! А какая в этом надобность?! Какая война обходится без таких деталей?! Этому условному школьнику надо проникнуться уважением и любовью к своим согражданам и Родине, и это стоит прививать. Но ведь не с помощью же таких плоских милитаристских зарисовок! Вот, разучились, разучились наши снимать военное кино. Если технически еще получается, бывает и зрелищно, и эффектно, - как и в данном случае - то с идейным и эмоциональным содержанием и наполнением полная беда. Почти всегда всё сводится к милитаризму! Которому я говорю нет!
Совместный белорусско-российский проект – дань уважения всем героически сражавшимся солдатам в той Великой и Забытой войне. К сожалению, не так много у нас фильмов, посвящённых Первой мировой. Даже столетний рубеж тех кровавых событий (который длился целых четыре года) отметили всего несколькими кинопроектами, среди которых мне особо запомнился, конечно, «Батальонъ» и другая белорусская короткометражка «Русский». И вот очередной «юбилей» прошёл, и с горечью придётся отметить – к героическим событиям той войны, прозванной народами «Великой», мы, наверное, опять ещё долго не вернёмся. А жаль. Центральным событием фильма стало применение немецкой армией в ходе очередного наступления в районе крепости Осовец отравляющих веществ – тех самых, что британский исследователь Б. Лиддел Гарт цинично назвал «самым гуманным современным оружием». С подачи европейской прессы этот эпизод вошел в историю под названием «Атака мертвецов». Подвиг защитников крепости Осовец – показательный, долгие годы сознательно предававшийся забвению. Однако мы должны помнить подобные примеры, как помним, например, Брестскую крепость или защитников других застав Второй мировой. «Атака мертвецов. Осовец» посвящён памяти историка и исследователя Максима Свирина, ставшего автором идеи киноленты. Что до неё самой, то стоит отметить явный перевес достоинств. Качественная картинка, грамотно построенные сцены двух атак, не затянутые, но проникновенные диалоги и монологи героев. Этот тот случай, когда сюжет действительно западает в память. Лично меня поразил образ защитников – в особенности центральный – подпоручика Владимира Катлинского. Актёр Иван Добронравов сумел достойной передать свой персонаж: не столько диалогами, сколько поведением в кадре. Итог: фильм, который заслуживает просмотра. Очень жаль только, что это не полнометражный проект – вышла бы достойная лента для кинотеатров, поскольку там она бы возымела ещё больший эффект. С интересом отметил, что, не смотря на то, что фильм снимала всемирно известная компьютерная компания «WarGaming» самих спецэффектов в кинокартине не так много. Есть правда некоторые оговорки диктора за кадром – в августе 1915 года, когда немцы предприняли решающее наступление на крепость Осовец, война никак не могла идти «уже полтора года» - это знает любой. 10 из 10