Бесспорно, главным гуру комедийной словесной эквилибристики на сегодняшний день можно считать Армандо Ианнуччи: под раздачу этого дерзкого британца попало родное правительство (полнометражник «В петле»), мощнейшей сатирической обструкции подверглось советское правительство сталинской эпохи (свеж еще в памяти скандал с запретом проката гомерически смешного фильма «Смерть Сталина»), но больше всех досталось политиканам из Белого дома и Капитолия. На протяжении 7 сезонов авторы одного из лучших комедийных сериалов «Вице-президент» с особой сценарно-постановочной щепетильностью обгладывали скелет великой американской демократии, обсмоктав кости оной до специфического сатирического блеска. Вдоволь поглумившись над далеким прошлым (в прокат должен еще выйти новый полнометражник «История Дэвида Копперфилда») и над парадоксальным абсурдизмом дня настоящего, Ианнучи устремил свой взор в будущее, в котором по версии автора ничего принципиального нового человечество не ждет, кроме запредельного уровня сюрности. В «Авеню 5» Ианнуччи продолжает щеголять отточенным мастерством в изустном пинг-понге: герои разной степени идиотии и адекватности виртуозно отбиваются от словесных пассажей своих оппонентов, нанося сокрушительные вербальные контрудары. И вот именно за эту сценарную эквилибристику я обожаю творения сего автора. Да, «Авеню 5» - это сериал, в который, прежде всего, необходимо вслушиваться, а потом уж предаваться его визуальной красоте,- хотя и тут есть свои особенности. Видно, что HBO не пожалели средств на видение Ианнуччи: проработка и детализация корабля впечатляют- тут все по классике. Ну а за придумку и визуализацию дерьмо-кольца, подсвеченного милой иллюминацией, в котором обессилевшие пассажиры начинают видеть лик римского папы Иоанна Павла II,- особый респект. Все это ощущается обычным туалетным юмором, но в контексте истории смотрится достаточно органично и невероятно остроумно (и это я еще не говорю про летающие по орбите корабля гробы). Ианнуччи с сардонической ухмылкой готов пройтись по всем: от сумасбродно-отшибленных богатеев и глуповато-фиглярских политиканов до фарисейских популистов и слепо ведомой толпы. Авторы доводят до полнейшего абсурдизма и несуразицы реалии нашей действительности, искривленность которой мы уже давно принимаем за норму. На выходе получается своеобразный комедийный сплав, в котором непритязательные юморески (абсолютно амёбный и патологически несмешной стендапер бесподобен), виртуозно скрещены с беспощадной, но гомерически смешной сатирой, обильно приправленных нарочито циничным и черным шутовством. Еще одно достоинство Ианнуччи - вереница ярких и запоминающихся образов. «Авеню 5» не исключение: лже-капитан в исполнении бесподобного Хью Лори, который свято верит в профпригодность своей якобы команду, а лже-команда в свою очередь верит в профпригодность своего якобы капитана; Зак Вудс в фирменном образе аляповатого всезнайки, отшибленные семейные парочки, эгоистичный миллиардер и его помощница, обаятельная в своей нервозности руководительница полетом и т.д. Следить за злоключениями этой компашки – настоящее удовольствие. Вердикт: Кулик хвалит это болото!
В последнее время у меня не очень складывается с комедийными сериалами. Да и вообще, мне кажется, что нынче юмор уже не тот, что раньше, и жанр кинокомедии переживает не лучшие времена. Тем не менее, только что закончившееся комедийно-фантастическое шоу от Армандо Ианнуччи «Авеню 5» мне более-менее пришлось по вкусу. Это не гениальная завуалированная сатира на современное общество, как отзываются о сериале некоторые критики, но вполне себе задорные 9 эпизодов по 25 минут каждый. В недалеком будущем люди по-прежнему любят путешествия на роскошных лайнерах, только корабли теперь бороздят не моря и океаны Земли, а космические пространства нашей Солнечной системы. Во время одного из таких круизов вокруг Сатурна на фешенебельном космическом летающем отеле «Авеню 5» случается некий технический сбой и вместо положенных двух месяцев, путешествие должно затянуться аж на целых три года... Из нескольких тысяч туристов и многочисленного экипажа главными героями сериала становятся примерно человек 15, среди которых сложно выделить кого-то одного. На первый план выходят бравый капитан корабля (Хью Лори), эксцентричный и придурковатый миллиардер-владелец лайнера (Джош Гад) и его помощница, здравая бортинженер, две бойкие парочки-космотуристы, ироничный руководитель отдела по работе с клиентами (Зак Вудс) и глава управления полётами, находящаяся на Земле. В какой-то степени такое большое количество персонажей даже идет сериалу на руку. Во-первых, виден масштаб происходящего, а во-вторых, у создателей шоу появляется больше возможностей для шуток и смешных ситуаций. Нельзя правда сказать, что юмор здесь хлещет через край, но то и дело тут и там проскальзывают удачные приколы и каламбуры, а порой всеобщая истерия доводится до такого предела, что весь этот абсурд, царящий на борту, становится очень смешным. А еще каждую серию мы узнаем, то о корабле, то о его «заложниках», что-то новое и весьма забавное. Вся эта катавасия немного напоминает легендарный юмористический журнал видеокомиксов «Каламбур» и их рубрику «Крутое пике», где пассажирский самолёт «Бройлер-747» терпел крушение над водами Атлантического океана в течение 325 серий. Тем не менее, у сериала есть и ряд минусов, главный из которых заключается в том, что почти все основные персонажи сплошь идиоты. А те, что вроде как умные, постепенно глупеют в этой стране дураков. Всех этих героев абсолютно не жаль, им невозможно сочувствовать (а это необходимо даже в комедийном шоу), невозможно с ними сродниться, и поэтому происходящее на экране воспринимается лишь как юмористические скетчи, что не сильно-то способствует «подсадке» на сериал. Возможно, что-то измениться во втором сезоне, на который сериал был продлен. С другой стороны, Фоксовский комедийный космический телесериал «Орвилл» поначалу тоже не радовал, но сумел прибавить на второй год. Так что пожелаем HBO и Армандо Ианнуччи продемонстрировать нам с вами весь свой потенциал, к которому они нас приучили, как по отдельности, так и в их предыдущем совместном проекте «Вице-президент». 6 из 10
Вот вроде всё у этого сериала было, чтобы стать хитом. Смотрите сами: — Командор ордена Британской империи Хью Лори, — Офицер ордена Британской империи и номинант на премию Оскар режиссёр Армандо Ианнуччи, — Американец Джош Гэд — актёр с забавной внешностью, — Целый парк британских комиков с огромным опытом в качестве сценаристов, — Контракт с HBO, а значит выход на огромную американскую и международную аудиторию. Казалось бы, должна получиться классная комедия, но что-то пошло не так. В недалёком будущем люди всё так же любят круизы. Там можно плясать под песни со сцены, обжираться пирожными, пить игристое, купаться в бассейне, вот только на сушу сойти нельзя. Потому что круиз — космический. Хью Лори железной рукой ведёт корабль «Авеню 5» в тур по Солнечной системе. Посмотрите налево, мы проплываем Сатурн. Внезапно происходит аномалия и маршрут корабля меняется. Теперь вместо двух месяцев туристам придётся провести на борту три года. Не очень здорово, эдак до конца круиза доживут не все. К счастью, на борту достаточно гробов. Но есть и плохие новости — капитан и команда понятия не имеют, как управлять кораблём. Они — нанятые актёры, Хью Лори так, вообще, взяли за его красивое лицо. Он ничего не понимает в пилотировании. А ещё, на борту находится Герман Джадд — миллиардер и владелец «Авеню 5». И он тоже не сильно доволен ситуацией. Эдак все акционеры разбегутся. По описанию можно подумать, что это очередная британская комедия со странным юмором. И этот сериал вполне мог бы быть таким, если бы снимал его кто-то другой. Дело в том, что некоторые фильмы Армандо Ианнуччи странноваты даже для британцев. С другой стороны, его сериал «Гуща событий» (The thick of It) неплохо высмеивал работу британских чиновников — вот у него-то как раз хороший рейтинг. Но что же вышло плохо в «Авеню 5»? Шоу напоминает капустник. Несколько хороших актёров не могу перевесить кучу актёров слабых. Получается мешанина, где вроде бы каждый сам по себе. Фильму отчаянно не хватает крутых персонажей. Сюжет, вообще, нарисован пунктиром, иногда даже трудно понять куда он двигается. Ни одна грань изначальной задумки не раскрыта до конца. Что это за кино? Комедия положений? Космический ситком? Да чёрт с ними, с жанрами, почему просто-напросто не смешно? Да, в «Авеню 5» есть хоть и странные, но находчивые шутки. Например, про гробы, летающие по орбите вокруг космического корабля, — гравитация их притянула и теперь все бабушки и дедушки вынуждены смотреть на мёртвых пассажиров. И когда гроб делает очередной виток — комик, до этого кидающий анекдоты со сцены, вдруг замолкает и грустит. Да, создатели пытались сделать яркую картинку — но почему-то вся обстановка космического корабля напоминает торговый центр. Тут мне сразу вспомнился сериал «Day Break», который должен был рассказать про зомби, но в итоге весь сезон герои провели в торговом центре. Можно было бы провести параллели с недавним американским сериалом «Космические войска» (Space Force), где Стив Карелл, звезда «Офиса», пытался показать смесь военщины и юмора. Кстати, рекомендую, получилось неплохо. Но до «Космических войск» создатели «Авеню 5» не дотянули. У британцев не получилось сделать такой же классный контраст между двумя главными персонажами, как у американцев, где вояка Карелл противостоял гуманисту Малковичу. В одном из отзывов зритель на IMDB пишет: «Как хорошо, что я не выключил сериал и дождался четвёртой серии. Мне было не смешно, но наконец-то появилось несколько хороших шуток». А я скажу так — если хорошие шутки надо ждать три серии, то я, пожалуй, пас. И без того есть над чем посмеяться. Один лишь вопрос — что забыл здесь Хью Лори? Кстати, сериал продлили на второй сезон. Руководство HBO сообщило, что им понравилась каждая минута «Авеню 5», а Армандо Ианнуччи — мастер комедии. Что ж, может быть, я просто потерял чувство юмора, хотя и обожаю британские комедии.
Капустник из комика старой британской школы Хью Лори и новых стендаперов нашёл точку соприкосновения - эдакое диалоговое окно между сложным вербальным юмором классиков и метамодернизмом грядущего поколения. Что-то, перешагивающее циничный постмодерн и дающее надежду на адекватность хотя бы некоторых, пусть не персонажей, но авторов сценария, и актёров, с искренней отдачей исполнивших свои роли. Конечно, особого драматического вклада в 'Авеню' ни от кого не требовалось, поэтому остаётся впечатление, что ключевому касту отдали роль свободных художников, в нашем понимании - КВН-щиков. Лори не выложиться как актёр не смог, поэтому остался верен симбиозу Хауса и Вустера, которых мы так любим. Хочется отметить взаимоисключаемость ядрёной смеси наивного дурачка и внезапно единственного трезвомыслящего. Критиковать молодой состав рука не поворачивается, ведь прежде всего каждый персонаж здесь хоть чем-то отличается от банальной расштамповки в остальных ситкомах. Ну, надоело же требовать невозможного? Может насладимся старанием? Было смешно, а главное - увлекательно следить и за диалогами, и за пантомимикой. На данный момент, никакой продукт не смог меня увлечь более чем на один эпизод, а этот смог, и продолжаю наблюдать. Твёрдое 8
С каждой серией я к нему все больше остываю. Какая-то унылая тягомотина. Юмор присутствует, но слабый и изысканно пресный, от которого больше не смеяться, а спать тянет. Начиналось все за здравие. Мысль была неплоха - застрявшие в космосе на целых три года люди (видимо, в будущем нас ждала еще парочка сезонов). Контингент многочисленно-ограниченный, в котором, возможно, нашлись бы личности со своеобразным складом ума и характера, способные нас развеселить своим подходом к проблеме и жизни в целом. Воплощение вышло - не ахти. Все слишком серьезно и бравуарно. Приколов - ноль. Шутки на уровне пресного закордонного стендапа. А при всем том, что действий и приключений особых в будущем не предвидится, шутки и останутся такими же. Корабль будет лететь, а общество будет расхаживать из угла в угол общаясь на юморной лад, который на поверку оказывается тривиальным, местами убогим и абсолютно не смешным. Наверное, время от времени, как в 4 серии 1 сезона, будут случаться поломки. Но даже они ничего нового в атмосферу 'здешнего' юмора не внесут. Капитан на этом судне - не капитан, команда корабля - не команда, но более всего жаль, что юморная комедия здесь вовсе не юморная комедия. Посмотрим, что будет дальше, но не уверена, что что-то кардинально изменится к лучшему. Пока на 5 тянет. Но только из-за того, что интрига не сдохла окончательно. От HBO ждала большего.
Космическая фантастика всегда пользовалась популярностью у зрителя. И после определенного «застоя» на экраны кинотеатров вышло за несколько лет достаточно много космической фантастики («Звездные войны», «Мстители» и т.д.). Не заставили себя ждать и производители сериалов (как игровых, так и мультипликационных): «Орвилл», «Крайний космос», «Звездный путь: Пикар» … И вот еще один: « Авеню 5». Сюжет данного сериала сложно назвать юмористическим: в результате космической катастрофы круизный космический лайнер «Авеню 5» сможет вернуться на Землю не через несколько месяцев, а только через несколько лет. Капитан и команда совсем не ориентируются в ситуации, хозяина лайнера интересуют только еда и деньги, пассажиры – каждый со своими причудами.. Плюсы: Хью Лори в роли капитана, Джош Гад в роли хозяина корабля, достаточно много «черного» юмора. Минусы: юмор очень уж черный (гроб-спутник, например) и во многих случаях «плоский», полное отсутствие логики у всех действующих персонажей (самое элементарное – после катастрофы и нового графика полета никто не подсчитывает запасы корабля. При этом ни на Земле, ни в космосе). В целом создается впечатление, что сериал хотят «вытащить» на харизме Лори и среднестатистическом комедийном таланте Гада. Вряд ли сериал продержится больше 2-х сезонов, если не будет кардинальных изменений. Только за хоть какое-то разнообразие в космических сериалах 6 из 10
Иануччи известен в первую очередь как режиссёр запрещённого к показу фильма «Смерть Сталина», где он разбирался в особенностях политики... У него есть также есть сериал «Вице-президент», где он заметил Хью Лори... В «Авеню-5» он выступил сценаристом и продюсером... Но я не с этого хочу начать, а с русского следа... У Беляева есть роман «Прыжок в ничто», где группа богатеев бежит в космос от пролетарской революции. Ко всему прочему, когда они выкидывают кофейник за борт и он становится на орбиту ракеты... В «Авеню-5» на орбите чего и кого только не оказывается. Вообще, с научной стороны сериал проработан хорошо. Настолько, что даже искусственной гравитацией не очень-то интересуешься, она просто была открыта году этак в тридцатом и установлена в шестидесятых на круизном лайнере «Авеню-5». Футурология сериала также хорошо проработана — упоминают каких-то персонажей настоящего, с абсолютно нетипичной судьбой. Упоминают события... Но ты в них веришь — на них же просто ссылаются. Попробуйте летом 1941 года рассказать немцу, что через четыре года Гитлер женится, пустит пулю в лоб глубоко под землёй и так далее... Конечно, это же не факт, что случится... Скорее факт, что не случится, но подано это очень хорошо в сериале. Опять же параллелей с современным миром уж очень много... Люди всё-таки не меняются. Хорош там и Хью Лори, которому так повеселиться удавалось, пожалуй, в «Дживсе и Вустере«. Джош Гад как-то даже переигрывает, стараясь построить что-то среднее между Ричардом Бренсоном и Джеком Блэком в »Солдатах неудачи«*. Но в целом уровень игры как раз сериальный, не более. Тут HBO не дотянуло. Сериал годный и второй сезон не за горами. Что не может не радовать. * Создаётся впечатление, что Блэк там и должен был быть, но не срослось...