Мужчина с заснеженной реки: отзывы и рeцензии

mpl2001
mpl200116 февраля 2025 в 02:19
Ода австралийскому мужеству

Забавно, но в истории австралийского кино было целых два Джорджа Миллера. Первый — признанный новатор мирового кинематографа, способный воссоздать мрачное постапокалиптическое будущее (серия фильмов о Максе Ротокански), снять сильную драму, основанную на реальных событиях («Масло Лоренцо»), рассказать историю с элементами магического реализма («Три тысячи лет желаний») и даже поставить анимационный мюзикл о пингвинах (диалогия «Счастливые ноги»). Второй, Джордж Трамбулл Миллер, известный прежде всего как автор посредственных семейных комедий, но также создавший один из важнейших фильмов австралийского кинематографа, которому посвящен данный текст. «Мужчина с Снежной реки» (1982) — это знаковый фильм австралийского кинематографа 70–80-х годов, который по праву считается культовым. В его основе лежит одноимённая поэма австралийского поэта Эндрю Бартона «Банджо» Петерсена. В центре сюжета — молодой горец-скотовод Джим Крейг, который, пережив трагическую гибель отца, устраивается на работу к жестокому землевладельцу, англичанину Харрисону. Его цель — вернуть утраченную семейную ферму и, одновременно, стать настоящим мужчиной. Работая на ранчо, Джим сталкивается с множеством испытаний и трудностей: тяжёлая работа с лошадьми, недружелюбные коллеги, невольное участие в семейном конфликте своего работодателя. В это же время он завязывает романтические отношения с дочерью Харрисона, Джессикой, которая становится его верным спутником на пути к достижению заветной цели. При всех имеющихся фактах, данный фильм органично вписывается в традиции австралийского маскулинного кино, которое было особенно популярно в период с 60-х по начало 80-х годов. Это кинематографическое направление фокусировалось на образах суровых и стереотипных мужчин, способных преодолевать любые трудности, будь то дикая природа, социальные препятствия или внутренние сомнения. Однако «Мужчина с Снежной реки» отличается от других фильмов этого направления своей глубокой аркой становления личности. Джим Крейг не преодолевает трудности с «суровым мужицким лицом», а проходит через процесс взросления, осознавая свою ответственность и обретая моральный кодекс. Эмоциональная глубина фильма проявляется не только через главного героя, но и через образ Джессики Харрисон. Она не просто возлюбленная, а полноправный участник сюжета, влияющий на становление Джима как личности и олицетворяющий женственность в мире, где доминируют мужские законы. Фильм прославляет силу, но также подчеркивает ценность гармонии, чувствительности и внутреннего роста, что делает его уникальным явлением в австралийском кинематографе. Режиссёр Джордж Т. Миллер полномерно передаёт национальный колорит Старой Австралии через её пейзажи, антураж и символику. Он стремился показать гармонию человека и природы, отражая традиционные австралийские ценности: стоицизм, независимость и уважение к дикой среде.  Кит Вагстафф, оператор фильма, показывает великолепие австралийских высокогорий, делая их полноправными участниками истории. Игра света и тени подчёркивает контраст между суровостью и красотой пейзажа. А саундтрек Брюса Роулэнда наполняет фильм эмоциональностью и культурной идентичностью. Музыка сочетает лирическую мелодичность и эпический размах, создавая ощущение приключения и связи с природой. Важно отметить, что в фильме лошади являются не просто живым средством передвижения, а ключевым символом австралийской идентичности, олицетворяя свободу, силу и связь с природой. Они подчеркивают образ австралийского скотовода как мужественного и независимого человека. Исторически достоверный быт конца XIX века отражает аутентичность жизни австралийских скотоводов. Костюмы, декорации и детали подчёркивают социальные различия и реалии времени, помогая погрузиться в атмосферу эпохи. Актёрская игра в фильме оживляет характеры и наполняет их эмоциональной глубиной. Персонажи раскрывают ключевые социальные и культурные аспекты Австралии XIX века, включая главного героя — молодого скотовода Джима, которого играет Том Бёрлинсон, и Джессику Харрисон, воплощённую Сигрид Торнтон. Джим — не грубый герой типичного маскулинного кино, а чувствительный и принципиальный молодой человек. Джессика же представляет собой полноценного персонажа, который противостоит консервативным устоям общества. Химия между героями Бёрлинсона и Торнтон придаёт истории глубину, представляя их любовь как важный катализатор развития личностей их персонажей. Великий Кирк Дуглас в двойственной роли братьев-близнецов Харрисона и Спура раскрывает социальный конфликт эпохи, воплощая две противоборствующие силы австралийского общества: Харрисон — влиятельный землевладелец, а Спур — одноногий золотоискатель-неудачник. Дуглас мастерски создаёт контрастные, но психологически достоверные образы. Джек Томпсон в роли заклинателя лошадей Клэнси, другого яркого и важного второпланового персонажа — квинтэссенция классического австралийского мужчины: независимый, опытный и свободолюбивый. Его персонаж — мост между поколениями, символ духа первопроходцев и пример для Джима Крейга. Актёрский ансамбль создаёт богатую и многослойную драму, где каждый герой отражает важные социальные, культурные и моральные темы. «Мужчина с Снежной реки» — это удивительный пример того, как национальное кино Австралии заслужило всемирное признание. Фильм имел огромный кассовый успех в США и Европе, а в 1983 году был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм». Лента отразила дух австралийского мужества, но при этом вышла за его рамки, предложив глубокие характеры, тонкий психологизм и уникальный визуальный язык. Однако, режиссёр так и не смог повторить его успех, сосредоточившись на семейных фильмах и отказавшись от режиссуры других амбициозных проектов. В 1986 году выход «Крокодила Данди» стал символом конца эпохи классического австралийского маскулинного кино, высмеивая стереотипные образы этого направления. «Мужчина с Снежной реки» избежал этой участи, сохранив свою уникальность и историческую значимость. Эта приключенческая драма о взрослении и поиске себя, передаёт в полной мере австралийскую идентичность. Своего рода, ода австралийскому мужеству и классическому образу белого австралийца. Любопытная деталь: в 1997 году Джордж Миллер (который не Трамбулл) выпустил документальный фильм «40 000 лет сновидений», посвящённый истории и наследию австралийского кинематографа. Среди множества великих лент он упомянул и фильм своего тёзки — своего рода признание значимости и заслуг одним Джорджем Миллером другого. Что довольно иронично, на самом деле!

PROFE7OR
PROFE7OR20 февраля 2014 в 17:28
История в ландшафтах!

Кино Австралии всегда отличалось местным колоритом, природными ландшафтами и отношениями людей. Будь то фермы, пастбища, загоны либо земные угодья, на них кипела жизнь и проявлялись любые, человеческие слабости. И даже вестерн у них идёт как истерн, а качественная жизнь Дикого Запада идёт с налётом мелодрамы. К слову о Диком Западе. Снимая кино с красивыми пейзажами, автор показывает историю, об отношениях между родственниками. Это были родные братья, которые были в давнишней ссоре из-за страсти, которая переплелась и аукнулась с прошлого в будущее. Стечением обстоятельств, давая понять жизненный удел, дружбу человека и конечно любовь. Режиссёр и сценарист Джордж Миллер, снявший такие хиты как, «Безумный Макс», «Бэйб: Четвероногий малыш» или «Делай ноги», делает старое доброе кино о бескрайних просторах, табунах лошадей, и приключениях в седле. На сей раз, выбрав экранизацию произведения, словно часть «Поющие в терновнике». Настоящей музой этого фильма, является Сигрид Торнтон воплощение женственности и красоты, одна из ведущих и любимых актрис Австралии. Именно она, а не Николь Кидман, впервые снималась на американском телевидении. В этом фильме, она в рассвете своих лет играет главную героиню, дочь богатого землевладельца, с любовью передавая на экран все чувства и эмоции. Одну из главных ролей исполняет Кирк Дуглас, он становится перевоплощением одного до неузнаваемости обросшего брата, великолепно играя сразу две роли. Желание и мастерство в процессе съёмки, говорит в лучшую сторону, от этого рвения работа только выигрывает. Операторская работа была проделана на славу. Кроме жизненного сюжета о любви, камера обхватила высокогорные хребты и снежные равнины, перенося ход действия с большим размахом. Подкрепляя это чарующей лирикой музыкального ряда, так приятно дополняющего своей ненавязчивостью действие. И всё же это приключенческий вестерн, и по своей узкой направленности можно не требовать от фильма серьёзности классики. Хотя фильм был представлен и на «Золотой Глобус», как «Лучший зарубежный фильм», не говоря о других, местных наградах, о фильме уже мало кто говорит, в виду не англо-американского проекта, а производства Австралии. В 1988 году в свет вышло продолжение, «Возвращение на Снежную реку», и рассматривалось уже, как местное событие. Отдыхающий фильм, интересен для кинопознания, и конечно на любителя жанра. 8 из 10