Возможно, что в фильме «Амулет», полнометражном дебюте актрисы Ромолы Гарай в качестве режиссера, нет чего-то глубокого и/или страшного. Анализу «Амулет» тяжело поддается. Но вот чего, а стиля Гарай не занимать: опора её киноленты покоится на концепции так называемого «возвышенного» ужаса, т.е. сценарий строится на грязных инсинуациях, воспоминаниях и прочих играх разума. С одной стороны, это позволяет зрителю проникнуть в текстурированное повествование, но с другой стороны для этого нужны прямые руки, чего у дебютантки пока нет: «Амулет» очень быстро уступает наиболее претенциозным и глупым аспектам изначальной загадочной головоломки сюжета. Итак, бывший солдат Томас спасается от бедности и кошмаров войны в Югославии. Томас выжил после активных боевых действий и страдает от ПТСР, которое проявилось в странной форме: бывший военный связывает руки и ноги клейкой лентой, чтобы предотвратить причинение самому себе вреда после ночных кошмаров. Монахиня сестра Клэр знакомит Томаса с Библией и предлагает ему поработать в почти заброшенном домике. Дом принадлежит Магде – молодой девушке, которая по сути прикована к своей больной матери. Сам сценарий к этому моменту кричит о загадочных опасностях, с которыми предстоит столкнуться Томасу. Хорошим сравнением с «Амулетом» Будет «Совершенство» Ричарда Шепарда. Несмотря на абсолютно разные темы и стилистические подходы, оба фильма схожи в нарративных приемах: оба проекта запинаются в способах рассказать историю, однако тут же восстанавливают повествование при помощи изобретательных образов. «Амулет» так и построен: многое в киноленте основано на визуальном языке. Тем не менее, атмосферы не завезли: проект Гарай не всегда может компенсировать возвышенные амбиции ниши ужасов своими образами. Не помогает и то, что структура истории весьма хаотична: наверное, для повышения качества хоррора стоило перевоплотить зрителя в Томаса и показать происходящее только его глазами. Хотя в «Амулете» есть что-то извращенное, просмотр его, наверное, скорее заставит пожалеть. Проекту не хватает утонченности и художественной композиции. По большому счету и с сюжетной стороны «Амулет» к концу скатывается в безмятежную «чернуху» без особого смысла: концовка так вообще отталкивает своим безумием. И в хоррорах-элементах «Амулет» терпит поражение: страшные приемчики низведены до уровня клише вроде дома с привидениями и летучих мышей, что негативно сказывается на самой истории и, как следствие, на качестве фильма в принципе. 5 из 10
Феминизм достаточно глубоко пустил корни в культуру, чтобы достать до различных хтонических и мифологических мотивов. Например, у современного русского писателя Виктора Пелевина в одной из последних книг появляется эзотерическое толкование феминизма с собственным божеством и изощренными манипулятивными практиками. По сюжету книги последовательницы феминистского культа используют ментальный крюк, вылетающий из причинного места, для воздействия на мужчин. Не менее экзотичный способ полового возмездия фигурирует в хорроре «Амулет». Начинается «Амулет» как заправский фильм ужасов. Церковь, домик из глубинки, жуткие звуки с чердака. Однако когда внимание зрителя окончательно убаюкано всевозможными клише, авторы наносят удар по яйцам. При этом акценты расставлены настолько верно, что после такого удара не грех почувствовать себя Северином из «Венеры в мехах». Помимо гендерного реванша в «Амулете» есть странные танцы. Где-то нервно посмеивается Джокер в исполнении Хоакина Феникса. А танцует – мило замотанная в бабушкин платочек – актрисса Карла Юри. Только платочком тема бабушки не ограничивается. Другая отлично сыгранная роль принадлежит Имельде Стонтон. Она воплотила образ пожилой монахини, горящие глаза которой скрывают свои секреты. В развитии отношений главной героини Магды (Карла Юри) со своей матерью (и её последователем) неожиданным образом находит отражение диалектика господина и раба Гегеля, согласно которой именно раб делает господина господином и имеет особые привелегии на этот счёт. Контекст фем-повестки добавляет пикантности этому мотиву. «Амулет» можно считать небольшой, но важной победой женского кино. И, что не менее важно, авторского хоррора.
Амулет больше похож на полуторачасовой демонтаж запечатанного прохода в обитель зла: монотонная увлекающая работа, от вибраций которой рябью расходится тревожность. И как любая отточенная работа – зрелище чарует и убаюкивает. Может именно в усыпляющей сонливости и робких намеках, рождается столь неожиданный финал (а может фильм и существует ради 3 акта). К нему нужно быть готовым, иначе он поделит, грубо разрезав картину - на до – есть смысл, и, после – что это было? А поэтому нужно сразу объяснить неочевидное, но важное, сделать необычное отступление, и, притвориться, что его и не было. Большая улитка – символ похоти, томного желания. Улитка питается грязью, просто двигаясь вперед. Плесень питается домом и вами, просто находясь в нём. Спиралевидный панцирь – замотанное время, вечное повторение. А может быть, синергия мужского и женского, но Ромола Гарай (дебютантка, между прочим), не говорит об этом прямо, хотя да, высказывание здесь актуальное и аккуратное (Джордан Пил, учись). И поэтому Амулет точно существует в двух плоскостях. Это – пёстрый (тлетворный) ковер с узорами, на котором ты отгадываешь, предвидишь, анализируешь; и это – «Ну вот что-то типа Реликвии, можно было бы и яснее донести, а зачем летучие мыши? Это из клипа там в финале? Неожиданно». Лично мне норм.
Бывшему солдату Томасу с посттравматическим синдромом, полученным после военных действий, некуда податься. Он благостно бомжует по притонам в Лондоне, как панк из 80-ых, пока однажды милая пожилая монахиня не предлагает пожить ему в старой хибаре в компании молодой женщины, ухаживающей за своей психической матерью. В обмен на кров Томас обязуется залатать гнилую хибару, но спустя какое-то время он подмечает в доме странности зловещего характера... Медитативный мрачный хоррор не для всех, ибо вместо скримеров здесь обволакивающая атмосфера, постепенно затягивающая главного героя в воронку инфернального зла. Пронизывающий дух скрипуче вторгается в корку мозга на протяжении всего фильма, и очень напомнил недавно вышедший ужастик «Реликвия». Режиссер, кстати, женщина - Ромола Гарай (имевшая за плечами только опыт актрисы), оттого в ленте прослеживается феминистская тема, которая на удивление органично и уместно вписалась в сценарий и полностью раскрывается букетом символизма под финал. Картина содержит две сюжетные линии: прошлое Томаса и настоящее, идущие параллельно друг другу. Они сливаются воедино под самый конец, логично ставя точку в этой истории, достигнув пика настоящего ужаса. Кроме того, присутствует парочка легких неожиданных поворотов, но так отлично дополняющих все происходящее на экране. Отличное музыкальное сопровождение, состоящее из всевозможных музыкальных звуков и религиозных песен, нагоняющее внутреннюю тревогу и безмерную тоску. Мораль: если вам предлагают пожить в доме в обмен на ремонт, то ни в коем случае не отдавайте свой паспорт в залог, иначе рискуете переквалифицироваться в строителя. В итоге неспешно раскачивающийся хоррор с жестким исходом и угнетающими мотивами, подойдет для ценителей атмосферных фильмов. 7 из 10
Своеобразный фильм о двойственности. Двойственности всего. Мне удивительно, что этот фильм кто-то находит феминистическим. Но это как раз в контексте фильма. Во всём можно обнаружить минимум две стороны. Об этом и фильм. Кто-то найдет в нём ужасную историю наказания за грехи, кто-то прекрасную историю о романтической любви. Чтобы написать рецензию на это фильм, я посмотрел его дважды. Фильм начинается с волшебного икарос. Я заглянул на ютуб-канал заявленного композитора Сары Англисс, но ничего похожего у неё не нашёл. Скорей всего взят оригинальный икарос, который настраивает зрителя отнюдь не на фильм ужасов. Нет, он настраивает на то, что фильм будет о душе. О душе человеческой, о душе мужской, о душе женской. О том, что если с душой – разворачивается одна история, если без души – другая. Этот фильм замечателен тем, что в нём создательница уделила максимум внимания деталям и мелочам. «Бог в мелочах, дьявол в деталях». Потому я посмотрел два раза. Второй раз вникая в детали. Приятно, что в наш век спецэффектов, кто-то снимает детализированные фильмы. Начнём с имени главного героя – Томас. Заглянем в словари: двойственный, близнец, двойник. Весь фильм будет отражать двойственность мужской природы. И соответствующую зеркальную двойственность женской. Потрясающе, что в этом фильме важней даже не внешняя двойственность. Меняется что-то внутри Томаса и меняется что-то снаружи. Начнём с первых кадров. Томас бреется. Он живет в лесу и бреется. Мужской ритуал самооскопления, что бы иного об этом не говорили. Если быть похожим на женщину, то может быть не убьют. Случайно ли начато с этого? И место на войне Томас занимает самое нейтральное, он вроде бы воюет, а вроде бы и нет. А потом Томас в городе ходит небритый. Бритый Томас похож на отчаявшегося маньяка. Небритый Томас, похож на растерянного ребенка. В ком из них больше мужественности? Теперь Магда. Магда переводится как «башня». Башня – 16 аркан в Таро. Символизирует неизбежность кармических процессов. Судьбу, если хотите. Башню невозможно обойти, она обязательно встречается на пути всякого двойственного. Придётся сделать выбор. В этом суть и послание фильма. Встретишься с Магдой с душой – развернётся одна история. Встретишься без души – развернётся другая история. Вот и сам фильм содержит в себе эти обе истории. Прекрасную исцеляющую мелодраму о романтической любви и всепрощении. И душераздирающий хоррор о неотвратимости наказания. Зрителю, также как главному герою, предлагается испытать его собственную двойственную природу. Выбрать во что больше верить и что для него более ценно. И мне удивительно, что многие критики-мужчины видят в этом кино только хоррор и наказание. Обвиняют Ромолу Гарай в феминизме. Осторожнее со своим выбором, мужчины. «Что вы в нас разбудите - с тем вы и будете!» - говорит своим фильмом женщина-режиссёр. Старинное послание. Прекрасно подано на блюдечке. Рад, что на планете появился новый прекрасный режиссер. Замечательно сработала вся команда. И восхитительно, что традиции европейского кино живы и радуют нас своей тонкостью в противовес спецэффектам. Оцениваю фильм положительно, но затрудняюсь выставить оценку в баллах. Фильм мне понравился, но всё же я не любитель авторских ужастиков и, если бы не изначальная мелодия фильма, я бы вообще не стал его смотреть. Рад, что доверился мелодии.