Собственно, если бы не Нетфликс, то шансы на то, что меня бы заинтересовал данный сериал были бы явно ниже. Хотя я и не какой-то их оголтелый фан, и прекрасно понимаю, что даже у таких титанов есть целый ряд проходных проектов. Пожалуй, что 'Осмос' из их числа. Не скажу, что сериал плох, отнюдь, но и ничего особенного в нём нет. Игра актёров достойная, лица неизвестные, никто не приелся, не примелькался, но и какой-то актёрской феерии тоже нет. Налёт свежести есть, но он быстро улетучивается, так как атмосфера всего происходящего достаточно обыденная, а сюжетные ходы не сказать, что чем-то удивляют. Сама идея сериала о супер-компьютере, чипе и поисках любви уж точно не блещет оригинальностью. В 'Чёрном зеркале' уже была ранее подозрительно схожая серия про любовное приложение, разумеется, что качеством-то она повыше будет. Сценарий местами поражает своей простотой и непродуманностью: - ну, во-первых, супер-компьютер нового поколения разработала и содержит буквально парочка IT-шников-энтузиастов. Проблемы с финансированием возникли уже постфактум, а о том, что открытия такого уровня не происходят на ровном месте без хорошего финансирования, видимо никто не в курсе. - во-вторых, наша IT-компания, внимание!, не имеет охраны, эм... вообще никакой. Ни контроля на входе, ни нормальных камер наблюдения, ни паролей на дверях и тому подобного. Короче, оборудования на миллионы евро - заходи, кто хочешь, делай, что хочешь. Вы не поверите, но одна из сюжетных линий на этом и держится. Атас. По поводу актёров также хочется отметить современную тенденцию, которая не может не огорчать. Хотя, чего уж там, это не тенденция, а прямо маст-хэв правило - у нас без девиаций никуда прямо: обязательно ЛГБТ-тема, причём во всех красках (да тут будет гей-секс, и не раз), есть главная героиня с тяжёлым характером и детской травмой = зависимость от виртуального секса, есть наш доблестный лидер Поль Ванхов, который помешался на идеальной любви только в привязке к электронному чипу, а ещё есть очень странный врач/психолог/куратор проекта Билли, который мало что выглядит как инопланетянин (уж больно специфическая внешность), так ещё и одевается, и ведёт себя так, что не понять, мужчина это или женщина. А ещё есть зависимый от порнографии подросток Нильс и женщина с лишним весом, которая влюбляется в разумеется что фитнес-тренера, и он ей, нет, не помогает похудеть, а покупает пончики и говорит, как она прекрасна... Ну вы понимаете - нам опять кидают всю эту лапшу про толерантность. Ничего плохого в этом в своей сути нет, но зачем такая навязчивая и агрессивная пропаганда на каждом углу? Это только настраивает на негатив. Кажется, что теперь всё, что не вписывается в понятие нормы, это и есть норма. Это вроде как круто. Но, если это так, зачем же столько усилий прикладывать, чтобы вбить это нам в головы? Может всё-таки нет, не круто и не нормально? Сериал достоин просмотра, как неплохое средство убить вечер-другой. Но не более того. Ну и, судя по всему, 1-й сезон станет последним - так что всего-то 8 серий и можно о нём забыть и перейти к более сильным проектам, которые к этому времени уже подоспеют. 6 из 10
Если объединить сознания людей через Коллаборационный Веб в нечто большее, чем в отдельности является каждое из них, то им откроется новый уровень их игры с Системой и то понимание жизни, что когда-то открылось героям фильма «Сталкер» в Зоне, оставленной пришельцами,. Откроется и возможность её глубокого переосмысления, как это произошло на космической станции в фильме «Солярис». Однако люди попадут в эту ситуацию в обычной жизни, и трансформация их будет более худшим опытом, чем стала бы пандемия с высоким риском гибели мира. Сериал «Осмос» поднимает именно эти вопросы, которые ранее поставили фильмы Андрея Тарковского, обогнавшего своё время. Сериал создаёт модель общества, когда человечество раскроет свой потенциал через мост «мозг-компьютер» в эпоху Нейронета, и даже раньше, - в эпоху Интернета Вещей и Идей, Нью-Урбанистики и Умных и Энергоэффективных Экодомов, и модель того, как люди преодолеют и реальное, и цифровое Одиночество. Это мир Четвёртой Промышленной Революции, которая уже заставила и общество, и отдельного человека очищаться от информационного спама и, тем самым, структурировать свои мысли, а через них и образ жизни. Кристаллизовать своё настоящее Предназначение, а не навязанное умирающим красно-кирпичным миром, состоящим из старых парадигм. Сериал «Осмос» превосходит и фильм Спайка Джонса «Она» (о романе двух разумных существ, обладающих и душами, и личным сознанием, - Человека и Искусственного Интеллекта), показывая связь самого глубокого и настоящего в человеке и... как ни странно это звучит... в другом, таком же, человеке, ведь технология Осмосис, с помощью Коллаборационного Веба структурирует Большие Данные и Планеты, и Человечества, и отдельного Человека, позволяя найти ту самую родственную душу, которую Бог создал именно для тебя. Но создатели сериала Пьер Акнин, Мона Ашаш, Томас Винсент показали и подводные камни этого эволюционного шага обретения человеком своего предназначения через Встречу самых близких из окружающего многомиллиардного мира. Раскрывая мозг через Нейронет, программа Осмосис помогает овладеть своим сознанием настолько, что человек поружается в Любовь как в ЛСД-трип. Внезапный Рай оказывается подобен Цунами, и не каждый способен вынести его и мгновенно открыть своё сознание, чтобы отбросить старый опыт и старые нарративы, и не каждый может вынести сумасшедшее счастье. Задумайтесь сами - без достижения своего экстремума своей Личности, без упорядоченного сознания сможет ли человек принять даже Добро? Не пройдя, условно говоря, через свою Восьмерку Озаки из фильма 'На Гребне Волны' (2015), где показано создание общечеловеческого единения в лучших версиях каждого из нас, и не сформировав в себе духовный стержень и кристалл, не преодолев внутреннего раба, которого система растила в людях на протяжении многих поколений, человечество едва ли сможет достичь открытого сознания и гармоничного образа жизни. Через Осмосис Рай безжалостно взрывает людям сознание, и не все выдерживают этот накал, встречу со своей же духовной вершиной, многие сходят с ума, многие впадают в зависимость, становятся одержимыми друг другом или своей новой личностью и новой жизнью до такой степени, что остальное «допереходное общество», которое еще не подключилось к Коллаборационному Вебу, перестает для них существовать, а они становятся для старого мира большой угрозой. Общество, которое не знает, что такое Любовь, начинает демонстрации протеста против всех подключившихся к программе Осмосис и самих её создателей (поступая, как Профессор в «Сталкере», который несет в Зону бомбу, чтобы уничтожить то, что может нарушить покой серого общества), а их родители пытаются оторвать своих детей от их возлюбленных, чтобы продолжать, как раньше, безраздельно властвовать над ними. По сути, эта технология не будущего, а уже настоящего, и сериал ее тестирует на тех зрителях, которые понимают, что в этом высоковольтном разряде, что называется Жизнь, и кроется её истинный смысл: ты живешь только тогда, когда мозг раскрыт, когда все чувства обострены до предела, весь личностный потенциал реализован во всех смыслах этого слова. «Настоящими» эпохами, на мой взгляд, можно назвать или Средневековье, или 18-19 век, или Будущее. В этих трёх эпохах потенциал человеческого мозга так или иначе раскрывается полностью. Однако люди постепенно осознают, что новый мир намного лучше их старого прозябания в иллюзии и небытии, - они бросают работу и свои города, и ищут свое Несбывшееся (если цитировать Александра Грина), подключаясь к Осмосису, вследствие чего в мире рушится экономика и вся привычная социальная структура, а по странам катятся паника и массовые протесты. Однако, если мы осознаем, что миром капитализма правят две вещи - любовь и деньги, в всё остальное всего лишь модификации того или другого в разнообразных сочетаниях, то нам будет легче протиовстоять окружающего хаосу и кризисам. Потому часто под видом борьбы с домашним насилием скрывается любовь, а поиск любви ведет к насилию и зависимости от денег, и всё это перемешано так сильно, что не философия, не психология не могут помочь разобраться в этом, и помочь может только искусство. Но, может быть, только так и стоит переформатировать наш мир, бросив его в ситуацию, где люди сами смогут выбирать то, что им дороже? Или это опять, «негативная свобода» по Эриху Фромму? И потому, если победят идеи превосходства Техносферы над Биосферой, к чему и стремятся миллиардеры и их Публичные Арены, выбрав не любовь, а деньги, то виной этому будет только неподготовленный ум изуродованного нелюбовью и негативной свободой человека (какими и являются брат и сестра, создатели программы Осмосис), который цепляется за семью, откуда ушла любовь, за мать, которая не хотела его появления на свет, за отца, для которого он обуза, и продолжает считать, что «отцу виднее» (диктаторам 20 века, Курцвейлу, Гейтсу, Пиночету, Мировому Транснациональному Медиаконцерну и Клоуну Паннивайзу). Так смогут ли люди сделать правильный выбор, потому что слишком много страдали, погибая не столько за деньги, сколько за любовь, и отказались принимать лучшее? Смогут ли они сделать правильный выбор без Христа, которого почти отняла у них Церковь, заставив почитать грех как праведность тиранов и домашнее насилие через «спасение скорбями», оправдывая незрелость родителей выгодой для правительства, которому нужны инфантильные граждане? Создатели программы Осмосис трансформируют именно это, пересматривая свои отношения с матерью, ведь, кроме всего прочего, Осмосис, подключив их мать к Нейронету, заставляет её перестать им лгать, а их справиться с этой правдой, преодолев себе «почитание» её Зла. Так что же выберут люди, смогут ли они отбросить Боль и принять наконец Любовь? Но такая паника и такая трансформация мира и сознания, показанные в сериале, еще не приходили в этот мир, а потому вслед за создателями сериала я могу только сказать: да здравствует Четвертая Промышленная Революция!