Не больно-то достойное желание. С Кубриком вообще у меня не складываются отношения. Что эта 'Лолита', что 'Заводной Апельсин' - вызывают такое усталое: 'Ну и зачем ты за это взялся, дядя?' Во-первых, весь эпатаж книги был в том, что Лолита - несовершеннолетнаяя девчонка. В этом же фильме это весьма зрелая девица и совершенно неясно что такого ужасного в ее связи с Гумбертом. Какой-то, гхм, когнитивный диссонанс возникает. Кубрик удивительно топорно лепит подростков из взрослых актеров. Вот Земекис из Фокса хорошего Марти сделал, Дороти из старой 'Страны Оз' тоже особых нареканий не вызывает, а эта... ну... взрослая она слишком. И девочку даже не пытается играть, а гримируют ее вообще под женщину. Мне и книга-то сама не нравится особенно. Весь этот томный декаданс в оправдание жалкой своей натуры в исполнении Гумберта просто противен. Поймите меня правильно - он, конечно, не виноват в своих наклонностях. Но в потакании им - виноват. Стократно виноват тем, как лицемерно говорит он о любви, а действия его диктует только похоть. Какая же любовь им движет, когда девочку с высокой температурой он использует, как сексуальную игрушку? В фильме особой любви этот стареющий ловелас тоже не выказывает. Вообще как-то все бледно и невнятно. Настолько, что уже из чувства противоречия начинаешь сочувствовать Куилти. Он неплохо от Гумберта с пистолетом уворачивался и вообще производит впечатление самого нормального человека в этом, простите, сумасшедшем доме. Это Куилти-то, абсолютно психопатическая личность! Эротизм в фильме - бедный родственник, затравленный цензурой. Да в наших советских лентах он чувствует себя привольнее, чем у Кубрика. Режиссера вообще бросает в крайности. Тут он мямлит: 'ну тут у них была любовная сцена, предположим, гхе, гхе, сделаем затемнение', а потом в 'Заводном апельсине' в каждый кадр пихает гениталии. К чему эти метания? Можно сделать глубоко эротизированную картину без единой постельной сцены. Можно, но тут как-то не вышло. Нет, не сказать, чтобы это все крайне плохо... но для режиссера с мировым именем - весьма слабо. 5 из 10
Прежде всего, справедливости ради замечу, что имею привычку писать повторные рецензии на картины, мнение о которых в недалёком прошлом изменил. 'Лолита' Стэнли Кубрика - как раз такой пример. Мне приятно думать, что я, как и сам создатель этой истории, со временем осознал: фильм хорош, но представляет собой далеко не идеальную экранизацию близкого к понятию 'идеальный' романа. Кубрик имел обыкновение менять книги так, как ему было удобно. Взять хотя бы более известную и более позднюю работу мастера - 'Сияние', созданное ПО МОТИВАМ одноимённого романа ужасов Стивена Кинга: режиссёр изменил образы многих персонажей, сакцентировав внимание не на сверхспособностях мальчика Дэнни Торренса, а больше на сумасшествии его отца Джека, удалил многие ключевые, как многим кажется, сцены, совершенно изменил концовку. В итоге получился шикарный фильм ужасов Стэнли Кубрика и не очень-то хорошая экранизация Стивена Кинга. Это две абсолютно разные вещи. То же самое и с 'Лолитой'. Фильм больше напоминает не фильм, а достаточно неплохую театральную / телевизионную постановку: вроде бы и сюжет незаурядный (особенно по тогдашним стандартам), и действующие лица солидные задейстованы, но как-то всё настолько скомкано и поспешно получилось, что становится очевидным, почему Стэнли потом ругал себя за 'Лолиту'. Скомканность эта обусловлена жёсткой цензурой 60-ых, отсюда и такие целомудренные сцены (почти семейная комедия), которыми роман похвастаться не в силах. Лолита Сью Лайон выглядит сексуальной, но, как совершенно справедливо подмечают многие, старше положенного возраста, и влечение Гумберта (Мейсон) к этой уже далеко не нимфетистой девушке не поразительнее разглядывания любым другим 50-летним мужичком порножурнала с 18-летними красотками. Условным минусом можно считать и тот факт, что Кубрик во многом напрасно заостряет внимание на дурашливом драматурге Клэре Куилти, пускай и в гениальном исполнении Питера Селлерса; он появляется так часто в фильме, что не то что не читавший книгу, но даже не знающий определения понятия 'дедукция' зритель с уверенностью сможет сказать, каков будет финал, кто виноват и так далее. В силу господствовавшей везде и всюду цензуры и пока ещё только начинающейся сексуальной революции 'Лолита' 1962 года во многом уступает версии Эдриана Лайна, увидевшей мир 35 лет спустя. Что, в общем-то мало кого удивит: 'Лолита' 1997 года уже долго простаивает в длинной очереди других эротодрам, стоящих буквально у границы порнографии, от 'Ночного портье', где Шарлотта Рэмплинг в фашистской униформе демонстрировала аппетитную истинно арийскую грудь, до засмотренного всеми 'Основного инстинкта'. 'Лолита' 1962 года - это 'Лолита' Кубрика. Это уникальная смесь добротного кубриковского чёрного юмора, гротескно-нарочитой слезливости типичных мелодрам той эпохи и традиционного трагизма. О том, что в основе сюжета лежит любимый многими роман Набокова, вспоминают уже после имени культового британского кинорежиссёра. Это кино ПО МОТИВАМ КНИГИ, и если рассматривать его исключительно в таком ключе, то наиболее лестное определение, которое можно дать 'Лолите', - 'очень даже ничего, посмотреть стоит'. Хотя, если всё же на минутку забыть о Владимире Владимировиче (тот, что писал), 'Лолиту' Кубрика ещё можно было бы выдать за нечто, претендующее на звание шедевра. Хотя это спорное утверждение.
В этот раз закадровому голосу предшествуют два нехронологичных эпизода, первый из которых – мужские руки, красящие ноготки на женской ножке, – представляет собой, возможно, лучший пример заглавных титров Кубрика, а второй – убийство Клэра Куилти – является кульминацией книжного повествования, задающей тон (и, может быть, жанр) всему фильму. В эпизоде убийства Кубрик не только прибегает к самоцитированию («I am Spartacus»), но и намекает на мученически-избавительную миссию Куилти, блестяще сыгранного Питером Селлерсом. Сцена в автокинотеатре, в которой персонажи смотрят «Проклятие Франкенштейна» (1957) Терренса Фишера, заявляет о гораздо более сложной структуре кубриковского текста, чем в предыдущих фильмах. Лицо легендарного Кристофера Ли в гриме чудовища монтируется с улыбкой Сью Лайон в роли Долорес Гейз, выстраивая образ вышедшего из-под контроля эксперимента, каковым является жизнь Гумберта с Лолитой. В подробностях описано, как Кубрик намучился со студийной системой и пришел к независимому кино. Парадоксальным образом, первый же фильм, снятый после «Спартака», обозначил не новое рождение, а возвращение к прежней неумелой режиссуре. Отвратительная игра Джеймса Мейсона (до жути похожего на Лоуренса Оливье, отказавшегося от роли) может сравниться разве что с еще более ужасной игрой Шелли Уинтерс в роли Гейзихи. И вместе с тем, будто бы Мейсон, сыгравший в хичкоковском «На север через северо-запад» (1959), инфицировал им Кубрика, монтаж в фильме иногда приятно поражает. В качестве примера приведу сцену, в которой Гумберт везет Лолиту из лагеря в мифический Лепингвиль. Здесь начинается путешествие героев. Она обвиняет его в том, что он остыл к ней: «You haven’t even kissed me yet, have you?» За этой фразой в романе следует поток сознания Гумберта: «Inly dying, inly moaning, I glimpsed a reasonably wide shoulder of road ahead, and bumped and wobbled into the weeds. Remember she is only a child, remember she is only--», – в фильме же мы видим машину, которая не просто не останавливается, но уносится за пределы кадра, за кулису истории. Такой знак Жиль Делёз назвал индексом: деталь (в данном случае, машина) обозначает нечто большее, обозначает это через сокрытие. Фильм, хоть и снимался в более либеральной на тот момент Великобритании, целиком построен на индексах (согласно 'кодексу Хейса' пришлось взять на главную роль актрису 14-ти лет). Но в описываемом случае деталь показана в стремительном движении, напоминающем финал упомянутого фильма Альфреда Хичкока. Это движение – предел мечтаний, но все еще фрустрированное желание, нехватка, заставляющая жать на газ (вспоминается клип Мэрилина Мэнсона на песню «Heart-Shaped Glasses» (2007), несомненно, отсылающий к рекламной фотосессии Берта Стерна); оно не просто прорывает невидимый экран, отделяющий прошлое от будущего, но и связывает два акта. Сцены первого акта почти не связаны между собой, дискретны, предстают как бытовые зарисовки, в которых понемногу зреет и раскрывается вожделение Гумберта и порочность Лолиты. К слову о порочности: Лайон играет не нимфетку, а развращенного подростка, соблазняющего 53-хлетнего Мейсона, познавшую мужскую природу и манипулирующую ей. Еще одно, на этот раз основополагающее, расхождение с оригиналом, которое Набоков никогда не простил. Второй акт. Эпизод в отеле «Enchanted hunters» (здесь у Набокова отсылка к рассказу «Волшебник» (1939), последнему написанному по-русски). Куилти несколько раз появлялся в фильме, но всегда со стороны. Теперь мы видим, как он наблюдает за Гумбертом и заговорщицки переглядывается со своей спутницей, и камера скорее субъективна, чем объективна. Наконец, он заговаривает с Гумбертом. Этот диалог, продолжающийся 4,5 минуты, снят четырьмя планами и насчитывает всего 16 склеек. Позже Кубрик будет снимать диалоги своих персонажей чуть ли не с одной точки, это станет его визитной карточкой. Между тем, в этой сцене лицедей Куилти, притворяющийся полицейским, затрагивает тему лиц и памяти на лица, вселяя в Гумберта подозрение. Лицо представляет собой особенный тип кинообраза, который Делёз называл образом-эмоцией. Слушая, как Селлерс смакует свои реплики, зритель вместе с ним заносит в особый архив лицо пожилого мужчины, заметающего следы еще не случившегося преступления. А лицо – пусть даже в воображении зрителя – это всегда крупный план. Ссылаясь на одного из первых теоретиков кино Белу Балаша, Делез писал: «крупный план отнюдь не вырывает собственный объект из множества, частью которого он является или может быть — он абстрагирует этот объект от всех пространственно-временных координат, то есть возводит его в ранг Сущности». Именно сущностью одержимости, олицетворением страсти, становится персонаж Мейсона, не вызывающий сочувствия, в отличие от патетической Идеи, которую он выражает. В этот момент – критический для экранного действия – история людей становится историей идей (в отличие от предыдущего фильма Кубрика, где все произошло с точностью до наоборот). Возмутительно то, что уже в следующей сцене с раскладушкой Кубрик переходит к второсортной комедии в духе ранних фильмов Чарли Чаплина. Не менее, впрочем, возмутительно, чем поведение всех персонажей фильма, среди которых не найти ни одного приятного типа. Неожиданным образом, обнаружив это, внимательный зритель и заядлый читатель перебрасывает мост от одного мизантропа к другому – от Кубрика к Набокову. Следующая сцена тоже диалоговая, она длится 3 минуты, снята двумя планами с одной склейкой и заканчивается крупным планом Лолиты. Вновь индекс: то, что не произносится (правила игры, в которую Лолита предлагает сыграть Гумберту), в конце сцены затемняется до непроглядной черноты. Куилти снова появляется в Бердслэе в образе доктора Земпфа с непревзойденным немецким акцентом. Кинематографическая форма накладывает определенные ограничения на изображение событий, в достоверности которых могут возникать сомнения. Прием, который Делёз называл фальсификацией повествования, в литературе используется чаще и шире, чем в кино. Поэтому вместо директрисы миссис Пратт, вычеркнутой из сценария, Кубрик предлагает мастеру перевоплощений Селлерсу личину психолога, которую снабжает репликами Праттши – в частности, просьбой о снятии запрета на участие Лолиты в школьном спектакле «Hunted enchanters». Это появление усугубляет впечатление от бреда преследования, который поражает Гумберта после отъезда из Бердслэя. Несмотря на то, что фильм снимался преимущественно в Великобритании, студия MGM подала его на Венецианский кинофестиваль как американский, и это было первым важным признанием Кубрика как режиссера. Биограф Джон Бакстер добавляет важную деталь: «Поскольку «Лолиту» готовили при посредстве швейцарской корпорации «Аня Продакшнз» (названной по имени дочери Кубрика и его жены Кристиан, Ани-Ренаты, родившейся в апреле 1959 года), Харрис и Кубрик смогли получить свою прибыль при низкой налоговой ставке, что обеспечило их в финансовом отношении на всю жизнь. Обладая деньгами, Кубрик приобрел то, чего хотел больше всего на свете – независимость». То, как он этой независимостью распорядился, широко известно. При всех своих достоинствах, фильм все-таки неудачен, но период неудач Кубрика с этим фильмом заканчивается. 6 из 10
Профессор Гумберт (Джеймс Мейсон) - европейский эмигрант, который приехал в Америку, чтобы преподавать французскую литературу студентам. Он останавливается в городке Рамсдэйл, в доме вдовы Шарлотты Хэйз, у которой есть четырнадцатилетняя дочь Лолита (Сью Лайон). Всё бы ничего, но через некоторое время мистер Гумберт начинает интересоваться маленькой девочкой несколько больше, чем это следовало бы делать взрослому мужчине. Без памяти влюбившись в озорную нимфетку, он разрабатывает хитрый план - Гумберт решает жениться на одинокой вдове, чтобы всегда быть рядом со своей обожаемой Лолитой. И только потом мистер Гумберт выяснит, что юная вертихвостка очень далека от его извращенного идеала, но будет уже слишком поздно. Экранизация одноимённого, скандально известного романа писателя Владимира Набокова. Версия 1962 года принадлежит руке Стэнли Кубрика, и мне тяжело представить себе более подходящего режиссёра, который смог бы так достойно справиться с такой скользкой тематикой. Достоверно известно, что изначальный сценарий к фильму писал сам Набоков, с которым Кубрик активно сотрудничал, но когда дело дошло до реализации, то известный режиссёр взял лишь часть труда русского писателя. Пошло ли это на пользу? Лично я считаю, что да, потому что в таком виде история отношений между мужчиной и девочкой меня более чем устраивает. Стэнли максимально дистанцировался от педофилии (Гумберт и Лолита ни разу не целуются, а на секс есть только один намёк за весь сеанс, без всякого 'экшена'), реализовав вместо этого тему кромешного эгоизма в любви. Гумберт и Лолита настолько зациклены на своих желаниях, что их чувства больше похожи на добровольное рабство, где страдания не прекращаются ни на минуту. Разумеется, целиком отстраниться от оригинала было невозможно - здесь хватает неловких моментов, связанных со спецификой картины. Но Кубрик не был бы Кубриком, если бы не знал, где нужно остановиться, благодаря чему зритель никогда не чувствует себя так, будто смотрит что-то запрещенное. Естественно, львиная доля ответственности легла на плечи актёрского состава. Стэнли обил все возможные пороги, пока не встретил Джеймса Мэйсона, который не просто согласился сыграть Гумберта (в отличие от Грегори Пека, звезды 'Убить пересмешника', который, говорят, от такого предложения в ярость пришёл), но и отлично вписался в такую рискованную роль, придав Гумберту жалостливый и одержимый характер. Лайон в качестве Лолиты тоже хороша - настоящая мелкая дрянь, которая пользуется случаем и мучает своего обожателя. Ещё чрезвычайно порадовал Питер Селлерс, сыгравший Клэра Куилти, человека, по которому в свою очередь сохнет сама Лолита. Селлерс привнёс в картину юмор, который был жизненно необходим для того, чтобы разбавлять всю эту густо замешанную неловкость. В целом, 'Лолита' мне показалась интересным опытом. Стэнли Кубрик неплохо суммирует творение Владимира Владимировича, и кино вполне подойдет для тех, кого не тянет читать книги. 8 из 10
У Стэнли Кубрика очень много картин, которые подвергались суровой критике. Точнее сказать, почти все фильмы Стэнли Кубрика подвергались суровой критике. Первым таким фильмом стал 'Тропы славы' 1957 года, из-за своей правдивости. Чуть познее была снята 'Лолита' 1962 года. Этот фильм подвергся критике из-за своей темы. Но стоит отметить, что все фильмы Стэнли Кубрика, которые раньше критиковали, сейчас Шедевры Мирового Кинематографа. Взять например, его работу 1968 года '2001 год: Космическая одиссея'. Но в начале 60-х трудности с прокатом этого фильма были большими. Такими же большими, какой была проблема Набокова в середине 50-х найти издателя, готового опубликовать книгу 'Лолита'. Фильм даже пришлось перемонтировать. Тема фильма, ну и естественно, книги действительно рискованная. Особенно для 60-х годов. Но рискованная, значит плохая? Не правдивая? Не правильная? Безусловно, нет, возможно, даже наоборот. И хотя услышав краткое описание этого фильма, Вы можете подумать все что угодно, в фильме нет ничего пошлого. Услышав краткое содержание, Вы можете подумать, что Гумберт педофил, но это не так. В фильме показаны чувства, человеческие чувства. А именно любовь, преданность, обман и ложь. И не стоит думать, что этот фильм только про чувства Гумберта, это еще и фильм про то, как к этому относится его возлюбленная Лолита. А то, что испытывал Гумберт к ней, это не просто страсть, это любовь. Досмотрев фильм до конца, у каждого зрителя останется свой Гумберт и своя Лолита. Свое личное видение о них. Вы сами решите правильно ли поступила Лолита или нет. Правильно ли поступил Гумберт или нет. После фильма у Вас будет свое видение на всю эту историю. Владимира Набокова я не читал, поэтому сравнивать фильм с книгой я не могу. Знаю только, что Стэнли Кубрик очень любил книгу. И после всей той замкнутости в действиях на съемках 'Спартака', Кубрик решил снять историю, которая ему действительно нравится. В этом фильме у Кубрика были развязаны руки, пока его опять не связали цензоры. Многие говорят, что фильм и книга совершенно разные вещи, что книга - шедевр, а фильм по сравнению с ней просто ужасен. Но это не так. Только потому что, Набоков является одним из сценаристов фильма. И я не думаю, что он позволил бы 'угробить' свое произведение. Режиссура в этом фильме, впрочем как и во всех фильмах Кубрика, великолепная. Фильм снят интересно. Смотреть фильм, несмотря на то, что его хронометраж составляет два с половиной часа, не скучно. Этот фильм заставляет задуматься. Задуматься о человеке. И о его любви к другому человеку. Фильм довольно серьезен, но смотреть его совсем не тяжело. В фильме даже присутствуют пара комедийных моментов. Не сказать, что действия в фильме проходят медленно. Но и не быстро. Скорость повествования в этом фильме такая, что не дает соскучится, но и одновременно с этим дает время обдумать действия. Хотя время все обдумывать прийдет после фильма, когда вся история показана полностью и все встало на свои места. Только тогда, когда Вы поймете, что случилось, прийдет время подумать об этом. Отличный осадок после фильма. Актеры играли чудесно. Все. И Джеймс Мейсон, и Шелли Уинтерс, и Питер Селлерс, ну и конечно же, исполнительница роли Лолиты Сью Лайон, которой на момент съемок было шестнадцать лет. Все эти актеры исполнили свои роли отлично. Все их образы отлично переданы зрителю. Особое значение в фильмах Стэнли Кубрика уделяется музыке. 'Лолита' не стала исключением. Отличная музыка, которая передает настроение, поведение и чувства героев. Например, в первой половине фильма почти всегда, когда в кадре появлялась Лолита и на нее смотрел Гумберт, играла одна рок-н-ролльная мелодия. Она дополняла великолепную игру Мейсона и все чувства Гумберта становились видны, как на ладони. Отличный фильм о любви одного человека к другому. Именно о любви, а не о педофилии. 'Меня всегда шокирует, когда я слышу, что Стэнли снимал фильмы не о людях, а о машинах' (Стивен Спилберг). 'Если бы я знал какими суровыми будут ограничения, возможно, я бы не стал снимать этот фильм' (Стэнли Кубрик о 'Лолите'). 10 из 10
Когда постановщик славится творческим перфекционизмом, а любое сочинение, выходящее из-под его пера, безошибочно, безукоризненно и доведено до мраморного блеска; когда такой постановщик берётся экранизировать сложнейшее по художественной структуре произведение, а стремление к аутентичности и совершенству не позволяет ему допустить ни единого изъяна при работе; тогда экранизация получается неудачной. Очищенная от плевел пошлости и низости, чёрно-белая «Лолита» явилась поверхностной копией описываемых в книге событий. Стэнли Кубрик снял с набоковского шедевра лишь фабульные сливки, не придав экранизации никакого шарма, никакого авторского почерка. Кубриковская «Лолита» не начинает жить заново на экране, она задыхается от цепких рук автора, чахнет в пыльной кузнице перфекциониста, выхолащивается и тускнеет. Этот текст пишется не для того, чтобы в очередной раз попричитать о несоответствии романа и его экранизации, о невозможности экранизировать неэкранизируемое, о богатстве набоковской прозы, которое нещадно растрачивается, пока переводится на киноязык. Автор скорее хочет заметить, что литературный первоисточник предлагает целую россыпь выпуклых смыслов, которую Кубрик предпочёл обойти, ограничившись безразличной констатацией событийного ряда. Режиссёр напрочь лишил экранизацию как растворённого в романе подтекста, так и надтекстовых кодов, создав, безусловно, строго выстроенное произведение высококлассное по режиссуре, но бедное по эмоциональности. Гумберт экранный и Гумберт книжный - абсолютно разные персонажи. Спросите тех, кто не читал роман, но видел фильм: они вам скажут, что Гумберт хороший. Это ни разу не так. Существуют штрихи, формирующие образ книжного Гумберта: подлость, низость, исповедальные излияния, коробящие нравственность. Эти штрихи затушёваны Кубриком, обращены в доброжелательность и невинность, поэтому даже попытка убийства, совершаемая Гумбертом в фильме, кажется натужной, алогичной, нелепой, а произносимые за кадром отрывки из дневника вообще воспринимаются как нечто инородное, чуждое общему настроению. Фильм кажется блеклым и сухим отображением поведанной Набоковым истории, которое, правда, оживляется, когда в кадре появляется Питер Селлерс. Его игра напоминает скорее импровизированные актёрские экзерсисы, чем вредные, многократно отрепетированные ужимки, она приобретает черты разболтанности и расслабляет скованный ритм повествования, придаёт ему спонтанности. Если бы «Лолиту» снимали в наше время, то это было бы раскрепощённое, драматическое роуд-муви, лихо пересекающее ландшафты Америки, так красочно воссозданные на страницах романа. Набоков говорил, что ему нужно было создать Америку, – он создал. В тексте. Кубрик даже этого не смог, - в кино.
Съеденное сердце! Лолита Если мне не изменяет память, то я еще никогда не писал отзывы на фильмы Стэнли Кубрика. Надо исправлять это положение, потому что Кубрик был замечательным режиссером. А хотел бы я начать с моего самого любимого фильма у Стэнли Кубрика под названием “Лолита”. Я просто очень люблю этот роман, наверное, эта самая лучшая книга, которую я читал. Владимир Набоков написал непревзойденный роман. Когда я его читал, я просто не мог оторваться от книги, поэтому, мне было очень интересно посмотреть экранизацию этой книги. Прекрасно понимаю, что такой роман просто невозможно впихнуть в полнометражный фильм. А режиссер этого фильма, довольно своеобразная личность, Кубрик изменил немного произведение. Не знаю, хорошо это или плохо. Я знаю только одно, что фильм мне очень сильно понравился. Я смотрел практически все фильмы Кубрика и этот, мой самый любимый. Очень сильно понравилось, что фильм снят в черно-белых тонах, мне кажется это идеальный стиль для такого произведения. Еще в этом фильме очень сильная актерская игра. Особенно понравился актер Питер Селлерс, он вообще никогда плохо не играл, он этого просто не умел. Актриса Шелли Уинтерс в этом фильме сыграла, возможно, одну из лучших своих ролей в карьере. А вот главные роли тут сыграли Джеймс Мейсон и Сью Лайон. У них получился очень слаженный дуэт. Смотреть на них было очень интересно. Конечно, можно искать минусы в этом фильме, сравнивать его с книгой. Но лично я, никогда не любил сравнивать книги и фильмы. Поэтому, я просто скажу, данный фильм мне очень сильно понравился. Стэнли Кубрик снял настоящий классический шедевр. Рекомендую.
Не могу назвать этот фильм совсем ужасным, но и хорошим назвать не получится. Актёры пытались изобразить хорошую мину при плохой игре. Даже со скидкой на год выхода фильма, ощущение, что герои фильма просто цитируют выученный текст, как ученик у доски, не вкладывая в него ни грамма эмоций. Меня искренне привлекает оригинальное произведение. Это роман о любви, страсти, болезненной одержимости и грехе, который не искупить. Роман-провокация. Роман, описывающий то, о чём не принято говорить в приличном обществе: болезненную одержимость взрослого мужчины ещё не сформировавшимися девочками. В фильме мы видим уже вполне женственную 16-летнюю девушку, которая своими формами и внешностью тянет на все 18+, а чёрно-белая плёнка только усугубляет, накидывая сверху ещё пару лет. Ситуацию пытались исправить, добавив сцены, где Лолита ведёт себя как нормальный ребёнок. Получается это у молоденькой актрисы откровенно отвратительно. Девушка больше напоминает слабоумную или героиню низкобюджетных немецких фильмов для взрослых. Гумберт вял и безэмоционален как варёная гусеница. Тут я его могу понять. Он влюблялся в ребёнка, а получил взрослую даму на третьем десятке. Вся соль романа безнадёжно порезана цензурой. Вполне ожидаемо. Педофилию не пропустят даже в низкобюджетники на дне киноиндустрии, а уж в экранизацию культового романа и подавно, что на корню убивает весь смысл. Наверное, сам Набоков не зря пожалел о потраченном на написание сценария времени. От замысла автора остались один жалкий сюжет, извращённый цензурой. Получился тусклый фильм с лёгким намёком на интимную близость о приключениях молоденькой девицы и стареющего донжуана. Полагаю, автор зря переживал, что произведение переходит в реальный мир из мира вымышленного. Сама суть романа настолько противоречит нормам морали веков минувшего и нынешнего, что навеки заковала ту самую набоковскую Лолиту в страницы книг. Там ей и место.
Каждый, кто прикасается к какому-либо произведению, в первую очередь оценивает его со своей личной позиции. Для режиссера личной позиции, скажем так, маловато. Надо раскрыть замысел Автора, характер его персонажа, интригу... Надо стать 'гением', чтобы понять 'гения'. Кубрик очень скрупулезно, шаг за шагом, медленно подходит к каждому герою, и каждый из них, даже самый заурядный, проходной, становится отдельной весомой личностью. Кубрик просто выписывает нюансы каждого, любая мелочь бросается в глаза и запоминается, как черта персонажа. Лолита, как и ее мама, самая заурядная ограниченная девочка: она фантазерка, мечтающая о карьере артистки, влюбленная в свой идеал мужчины. Гумберт для нее … никто... она без сожаления его бросает и обращается вновь только за деньгами... В новом варианте 1997 года Лолита приобретает новые черты, более осмысленные, ей отведено больше внимания, особенно ее душевным переживаниям, но так ли это ? Единственным героем является Гумберт! Его история - это рассказ о наших впечатлениях ранней юности, которые навсегда формируют наши предпочтения во всем ! наши желания, вкусы, даже наше будущее...
Каюсь, каюсь, я не читала знаменитую книгу В. В. Набокова «Лолита», потому что совершенно не люблю подобные романы. Необходимо подчеркнуть, что я буду рассматривать фильм, как отдельное художественное произведение, а не как экранизацию. Режиссура и вместе с ней сценарий. Посмотрела «Лолиту» только из-за Кубрика, как в принципе большинство зрителей. Я обожаю, его работы 70-х, 80-х годов и отдельно «Спартак», но вот этот фильм я легко могу назвать провальным в карьере великого Стенли. Главной проблемой является сценарий. Нам рассказывают о взрослом мужчине-тряпке и параноике, который влюбляется в визгливую избалованную девочку. С самого начала мне становится плевать на героев, мне становится всё равно что с ними будет дальше. Я не хочу смотреть на развитие их «отношений». Да, разумеется, фильм про педофилию и в 60-х подробные сексуальные отношения между героями снять было невозможно. Но даже в диалогах я не замечала никакой романтики между Лолитой и Гумбертом. И, чёрт возьми, если вырезать из фильма некоторые тонкие намёки на сексуальные отношения, то его можно пускать в кинотеатры, как ленту про семейные отношения между отчимом и падчерицей. Актёры. Вот здесь придраться не к чему. Видно как люди работают и вкладывают душу. Особенно порадовала Шелли Уинтерс. Либо персонаж её был прописан лучше, либо актриса мне понравилась, но при просмотре она стала для меня несчастной главной героиней, муж которой любит её дочь. Хотелось наблюдать за её историей и чувствами. Итак, чего ожидалось, не увидела. Бесчувственный, сухой фильм. После 30 минут хочется спать. Кое-как со скрипом до нас донесли суть фильма, спасибо за это актёрам. p.s. Сравнивать этот фильм с одноимённой экранизацией бессмысленно, ибо фильмы 60-ого с такой тематикой, конечно, будут отличаться от фильмов 90-х. 5 из 10
Фильм Лолита отличная работа Стэнли Кубрика, фильм драматичен и его можно считать шедевром. В нем нет такого стиля поздних картин Кубрика, но фильм это не портит. Лолита - одна из лучших ранних работ режиссера, да смело можно сказать что плохих фильмов у Стэнли Кубрика вообще нет. Фильм хорош и смел в сюжете, когда он вышел он был скандальным и католическая церковь его запрещала. Лолита снята по одноименному произведению Владимира Набокова, книга мне очень нравится и она в свое время тоже была скандальна и во многих странах ее тоже запрещали. И экранизация мне тоже понравилась. Если кто не знает в книге и в фильме история повествует о любви между взрослым мужчиной и девочкой-подростком. Минусы у картины тоже есть: в нем нет стиля, гениальности и авторского подчерка, как у Кубрика принято. Да и картина не так откровенена и пошлости у него нет, в отличии от его первоисточника. Намек на педофилию прозрачен и это делает фильм по слабее книги, которая была откровенной и в ней подробно описывались постельные сцены между Лолитой и Гумбертом. Если бы фильм вышел в наше время, то он был более смелым и откровенным. Но и так картина смела, для того времени сюжет, который намекал на романтическую связь между взрослым и ребенком, вводила в шок зрителей. Актерская игра хороша, конечно актеры не так передали образы из книги, но если на фильм смотреть как на самостоятельное произведение, актеры смогли показать персонажей, у который между друг другом любовь, только ненормальная любовь. В Лолите 1962 года хорошо то что в истории нет положительных или плохих персонажей, есть только обычные люди. Еще это история ни о извращенцах, а о людях у которых нетипичные, несчастные и для общества ненормальные отношения. Фильм - можно назвать прекрасным, было бы в нем яркий авторский подчерк и больше откровенности и похоти, да такой как бывает у Кубрика - нетипичной и оригинальной, то фильм был бы и оригинальным и считался бы великолепной экранизацией. 9 из 10
Револьвер, мужчина и женщина. 'Ты думаешь обо мне? - Разумеется.' Даже не хочется оглядываться на все сомнения по поводу данной экранизации. Кубрик всегда был и останется гением своего дела, а взявшись за подобную работу, выполнил ее с достоинством от начала и до конца. Многие сетуют на то, что 'Лолита' кажется одним из самых неудачных фильмов Стэнли, однако это вовсе не так. Да, в нем чуть меньше экспрессии и провокаций, свойственных режиссеру, но о чем может идти речь, когда за основу взят один из скандальнейших романов XX-го века? Стэнли Кубрик уверенно прошагал по лезвию бритвы, и не оценить этого нельзя. Его рука видна в каждой детали, каждый кадр демонстрирует уровень великого режиссера, нужно ли что-то больше? То, что автором сценария выступил сам маэстро Набоков, дает весомый повод для размышлений. Невесомая параллель между фильмом и книгой превращается в крепкую нить, неразрывно их связывающую. Это экранизация не заменит книги, она демонстрирует то, что возможно в печать не вошло, ее герои обрели новые, от того не менее значимые, черты. Имеет ли все это право на существование? Для ответа на вопрос стоит задуматься, имеем ли мы право спорить с тандемом гениев, о чьем таланте можно говорить бесконечно. Да, два с половиной часа фильма могут показаться тяжеловатыми для просмотра. Никто не запрещает посмотреть 'Лолиту' в два присеста, тем более, что зрелище для просмотра достойное и вернуться к нему вам точно захочется. Пускай это не тот класс фильмов, где сцены на экране захватывают дух, но это безусловно тот мизерный класс в кинематографе, после появления титров в котором хочется не сдерживать аплодисменты. 9 из 10
Этот фильм определённо идёт бок о бок с книгой ! Чего стоит только уйма скандалов вокруг него. Фильм был запрещён католической церковью, не допущен к прокату, идти на него в кино-театр являлось большим грехом и не смотря на всё это, он был номинирован на 'Оскар'. Заработал уйму поклонников, носящие очки 'Лолита' и по сей день ! Всё это заставляет задавать одни и те же вопросы: 'Лолита - кто она ? Миф или жестокий вымысел главного героя ? Несчастная девочка или роковая соблазнительница ? Та, что так рано смогла полюбить или та, чью детскую любовь так легко смогли уничтожить...' А быть может всё это в одном ? В любом случаи именно благодаря этому фильму Лолита смогла стать эталоном современной культуры. Не всей, но определённо у неё есть своя закрытая, узкая масса, которая продолжает помнить её и боготворить, как собственную суб-культуру или что-то в этом роде. За что я люблю этот фильм, так это за шарм и красоту, которая пронзает на протяжении всего фильма ! Завораживающая музыка, шикарные костюмы и самое главное - точная характеристика героев. Тот, кто внимательно читал книгу, сразу поймёт, что Лолита выглядела именно так ! Ох уж эта шапка пышных волос с кудрями, длинные ноги, пухлые щёки и губы словно барбарис. Она и не должна выглядеть младше, она ведь ранняя пташка, чётко знающая чего хочет достичь в будущем и её не интересуют мальчики. Что касается главного героя, то он не вызывает симпатии, в прочем как и отвращения тоже ! Он вызывает интерес... Жалость и смех ! Да, он безумец... Погубила ли Ло его жизнь - смутный вопрос. Ведь на второй половине фильма, когда Лолита кажется хозяйкой всего хауса, зритель невольно начинает осознавать, что эти двоя просто оба рабы друг друга ! Он повинуется ей, но держит её взаперти, пытаясь изолировать её от всего мира. Он пользуется ею и думает, что весь её мир вращается только вокруг его орбиты... Шелли Уинтерс - прекрасно изобразила роль занудливой мамаши, которая не капли не любила свою дочь, а только и ждала момента как бы от неё избавится. В конце концов она получила своё... Джеймс Мейсон - что бы там не говорили, а именно этот человек изобразил настоящего Гумберта ! Безумец действующий один против всех.. А самое главное против нашего социума... Сью Лайон - моя любимая Лолита ! Да, видит бог эта девочка в свои 14 лет смогла воплотить образ, который теперь живёт на веки !!! Не только в кино, но и в модах, музыкальных клипах, фотографиях и прочем... 'Лолита - свет мой ! Душа моя...' Она, и только она !!! Питер Селлерс - прохвост Куилти ! Ох уж эти герои шоу-бизнеса... Благодаря этому актёру Лолиту можно легко понять !!! Особенно когда тебе всего 14... Технически этот фильм поставлен очень точно по сценарию. Пусть и в сокращении, но это так... Порадовали также и авторские сцены Стэнли Кубрика. Да, этих сцен не было в книги но ведь это фильм !!! В нём всё возможно... Также хочется добавить ещё огромнейший плюс за раскрытие характера Клэра Куилти ! Ещё одного безумца всей этой истории, который вызывает неумолимую симпатию и жуткий интерес. Те кто не читал книгу, а может только собирается посмотреть этот прекрасный фильм, хочется сказать следующие: а) В этой повести нет положительных или отрицательных героев ! В нём есть ЛЮДИ !!! Обыкновенные люди. Не хорошие и не плохие... б) Полюбите главных героев такими, какими они есть. Это история не о малолетней шлюхе и не о старом педофиле, это история о любви сложной и несчастной !!! Ведь главный герой даже не попытался проникнуть в мир 'своей Актрисы' - а надо было. Быть может тогда всё было бы иначе... Для тех кто не читал книгу, но желает ознакомится с кинематографом сией истории, советую после просмотра этого фильма тут же обратится за помощью к экранизации Эдриана Лайна 1997г., чтобы погрузится в суть и узнать в чём же был смысл всей этой истории, а так же по смотреть клип эпотажного музыканта Мэрилина Мэнсона на песню 'Heart Shaped Glasses', где уже так отчётливо перед нами стоит тот самый знакомый образ, знакомой нимфетки ! P.S. Это история о двух безумцах, которых никто никогда не поймёт ! За прекрасную постановку, тонкость юмора и глубину абсурда 10 из 10
Я прочитала эту книгу в 15 лет. Впечатленная историями об извращенцах, я прониклась в глубокий мир такого человека, как Гумберт. Это был его наркоманский рай! Рай, наполненный нимфами, сладостями и запретного секса. В этот рай глубоко уходит наш Главный Герой, теряет контроль над собой, не может отличить фантазию от реальности. В этой трагедии пострадал не только он, но и его обожание в лице 12-летней Лолы. © из моей рецензии на 'Лолиту' 1997 года. Да, это единственный неудачный фильм Кубрика. Ну, вот нельзя по-настоящему большому режиссеру браться за по-настоящему большого писателя. Хотя видно, что Кубрик довольно-таки старался. Правда, цензура тогда была известно какой, поэтому в картине нет ни толики пикантности. Зато Кубрик, в отличие от Лайна, прекрасно понимает, что «Лолита» – это комедия, и примерно так ее и ставит, хоть и смешно тоже не выходит. Но есть неплохие моменты, лучший из которых – блуждание рук Гейз, Лолы и Гумберта во время киносеанса (уверена, что эту чисто киношную мизансцену придумал именно Кубрик, а не сценарист Набоков). Гейз получилась такой, какой она есть в книгах, с этим я соглашаюсь с другими господами - критиков. А вот Гумберт – никакой (лайновский Айронс, замечу, подходит для этой роли немногим больше Мейсона). Лолита у Кубрика – красивая, но неживая куколка (у Лайна с этим получше). Сью Лайон может предпонести актерские эмоции, как прямой взгляд в камеру или нормальное удивление, но черты настоящей Лолиты, как в книге, этого не сделала. Но все-таки - ни Лайн, ни Кубрик не прочувствовали книгу Набокова. Гумберт, конечно, должен быть застенчивым, но еще и – циничным, интеллектуальным, блестяще остроумным и язвительным. Он должен быть почти Набоковым, а ни в одной из кино - 'Лолит' самого Набокова ни в каком виде не оказалось. Большого писателя следовало бы экранизировать не перфекционисту - автору, и не ремесленнику, а кому-то среднему меж такими режиссерскими ипостасями. 5,9 из 10
Но, суть же была в молодости Лоли и извращенности Гумберта, я ждала увидеть аморального соблазнителя и его жертву... а он показан страдающим, слабым и безвольным мужчиной, слепо потакающим желаниям избалованной девочки (которой на вид все 20) и в то же время мучимым ревностью и страхом разоблачения. Она же играет неестественно, глупо надувает губки и никак это не вяжется с продемонстрированными в конце расчетливостью... Никакого эротизма в картине и подавно нет. А вот Шелли Уинтерс великолепно сыграла типичную домохозяйку тех лет, Питер Селлерс также доставил удовольствие. Но увы, их было слишком мало и неудачно выбран контекст.
Это, кажется, первая работа Кубрика, с которой я познакомился. До этого я, конечно же, знал и слышал об этом режиссере, но почему то все никак не мог добраться до его картин. Так случилось, что первой лентой стала «Лолита», снятая по роману Набокова, который меня очень впечатлил в своё время. Честно говоря, особого удовольствия от фильма я не испытал, и могу сказать, что ждал намного большего. Не зря эту картину считают провальной у Кубрика, и Набоков также был очень расстроен после просмотра этой ленты. Понятное дело, что тогда даже и мыслей не было хоть как-то показать педофилию на экране, и от этого лента очень многое потеряла. Все-таки нет в этом фильме какой-то пошлости, эдакой противной нотки разврата, которая была в романе. Конечно, смысл произведения далеко не в больном влечении как к физическому объекту. В нем есть и многое о любви, но все-таки убирая эту часть, картина теряет свои краски.
'Лолита' - одна из самых известных ранних работ Стэнли Кубрика. Картина, за которой последовали такие знаменитые ленты как 'Доктор Стрейнджлав', 'Сияние', 'Цельнометаллическая оболочка' и, конечно же, культовый 'Заводной апельсин'. Как экранизация одноименного романа Владимира Набокова, скандальный сюжет которого знает весь мир, кубриковская 'Лолита' оставляет желать лучшего, но если принимать во внимание нравы того времени и то, что сейчас разрешается снимать все, что хочешь, то можно понять, что сценарий этого фильма старались сильно приблизить к книге и сохранить ее некоторые важные детали. Прозу Набокова, которой присуща игра слов с нестандартным для большинства людей лексиконом, практически невозможно перенести на экран, будь то 'Лолита', фантастическая 'Ада' или же психологический роман 'Защита Лужина'. Именно речевые обороты помогают в полной мере раскрыть всю глубину замыслов Набокова. То, что снял Кубрик является лишь сжатым пересказом 'Лолиты', так как сразу видно, что данное кино делалось с учетом строжайшей цензуры. К примеру, в фильме не оглашается возраст Лолиты, а также упущены причины нездоровых наклонностей Гумберта. 'Лолита' Кубрика не раскрывает философию романа Набокова, не открывает многогранность противоречивой фигуры Гумберта и не включает в себя многие важные сюжетные линии. Данный фильм является, с одной стороны, качественно сделанной голливудской мелодрамой с не типичным для 1960-х годов сюжетом. С другой, Кубрику удалось в полной мере воплотить всю сатиру книги Набокова (единственное, что сделано безупречно). Благодаря этому, 'Лолита' может считаться в некоторой степени 'черной комедией', но только очень 'черной' и очень тонкой, забавной, но не смешной, высмеивающей американские нравы, дисфункциональные семьи и природу любви в целом. 8 из 10
Фильму Стенли Кубрика 'Лолита' выпала не очень простая судьба, ведь в тот момент, когда он был снят, он считался равно как и книга по которой он снят не вполне прилично. Сексуальная революция только начиналась и первое появление Лолиты в бикини было для многих шоком, а быть может даже и чем-то совсем уж аморальным. Сейчас, когда мораль и нравственность с каждым днем все больше приближаются к вседозволенности, фильм выглядит на редкость пуританским. Ведь в фильме Гумберт Гумберт даже ни разу всерьез не целует свою падчерицу, а учитывая наличие экранизации 1997 года с Айронсом ситуация выглядит еще более грустной. На самом деле перед нами очень сильный фильм, известно что сценарий к ленте написал сам Набоков, который людей не очень любил и старался по минимуму идти на контакт с кем-либо. И мне показалось, что это фильм в первую очередь не про какое-то жуткое извращение, а история нескольких людей, против которых сложились обстоятельства, перед которыми они сдались, и более менее поплыли по течению. Вот только Лолита вылезла из воды, а Гумберта так и продолжает нести дальше...
Несмотря на беспроигрышное погружение в скользкую тему педофилии, которой окутан одноименный роман Владимира Набокова, создатели фильма не смогли полностью реализовать весь заложенный в литературном первоисточнике драматизм любовной коллизии между умудренным жизненным опытом взрослым мужчиной и незрелой девушкой-подростком. Более того, практически сразу складывается навязчивое ощущение, что смотришь не серьезное кино, а какую-то легкомысленную комедию, претендующую на интеллектуальность, причем это наваждение не просто не исчезает, а даже больше - ближе к концу фильма превращается в полную уверенность. Вечно изумленное (местами даже с отпадением челюсти) выражение лица Гумберта, излишняя суетливость и какая-то детская обидчивость Шарлотты, неестественные надувания губок, кривляния, ужимки Лолиты - все это вносит в картину изрядную долю комичности, которую уже, увы, не вытравить никакими операторскими находками. Хотя, все же, следует отдать должное подбору актеров, но только в одном случае, – Питер Селлерс (Килти). Самые запоминающиеся моменты фильма связаны с его блистательной игрой. Чего стоит хотя бы та невнятная до абсурда беседа между Килти и Гумбертом на террасе постоялого двора! Селлерс – украшение этой картины, возводящее просто неплохой фильм до уровня очень даже вполне.
Тяжёлый и невероятно грустный фильм. Гумберт разрушил жизнь этой девушки, у которой на всё жизнь покалечена психика. Актёрский состав подобран великолепна. Карьера Джеймса Мейсона в то время уже была на излёте, стареющий актёр снимался всё меньше и меньше. Эта роль создана для него. Он прекрасно сыграл одержимого человека. Сью Лайон сыграла холодную, не по годам взрослую девушку. Ло не любила Гумберта - она никого кроме себя не любила. Жаль, что после 'Ночи Игуаны' я её не видела. Шелли Уинтерс сыграл Шарлотту, мать Лолиты. Добрая, ничего не знающая до некоторого времени женщина. Её смерть показывает, что детство Лолиты закончилось. Ведь именно она держала Гумберта в узде. Питер Селлерс исполнил роль Клера Куилти. Драматург, который до последней секунды своей жизни пытается спастись. Последний кадр фильма - портрет, который прострелил Гумберт. Словно так он мстит Лолите - девушке, которая разбила его жизнь. Истинная драма. Жаль, что фильм сейчас почти забыт. 10 из 10