Вот ведь как оно бывает. Вот ведь как оно случается. За один год зритель имеет возможность посмотреть и оценить два совершенно разных 'Донбасса'. По именам они близнецы-братья, по почеркам характеров - даже близкого родства нет. Неудивительно. 'Родители' то у 'парней' разные. В более скандальной версии кто только замечен не был? И Германия, и Франция, и Нидерланды и даже Румыния приняла участие при поддержке Украины. А по другую сторону баррикад - Россия-матушка. Одна. Единственная. Без ТОПовых указок по какому руслу следует двигать сюжет. Сопоставимы ли силы? Равны ли? Не знаю. Зрителю решать данный спор. На его объективность хочется полагаться. Без пристрастий пусть будет оценка. В чём наблюдается схожесть этих картин? Они обе, словно на войне. У них, у обоих есть осязаемый противник. И по нему 'следует работать'. А как же иначе? Война ведь. Здесь либо ты, либо тебя. Третий вариант тоже возможен, но речь сейчас не о нём. И у С. Лозницы, и у Р. Давлетьярова есть те, которые им ближе по духу (без политических окрас сейчас. Лишь художественный аспект рассматривая) Те, кому они сопереживают, чью сторону они приняли и выбрали для себя. А раз так, то следует максимально обелить 'своих' и в максимально неприглядном свете показать 'чужих'. Оба борются за зрителя, оба пытаются доказать правоту хроникального разворота. Оба работают, как те разведчики, на свою страну. Не забывайте, - оба на войне. 'Новороссия' у С. Лозницы 'стыд и срам' - положительных лиц, замечено не было. Что не персонаж, мазутом черноты, изгаженный. И пороки как из рога изобилия. Красавчик только один. Режиссёр. Он, что тот самый... Ну, помните - 'В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.' И судит также, утомлённо глядя на людские потуги. И 'руки умывает' сдавая работу на соискание Каннского приза. Считаете, что та ветвь, полученная в благодарность и есть - те самые 30 сребреников? Ну, не знаю-не знаю. 'Чужие' - замазаны. 'Свои' - обелены. 'Новороссия' у Р. Давлетьярова в страданиях. Жизнь загнанная в подвал. Женщины, вынужденные скрываться от солнечного света. Во тьме сидючи. Чем Вам не метафоричность происходящего? Старуха, желающая 'помереть' здесь же. Не Родина ли мать это? Не она ли самая? Обездвиженная, гибнущая? 'Дитё' безвинное, в жаре агонии мучающееся. Умрёт? Или будет жить? Есть будущее у мальца? Не новую ли жизнь он олицетворяет? Материнское начало в ущемлённости с мужским противостоянием 'наверху' в нас всех. Сила силу меряющая. Рубят, крушат и крошат друг друга без жалости. Разум покинул их головы. Когда остановятся? Когда досыта напьются кровушки? А женщины 'в подполе'. А женщины ткут саван. И разговоры их, не без чудачеств. Из разных лагерей они. Банка сгущённого молока одна на всех тут. А между тем и здесь, среди них, отзвуки Майданных баталий в завихрении. Одумайтесь, хочется воскликнуть. Опомнитесь, хочется закричать. Чего ж Вам ещё? Плох или хорош этот фильм? Для размышления он годится. За полтора часа экранного времени зрителю не продемонстрированы психологические бездны. Характеры героев лишь прозвучали в скоротечности событий, но не зазвучали. Можно ли бросить за это камень? А нужно ли? Ведь тут не об этом. Тут о другом. Попытка понять. Попытка задуматься. Попытка разобраться. Вот что предпринимает автор. И нам всем это предлагает сделать. Что вынес я? Какой вывод для себя сделал? Кто к кому пришёл? 'Донбасс' в Киев? Или Киев в Донбасс? Кто кого бомбит и обстреливает? 'Донбасс' столичный Киев или Киев отделившийся 'Донбасс'? Где мирные жители гибнут? В 'Донбассе' или в Киеве? Чьи матери и жёны сидят по подвалам? Так кто же спрашивается здесь оккупант? Или я ошибаюсь? Смотрите. Решайте. Думайте. А художественную составляющую можно и отставить. Жаль славян. Под чужую дудку заморского дяди Сэма пляски. Доколе же? 6 из 10
Только что посмотрел. Тяжёлое, тягучее, страшное кино. Но что отрадно - наш отечественный большой кинематограф набрался-таки смелости и затронуть данную тему. Этот фильм - рассказ об ужасах гражданской войны на Украине, фактически начавшейся с массовых беспорядков в Киеве и, после победы там вооружённого переворота, распространившегося и на восток страны. Которая просто посыпалась. Ну не по душе многим там пришлась киевская победа правых и ультраправых сил. Но всё это проговаривается буквально во вступительных кадрах картины. А сам фильм не о том. Он скорее о выживании. Выживании и моральном выборе. И декорацией для такого рассказа может быть в принципе любая гражданская война... Эта картина местами практически герметична. Очень много действия происходит в локации буквально одного дома и окрестных дворов. Но тем не менее всё это очень страшно. Не раз и не два возникает ощущение того, что это не обычный мирный шахтерский южный малоросский городок, а некая аномальная Зона. Где дым, пыль, тишина и почти нет людей. А где-то поблизости прячутся кровожадные монстры. Этот фильм - классическая по сути военная драма. И её преемственность и верность традициях хорошего отечественного кино передаётся и через операторскую работу, и через саундтрек. Местами понимаешь что Ренат Давлетьяров снимает ведь по сути фильм про новую отечественную (для жителей Донбасса) войну. И у него получилось передать всё это. Браво, Ренат! А ещё это история нескольких случайно объединившихся под одной крышей людей. Людей разных возрастов и разных политических взглядов. Которые объединены общей бедой. Разговоры ведут, пытаются просто выжить... Один лишь есть минус. С определённого момента начинаешь интуитивно предугадывать один сюжетный твист. Но сам по себе он оправдан, считаю. Что ещё интересно. Фактически этот фильм - интеллигентный (в хорошем смысле) рассказ об ужасах войны на Донбассе. Рассказ, адресованный в первую очередь образованным и думающим людям. Что в России, что в той же Европе (картина представлена на Римском кинофестивале). Само собой, люди с той стороны будут кричать о страшной пропаганде, но это было неизбежно в любом случае. Но Ренат показал нормальными людьми русских, украинцев. И показал каким уродливым и страшным может быть озверелый лик воскрешённого увы ныне нацизма. Тяжёлое у него получилось кино. Тяжёлое психологически. Страшное. Но правильное. И чем-то неуловимо напоминает оно лучший фильм Германа - 'Проверки на дорогах'. И чем хуже белые голуби той же страшной чёрной собаки?.. Фильм посвящён светлой памяти Станислава Говорухина. И вышло всё очень достойно. Гала Месхи молодец. Классно сыграл. Да всё в принципе тут здорово справились со своими ролями. Честь им за то и хвала! Резюме: Хорошая и тяжёлая военная драма. Рекомендую!
Если откровенно: шел на фильм 'Донбасс.Окраина' с огромной долей скептицизма - слишком много святотатственной эксплуатации и дешевой пропагандистской фальши было в сфере медиа и искусства на тему этого, дорогого моему сердцу, и без того настрадавшегося от войны края. Тем более - я сам очевидец событий: как военкор я снимал происходящее на Донбассе с конца мая 2014-го. Больная тема, короче. По ходу первых минут просмотра - я сразу стал записывать критические замечания к увиденным кадрам. Но после трети фильма моя придирчивость сникла - нарастание добротной сюжетной драмы брало свое. Да, есть шероховатости в диалогах - но они все равно близки к тем, что я лично наблюдал, да - мины чаще всего в кадре ложатся абсолютно нереалистично и взрывная волна с осколками убила бы бегущего почти впритык между ними человека и не оставила бы нетронутыми заборы в пяти метрах, но это вопрос бюджета и консультантов (зажратый Голливуд и не тем грешит), да - с российским пикселем на украинском солдате это эпикфейл, но в остальном фактура достойная, да - моменты с тактическим передвижением групп бойцов и их обращение с оружием выглядят вообще 'лажово' (такие погибают первыми), но в августе 14го такое еще бывало, да и грех это консультанта, а не режиссера - тем более, что в целом атмосфера передана довольно неплохо. Однако все эти огрехи просто блекнут за ярко сияющей выстроенной психологией, метаморфозой героев и непредсказуемыми сюжетными поворотами (редко когда я их не предугадываю - а тут шаблонности не замечено). Есть жесткая драма, которая выбила даже из меня слезу в паре моментов (что редкость) - но при этом нет ванильной любовной линии, которую нынче модно пихать во все сюжетные дыры вне зависимости от жанра и темы. В фильме нет клюквенной демонизации украинской стороны, нет и картонной героизации ополчения. Все довольно просто - и разумно, даже как-то гуманистически и миротворчески, в хорошем смысле этого слова. Режиссер картины Ренат Давлетьяров в одном из интервью говорил, что старался показать эту войну аккуратно и деликатно. Что ж, ему это полностью удалось, к радостному удивлению - ибо подобное нынче редкость. Да, это не блокбастер с претенциозным суетливым экшном - а психологический триллер, сотканный из реальных событий на фоне все еще кровоточащей раны гражданской войны и помещенный в умозрительную ситуацию для доступного раскрытия сложной трагедии лишь в рамках нескольких судеб. Операторская работа также заслуживает похвалы - без выкрутасов, но емко, четко, живописно. Подведу итог: смотреть ОДНОЗНАЧНО стоит. Жаль, что даже в Донецке - афишу на центральном кинотеатре задвинули в самое недоступное глазу место, а всякий откровенный мусор (который не стоило бы показывать вообще) - выпятили... Так что - вопреки всему: идти стоит. Даже, если фильм несовершенен - лучшего все равно еще никто не снял. И, похоже, еще нескоро снимет...
#Донбасс_Окраина. Очень не люблю фильмы, где русских, к примеру, снимают американцы - чувствуется фальшь и уже не вкусно. Не очень нравится, когда русские снимают фильмы про украинцев и коверкают украинскую мову своим неверным произношением слов. Противненько получается. Очень настороженно шла на просмотр фильма 'Донбасс. Окраина.'. Боялась увидеть синтез 'Т-34' и 'Крым'. Ренат Давлетьяров, я, дончанка, благодарна Вам. Своих же сразу узнают? И дело даже не в правильно расставленных наших донецких 'Г' и 'Шо'... Поймали нотки менталитета. Главный герой - наш. НААШ! Бабушка раненая - у меня соседки такие же... И вообще. Я заново переживала все волны ненависти и любви к событиям моего Донбасса. Пропаганда? Я не вижу ее. Я живу именно в таком мире, какой показан в фильме. Да и нет тут четкого раздела на черное и белое - как раз наоборот: черное оказывается способным на подвиг, а положительный персонаж - мразью. И ты уже часто интуитивно чувствуешь окрас - за эти пять лет нюх обострился. Каждому надо решить с кем он и полутона тут недопустимы - ведь правда? Через такой выбор прошел весь Донбасс. Много психологии. Много неожиданных эмоций. Слезы я не контролировала - все слишком по-живому. И эти прилеты снарядов постоянные - только вчера прослушала их на ночь на расстоянии в несколько км. Если в фильме спецэффекты, то очень аутентично все получилось, Мальчик Ваня, который вглядывается в дым над терриконами и ждет маму - это мы. На границе Успенки. И эта песня... Ніч яка місячна, зоряна, ясная... Каждый же у нас ее знает. Но я не могу ее слышать теперь. И как-то даже этот надрыв в фильме есть. Зал застыл, молчал, и не шевелился пока шли титры. Пока звучала канонада обстрела после титров. Когда выходили из кинозала, все молчали. Много эмоций, которые словами не передать. ИДИ И СМОТРИ. 10 из 10
События 2014 года в Донбассе потрясли меня очень сильно. Поэтому премьеру художественного фильма о них ждала с нетерпением. И как оказалось – не зря. Гражданская война предстала передо мной во всей «красе». Когда постоянное напряжение от незнания, кто свой, кто чужой. Когда эти свои и чужие постоянно меняются местами. Когда каждую секунду может «прилететь»… И эти взрывы… Боже как громко, как страшно! Я не просто плакала во время фильма, я «ревела» от отчаяния. От своей нестерпимой боли за то, что, смотря и слушая новости об этой войне пять лет назад, не понимала – живя в спокойном провинциальном российском городе, в комфорте с удобствами – что реально переживали люди на этой «окраине». И спасибо фильму за эти чувства отрезвления, сопереживания. Спасибо за постановку вопроса – кому же нужна была эта война? Потому что, фильм мне с очевидностью показал, кому она точно была не нужна. Это всё дорогого стоит в предотвращении похожих событий на моей родине! Но это не главное, что осталось со мной после просмотра. Главное – это психологическое преображение героев, прикосновение к их характерам, личностям. Мне понравилось, что авторы фильма не навязывают свою трактовку персонажей. Нельзя сказать, что её нет совсем. Но нет чёткой градации, как в старых фильмах о Великой Отечественной войне, вот этот плохой, а вот этот хороший. Есть обычные люди в необычных ситуациях. Есть их поступки, реакция, диалоги. И только нам решать, как относится к каждому персонажу! И это ещё одна интрига фильма, во всяком случае, для меня. При всей трагичности ситуаций фильм не показался мне «тяжёлым». Не простым – да. Но также интересным, глубоким. Заставляющим задуматься…
От режиссёра, сумевшего снять новые «А зори здесь тихие», ожидалось больше. Не сбылось. К тому же, этот фильм довелось увидеть позже «Солнцепёка», отчего понимание идеи и отношение к сценарию «Окраины» ещё ухудшилось. Дело в том, что небольшие ошибки постановки взрывов и перестрелок можно не заметить, а идейные промахи задевают и после просмотра обрастают размышлениями, а это ещё понижает оценку. Что «Окраина» про пригород, который не заняли ни нацбаты и ВСУ, ни ополчение, понимаешь почти сразу же. Только никак не удаётся понять, почему в этом районе руин и хаотичных обстрелов со стариками, на всё махнувшими рукой, собралась ещё и такая странная компания. Когда в фильме пытаются объяснить, как в один подвал попал подозрительный пожилой гражданин, «сепары» и те, кто азартно обзывает жителей Донбасса «сепарами», понимаешь, что сценаристу зачем-то понадобилось объяснить зрителям, что «все здесь украинцы», а для этого сочинили небывальщину. Фильм портится на глазах и потому, что его можно сравнивать и с «Ополченочкой», и с документальным «Арамисом» Грэма Филлипса, и с видеохроникой, снятой как журналистами, так и просто очевидцами событий, в том числе в реальной Марьинке. И такие сравнения вызывают ощущение, что это в целом неплохое кино с достойными работами актёров не про Донбасс. А про что? Возможно, про то, что кто-то распорядился думать про гражданскую войну в ЛДНР, кивнул режиссёру Давлетьярову и дал денег на съёмку. В итоге-то что вышло? Ни тем, кто решил объяснить зрителям, что «все там украинцы», не веришь, ни фильму, показывающему трагедию, но с ложной подкладкой. Можно простить съёмочной группе изображение обстрелов, по ходу которых кто-то из персонажей чудесно неуязвим, как и заборчики с клумбами и прочие предметы, возле которых взорвалось, но не посекло осколками. Можно поверить, что опытный капитан войск дяди Васи не подбирает автомат после проверки трупа на «сюрпризы», зато оружие драматично подбирает приблудный украинский солдатик. Но когда таких и подобных маленьких косяков собирается слишком много, доверять фильму совсем не хочется. И на фоне войны, развязанной майданной хунтой, обнимашечки раскаявшейся киевской майданной энтузиастки с «сепаркой» отдают патокой. Ощутить, что фильм про войну против граждан ДНР, нет желания, если хоть чуточку знаком с историей этих мест хотя бы лет за пятьсот, и помнишь, как воевало Гуляй Поле с Махно под чёрным знаменем, как предки местных жителей когда-то веке в 14-15 заселяли Улус Джучи и процветали, пока в Золотой Орде не передрались потомки-чингизиды, а победившему в раздорах и дележах Тахтамышу не пришлось искать цели, чтобы занять грабежами и битвами слишком расплодившийся слой профессиональных вояк. От сочетания истории давних времён с хрониками последних 7-10 лет взгляд на попытку выдумать для кино некий воображаемый Донбасс и какую-то особую историю про гражданскую войну русского мира с вражеским становится неодобрительным — коробит. Фильм получает неплохую оценку за выдумку, детективное вкрапление в сюжет и мелодраму, которой разбавили трагедию, тактично поосторожничав. Ибо кровавая это глазурь, а фильмы про войну не имеют права на гламур. 5 из 10
Донбасс. Окраина - 7 Один из первых фильмов на эту больную, кровоточащую тему, снятый у нас. Небратья наснимали уже предостаточно. Но я, хоть и любитель трэшака, но не такого. Думаю, когда-нибудь эта тема будет растабуирована и у нас. Хотя, про 080808 что-то ничего толкового так и нет, хотя 13 лет прошло. А Донбасс гораздо сложнее. И здесь чисто внешнеполитические мотивы так тесно сплетаются с неоднозначностью многих героев ополчения, особенно добровольцев! Поднять эту тему и не обгадить доступно только великим талантам, а я их не очень наблюдаю. Не, есть и сценаристы хорошие, и режиссеры, и даже продюсеры. Но я не вижу людей, которые могли бы поднять именно ЭТУ тему. Для этого ведь надо иметь не только талант и даже не только гражданскую позицию, и даже не только сочетание этих двух вещей. Нужно еще и знание этой темы, глубокое в нее погружение. Иначе получится либо адское г... типа пимановского «Крыма», либо самовыражение режиссера вроде «Братства» под лозунгом «я так вижу». Что же собственно «Донбасс. Окраина», то это попытка увидеть общее во враждебно настроенных людях, где человеки - все. И одинокий ополченец с украинской фамилией, и призывник ВСУ с русской фамилией, и волонтерка из Львова, и киевская фифа и местная «сепарка». У каждого своя правда, но потом она странным образом оказывается одной на всех. И абсолютное инфернальное зло в виде нациков из «Азова». Вот только сделана эта попытка очень простенько. Все на виду и прямолинейно. А ведь делал эту попытку не юный выпускник киношколы, а целый Ренат Давлетьяров. И от него я ждал гораздо большего. Из минусов - постоянные неуместные приступы у Гелы Месхи, играющего ополченца. Сам Гела сыграл лучше всех в фильме, но эти приступы задрали. Последствия контузии проявляются совсем иначе. И главный минус - совершенно ненужная, нелепая детективная линия. Она так примитивна, что ответ на нее знаешь раньше, чем она начнется. И весь фильм ты вынужден считать всех героев фильма клиническими идиотами, которые не видят очевидного. Это не считая того, что сам повод к детективу невероятно идиотский. 7 из 10 За попытку. Первым всегда трудно.
Фильм начинается с посвящения покойному Станиславу Говорухину, талантливейшему киношнику, сменившему множество флагов, но никогда, ещё со времён «Пиратов» и «Негритят» не изменявшим своему главному принципу: «Дай им только волю и они друг друга передушат». Далее в титрах, также как и в одноименном фильме Лозницы расставляются идеологические акценты. По прошествии лет эта казенная артикуляция выглядит комичной, словно пресловутый 'ИГИЛ (запрещенная на территории РФ организация)'. Действие происходит в хорошо переданной тягучей атмосфере августовского знойного штиля, периодически прерываемого обстрелами и буханьем на горизонте, на нескольких связанных локациях недавно оставленного людьми посёлка: подвал, двор, квартиры дома-барака, площадь с памятником гипсовому Ленину. С компьютерной игрой роднит и сюжет: партия последовательно выполняет квесты, собирает предметы, выбирает немногочисленные опции в диалогах. Приключение военное, но не боевик, потому боевые сцены немногочисленны, скоротечны и схематичны. Герои фильма абсолютно стереотипные, что позволяет истории избежать сложной задачи по раскрытию персонажей и выстраиванию отношений внутри коллектива, которые сводятся к пререканиям и демонстрациям нерешительного, но всё равно картонного благородства по отношению к друг другу. Это демонстративное благородство по сути единственное, что мотивирует поступки героев и как-то двигает сюжет. Кульминация фильма несколько неожиданная, в том смысле, что от такого фильма не ждёшь вообще никаких сюрпризов. Финальная сцена обладает буквальной, очевидной метафоричностью и ещё раз расставляет идеологические акценты и вот этот грубый пафос неожиданно делает её по-своему красивой. Хотя я не попадаю в довольно узкую целевую аудиторию фильма, его антивоенный посыл выглядит лукавым, а диалектика - неинтересной, вымученной, тем не менее фильм мне скорее понравился.
До просмотра фильма «Донбасс. Окраина» читал исключительно положительные отклики. Ну что могу сказать? Кино в целом понравилось — снято действительно неплохо, актёры играют хорошо. Из фильмов про войну на Донбассе это, вероятно, действительно лучшее (остальное просто снято украинцами, а в РФ тему киноделы, похоже, тщательно обходят стороной). Но это и главный минус картины: если бы у нас было кино про народное восстание русских, героизм защитников Славянска, ополченцев Мозгового, «Спарту» и так далее, лента вроде «Донбасс. Окраина» смотрелась бы как одна из многих, как попытка трезвого взгляда на войну, желание показать живыми людьми и украинские войска, и киевских волонтёрш с бронежилетами. Но кино, которое бы рассказывало о подвиге русских людей, нет, и «Донбасс. Окраина» смотрится просто как художественное изображение официальной позиции Кремля по этим событиям. Это всё, что за 5 лет российское кино смогло сказать про кровавую рану Донбасса?! Ну и русским в фильме по большому счёту места снова не нашлось. Начинается и заканчивается картина украинской песней. А в один из критических моментов главный герой, ополченец, говорит: «Здесь, батя, все украинцы». Вообще всё показано строго как внутриукраинский конфликт: Россию и русских всё это касается лишь косвенно — люди-то не чужие, в Ростов примут любого и так же отпустят назад. Главная мораль фильма: любая война (а в данном случае — оборонительная, за единство с Россией) — это плохо. В кино нам показали хорошего украиноязычного солдата, хорошего русскоязычного убеждённого бойца ВСУ из Харькова, хорошую бандеровку, хорошую волонтёршу из Киева и даже хорошего украинского лётчика, который бомбит голубятни вместо Луганска. Многовато хороших украинцев для фильма о русском восстании против Украины. Особенно на фоне того, что какому-нибудь добровольцу из РФ места в кино не нашлось, даже эпизодического. Ибо мысль авторов: это исключительно внутренний конфликт Украины. Также фильм умалчивает о желании дончан стать Россией — просто мельком референдум упоминается в качестве упрёка от украинки, и всё. И о том, что были надежды на Россию, что всё произойдёт по крымскому сценарию, а Россия осталась в целом в стороне тоже в фильме ничего не говорится. 7 из 10
Фильм получился очень грустный, очень печальный и очень тоскливый. Но не потому что перед нами очерк о гражданской войне на Украине, и не потому что люди умирали без причин и следствия. А потому что 90 минут персонажи с экрана ведут неинтересную беседу о каких-то не столь важных фактах а главное упускают из виду. Потому что за все экранное время нам не показали ни разу всего ужаса и страха, царившего в то время на Донбассе. Нам пытаются показать трупы и взрывы, но это так притянуто и наиграно. Самолет бомбит какую то деревню, пустую от жителей, без какой-либо мотивации. Люди живут в каком то подвале, хотя есть рядом дома и квартиры. Солдат армии не пытается убить солдата сопротивления Новороссии, а вместо этого дружит с ним. Бабуля смотрит телек и греет чайник во время обстрела и бомбежки. Женщины кусаются и цапаются между собой на ровном месте. Я слышал что голубей специально дрессировали для фильма и сцены бомбежки голубятни. Так вот единственные актеры, которые здесь отыграли натурально - это товарищи голуби. Кино абсолютно холостое. Очень ленивое и вязкое. Нет ни морали ни идеи. Диалоги героев очень вялые и неправдоподобные, актерский состав ужасный, атмосферы войны и бойни нет никакой, один труп за весь фильм и один утопленник - это ли война? Мне кажется можно было сделать качественное кино на тему Донбасса, не имея особого бюджета и мега-актеров. Но это режиссеру не удалось. Я не советую этот фильм смотреть ни русским ни украинцам. Давлетьяров отличный режиссер и я люблю все его фильмы, но здесь кто-то сыграл с ним злую шутку и подсунул просто ужасный сценарий. И вообще - трагедия на Украине про украинцев и их правительство, а снимает фильм русский режиссер. А почему украинцы не захотели снять данный фильм? 4 из 10
Война, гражданская, еще не закончившаяся, но самая настоящая. А в любой войне присутствуют обычно две противостоящие стороны. И у каждой свои причины, свои мотивы и своя правда. Поэтому фильм обязательно кого-то не устроит, кто-то будет кричать о пропаганде, а кто-то наоборот о правдивости. И, понимая, что в данной тематике просто невозможно угодить всем по определению, режиссер Ренат Давлетьяров старался сгладить как можно больше углов. И для этого он использует оптимальный и классический прием, при котором даже номинальные враги являются хорошими и достойными людьми. А оказавшись за пределами движущей ими идеологии, принимают сторону справедливости и гуманности, объединяясь друг с другом. Капитан ополчения с нашивкой 'Новороссия' и солдат украинской армии, обычная жительница этой самой окраины и волонтерша из Киева, мужик, ищущий своего сына и мальчик спасенный из под завалов. Все они, оказываясь под одной крышей подвала и под обстрелом снарядов, которым без разницы, кого лишать жизни, как и положено, перестают видеть друг в друге противника, все больше обращая внимание на обычные человеческие качества. Не имея в арсенале бюджета, масштабности и размаха, фильм является камерной историей, что позволяет глубже погрузиться в персонажей и их личности. Но авторы такую возможность не используют. Точнее, используют, но лишь в треть силы. Герои общаются какими-то слишком шаблонными и стереотипными фразами, истории из своего прошлого, которые они рассказывают друг другу, банальны и наиграны. режиссерские решения вторичны и однообразны. Поэтому, даже при всем желании не получается глубоко погрузиться в атмосферу происходящего и хотя бы на миг забыть, что ты смотришь кино. Давлетьяров будто слишком сильно осторожничает и боится обострять общий посыл. Причем он не не умеет, а не хочет этого делать. Показать сожженый труп или оторванную конечность - это пожалуйста. Но подводит зрителя к конкретным выводам он очень аккуратно. Поэтому даже в редкие откровенные и по идее страшные эпизоды верить не получается из-за того, что вокруг все выглядит слишком искусственно. Но ближе к финалу сдерживать то, что рвется наружу, уже не получается. И вот все заготовленные точки как по команде выстраиваются над 'И'. Безусловно, в картине 'Донбасс. Окраина' есть достаточно моментов, за которые можно похвалить. Видно, что авторы старались сделать хорошо. Но получилось как-то средненько. Складывается впечатление, что просто не хватило опыта. В сценарии, в съемках, в акцентах, в умении преподносить не сверхгениальную и захватывающую, но в целом нормальную историю. 5 из 10