Можно ли представить чувства отца, увидевшего свою юную дочь в полуподвальном любительском порнофильме? Именно с такой ситуацией и сталкивается главный герой фильма «Хардкор» – Джейк ВанДорн. Преуспевающий бизнесмен, порядочный семьянин, строгий последователь кальвинистской церкви лишается единственной дочери – её похищают. Наняв для поисков не самого порядочного и честного частного детектива, ВанДорн вскоре находит свою дочь. Вернее, находит порнофильм с её участием, сцена просмотра которого во многом будет скопирована в фильме «8 миллиметров» с Николасом Кейджем. Продолжая расследование уже самостоятельно, ВанДорн проникает в пучину американской порноиндустрии 70-х. Как известно, 70-е стали для западной культуры своего рода «сексуальной революцией». Массовая культура становилась всё более раскованной, фильмы всё откровеннее, нравы всё менее устойчивы. Порноиндустрия расцветала в те годы бурным цветом, становясь прибыльной отраслью. Логично будет предположить, что чем более популярным становилось порно, тем больше у него становилось как поклонников, так и противников. Одним из таких противников поневоле и становится Джейк ВанДорн, в одиночку бросивший вызов борделям, порнотеатрам и продюсерам xxx-фильмов. Его спутницей становится проститутка Ники, последовательница «венерианства» (очевидно, некий неоязыческий культ богини Венеры). Именно из их таких разных, но удивительно схожих взглядов на жизнь и складывается самая интересная часть фильма — дискуссии между «праведником» и «блудницей». Правда, образов Иисуса Христа и Марии Магдалены из них не получится, ведь назвать ВанДорна праведником можно лишь в кавычках. Его убеждения, на первый взгляд должны быть всемилостивыми и всепрощающими, но на деле оказываются жёсткими и мизантропическими. Он исповедуют кальвинистский вариант детерминизма — веру в то, что всё уже давно предопределено господом богом и лишь избранным уготовано спасение. Всем остальным же не остаётся ничего, кроме геенны огненной. В том числе и проститутке Ники, поэтому даже испытывая какое-то элементарное сочувствие к этой несчастной женщине, ВанДорн всё равно открыто презирает её. Как ни странно, в фильме даже промелькнула тема «снафф-видео» — реальных убийств, запечатлённых на камеру с целью продажи. Думаю, именно этот фильм послужил главным вдохновением для создателей «8 миллиметров» с Николасом Кейджем. Столкновение двух миров — мира религиозных догм, строгости и и мира грязных денег, продажного секса и извращений — вот о чём этот фильм. При этом авторы не выгораживают и не идеализируют ни одну из сторон. И это хорошо, ведь навязывание каких-либо (любых) ценностей стало бы худшим, что могло случиться с этим фильмом.
В фильме 'Хардкор' Пол Шредер, в сущности, опять показал нам мир, который так раздражал Трэвиса 'Таксист' Бикля. 'Злые улицы' большого города на этот раз входят в конфликт с мировоззрением главного героя - Джейка ван Дорна. Джейк предприниматель из небольшого городка в штате Мичиган. Джейк примерный семьянин и убежденный каливинист сталкивается с весьма сложным для него испытанием. Его молодая дочь пропадает. Вскоре частный детектив находит любительское порно, в котором она сыграла главную роль. Так и начинается его погружение в современный мир секс-индустрии. Джейк очень любит свою дочь и пойдет на очень многое, чтобы опять ее увидеть. Я думаю, что Пол Шредер был весьма точен в выборе главного актера. Замечательнейший Джордж Си. Скотт - как и его главный герой, прекраснейший профессионал, который немного не вписывался в 70-е. На фоне героев фильмов Копполы, Аллена, Богдановича, Скорсезе - прямолинейность и четкие нравственные идеалы героев Скотта казались устаревшими. Точно таким же анахронизмом и выглядит на экране его персонаж - Джейк ван Дорн. Перед Шредером была весьма серьезная задача - раскрыть некоторые нюансы секс-индустрии. И он добивается этого. Причем, он избегает откровенных сцен - даже тема снаффа ненавязчиво промелькнет. Но чего только стоит сцена, в которой героиня Сизон Хабли сидит обнаженная раздвинув ноги за стеклом, а Джордж Си. Скотт пытается узнать у нее ряд важных подробностей. Несмотря на откровенный характер - Пол Шредер ни разу не скатывается до пошлости. Наоборот, он делает вполне солидное кино и скажу больше: 'Париж, Техас' Вендерса кажется более вторичным фильмом по отношению к 'Хардкору'. Конечно же 'Хардкор' раздражал многих (как и первая работа Шредера 'Конвейер'). Собственно говоря, думаю, что именно поэтому Джордж Си. Скотт и Сизон Хабли не получили даже номинации на Оскар или какой-либо другой приз. В итоге: весьма жесткий фильм о секс-индустрии. Пол Шредер создает конфликт между двумя мирами - строгим кальвинистским мировоззрением и 'злыми улицами'. Это 'высекает искру' и фильм смотрится с интересом. Этому способствует и прекрасная актерская игра. 9 из 10
Эпиграф: На случай, если рецензия не будет соответствовать нормам публикации и по решению модераторов обзаведётся красным фонарём, прошу дать автору возможность самостоятельно удалить её из профиля и исправив косяки опубликовать текст заново. Спасибо. В моменты главного новогоднего праздника люди придаются веселью, создают некую магию, доброту и тепло. В такой праздник дома готовят приготовления к большому праздничному столу, чтобы позже собраться за ним и провести время вместе. Во главе стола обязательно будет стоять большое блюдо с сочной, свежеприготовленной индейкой - символом не тлеющей американской традицией начинающейся Днём Благодарения. Так в Гранд Рапидс штат Мичиган, местечке, с которого начинается повествование фильма, и откуда собственно родом и сам режиссёр картины, живёт коммуна последователей Кальвинистской Христианской церкви придерживающаяся строгих традиций своей конфессии. В круге таких людей будет царить отнюдь не лёгкость взглядов и непритязательность настроений, а воздержанность, религиозная надменность в купе с разговорами о Боге, об отношении его к Кальвинизму и непосредственно о Кальвинизме. Не каждому юному члену семейства, особенно в период гормонального сдвига будет комфортно в атмосфере таких настроений. Главный герой Джейк ВанДорн вроде бы счастлив в жизни. Не смотря на наличие неполной семьи у него есть прекрасная юная дочь Кристен и хорошее финансовое положение. Плотницкая мастерская приносит хороший доход и способна конкурировать с другой крупной местной кампанией. Есть много друзей и знакомых, которые также как и он относят себя к Кальвинистскому культу, ходя на причащения и мольбы за семью и духовное благо. Готовящаяся экскурсия детей в город, призванная развеять щемящую душу домашнюю претенциозность заветам религии должна хорошо сказаться на молодой поросли, однако дети на удалении от своих родителей собираются не отказывать себе в шалостях о которых вероятно никто кроме них не узнает и которые возможно противоречат традиционным положениям и заповедям их церкви. Во время праздников Кристен с группой ребят отправляется на экскурсию и пропадает. Отец, напрочь отметая возможность сознательного ухода дочери из 'благоприятной домашней среды' идёт в полицию, которая оперируя низкой возможностью раскрытия подобных случаев, предлагает обратиться к знающему частному детективу Масту. Вскоре связи и возможности Маста способствуют находке интересной вещи в расследовании исчезновения. Предлагая воспользоваться небольшим кинозалом в недрах Гранд Рапидс детектив представляет вниманию ВанДорна видеоплёнку и обнародует ему её: На ней изображены поражающие сознание отца откровенные кадры обнажённой дочери в компании двух парней, плавно раздевающих её с их последующим соитием. Наименование фильма по общей классификации известно как 'Хардкор'. Это разновидность фильмов порнографического содержания снятых гораздо откровеннее, в отличии от его мягкой формы 'Софткора'. В среднем по статистике доходы порно-индустрии в настоящее время сравнимы с суммой до восьмисот миллионов долларов в месяц. Фабула фильма довольна мрачная, отдающая обречённостью, одержимостью и хождением по мукам. Живущий по-началу как у Христа за пазухой в благословении и роскоши в своём узком мирке, главный герой произведения сталкиваясь с истинной реальностью имеющей привкус безнадёги, больших денег и жёсткого порно не может адекватно её принять и на первом этапе проигрывает. Улицы этой злой реальности щепчат: 'Мы олицетворение власти. Мы не дадим тебе проходу, если в тебе нет стержня, если ты не готов. Мы суровы и безжалостно поражаем, заставляя снова и снова падать и плакать. Неверное действие или просчёт и мы вышвырнем тебя на тротуар, где ты будешь лежать долго и долго в грязи, собственной крови, да ещё и убитый горем. Уходи из запретного, разлагающего, проклинающего и делавшим тебя жестокой, недостойной Бога тварью царства разврата пока цел, детка. Ты не сможешь ничего сделать. Твоя дочь больше тебе не принадлежит'. Душа постигающая через тело материальную жизнь будет вовлечена в любые проявления этой жизни, в особенности грехосодержащие. Грех - первооснова бытия людского. Познать жизнь не только лишь благими делами, но и противоположному им и в особенности противоположному Десятью заповедям. Разумеется для этого не обязательно исследовать каждый подводный камень или опускаться к основанию айсберга скрытого бесконечной глубиной соизмеримой масштабам вселенной. Важно иметь возможность выбора и выбирать, когда выбирать вроде бы не из чего и двигаться вроде бы некуда. Идя по уже проторенной дорожке своих потомков совсем не обязательно следовать всем и каждому их заверению и совету основанном на опыте имевшем место в жизни или же просто теоретически, исходя из 'ума' и числа прожитых лет ещё живущих отцов. Главный и первостепенный базис существования человека основывается на его персональном и личностном опыте, открытии себя, преодолении себя, своих слабостей, никчёмности, с последующим становлением себя уже сформировавшейся особенностью, и осозновать, что ты истинно прозрел.
'Hardcore'* – ранняя картина Пола Шрейдера, малобюджетная и визуально скромная. Действие начинается зимою, в городке Гран-Рэпидс**, что на Среднем Западе. Джейк Ван Дорн (Джордж К. Скотт) – хозяин мебельного бизнеса, фанатично верующий кальвинист, человек строгих нравов и крепчайших моральных устоев, воспитывающий в том же духе свою семью. Однако, урок оказывается не впрок, и его дочь-старшеклассница, поехав на каникулы с классом в Калифорнию, исчезает без следа. Отчаявшись получить помощь от полиции, убитый горем отец нанимает частного детектива. Последний, в противоположность своему клиенту, скользкий и развратный типчик, тратит ассигнованные ему деньги самым нецелевым образом, однако ему удается, практически случайно, обнаружить след беглянки – 8-миллиметровый порнофильм (видеокассет тогда еще не было), в котором она орально ублажает какого-то юнца. У этого фильма нет ни титров, ни каких-либо выходных данных, и найти его авторов практически невозможно. Поскольку на детектива надежды никакой, Ван Дорну приходится самому спуститься в прежде незнакомый ему мир подпольных киностудий, секс-магазинов, 'массажных салонов' и пип-шоу, чтобы наугад искать родную кровиночку в этой преисподней. Режиссер позволяет нам заглянуть в мир секс-индустрии 70-х, снятый почти документально, во всей его неприглядности, без комфорта и гламура 'Американского жиголо'. Разумеется, в этом мире пожилому мужчине в строгом костюме с Библией под мышкой, который задает много вопросов, можно даже не надеяться получить какие-либо ответы. С омерзением пересиливая себя, Джейк Ван Дорн пытается мимикрировать и сойти здесь за своего. Однако его усилия остаются тщетными до тех пор, пока у него не появляется в этой преисподней свой проводник – молодая, на пару лет старше дочери, проститутка Ники (Сизон Хабли), которая соглашается помочь ему за оплату по своей полной таксе. То, что при этом он не собирается с ней спать, становится для девушки приятным сюрпризом, и она чувствует к Джейку симпатию. Он же не вполне считает ее за человека, хотя при этом не упускает возможности ей проповедовать. Эта странная пара долго колесит из города в город, беседуя 'за жизнь', и эти беседы – одна из самых интересных частей картины. Перед нами не просто 'два мира – два Шапиро', а столкновение двух мировоззрений и религиозно-философских концепций, которые при всей противоположности, имеют некоторые общие точки. Как говорит Ники: 'для нас обоих секс настолько не важен, что ты можешь им вовсе не заниматься, а я могу заниматься с кем угодно'. И все-таки, при нарочитом морализме этой истории, мне все время чудилось в ней некое двойное дно, едва закамуфлированный авторский сарказм. Похоже, виной тому выбор актера на главную роль. Джордж Скотт – яркий характерный актер, прославленный своей ролью генерала Тергидсона*** в фильме 'Доктор Стрейнджлав'. Здесь же его холерический темперамент и преувеличенная манера игры вызывают непроизвольный (а может быть и рассчитанный) комический эффект. Стоит лишь назвать моменты, когда он кричит киномеханику: 'Выключи! Выключи! Выключи!' или забавный эпизод, когда он притворяется порнопродюсером. Переодевшись в цветастую рубаху и наклеив волосяные приборы, подобающие порнопродюсеру 70-х, Джейк проводит 'кастинг актеров' на несуществующий фильм с целью найти партнера своей дочери, а когда ничего не подозревыющий парень попадается-таки в ловушку, едва не убивает его на месте. Я плохо знаком с биографией режиссера, но чутье мне подсказывает, что в образе Ван Дорна он поглумился над родным отцом или, как минимум, кем-то из родственников. Видимо, движущей силой создания этой картины было не только желание Шрейдера показать столкновение двух миров, что всегда интересно, но и свести счеты с миром своего детства, где ему до 18 лет не давали смотреть кино… ___ *Двусмысленное название, которое можно перевести как 'жесткое порно' и как 'твердолобый, закоренелый' что в полной мере относится к главному герою. **Родной город Пола Шрейдера, из которого он сам удрал при первой же возможности. ***Не того генерала, который послал свои самолеты бомбить Союз, а того, который зажигал на совещании у президента.