Это моё третье знакомство с фильмами, которые адаптированы по книгам писателя Курта Воннегута мл. (первыми двумя стали «Завтрак для чемпионов» и «Бойня номер пять»). После них я отчётливо понял, что с произведениями этого литератора я ознакомлюсь только в случае крайней необходимости. Если можно привести такую параллель, то Курт Воннегут мл. — это как Дэвид Линч только в литературе. Его надо понимать, надо вчитываться, надо задумываться, только не простыми путями, а надо это делать витеивато, нестандартно. Я читал несколько выдержек из произведений Курта Воннегута мл. и даже они легко не даются для осмысления. Но именно этот фильм, «Мать-ночь», мне понравился больше из всех трёх. Сама идея была подана так, что и не знаешь, как же относиться к главному герою. Его зовут Ховард Кэмпбелл (Ник Нолти), он американский писатель. Во время Второй Мировой войны он выступает по радио на стороне нацистской Германии, носит на рукаве повязку со свастикой, а речи его пропитаны национал-социалистической идеологией и они повергают в шок. Но, оказывается, он американский шпион и таким образом он передаёт секретную информацию американским спецслужбам. Зная неоднозначность Курта Воннегута мл., то можно подумать, что всё происходящее — это галлюцинации главного героя, построенные посттравматическим синдромом после гибели жены Хельги (Шерил Ли). Поэтому до самого финала ждёшь чего-то такого, что перевернёт весь взгляд на картину. «Мать-ночь» (это название взято из цитат Мефистофеля из «Фауста») я принял как внутренний конфликт одного человека. По всем внешним признакам Ховард Кэмпбелл — это замкнутый человек и никакая публичность его не привлекает. Он создаёт собственный мир для себя и жены, назвав его «Рейхом двух», но тем не менее выступает на радио, что же это значит? Таким образом, показана неоднозначность, вторичность человеческой натуры. Для Кэмпбелла само участие в войне на той или иной стороне — это вызов способности доказать, что он не социопат, но внешний мир расставляет свои акценты, особенно когда погибает Хельга. По-своему какая-то радость наступает, когда у Кэмпбелла внезапно появляется друг — Джордж Крафт (Алан Аркин). И всё же в этой дружбе появляется что-то относительное, я бы даже назвал это иррациональностью, отсутствием каллиграфии в обыденной жизни. Во всём этом просматривается столкновение логики, нравственно-социальных устоев и замкнутости человека, который отрицает эти устои, но не отрицает жизни за границами своего внутреннего мира. Это сложные пласты психологии, но по-другому сложно представить себе действо, созданное из-под пера Курта Воннегута мл.. Картина движется с несколько равным темпом, нас, как зрителей, в течение нескольких минут могут перебросить с одной сцены к другой, затем к третьей, потом вернуть в непредсказуемом порядке. Конечно, для восприятия это сложно, тем более, что эти перескоки могут отличаться и географически и по времени пребывания главного героя и по его психологическому состоянию, даже по реальности и абстракции. Но могу утверждать, что весь этот калейдоскоп достойно вынес Ник Нолти, который, напомню, сыграл главную роль. Если призадуматься, то лучше его на кандидатуру Ховарда Кэмпбелла никто и не походил: он американская мечта нацистов, если позволите так выразиться, — блондин с голубыми глазами и нордической внешностью, истинный ариец, но в нём есть что-то такое, что отличает его от общестереотипно принятых признаков нацистов. Ник Нолти сыграл сильно и это — одна из лучших его драматических ролей. Отмечу, что затем Нолти сыграет ещё в одной картине по Курту Воннегуту мл. — в «Завтраке для чемпионов» и там он будет опять лучшим. Если честно, то меня мало убедила Шерил Ли. Может вспомните музу Дэвида Линча с его культовой мистикой «Твин Пикс: Сквозь огонь»? Так вот это да девушка, которая сыграет Лору Палмер! Вот Вам ещё одна неожиданная параллель с оригиналом от кинематографа Дэвидом Линчем. Но, как сказал, Шерил Ли не убедила меня. Она слишком переигрывала, что от естественности не осталось практически и следа. Она ведь трагический персонаж, можно сказать роковой, но она была как чёртик из табакерки, появлялась внезапно, делала всё, чтобы у главного героя начиналось психическое расстройство. Прям не знаю хорошо или плохо, что Ховард Кэмпбелл полюбил её. «Мать-ночь» — кино далеко не для всех, многие уже после первых кадров захотят выключить его, но те, кто любят оценить, взвесить, покопаться в психологии картиной будут удовлетворены, настолько это неоднозначная лента. 7 из 10