Детское восприятие мира, оно похоже на реку, с тонкой коркой льда, подо льдом скрыт удивительный, наивный мир. Полный радости бездонный бассейн где уже заложены механизмы взаимодействия с миром. Но факторы стресса никто не отменял, достаточно маленькой трещины, ползущей по кнопке озера, и мир искажается. Ребенок растет, а вместе с ним прогрессирует и травма из детства. Тихий омут рождает новую непонятную, но очень дружелюбную форму сознания. Где родители уже не являются родными людьми. Люк ушел подальше от родительских ссор, бредя по дорожке из жёлтого кирпича, нашел темную, другую, но и его на ней нашли. Новый друг, у кого из нас в детстве не было товарища по играм из собственной головы? Он полезен, он чуткий, ибо понимает, ему можно открыться и он не такой страшный как взрослые. С ним не страшно. Однако взрослая жизнь не терпит воображаемых друзей, бессознательное полезно тем, что подобно необъятному складу, или подвалу, или лабиринту, туда можно спрятать что угодно, даже нового друга. На долгие годы. А мальчик с санет мужем, но жить так и не научился. И вот он слышен шепот по ту сторону дверцы, и стресс катализатор встречи, и теплой дружбы он завет. Но растут ли друзья из мозговых извилин? И может ли альтерэго быть настолько объемным? Понятно, что с подобными элементами взросления к зрелости Люк стал омегой в кругу сверстников. Самое время отпереть заветный ларчик. Чудо происходит, но не чудо ли, от слова чудовищно? Можно трактовать фильм по разному, но он только сначала кажется метафорой на всплески Эго. Тут пошли глубже. Насколько глубока наша каморка восприятия? С чем соседствует подсознание, не является ли травмированный ум порталом, дверями через которые может просочиться что угодно. Легко жить убеждая себя в полезности симбиота-модника, что облагораживает жизнь серой мышки, преподнося дары в виде лакомств, женщин и растущего либидо. Но как отделаться от мысли, что новый друг, есть нечто большее чем просто проекция собственной несостоятельности. Постепенно, вместе с героем, становиться не по себе, смазливый выдуманный друг, от язвительного паяца мутирует в тварь, прожорливое нечто с модельной внешностью. Иджипт смог уловить абстрактную суть чудовища, и при этом явить его очень прямолинейно. Детально раскрыл суть психологического надлома, а затем столкнул Люка с явлением непостижимым для воспалённого рассудка. Зритель видит все через призму помешательства и страха перед необъяснимым. Мол, есть нечто оно вроде как нереально, но от него реальная боль и смерть. Ужас помешательства не оставляет выбора, камера услужливо вела меня по истории парня который отыскал на свою голову собственный алтарь заклания. Постоянно хочется вмешаться и спасти Люка, осознавая его бессилие. Очень хорошо показана безысходность, так что я пару раз поежился. Это не говоря уже о самих элементах визуального характера. Удалось совместить психологию с образами и достичь желанного. И сопереживания. Очень круто, что Адам Мортимер не ограничился одним Фрейдистским толкованием, а умело придал ленте степень мистичности, при этом вовсе не романтической а мрачной, пугающей, при этом визуально утонченной, с экспрессией. Что немудрено Spectrvision, по части искажений разного рода держат марку вне зависимости экшн ли это, или драма. Алсо, не могли не порадовать многочисленные отсылки и оккультные пасхальные яйца. Видно что Мортимер в теме, и знает суть вопроса не поверхностно. После увиденного нужно отдать должное Spectrvision, они молодцы, свежая кровь в жанре, благодаря их вмешательству в индустрию, будет литься долго.
«Дэниэл ненастоящий» - представитель жанра «психологический триллер» с ярко выраженной порцией психоделики. Именно этим фильм цепляет с первых секунд – кислотные цвета сильно отпечатываются в голове и невольно наводят на мысль, что зрителя помещают во вселенную «Неонового демона», и за соседним углом, сразу после Цвета из иных миров (открывающей сцены, слишком уж она мощно ассоциируется с произведением Лавкрафта), модели доедают бедняжку Эль Фаннинг. Но нет – перед нами обычная кофейня, где улыбчивая девушка разливает клиентам кофе. Этот контраст мог бы сослужить фильму хорошую службу, если бы режиссер продолжил развивать идею двойственности реальности, что частично объясняло бы и сам мир, в который помещаются герои ленты, и его совсем уж нелепые условности, но не срослось. Молодой Люк, которого играет Майлз Роббинс, с детства был застенчивым и скромным парнишкой. Ему, мягко говоря, не повезло с мамой-шизофреником, ну и детское любопытство не вовремя привело мальчика в ту самую кофейню, где он стал свидетелем массового убийства. Там он повстречал «воображаемого друга» Дэниэла - оказавшегося с подлецой - и едва не убил по наветам дружка родную маму. После этого Дэниэл оказался заперт в кукольном домике вплоть до юношества. По всей видимости, в домике Дэн почитывал Esquire, ибо вырос он в итоге с внешностью сына Шварценеггера и стилем Джокера из сериала «Готэм». Со временем Люк по совету психолога решает познакомиться заново со своим «другом» и выпускает его из домика. Такова завязка сюжета. Почти идеальная первая половина фильма, целиком соответствующая жанру, перечеркивается целой цепочкой неурядиц. Погнавшись за психоделикой в каждой сцене, режиссер и по совместительству сценарист на полставки одолжил кокса у актеров из сцены в комнате общежития и совершенно забыл про раскрытие персонажей. Как и положено по жанру, Дэниэл оказывается не добрым самаритянином, а существом с наклонностями к обожествлению себя любимого. Вот только проблема заключается в том, что лор фильма совершенно не объясняется – не ясны мотивы персонажа Шварца-младшего: в чем его личная выгода от состояния «созерцания», в котором он пребывает первую половину фильма? Испытывает ли он то, что и его «реальный» друг? Если нет, что останавливает его от замещения Люка сразу, в день знакомства? Персонаж Люка скучен, он подходит под описание и «обычного японского школьника», и «Мэри Сью», и под кучу других штампов, а вот Дэниэл вызывает интерес. В актерском смысле всё хуже: если Майлзу Роббинсу удалось отыграть неуверенного в себе школьника, которому хочется вызвать «скорую» с первых секунд появления на экране, то Шварценеггер переигрывает, и дело вовсе не в сравнении с отцом – либо режиссер совершенно не контролировал съемочный процесс, либо понятие «зло» у него имеет прочную ассоциацию с «играй так, будто у тебя атаксия» - настолько порой непроизвольно двигается его персонаж. Про любовную линию говорить не стоит – она не стоит упоминания просто потому, что служит исключительно костылем, который вынуждает Люка вспомнить, что природа наделила его внешними половыми признаками мужчинами. Почему нельзя было превратить происходящее в психологическую игру? Зачем вводить третью составляющую в прекрасный дуэт «Люк и его разум»? Добротная картинка, прекрасная музыка и на удивление не раздражающая психоделика граничит с хромающим на обе ноги сценарием и неоднозначной игрой актеров (следовательно, режиссурой). Это не позволяет поставить фильму более шестерки – можно напичкать фильм эффектами, но сценарист рассказывает цельную историю в любой ленте, чего не было в «Дэниэле». И правда ненастоящий. 6 из 10
Честно говоря, «Дэниэл ненастоящий» привлёк меня в первую очередь постером. Это какая-то галлюцинация, заставляющая вспомнить нырок в тёплое безумие имени Лавкрафта – почему-то постер ассоциировался в первую очередь с этим писателем. Даже если не так, эта абстрактная афиша с использованием перенасыщенных цветов сразу должна настроить на тему телесной трансмогрфигации. На деле все куда прозаичнее: «Дэниэл ненастоящий» - образец туманного поджанра психологического ужаса. Это модный фильм, но немного банальный, повествующий о мужской субъективности и обыденном внутреннем конфликте уровня «тварь ли я дрожащая». Как гласит название фильма, Дэниэл – ненастоящий. У пацана Люка так звали воображаемого друга, но, как может догадаться зритель, с момента появления Дэниэла на экране, последний постоянно вмешивается в жизнь неудачника-студента. Подавленный на протяжении большой части его жизни, Дэниэл просыпается в студенческом возрасте: когда социальная жизнь Люка бьёт ключом, а девочки падки на его внешность Патрика Арнольдовича Шварценеггера. Дэниэл становится этаким идеальным alter ego Люка (a la Тайлер Дёрден) и начинает брать под контроль главного героя. Странный подтекст угадывается сразу: особенно с первых сцен, в которых раскрываются тонкости взаимоотношений Дэниэла и Люка. Тем не менее, следование этим мыслям приводит к тревожным идеям о том, насколько упрощенно Дэниэл представлен в фильме. Он являет собой чистое зло, оказывающее пагубное влияние на прямолинейного и простого парня Люка. Приводит это к предсказуемому любовному треугольнику, в котором девочка Кэсси служит мёртвой петлёй сюжета. Вообще любовная линия тут слабая и объект воздыхания ни в коем случае не проявляет себя как персонаж; уж лучше бы довели до ума гомоэротическую связь Дэниэла и Люка. Что касается реализации проекта и актерской игры, то Шварценеггеру-младшему ничего не помогает. Актеру надо было передать склонность к шизофрении своего героя, либо, так сказать, одержимость демоном, заставляющего его принимать плохие решения. Важная сцена, наполненная спецэффектами, должна была напомнить, видимо, о Клайве Баркере и его произведениях, но это скорее стилистически утомительно. Ад имени Иеронима Босха в «Дэниэле» реализован буквально на коленке, из-за чего в какой-то момент картину начинаешь воспринимать как «бэд трип»: с психоделикой создатели явно переборщили, хотя в их руках было всё для мрачного психотриллера. Сценарий не позволяет проникнуть в глубокую психологическую или эмоциональную яму, хотя идея тут хорошая, да и в целом этот триллер ей верен. Знакомая территория оттенков «Бойцовского клуба», «Американского психопата» и «Донни Дарко», увы, оказалась немного поверхностной, учитывая, что и главный герой здесь пассивен и не харизматичен. Темп слишком быстро увядает, а к кульминации можно заснуть – тому способствуют плоские персонажи, которые не в состоянии расшевелить основную мысль: самый главный страх состоит в том, что любой индивид рано или поздно перестанет отдавать себе отчет о своих действиях. 5 из 10
Мелкий пацаненок Люк заводит дружбу с воображаемым сопляком Дэниелем (сынуля Шварценеггер). Они вместе весело кутили на двоих, пока однажды Дэниель не предложил Люку подмешать матери таблеток, после которых она чуть было не отправилась на кладбище кормить червей. Оклемавшись, матрена велела сыну запереть своего воображаемого друга в кукольном домике и забыть про него. Прошли годы, Люк поступил в универ и по совету своего психолога выпускает Дэниеля на свободу... Своеобразный триллер, который комбинирует в себе целый спектр поджанров ужасов: психологический, телесный и сверхъестественный, но при этом не является ужастиком в чистом виде. Первая половина фильма больше склоняется к психологической драме, а вот вторая оказывается весьма жуткой, с пугающей атмосферой безысходности и чувства незащищенности, когда от ночного кошмара некуда убежать или спрятаться. Кроме того, зрителя дурят, до самого конца не раскрывая карт - шизофрения ли накрыла Люка, либо что-то демоническое и сверхъестественное. Плюс ленты в том, что она не буксует, а главные герои получают развитие своих персонажей, доводят историю до взрывного апогея. Мораль: если вас начал одолевать невидимый дружок, то заключите его в лампу Алладина и закопайте на заднем дворе, чтобы уж наверняка. В итоге интересный фильм о внутренних темных импульсах, с которыми мы сражаемся, и масках, которые мы носим. 7 из 10