Это творение мне довелось посмотреть довольно давно, года два назад. Но мысль найти его на 'кинопоиске' посетила меня только сегодня. И, честно говоря, я был удивлён, что не нашёл здесь ни одной рецензии и, более того - фильм оценило всего лишь 40 человек. Хотя, вспомнив мои впечатления и то, каким образом я наткнулся на это волшебство, удивление пропало и верх взял трезвый ум - та абстрактная субстанция, с которой никак нельзя включать на своих мониторах 'Игру разума'. О сюжете. Да знаете, то, что написано в стандартном описании, является лишь каплей в море оригинальности, мысли и смелости, которыми и берёт этот фильм. Тут совершенно ничего нельзя говорить, надо лишь смотреть. Стоит, наверное, лишь попробовать разделить фильм на три части: в первой мы видим более менее стандартно развивающуюся историю (до момента завязки в баре), затем всё пропитывается каким-то сумасшедшим авангардом и психоделичностью (при этом смысл абсолютно не теряется, а только лишь перетекает в новую грань. Это начинается со сцены 'у бога'), и, наконец, всё завершается... Я, честно говоря, не могу найти достойных слов в своём словаре, которые могли бы в полной мере описать последнюю часть. Это надо просто увидеть, я даже не буду говорить о мелких деталях, вы всё должны увидеть сами, своими собственными глазами. Своим собственным подсознанием. Кстати, всё три части на деле очень многому учат.. Нет. Очень много показывают того, как человек может управлять своей жизнью. В общем, моя гонзо-рецензия направлена лишь на то, чтобы вы просто достали этот волшебный фильм на диске\кассете\где-нибудь ещё, и оценили хотя бы то, с каким подходом и страстью он был создан. 10 из 10
Перечитал несколько раз заголовок своей рецензии, и слово как всегда потеряло для меня всякий смысл. Потому что тот взрыв, который вы переживете, увидев эту картину, не получится описать словами. Впечатление, которое сложилось у меня, когда я посмотрел трейлер и прочел описание, заставила меня думать об этом фильме как о чем-то слишком-упорото-типично-японском, то есть о том, чего я не особо перевариваю. Но сейчас я понимаю, что оценивать ЭТО с точки зрения подобных штампов было крайне глупо. Да и вообще оценивать. Так что я бросаю свои попытки написать что-то внятное, соглашаюсь с товарищем silentnoisein-ом и ухожу в нирвану - благо финальная сцена 'Игры разума' вполне позволяет мне это сделать. Моя оценка: 42 из 10
Я видела много действительно наркоманских фильмов и приучена, что от их ничего нельзя ожидать, потому что они непредсказуемы по натуре своей, и в этом их глубокое волшебство. Этот мультфильм мне посоветовал мой хороший друг, говоря о хороших рецензиях и необычной рисовке. И я, как настоящий скептик, у которого на все должно быть своё мнение, согласилась не раздумывая. И, знаете, я не пожалела. Это нормально, что вы ничего не будете понимать всю первую треть фильма, в это время вы привыкаете к уникальному стилю автора, в это время вы только знакомитесь с миром 'Игры Разума'. Оставшиеся две трети превращаются для вас в настоящее наслаждение. И концовка, конечно же концовка, раскрывающая значение первой трети фильма в полной мере, дарящая ощущение полёта и обдолбанности похлеще, чем у художника нетленки. Нет, я не плакала в конце, нет, на моём лице не было широченной по-идиотски счастливой улыбки, но что-то глубоко внутри меня перевернулась от соприкосновения с прекрасным. Мой вердикт таков: это действительно хорошая картина, со всей её непривычной красотой и захватывающим сюжетом, полная фантазии, детства и взрослых проблем, которая учит нас тому, как важно верить в себя во что бы то ни стало. 9 из 10
Забавно было начать знакомство с работами мэтра именно с данной работы. Но, с другой стороны, именно она в максимальной полноте раскрывает его подход к творчеству. Яркие краски, странные их сочетания и вечно заваленные перспективы наводят меня на мысли о непростых взаимоотношениях автора с разного рода психотропными препаратами. Мое сердце навсегда покорила его рисовка - обилие сырых штрихов, никакого намека на 'вылизанность' картинки и сознательно грубо прорисованные задники. Сюжет? Сюжет уже содержится в аннотации. Но отдельного слова заслуживает встреча с Богом (а с кем Герою еще встречаться после смерти, собственно?). Пусть и подход отнюдь не библейский, но хорошо раскрывающий непостижимость Его: Герой видит кучу образов и не может связать их воедино, он просто неспособен это сделать. Получив второй шанс герой уходит во все тяжкие. К чему это приводит? К ярчайшему приключению. Все ярко, цветасто и интересно. И теперь подсказка - и отнюдь не спойлер. Сам фильм заканчивается за 10 минут до окончания хронометража. Всё, что происходит далее - это альтернативные варианты развития событий и в финале - нарезка из прошлого других второстепенных персонажей - Тренера, спортсмена, его брата. Ну и вишенка на торте - жирнейшая отсылка к АстроБою Осамо Тедзуке, первой анимешке в истории человечества. 10 из 10
'Игра разума', как на мой вкус, незаслуженно переоцененное аниме. Для меня оно стоит в одном ряду с 'Ghost in the Shell' и 'Akira' – пустышка, притворяющаяся чем-то значимым. И если последние два аниме можно заподозрить в 'содержательной пустоте', то в 'Игре разума' мы имеем банальность, выезжающую на эпатаже, – это когда авторы сами осознают пошлость темы и разживаются дешевым ажиотажем за счет нестандартных (в случае с 'Mind game' – уродливых) графических средств, претенциозных двусмысленных намеков и шокирования/эпатирования публики. Пожалуй, в ряд 'простых' смыслов-лозунгов этого аниме можно поставить: 'Лови момент!', 'Смотри на жизнь позитивно!', 'Никогда не сдавайся!' и, в конечном счете, 'Наслаждайся жизнью!'. Не обошлось и без традиционного японского морализаторства на тему необходимости социализации - как ни уютно 'во чреве кита', но повзрослевшим героям пора и честь знать - вперед, через трудности (против 'течения') и опасности (полиция, якудза) в 'большой прекрасный мир' социума. А нет - так пойдете на дно вместе с постаревшей зверюгой. Лозунги хорошие, идеи полезные, да и упаковано все это 'с претензией' - мы вам тут не кавай, мы 'взрослый' артхаусный сюр. Сюжет 'бодрый', приколы в классическом эпатажном стиле сюрреализма (смерть от черепно-мозгового ранения, причиненного выстрелом в задний проход: ) Вроде как все правильно и хорошо в этом аниме, но почему-то при оценке 'Игры разума' вспомнились слова Дж. Оруэлла из заметок о Сальвадоре Дали: 'Швырнешь в людей дохлым ослом — они в ответ станут швырять деньгами'. Оруэлл употребил этот образ по отношению к одной из картин и, в целом, к творчеству Дали в том смысле, что в случае совпадения посредственного таланта и чудовищного эгоизма в одном человеке, единственным способом привлечь к себе внимание является шокировать публику. Нечто подобное можно наблюдать в 'Игре разума' – ну где в морализаторских экземплярах японской анимации мы не видели критики 'бегства от реальности', призывов быть 'смелым и решительным' и оптимистических реляций 'о радостях жизни, какова она есть'? Нет, никто не спорит, вполне положительная пропаганда жизненных установок. Но в этой пропаганде нет никакой 'глубины' – все плоско и банально. Другое дело, что 'упакована' эта банальность 'с претензией' – иллюзия глубины создается неясными намеками (это когда сказать нечего, но хочется казаться 'мудрым'), 'оригинальность' (ее отсутствие) компенсируется уродливой картинкой ('Ах, какой тонкий вкус, прямо таки на грани безвкусицы!' С. Дилени), а явная 'поучительность' прячется под 'хихиканьем' (типа, мы ж не менторским тоном). Потому, как по мне, 'Игра разума' это 'дохлый осел', хотя и с позитивной моралью.
Существует огромное количество мотивирующих фильмов. Как правило, герои таких фильмов – это люди из толпы, иногда с физическими недостатками, живущие в бедности, но имеющие то, чего лишены другие, а именно главную в жизни мечту и неистребимое желание воплотить ее. Такие герои преодолевают все препятствия за счет упорства и трудолюбия, а не за счет врожденных данных. Мораль таких фильмов вполне понятна. Если хочешь чего-то добиться – надо много работать над этим. Такие фильмы призваны вдохновлять людей на подвиги. Игра разума, будучи мотивирующим фильмом, делает немного другое. Она приучает думать по-новому. Иначе говоря, она предлагает человеку задуматься о границах своих внутренних возможностей и о том, есть ли они вообще. Перед тем, как рассказать о фильме более конкретно, надо остановиться на входных данных. Итак, Игра разума – это японский анимационный фильм 2004 года известного лишь в узких кругах режиссера Масааки Юасы. Он стал его полнометражным дебютом, завоевавшим немало призов и ставший трамплином в большое кино. Главный герой фильма, кажется, встречался нам уже много раз. Это двадцатилетний юноша, который много лет сохнет по подруге детства и мечтающий стать художником. На самом деле у него ничего нет, он классический неудачник. Пожалуй, это единственный якорь для зрителя, который есть в Игре разума. Потому что с определенного момента она настолько теряет связь с привычными представлениями о кино, что даже у искушенного зрителя может возникнуть забытое детское чувство, будто бы ты смотришь первый фильм в своей жизни. Игра разума – это такая картина, где стиль имеет не менее важную роль в понимании идеи, чем сюжет. Поначалу графика напоминает типичные японские сериалы, даром что она рисованная. Персонажи нарисованы угловато, плоско, анимация тоже порой грубовата. Но когда лица и фигуры в некоторых моментах методом аппликации заменяются изображениями живых людей, понимаешь, что не все так просто и однозначно. Дальше – больше. В сочетании с сюжетом стиль этой картины начинает переживать яркие мутации, добавляя в эклектичную палитру новые цвета. В разные моменты времени фильм использует: эпатажный сюрреализм, претенциозный абстракционизм, юношеский романтизм, американский боевик, благородный лик притчи, французский и советский авангардизм (я бы сравнил эпилог с Человеком с киноаппаратом), вульгарный юмор, эротизм, детские фантазии; и все это подано под соусом азиатского экстремализма. Помимо этого, происходящее включает несколько отступлений, своеобразных «фильмов в фильме», которые окончательно растворяют фабулу в лавине оригинальных образов. При всем этом я категорически против определения Игры разума как потока сознания или, тем паче, психоделического опуса. Напротив, это тщательно продуманная работа, в которой каждая сцена, каждый образ знает свое место в структуре фильма. Японский аналитический ум придает творческому полету мысли разумную упорядоченность и последовательность, что в подобном кино встречается не так часто. Не стоит забывать, что стиль непосредственно связан с идеей фильма, которую я уже вынес в первый абзац рецензии. Чтобы научить людей быть яркими и новаторскими, надо самому быть ярким и новаторским. Пожалуй, единственное, что ограничивает Игру разума, – это нацеленность на молодежную аудиторию. Темы, сюжетные повороты, особенности характеров персонажей и их внешний вид, музыка сами собой ложатся под определение молодежного кино. Для некоторых, я думаю, это станет причиной недооценки фильма, для других поводом вообще не смотреть фильм. И все-таки я считаю, что Игру разума следует посмотреть каждому. Не факт, что она понравится лично Вам, но опыт просмотра уж точно не окажется бесполезным. Кстати, весьма знаменательно, что такое непопулярное и маргинальное художественное произведение заняло 53-е место в списке лучших анимационных фильмов всех времен, составленным по результатам опроса западных профессионалов и экспертов в 2014 году.