Не понимаю, как в России могли порезать фильм про Элтона Джона, но пропустить 'Падение'. Более проЛГБТшного фильма за последнее время я не встречал. Я шёл вовсе не на такое кино. Я шёл на драму, на отношения между отцом и сыном, где не всегда было гладко. А попал на пособие по позитивной дискриминации, потенциального номинанта на 'премию имени Ленина' (как все шутят теперь про Оскар), фильм, в котором геи-азиаты помогают неблагодарному цисгендерному белому мужчине. Который и в молодости вёл себя как мужлан, а на старости лет у него кругом только педики да проститутки. Расскажу чуть подробнее, хотя думаю многие уже поняли, что постер данного фильма обманка и идти на него не стоит. Но всё же хочу остановиться на тех позитивных моментах, что есть в картине, теме одиночества человека и прекрасной работе оператора. И объяснить чем вызван мой негатив. Я ведь обычно с радостью смотрю ЛГБТ кино и всегда ставлю ему высокие балы. Или почти всегда. История начинает с того, что нам показывают дожившего до маразма пожилого мужчину, которому помогает его сын гей. А он его за это полощет и унижает. Позже нам показывают, что у сына есть муж азиат и у них есть приёмная дочка. К этой 'семейной идиллии' присоединяется сестра, почему-то без мужа, но у которой один из детей тоже гей, а второй похоже ещё не определился. Всё это сопровождается флешбеками, в которых постоянно показывают какой отец парня глупец, ни во что не ставящий никого кроме себя. Глупый эгоист, инфантильный мужлан и ребёнок, не умеющий чувствовать. Тогда как геи его полная противоположность. Один из них работает в больнице, а второй пилот. И то как они общаются с окружающими достойно Иисуса Христа. И весь фильм бродит вокруг этих чёрных и белых, однозначных героев. Нет здесь ни у кого своей правды. Тут всё чётко и определённо. Эти - хорошие, а этот - плохой, недалёкий. Образы очень далеки от реальных людей, которые редко бывают святы, не важно геи они или нет. Ещё раз подчеркну хорошую операторскую работу, хорошие сцены раннего детства героя, и тему одиночества человека, человека и природы, человека и моря. Но это всё так мало, что я не понимаю за что ему дали лучший фильм на международном кинофестивале в Сан-Себастьян.
У Вигго Мортенсена есть аж три номинации на премию «Оскар», но почему-то большая часть зрителей до сих пор недостаточно серьезно относится к заслуженному Арагорну. А зря: Мортенсен – на все руки мастер, который помимо актерской работы увлекается театром, живописью, поэзией и музыкой. Кажется, это тот самый человек, что любит разнообразие и вообще предпочтет что-то незаметное, но глубокое, любому громкому проекту. Так вышло и с «Падением» – фильмом простым и понятным, далеким, на самом деле, от эзотерических откровений арт-хауса. Чувственный и неприхотливый дебют мог быть снят только методичным и терпеливым творцом, а это есть неплохая заявка на перспективную режиссерскую карьеру. Опираясь на собственный жизненный опыт, а также затрагивая универсальные темы семьи и горя, Мортенсен с помощью «Падения» переосмысливает отношения со своими реальными родителями. Заботливая мать, тяжелый в общении отец – вещи, сами по себе, не новые, однако они таят в себе эмоциональное богатство. Примерно половина хронометража «Падения» разворачивается во флэшбеках, где раскрываются детали общения внутри отдельно взятой семьи. Сценарий умудряется быть жестким, но при этом и в чем-то нежным. При этом общий сюжет достаточно объективный: это нечто среднее между терапевтическим опытом Шайи ЛаБафа в «Милом мальчике» и «Дикой жизнью» Пола Дано, где горький развод его родителей послужил топливом для костра в голове режиссера. Художественные преувеличения, конечно, были добавлены ради конъюнктуры: во-первых, Мортенсен играет гея, хотя в реальной жизни это не так. Подобный выбор персонажа усиливает драматизм и конфликт. Во-вторых, бывшая звезда боевиков в лице в Лэнса Хенриксена в кои-то веки получает достойную трагическую роль. Хенриксен как раз и играет Уиллиса – отца со скверным характером, который даже на старости лет ведёт себя сумасброд. Естественно, что больше всего он презирает своего сына. Интересно, что сам герой Мортенсена не поддается на провокации, а сценарий предпочитает более тонкий подход. «Падение» – это не только отношения отца и сына, сценарий также отражает взаимодействия Мортенсена с матерью. Хотя было бы слишком примитивно утверждать, что протагонист – маменькин сынок, ясен психологический портрет героя: тяжело выйти из психологической тюрьмы, будучи заточенным в ней столь авторитарным деятелем. При этом Мортенсен изящно и почти интуитивно переплетает прошлое и настоящее в своих персонажах, вызывая двусмысленность: принадлежат ли все воспоминания в фильме Джону или это субъективность Уиллиса – попытка сына понять отца? По мере того, как кинолента все глубже погружается в эту тему, особенности отношений Уиллиса и Джона немного «замыливаются». Вероятно, сами отношения двух мужчин во время просмотра становятся менее убедительными, чем уроки, которые из них можно извлечь. Интересен и вопрос, которыми задается Мортенсен: что есть мужество и стоит ли его ценить, даже если это единственная адекватная черта его отца? Наиболее впечатляющим образом это продемонстрировано в прекрасной финальной сцене (и, как ни иронично, но и в открывающей фильм сардонической фразе отца своему новорожденному ребёнку). Именно в эти моменты кинематографическая поэзия представлена в концентрированной форме и освобождается от инерции сюжета. А вот как режиссер Мортенсен поставил перед собой сложную задачу. «Падение», кажется, относится к тем видам фильмов, где сам сюжет движется к какому-то искуплению. Тем не менее, всё гораздо сложнее, а Мортенсен – умнее, чтобы закончить всё легкомысленным примирением. Скорее сценарий больше заинтересован в раскрытии вопросах смирения и принятия, причем с более темной стороны, чем обычно. Значительная часть «Падения» лишена фатализма, хотя и вставляет пару ремарок, обратных данному утверждению. Так или иначе, но Мортенсен сделал хорошо прописанную драму с объемными персонажами и, как и следовало ожидать от этого талантливого актера, фильм снят с вниманием к деталям. 7 из 10
История из рода «горбатого могила исправит». И сил ей придаёт разудалое соло Лэнса Хенриксена, представляющего выжившего из ума старика, в которого выродился некогда самовлюблённый деспотичный глава семьи, не выдержавшей напора его мужского достоинства, разлетевшись в разные стороны, что никак не сломило характер отца, на исходе лет вынужденно приезжающего к сыну. Ясно, что Мортенсен изначально делал ставку на эту роль, но также заметно как он старается избежать монополярности, чередуя настоящее время с флешбэками, создавая ретроспективу бытования членов семьи, попутно детализируя отношения детей с отцом, от раннего детства до окончательной зрелости, неизвестно какой ценой вытерпевших выпавший на их долю ад отцовского норова, определённо отмечая лишь тот момент, когда сын сбрасывает с себя десницу отца, делая шаг к своей воле. Очень приятное впечатление оставляют молодые люди, появляющиеся в эпизодических ролях ранних лет персонажа Вигго Мортенсена, в свою очередь, полностью подавленного темпераментом его пожилого напарника, безнадёжно отбрасывающего всех остальных, кто оказывается с ним в одном кадре, на далёкий-предалёкий второй план, - спасаться от его безжалостных реплик. То, что, уйдя от отца, сын в итоге стал жить с китайским мужем, является нюансом, но отнюдь не изюминкой этой повести где режиссёр не размахивает личным мнением, оставляя толкование всего и вся на усмотрение самих зрителей, вольных трактовать причины и последствия согласно своим предубеждениям или фантазии, поддерживая или опровергая упрёки своенравного ворчуна, прожившего жизнь, как оказалось, с одной единственной мыслью.
Стареющий отец не справляется с одинокой жизнью на ферме и приезжает в Лос-Анджелес в семью сына. Смогут ли отец и сын преодолеть боль, которую они всю жизни причиняли себе и друг другу, и подняться над конфликтом двух точек зрения на мир? Постаревший и консервативный отец-ворчун Уиллис у которого 'панические атаки' и проблемы со здоровьем едет чтобы пожить с семьёй сына-гея Джона который живёт с дочерью и с мужем-китайцем. Данный фильм - это 'переплетение' сюжетов из прошлого и настоящего. В прошлом - молодая семья живёт на ферме: отец с сыном стреляют в уток (после охоты на крякв, маленький Джон моется в ванной и спит с первой подстреленной уткой), и ждут появление сестры. В дальнейшем - семью ждут ожидаемые или нет - 'повороты судьбы', появление 'новых людей' в жизни детей, а сын так и останется со своей истиной 'сущностью'. Воспоминания из прошлого - 'ворох' проблем и обстоятельств, которые терзают героев, а стареющий отец - не даёт об них забыть. 'Флэшбеки' памяти - это будто 'череда' воспоминаний в головах Уиллиса и Джона: каждый принимает 'прошлое' - по своему. 'Что ты сделал хорошего для страны будучи геем?' - спрашивает отец Джона, и всячески его 'поддевает' на эту тему. Трепетные отношения отца и сына - главная суть фильма, которая в итоге, скорее становятся 'историей жизни' самого отца, следуя финальной сцене фильма. Режиссёрский и сценарный дебют одного из знаковых актёров Голливуда Виго Мортенсена - история и исследования судеб отдельной семьи, которая буквально под микроскопом показывает все 'изъяны' и 'больные места'. В отдельные моменты - всё это походит на 'Древо Жизни' Терренса Малика. Мортенсен создаёт нечто глубокое, грандиозное и впечатляющее. Мортенсен описал фильм как личную историю, вдохновлённую его родителями. Прекрасный актёрский ансамбль (наравне с Мортенсеном, здесь сильные работы у Лэнса Хэнриксена и Сверрира Гуднасона (в роли молодого Уиллиса) и изумительный и глубокий монтаж Рональда Сандерса. Каждая семья счастлива и не счастлива по-своему. Понять нельзя простить. Где в этом предложении ставить знак 'тире' - каждый поймёт по-своему.
Спокойный и выдержанный пилот Джон привозит к себе пожилого отца Уиллиса, который к преклонному возрасту обзавелся уймой болячек и вроде как хочет переехать с фермы с другого конца страны и купить дом поближе к сыну. Вот только Джон – гей с налаженной семейной жизнью, а Уиллис – гомофоб, расист, шовинист и женоненавистник, да и вообще крайне мерзкий старик, годами отравлявший жизнь своим близким. С чем можно поздравить Вигго Мортенсена, для которого «Падение» стало дебютом на поприще драматургии и режиссуры, так это с тактом – он избегает слезливого мелодраматизма, плакатной пошлости и прочих ошибок, которые могут наделать постановщики при реализации похожих сюжетов. Ультралиберализм Джона (семейный гей без вредных привычек с мужем-китайцем и приемной дочерью-латиноамериканкой, голосовавший за Обаму) здесь выступает не клише, а той красной тряпкой, на которую остро и агрессивно реагирует Уиллис, являющийся даже не столько консерватором, сколько закостенелым и отсталым быдляком, застрявшем в собственных понятиях, что есть правильно, а что нет, из-за чего люто, бешено ненавидит все отличающееся (хотя, если честно, будь Джон обычной ориентации, это ровным счетом ничего бы не изменило). Казалось, вот он старт для накаляющихся отношений, прорвавшихся годами сдерживаемых обид, невысказанных вовремя слов и попыток увидеть друг друга с разных сторон в духе гениальной «Осенней сонаты», достигая к финалу катарсиса. Но, к огромному изумлению аудитории, этого важного развития не происходит совсем. То, что, по сути, должно служить вводными штрихами первые минут 15-20, обрисовывающими персонажей и создающими наше первоначальное представление о них, растягивается Мортенсеном на весь фильм: Хенриксен почти два часа безостановочно бесится по поводу и без, кричит, сквернословит, кидается предметами и обзывает всех подряд шлюхами и педиками, а Мортенсен, в отличие от зрителя, которому уже к исходу первого получаса хочется свернуть старому негодяю шею, терпеливо молчит и закатывает глаза. Так же себя ведут и остальные персонажи, в числе которых непрописанная сестра Джона (Лора Линни), с которой вроде как пытались выстроить свою линию, но быстро вывели её из повествования. Зато кино то и дело дробится флэшбеками, при помощи которых нам настойчиво втолковывают, каким же козлом по жизни был папаша (совершено не похожий на молодого Хенриксена швед Сверрир Гуднасон), но показывают, что счастливые моменты в прошлой жизни вроде тоже как были, хотя по сути лишь одного отцовского оскорбления уже было достаточно, чтобы перечеркнуть любой приятный миг. Но самое главное – из общения Уиллиса и Джона совершенно неясно, что можно в итоге вынести, поскольку Мортенсен очень туманно объясняет, почему со старым подонком до сих пор кто-то возится и вообще вступает в разговор. Тема всепрощения, с которым нужно подходить к вздорным старикам, находящимся одной ногой в могиле, кажется каким-то слабым оправданием для почти двухчасового наблюдения за безостановочно изрыгающим одни и те же проклятия дедом, с которым практически никто не вступает в нужную конфронтацию, лишь мягко напоминая, что он никого не любит и путает факты из-за деменции. Наверное, для первых шагов в режиссуре и сценарном мастерстве это еще простительно, поскольку Мортенсен, являясь неважным психологом, все же проявляет наличие крепкой руки и определенного профессионализма, не централизует действие исключительно вокруг себя и позволяет раскрыться отличному Лэнсу Хенриксену, который, несмотря на довольно однобокий образ, находит, как изобразить Уиллиса максимально ярко. Ну и отдельное спасибо за приглашение Дэвида Кроненберга на эпизодическую роль проктолога – не каждый день увидишь, как создатель «Мухи» и «эКзистенЦии» засовывает старому «Бишопу» палец в задницу.
Гей-драма от Вигго Мортенсена. Это чрезвычайно необычное, можно даже сказать, непривычное кино. Фильм частично основан на воспоминаниях Вигго, снят проникновенно, остро и красиво. Чувствуется конфликт, прекрасно исполнены и юмористические моменты, всё целостно и приятно. Фильм безусловно непривычен обыденному зрителю и оставляет некоторые вопросы, но работа доведена до ума и сделано это качественно. Вигго в кадре, как всегда спокоен и рассудителен. Одно удовольствие наблюдать его. Сын Вигго — Генри, также поучаствовал в проекте, сыграв эпизодическую роль. Чувствуется, что каждый кадр наполнен неким спокойствием и красотой. Вигго великолепно исполнил свою роль, срежиссировал и написал сценарий и музыку к своему фильму. Падение — это определённо своего рода феномен. Необычно, не для всех, но интересно.
«Падение» — режиссерский и сценарный дебют Вигго Мортенсена. Ну наконец-то, да? Он уже всех девиц (и не только) разных возрастов (и не только) успел пленить ролью романтического отшельника Арагорна… Ну, на этом можно остановить перечисление, потому что «Властелин колец» смотрели почти все. А вот «Капитан Фантастик» или «Зелёную книгу» смотрели почти, но не все. Я вот, например, до них так и не добралась. Но чтобы оценить фильм, думаю, знать все роли Мортенсена совсем необязательно — хотя и здесь он играет. Играет роль самого терпеливого на свете сына. Уиллис Петерсен прилетел в Лос-Анджелес к сыну Джону, чтобы решить вопрос переезда: на ферму уже нет сил и здоровья, да и далековато она находится, чтобы просто навещать друг друга. Обычная семейная история, казалось бы. Но Уиллис был самым настоящим тираном, и Джон, хоть уже сам давно повзрослел и завёл семью, то и дело возвращается к плохим воспоминаниям о детстве и юношестве. Самое интересное, что отец не изменился, а вкупе со старческой амнезией он становится самой настоящей занозой в заднице в абсолютно любой житейской ситуации. И продолжает гнобить сына за самые разные вещи — от семейных отношений до простых бытовых привычек. Но Уиллису всё ещё нужна помощь и забота, так что делать нечего: надо помогать — и терпеть, терпеть, пока не закипишь. Эта драма не только о сложных взаимоотношениях, но и о том, что из поколения в поколения каждый старается изо всех сил быть «не таким». А получается далеко не всегда. Уиллис — тот ещё засранец, но он не раз вспоминает о том, что его отец относился к нему ещё хуже. А это значит, что хоть как-то, но он старался не стать похожим на изверга. Может, не получилось. Не до конца. Но в следующем поколении Джон приложил максимум усилий, чтобы пойти по совершенно другому поведенческому пути. И у него получилось: он взрывается лишь один раз — и то, лишь потому, что никогда от отца не слышал тёплых слов. Ни одного слова о том, как отец его любит. «Падение» смотреть очень сложно, потому что и в прошлом Джона, и в настоящем отец ведёт себя отвратительно, и на это накладывается его периодическая забывчивость, усугубляющая каждый отдельный случай. Просто не понимаешь, как можно вообще это всё терпеть… Но ведь это отец, родитель, без которого тебя бы не было, так? И, наверно, по-другому просто не получается: никто не хочет в старости остаться один, и потому делает этот «залог» на будущее, вклад в карму или в искупление за несколько поколений разом. Остаётся только гадать, пока — и если — сам не попадаешь в такую ситуацию. Но самое интересное — а что думает Уиллис? О чём он думает каждый раз, когда огрызается или хамит в ответ на любой вопрос? Что заставляет его быть жестоким по отношению к своим же детям? Кажется, на этот вопрос нет ответа. Но это не делает Уиллиса потерянным. И, пока происходит падение, мы всё-таки получаем доказательства того, что этот мужчина может — мог уж точно — любить, и любил, и заботился в меру возможностей и в рамках своего характера о близких. Как мог, как умел, насколько был воспитан. Если он не получал тепла, пока рос и взрослел, сумел бы он подарить тепло своим детям, пока те растут и взрослеют? Почти наверняка нет. Но он не бросал их, не сделал их инвалидами, не оставлял своих женщин. Получается, что любовь имеет очень много разных ликов. И отеческая, и сыновья. Вообще каждая. А если есть любовь — есть и прощение, ведь так? Не могу сказать, что от фильма получила именно удовольствие. Такое простое и понятное. Нет, я получила эмоциональное переживание, а это, пожалуй, важнее. Удовольствие расслабляет и порой вообще отключает многие психоэмоциональные рецепторы, и тогда очень сложно вынести что-либо из увиденного. А тут — никакого комфорта. Зато многое видишь — глазами Мортенсена, многое замечаешь, веришь сильной актёрской игре и сам долгое время ещё думаешь о том, как вообще возможно такое сосуществование в рамках одной семьи. Это очень семейный фильм. Для всех вместе и каждого по отдельности. И он очень красиво снят. Некоторые кадры будто плывут по экрану прямиком из нашего детства в чьё-то ещё.
В наше время, когда «либеральные» устои современного общества переиграли ожидания некоторых и захватили добрую часть медийной среды, когда подавляющее большинство фильмов, причём как предназначенных для широкого проката, так и инди-картин на усладу критиков на «элитных» фестивалях, метит в повестку в большинстве случаев исключительно для галочки, и в них расовые, половые и сексуальные проблемы присутствуют просто потому что, даже если никак не нужны для истории. Впрочем, несколько иного я ожидал от режиссёрского дебюта знаменитого актёра Вигго Мортенсена, поставившего и написавшего гей-драму «Падение»; после его участия в великолепной «Зелёной Книге» я ожидал серьёзного погружения в ЛГБТ-тематику без раздражающей попсовой мишуры. Но к сожалению, фильм скорее разочаровал, или даже оставил практически с пустым мешком для впечатлений. И хотя его сложно назвать «толерастическим мусором» или пропагандой, но к сожалению, все затрагиваемые в нём проблемы, и связанные, и не связанные с ЛГБТ, попросту не раскрыты. Но давайте по порядку. Главный герой – Джон (в исполнении самого Вигго), который привозит своего пожилого отца Уиллиса с заснеженной фермы, где он проводит свои дни лишь в компании лошадей, в солнечную Калифорнию, где он живёт со своим мужем и дочерью. Отец его (Лэнс Хенриксен) гомосексуальность не одобряет и всячески обидно подкалывает, а Джон изо всех сил пытается наладить общение, хотя получается не очень. Другую половину повествования мы от лица героя Хенриксена, только уже в молодости в исполнении Сверрира Гуднасона (кстати, жуть как похожего на молодого Вигго), наблюдаем флэшбэки из детства Джона, о его сложных отношениях с родителями, разводе и прочих не самых счастливых днях. Как я уже говорил в начале, во многих фильмах ЛГБТ присутствует сугубо ради галочки и не имеет смысла. Дело в том, что почти то же самое я могу сказать и про «Падение»; ключевой темой картины является именно конфликт отца и сына, а то, что Джон является геем, не имеет никакой смысловой нагрузки – этому даже нет никакого обоснования во флэшбэках; вот он подстрелил утку на радость отцу, вот.. моется с ней в ванной.. Что? Зачем это? О чём это? Но даже конфликт поколений не работает здесь как надо, потому что отец Джона как персонаж в начале кажется крутым, хоть и немного инфантильным парнем, но потом вдруг резко ломается и становится в один миг худшим отцом и худшим мужем, разрушая семью и унижая всех своих близких, в угоду самому себе. И годы идут, а Уиллис не меняется; он расист, сексист и попросту хамло, мерзкий и отвратительный старикан, которому попросту не за что сопереживать; его проблемы с кишечником никак не покрывают всё то, что он учинил и продолжает учинять для своей семьи. Не собираюсь гнать на Мортенсена; фильм выглядит отлично и снят вполне умело – кадры красивые, шикарная работа с цветом, саундтрек хорош (за авторством, кстати, Мортенсена), актёры отлично сработались; пожалуй, только на игре двух главных актёров и строится эмоциональная часть фильма (а ещё мне понравилась игра Ханны Гросс, неожиданно похожей на Лею Сейду, ну и Лора Линни, хотя она по большей части просто сидела заплаканной), поскольку сам по себе он монотонный, малособытийный и, на самом деле, не особо-то драматичный. Фильм в конечном итоге не самый плохой, и от него, пожалуй, можно получить удовольствие при определённом настроении, но он мог быть намного лучше, если бы хоть какие-то из его смысловых линий и посылов были раскрыты и доведены до конца. 6 из 10
Мужчина средних лет забирает страдающего от болезни Альцгеймера отца с родной фермы на живописном севере и везет в чужую невзрачную Калифорнию, единственным достоинством которой является океан – синоним внутреннего мира отца, который ныряет в глубины своей памяти так же резко, как на берег накатывают волны. Во время мемориальных путешествий отец прокручивает этапы своей жизни, слепляя реальность и сон в один нервный комок, который постоянно кидает в своего сына. Тот тоже совершает ментальные променады в прошлое и дополняет видения отца. Нам показывают озлобленного самовольного старика, который не может смириться со слабостью и одиночеством. Он республиканец, фермер и жуткий собственник, демонстрирующий свои права на недвижимость и людей в весьма удручающей любого либерального человека форме. Ему сложно ужиться с кем–либо. Ревностью и постоянным подчеркиванием собственнического статуса он довел до ухода из дома одну жену, а затем вторую. Он тиранил детей, нанося им эмоциональные, а иногда даже физические травмы, не оставив это премилое занятие и в старческом возрасте. Но теперь ему нужно адаптироваться к жизни под крылом сына-гея, в комплекте с которым идет муж-китаец. В отрыве от картинки сюжет фильма выглядит как шаблонная оскаропретенциозная драма, но на самом деле это глубокий фильм об отношениях отца и сына, о сложностях примирения старого поколения с новыми ценностями, о страхе, о любви и прощении. Отец максимально амбивалентен. Он умеет любить, заботиться, прощать ошибки. Он постоянно вспоминает своих жен, в красочной вербальной форме выражая свое презрением к ним, а в картинках из памяти обращаясь к счастливым моментам. Он любит внучку и эпизодически хорошо относится к объекту любви своего сына. Сын тоже не плоская стена. Он долго терпит нападки отца, но вспоминает юношеское бунтарство и в один момент примеряет его на себя повзрослевшего. В итоге любовь и прощение перевешивают и яростное единоборство отца и сына заканчивается трогательными объятиями. Это не финал фильма, но эпилог истории двух людей, связанных генетическими и психологическими нитями. В фильме много эмоциональных скачков, которые заставляют зрителя пройти путь от раздражения к нежному сопереживанию. Многослойный сюжет катализируется эстетически приятной картинкой, изобилующей пасторальными пейзажами, а также эмфатической игрой актеров и достойной режиссурой. Смотреть фильм стоит в оригинале из-за тяжело поддающейся равноценному дубляжу игры Лэнса Хенриксена голосом.