Семейная жизнь Элизабет кажется идеальной – любящий муж, красивый дом, замечательный сынишка. Но вот как-то раз восьмилетний Джошуа заявляет, что у него появился воображаемый друг по имени Зи. Вроде вполне типичная ситуация для замкнутого в социуме ребенка, но с каждым днем мальчик начинает вести себя все более странно, будто Зи – настоящий. Обеспокоенная увлеченными играми сына с невидимым приятелем, Элизабет обращается к знакомому семейному психологу, который разруливает ситуацию фразами в духе «не нервничайте» и «само пройдет». Вот только наваждение само проходить как-то не хочет, более того, поведение Джошуа становится все более агрессивным. А однажды Элизабет увидит Зи своими собственными глазами. Режиссеры, сценаристы и продюсеры Брэндон Кристенсен («Близнецы») и Колин Минихан («Что тебе нужно для жизни», «Искатели могил») вот уже не первый год старательно поддерживают на плаву канадский триллер, иногда выдавая действительно любопытные вещи. Новый фильм Кристенсена, чей сценарий написан в соавторстве с Миниханом, пытается влиться в модный тренд, когда мистический хоррор ложится в плоскость семейной драмы. Этот прием обычно хорошо работает потому, что гнетущая атмосфера человеческих трагедий создает подходящую почву для создания необходимой жуткой ауры, позволяя проводить параллели между сверхъестественными событиями и психологией персонажей. Именно так «выстрелили» «Бабадук» и «Реинкарнация», на которые «Зи» очень хочет быть похожим, но, увы, желание авторов опережает возможности и кино лишь пристраивается в кильватере упомянутых хитов, но не гордо плывёт рядом. Поначалу действие строится по вполне стандартной схеме фильмов типа «Омен» про зловещих детей, потом на первый план начинает выходить сама нечисть. Надо сказать, до определенного момента это выглядело весьма недурно, поскольку клишированный сценарный костяк позволял вволю поиграть с сюжетным двойным дном. Но вот тут авторы зачем-то вводят в кадр самого Зи, изображенного при помощи топорной компьютерной графики, и вся атмосфера таинственности и паранойи моментально улетучивается. Самое смешное, что наиболее жуткими кадрами становятся эпизоды, где Зи просто нарисован на стене, поскольку человеческое воображение способно выступить хорошим помощником и дорисовать пугающую ситуацию, но Кристенсену, видимо, этого было мало. Справедливости ради надо сказать, что в фильме есть пугающие моменты и определенная концепция, позволяющая удержать внимание и досмотреть кино до конца, отчего «Зи» вытягивается на уровень слабой «троечки». А вот то, что, собственно, было заложено в сценарии в качестве основного смысла и развязки, ударит зрителю по мозгам с тактичностью тяжелого молотка. Пытаясь переплести фантазии, реальность, мистику и болезненное прошлое, авторы начали тупо противоречить сами себе, создав обилие взаимоисключающих параграфов, ничего не значащих персонажей и ситуаций, с ними связанных, в итоге плюнув на логику, здравый смысл и элементарную внятность, когда недосказанность не работает, а смысловая амбивалентность оказывается полной чушью. Из актеров относительной похвалы можно удостоить лишь главную актрису Киган Коннор Трейси, известную по сериалам и второплановым ролям в картинах типа «Пункт назначения-2», а вот маленький Джетт Клайн со своим покерфейсом вчистую проваливает важную роль Джошуа, на эмоциях которого, по сути, держалась половина всей истории. Как уже было, сказано, на уровень «тройки» эта страшилка все же умудряется вылезти, оказываясь не самым паршивым одноразовым хоррором, но сработать она может, только если смотреть её без каких-либо претензий и осмыслений, опираясь на принцип «в фильме ужасов сценарий не главное».
Когда на одной съемочной площадке пересеклись дороги Шона Роджерсона и Колина Минихина, они вряд ли могли подумать, что их сотрудничество выльется в целую череду довольно примечательных, хоть и не самых громких проектов, которые станут одним из важнейших вкладов канадской индустрии кино в расширение жанра хоррора. Дебютной работой Роджерсона и Минихина стал неожиданно выстреливший прямо в цель псевдо-документальный фильм ужасов «Искатели могил», заимевший массу поклонников по всему миру. Не сказать, что история, рассказанная создателями, отличалась особой оригинальностью, однако грамотно подогреваемый саспенс, неплохая актерская игра, действительно жуткие эффекты, а также щепотка юмора позволили Роджерсону и Минихину подключиться к работе над «Искателями могил 2», которые, однако, оказались не настолько впечатляющими и существенными. И тем не менее именно в работе над данным проектом к успевшим сдружиться товарищам подключился еще один амбициозный кинематографист Брэндон Кристенсен, сыгравший небольшую роль, которая тем не менее позволила ему рассчитывать на куда более тесное сотрудничество. Пропустив участие в «Пришельцах», над которыми вновь сотрудничали Роджерсон и Минихин, Кристенсен всерьез принялся за работу над перспективным, по его мнению, хоррором под простым и лаконичным названием «Z». Проработав концепцию проекта, набросав дебютные сценарные ходы и всеми силами пытаясь запустить производство, Брэндон Кристенсен сумел заинтересовать своими амбициями неразлучную парочку Роджерсона и Минихина, которые решили помочь давнему товарищу по вторым «Искателям могил» и тем самым смогли подогреть интерес к «Z» всем, кто до сих пор с теплотой относится к кошмарам, произошедшим в закинутой психиатрической лечебнице. Однако несмотря на то, что фильм объединил в себе усилия может быть не самых известных, но при этом неординарных канадских кинематографистов, добиться успеха тех же «Искателей могил» и «Пришельцев» ему не удалось. В то время, как зрителей успели поразить такие довольно нестандартные фильмы, как «Ведьма», «Реинкарнация» и «Солнцестояние», «Z» выглядит пускай сносной, но все же далеко не самой находчивой поделкой, которая поначалу предлагала нам куда больше, нежели смогла в конце концов увязать в своей истории. Итак, сюжет фильма знакомит нас с молодой семьей в лице Элизабет (Киган Коннор Трейси), ее мужа Кевина (Роджерсон) и сына Джошуа (Джетт Клине). Все говорит о том, что герои должны быть счастливы в своем спокойном, уютном мире, однако не стоит спешить с выводами, которые могут показаться преждевременными. Кевину приходится практически все имеющееся у него время проводить на работе, ввиду чего у него не остается времени на близких, которых он безмерно любит. Что касается Элизабет, то на ее плечи ложатся не менее тяжелые домашние хлопоты, включая заботу о тяжело большой матери и сестре, жизнь которой также складывается далеко не самым простым образом. И все бы в этой ситуации можно было бы стерпеть, но однажды юный Джошуа признается, что он завел дружбу с неким невидимым существом, которого именует не иначе, как Z. На первых порах родители не придали этому особого значения, так как у них самих полным-полно различных заданий и обязанностей, однако со временем Джошуа стал куда больше времени уделять непосредственно своему неосязаемому товарищу, который в свою очередь заимел серьезное влияние на психику ребенка. Джошуа стал вести себя куда более отстраненно и жестоко, нежели ранее, и вполне логично предположить, что посредством Z он просто демонстрирует окружающему миру то, что на самом деле терзает его душу изнутри. И тем не менее, последующие события оказываются далеко не такими однозначными и показывают, что ребенок вполне может не шутить. А это значит, что родителям предстоит весьма непростая задача, ведь игры со сверхъестественным могут принести совсем не тот результат, который хочется. Набив руку на довольно неплохих, пускай и также далеко не самых революционных «Близнецах», в которых посильное участие принимал все те же Колин Минихин и Шон Роджерсон, Брэндон Кристенсен решил углубиться в свои исследования потустороннего, одновременно с этим попробовав сыграть в более серьезный психологизм, нежели ему это удавалось ранее. Вне сомнений, задумывая общую концепцию «Z», Кристенсен имел перед своими глазами ленту «Бабадук», ставшую одним из самых известных независимых хорроров своего времени. Однако несмотря на все желания и задумки, режиссер и сценарист на пару с со-автором Колином Минихином так и не смог зайти в своих рассуждениях до запланированных высоких драматических отметок, по сути предложив нам еще один типичный фильм ужасов о молодой семьей, где вдруг появляется нечто из иного измерения, действующее посредством навязчивого влияния на сознание ребенка. Не спорю, что Кристенсен старался насытить происходящее в кадре действие сложными рассуждениями и ложными сюжетными ходами, но на деле ничего из задуманного создателем не сыграло в той мере, на которую он рассчитывал. Упомянутый выше «Бабадук» выглядит гораздо сильнее и трагичнее даже в самых своих слабых моментах, тогда как «Z» безуспешно пытается за ним следовать, бездарно копируя некоторые элементы. Но при том, что в работе Брэндона Кристенсена просматривается очень много промахов и видно, что реализация проекта получилась не настолько внушительной, как хотелось бы авторам, необходимо признать, в определенных моментах фильм все-таки способен приятно удивить, а порой он даже пугает. Конечно, по уровню ужаса «Z» неспособен потягаться, скажем, с тем же первым «Астралом», но в тоже время фильм Кристенсена на порядок интересней, чем большинство бесхитростных хорроров категории «Б», которые заполонили собой все свободные ниши. Во время просмотра можно неоднократно словить себя на тревожных мыслях и видно, что создатели уже имели опыт работы над иными жанровыми проектами, а потому умело пользуются теми инструментами, которые есть в их распоряжении. Только проблема в том, что несмотря на перспективное вступление и умелую работу с пугающими эпизодами, в «Z» слишком много предсказуемой посредственности, что, конечно, не полный провал, но и особой радости зрителям это не приносит. Одной из самых больших проблем фильма можно назвать драматическую игру Джетта Клине, который не в состоянии отыграть правдоподобные эмоции и частенько замыкается в себе, словно ему был прописан некий специфический синдром. На деле же все обстоит гораздо проще и создатели особыми психологическими деталями характер Джошуа не прописывали, а это значит, что ребенок просто-напросто не в силах должным образом отыграть свою партию. Винить же в этом в первую очередь стоит режиссера, выбравшего Клине на роль, которая ему не по плечу. В тоже время Киган Коннор Трейси, сыгравшая мать Джошуа, демонстрирует куда больший энтузиазм и старается хотя бы немного разнообразить повествование своими переживаниями, коих, благо, было немало. А вот Шон Роджерсон совсем нечасто мелькает в кадре и словно забежал сюда по старой дружбе, дабы не расставаться со старыми товарищами. 5 из 10
Долгое время с фильмом «О» Тима Блейка нельсона никто не мог поспорить за звание самого короткого названия. Брэндон Кристенсен бросил вызов и снял фильм «Z». Правда символ один, а звука два - «Зи». Поэтому по моему мнению «О» никто не переплюнет. Зи — это воображаемый друг Джошуа Парсонса, с которым мальчуган дружит с особым усердием. Родители парнишки даже накрывают стол на четверых с учетом Зи, чтобы Джошуа мог продолжать дружить со своим товарищем. Когда эта связь начинает постепенно надоедать и раздражать, родители осознают, что Зи не является плодом воображения их сына, а скорее кем-то или чем-то незримым, присутствующим в их доме. Пытаясь разобраться в происходящем мама Джошуа — Элизабет оказывается вовлечена в опасную и отнюдь не детскую игру в лаву и камни с невидимым существом. Ограниченность бюджета (это не всегда ключевой фактор) и ограниченность численности съёмочной группы порой играют злую шутку с какими-либо проектами. В таких случаях достаточно сложно уследить за всеми нюансами съёмочного процесса, прощупать слабые места сценария, обратить внимание на недоработки, ослабляющие фильм. В случае с «Z» можно говорить о том, что Брэндону Кристенсену пришлось тяжеловато для того чтобы осилить практически все, что можно осилить. Он выступил режиссером, сценаристом, продюсером и монтажером фильма и это сказалось на конечном продукте. Хронометража фильма едва хватило на 75 минут, да и то из их числа половину можно выбросить за ненадобностью и склепать вполне годную короткометражку. История фильма стара как мир: маленький мальчик, с ним никто не дружит и он заводит себе вымышленного друга, который оказывается не таким уж и вымышленным. И в данном случае также можно говорить о том, что у Кристенсена-сценариста просто не хватило свежих идей для написания сюжета. Все эти невидимые «друзья» набили искомину и выглядят крайне примитивно. Создатели хорроров стараются придумать что-то новое, но это новое сводится к частным эпизодам, но никак не влияют на общую картину. А это ведет к тому, что США постепенно «превратились» в рассадник вот таких вот замкнутых в себе детей, которые дружат каждый со своим невидимым товарищем. Склеен «Z” из банальных и традиционных для такого поджанра фильмов ужасов моментов, уже давно ставших завсегдатаями подобного рода проектов. Скриммеры не страшные, а типичные, персонажи не прописанные, а очерченные штрих-пунктирной линией. Ребенок, сыгравший Джошуа не тянет на заторможенного и замкнутого в себе ребенка, папаня вновь выглядит придатком к этой семье, появляясь изредка, оставляя след из пары-тройки фраз и утекающий из сюжета быстро и почти безболезненно. Его роль во всей этой семейцной жизни особо четко подчеркивается ситуацией, когда он вдруг узнает, что сын пьет таблетки с разрешения матери, а он не знает. Это говорит об уровне доверия друг к другу между родителями. Мама в исполнении Киган Коннор Трейси на первых порах смотрится вполне неплохо, но затем и она уходит в банальщину, начиная искать чертовщину там, где ее может и не быть. Вообще, если говорить о чертовщине, то выглядит довольно странно то, что взрослые вдруг начинают испытывать тревогу, опираясь на детские рассказы. Если так было бы в реальной жизни, то все бы взрослые уже б давно сошли с ума. Ну правда: фантазия ребенка штука такая, что верить приходится далеко не всему звучащему, а значит шарахаться от шорохов весьма глупо. Стремление режиссера и сценариста Кристенсена напустить дымки неизвестности путем погружения в прошлое одного из героев, приводит к тому, что все получается слишком примитивно и поверхностно. Что есть «Z», откуда он появился и как выглядит, почему «преследует» одно поколение людей за другим и главное что ему нужно? Убить своих жертв? Завладеть их душами? Играть до посинения? Пить молоко жирностью не 2,5, а 3,2? Наконец, почему «Z» так быстро меняет свои приоритеты в плане дружбы: сначала ему нужен один, потом другой, потом снова первый? И каким образом планировалось избавиться от невидимого друга в старом доме? Напоить его прокисшим молоком и спровоцировать пищевое отравление или заколотить окна и двери, чтобы он не мог выбраться? Логика поступков героини Коннор Трейси не прослеживается ни в одном из ее поступков, так как любое действие приводит к последствиям, играющим скорее на руку «Z». Взять тот же телефонный звонок, сделанный из старого дома. К чему была вся конспирологическая история, если мамаша ее так бездарно упустила? Фильм как представитель жанра ужасов получился на один раз. Основная его проблема — недоработанный сюжет, не дающий ответов на массу вопросов, но при этом наполняющий кадр кучей шаблонов. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 4 из 10
«Z» – фильм ужасов режиссёра Брэдона Кристенсена, являющийся очередной вариацией на тему Бугимена в детском шкафу. Живёт себе семья и не знает забот, пока у мальчика не появляется якобы «воображаемый» друг, который подталкивает его на разные жестокие вещи, а потом жуткого монстра начинает видеть и его мать. Синопсис максимально похож на описание фильма «Бабадук», но вот только психологизма и метафоричности в данной картине, увы, не наблюдается. Вместо этого мы видим историю, которая поначалу кажется жуткой – умело нагнетается атмосфера, подобран неплохой саундтрек, напряжение нарастает.. а затем всё рушится. Создателям стоит отдать должное за умелую постановку фильма; раньше они также работали над фильмами ужасов, правда, не слишком популярными; самой известной их работой стала дилогия «Искатели Могил». Но, как я уже сказал, саспенс и работа с картинкой и звуком тут не поможет по двум причинам. Во-первых, сюжет оставляет желать лучшего. Он предсказуемый, клишированный и не приводит практически ни к чему; вот только если в «Бабадуке» это работало за счёт общей аллегоричности истории, то здесь выглядит просто как сценарная лень. Вторая же причина – это сам Зи. Я тут говорил про жуткую атмосферу, так вот, когда Зи впервые показали крупным планом.. Я долго смеялся. Более нелепое чучело и представить сложно, этакая жалкая пародия на Рюка из «Тетради Смерти», я даже не знаю, как его описать, в общем, его появление убило всю атмосферу на нет и остаток фильма (то есть больше его половины) выглядел какой-то экранизацией «Ужастиков» Стайна, но никак не психологическим триллером. Если бы антагониста не показывали в фильме вообще, эффект от просмотра, по-моему, был бы куда сильнее. Благодатную тему взаимодействия матери и ребёнка, психологических травм и депрессии уже раскрыл «Бабадук». Чуть более, чем все скримеры и просто приёмы нагнетания саспенса из данного фильма использовались в «Астрале» и ему подобных. Правда, достойную актёрскую игру продемонстрировала исполнительница главной роли – Киган Коннор Трейси, она прямо вытянула этот фильм из полного дна практически в одиночку. Но на этом заметные плюсы и заканчиваются. По итогу, я не буду никому рекомендовать этот фильм, потому что есть более сильные представители жанра, так что ни любителям, ни новичкам здесь ловить нечего. Потому что даже если опустить его общие бессилие и вторичность, то к финалу остаются только недоумение по поводу смысловой направленности повествования при полном отсутствии каких-ибо объяснений, и смех от претендента на самую нелепую бабайку в кинематографе. Ближайшие ассоциации: «Бабадук», «Астрал». 5 из 10 Почему: фильм не справляется с поставленными задачами и не использует и минимума заложенного в его идее потенциала. Оттого, увы, и оказывается проходным.
Есть такой занятный парень – Колин Минихан. Возможно, вы его и не знаете, но творчество этого сценариста любопытно: аж две части «Искателей могил», метафизические «Пришельцы», «Близнецы» и «От этого песок становится красным», а также аллегорический «Что тебе нужно для жизни». Человек он явно на своей волне: странный, но сообразительный – наблюдать за воплощением на экране его сценариев по меньшей мере любопытно. Фильм с невероятно простым титлом Z («Зи») – вариация Минихана на тему «Бабадука», только тематически уходит немного в другую сторону. И так интересно смотреть за происходящим на экране, строить теории, что-то попытаться предугадать и даже радоваться, когда сценарий выбирает другое направление… только для того, чтобы в итоге остаться ни с чем. «Зи» - простой и одномерный фильм ужасов с претензией на психологизм, нотки которого добавлены, видимо, в последний момент: иногда повествование не согласуется с общим тоном. Элизабет – занятая мать. Её муж проводит много времени на работе (и за кадром, как ни странно), поэтому всё время женщина посвящает своему сыну – маленькому Джошуа. В довершении всего Элизабет ухаживает за неизлечимо больной матерью и не очень уверенно себя чувствующей сестрой Дженной. У Джошуа появляется воображаемый друг по имени Зи. Сперва этот «друг» просит место за обеденным столом, а затем просит Джошуа причинять вред другим детям. В общем, как все поняли, Зи – не такой уж воображаемый, как все верят. Как и многие другие недавние жанровые фильмы, Z пытается казаться сложнее, чем он есть на самом деле. Увы, уже спустя полчаса все карты перед зрителем раскрывают. Сценаристы выбрали однозначное толкование, лежащее в сверхъестественной плоскости. Помимо этого, в сюжет ввели странноватую линию про детского психолога, которая, однако, ни к чему не приводит. А жаль: игры с восприятием реальности хорошо работают в хоррорах и с Z подобное бы удалось. Более того, это сработало бы даже в плюс: в конечном проекте времена проклевывается гнетущая атмосфера. Z снят буквально за копейки, однако одна сцена (в которой представлен рисунок таинственного незримого друга) способна напугать своей постановкой сильнее, чем нарисованные на компьютере CGI-уродцы. Возможно, заслуга в прописанных отношениях родителей и детей (почему-то вспомнился прошлогодний незатейливый фильм ужасов «Омен: Перерождение), но скорее всего это просто пугает сама идея невидимого врага. Никто не любит критиковать актеров-детей. Но Джетт Клине, играющий роль Джошуа, ну, не совсем вытягивает. Понравилась Киган Коннор Трейси на главной роли, хотя и она времена не старается – испуг, а также эмоциональные потрясения, актриса передать не в состоянии. Правда в том, что над Z работали талантливые люди, которые знали, как делать фильмы. Производственная команда, очевидно, настаивало на самобытности своего проекта, как, впрочем, бывает и с другими кинолентами от Минихана и компании, однако замедленный темп Z способен застать врасплох: как-то не хватает ему драйва. В какой-то момент тон заставляет впасть в коматозное состояние во время просмотра, а отказ сценарной команды от решительного шага в плане развязки основного сюжета заставляет чувствовать себя разочарованным: эх, Z, у тебя был такой потенциал, а в итоге ты остался типичным сказанием о страшном ребёнке и его друге – бабайке из темноты. 5 из 10