Череда событий привела молодого датского фотографа Даниэля Рая в руки террористов, в ближневосточную страну, где идёт война: сначала подвернул ногу и не попал в сборную Дании по гимнастике (кто-нибудь слышал о такой? лично я — нет), потом откликнулся на первое попавшееся объявление о работе и полетел ассистентом фотографа в Сомали, сделал пару-тройку удачных снимков, а затем и вовсе вошёл во вкус, почувствовал, что море по колено, и в частном порядке отправился в Сирию… «снимать на камеру мирных людей». Диву даёшься, насколько инфантильной порой бывает западная молодёжь. Наверное, потому что не читали в детстве Корнея Чуковского, а сейчас не смотрят новости. В общем, местные бородатые дяди взяли белого парня под белые рученьки и в заточение его, само собой, предварительно поиздевавшись. Фильм «Ты видишь луну, Даниэль?» совместного скандинавского производства от режиссёров Нильса Ардена Оплева и Андерса В. Бертельсена снят по одноимённой книге датской журналистки Пук Дамсгор (почему-то сразу вспоминается девочка-пук из «Неисправимого Рона»…) и вроде как имеет реальную основу. По факту картина действительно смотрится, как документальная хроника — увлекательно и интересно, без лишних прикрас. О том, как Даниэль Рай находился в плену 398 дней, и что ему пришлось там пережить. О том, как семья в это время закладывала всё своё имущество и пыталась любыми доступными способами собрать сначала 700 тысяч долларов, а впоследствии и вовсе 2 миллиона. О том, как работают посредники между террористами и цивилизованным миром. И о многом другом касательно данной тематики. И всё бы ничего — оценка сама собой напрашивается высокая — да вот только ленту можно было без особых потерь сократить хотя бы минут на 20-30, и попутно сместить некоторые акценты, от которых российского зрителя, пребывающего более или менее «в теме», начинает порядком коробить. Понятно, что Дания — давний падаван США, и лишний раз заглянуть в рот сюзерену, накинув на его мельницу льстивые похвалы относительно борьбы с мировым терроризмом — дело, конечно, святое, но постесняться всё-таки стоило бы делать подобные геополитические реверансы в этой частной жизненной истории. Мало того, что о России и о её присутствии там вообще нет ни слова, так ещё, оказывается, и США — это главная действующая сила добра в регионе, только за связь и любую сопричастность с которой бандиты готовы жестоко убить, обезглавить и т.д., тогда как у остальных национальностей ещё есть варианты. Развивающиеся американские флаги и заезженное голливудское клише с публичным выступлением и стоячей авиацией по поводу того, как героически погиб американский журналист, прилагаются. Такой подход сразу вызывает в памяти параллели с немецким фильмом «Колония Дигнидад» (2015), где ангажированные европейские авторы между строк либо напрямую пытались убедить необразованных зрителей в том, что США как могли боролись с диктатором Пиночетом, хотя вообще-то именно дядя Сэм возвёл и посадил его на трон в пику социалистам Чили. Вот и здесь не лишним было бы начать с того, что во многом за возникновение ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация) мировому сообществу в целом и семье Даниэля Рая в частности нужно говорить «спасибо» именно союзникам из-за океана, а не кидать им подобные косточки из разряда «дань уважения». Но что есть то есть. Кроме того, хотелось бы узнать, как после всех этих событий семья Рая отдавала долги, и вообще отдала ли их, учитывая жёсткие законы скандинавского капитализма, однако в фильме об этом не говорится. Учитывая изложенное, оценка могла бы быть выше, но абстрагируясь от трендовых, конъюнктурных особенностей, можно заключить лишь, что фильм у скандинавов получился довольно крепким, и зафиксировать текущий средневзвешенный рейтинг пользователей.