В полнометражном дебюте Натали Эрики Джеймс (ни в коем случае не путать с графоманкой Эрикой Леонард Джеймс!) три женщины (не компания друзей, не семья в новом доме, не ребёнок в тёмной комнате, а просто бабушка, мать и внучка) сталкиваются с бедой. Беда в том, что бабушка стареет, деменция пожирает личность и всё пространство вокруг потихоньку сходит с ума вместе с ней. Это не единственное отличие от других хорроров. Фильм вообще ломает устоявшиеся клише и каноны на каждом шагу, пытаясь не только быть оригинальным, но и оставаться цельным, продуманным, последовательным, как полагается любому уважающему себя произведению. История данной семьи – не рядовой развлекательный контент, а важное человеческое сообщение о токсичности отношений со смертью, силе родственной связи и неизбежности исчезновения. «Реликвия» выросла из крохотного «Кресвика», снятого австралийской режиссёркой ранее, где главная героиня взаимодействовала со своим отцом, чьё старение представало в виде уцепившегося за спину монстра. Теперь же монструозность всего того, что приходит и уходит с возрастом, приобрела эпические масштабы. Натали сняла по-настоящему жуткую картину. Она поняла природу страха, вычленив её из человеческого быта, взяв из недр хрупкого здоровья, слепив из тревог, сомнений и чаяний, которые не где-то там, далеко, на раскопках чужих фантазий, а вот тут, посмотрите, у вас в сердечке. В вашем генном составе. В вашей части генеалогического древа. В глазах родителя, которые вот-вот могут угаснуть. Однако прежде чем они поблекнут, время сотрёт из них ваше отражение. И колесо жизни замкнёт очередной цикл, чтобы перейти к следующему. Плавное погружение в атмосферу происходящего постепенно переходит к состоянию безнадёжности, внутри которой ничего нельзя повернуть вспять – роковая воронка запущена, её рельсы уводят в глубину кошмара, откуда больше не выбраться. Не того кошмара, что мы привыкли видеть в кино, но того, коим является сама реальность, когда сумасшествие становится единственным ответом на все вопросы. Поэтому авторское решение противопоставить кошмару родственную любовь в её жертвенной основе вполне логично. И то, каким именно образом Натали Эрика Джеймс в соавторстве с Кристиан Уайт находят выражение этой любви, кажется мне поразительным. Никаких полутонов. Никакого намерения поступить банально. Никакой попытки быть удобнее, понятнее и приятнее в угоду хрупкому сознанию массового зрителя. Браво. У «Реликвии» десять тысяч причин не стоять в одном ряду с затёртыми до дыр сценариями хорроров про зловещие силы, существующие лишь как рудимент жанра, с лёгкостью отделяемый воображением его создателей и потребителей от собственного реалистического мировоззрения. Натали Эрика Джеймс, соблюдая необходимые правила игры и используя некоторые издревле знакомые приёмы, умудряется в корне менять их предназначение, превращая, на первый взгляд, типичную историю в великолепный, метафоричный, очень личный рассказ о чём-то действительно важном, касающемся каждого человека. И это, в самом лучшем смысле, невероятно. 9 из 10
Очень сильный фильм. И очень страшный. Атмосферный, очень продуманный и грамотно поданный сюрреалистический хоррор на очень важную, актуальную и болезненную тему, о которой не принято говорить. Но Натали Эрика Джеймс решилась и вышло у нее, на мой взгляд, великолепно. Эта лента - глубоко аллегорична. Монстр, с которым сражаются героини, реален и каждый из нас имеет все шансы рано или поздно встретиться с ним лично или через близких. И имя ему - старческая деменция. Лента великолепно и очень достоверно передает эмоции тех, кому не повезло с ним повстречаться - на примере трех поколений. Но передает их не банально, не через морализаторство, а с помощью классических приемов триллера и хоррора, мастерски оперируя тропами, давно известными всем поклонникам этих жанров. И ни один из них не выглядит в ключе 'Реликвии' банально, заезженно или неуместно. Неспешное начало, постепенно нарастающий саспенс и необычный, яркий финал. Уверен, этот фильм по достоинству оценят и любители драмы, и любители умного кино и любители хорроров.
Узнав, что её престарелая мать Эдна, живущая одна в уединенном домике в австралийской глубинке, бесследно исчезла, Кэй вместе с дочкой Сэм быстро приезжает на место. Они обнаруживают дом в полном беспорядке, стены покрывает черная плесень, а соседи утверждают, что бабушку давно не видели. Однако некоторое время спустя Эдна как ни в чем не бывало появляется прямо на кухне, правда, она ничего не помнит относительно места своего таинственного пребывания и не может сказать, откуда у нее появился огромный синяк на груди. Кэй и Сэм узнают, что старушка чего-то очень боялась, отчего увешивала двери замками и утверждала, что в дом постоянно кто-то приходит. Думая, что Эдна потихоньку впадает в маразм, Кэй решает подобрать ей место в доме для престарелых, но странные события и тягостные ночные кошмары убеждают героинь, что сдавать бабушку в соответствующее заведение пока рано. Почти наверняка эта картина, чья премьера состоялась на фестивале Сандэнс в минувшем январе и выход которой сопровождался исключительно теплой реакцией критиков, получит не самые высокие зрительские оценки и будет закидана типичными репликами на форумах в духе «чушь какая-то, а не хоррор». Хотя дебютантка в полнометражной режиссуре Натали Эрика Джеймс формально ведет свой рассказ через приемы жуткого мистического ужастика, удостоившись сравнений с «Реинкарнацией» и «Бабадуком», «Реликвия», если вдуматься, оказывается прежде всего очень грустной и пронзительной картиной, посвященной отнюдь не чудищам и духам с того света. Создавая вязкую, болезненную и медитативную атмосферу, сохраняя интригу и не забывая о качественных «пугательных» моментах, Джеймс доносит до зрителя главное – «Реликвия» не жанровый продукт, а размышление о паническом страхе старения, одиночества, приближения смерти и потери рассудка. Особо спойлерить не хочется, но заложенное в сценарных ходах смысловое двойное дно очень хорошо работает для передачи реальной подоплеки событий, когда болезнь Альцгеймера порой способна создавать невообразимых монстров разума и заставить потерять себя как функционирующую личность безвозвратно, а стремление избавиться от стареющих родственников ради собственного спокойного существования обязательно столкнется с муками совести. И от этого финал, который многим покажется бредовым или невнятным, наоборот лишь подчеркивает важный посыл – смерть приходит ко всем, её визит лишь вопрос времени. Но в наших руках отдать близким последний долг и провести рядом драгоценные минуты, поскольку никто не знает, что может ждать в старости каждого из нас, и ни в коем случае нельзя забывать: под обликом потерявшего здравомыслие монстра все равно скрывается человек, который всегда любил вас. Ведь это нынешнее страшное, безобразное состояние - не его вина.
Фильм «Реликвия» не рассчитан на широкую аудиторию. Здесь мало событий, и обыграны они без всякого драматизма. «Всего лишь» пропала бабушка, и мать со взрослой дочерью бросают все свои дела и переезжают к ней с мыслями, что всё как-нибудь само собой образуется. Пожилая женщина, конечно, последнее время всё чаще и чаще забывала то одно, то другое, но она оставалась полностью дееспособной – даже для одинокой жизни в частном доме за городом. Причин беспокоиться нет. Это умение владеть собой, чёрствость или просто современное равнодушие? Следов взлома, борьбы и прочего криминала не находят ни полиция, ни родственницы. Зато на каждом квадратном метре вертикальных поверхностей помещения налеплено по нескольку напоминалок. Старушка просто вышла погулять и задумалась? Кто бы другой паниковал даже из-за пропавшей кошки – но только не эти дамочки. Беспокойства в их глазах не видно ни на грош, тем более это странно для триллера. Опытная мать предполагает худшее, несколько наивная дочь верит в лучшее, но обеим по барабану. У меня сложилось впечатление, что их равно устроит любой исход. Пожалуй даже, что летальный предпочтительнее, и чем скорее, тем лучше. Зрителю позволено знать больше, чем персонажам – в прологе нам показали сцену, условно подтверждающую вариант с деменцией. Некая голая попа под роскошной гривой серебряных волос вышла из ванной, спустилась на первый этаж и замерла напротив окна, вслушиваясь в звуки ночи. Незакрытый кран забыт, вода всё льётся и льётся, переливается через край на пол… Лёгкое недоумение вызывают лишь отличное состояние кожи и ягодиц для столь почтенного возраста и отсутствие всяких следов потопа. Быть может, в замкнутом помещении у матери с выросшей дочкой обострится застарелый конфликт или возникнет свара из-за вполне возможного в скором будущем раздела имущества? Вскроются страшные семейные тайны, извращения и преступления? И снова мимо. «Ты до сих пор одна?» – «Ага». – «А я бросила учёбу и работаю официанткой в баре». – «Ну, ты же понимаешь, что это не очень хорошо?» – «Ну да». Никто никого не бил в детстве, не было общего любовника и трагически потерянных детей, всё ровно и без эмоций. Невероятно, но две женщины даже на кухне не поругались. Ни разу! Возвращение грандмаман не обставлено фанфарами и «как же ж ты ж могла ж?!.» Нет, всё снова без огонька: «Чайку?..» Старушка не видит в своей отлучке ничего странного, не осознаёт прошедшего времени и ведёт себя с гостями так, будто они постоянно живут с ней. Всё-таки это деменция, и она прогрессировала от лёгкой до средней тяжести. Девушка старается не замечать у любимой бабушки забывчивость и резкие перепады настроения, а заматеревшая в науке выживания женщина примеряет на бюджет и совесть возможность устроить старушку в дом престарелых. Кажется, намечается драма о неотвратимости старения и распаде личности? Конечно, это не так интересно, как драма криминальная, но психологическая тоже сойдёт. Стоп. Кто там ворошкается у бабушки под кроватью и стучит в стенах? Мамадарагая, это же злые духи!.. Мистическая драма! Ужасти! Ритм сюжета сразу становится побойчее. Бабуля чудит немилосердно, дочка с внучкой делают лицом маппет-шоу. Толкование происходящего колеблется между клишированной мистикой и суровым реализмом. Истерия заразна: всё-таки три женщины в одном старом доме. Ни электрика, ни сантехника, ни просто мужика. Барабашка, кошмарные сны, блуждания матки… Волосы дыбом встают по всему телу даже у зрителя. Кого как, а меня больше всего напугала бабушка. Не дай Бог дожить до такого!.. Фильм можно разделить на три части. Нудная первая, мерзопакостная вторая и последняя, ради которой и стоит смотреть «Реликвию». Перевод, кстати, так себе. «Relic» означает ещё и «реликт», «пережиток», «мощи», «отголосок» и даже «святыня». Решайте сами, что лучше подойдёт символической юнгианской фантасмагории. Оказывается, первые две трети картины несли характер предварительных ласк. Зато последующее плохо лишь тем, что чересчур быстро кончилось! Дева, женщина и старуха. Юность, зрелость и старость. Рост, расцвет и увядание. Весна, лето и осень. Многочисленная визуализация водных, лунных, природно-циклических и трубопроходных символов. Это ожившие «Женские мистерии» Эстер Хардинг. Это женский мир, в котором мужчине отводятся роли вечного придурковатого дитяти, одноразового уходящего оплодотворителя или ритуальной жертвы. Это конфликт, который даже эмансипированной деве не получится решить мужскими методами. Как поведут себя современные женщины трёх ключевых возрастов, неожиданно попавшие с троичной на четверичную систему координат? Способны ли они пройти полную инициацию, встретившись с неизбежным – с четвёртым аспектом? Зимой, смертью, уничтожением, Чёрной мадонной, Кали, тёмной луной, нигредо Юнга, архетипом Тени? Мужская реакция понятна и проста: войти в раж, оскалиться и броситься берсерком навстречу, рыча и размахивая фалло… Простите, дубиной – хотя какая принципиальная разница? Желание одно – задрать. Новшество «Реликвии» именно в том, что женщины здесь постепенно избавляются от навязанных эпохой маскулинных моделей мышления и поведения, а после через потрясение, страх и боль мучительно возвращаются к своей истинной сути. Мне никогда не принять ТАКОЙ концовки. Мне слишком страшно. Именно потому я и смеюсь!
Мне нравится идея передачи драмы через форму триллера. За последние годы вышло несколько фильмов, которые смогли достучаться до зрителя через пугающие образы. Тут и завораживающе эффектный 'It Follows', и выворачивающие наизнанку 'Реинкарнация' с 'Солнцестоянием'. Страх смерти, предательства и одиночества в этих фильмах материализуется в виде таинственных сущностей, и это работает порой лучше, чем самая реалистичная драма. После пропажи старой женщины, её дочь и внучка приезжают в её дом, чтобы разобраться. Бабушка вскоре появляется, но всё становится ещё сложнее - пугающие звуки в старом доме, непонятные тени, странное поведение самой старухи - и тут любитель триллеров будет вполне удовлетворён. Однако, если подмечать подсказки режиссёра, становится понятно, что речь идёт о довольно пугающем периоде жизни человека: о покинутой старости. О том, что остаётся, когда твои любимые либо умерли, либо живут отдельной жизнью. О том, как твой мозг перестаёт служить тебе как раньше, и ты пугаешь своим поведением близких. О том, что ты просто исчезаешь. Режиссёр через массу приёмов показал каково каждому в этой семье: и отчаяние старухи, и страх женщины, и сочувствие девушки. Мы видим, как единственным желанием молодых женщин в какой-то момент становится сбежать из страшного дома, оставив чужое угасание позади. Но так же мы видим, как сострадание и осознание необратимости заставляет их принимать тяжёлые решения. На трекерах уже поспешили обвинить фильм в феминизме, потому, что все три героини - женщины. Мне кажется, что феминизм тут не при чём, речь идёт скорее о биологии и социологии: забота и родственные связи в большей степени лежат на плечах женщин, будь то мать, бабушка или дочь. Ну или режиссёр пыталась рассказать нам личную историю. В любом случае, никаких политических или гражданских заявлений в фильме нет даже близко. В итоге вы посмотрите пугающий, гнетущий и довольно грустный фильм о трагедии конечности жизни человека. Правда, снятый в довольно интригующей форме, которую оценят так же и любители триллеров.
Для того, чтобы затронуть серьёзные темы (в данном случае тему старости и одиночества), необязательно снимать хоррор. Логичнее впишется драма или фантасмагория, которая, если кто не знает, не обязательно пугает, а просто показывает простую истину сложной метафорой, с помощью причудливых образов. 'Реликвия' начинается как обычный ужастик, где есть дом, в котором творится чертовщина, старушка, с которой явно что-то не в порядке и её дочь с внучкой. Где-то попытались нагнать жути, где-то тревожности... Совсем немного. Потом плюнули, решили, что философия куда круче темы бесноватости, и стали лепить какую-то социальную драму под личиной ужастика. Только один вопрос - зачем? Для чего всё усложнять и сочетать несочетаемое? Шоколад с огурцом - ну такое себе. Чтобы эта социальная драма выстрелила, но осталась странной, артхаусной, нужно было убрать треш, который пытался казаться хоррором. Дело в том, что жанр 'ужасы' - это жанр развлекательный. И когда после махача 'жертва против бесноватой' начинает лезть социальная проблема, это выглядит глупо и портит весь фильм. Нельзя на серьёзных щах всё это смешивать. Как следствие, фильм получился невнятный, а конец не жуткий, не страшный, он просто неприятный. Это как если показать выпотрошенные потроха. Низкий рейтинг фильма в данном случае совершенно оправдан. Жанр ужасов пытается хоть как-то выжить, потому что большинство фильмов просто повторяют друг друга, меняя имена и названия. Именно из-за попытки всеми правдами и неправдами остаться на плаву, получаются неприятные эксперименты, как эта 'Реликвия'. 3 из 10
Кинокритики со всего мира с теплом приняли фильм 'Реликвия', несмотря на то, что режиссер Натали Эрика Джеймс является дебютантом полного метра. К тому же она и сценарист этой картины в паре с Кристиан Уайт. Выбранная тема авторов пугает своей реалистичностью и неизбежностью. Философская драма в серых тонах, которая держит в напряжении весь фильм. Только в конце понимаешь, к чему все это велось и подготавливалось. Истина кульминации застает врасплох и заставляет осмыслить на сколько порой мы даже и не задумываемся в реальной жизни о смерти близких, хотя каждый с этим сталкивался или столкнется. Актуальная тема показанная в этом произведении оставит после просмотра под впечатлением. Наверняка произойдет переосмысление о ценности времени, и важности быть рядом с близкими. Музыкальное сопровождение в начале почти отсутствует. От композиций пересыхает горло, настольно сухими они кажутся, это только усиливает эмоциональное напряжение. Композитор этого фильма Брайан Райцелл, который, также звучал в 'Лучах славы' Питера Берга, 'Персонаж' Марка Форстера. Очень понравилась метафора с темными пятнами. Это знак старости, тленности, от которых, если пришла пора умирать, не отделаться уже никак. Также хорошо придумана идея с тремя поколениями возраста, как этап жизни человека. Юная Сэм (Белла Хиткот), взрослая Кэй (Эмили Мортимер) и бабуля Эдна (Робин Невин), которая играла в фильмах ' Матрица: Перезагрузка' и ' Матрица: Революция' (Лана Вачовски и Лилли Вачовски). Рекомендуется больше для любителей хороших драм, так как игровым фильмом ужасов эта картина не является, страх в другом - у каждого своя дата обведенная в черную рамку. 8 из 10
История о трех женщинах - юной комсомолке, зрелой женщине и пожилой бабуле. Дочка и мать отправляются в отдаленный домишко к бабушке, когда от нее пару недель нет никаких новостей, а на звонки по телефону она не отвечает. Приехав в дом, они постепенно осознают, что происходит что-то странное и необъяснимое... Фильм больше чем просто хоррор, он содержит метафоричность, но в большей степени понятную любому зрителю - ужас состариться в одиночестве когда дети покинули родной дом. Каждый у кого есть пожилые родители всегда живет в небольшом страхе однажды получить звонок о трагичной вести. И лента именно не о монстрах или чем-то инфернальном, она о неизбежном увядании тела и мозга, старении и смерти. Картина идеально иллюстрирует борьбу с деменцией, когда приходится оставлять по всему дому записочки, чтобы не забыть выключить плиту или погасить свет, когда не можешь вспомнить имена и лица близких людей, когда наступает социальная дезадаптация - кошмар на яву для родственников, находящихся рядом. По всему фильму раскиданы явные и очевидные намеки на затухающий в сердце огонек и бессилие пожилого человека. Тяжело смотреть ленту и не чувствовать сострадания к матери и дочери, навестившим бабулю, ведь вся ее ужасная трансформация происходит на их глазах. Здесь же подняты темы отрицания, упрямства и самопожертвования. Звуковые гулы на заднем плане добавляют тревожности, а операторская съемка из-за углов или в дверные проемы создает впечатление подглядывания в интимные разговоры, которые должны оставаться только в кругу семьи. После просмотра реально становится страшно остаться в старости в непросветном одиночестве. Мораль: чтобы не стареть, срочно бежим в бары и плотненько спиртуемся. В итоге психологический хоррор, где главным монстром выступает неизбежная старость. 7 из 10
'Братишка, я тебе тут новый ужастик посмотреть принёс!'. Именно такой фразой и хочется описать данное произведение киноискусства. Не спорю, миссия у фильма благая - показать, что такое старость. Но жанр для подобной идеи явно подобран неудачно. Завязка простая: мама и дочь приезжают к одинокой бабушке (которая куда-то пропала) в дом, в доме начинает происходить всякая странная и местами жутковатая ерунда, и они, естественно, решают немного в этом самом доме пожить. Ничего не напоминает? Да половина ужастиков начинается так же. Вот и я об этом подумал, и ожидал какой-нибудь интересной мистической истории. И первую половину фильма смотреть было действительно интересно, сюжет развивался неспешно, и постепенно мы узнавали всё новые подробности жизни той самой бабули, которая объявилась довольно таки скоро. Мне, как любителю ужастиков, было очень интересно: что же это за звуки раздаются за стеной, с кем же там всё время разговаривала бабуля, и чем же, наконец, это всё закончится. И если первая половина сюжета развивалась медленно, то к концу история заметно ускорилась. Причём, чем стремительнее начинает развиваться сюжет, тем больше вопросов у нас появляется. Правда развязка оказалась совершенно не внятная. Не буду спойлерить, но ответов на вопросы мы не получим, вообще никаких. А уж концовка, это что-то. И явно не что-то хорошее. По поводу актёрской игры, тут в принципе придраться не к чему. Актёры хоть и не самые известные, но весьма талантливые. Герои, как ни странно, получились очень живые. Другое дело, что диалоги им прописывались не самые подходящие к действию, но это уже вопросы к сценаристам. Из того, что явно понравилось, так это музыкальное сопровождение фильма. Сюда же можно отнести и музыкальные спецэффекты, которые не дают зрителю заскучать и нагнетают обстановку. Что особенно порадовало, так это отсутствие резких моментов - выскакивающих из экрана рож или неожиданных громких звуков тут не будет. В заключение хочется сказать, что у фильма хоть и есть положительные моменты, но они не способны перебить недостатки сюжета. Будь у фильма другой жанр, может он и смотрелся бы лучше, но для этого нужно было бы убрать из него все моменты хоррора, и заменить другими. Но лично для меня, эти полтора часа экранного времени, оказались потрачены впустую. 1 из 10.
Дочка предлагает поместить мать с когнитивными нарушениями в дом престарелых, а внучка считает, что лучше сама будет присматривать за старенькой Эдной. Но у бабушки своя история – в её дом постоянно кто-то заходит, прячась под кроватью или за стенами. Взаимоотношения Эдны с её непрошеным гостем (гостями? энергией? короче, какой-то непонятной вещью) превращаются в метафору страшного умирания. Вся агрессия в фильме полностью приписывается умирающему человеку – она будто бы растёт в вас с каждым прожитым годом, превращаясь в разрушительную силу. «С тех пор как твой дедушка умер, этот дом стал незнакомым, он будто бы стал больше», – делится опасениями Эдна. Смерть единственного мужчины может убить сразу всю семью, впустив в мир былых властителей – спокойных от обретения себя внутри женского бесплодного существования. Женщины, лишённые мужчины, сами, добровольно идут навстречу, надеясь хоть на какую-то альтернативу гниению в земле. Режиссёр в интервью прямо говорит об Ином и его значительном возрасте, видимо, многократно превышающем краткий человеческий век. И, вообще, подчёркивает создательница картины, зло – оно не такое уж и зло, видите, какое оно в конце симпатичное. Так что не долго думая ложитесь да разлагайтесь – чем раньше, тем лучше. А если будете бороться – это будет ваша бесполезная агрессия, потому что вы как кратковременное существо не видите всей полноты картины… Неужели у внучки нет никакого парня на примете? 3 из 10
Реликвия - первый достойный фильм ужасов в этом году, работающий в плоскости психологического хоррора в духе «Бабадука» или «Реинкарнации». Во главе угла здесь стоят не скримеры и резкая тревожная музыка. В первую очередь это драматическая история, а жанр ужасов добавляет дополнительный контекст и иное звучание. Фильм повествует о страдающей деменцией пожилой женщине, которая в один момент пропадёт из дома. На поиски бабушки отправляются мать и дочь. К несчастью семьи ее нигде не могут найти. Но спустя какое-то время женщина возвращается домой ничего не помня. Начиная с этого момента в доме постепенно начинают происходить странные события. Завязка на первый взгляд кажется более чем очевидной. Данный сценарий был реализован несчитанное количество раз. Но прелесть этого фильма заключается в том, что сюжетно он работает, как метафоричное размышление на тему принятия болезни близкого человека. Ужасы, которые мы привыкли видеть на экране не имеют связи с реальностью. Ужас этой картины более чем реален. Он подкрепляется чувством тревожности, которое режиссёр выстраивает с самых первых кадров. Оно как натянутая струна держит тебя в напряжении, создавая ощущение, что вот именно сейчас что-то произойдет. А это не происходит, эмоции не получают выхода, и становится все более и более некомфортно. У картины ровный и без провисаний темп, хронометраж в час тридцать идеально ложиться на этот материал. Она искусно снята и умело держит внимание зрителя: сценарий подкидывает детали пазла, что произошло с бабушкой и что же черт возьми с этим домом. И многие ответы на вопросы обрываются на полуслове, давая пишу для размышлений и собственных интерпретаций. А финал оставит вас в растерянности, что, безусловно, подкупает. Помимо некоторых вопросов к логике главных героев, это отличный и атмосферный хоррор, который выделяется на фоне студийных пустышек, что клепают раз за разом. 7.8 из 10
Общее впечатление: Сейчас очень много ужастиков стали делать упор на драму, безусловно это хорошо. Поскольку помимо устрашающих скримеров, кино старается погрузить в ужасающие события. Покажется ли вам «Реликвия» нестандартным хоррором? Да. Запомнится ли она вам? Скорее нет. Три женщины - представительницы разных поколений одной семьи – сталкиваются с неведомым. Страдающая деменцией бабушка исчезает, и мать с дочерью приезжают в её дом в небольшом городке. Стены покрываются черным налётом, женщины слышат гулкий стук и видят в этом жилище страшные сны, а когда бабушка внезапно находится, в доме начинают происходить ещё более странные вещи. Нагнетающая атмосфера аккурат проскальзывает по всему фильму. Страшно становится именно от событий, которые происходят с бабушкой: старость… Она неизбежна. И мне впервые от ужастика стало грустно… подумала о своих родных и что время куда-то летит, особенно подтолкнул к этой мысли финал. Горький и в то же время реальный. «Реликвия» с помощью символизма показывает обыденные вещи, с которыми так или иначе сталкиваются люди. Именно метафора проскальзывает через детали: плесень — неизбежное наступление старости, изменение человека, скажем так в демоническую сторону — обыкновенная деменция. Хоррор с каплей философии пугает жизненными реалиями, но подоплека безысходности переходит в заботу. Эмоция страха меняется на грусть, так или иначе цепляет. 6 из 10
Картина режиссера-дебютанта Натали Эрики Джеймс «Реликвия» (больше подходит название «Реликт») рассказывает о трех поколениях одной семьи. Каждый представитель этого поколения — женщина. Бабушка Эдна, дочь Кей и внучка Сэм соответственно. Кей и Сэм приехали в дом своей старшей родственницы, после того как им стало известно, что Эдна бесследно исчезла. Прочесывание местных лесов с полицией не принесло никаких результатов — бабушка словно провалилась под землю. Однако затем она появилась в доме, словно никуда и не пропадала. Параллельно с этим в стенах старинного строения, где Эдна прожила в одиночестве немало времени, затаилось нечто жуткое, приводящее в ужас и смятение Кей и ее дочь, и каким-то образом имеющее отношение к самой старшей из этой семьи… Фильм Натали Эрики Джеймс получился скорее страшным не по своему наполнению, а по своему смыслу. Долгое время происходящее оценивалось как очередное столкновение человека с некой сущностью — Злом, затаившимся в доме и пришедшем в наш мир вследствие какого-то древнего проклятия или неосторожности пожилой женщины. Однако постоянный акцент на прогрессирующей болезни Эдны позволил посмотреть на сюжет «Реликта» под другим углом. Под философским. Благодаря чему показанные события могут быть оценены не как вторжение Зла в размеренную жизнь, а как наступление такого периода в жизни, который оценивает жизнь человека как увядающую. Причем увядающую неожиданно, словно старость подкралась незаметно. Черная плесень в данном случае является метафорическим изображением старости. С ней, как и со старением, сложно бороться (даже невозможно) и как бы ты ни старался избавиться от налета на стенах или на полу, она все равно возьмет свое. В случае со старостью точно также: как ты ни старайся, какую косметику не используй, результат будет один. Пусть и уйдет на это больше времени. Тут кстати герои фильма и в частности Сэм, обращают внимание на одну из вещей — витражное стекло, которое перекочевало из одного дома в другой. Это стекло словно противопоставляется человеческому организму — ему не подвластно время и оно будет оставаться в привычном для себя состоянии на протяжении десятилетий (если не будет подвержено механическому воздействию). Пытаясь осознать метафизическую природу человеческого организма и процесс его старения, режиссер еще и оценивает семейные ценности, показывая увы суровую реальность, в которой дети непременно покидают семейное гнездо и родители остаются одни. Дети приезжают к ним редко, реже становятся и телефонные звонки. Так происходит и с внуками, которые тоже повзрослев, уезжают от своих родителей. Но когда встает вопрос о том, что конец одного из родственников близок, все родственные связи словно отряхиваются от висящих на них цепей и играют новыми красками. Появляется забота, уважение, душевная теплота. Если подобный смысле закладывала Натали Эрика Джеймс, то можно сказать, что у нее это получилось. Философская составляющая картины получилась хорошо проработанной и подкрепленной атмосферой безысходности и уныния. Но можно представить, что фильм на самом деле не про это, а про страшилку под кроватью. Особенно если учесть, что нечто подобное и ужасающее было показано как раз под кроватью, плюс финал картины, остающийся по сути открытым, не дает точного определения всему тому, что произошло. Словом, «Реликвия» - это фильм, который вызывает эмоции при просмотре и заставляет поразмышлять, не давая ответов напрямую. Никто не говорил, что все должно быт разжёвано — до чего-то приходится додумываться и в этом можно увидеть один из плюсов данного проекта. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
Вчера посмотрела фильм режиссера Натали Эрики Джеймс «Реликвия». Для Натали это первый полнометражный фильм, и на мой взгляд, у нее скорее получилось, чем нет. Для начала скажу о том, что мне не понравилось в фильме: он слишком затянут и нетороплив, ну вот прям слишком. Во время просмотра я даже пару раз отвлеклась на просмотр ленты в инстаграм. А это делать не стоило, потому что практически каждая деталь в фильме важна, она помогает нам понять смысл действия на экране. И вот здесь стоит немного рассказать о том, что фильм не похож на обычный хоррор, точнее он не так прямолинеен, как большинство фильмов. И это его первый плюс. Вообще, я не люблю такие фильмы, я совсем не заценила «Маму!» Даррена Аронофски, но в «Реликвии» метафоры более буквальные, что ли. Это фильм о принятии близкого человека, о борьбе с болезнями, о сложностях, сопровождающих старость, о мыслях о конечности бытия. Фильм о разрушении, сумасшествии, страхе наследственности и безусловной любви. Когда вдруг понимаешь это, то фильм предстаёт в совершенно другом свете, ты уже смотришь серьезную драму, а не просто ужастик, пугающий атмосферой и загадками. К слову, атмосфера в фильме хороша - режиссер собрала лучшее в этом жанре: дом на отшибе, странные звуки, исчезновение пожилой женщины, темный лес, приглушенная сине-зеленая цветовая гамма. И неизвестность. В итоге фильм получился очень многообразным, по-женски чувствительным, глубоким, но при этом не теряющим свою триллерную составляющую, связанную с напряжением при просмотре. А еще захотелось позвонить родным, ведь никто в этом мире не должен быть одиноким.
Завязка, когда члены семейства приезжают к бабуле, а там происходит что-то неладное – дело для жанра хоррора не новое, другое дело, какую фабулу приобретает этот подход, когда проект производится далеко не в Голливуде, а например в Австралии. «Реликвия» привлекла внимание аудитории лишь тем, что авторы немного приукрасили некими фигурками то, что подавалось зрителю ранее, но сложно утверждать, что фильм сделал хоть какой-то прорыв в жанре. Учитывая, что главными персонажами являются трое женщин разного поколения, где среди них есть одна бабушка, одна внучка, две матери и две дочери, описывать сюжет в контексте главных героинь будет непросто, как минимум в контексте употребления слов. Перейду, пожалуй, сразу к событиям вокруг персонажей – а это скрипящая лестница и потолки по ночам, постоянное присутствие кое-чего рядом, даже при этих банальных жанровых приемах – атмосфера «Реликвии» держится на уровне необходимом для зрителя чтобы ощутить, что этот фильм все-таки хоррор, а не семейная мелодрама. Вопрос только в том, что режиссер плавно подводит зрителя к главной мысли, долгое время остающейся в тени происходящего на экране – это проблеме одиночества и старости. Ближе к финалу жаждущий некого саспенса зрителя ждет приятный сюрприз – десятиминутная сцена скитания по дому матери и ее дочери усадит зрителя на кресло и отпустит лишь под занавес ленты. Единственное, что этот сам финал может и получился таким каким себе его видела режиссер-дебютант, но точно не таким, каким бы хотел полакомиться любой поклонник хорроров. Много второстепенных персонажей мелькают вокруг основной истории – будь это соседский мальчик, якобы «отведавший» беды немного ранее чем остальные, или же кто-то из офиса полиции – все остается за экраном истории «Реликвия», ровно так же как и ответы на вопрос – а что же это все-таки было? Как итог – у фильма есть своя стилистика и местами пугающая атмосфера, но изначальные сентиментальные намерения авторов не позволили картине стать ни драмой, ни хоррором. 5 из 10
Печально, когда старики угасают. Так или иначе, мы все через это прошли: редко кто из пожилых родственников сохраняет здравомыслие в почтенном возрасте. Старость может повлиять не только на умственные способности, но и на характер: кто-то из добрых людей превращается в ворчливых и раздраженных мизераблей. Из поколения в поколение разворачивается эта история. В своем дебютном фильме «Реликвия» режиссер Натали Эрика Джеймс делает заявление на эту тему. Проект получил яркие отзывы, например, на кинофестивале «Сандэнс», однако, такое чувство, что этот представитель «хорроров для хипстеров» либо специально сделан для высоколобых кинокритиков, либо пытается пойти по стопам «Реинкарнации» Астера, не понимая, что зайти в одну реку дважды, ну, не всегда получается. Итак, женщина по имени Кей живёт со своей взрослой дочерью Сэм. Они направляются в сельский пригород Мельбурна к почтенной бабушке Эдне, которая давно не выходит на связь. То, что Кей и Сэм обнаруживают в доме у родственницы, только делает её исчезновение более подозрительным и пугающим: жуткие записки, гнилые фрукты, запустение и т.п. Эдна всё же возвращается и ведёт себя так, как будто ничего не случилось. Внезапное возвращение Эдны даёт только больше вопросов, чем ответов: Кей и Сэм пытаются разобраться. История изо всех сил пытается внести что-то новое в заскорузлый ныне жанр ужасов. Теперь под прицел попал субжанр дома с привидениями. Сценарий, правда, вышел исключительно образным, содержащим метафорический подтекст. На бумаге это была, без сомнения, многообещающая идея. А вот по части реализации «Реликвия» вызывает смешанные чувства. Во-первых, создатели нарочито выбрали темп, напоминающий именно о хорроре. Это нормально, пока есть эмоциональная отдача. Но это не про «Реликвию»: первые два акта являются настоящим испытанием терпения, концентрация внимания постоянно рассеивается, а события фильма движутся по кругу. Во-вторых, неоднозначный характер истории создает свои проблемы. Как бы сценаристы ни хотели, чтобы их творение было наполнено метафорами, трудно оправдать борьбу персонажей и то, через что они прошли. Наоборот, сценарий предпочитает, чтобы этих тем было как можно меньше. Важнейший фундамент, который мог бы поддержать сюжет фильма, в виде предыстории персонажей подан кратко и даже нелепо. В связи с удалением этого элемента «Реликвия» превращается в атмосферный фильм ужасов, с каждой сценой становящийся все более разочаровывающим. Что касается третьего акта, то последние минут двадцать – самые тревожные во всем проекте. И все же впечатление от них несколько кислое, когда «Реликвия» достигает дискуссионной зоны. Тот же финал можно расценить как интригующим, так и сбивающим с толку. Наверное, все зависит от «испорченности» зрителя, но я лично рассудил, что двусмысленность подобному фильму не подходит. Актеры делают все возможное с предоставленным им материалом. Их выступления выше среднего. Тем не менее, кажется, что «Реликвия» не до конца доделан и пускай у киноленты есть интересный крючок, на который можно подсадить зрителя, свой потенциал, как по части атмосферу, так и почти актерской игры, картина не полностью реализовывает. Этот фильм ужасов имеет довольно медленный темп и слабую динамику. Да, в нём можно найти проявление разных тематик и эмоций, тем более, что концепты нестандартные. Однако эмоциональное ядро истории не ведёт остальную её часть за собой; «Реликвия» говорит прямым текстом о старческой деменции, эээ, не будучи фильмом об этих проблемах, что сбивает с толку. Атмосфера, вероятно, является сильной стороной «Реликвии», выстроенной таким образом, что вполне безобидные предметы приобретают «тёмные стороны», только вот для того, чтобы впечатлиться «Реликвией» нужно иметь сильное воображение и, вероятно, человечность в глубине души. 5 из 10