Легенда о Зелёном рыцаре: отзывы и рeцензии

Вкушающий
Вкушающий21 августа 2021 в 07:24
Из мальчишек в мужи путь

- Поль! Пришли мне какой-нибудь новый роман. Только, пожалуйста, не из нынешних. - Как это? Гран мама? - То есть такой роман где бы герой не давил ни отца, ни матери. И где бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников. - Таких романов нынче нет. Не хотите, разве только, русских? - А разве есть русские романы? Пришли, батюшка, пожалуйста. Пришли. «Пиковая дама», 1982, реж. И. Масленников Кино полное сумрака. Без принятого, признанного ныне драйва. Мрачное в своих очертаниях. Медленное до заторможенности. Мифотворчеством, эпосом из глубины веков дышащее. В отличии от нас нынешних, наши недавние предки постигали мир посредством романов, баек, басен. Оттого то и были столь велики традиции почитания старших — больше прожил, больше знает, больше видел, о многом может поведать из кладовых собственной памяти черпая. Собравшись вблизи — внимательно слушали рассказы. Проникновенно ловили слова зачитываемых текстов из книг. И миры, один краше другого открывались в причуде таинств. Сказки оживали. Нынешние «Дракула», «Франкенштейн», «Призрак Оперы» — это всё выходцы оттуда, издалече, из близкой вчерашней реальности. Ими упивались, ими наполняли сосуды своих ниш внутри пращуры. У Александра Сергеевича Пушкина в «Пиковой даме» старая графиня как раз и просит внука прислать для развлечения новое чтиво. Роман. «Легенда о Зелёном Рыцаре» — это смесь готического и рыцарского романов. Готическая литература отражена режиссёром тут в полной мере. Именно она несла в себе нотки мистического, атмосферой ужаса замкнутого пространства пронизанная. Ныне, автор культивирует эти приёмы щедро воплощая задумку. Сгущающийся туман, одиночество путника, неизвестность, притаившаяся за поворотом, вопросы жизни и смерти, наивность доверия, платформой фильма. Средневековье чистой воды. Что деется там вдали, за собственным огородом — неизвестно. Тьма. Тайна. Вышел, в полное неведение плена попал. От кого из прохожих можно ждать подвоха? Кому можно довериться и доверять вообще? Когда то давно, замки в холоде красок привидения пробуждали. Магия, колдовские ритуалы вплетались в сумрак кирпичной кладки, интригой таинств потчуя. Скелеты из шкафов, как говорят теперь, жертвами, кровью пугали. Свои секреты, величественные резиденции преподносят и нам… Иная чаша весов повествования — дань рыцарскому роману. Сага в духе приключенческой классики, как сказали бы теперь. Подвиги воспеваются, доблесть отмечается на поле брани ли, в турнирном соперничестве… и дама сердца, конечно же, тоже где-то совсем-совсем рядом. Ждёт. Печалится. Горюет. А дарит свою благосклонность — истинному герою. Вернулся — стало быть возмужал, уцелел — стало быть созрел… ума-разума набравшись. Дремучим бором, темной чащею — старинный замок окружен, Там принца ждет принцесса спящая — погружена в покой и сон. Принцесса спит сто лет, сто лет, а храбреца все нет и нет! И если рыцарь не найдется, принцесса так и не проснется… Странствия уготованы персонажу картины. Из утлого мальчишеского мирка в дальнюю дорогу направляется он. Воином зрелым предстоит вернуться в родную обитель. Или голову сложить где-то на чужой стороне. Приняв вызов в самом начале — лишь тешится, юность свою пестуя перед окружением. Отсёк голову «проходимцу», тому самому Зелёному Рыцарю — лишь раззадорил соперника, согласился на условия отложенного на год долга. Ибо подхвачена головушка и приставлена на плечи чужеземцем. Сразиться «с драконом» во второй раз, предъявить себя один на один, без поддержки, без зрителей благосклонных это и есть проверка — чего стоишь на самом деле. Вязко? Так и есть. Но это рыцарский роман в экранизации. Не забывайте об этом. Тогда и время текло по особому. Как никак рубеж V-VI веков перед нами. Король Артур благословенностью поклона к герою. «Естественный свет»(2020) венгерского производства точно в таких же лекалах выдержан. Только «рыцарь» там более «осовременен». Да и «подвиги» иного характера. 6 из 10

almat797
almat79720 августа 2021 в 19:14
Сказ о том, как рыцарь Круглого стола за честью ходил

Рыцари Круглого стола во главе с королем Артуром (Шон Харрис) празднуют Рождество в замке Камелот, однако сабантуй не долго идет по плану. Двери в королевский зал распахиваются и внутрь въезжает Зеленый Рыцарь (Ральф Айнесон) верхом на лихом коне. Не обращая внимания на всполошившихся хлопцев, он предлагает королю сыграть в игру. Правила просты: любой из людей Артура может нанести Зеленому Рыцарю удар мечом в любую область тела, но взамен тот отплатит ударившему той же монетой ровно через год в месте, находящемся в нескольких лигах пути от Камелота и именуемом Зеленой Часовней. Сыграть в забавную игру вызывается молодой сэр Гавейн (Дев Патель), приходящийся королю племянником, и яро сносит буйную голову с плеч Рыцаря, которая с грохотом валится на пол, отлетев от туловища. Туловище тоже падает ниц, но ненадолго: павший воин поднимается на ноги, подбирает головешку, напоминает слегка ошалевшему Гавейну об условиях игры, и величаво покидает королевскую залу. Теперь родственнику короля не позавидуешь: время летит быстро, и секир-башка не за горами. Визуал Оператор Эндрю Палермо проделал большую работу: виды средневековой Англии, демонстрируемые с экрана, поистине впечатляют величавой красотой и угрюмой монолитностью: природные красоты прекрасны в своем молчаливом равнодушии к человеку. «Легенда о Зеленом Рыцаре» выглядит довольно стильно и даже величаво. Творческая братия художников также поработала на славу: костюмы не отдают дешевой «анимэшностью», и средневековье чувствуется в каждом кадре. В фильме Дэвида Лоури не увидишь красочный фэнтезийный мир; атмосфера здесь мрачная, местами гнетущая. Это темное фэнтези во всех смыслах. Лоури не первый раз работает со студией «Weta Digital», на счету которой создание визуальных эффектов для десятков фильмов, от «Властелина Колец» до недавнего «Отряда Самоубийц». И здесь надо признать, что эффекты в «Легенде…» на высоте. Все, встреченные сэром персонажи смотрятся вполне себе неплохо, а некоторые даже завораживающе. Актеры и роли Дев Патель больше смахивает на испанского конкистадора, нежели на племянника короля Артура (что немудрено: в его венах течет индийская кровь), но это не провоцирует в голове когнитивный диссонанс. Патель выглядит уверенно. Он исполнил сложную роль: Гавейн — герой неоднозначный, и едва ли его можно назвать положительным. Джоэл Эдгертон красуется хитрым и по-отечески добрым ленинским прищуром, Алисия Викандер исполняет сразу две роли, с блеском справляясь с обеими, а Ральфа Айнесона особо и не разглядишь в Зеленом Рыцаре за гримом и графикой. В персонаже Айнесона присутствует особый шарм, но экранного времени у него не так много, как хотелось бы. Режиссерское видение Фильм Лоури — киноадаптация средневековой поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Поэма эта несет в себе уйму скрытых смыслов, аллегорий, посылов и символизмов… Но какое это все имеет значение, если «Легенду…» просто скучно смотреть? Даже если подавить стойкое желание заснуть ближе к середине фильма, и досмотреть-таки его до конца — велик риск не понять сложную задумку режиссера. Будучи не знакомым с первоисточником (хотя бы приблизительно), разобраться в происходящем на экране сложно. Тем более, что Лоури много чего добавил от себя, решив, видимо, разнообразить историю. Видение им поэмы XIV века довольно необычное. Он отошел от канона, и это не пошло на пользу. Многие смыслы, которые успели найти в средневековом стихотворном произведении английские лингвисты, философы и прочие исследователи всего на свете, размылись и стали не вполне ясны: трактовать происходящее в «Легенде…» можно не только двояко, но и трояко. На протяжении всего фильма по ушам долбят заунывные завывания; то ли церковные, то ли еще чьи-то. Что бы ни происходило с досточтимым Гавейном — саундтрек один: вой. Скачет сэр на коне — воют, бредет сэр по лесу — воют, видит сэр призрака — воют, встречает сэр великанов — воют. Великаны, кстати, тоже воют. Дэниэл Харт — хороший композитор (кто бы спорил), но что-то пошло не так. Итог Эпично, но скучно; красиво, но затянуто; фантазийно, но временами попахивает неадекватностью. Вряд ли стоит идти на «Легенду…», преследуя цель отдохнуть и расслабиться под воинственный скрежет рыцарских мечей: «экшона» в картине Лоури нет. Зато полно хоть и эстетичной, но не слишком внятной философии, основанной на мифах кельтов, саксов, бриттов и еще бог знает кого. Компания «А24» любит финансировать кино не для всех, что и подтверждает в очередной раз. «Легенду…» тащит на себе визуальный ряд и актерская игра, а вот наполнение прихрамывает. Во всяком случае — на мой взгляд. В общем, не зацепило. 5 из 10

Hyb1to
Hyb1to20 августа 2021 в 14:26
Дихотомия природы, мужества и секса. Рецензия на фильм «ЛЕГЕНДА О ЗЕЛЁНОМ РЫЦАРЕ»

«Легенда о зелёном рыцаре» от сценариста и режиссёра Дэвида Лоури — удивительная сентенция образов, переплетающихся в единое целое и образующих особую кинематографическую магию из метафор и символов. Экранизация аллитерационной поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» за авторством Лоури имеет целый ряд существенных достоинств, способных возвести картину в статус культовой, но всё же дотянуться «Рыцарю» до чувственности шедевральной «Истории призрака» не позволяет его чрезмерная претенциозность. Лоури, будучи мощным визионером, слишком сильно заигрывается с формой ленты, стараясь сделать её столь же глубокой и многогранной, какой и остаётся оригинальная поэма неизвестного автора по сей день. Фильму всё же не хватает местами содержательного наполнения, которое Лоури старается перекрывать причудливым монтажом и потрясающей работой с камерой, сценарно продолжая рассказывать простую историю. Костыли сюжета Лоури оставил на своих местах, перенеся поэму почти дословно на экран, добавив в оригинальный сюжет парочку новых персонажей и событий от себя. Во время пиршества в честь Рождества в Камелот прибывает загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает королю Артуру (Шон Харрис) пари: любой из его достойнейших рыцарей может ударить его топором при условии, что ровно через год и один день он нанесёт такой же ответный удар, будь-то царапина или отрубленная голова. Вызов принимает молодой Гавейн (Дев Патель) — смельчак, не имеющий за своими плечами никаких рыцарских подвигов, а потому, желая заслужить себе репутацию героя среди рыцарей круглого стола, принимает вызов. Одним ловким ударом у него получается отрубить голову мистическому гостю, однако тот встаёт, поднимает свою голову и напоминает Гавейну о встрече через год, после чего удаляется, оставив шокированного юного рыцаря наедине со своими демонами. С этого момента начинается эпическое путешествие Гавейна по богатому на разнообразные образы и символы миру фильма, пытающегося найти не только ответы, но и обрести на своём пути честь и мужество. И именно внутренняя битва главного героя с самим собой и образует ту самую эпичность, которую некоторые ожидают от «Рыцаря» совсем не в той форме, в какой она по итогу предстаёт, ошибочно готовя себя к классическому фэнтези о рыцарстве. Главная битва идёт глубоко в главном герое, в нём сражаются надменный мальчишка и достойный рыцарского титула мужчина. Потому история Гавейна не изобилует пафосными речами и битвами на мечах каждые десять минут — режиссёр отдаёт всё время фильма его главному герою: напуганному, эгоистичному, и, несмотря на страхи, всё же способному взглянуть в глаза смерти и принять неравный бой не только со своей судьбой, но и с матерью природой, пожирающую всё сущее. На протяжении медитативных 130 минут Гавейн Дева Пателя то прогрессирует, то регрессирует, из-за чего в начале и в конце зрителя действительно встречает две совершенно разные личности в теле одного человека. Пателю отлично удалось показать все метаморфозы своего героя не только благодаря своим речевым способностям, но и при помощи языка тела. Гавейн подобен избалованному ребёнку, которому приходится сойтись в неравной схватке с последствиями взрослой жизни один на один. Герой сталкивается с противостоянием христианства и язычества, встречает попутчика в виде говорящего лиса и пересекается с великанами лишь для того, чтобы сразиться в финале своего пути с самим собой. Гавейн в исполнении талантливого Дева Пателя — лучшая роль, один из самых ярких и многогранных персонажей в карьере 30-летнего актёра. Сама история Гавейна через призму Лоури ощущается простой и весьма прямолинейной притчей, напоминая сказку о рыцарской чести, которую мать рассказывает своему ребёнку перед сном в новогоднюю ночь. Это ничуть не портит восприятие от столь серьёзной и взрослой картины в целом, однако постмодернистский подход Лоури к повествованию, когда режиссёр начинает буквально заигрываться в Тарковского, чьим фанатом он и является, у зрителя появляются вопросы буквально на пустом месте из-за целого ряда странных монтажных решений. Монтаж активно пытается сделать фильм сложнее, но он именно пытается, а не делает. Де и в целом, монтаж — самая слабая черта ленты. У «Легенды о зелёном рыцаре» полностью отсутствует понимание того, что такое темп и ритм — он просто игнорирует всё это. Одна часть фильма изрезана словно в салат, другая — изобилует затянутыми эпизодами ради смакования красивого кадра. Местами именно монтаж и привносит претенциозность в историю ленты, особенно когда режиссёр совмещает одну сцену с совершенно другой, чтобы один образ комментировал или же «обогащал» другой. Самой же сильной стороной выступают великолепная атмосфера и не менее фантастическая операторская работа Эндрю Палермо («История призрака»). Лента выглядит невероятно стильно, с глубокой проработкой цветовой палитры и грамотной игрой со светом. При этом сама камера редко занимает какие-то невероятные или же технически сложные ракурсы — в этом плане картина остаётся очень приземлённой, как и сам главный герой. Манера съёмки во многом напоминает «Восхождение в Вальгаллу» Николаса Виндинга Рефна, особенно во втором акте. Зритель почти всегда смотрит на мир фильма снизу вверх, благодаря чему Гавейн ещё сильнее воспринимается как маленький человек, «затерявшийся» в большом и жестоком мире мистики и магии, утопающих в музыке Дэниэла Харта с фольклорными мотивами средневековья. Реже встречаются кадры сверху, снятые с высоты птичьего полёта, которые работают всё на ту же идею — показать героя слабым и уязвимым. «Легенда о зелёном рыцаре» — изнуряющее путешествие по самым мрачным закоулкам человека, рассказанное через призму истории неоднозначного молодого рыцаря, в канун Рождества отправившегося искать честь и мужество. Заслуживший доверие со стороны студии А24 и любовь зрителей после «Истории призрака» режиссёр Дэвид Лоури не упал в грязь лицом и если не сделал второй шедевр в своей карьере, то, как-минимум, подарил ему достойного наследника. Именно авторским почерком режиссёра этот фильм и ценен прежде всего. И если одних видение постановщика точно оттолкнёт, другие возведут фильм в статус культового после первого же просмотра, то третьи вовсе будут крутить пальцем у виска, оставшись в полном недоумении от увиденного. Но разве не такой реакции стоит ожидать от картины, в которой главный герой ныряет в пруд за отрубленной головой, разговаривает с лисой и заканчивает своё путешествие феерической интерлюдией, возвышающую визуальное пиршество кинематографа на вершину искусства, сотворив тем самым свой уникальным мономиф о становлении мужчины. 8 из 10

Парень с гитарой
Парень с гитарой25 августа 2021 в 18:06
Невероятно красивый, но пустой фильм

Сразу скажу, что у меня были довольно завышенные ожидания на этот фильм, так как я ещё с самого детства являюсь большим поклонником как дарк-фентези, так и мифов артуровского цикла. Я готов пожирать буквально что угодно, лишь бы там было тёмное фентези и наивно-идеализированная куртуазная тематика. Поэтому меня не отпугнул даже индус в главной роли. Ибо, во первых, Пастель принадлежит к той группе индийских народов, которые легко могут сойти за южного европейца и на это можно закрыть глаза, а во вторых, в фильме отсутствуют попытки в реализм как таковой. Да, большинство актёров британцы (даже сам Пастель) и авторы упорно хотели достичь какой-то аутентичности, но это всё ещё сказка с артхаусным луком, которая с самого начала не претендует даже на тот условный уровень средневековой реалистичности, которые вы могли видеть в других фентези вроде Властелина Колец. Проблема в фильма в другом. На самом деле, у него довольно много плюсов. Актёры отлично играют свои роли, визуал просто невероятный, как с точки зрения фентезийных, так и с точки зрения хоррор элементов. Как для его артхаусности и авторкости, фильм на удивление очень легко смотреть и рассматривать, я могу сказать это без тени сомнений. Но при всём вышеупомянутом, фильм попадает в типичную ловушку позднего бёртоновского творчества — за всей этой красотой и качеством исполнений практически отсутствует какой-либо большой смысл. Оригинальную поэму до сих пор исследуют со всех возможных углов, находя в ней всё более новые смыслы (начиная от религиозной метафоричности и заканчивая гомосексуальными или феминистическими трактовками), наш же фильм просто крайне поверхностно, последовательно воспроизводит её события. Настолько поверхностно, что большая часть подсюжетов фильма буквально является лаконичной визуализацией возможного их краткого описания. Да, иногда сценарии содержат минимум описания, чтобы дать волю потенциалу и фантазии режиссёра, но многие сцены фильма буквально состоят из показанных шедевральным визуалом простейших «Герой подошёл к монстру, монстр *сделал действие*'. Большинство этих сцен действительно невероятно красивы и оставляют в впечатлении, но за этим нет ничего глубокого или осмысленного. Многое вообще открыто опускается, заставляя вас чувствовать, что вы либо пропустили внушительные куски фильма, либо авторы просто промотали время до следующей сюжетной арки. За весь фильм это происходит не менее двух раз, не учитывая один из подсюжетов, который буквально ни к чему не приводит. Да, в одном из сюжетных «испытаний», ГГ чуть ли не буквально говорит «нууу… окей» и уезжает. Что, зачем, почему? Этот подсюжет просто был. Не буду кривить душой и прямо скажу, что лично мне фильм понравился. Он идеально сыгран и снят, смотреть его самое настоящее наслаждение. До такой степени, что как говорят, «сделай скриншот и повесь на стену/поставь на обои рабочего стола». Но это потолок этой работы как культурного контента и я предлагаю оставить надежду всякому, кто ожидает от этого фильма большого авторского смысла и пищи для размышлений. 7 из 10.

Alexey1993nikitenko
Alexey1993nikitenko6 сентября 2021 в 10:53
Молодец. А теперь голову с плеч.

В целом. Фильм можно отнести к тем редким примерам, когда основной задачей производства не было понравится всем и вся и как следствие собрать солидную кассу, а скорее внести вклад в киноискусство, иначе объяснить выбор столь специфической тематики и манеры показа, сложно. Отчего данную картину стоит рекомендовать в 1 очередь людям, уставших от заеденных 1 разовых лент, любителям символизма и исторического романизма. В данной ленте вы не найдете ни боевых сцен, ни высокой динамики повествования, ни однозначного понимания событий, ни привычного финала, это стоит учесть если все же решились начать смотреть данную картину, дабы не разочароваться после просмотра в увиденном. Сюжет. Предлагает ко вниманию зрителя свою трактовку поэмы 14 века от неизвестного автора о Зеленом рыцаре и сэре Гавейне. Перед просмотром также рекомендую ознакомиться хотя бы вкратце с оригиналом, т. к. много вещей в фильме от него отличаются, делая акцент на 1 из основных его идей, а именно идеи самосовершенствования, преодоления себя, ухода от страха и приобретении веры в свои духовные силы. Фильм больше напоминает притчу и трактовать многие сцены можно с разных сторон и как следствие, приходить к разным мнениям и выводам, интуитивно перенося все происходящее на свою проекцию личности. Актерская игра. Прекрасно играет Дев Патель, делая своего героя настолько живым, что несложно представить на его месте себя или своих знакомых. Также хочется отметить Алисию Викандер, Джоэля Эдгертона, Шона Харриса, Ралфа Айнесона, Эрин Келлиман и Барри Кеогана. Операторская работа и дизайн. Жизненно важные составляющие ленты, делающие ее не похожей на многие другие фильмы. Сразу бросается в глаза очень медленная смена ракурса и, как следствие, неспешность происходящих событий. Также стоит отметить игру со светом, в каждом эпизоде преобладают свои тона, задавая определенный настрой и разделяя фильм на определенные этапы. В кино немало деталей (от одежды до нумерации героев в кадре), которые не сразу заметны но имеющие свою роль и символизм. Итого. Очень неожиданно было найти в кинопрокате подобный фильм, особенно на фоне обилия популярных многосерийных 1 разовых кинофраншиз. Приятно, что подобные «белые вороны» еще встречаются в сфере большого кино.

Taloula
Taloula7 сентября 2021 в 21:21
Шикарно страдающее средневековье: картина Лоури «Легенда о Зеленом рыцаре».

Вспомним, чем более всего была заметна картина Дэвида Лоури — «История призрака» (2017) — A Ghost Story. Герой-призрак (Кейси Аффлек), застрявший на века там, где был его дом, весь фильм наблюдает за течением жизни, которая проходит мимо, а героиня Руни Мары около 11 минут сидит на полу и ест пирог. Смогли выдержать подобную «тягомотину» и понять, в чем художественный замысел? Тогда «Легенда о Зеленом рыцаре» станет настоящим подарком, особенно для визуалов. То, что сразу бросается в глаза зрителю: общая картина, игра света и теней, яркость и контраст, композиция кадра, шикарная операторская работа и мастерство монтажа. Невольно приходят ассоциации с фильмом Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» — Blade Runner 2049. Фильм — киноадаптация довольно известного рыцарского романа «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», а значит, мы увидим не раз экранизированные, но переосмысленные испытания сэра Гавейна на верность рыцарским правилам или на их актуальность для героя. Если заходит речь о рыцарях, то вспоминается присказка «без страха и упрека» — именно такими представляются рыцари Короля Артура. Однако на рождественском ужине в замке мы видим весьма погрузневших рыцарей и едва походящего на живого, пергаментного вида Артура, желающего услышать хоть какую-нибудь еще славную историю о подвигах. Но за круглым столом такие истории уже давно некому рассказать. Многие критики оспаривают принадлежность оригинального романа к рыцарским ввиду отхода от самих канонов рыцарства: герой (Гавейн) предстает человеком, лишенным каких либо сверхспособностей, он не идеален, а человечен и реалистичен, противопоставлен застоявшемуся Камелоту и в целом рыцарскому укладу. Гавейн (Дев Патель) в фильме еще не посвящен в рыцари. Беспутно проводит все время с куртизанками и вином. Роковая встреча с Зеленым рыцарем погружает героя в уныние, ведь на то, чтобы прославиться и не ударить в грязь лицом, ему остается один год. Но вот и настает тот час, когда будущий рыцарь должен отправиться в авантюрное путешествие, чтобы испытать себя и вернуться со своей славной историей, ведь он не может поступить иначе. А не может он поступить иначе, потому что вырос в рыцарской среде и должен соответствовать всем канонам средневековой маскулинности. Отстрадавшее себя рыцарство и приходящее на смену магии и язычеству угрюмое средневековое христианство задают аудиовизуальный ритм фильму. В промозглые пейзажи врывается шафрановый плащ Гавейна, а подводный мир вдруг наполняется красным цветом. Яркий и теплый желтый свет заполняет реку, на другом берегу которой начинаются владения Зеленого рыцаря. Хоровое пение и звуки природы переплетаются и спорят друг с другом, желая ужиться в одном мире, который теперь для героя поделен надвое. Забавна и речь героев: порой персонажи изъясняются вполне себе современным языком, не брезгуя жаргоном. Призрак, великаны, магия, волшебный пояс и говорящий лис соседствуют с искусством дагеротипии, которое появится много позже, намекая на то, что будущее возьмет свое и с прошлым во многом придется проститься. Зеленый рыцарь в отличие от книжного красавца в зеленом плаще, предстает перед нами в образе, пардон, дедушки Грута из «Стражей галактики» («Guardians of the Galaxy»). Не самое удачное решение, на первый взгляд, но так режиссер поднимает проблему экологии: рубанул дерево — готовься к последствиям. Дэвид Лоури, изменил или «улучшил» детали романа, адаптировав под современного зрителя. В одной из сцен он объясняется со зрителем: героиня Алисии Викандер (Леди) в разговоре с Гавейном лукаво заявляет, что она записывает или переписывает истории и иногда «коль я вижу, что можно улучшить, я улучшаю». Леди выступает своеобразным «голосом» режиссера, говоря о зеленом цвете: его символичности, жизни и смерти, упадке и возрождении, о силе природы. Она же искушает будущего рыцаря, который, в отличие от оригинала, с треском проваливает испытание. Удалось ли режиссеру сделать нечто провокационное из старого романа? Скорее нет, но это, несомненно, одна из красивейших картин последнего времени. U.K.

Ruslan Avdonin
Ruslan Avdonin7 сентября 2021 в 14:33
Game Over.

Фильм Дэвида Лоури основан на одной из самых известных средневековых новелл серии «Рыцари круглого стола»: «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Эта история случилась под Рождество. Гавейн — рыцарь и племянник Короля Артура. Славный парень, любимец женщин и кутила. Только вот не герой. Нет у него багажа историй, которыми можно поделиться за круглым столом. Негоже такое рыцарю и наследнику Артура. Переживает Гавейн, переживает его мать (волшебница, сильно смахивающая на Моргану), переживает король, переживает королева. Все хотят помочь, подтолкнуть рыцаря к его судьбе. Какой судьбе? Судьбе рыцаря, героя, того, о ком сложат легенды. Ощущение, что не сам человек порождает за собой легенды, а сами легенды определяют человека. Судьба идет на встречу. Появляется муж, покрытый древесной корой. Он и есть — Зеленый рыцарь, который предлагает собравшимся ударить его мечом, однако через год им придётся держать равный по силе ответ. Все молчат. Они и так герои. Они уже не молоды. Сам король был рад, но он старец и уже просто миф, а не рыцарь. Все очевидно. Только Гавейн. Он и бросает вызов и отрубает гостю голову. Тот же поднимает ее и уносится прочь, крича и смеясь. Он ждет встречи через год в Зеленой часовне для ответного удара. Год пролетел быстро. Жизненный круг проскользнул через череду хвалебных речей, попоек, восхищения мирян, кукольных представлений. Еще один герой. Благородный рыцарь Гавейн и уже его собственная легенда о Зеленом рыцаре. Но то сказка, а есть жизнь. В ней надо платить и возможно самой высокой ценой — жизнью. Все ждут, мир ждет. Ему нужны герои, а не трусы. Артур шепчет: «помни — это все игра». Да игра, но кто сказал, что игры менее реальны, чем жизнь. Игра становится судьбой, как только ты вступил в нее. Рыцари становятся заложниками своего предназначения пусть даже они этого не всегда хотят. «Зачем быть великим, если можно быть просто хорошим», — шепчет Гавейну Эссель, возлюбленная простолюдинка. Отвечу за него — не всем этого достаточно. Отрубил голову, вступил в игру и твоя жизнь уже не может быть простой. Гавейн пускается в путь. Встретит он много бед, препятствий и не все он пройдет достойно. Наш рыцарь немного трусоват и нерешителен. При этом он благороден и чист в помыслах. Вполне нормальный коктейль для хорошего человека, но не для идеального рыцаря. Он почти погибает, помогает умершей деве, почти поддается соблазну с чужой женой (изощренная порочная игра Алисии Викандер, исполнившая в фильме две роли), отдает похищенный поцелуй обманутому мужу (здесь режиссер отдает дань гомосексуальным мотивам, присутствовавшим в отдельных трактовках легенд о Рыцарях круглого стола) и достигает цели. Зеленый рыцарь дождался и готов нанести удар. Готов ли его принять наш герой? Ответ на этот вопрос и составляет смысл его жизни. Фактически наш рыцарь прошел полный жизненный круг: от момента Рождества (начало и конец истории происходит именно в этот главный христианский праздник) и заканчивая своей возможной смертью. Круг имеет принципиальное значение в фильме и, конечно же, в самой истории. Повествование идет по кругу, год замыкает круг, зеленый охранный пояс, полученной от Леди-хозяйки замка, образует круг, все рыцари Камелота сидят за круглым столом. Сама история наполнена символами и смыслами. Так, зеленый цвет вынесен в заглавие истории и противопоставлен всем другим цветам. В фильме устами Леди, хозяйки замка, дано объяснение силы «зеленого». Это цвет, который дает жизнь и ее же отбирает. Он сильнее всех других цветов. Гавейн надевает зеленый пояс и склоняет свою голову перед Зеленым великаном. Перед концом красным всполохом у рыцаря возникает видение иной жизни, которая могла бы быть. Явная отсылка к фильму «Последнее искушение Христа» Скорсезе и христианской идеологии. Рыцарь приобретает черты мессии, которому уготовано великое и страшное будущее в противовес простой земной жизни. Гавейн проживает этот миг, равный целой жизни, и приходит к другому концу, который ему не предназначался. Ужас осознания неотвратимости судьбы и помогает принять решение. Зеленый ведь всегда побеждает. Режиссер, на мой скромный взгляд, не смотря на некоторые отхождения от канвы истории, попытался донести до зрителя отдельные признанные трактовки мифа. Здесь есть и прямые отсылки к христианству с его поиском чистоты и нравственной основы жизни человека, его служению духовному идеалу. Гавейн должен пройти все искушения (тщеславие, распущенность, предательство, похоть) и принять свою судьбу. Путь к Зеленой часовне — Голгофа. Есть и обращение к истокам феминизма. Женщины в фильме выполняют не просто роль подруг/спутниц героя. Они искушают мирской жизнью или наоборот пороком (не случайно обе роли играет одна актриса). Мать Гавейна, не то колдунья, не то добрая волшебница, и Королева подталкивают его к реализации великого предназначения. Чем Вам не история падения Адама и Евы. Женщины провоцируют, искушают и спасают героя. Есть в фильме и взгляд на историю с позиции современности. Каков смысл в рыцарском романе? Идея «рыцарства» имеет значение для нас или это просто покрытый зеленой плесенью артефакт ушедшей эпохи? «Помни — это все игра» — напоминает нам режиссер устами дряхлого Артура (да Артур ли это). Возможно, мы читаем эти романы, смотрим прекрасные гравюры, слушаем оперы Вагнера и смотрим экранизации, также как ребенок играет в игрушечных рыцарей. Ответ здесь неважен. Главное задуматься. Мне не хватает ресурсов и знаний, чтобы объяснить с технической точки зрения эффект, который производит фильм. Зритель входит в картинку и его самого как будто поглощает мир Зеленого рыцаря. Видения в кадре то пронзительно точны и ярки, то становятся туманом и неразличимыми тенями. Мы кружимся вместе с камерой по зеленому лесу на 180 градусов и проживаем за считанные секунды жизнь героя, а может быть и свою собственную. Мы падаем вместе с ним в ледяные воды и оказываемся в ином ярчайшем измерении. Гавейн не знает где явь, где сон. Не знаем это и мы. Все это продукт революционной студии А24, которая уже подарила нам визионерские шедевры «Маяк» (2019) и «Ведьма» (2015). Студия умеет давать жизнь внутренним демонам режиссеров и актеров. Да это попросту магически красиво. Зачем вообще человечество складывает эти мифы, а потом через сотни лет ищет им объяснения. В тексте я попытался поискать ответ и даже нашел его для себя.

Erdagan
Erdagan26 августа 2021 в 20:42
Нанеси удар, а потом получи ответный.

Зелёный Рыцарь заявился в Камелот незванно, да ещё под Рождество, бросив рыцарям Круглого стола особый вызов: кто решится нанести мне удар и принять ровно через год такой же ответный? Вызывается сэр Гавейн, одним ударом срубающий неведомому гостю голову. Подняв её при публике, незваный гость берёт и уезжает восвояси, оставив своего убийцу в задумчивости. Экранизация староанглийской поэмы XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» от Дэвида Лоури. Фильм хоть и спорный получился, но смотрибельный. Родной племянник короля Артура, рыцарь Гавейн, оказался этническим индусом Девом Пателем как и его мать, сестра короля фея Моргана (Сарита Чоудхури) — да, выбранные актёры фильма могут вызвать споры и вопросы, но скидку можно сделать на этом, и принять их как южных европейцев, именно так они и ощущаются при просмотре. И теперь, родственнику Короля придётся не сладко: время пролетает быстро, и секир-голова/ответка скоро будет близка. Так, начинается непростое путешествие Гавейна, где герою важно найти ответы на безжалостную игру Зелёного Рыцаря, а также худо бедно, но обрести рыцарскую честь, да мужество. При этом, происходит борьба с самим собой, преодоление страхов, сражение мальчишки с молодым мужчиной, претендующий на рыцарский титул. Актеры. Дев Патель здесь смотрится убедительно. Роль сложная, ибо сэр Гавейн выглядит неоднозначным: где-то он проявляет стойкость, а где-то регресс, метаморфозы так и выплёскиваются наружу, он сражается со своей жизнью. Сказать что он мудрый, совсем не получается. В пути его обманывают (мародёр/мусорщик Барри Кеоган, хитрость которого на высоком уровне). И похоже, Дэвид Лоури показывает основную суть героя в его не героизме, а в его слабости. Тем самым, отражая неидеальность смертных. Алисия Викандер — стриженая сожительница Гавейна, она же играет леди-соблазнительницу из замка, где Гавейн оказывается перед встречей со своей судьбой в Зелёной часовне. Странно, явно какая-то отсебятина, но Алисия здесь в целом интересна, ей всегда идут костюмированные образы, в копилке у неё их достаточно. Гостеприимный барон от Джоэла Эдгертона — а действительно ли он гостеприимный? Актёр здесь неплох. Ральф Айнесон и его Зелёный Рыцарь (похожий на Грута 2014) не многословен, но в нём имеется своя энергетика. Поставив условие, он с ярой отвагой хочет исполнить обратный ответ. Визуально, фильм выглядит эстетичным. Цветовая гамма которого (тёмно-жёлтые тона, водные красные, и просто тёмно-зелёные), показывает стиль. Гавейн прямо теряется в этом жестоком галлюциногенном мире магии и природы. Магия, поджидающая за каждым углом и холмом (племя великанш), в заброшенной хижине (встреча со святой Винифредой, параллель с которой идёт об отсечённой голове), в каждом лесном массиве и на остывшем поле битвы. Лис с волшебной функцией голоса — да, дико странно. В каждой яркой локации исходит чувство безысходности, которую ощущает на себе Гавейн, идя к своей неминуемой судьбе. «Легенда о Зелёном Рыцаре» — своеобразная тёмная сказка/фэнтези (с рождественскими событиями), погружающая в свою гнетущую мрачную атмосферу, с гипнотическим повествованием впридачу. Философию Дэвид Лоури представляет по-своему. Не в героизме, а о жизни без личной истории, в которой не имеется различных почестей, побед и славы. Размышляя также над несовершенством рыцаря как героя. 7 из 10

Дикий Пушистик
Дикий Пушистик13 сентября 2021 в 13:18

Фильм сей снят был по мотивам жемчужины рыцарской и английской национальной литературы XIV века. Скажу сразу, фильм мне очень понравился. Очень сильномогучий такой рыцарский артхаус. Сыгравшие главные роли Дев Патель и Алисия Викандер — великолепны! Джоэл Эдгертон — могуч и просто монументален. Великолепны работы художников по костюмам и гримёров. Замечательно подобрана суровая, но поэтичная, натура ирландской природы. Прекрасно отработали дымовые машины, или туман там тоже был натуральный?.. Могучие замки, тёмные леса и теснины, ладья на реке, говорящий лис-проводник… Артефакты и архетипы прям так и сошлись в танце на цифровой пленке сей. Образно выражаясь. Саундтрек вызывает в памяти славные грегорианские хоралы, правда, дополненные всякой разной современной псевдоязыческой чушью. Режиссёр Дэвид Лоури умудрился снять практически шедевр. Почти шедевр. Фильм его очень красив. Скажу честно, это явно одна из самых красивых визуально картин за несколько последних лет. И, к слову сказать, очень интересно сравнить её с теми же недавними «Воспоминаниями». Рыцарское Средневековье и блестящий (только внешне) постапокалипсис цифрового общества. Рыцарская сказка и почти киберпанк… В общем и целом, фильм сей достоин как минимум нескольких «Оскаров». Хотя бы и в чисто технических номинациях. Беда в другом… В погоне за красивостями создатель картины заметно переусложнил её. Утяжелив, аки дно каравеллы ракушками. Красивостей тут много. Артефактов полно. Видно, что автор эрудит и много чего знает. Только вот излишняя мудрость порою бывает просто лишней. Наносной, аки песок. И оригинальный рыцарский роман всё ж внутренне гораздо более логичен, нежели измождённое фрейдизмом, феминизмом и прочими -измами западное общество потребления. Утратившие уже многие из тех якорей, на которых основана была действительно великая Западная христианская цивилизация. А здесь лишь прах и тлен… Король Артур… но бледной тенью. И как бы Мерлин, но какой-то левый… Но всё же есть тут и модный ныне квест (ака Путешествие героя), и выбор человеком своей судьбы, и просто очень красивый и при том страшный путь… Сказка удалась. Невзирая ни на что. Рыцарь дерзнул. Хорошее кино.

Jask1er
Jask1er15 сентября 2021 в 17:52
Красиво, но не более

Режиссёр Дэвид Лоури решил представить зрителю свой собственный взгляд на древнюю английскую поэму XIV века, которая называется «Cэр Гвейн и Зелёный рыцарь». До просмотра фильма я был знаком с данным произведением лишь по слухам, кстати, крайне не советую смотреть картину без хотя бы поверхностного ознакомления с первоисточником, я сделал это уже после просмотра ленты (опять же, поверхностно), но, повторюсь, лучше смотреть фильм, уже имея некие представления о том, что это будет. Главного героя зовут Гавейн, его играет Дев Патель. Он приходится племянником легендарному королю Артуру. Однажды, на обеде король приглашает Гавейна сесть рядом с ним. В этот же момент в зале появляется Зелёный рыцарь, он бросает королю вызов, который заключается в том, что тот, кто нанесёт ему смертельное ранение получит его топор в качестве трофея, однако, через год и один день этот человек должен прийти в часовню, дабы получить такой же удар. Гавейн принимает вызов и отрубает королевским мечом голову Зелёного рыцаря (который, к слову, и не сопротивлялся). По прошествии года, король приходит к Гавейну и напоминает о его долге. Вооружившись топором Зелёного рыцаря, и получив от матери пояс, который по её словам защитит Гавейна от любого вреда пока он на нём, молодой человек отправляется в путь. Сразу нужно сказать, что фильм с ходу задаёт нужную атмосферу и тон, настраивая зрителя на происходящее. Имея очень размеренное и медитативное повествование, лента даёт проникнуться каждым её мгновением и обдумывать её. Многие жаловались на то, что фильм скучен, мне же он таким не показался, будто бы постепенно угасая к началу третьего акта, картина снова набирает обороты к моменту, когда Гавейн находит Зелёного рыцаря. Лента имеет невероятный визуал. Это самый красивый фильм года, ты проникаешься его великолепной эстетикой с самого начала. Здесь каждый кадр как отдельное произведение искусства. В большинстве своём картина выполнена в мрачных тонах с неким зелёным оттенком, что, понятное дело, отсылает нас к названию, однако, также, прослеживаются более тёплые тона, благодаря этому контрасту происходит окончательное ошеломление и восхищение визуальным рядом. А, помимо, этого на высоте костюмы, работа художника и, конечно, оператора и это всё при небольшом (особенно для такого фильма) бюджете в 15 млн долларов. Невероятная работа. Как я уже сказал в самом начале, данный фильм — это собственный взгляд режиссёра на произведение. Лоури манипулирует историей по своему хотению, изменяя в ней очень много сюжетных аспектов. Я сейчас не буду углубляться в сравнение ленты и первоисточника и перечислять все, но скажу то, что эти изменения отразились на картине не лучшим образом, ибо из-за этого в фильме появляется достаточно сюжетных дыр. А помимо этого при просмотре меня не покидала мысль, что режиссёр в своё время просто пересмотрел фильмов того же Дэвида Линча и решил снять артхаус просто ради артхауса. И нет, у фильма, конечно, есть правильные мысли на тему чести, достоинства, преодоления себя, даже кое-что об экологии и противостоянии христианства с язычеством промелькнуло, но было такое чувство, что большинство артхаусных элементов Лоури ввёл в свой фильм просто так, чтобы придать ему больше ложной художественной ценности, например, Алисия Викандер, играющая двух абсолютно разных персонажей, почему так, фильм не даёт даже намёка или же слепая женщина, всюду сопровождающая одну из героинь Викандер, на которой режиссёр несколько раз заострял внимание, да, в принципе, вся сюжетная линия с поместьем барона, которого играет Джоэл Эдгертон, относится к этой категории и это ещё не конец, но, пожалуй, остановлюсь на этом и закончу с перечислением. В итоге, мы имеем нечто очень странное и неоднозначное, с шикарнейшей визуальной составляющей и, в принципе, технической стороной, неспешной, но при этом не скучной историей и, самое главное, противоречивым художественным наполнением. 6 из 10

Декад
Декад18 сентября 2021 в 21:01

Сейчас при слове «фэнтези» любой искушенный киноман, как и рядовой зритель, в первую очередь, вспоминает про высокобюджетные блокбастеры типа «Властелина колец», «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» или, на худой конец, «Хоббита». Голливудцы стараются заниматься только проверенным материалом, и хотя знаменитая легенда о Короле Артуре той же Фабрикой Грёз была не раз воспета, историю о Зеленом рыцаре особо вниманием не баловали, хотя встречались ее экранизации — даже Шон Коннери его изображал! И вот, в кои-то веки вышел максимально, насколько это возможно, оригинальный и артхаусный вариант прочтения не столь известной легенды-сиквела истории Короля Артура — «Легенда о Зеленом рыцаре» (The Green Knight, 2020) — фильм, который заставил во время бедствия кинотеатров и переноса премьер говорить о себе чуть ли не с придыханием, за неимением достойной конкуренции. А ее здесь и не могло быть. Дистанцировавшись от легенды об Артуре (короля по имени тут не назовут, этнические индусы в ролях, отведенных фее Моргане и ее сыну, никак не тянут на родню Артура, да и вообще экранизация это весьма условная) фильм, вдохновленный известной сказкой, с первого же кадра пытается жить своей жизнью. Вкратце это кино можно охарактеризовать, как «хулиганское» фэнтези а-ля «Ведьмак» и фестивальное философское кино типа проектов Ларса фон Триера, к которому пара отсылок здесь действительно есть. Иногда можно увидеть даже реверансы в сторону Шьямалана, но фильм все равно остается оригинальной, и весьма красивой, историей. Бравый рыцарь, герой любой англосаксонской легенды, в данном америко-ирландском полотне предстает тщедушным трусом, называющимся рыцарем лишь когда ему это выгодно. Отсутствие рыцарских подвигов и качеств он пытается компенсировать деланной смелостью, но оказывается сборником качеств худших мужчин — трусливым, похотливым, хвастливым лжецом. Который, надо отдать должное, пытается быть лучше, хотя и ради общественного мнения. И это весьма неоднозначныйи оригинальный взгляд на привычную героическую фигуру в безупречном исполнении Дева Пателя — и даже такому персонажу, как его мелочный и самовлюбленный «рыцарь» зритель как-то умудряется сопереживать, нельзя не похвалить Пателя, для которого эта лента стала бенефисом. Очень помогают ему хитрая и милая, и даже непривычно сексуальная Алисия Викандер сразу в двух ролях объектов обожания героя, величественные Джоэл Эдгертон и Шон Харрис, Саита Соудри из «Родины» и Кейт Дики из «Игры престолов». Но кроме удачного актерского каста здесь есть еще два больших козыря — визуал и атмосфера. Мрачная мистическая музыка прекрасно гармонирует с пасмурными пейзажами почти не тронутой человеком первобытно-сказочной природы. Здесь радует глаз все: последождливый лес, чья свежесть так и передается с экрана; волшебно-пугающий желтый туман; раскатистые молнии на затянутом небе; красивейшие планы пустынь и озер — это просто идеальное кино для просмотра на как можно большем экране. И не любоваться таким визуалом невозможно, а в купе с мрачным музыкальным сопровождением он полностью завладевает вашим вниманием, превращая ленту из героического эпоса в мистическую драму, которая временами играет на нервах не хуже триллера, в то же время подкидывая зрителю множество логичных вопросов, оборачиваясь еще и не плохой киношной головоломкой. В конце концов, из объективных минусов ленты можно назвать лишь затянутый финал, который смотреть банально надоедает, но это не сильно портит впечатление от такого самобытноно артхаусного фэнтези-эпоса. Да и сама концовка оставляет еще больше вопросов, но наш герой не из тех, кого меняет в лучшую сторону эпическое приключение, не так ли? 8 из 10

DarkPrince
DarkPrince2 сентября 2021 в 08:25
Бравый отрубатель голов, а у самого не стоит

Простите, но я не смог сдержаться и решил процитировать одну из реплик Эссель в названии моей рецензии. У меня были очень большие ожидания от данной ленты. Все-таки британский фольклор обладает каким-то необъяснимым шармом. Именно поэтому рыцарские романы в разные времена старались как можно чаще экранизировать. Дэвид Лоури решил по-своему интерпретировать поэму неизвестного автора под названием «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Сюжет. Король празднует Рождество в кругу своих рыцарей. Неожиданно появляется таинственный Зеленый Рыцарь и предлагает пари: любой из присутствующих может нанести ему удар, но ровно через год и один день он должен приехать в зеленую часовню и получить ответный удар. Племянник короля, сэр Гавейн, принимает вызов рыцаря и отрубает ему голову, но тот неожиданно оживает, забирает отрубленную голову и удаляется, напомнив об уговоре. Через год и один день Гавейн собирается в опасное путешествие… Авторы фильма не только добавили многое от себя, но и видоизменили финал истории, сделав концовку открытой (впрочем, не такой уж она получилась и открытой, если хорошо подумать). Я был только рад тому, что Гавейна во время путешествия должны были ожидать настоящие приключения. Но радость моя была преждевременной. Создатели ленты явно дали понять зрителю в самом начале, что в этом мире существует волшебство: Зеленый Рыцарь оживает, Моргана проводит магический ритуал и затем дарит сыну волшебный пояс… Тогда по какой причине все испытания, которые выпадают на голову главного героя, такие унылые и скучные? Да, в нескольких эпизодах присутствует мистика. Но вместе с этим ждите несколько нелепых и противных сцен, после которых ваша рука сама потянется ко лбу. Момент с великанами вообще смотрится совершенно не к месту и напоминает какой-то адский бэд-трип. Одна из главных проблем сюжетной линии в том, что протагонист является трусливым, скупым, бесчестным и слабым человеком. По этой причине зрителю не удается целиком и полностью погрузиться в происходящее на экране. В голове все равно периодически будет всплывать мысль: «Он жалок. Если с ним что-нибудь произойдет, то в мире станет на одного непорядочного человека меньше.» Здесь, конечно, есть основная и довольно примитивная идея, а сам главный герой проходит проверку на «рыцарство» при помощи всевозможных проверок, но реализовано все это из рук вон плохо. Атмосфера. Плавные движения камеры, качественные крупные планы и мрачные темные декорации играют картине в плюс, но вместе с этим тут присутствуют бесконечные затянутые сцены, в которых может ничего не происходить в течение нескольких минут. Здесь есть странные диалоги и плохая актерская игра. Дев Патель (Гавейн) не может показать достойную игру из-за посредственно прописанного персонажа, а Алисия Викандер почему-то хорошо играет только Леди. Эссель в ее исполнении обладает фальшивой улыбкой и невнятной мимикой. Убедительней всех смотрятся Сарита Чоудхури (Моргана) и Шон Харрис (Король). Музыка. Музыкальное сопровождение я бы хотел поскорей забыть и больше никогда не вспоминать о нем. Почти весь фильм по ушам мне как будто били кувалдой. Непонятные визги и стуки еще больше прибавляют в громкости именно в тот момент, когда мозг уже готов взорваться. Видимо, по мнению композитора, эта какофония прекрасно подходит ленте. Итог. Проходная, блеклая и скучная сказка об одном из самых доблестных рыцарей Круглого стола. В ленте показывается совсем другой образ этого персонажа. К сожалению, после просмотра вы едва ли вспомните, о чем был фильм. Правильный ответ лежит на поверхности: ни о чем. 4 из 10 (35%), позор… P.S. В фильме есть маленькая сцена после титров.

Андрей_Манохин
Андрей_Манохин28 августа 2021 в 17:53
Ругать или хвалить?

Сразу скажу. Я не был знаком с поэмой и узнал о ней лишь перед началом просмотра. Правда уже после фильма я немного ознакомился с сюжетом оригинала. Поэтому, что я имею в итоге… Я до конца так и не понял, как относиться к этой картине. В ней есть огромное количество недостатков. Но при этом, местами, она прямо таки завораживает. У фильма очень медленный темп, причём, иногда даже слишком. От этого он проседает на середине, и может даже заставить заскучать. Картина неровная. Действительно стоящие отрезки сменяются ненужными и пустыми. При этом атмосфера и художественная составляющая фильма на высоте. Операторская работа вместе с пейзажами создают нечто невероятное. Работа со светом, костюмы, колоритная природа. Завораживает однозначно. Сюжет в целом тут отходит на второй план, что не есть хорошо. Многие моменты не то, что не объясняются, они даже кажутся тут лишними. Прочитав сюжет оригинала, я так и не понял, зачем было изменять детали концовки. Фильм из-за этого нивелирует одного персонажа, а его поступки становятся непонятными зрителю. А если бы это показали в картине, то стало бы намного лучше. К актёрам претензий нет. Даже не смотря на то, что некоторые совсем не подходят под персонажей истории. Чисто актёрски вывозят все. Музыка своеобразна и местами интересна. Нагнетает в нужные моменты. Скорей всего, зная хорошо оригинал, я бы по другому строил мнение о фильме. Но даже так, мне кажется, что стараясь создать что-то оригинальное, были упущены многие вещи. При этом кто-то останется довольным от картины, кто-то будет плеваться, а кто-то не определится, вот как я. Мне кажется, что взяв очень слабо за основу оригинал, автор хотел показать становление души и тела главного героя, его рост. С этой точки зрения, он справился. Правда в контексте истории этого недостаточно. И всё равно фильм не даёт точного ответа, понравился мне или нет. Хотя, может это даже и лучше.

vidzmo3333
vidzmo333328 августа 2021 в 15:31
… скучная и бессмысленная сказка

Крайне медленная, неуклюжая, скучная и бессмысленная сказка, снятая на основе якобы средневекого рыцарского романа неизвестного автора. Хотя, складывается впечатление, что сценарий написали школьницы средней успеваемости, которые плохо учили историю, и не смотрели классику кино по теме. Для сравнения с похожими фильмами Терри Гильяма («Бандиты во времени», «Мюнхаузен») в «Зелёном рыцаре» не достаёт волшебства и удивляющего авторского почерка. С классикой типа «Экскалибур» Джона Бурмена или «Первый рыцарь» Цукера эта бледная история и близко не лежала. А чтобы поставить «эту зелень» в один ряд с фильмом «Монти Пайтона» про Священный Грааль здесь не хватает юмора от слова «совсем». Тем не менее, некая мистическая красота и попытка медитативности в «Зелёном рыцаре» всё-таки есть. Главный герой — экс-«миллионер из трущоб» Дев Патель — пытается изобразить британского рыцаря Гавейна, не глядя на свою индийскую внешность. Допустим, на это можно не обращать внимания. Особенно, если бы актёру было что играть. Однако его характер лучше всего определяется поговоркой «ни рыба ни мясо». Воодушевлённый королём, Гавейн соглашается сразиться с «зелёным рыцарем», который явился в замок неизвестно откуда. Через год герой обязался явиться к рыцарю с ответным визитом. Он отрубает деревянному гостю голову, но тот не погибает, а, схватив отрубленное под мышку, уезжает прочь с многообещающим хохотом. Год пролетает быстро. И остальное экранное время посвящено долгому путешествию сэра Гавейна в поисках «зелёного обиталища». Герой слаб, нелеп и неуклюж. Сначала он становится жертвой первого попавшегося в пути мошенника, затем ему не везёт с мистическими великанами, встреченные им странный лорд с дочкой смахивают на колдунов, которые пытаются обмануть. С любовницами (проститутка и леди, обе в исполнении Алисии Викандер) у него не получается. А добравшись до «Зелёного рыцаря» и уяснив, что тот собирается отрубить пришедшему голову, сэр Гавейн просто убегает прочь. Смысл повествования? Разве что можно предположить такое: «мир бесчестия не должен существовать». И то, это слишком надуманная для всего зрелища идея. Режиссёр Дэвид Лоури, по его словам, подражал фильму «Уиллоу», который любил в юности. Как бы там ни было, но результат получился не удачный. «Легенду о зелёном рыцаре» нельзя назвать дешовкой. Но также её нельзя назвать достойным развлечением. Безусловно, это авторское кино с претензией на оригинальность. Правда, большинство сцен снято в обычном лесу. И если бы не средневековая атрибутика, то сказку можно было бы назвать плодом «белой горячки». 3 из 10

DIMI25
DIMI2530 августа 2021 в 08:53
Верность слову

Король празднует Рождество в замке в окружении двора и верных рыцарей, куда вдруг заявляется загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает принять его вызов. Любой из присутствующих может нанести ему удар, но через год и один день он должен будет встретится с Зелёным Рыцарем в зелёной часовне в девяти днях пути на север и принять удар в ответ. Молодой сэр Гавейн, племянник и единственный наследник короля, вызывается на поединок и отрубает странному гостю голову. Но тот, приставив голову на место, напоминает об уговоре и удаляется. Сэр Гавейн становится народным героем, про него пишут картины, а местным детям показывает уличный театр по мотивам этого противостояния. Весь народ королевства отправляет его на повторное противостояние с Зелёным Рыцарем, а в уличном театре голова уже улетает у сэра Гавейна. Год спустя сэр Гавейн отправляется навстречу судьбе в полное опасностей путешествие. Он покидает Королевство, и свою «даму сердца» — девушку Эссель. На пути он встречает и шайку разбойников и девушку, которая потеряла свою голову, и весёлого лисёнка, и знатное семейство (где жена похожа на его подругу) которые помогают ему в пути. Верный данному слову сэр Гавейн идёт навстречу своей судьбе с высоко поднятой головой. «Легенда о Зелёном рыцаре» (англ. The Green Knight) — фильм в жанре фэнтези от режиссёра Дэвида Лоури, основанный на поэме неизвестного автора XIV века «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь». Дев Патель — здесь прекрасен и масштабен. Отдельно стоит отметить операторскую работу Эндрю Дроз Палермо и работу художников-постановщиков. «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» — это аллитерационная поэма неизвестного автора XIV века, которая представляет собой рыцарский роман, посвящённый приключениям сэра Гавейна, племянника короля Артура, и отражает дух рыцарства и верности своему слову. На современный английский язык поэма была переведена Джоном Р. Р. Толкином, а английская писательница Айрис Мёрдок также использовала поэму в своих сюжетах. Перед нами сказка, в прямом смысле слова — сказание, легенда о храбром сэре Гавейне, Зелёном рыцаре, их уговоре, где можно проследить типичные черты сценарного мастерства, наподобие «Путешествия героя». Финал литературной основы отличается от финала данной киноадаптации. Притча о человеческом пути и выборе, мечте о счастье, ощущении силы, воли к победе над злом.

PavloChaplygin
PavloChaplygin29 августа 2021 в 13:16
А можно было просто подзатыльник отвесить?

Кузнец, жнец и на дуде игрец Дэвид Лоури запрягает коня и отправляет в поход свою новую продюсерско-режиссерско-сценаристко-монтажерскую телегу «Легенда о Зеленом Рыцаре». Основанная на седовласом романе о конном ратнике в зеленых доспехах, история повествует о праздновании Королем Артуром сотоварищи Рождества Христова. И на пир тот без приглашения явился зеленый человечек. И предложил сыграть в игру. Если ты смелый, сильный и умелый, джунгли тебя зовут (зачеркнуто), возьми меч и нанеси ему один удар. Но через год Зеленый Рыцарь ответит смельчаку зеркально. Молодой, но уже политкорректно запигментированный Сэр Гавейн (Лев Патель), которого сам король давеча попрекал отсутствием подвигов в его личной хронологии, принимает вызов. И нанести бы Зеленому подзатыльник, и получить бы аналогичный через год, дабы преспокойно остаться в живых, но записать себе в резюме опыт «джуна»… Однако времена тогда были варварские. До изобретения Линкедина оставалось более 600 лет — хвалиться стартапами было негде. За сим, взявши меч королевский, с плеча рубанул Гавейн голову гостя незваного. И упал тот травою искошенною. И возрадовался было Гавейн, что начало его подвигам положено! Да кино только начиналось. И еще не все зрители успели вкусить попкорну сырного да запить водицею сладко-газированной. Поэтому захрустел суставами рыцарь обезбашенный. И поднял голову свою отсеченную. И запрыгнул на коня да под смех диавольский ускакал в даль туманную. Оставив свою визитку тесненную, с именем своим, точным адресом да новою встречи датою — ровно через год. Если зритель сформировал свое представление о тех временах на какой-нибудь «Игре престолов» или гайричевском «Короле Артуре», то приобщение к «Легенде» таит в себе риск. В ущерб динамике создатели в каждой сцене заигрывают с формой, искривляя реальность на зависть Матрице. Неспешные диалоги, где слова тянутся липовым медом, подкрепляются плавными ленивыми движениями. Линейность повествования ломается об коленку флешбеков. А сюрреализм отдельных эпизодов невозможно охватить без знания первоисточника. Операторская работа снявшего в 2013 г. очень достойный «Тебе конец!» Эндрю Дроз Палермо вместе с командой художников способна привести ленту к какой-нибудь награде за внешнее оформление. Миллионер из трущоб, вокруг которого завязана вся история, не может порадовать вариативностью образов. Чаще всего это слабый, наивный и перепуганный мальчишка, порой настолько выглядит беспомощным, что впору удивиться двухчасовому хронометражу фильма. Визуал «Легенды», до краев наполненный символизмом, помноженным на древность печатного праотца, змеем-искусителем вкладывает зрителю в руку метафизический скальпель, дабы препарировать слоями смысловую нагрузку работы Дэвида Лоури. Сегодня существуют более пяти трактовок оригинальной поэмы. Для любителей в спокойной обстановке погружаться в скрытые подтексты, считывать вкрапленные месседжи, покадрово разбирать экспозицию и пытаться поймать за хвост действительную задумку творца «Легенда о Зеленом Рыцаре» настоящая находка. На несколько дней материалом будете обеспечены сполна. Те же, кто рассчитывают узреть аттракцион на тему Средневековья, будут досматривать фильм сквозь сон. Зрелище на любителя. А местами на гурмана. 6 из 10

UndeR
UndeR22 августа 2021 в 20:52

Фильм Дэвида Лоури по поэме неизвестного автора XIV в. — это визуальный и эстетический шедевр, дарящий зрителю массу запоминающихся образов. Каждый кадр хочется останавливать и внимательно разглядывать, ведь он наполнен мелкими деталями, имеющими значение для отображения характеров и ситуаций. Будто имеешь дело с картинами талантливых художников. Здесь есть всё, чем хочется любоваться: природные пейзажи с преобладанием сочных красок; виды и интерьеры средневековой Англии, включая замки в готическом стиле; сексуальные девушки; бородатые мужчины-рыцари; лошади и лисица. Операторская работа Эндрю Палермо прохладная, бодрящая. Во время просмотра «Легенды о Зелёном рыцаре» хочется укутаться в одеяло. Работа режиссёра «Истории призрака» практически дословно цитирует аллитерационную поэму «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», временами заигрываясь с внешним и внутренним обликом предметов и людей. Лоури жаждет докопаться до философских истин, начал бытия, потому герои картины рассуждают на тему смерти, хоть иногда и завуалированно, вспомнить хотя бы Эссел — леди в исполнении Алисии Викандер, — загадочный персонаж, скрывающий под писательством и холстами чуть ли не личину ведьмы. Повествование начинается в разгар празднования Рождества, когда посреди пира в Камелот на лошади и со здоровенным топором врывается Зелёный Рыцарь, существо, похожее на ожившее дерево. Мало того, что этот гость нарушает атмосферу торжества, так ещё и предлагает необычное пари: кто осмелится нанести ему удар, тот заберёт оружие. Но есть условие: ровно через год этот человек получит ответный удар уже от Зелёного Рыцаря (чем не первый задокументированный «эффект бумеранга»). Вызывается на это дело племянник короля Артура по имени Гавейн (Дев Патель), отрубающий одним движением голову противнику. Да только Зелёный Рыцарь спокойно поднимает укатившуюся часть тела и возвращается в Зелёную Часовню. С этого момента фильм принимает приключенческий характер. Также кинолента способна достучаться до зрительских чувств, которые будут откликаться то страхом, а то и жалостью к Гавейну. У Пателя вышел, тем не менее, противоречивый персонаж, и мнение о нём будет меняться на протяжении картины. У протагониста до этого момента не было подвигов и славы, и зрителю предстоит увидеть, куда могут приводить желания, к исполнению которых ещё нужно быть подготовленным.

89082675799
8908267579926 августа 2021 в 18:50
Варись, котелок

Картина для синефилов, иные сладко будут спать. Для тех, кто не знает, поистине хорошее кино будет интересно и понятно даже без звука. Это произведение не совсем подходит под этот параметр, но оно даёт достаточно много информации визуально. Главное правило данного фильма — меньше слов больше визуала. Фильм о взрослении юноши. Любитель вина и шлюх в начале, и уверенный в себе мужчина, способный носить достойно корону, в конце. Поучительный фильм, в который автор вложил душу. Нисколько не хуже и операторская и актёрская работа. Музыка добавляет шарма. Однако подобное всё-таки тяжеловато смотреть. Не приучен я, как и многие другие к таким фильмам. Одновременно смотреть и анализировать крайне тяжело, когда тот же конвейер выпускает гигантский поток мусора, захламляя сознание человека. Жалею, что мне не удалось посмотреть фильм в оригинале. Диалоги в картине не играют большой роли, их не так много, но в любом случае дубляж не способен передать камерную атмосферу фильма в отличие от оригинальных голосов. Поэтому если есть возможность, то выбирайте всегда оригинал и так поступайте со всеми картинами подобного жанра. 7 из 10

ConstanceFleur
ConstanceFleur28 августа 2021 в 01:22
greensleeves

Однажды неизвестный автор сочинил легенду про сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря. Она, понятное дело, сохранилась до наших дней и попала в руки мастера Джона Толкина. Он всё это перевёл, так поэма и стала известной. Дэвид Лоури решил сделать вольную интерпретацию легендарного текста. Суть проста: на Рождество к рыцарям Круглого Стола является Зелёный Рыцарь. Он бросает вызов одному из рыцарей — тот должен нанести ему рану. Через год и один день герой должен явиться за ответным ударом, равным по силе. Пройти испытание вызывается юный Гавейн. Он с лёгкостью срубает голову незваному гостю, и отправляется в путь. Путь этот очень долгий, как для героя, так и для зрителя. «Легенда о зелёном рыцаре» — это масштабнейшее полотно, написанное очень и очень мрачными красками. Но не перестаёшь удивляться находкам оператора и режиссёра. Например, прошедший год нам демонстрируют при помощи кукольного спектакля, а от долгих планов на протяжении всего фильма не перестаёт захватывать дух. «Легенда о Зелёном Рыцаре» — это долгое и изнурительное приключение, через которое я бы рекомендовал пройти каждому. Здесь вы встретите потрясающее умение работать с цветовой палитрой, костюмами и визуалом в целом. Эта картина погружает в себя, её остаётся только изучать и изучать. Это старинная легенда, которая рассказана по-настоящему, безо всякого лукавства. И это прекрасно.

Морган Фриман
Морган Фриман5 сентября 2021 в 20:01

«Легенду о зелёном рыцаре» американца Дэвида Лоури я, как и многие, ждал долго. В каком-то смысле, да, «нечего было очаровываться». Но есть реклама, есть обещания. И из этого следовало, что ждать стоит тёмное или темноватое фэнтези, но авторское. Фактически же мы получаем артхаус с элементами темноватого фэнтези. Разве кто-то против? Нет, но есть одно «но». Качество артхауса, что мы получили. Для начала расскажу мини-притчу. Когда я посетил «Легенду…», я изложил своё не очень популярное мнение в кругах любителей кино (да, меня спросили). Но нашлись киноманы, которые стали говорить, что-де я ограниченный дурак, ничего не понял. В какой-то момент я обратил внимание, что т. н. «мнения» этих людей повторяются с точностью до отдельных словосочетаний. «Начал подозревать». Зашёл на Ютуб. Посмотрел первый же в списке видеоролик про «Легенду…». Сразу понял, откуда они эти фразы вытянули. Предпочту изложить своё мнение, без привязок к мнению парня с Ютуба. Буду обсуждать сначала содержание, к форме мы успеем вернуться. Главный вопрос, на который у меня нет ответа — «о чём была картина?». Не стоит думать, что я не пытался рассмотреть кино с разных сторон. Я составил в голове по крайней мере шесть теорий, о чём же был фильм. Но все они были разрушены, внезапно, содержанием самого фильма. Отмечу, что всё ниженаписанное не является спойлером, все указанные фрагменты содержатся в рекламном ролике. Версия первая. Лежащая на поверхности. Все злоключения Гэвена были подстроены. Не обязательно Зелёным. Тогда идея «Легенды…» в том, что даже самому благородному рыцарю нужно бояться. Чтобы «всё» сложилось хорошо, иногда нужно дать волю своему страху. Но тогда неясно, почему вообще Гэвен отправился в лапы Зелёного, хотя мог убраться восвояси. Вторая. Может быть, фильм о том, что не стоит стыдиться своего страха? Тогда практически всё содержание картины резко приобретает смысл. Кроме двух вещей, к сожалению, основных. Если теория была б верная, и Гэвен, и Зелёный приняли б в финале другое решение. Третья теория, самая близкая к содержанию. Примем, что Гэвен действительно поступил бесчестно, этого его гложило, он не мог ни на чём сконцентрироваться, и это привело к бедам. Возникает два вопроса. «С чего бы, ты же теперь.. ?». Второй — к чему тогда вся история с видением, это ж противоречие? Не знаю. Четвёртая, пятая и шестая теория очень похожи, иду бок о бок. Четвёртая. Я до последнего, честно, думал, что всё содержание — это какие-то метафоры, просто большинство не выкупило. Что скрытый смысл всё же есть. Тем более, многие элементы «Легенды…» очень похожи на метафоры, присущие очень неплохим артхаусам. Например? Да почти все сцены в том поместье, где очнулся Гэвен. Забегая вперёд, отмечу, что это, на мой вкус, лучшая часть фильма, и, попадись она мне в виде короткометражки, я б кинулся искать смыслы. Так вот. Монолог Леди в поместье. Это и прочее само по себе частично, ещё раз, в отрыве от общей картины, имеет смысл, и звучит очень любопытно. И я напрягал мозг. Я не смотрел в смартфон во время сеанса. Я пытался рассмотреть всё то с одной стороны, то с другой. Я не смог связать это с общим контекстом. Пятая теория. Быть может, всё содержание «Легенды…» — это какая-то отдельно взятая философия или философская концепция? Ну тогда бы адепты этой философии уже бы всё подробно расписали в рецензиях, а я подобного не наблюдал. Шестая. Библейские отсылки. В христианстве я не силён. И не разглядел. А некоторые сцены, например, в поместье или сцена с иконой заставляют отвергнуть данную теорию. По форме — согласен с популярным мнением, что всё очень красиво. Не могу отрицать. Но качественно ли это сделано? На мой взгляд, нет. Очень, очень искусственное освещение, которое меняется просто во время сцены каким-то очень странным образом. Цвета — подобраны нормально, но почему так часто меняются? Могу привести кучу современных фильмов, в разы более эстетичных. Понятно, всё это в режиме «разрешите докопаться», но всё же. Очень, извиняюсь, упоротый саундтрек. Иногда — очень к месту, хорошо ложится мне на душу, особенно композиции с хоровым пением. Но иногда — ни к селу ни к городу. Кто-то по тарелкам кулаками бьёт, кто-то завывает, что происходит. Ясное дело, фильм не про то, потому говорить про непохожесть местного средневековья на настоящее — как-то глупо. Меня удивило другое. Почему создателям на некоторые вещи плевать, а некоторые сделаны с вниманием к мелочам? Например, плевать на убого сделанную резиденцию короля. Но внимание к мелочам — у людей здесь плохие зубы. Примеров много. Некоторые сцены я не смог подвести ни к содержанию, ни к форме. К чему эти бандиты? К чему эти женщины-великаны? Почему Гэвен не боится великанов, но в шоке от говорящей лисицы? Какую роль во всей истории играет мама Гэвена? А некоторые сцены, видимо, добавлены шок-контента ради, «шоб как в артхаусах». Бабушка с перевязанными глазами. Или, если можно так выразиться, постельная сцена. Извиняюсь, вы вообще когда последний раз в кино видели мужское семя крупным планом? Никогда? А тут оно есть. Актёры. Я не смог понять, почему и Эселл, и Леди играет Алисия Викандер. В чём необходимость? Я обычно очень сдержанно отношусь к такому вопросу, и Патель мне нравится, но в чём необходимость ставить играть Гэвена именно его, этнического индуса? Джоэл Эджертон ещё есть. Жаль, неясно, к чему его герой тут. Был рад посмотреть на Барри Кеогана, жаль, его герой здесь тоже не особо нужен. Я даже не знаю, что написать в итоге. Возможно, на мой вопрос отвечает Лоури устами Зелёного рыцаря: «А чего ты ждал?».