Сегодня в скандинавских странах основной причиной самоубийств называют состояние глубокой депрессии, которую, в свою очередь, вызывают множество факторов, среди которых, в том числе, климатические условия и стресс. Что касается климата, то многие скандинавы довольно тяжело переносят длительную зимнюю темноту, которая, безусловно, не способствует выработке серотонина (гормона радости), что и приводит к возникновению состояния подавленности, стресса и депрессии. Стрессоустойчивость скандинавов также не столь высока, как, скажем, в России: эта не способность выносить стресс, как раз таки, и может объясняться хорошей жизнью: когда человек уверен в завтрашнем дне, его жизнь полностью обустроена и материально благополучна, он начинает «придумывать» себе проблемы. Людям в странах, где всем приходится постоянно выживать, не понятны проблемы тех же скандинавов, которые пишут в газетах о «новости дня»: лось наелся переспевших яблок, опьянел, не смог перелезть через забор, и всей городской полицией его пришлось перевозить в соседний лес. Или же кошка залезла на дерево и не могла слезть, что вызвало море переживаний у всех соседей. Если снятие кошки с дерева вызывает у людей такие сильные эмоции, то представьте, что станет, когда придёт настоящая беда: например, умрёт близкий человек, уволят с хорошо оплачиваемой работы после долгих лет службы, перестанут платить зарплату. У многих появится глубокая депрессия. У главного героя Макса, которого играет Николай Костер-Вальдау (известный нам как Джейме Ланнистер) депрессия вызвана более серьёзной причиной: у него обнаружили опухоль мозга. Неоднократные попытки суицида не увенчались успехом, и вот, в один прекрасный день, он случайно натыкается на видеоролик из отеля AURORA. Фильм очень депрессивный и гнетущий, чувствуется будто действительно в воздухе веет смертью. Унылые пейзажи поздней осени усиливают общую атмосферу безысходности и опустошения. Да и внутри отеля – обстановочка не лучше: одежда постояльцев смахивает на робы заключённых концлагерей начала XX века, а местный главврач Фрэнк, «Доктор Смерть», то и дело появляющийся в кадре, словно безумный бюрократ, для которого буква в контракте важнее, чем его дух. В итоге, отель из места для людей превращается в место против людей, ведь бюрократу главное исполнить контракт до запятой… а подумать, зачем этот отель тогда вообще существует – подобная мысль такому человеку в голову не придёт, наверное, потому что для него это всего лишь бизнес, ничего личного. Контракт открыт – контракт закрыт. Есть человек – нет человека. Деньги в кассу. Подобно тому, как мир бы не узнал о том, что творилось в концлагерях если бы антифашистская коалиция не победила бы в войне, также и тут, безмолвные горные вершины надёжно скрывают от общества правду. Красивая замануха для оставивших всякую надежду внушаемых людей, которые в силу своего психологического состояния не удосужились внимательно прочитать контракт. На самом деле, отель не способен исполнить даже свой слоган: «прекрасный финал каждому». Ибо финал всегда ужасный. Идея с отелем кажется незаконченной, будто первая серия некого странного сериала, в которой сказали «а», но забыли сказать «б». Мораль фильма ещё более удручающая: сколько ни борись за жизнь, конец всегда будет один – смерть. Поэтому «Отель для Самоубийц» после просмотра оставляет мрачные мысли, и я не пойму восторженных отзывов некоторых. Фильм не для веселья, он тяжёлый. Тематика смерти здесь, в отличие от Death и Love Metal в музыке, окутана какой-то тлетворной яурой, будто гниющий труп, питающий комнатное растение… но вместо питательных соков он источает яд. Право на жизнь – это основное право человека во всех современных демократиях, и ни один документ либо внутреннее распоряжение организации по идее не могут отменять его. Но в этом фильме показано, что для буквоедов и коммерсов внутренний устав организации порой главнее основного закона европейской страны. 5 из 10
Образцовый фильм с неправильным позиционированием – «Отель для самоубийц». В то время как официальный анонс обещает детектив, где тот самый отель – не более чем экзотическое место действия и декорация, сам фильм является очень тяжелой драмой, и отель – чуть ли не основное действующее лицо, а предметом исследования картины становится феномен стремительно приближающейся неотвратимой смерти и человека в обстоятельствах абсолютного понимания, что конец неизбежен и близок. Никакого строгого конкретного сюжета в «Отеле» нет, есть только данность в виде обреченного главного героя и его душевных терзаний и противоречивых желаний в осознании неизбежного будущего. Есть определенная ирония в том, что этот герой – страховой агент, занятый, по-видимому, страхованием жизни. Если вдуматься в эти слова, то они сами по себе нелепость, ведь жизнь как таковую застраховать нельзя. Нельзя зарекаться от смерти. Сама его судьба – это жестоко преподанный урок, который ставит под сомнение все его существование и смысл его жизни. Это было бы интересной идеей для воплощения, но авторы картины ограничились лишь небольшим штришком, не развивая тему. Гораздо более интересной становится борьба разума, который отчаянно боится боли и беспомощности, и сильнейшего инстинкта самосохранения, который всегда защищает людей от смерти, даже добровольной смерти. Отель из заглавия представляется, на первый взгляд, благом, когда предлагает обреченным людям достойный уход в спокойной обстановке. Однако, это вовсе не хоспис, существующий даже в нашей стране. Хоспис не подразумевает воли и добровольности для постояльцев, за них все решила их судьба, и он лишь помогает им и их близким ее принять. А этот отель – проводник эвтаназии, то есть личного решения по такому щекотливому вопросу, как жизнь и смерть. В чем-то он помогает не принять судьбу, а решить ее самостоятельно. Раз уж выпадает такая доля, то хотя бы выбрать время своей волей. Пребывание героя в этом месте напоминает вечно качающиеся две чаши весов, на одной из которых его личное и, возможно, верное решение, а на другой – отчаянное желание жить, ведь врачебный приговор едва ли это желание способен уменьшить, особенно, когда болезнь еще не отняла последние силы. Возникает закономерный вопрос, в чем же проблема и затык, почему автор в явном виде не одобряет этот отель и то, что он делает? Автор намеренно добавляет одну деталь, которая переворачивает идею с ног на голову, которая представляет сделанный выбор не собственным решением, что хорошо, а собственным приговором, и – в логике приговора – обжалованию он не подлежит. Негативное отношение к отелю для самоубийц подчеркивает навязчивая ассоциация костюмов постояльцев с формой обитателей концлагеря, а его умиротворенная красота на фоне гор – не более чем природная «колючая проволока», отнимающая любой шанс на побег. Финальное же открытие главного героя приводит к одной-единственной мысли: смерть уродлива, она в любом случае и по любой причине хуже, чем жизнь, а это значит, что нужно бороться во что бы то ни стало. Вся эта стройная конструкция все же подвержена коррозии, и причина коррозии в том, что эта деталь-закавыка, меняющая смысл отеля, абсолютно нелогична и противоестественна, особенно, в просвещенной и свободной Европе. Не может человек в правовом государстве отказаться от свободы выбора, как и от любого своего права, особенно, в отношении базового права на жизнь. Это просто фантастика, так не бывает, и, выбирая подобную мысль для фундамента всей картины, автор обрекает как ее, так и следующие из нее выводы на недостоверность. Также, по задумке, шокирующие факты о подноготной отеля на самом деле совершенно для него логичны, если принять во внимание его деятельность. Возможно, замысел был в том, чтобы показать, насколько изнанка уродлива, но в цель высказанное не попало. Автор пытается быть не всегда понятным, он показывает сюжеты вразнобой, в разное время, иногда откровенно фантастические, нелогичные, так что не позволяет осознать, что и когда происходит на самом деле. Однако, откровенный сюр начинается ближе к финалу, для этого относительно реалистического фильма, пусть и с путаницей с временем, он не логичен, в связи с чем оставляет не до конца понятное послесловие, неоднозначное как по форме, так и по содержанию. Узнать и запомнить получается только одного героя – главного, весь остальной окружающий мир и окружающие люди сливаются в сплошную однообразную серую массу. Даже любимая женщина героя совершенно не запоминается. Это однообразие очень усложняет восприятие увиденного, предлагается сопереживать, понимать и следить только за одним героем, только за его погружением в сложную депрессию, а это, пожалуй, достаточно однобокий подход. Вот уж никому и никогда не порекомендую «Отель для самоубийц»: настолько это тяжелая, депрессивная и эмоционально сложная картина. Вместе с тем, она очень вторична, показываемые обстоятельства надуманные и фантастические, а содержащаяся мораль не блещет оригинальностью. Такое можно было бы не снимать, а раз уж взялись, то копнуть глубже, быть оригинальнее, устранить все логические недочеты.
Мне даже в мыслях сложно предположить, что должно случиться с человеком, чтобы он хотел добровольно лишить себя жизни. Это что-то вроде психического заболевания или глубокая депрессия, иначе как можно в трезвом рассудке взять и лишить себя удивительной возможности наблюдать за солнечным закатом, или ощущать приятное дуновение теплого весеннего ветра. Однако это оказалось лишь поверхностным суждением, потому что в некоторых случаях человеку необходима смерть… Теперь же рассмотрим вопрос с точки зрения главного героя нордической драмы-триллера «Отель для самоубийц». Итак, прошу знакомиться: Макс и Ларке, семейная пара, чей огонек страсти давным-давно потух. Макс работает страховым агентом, но особого счастья это ему не приносит. Он просто делает свое дело и уже забыл, что такие простые жизненные радости. Поедание овощей на обед стало для него синонимом всей жизни. Не лучше дела обстоят и у Ларке, его жены. Она также устала от всего и непонятно, чего ждет. Вместе они могли бы быть еще долго, даже несмотря на всю печаль и апатию, но вдруг выясняется, что Макс смертельно болен. Не желая продлевать мучения во всех смыслах слова дольше положенного, Макс решает отправиться в отел для самоубийц, где его гарантированно уведет на тот свет и пути назад не будет. Решение непростое, но наш герой на это соглашается и мы вместе с ним отправляемся в дорогу, где познаем немало откровений и поймем, что жизнь все-таки гораздо более сложна, чем большинство из нас считает. Развитие событий здесь протекает медленно, но при этом фильм интересен и мне хотелось узнать, чем же все тут окончится. Мы узнаем всю подноготную Макса и его жены, и может они не самые приятные в мире люди, но на их примере мы видим целый букет проблем среднестатистических европейцев, которые и сами уже не знают толком, чего хотят. Так что Макс и Ларке – фактически лакмусовая бумажка современного общества, которое меня, если честно, все больше печалит. Интересно, что роль Макса сыграл Николай Костер-Вальдау, которого я раньше видела в «Игре престолов». Ему по плечу героические роли, а тут он сыграл слегка апатичного, от всего усталого мужчину. Очень разительное преображение, заслуживающее уважения. Но все же он мог чуть больше постараться, чтобы показать истинную искорку, но образ таков, что ее нет, ну и да ладно. Все-таки актер должен играть самые разные роли. Музыкальное сопровождение фильма местами настраивает на медитацию. Но тут нет вины композитор, потому что он подстраивал свою работу под режиссеру. Саундтрек создает атмосферу не хуже, чем игра актеров и находки Йонаса Арнбю, так что по крайней мере даже у самых требовательных зрителей не должно быть претензий хотя бы к этому аспекту фильма. Как итог, «Отель для самоубийц» далеко не самое легкое зрелище. Оно полно метафор и аллюзий, но в этом самый сок. Поэтому если вам хочется посмотреть неспешное, но умное и заставляющее о многом задуматься кино, то «Отель для самоубийц» вполне может вам подойти. Но на особые улыбки и позитив, наверное, не рассчитывайте. 7 из 10
Не могу сказать, что являюсь фанатом этого актёра, но признаюсь фильм начал смотреть именно из-за него. Николая Костер-Вальдау конечно же после ошеломительного успеха 'Игры Престолов' можно смело отнести к кассовым актёрам. И подкупает именно то, что он действительно качественно работает даже в таких средних, по моему мнению, фильмах как этот. Сразу же чувствуется не голливудский почерк картины, триллеры европейцы снимают по особенному. Тут мрачноватые серые тона, интерьеры квартир, ресторанов и отеля практически в одном стиле, смесь хай-тэка с минимализмом. Создаётся впечатление что всё снимали в одном павильоне. И даже норвежскую или датскую пристань, бурную реку, и горы Скандинавии скорее всего снимали во второй половине дня, либо в пасмурный день, что бы не было солнечного света, и соответственно ощущения яркости картины. Фильм подкупил актуальностью темы. Сегодня в мире по статистике очень много случаев самоубийств. Самое интересное, что в процентном соотношении количество людей, которые решают свести счёты с жизнью в развитых странах намного выше, чем в странах, где качество уровня жизни намного ниже. Многие замечают, что в странах, где преобладает религия ислам суицида намного меньше. Вот для сравнения в например в Норвегии 10.4 процента всех смертей, а в Пакистане 3.1 процента. Самоубийство противоречит многим религиозным постулатам, так же как однополые отношения, или например убийство человека. Но про убийства и про однополые отношения снято много фильмов, а вот про тему самоубийств по пальцам пересчитать. И мне показалось, что если хоть чисто по сценарию, тут была попытка показать любовь к жизни, и сомнения главного героя поквитаться с жизнью, то где-то в глубине чувствуется, что данные отели имеют место быть и могут быть узаконены, как пристань для реальных людей и их 'оправданного' желания. Были споры узаконить публичные дома, были споры относительности законности однополых браков. Самоубийство - это явление, имеющее место быть везде и это явление не исчезает, а к сожалению растёт. И мне понравилась сама попытка режиссёра затронуть эту тему. Представить этот отель, как законный объект, обслуживающий данное явление. Если зритель это представил, то у режиссёра это получилось, а раз идея была донесена, то наверное можно сказать, что фильм со смыслом. Фильм стоит посмотреть, вдохнуть полной грудью, посмотреть вокруг, и продолжать жить с желанием жить. 6 из 10
- Вы когда умрете? – Это никому не известно и никого не касается. – Ну да, неизвестно, подумаешь, бином Ньютона! Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате. – Девять месяцев, и двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц? Маловато, но при скромной жизни хватит... ...Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? 'Мастер и Маргарита', 2005, реж. В. Бортко Воланд у М. А. Булгакова с лёгкостью пророчил судьбу и продолжительность века любому желающему. Будь то председатель правления МАССОЛИТа или обычный заведующий буфетом Варьете. И это понятно Воланд он на то и Воланд, чтобы творить подобные прогнозы. А вот большинству из ныне здравствующих срок отмеренного судьбой праздного шатания по жизни, неизвестен. Год? Десять лет? Пятьдесят? Но ведь всё может произойти так же как и с продвинутым Михаилом Александровичем Берлиозом. В одночасье. Подскользнулся на масле и, под трамвайное колесо в аккурат. Чик, головы как не бывало. Вот ведь незадача. Все стремления, все потуги, все планы 'коту под хвост'. Чья-то злая ирония. Усмешка. В центре сюжета скандинаво-германской ленты 'Отель для самоубийц' страховой агент Макс. Чья-то смерть это страховой случай для него. Его хлеб. Его работа. Обыденность. Выплаты семье, детям, близким причитающегося 'гонорара'. Главное, соблюсти все правила, учесть все нюансы. Закон, во главу угла мерилом правоты поставить. Беседуя с женой пропавшего клиента, вдруг как-то нехорошо стало. Выпил воды и упал в обмороке тут же. Что такое? Не стар вовсе. Едва-едва полтинник разменял. Когда минуты роковые настают, И волны черные до неба достают, В недобрый час, В недобрый час. Мы повторяем, как все люди на Руси: «Помилуй, Господи, нас грешных и спаси». В который раз, В который раз. Депрессия наваливается. Паника одолевает. Разум съежившемся в страхе грецким орехом. Что делать, что делать, что делать? Как быть, как быть? Ухожу-ухожу-ухожу. Впереди состояние полного овоща? А может не дожидаться трагической развязки? Может быть в петлю? Может быть с камнем на дно? Самоубийство разве не лучший выход? Жену не мучить, подвести черту самостоятельно и решительно. Хмарь настроения в тоске с проблесками бодрящейся улыбки на полтора часа. Холодная размеренность тягучими планами с вдавленным в кадр лицом. Вязкость в замедленности с затухающей жизнью из каждой сцены. Режиссёр намеренно водит нас по потаённым последним мгновениям ещё дышащего мыслью, но угасающего разума. 'Шаг, остановка. Другой, остановка'. Созерцательность и застывание правят бал... А между тем, драма плавно перетекает в детектив. Есть оказывается где-то в отдалении, в горах, некий отель эвтаназии. 'Аврора' имя ему (Аврора, между прочем - это богиня утренней зари в римской мифологии). Там 'кончают людей' в соответствии с их последней волей. Так что? Не махнуть ли? Всё лучше удавки на шею... Чего здесь больше? Реальности живописного полотна в контрактном обязательстве сторон или разрастающейся в голове злокачественной опухоли? Где кончается очевидное и начинается болезнь? Одно переплетается с другим. Зрителю не поясняют что именно мы наблюдаем, позволяя выбрать направление потока мысли на своё усмотрение. Уход из мира самоопределением основной посыл картины. Эвтаназия, размышлением. Нордическое кино на все сто процентов. Скупое на эмоцию, движение, всплеск. Если 'Во всё тяжкое'(2018) персонажу Джонни Деппа удалось обрести платформу под ногами в момент кризиса и 'пришпорив лошадь' погнать её по кочкам и буеракам в галопе, Максу в 'Отель для самоубийц' подобная мысль в голову не пришла. И каждый 'пошёл' своим путём. А ведь прав был Воланд у М. А. Булгакова - какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями? Впрочем у каждого свой выбор. Своя правда. Кино на любителя подобных зрелищ. Медленно-заторможенное. Исключительно в чёрно-белых тонах. Но интересное. Интересное своей необычностью тоскливой хмари. Вне сомнения. 6 из 10
И снова эпатажная тема - самоубийство. Но чем уж удивишь? Зрителю предлагается окунуться в мутный, тяжёлый, давящий поток смыслов, аллюзий, ассоциаций. Да и как иначе? Ведь речь идет о мужчине в самом расцвете лет, страдающем от опухоли мозга. Как вытекает из названия фильма, действие происходит в некоем отеле, продающем 'прекрасный уход' - т.е. смерть без боли. Причем, существование этого отеля в реальности, или только в больной голове героя - загадка. В главной роли Николай Костер-Вальдау - сыгравший нетипичного для себя персонажа. Тем интересней выглядел герой, тонко и многогранно сыгранный актером. Сама атмосфера безнадежности великолепно передана в фильме с помощью декораций, натуры, костюмов, света. Сцена утреннего туалета - ощущение тупика, рефрен о семейном ужине со спаржей и гребешками - щемящий акцент. Однако, чем дальше разворачивается действие (если это можно назвать действием), тем очевидней становится абсурдность всей прожитой жизни героя. Болезнь - как второстепенный штрих в общей беспросветной картине его существования: безликая, унылая жена; постылая работа; отсутствие друзей, увлечений; отсутствие детей, наконец. Калейдоскопичность 'повествования', неопределенность ситуаций, нарочитость и гротеск: - все эти стилистические приемы работают в каждом кадре, вышибая у зрителя почву из под ног. Хочется спросить: 'А где ваша вера? Где ваша любовь? Где цель?' Но в плоском, горизонтальном мире понятие 'Я' - теряет смысл. Ценность жизни неоспорима? Да никто и не пытается оспаривать. Даже после смерти из трупа вырастет прекрасное растение! И сама урна с прахом послужит во благо экологии. Значит для неудачников, потерянных в этой жизни есть оправдание их бесполезного бытия. В этом мире ничто не наполняет и не живит человека. Таков, на мой взгляд, посыл фильма. А дальше каждый вправе делать свои выводы по закону искусства постмодернизма. 5 из 10