Наваждение: отзывы и рeцензии

Doberman87
Doberman876 марта 2014 в 01:25
Призрак прошлого

Американский предприниматель Майкл Куртланд не находит себе места после того, как злоумышленники похитили его жену и дочь, и те погибли в результате несчастного случая во время спасательной операции. По прошествии 16 лет, Майкл отправляется в деловую поездку во Флоренцию, в Италию со своим бизнес-партнером Робертом. Там предприниматель вдруг встречает девушку Сандру, как две капли воды похожую на его погибшую жену — прямо в той же самой церкви, где впервые познакомился со своей женой. Если бы Майкл знал, чем завершится для него это знакомство… Об этой работе Брайана Де Пальмы можно сказать лишь как о довольно средней вариации на хичкоковское «Головокружение» (1958), где куда-то испаряется тот фирменный режиссерский стиль, который впечатлил еще в более ранней ленте «Сестры» (1973). Сценарий, в попытках удивить и шокировать своими поворотами, зачастую, спотыкается и заваливается при этих самых поворотах, сводя историю к уровню южноамериканского сериала, где особенно неказисто выглядит хэппи-энд, которых у Де Пальмы нигде в остальных работах не припомнишь. Хотя первая половина фильма, надо признать, началась вполне интригующе. Исполнитель главной роли Клифф Робертсон оказывается очень беден на эмоции в роли трагичной фигуры предпринимателя Майкла Куртланда, вяло демонстрируя одно и то же выражение лица весь фильм и явно не заботясь об убедительности горя своего персонажа, в то время, как Женевьев Бюжо раскрывается в своих ипостасях намного убедительнее. Что здесь действительно заслуживает похвалы и аплодисментов, так это искусная работа оператора Вилмоша Жигмонда («Близкие контакты третьей степени», «Охотник на оленей»), запечатлевшего замечательные панорамы, и безупречный саундтрек прославленного композитора Бернарда Херрманна («Головокружение», «Психо»), который был даже номинирован на «Оскар». В общем, лучше еще раз пересмотреть эталонное «Головокружение» Альфреда Хичкока, нежели это вторичное, пусть и красиво снятое подражательство, не выделяющееся почерком Брайана Де Пальмы. А ведь в наличии чувства стиля и вкуса ему невозможно отказать, судя по тому, на что этот режиссер способен в своих куда более удачных работах. 6 из 10

kurael
kurael23 февраля 2014 в 20:41
Из мира мёртвых

Снятый с небольшим бюджетом триллер «Наваждение» (1976) до сих пор остается одной из действительно недооцененных лент выдающегося американского режиссера Брайана Де Пальмы. Именно здесь, прибегнув к помощи великого оператора Вилмоша Жигомонда, он в полной мере смог раскрыть свой незаурядный талант создателя эффектных напряженных сцен и гений формалиста. Взяв за основу сложный сценарий Пола Шредера под названием «Дежа вю», Де Пальма изрядно его переписал и сократил, максимально отбросив шредеровские «привязки» к творчеству Ясудзиро Одзу, и сосредоточился, в первую очередь, на вариации «Головокружения» (1958) Альфреда Хичкока. Наверное, неслучайно то, что начальные события ленты происходят в 1959 году (через год после выхода «Головокружения»). У новоорлеанского бизнесмена Майкла Кортленда похищают жену и дочь. Дальнейший водоворот событий, снятый в стильной сновидческой манере, приводит нас к надгробию в парке, откуда одной круговой панорамой переносит нас в 1975 год, где собственно и будут разворачиваться основные действия. И, несмотря на то, что после режиссерской переработки сценария, сам сюжет стал несколько проще и сглаженней, Де Пальма использовал очень точную манеру съемки и верно подал материал, что вкупе способно искупить всё. История уже стареющего Кортленда специально выглядит несколько мертвой, лишенной красок. До тех пор пока, однажды он не встречает девушку, точь-в-точь похожую на его жену. И тут лента вновь возвращается в сновидческое русло. Сложно не заметить щедро разбросанные киноцитаты — от уже упомянутого шедевра Хичкока, до его же «Ребекки» (1940), а также «Рая и ада» (1963) Куросавы и «В упор» (1967) Бурмена. При этом Де Пальма, будучи истинным фокусником от кино, умудряется мастерски создавать тягучую атмосферу, и поддерживать плавный ритм повествования. Особенная гипнотическая медленность присутствует даже в динамичных эпизодах, которые постановщик сознательно замедляет, иногда прибегая к рапиду. Режиссер использует весь арсенал изобразительных приемов — от глубокого фокуса и монтажа наплывом, до барочного свето-теневого решения и кружащейся вокруг героев камеры. Замечательный актер Клифф Роберстон, игравший до этого главные роли у Фуллера, Олдрича, Нельсона, создает убедительный, меланхоличный образ потерянного человека, своеобразного живого мертвеца, который корит себя только за то, что однажды допустил роковую ошибку. Неспроста Кортленд в его исполнении скуп на эмоции — его герой, за исключением ряда сцен, словно не верит в то, что все происходящее действительно реально. Ну и конечно ярко исполнили свои роли французская актриса Женевьев Бюжо и американский актер Джон Литгоу, который в дальнейшем неоднократно снимался в других работах Брайана Де Пальмы. В год выхода, фильм пользовался некоторым успехом в прокате, но получил смешанные отзывы критиков. Негативные отзывы в основном были обусловлены несколько претенциозной манерой и слишком очевидными заимствованиями из «Головокружения». Но, по поводу последнего можно с уверенностью сказать, что далеко не все критики в то время понимали творчество киномана Де Пальмы, который создает свое кино на материале своих любимых фильмов. Однако уже тогда многие высоко оценили стилизаторские усилия постановщика, отличную музыку Бернарда Херрманна и конечно же операторскую работу. А Национальный совет кинокритиков США вообще включил «Наваждение» в десятку лучших фильмов года. Конечно, со временем фильм еще больше укрепил свою репутацию, и сегодня рассматривается в качестве одной из первых удач режиссера. Однако, в любом случае, фильм несправедливо остается в тени более громких работ мастера, таких как «Кэрри» (1977), «Одетый для убийства» (1980) или «Прокол» (1981). Наряду с «Сёстрами» (1973), именно «Наваждение» можно считать первыми работами, поставившими Де Пальму в пантеон молодых мастеров психологического триллера, и сформировавших стиль будущих работ мастера.

kinoman_82
kinoman_8231 октября 2013 в 14:23

Брайан Де Пальма очень любит Хичкока — это знают все, достаточно вспомнить его такие удачные оммажи великому режиссеру, как «Подставное тело», «Прокол», «Одетый для убийства» и «Сестры». К сожалению, этот фильм сложно отнести к удачным произведениям «хичкоковского периода» Де Пальмы, начатого «Сестрами» и завершенного «Воспитанием Каина», поскольку плюсов в этом вялом и скучном подражании «Головокружению» совсем немного. Очевидно, что ДеПальма тут еще «набивает руку» на оттачивании стилистики и кинематографических приемов, поскольку интересных режиссерских решений тут почти нет, а сценарий хромает очень и очень сильно. Сцена похищения выглядит наивно и часто даже глуповато, но с момента знакомства главного героя с «ксерокопией» Элизабет по имени Сандра, кино, и без того практически полностью лишенное саспенса, начинает тормозить и вязнуть вплоть до типа непредсказуемого финала, который (как и большинство других сцен) внимательный зритель разгадает еще в самом начале. К сожалению, описание дальнейших глупостей, натяжек и откровенных сюжетных извращений (да-да) лежит в поле спойлерства, то перейду к другому солидному промаху — главному герою. Играющий безутешного вдовца Клифф Робертсон («Три дня Кондора», «Человек-паук») мощно заваливает ведущую роль, не только не показывая безумие и отчаяние своего героя, но и не пытаясь придать своему лицу какое-то иное выражение, гуляя по экрану с лицом человека, которому на голову упал кирпич. Наличие деревянного Робертсона местами искупает хорошая игра отличной актрисы Женевьев Бюжо, которая к финалу тоже начинает страдать от сценарных глупостей. Если и есть что в картине хорошего, то это эффектный саундтрек постоянного композитора Альфреда Хичкока Бернарда Херрмана (приглашенного по понятным причинам и справедливо номинированного на «Оскар») и отличная операторская работа Вилмоша Жигмонда, эффектно запечатлевшего атмосферу Флоренции, которой, к сожалению, в фильме совсем немного. 5 из 10

lyhodey
lyhodey3 августа 2011 в 09:34
Перед просмотром сжечь

Если уж начинать писать рецензии на фильмы, то начинать нужно сразу с классиков мирового кинематографа. Пускай для меня первым классиком будет Брайан Де Пальма. Во-первых, по алфавиту он в самом начале списка, и во-вторых, накидал тут по случаю на винчестер почти всю его фильмографию. После ознакомления с ранним творчеством автора меня не покидал вопрос:«Что это было?» Сам Де Пальма ответить не имел возможности, а моя супруга, мужественно пытавшаяся вместе со мной ознакомиться с ранним творчеством мэтра, к окончанию просмотра каждой из его ранних работ, неизменно спала. «Наваждение» не стал исключением. Окинув ошалелым взглядом Клиффа Робертсона комнату, сам же на свой вопрос и ответил: «Это же настоящий трэш, ребята. Зубодробительный!» Чего стоит находка режиссёра — снять тридцатилетнюю Женевьеву Бюжо в роли девятилетней девочки при помощи плана съёмки сверху, когда тридцатилетняя «девочка» смотрит на дяденьку-собеседника снизу вверх, а тот, в свою очередь, сверху вниз. Иллюзия малолетства вполне взрослой актрисы абсолютная! Сценарий тоже заплетён в такой клубок, который без поллитры не распутаешь. Если решусь когда-нибудь на повторный просмотр, обязательно до 24,00 данный пробел восполню. Умилило жгучее желание главного героя во что бы то ни стало жениться на Женевьеве и упрямое стремление режиссёра использовать ножницы в качестве орудия для сокращения численности населения нашей Планеты. В концовке я ждал сюрприза — появления куриных зомби каких-нибудь. И ведь дождался! Такая концовка отразит любую атаку, любых зомби! Дублированный голос Женевьевы настолько запал в душу, что я не выдержал и зачем-то поцеловал макушку крепко спящей дочери. Ставлю твёрдую тройку за первые две-три минуты фильма, операторскую работу, музыку, а также за возникшую в моей комнате во время просмотра, благодаря музыке и тому обстоятельству, что я при ознакомлении с «Наваждением», попутно стриг НОЖНИЦАМИ ногти на ногах, гнетущую атмосферу. Рекомендую к просмотру мазохистам, любителям БДСМ и желающим составить собственное, отличное от моего, мнение о фильме. Перед просмотром желательно сжечь видеоноситель — эффект от увиденного будет неизгладимым. Такие фильмы дают людям надежду на то, что они через много лет начнут вдруг сочинять стихи не хуже Пушкина, петь на гулянках народные песни голосом Хворостовского или Монсеррат Кабалье, либо на деньги отечественных налогоплательщиков неожиданно снимут «Путь Карлито» какой-нибудь… 3 из 10

Stalk_12
Stalk_1220 июня 2010 в 19:17
Недооцененный шедевр

Считаю, что оценка этой картины незаслуженно низка. Вместе с тем, общее число оценок очень мало — возможно, фильм не имеет широкой известности среди большинства зрителей; скорее, он просто не оправдывает ожиданий тех, кто ждет только развлечения, «экшена» и занимательности любой ценой. О чем же фильм? Прежде всего, он о любви, которой герой остается верен и после гибели супруги. И это доказательство того, что любовь подлинна. Это чувство и чувство постоянно переживаемой потери и вины потрясающе переданы Клиффом Робертсоном. Когда видишь его героя спустя 16 лет после трагедии, можно понять, как он жил все эти годы. Актеры в других главных ролях — Женевьева Бюжо и Джон Литгоу — также на высоте. Хотя актриса существенно старше своей героини (имеется ввиду Эми/Сандра), внешне это незаметно, и определенная «взрослость» здесь необходима для лучшего выражения характера ее персонажа во второй части фильма. Литгоу мастерски удаются герои, одна из сущностей которых скрывает другую, но заставляет верить, что она-то и есть подлинная. Он из тех актеров, видя игру которых, забываешь, что это игра. Относительно упреков в копировании Хичкока: в «Наваждении» нет копирования, а есть интерпретация тем, предложенных Хичкоком в «Головокружении». Хичкок в своем шедевре рассматривает вечные темы зависимости мужчины от чувства к женщине, постоянных переживаниях об одних и тех же событиях, мучительном желании найти ту, которая напоминала бы прежнюю. Брайан Де Пальма создал оригинальное произведение о любви, памяти и раскаянии. Картине более тридцати лет, но она не устарела. Финальная сцена вызывает катарсис. 10 из 10

redlob
redlob6 августа 2008 в 15:17

Ранние работы великого, не побоюсь этого слова, Брайана де Пальмы плохо известны в России, поэтому большой удачей для меня стала случайная находка этого фильма где-то в бескрайних просторах интернета. Итак, чем же автор «Лица со шрамом» и «Неприкасаемых» занимался до оглушительного успеха кинговской «Кэрри» и мировой известности? Для начала он открыл Роберта де Ниро, сняв его в парочке полуэкспериментальных провокационных комедий. Но затем, все же осознав, что юмор — это «не его», Брайан занялся малобюджетными триллерами. И, надо сказать, слава богу. Не секрет, что Де Пальма очень любит Хичкока. Также не секрет, что эта своеобразная любовь регулярно перерастает в бесконечную череду цитат и заимствований. В пример можно привести интересную попытку «переснять» «Психо» в «Одетом для убийства» (попытку кстати безусловно удачную). Ну а в «Наваждении» Де Пальма вообще пригласил бессменного хичкоковского композитора Бернарда Херрмана, что явно пошло на пользу картине. Еще до просмотра, ничего толком не зная о фильме, я ожидал увидеть очередной «кроваво-красный» триллер с фирменными режиссерскими приемами и незабываемыми сценами саспенса. Но в результате вышел лишь блеклый клон хичкоковского «Головокружения». Прежде всего, Клифф Робертсон не Джеймс Стюарт, а лишь ходячая на него карикатура, которая ведет себя порой настолько глупо, что никакого сострадания не заслуживает. Бюжо тоже сыграла не выше определенного уровня. Всю эту тоскливую идиллию нарушает лишь любимчик Де Пальмы Джон Литгоу, который, как всегда, окажется волком в овечьей шкуре. К сожалению, этот сюжетный ход, как и многие другие, для поклонников жанра, к коим я себя причисляю, большой тайной или откровением не явился, ибо стоит только вспомнить оригинальное «Головокружение», чтобы многое понять в режиссерской конструкции. «Наваждению» не хватает свежести, развязности и сексуальной раскрепощенности, присущей другим работам мастера. Картинка, конечно, хороша, особенно когда действие переносится во Флоренцию, но она хороша лишь по четкому стандарту без буйства фантазии. Да и это, скорее, операторская заслуга нежели режиcсерская. Ну и, наконец, главный, по-моему, минус ленты — полное отсутствие фирменных депальмовских сцен, если не считать финала. Дурацкий хэппи-энд тоже баллов не прибавил. Не скажу, что я был полностью разочарован, но смелые ожидания фильм явно не оправдал. 5 из 10