Помню, посмотрев несколько лет назад все работы Долана вплоть до «Мамочки», я с нетерпением ожидал его большого проекта – драмы с голливудскими звёздами «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована». Помню также, что затянувшееся производство фильма, творческие неурядицы вроде замены Джессики Честейн на другую актрису и исключения из актёрского состава певицы Адель, какие-то собственные сомнения и много всего другого, роящегося в голове, повлияло не лучшим образом на ожидание премьеры. И в это же время оказалось, что Ксавье готовит к выходу ещё одну картину! Сразу последовали мысли: «Окей, парень, видимо, не смог справиться с большим кино, а между делом снял нечто более скромное и действительно соответствующее его стилю». В итоге, на мой взгляд, так и вышло. «Смерть и жизнь…» представляет собой многострадальную и не совсем удачную попытку добиться успеха в самоотречении ради высокой цели – стать, что ли, до мозга костей СВОИМ среди звёзд уровня той же Честейн или Харингтона, Бейтс, Сарандон, Портман и иже с ними. «Матиас и Максим», в свою очередь, является своеобразным возвращением к истокам. Здесь Долан – это стопроцентный Долан первой выдержки: он по-прежнему берёт в экранные матери Энн Дорваль, на главную роль – себя, на другие роли – кучу малоизвестных для всего мира свежих лиц. Он всё ещё не может никак отойти от темы отношений «сын – мать», ведь она прописана жирным шрифтом в его творческой визитной карточке. Также он, по заведённой традиции, продолжает сводить своего персонажа с тем или иным горячим мужчиной: конкретно здесь линия чувств выстраивается так, чтобы и тот, и другой в интимном плане были максимально далеки друг от друга, руководствуясь самообманом, но испытывали внутри вулкан страстей, который однажды обязательно вырвется наружу. Всё тот же старина Ксавье, только намного более уверенный в проявлении режиссёрского видения, чем в начале пути, не кичащийся собственной палитрой красок, не бросающий никому вызов – уже более спокойный и местами далеко не сентиментальный, а где-то и чрезвычайно беззаботный. «Матиас и Максим», представьте-ка, не просто драма, а одна большая тусовка друзей, посреди которой спрятались два одиночества, в глубине души желающих воссоединиться в целое, но страдающих от кажущейся невозможности это сделать. И если раньше Долан игнорировал несерьёзность, усердно уводя сюжет в сентиментально-драматическую клиповую нарезку или оставляя драматичность и сентиментальность, но моментами весьма удачно избавляясь от клипового подхода, то теперь Долан позволяет себе много комического, более бытового, несуразного для поведения персонажей, лёгкого и… всё равно пронзительного. Почему? Потому что мир, окружающий героев, идеально выстроен для подобного рода истории. Будь то дружеская обстановка, ярко выраженная гвалтом шуток, игр, скользких тем, стёба и ситуаций, которые не могут не вызвать искреннего умиления; или душная, токсичная атмосфера домашнего разлада, сдобренного конфликтами Макса с опустившейся матерью; или скучная, полная терзаний тягучесть времени, наблюдаемая в реалиях гетеросексуального уклада жизни Мата – всё пребывает на своих местах. Эти три совершенно разных мира переваривают в себе двух совершенно любящих друг друга парней, и что самое досадное – им как будто нельзя признаться друг другу в том, что происходит. Ещё раз: почему? Потому что Ксавье Долан прекрасно знает, понимает и чувствует, как ведут себя влюблённые люди, скованные рамками обстоятельств: например, многолетней дружбой, которая как бы не то чтобы любовь, наверное, а значит, зачем всё усложнять… Или потребностью защитить свою зону комфорта от эмоциональной стихийности – утонуть в работе, во взрослости, в отношениях с девушкой («ах, нет, запрещаю себе верить в то, что люблю друга детства, ибо я должен быть убеждённым и ответственным гетеросексуальным мужчиной, тем самым поддерживая устаревающий миф консервативного отношения к жизни»), во всём том, от чего хочется убежать раз и навсегда. Вот так ведут себя влюблённые люди, чей возраст близок к тридцати: у них достаточно опыта и сноровки, чтобы ежедневно принимать притворство за верное оружие, но они слишком самоуверенны, если думают, что способны победить то, что сильнее них – собственное сердце. Вот тут становится не до шуток. Безостановочно живописуя мир героев, погружая зрителя в разные степени бытовухи, перемежаемой задорными конфузами загородной вечеринки, Долан расставляет тут и там знаки, которые мы считываем иногда на уровне подкорки головного мозга: тот или иной взгляд, движение, касание или что-либо другое выдаёт истинное положение дел через состояние персонажа. Матиас и Максим существуют отдельно друг от друга, иногда пересекаясь в кадре, но постепенно становятся всё ближе, и ближе, и ближе, пока в кульминационной сцене не происходит то, что происходит. Оставаться равнодушным к такому – значит быть ископаемым мамонтом: режиссёр использует тонкую и одновременно весьма точную палитру приёмов, невероятно соизмеримую с нашей жизнью. Ведь это до ужаса правдоподобно: вести себя, словно ничего не гложет изнутри, когда на самом деле пребываешь в эпицентре урагана, а потом всё-таки раскалываться, рассыпаться на части – да так, чтобы все другие были тому свидетелями. К чему может привести подобного рода связь между друзьями детства? До чего в итоге доведут Матиаса и Максима бесконечные попытки убежать от себя? Долан делает развязку открытой и чуть более оптимистичной (хотя и в чём-то весьма неопределённой), даже несмотря на то, что минут пять назад было катастрофически больно. А жизнь – она именно такая, как качели или американские горки: состояния меняются тысячу раз на дню, боль может породить улыбку (или наоборот), веселье способно обернуться кошмаром, а кошмар – вернуть веселье обратно… И так далее, и так далее. Только то, что мы ощущаем глубоко внутри, обычно не подвержено быстрым изменениям: оно либо сжирает нас, либо выходит из тела, проявляясь самым неожиданным образом. Так теперь говорит с нами Ксавье Долан – не предавая себя ни в чём и не оставаясь в полной мере прежним. Удивительно, как с помощью одних и тех же инструментов молодой автор создаёт фильм за фильмом, каждый из которых всё равно заметно отличим от других. Переписывая себя раз за разом, Долан умудряется в корне не надоесть тем, кто влюблён в его творчество, а если его где-то и преследует неудача – то это лишь временная шалость, родившаяся в попытке создания некоего слишком амбициозного эксперимента. Когда Ксавье прекращает пытаться прыгнуть выше головы, а берёт в руки всё те же знакомые нам инструменты – получается очень и очень хорошо. 8 из 10
Конечно, я поклонница Долана. После “Мамочки” это второй фильм, когда я в оцепенении смотрела на титры несколько минут и слушала музыку. Слишком неожиданный конец. Очередной незакрытый гештальт. Который, однако, породил множество размышлений. Что я заметила первым - как показан по-разному гетеро и гомосексуальный мир. Сравнение не в пользу “традиционных ценностей”. Мужчины, которые обсуждают девушку в лифте, стриптизерши, на которых зрители смотрят как на товар. Яркий представитель этого мира - молодой юрист. У него, как у настоящего самца, разговоры о “телочках”, явно показывающие его потребительское отношение. Это смотрится так фальшиво и отвратительно на фоне гомосексуальной истории Матиаса и Максима, пусть и не до конца раскрытой. Их отношения подкупают своей искренностью и чистотой. Возможно, такой контраст - очередной показатель меняющегося мира, в котором понятия пол и секс уходят на второй план, а главными становятся чувства и эмоции. Их, надо заметить, фильм пробуждает в избытке. Из старшего поколения мы видим только женщин в возрасте, гогочущих над сплетнями и дурацкими шутками. Кто из нас не сидел за таким столом с родителями в полном недоумении, ощущая гигантскую пропасть между вами? Есть и традиционный для фильмов Долана конфликт с матерью, которой каждый раз обыгран по-новому. Ни мужей, ни отцов, из взрослых мужчин только нудный старший коллега Матиаса. Оба героя - олицетворение целого поколения “в поиске себя”. Максим - юноша из неблагополучной семьи, лишенный материнской любви и, судя по всему, отца - этим можно объяснить его неопределенность, отсутствие ориентиров, “семейных ценностей” (с каким непониманием он смотрит на рекламный щит в начале). Он в поиске “призвания”. У Матиаса есть все: прекрасная мать, понимающая девушка, перспективная работа, но на протяжение всего фильма он так и не может разобраться с собой, надо ли ему это все? Чего он хочет? “Я потерялся” - кричит он, выплывая из озера. Другая, не менее символичная сцена: он уходит с вечеринки и колеблется, вернуться или нет. Как знакомо. Потерянные миллениалы, как нас называют. Да, фильм отдает какой-то незавершенностью, недосказанностью. Поцелуй, которого не видно, секс, которого не было, не то любовь, не то дружба. Все так запутано. Но в жизни не всегда все можно разложить по полочкам. Кое-что было особенно приятно увидеть - успешный юрист и студент Гарварда все еще в одной компании с парнем из другого социального слоя. Дружба и любовь могут быть и несмотря на социальные различия; забота о близких, несмотря на детские травмы; мечты и надежды, несмотря на прошлое (поездка Максима в Австралию как рывок к чему-то новому). Такой вот позитив, неожиданно для Долана. 8 из 10 За то, что люблю режиссера, квир кино и за то, что в запутанной истории прослеживаются простые истины.
Вот и ещё один достойный фильм от любимого режиссёра, но уже на знакомые темы: родители, друзья, личная жизнь. Всё в этой картине чередуется с максимальной потребностью, делая акценты в самых нужных местах. Как вы ведёте себя в кругу близких друзей? А близкие ли они? А может кто-то и вовсе вам не друг... Так проверяется на прочность, та ниточка, что связывает друзей детства Матиаса и Максима. Всего один спор, одна просьба, одно действие - переворачивает жизнь этих ребят с ног на голову. Кто окажется лишним? Ксавье, максимально деликатно верен себе и своим 'внутренним демонам', что терзают его в каждой картине. Здесь и очередные проблемы с мамой,(они уже более глубокие и ранимые для Максима), с личной свободой и конечно сексуальностью. Всё это снежным комом облепило нашего героя и он максимально точно хочет понять, что ему делать дальше. Это чувствуется с каждой сценой: с каждым вздохом, с каждой выкуренной сигаретой, с каждым отражением и подглядыванием. Груз некой недосказанности тяготит и безумно ранит этих двоих, но казалось бы, там где один делает шаг вперёд. другой делает два назад. То что случилось перед камерой, открывает им глаза на различные вещи, до той поры скрытые от их разума и чувств, переворачивая с ног на голову привычные устои, окружающий мир и всю жизнь каждого из них. Увы, но теперь всё вокруг уже никогда не будет прежним. Долан мельком, но очень точно показывает отвращение от обыденных и порой мещанских разговорах, но в основном это приправлено 'дежурной улыбкой' и ностальгическим флёром. А вообще, пока в дело не вмешиваются крыса-ревность и обида, здесь все равны. Но кто же может ранить сильнее - друг или враг? Вот на это и делает упор Ксавье, красной нитью ведя зрителя, по укромным уголкам души героев, чтоб столкнуть и показать, кому же больнее? Но не стоит забывать, что даже самый тёмный укромный уголок, может осветить свет чьих-то красивых глаз, в которых ты так хочешь утонуть... Музыкальное сопровождение, как всегда на высоте. Работа оператора и монтажёра (что хотел Ксавье, естественно выделил и показал) очень хороши, здесь мало крупных кадров и узнаваемых фишек режиссуры Долана, но он меняется и возможно, это многим и не понравилось в этой работе, но не мне. Я остался доволен этой картиной, я увидел и пережил, всё что хотел показать мне режиссёр. Масса метафор и знакомых приёмов, которые легко поймут только настоящие ценители авторского кино и стиля Ксавье Долана. Эта история и о познании себя, своего естества и о смирении, которое необходимо познать. Что-то уходит, а что-то навсегда останется с тобой... пусть это будет твоё любимое фото или детский рисунок, но глубоко внутри, ты понимаешь, что жизнь идёт вперёд, в ней нет рамок и только твоя дорога ведёт тебя. Улыбнись, распахни дверь, и ты увидишь, жизнь прекрасна! 9 из 10 Кнышов Андрей, 21 ноября 2019.
14 ноября в кинотеатрах вышел новый фильм Ксавье Долана – «Матиас и Максим». По трейлеру все было подумали, что режиссер решил завязать с экспериментами и вернулся к «истокам», но все оказалось не совсем так. С одной стороны, можно смело говорить, что это «тот самый Ксавье»: атмосферный примечательный для его работ саундтрек, тяжелые отношения героя с матерью, которую снова играет Энн Дорваль; раскрытие темы однополой любви, «живой» и меняющийся формат кадра и т.п. С другой стороны, Долан пишет свое произведение в новых тонах, сбегает от урбанистической эстетики к природе и подходит к развитию любовной линии с другой стороны. Матиас – новый персонаж для режиссера, ведь он боится своих чувств. После поцелуя со своим лучшим другом, в Матиасе активировался детонатор и, покуда, часики тикают обратный отсчет, он ведет внутреннюю борьбу, пытается ответить хотя бы один из вопросов: Что я на самом деле чувствую? Нормально ли это? Мой мир начал разрушаться или только родился? Его подсознание не понимает вспыхнувшего притяжения и поэтому перестает выдавать какие-либо другие проекции; оно не дает думать ни о чем другом. Поэтому в реальном мире Матиас становится похож на робота с нарушенной системой координат, и ему не сбежать от этого, не уплыть, не перепрограммировать себя. Максим, которого сыграл сам Ксавье, тоже нетипичный персонаж, особенно касательно деталей в отношениях с матерью. Его герой поднимается на ступень выше, взрослеет, меняет свой взгляд, развивается (будто продолжает линию Стива из «Мамочки» и Юбера из «Я убил свою маму»). Долан шутит, уделяет много времени знакомой каждому атмосфере посиделок с друзьями, быту, а также в фильме отсылки к «Титанику, «Назови меня своим именем», «Боли и славе» и т.д. Но главное это новый, иной уровень романтики, на котором неожиданно для себя оказываются Матиас и Максим. Такой неопределенный. Такой необъяснимый. Такой знакомый. Мне все понравилось, ничего не резало глаз. Не могу сказать, что это лучшая работа Ксавье, но она точно стоит внимания. Со мной фильм не нашел стопроцентного коннекта, но это сделано и написано очень красиво!
С 14 ноября 2019 года в прокате новая лента Ксавье Долана под названием “Матиас и Максим”. Незыблемые работы с одними и теми же проблемами и треволнениями в личной жизни каждого из юных героев. Долан вновь играет сам. Возможно, видел себя именно в этом образе. Возможно, подбирал под себя партнёрского героя и историю. Получилось достаточно органично, и будто бы по-иному, если за иное считать нанесённый грим. В остальном - собственные лекала правят миром уже тридцатилетнего мужчины. Матиас и Максим - два друга детства из большой компании вероятно ещё школьных приятелей. Они знают друг друга как облупленных, их родители знают и друг друга, и каждую ребятню поимённо. Два центральных персонажа некогда были предельно близки, до взрослой жизни, однако никогда искали в своих отношениях больше, чем дружбу. Хотя куда больше! Но, оказывается, любовь долановском мире - чувство на порядок выше. И теперь его Максим начинает сводить с ума беспокойного и потерявшегося в жизни Матиаса, который только выглядит из всей компании наиболее умным, успешным и перспективным. Кажется, что Долан уже превратился в Вуди Аллена, только с гендерной противоположностью своих муз. Лента умудряется шутить и сарказмировать, конечно, не достигая конигсбергских высот, однако переводя настроения в романтично-настроенный лад. Чувства, сводящие героев с ума и приводящие их в нервно-паралитический вид, управляют балом. А Долан, некогда считавшийся бриллиантом и ориентиром, нынче опытный рассказчик, продолжающий увлечённо рассказывать о самоидентификации и прочих эмоциональных ветрах квир-эпохи. Рассказчик он опытный, истории его действительно интересны, нескучны, легковесны и смотрятся на одном дыхании. По фильму в год - вот и весь жизненный сериал. Конечно, в таком роде надеяться на большие призы не придётся. “Матиас и Максим” скатались в Канны. Произошло это без каких-либо надежд на успех, в основном - для премьерного порядка и для разбавления конкурентных перипетий, подобно Джармушу, чтобы можно было расслабиться хоть в один из показов. Наверняка, такую ситуацию Долан понимает и вправе смотреть, что ему делать дальше. Если же он выпустит ещё две-три-дальнейшее число подобных фильмов, никто не огорчиться. В конце концов, “Матиас и Максим”, как обычно, честная и откровенная картина, а честность - экземпляр редкий и в творчестве уважаемый. 18.11.2019
Приветствую всех синемаголиков и простых читателей моей рецензии! Сегодня расскажу о своих впечатлениях от нового фильма Ксавье Долана под названием «Матиас и Максим». Премного благодарен @rusreport за приглашение на премьерный показ. Сюжет рассказывает о большой дружеской компании, которая нередко собирается у кого-то на дому и устраивает посиделки со всякими играми. И в один из таких вечеров сестра одного из друзей просит двух любых парней помочь с производством дипломной работы, короткометражки, в которой те должны были бы поцеловаться. Невольными «добровольцами» становятся два лучших друга - Матиас и Максим (главные герои ленты). Но они оба даже и не могли представить, что всего лишь один опрометчивый поступок способен изменить абсолютно всё в жизни друзей… От фильма я совершенно ничего не ожидал, так как не являюсь ярым фанатом лент Долана, однако при этом с удовольствием отправляюсь в кинотеатр оценивать его каждую новую работу. «Матиас и Максим» не стал исключением. Трейлер был совершенно обыкновенным, а показ в Каннах прошёл бесследно (без единого приза и бури внимания со стороны критиков). Тем не менее, фильм получился далеко не стыдным. Сюжет и тематика схожи с предыдущими работами режиссёра (например, снова на «переднем плане» тяжёлые взаимоотношения главного героя с матерью), но в то же время «Матиас и Максим» ощущается, как нечто инновационное, иное, прорывное в карьере Долана. Хоть все приёмы Ксавье и остались при нём, Долан делает больший акцент в этот раз именно на дружбе и всех из неё вытекающих вещах. Тема однополой любви, конечно, тоже никуда не делась, ведь это важная часть лент молодого канадского кинодела, которую я бы хотел обсудить поподробней. Больше всего я люблю картины Долана именно за его искренность. За то, как он правдиво и мастерски умеет показывать внутреннее состояние главного героя. Действующее лицо раскрывает нам свою душу не с помощью демонстративного траура, а благодаря действиям. Например, в первой трети фильма герой, дабы абстрагироваться от своих свежих чуждых чувств (или ощущений), встал пораньше, пошёл к реке и там проплыл огроменную дистанцию, сам от себя того не ожидая. Однако при всём выше сказанном я не могу назвать главных действующих лиц типичными образами для картины данного канадского режиссёра. Ксавье привносит мелочные, но заметные изменения в характеры персонажей, которые абсолютно меняют восприятие героев зрителем. На этот раз в каст не позвали Кита Харингтона и Джейкоба Тремблея, однако это не мешает здешнему безызвестному составу проявить себя не хуже (а иногда и лучше) дорогостоящих звёзд. В фильме, помимо самого Долана, сыграли, как я понял, друзья режиссёра, поэтому нет особого смысла упоминать каждого по отдельности. Думаю, достаточно просто похвалить актёров, в целом. Но безусловно всех затмила харизматичная игра Ксавье (офигеваю, как ему удаётся разрываться между режиссированием и игрой в собственной же картине). Как и в каждой работе Долана, я воистину наслаждался поэтичной и красивой атмосферой ленты, построенной с помощью дивного саундтрека и приятного визуала. К выбору музыки для фильма Ксавье всегда подходит ответственно, из-за чего аудиоряд не может не удивить парой колоритных треков. Визуал - также ещё одна причина, из-за которой стоит смотреть работы данного режиссёра. В «Матиасе и Максиме» вновь мелькает множество невероятно эстетичных и офигенно поставленных кадров, от которых глаз буквально кайфует. Подытожу. Я рад, что Ксавье вернулся в мир авторского кинематографа. Давайте согласимся, Голливуд ему был откровенно «не к лицу». «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» был ходячим клише и неудачным во всех аспектах экспериментом для режиссёра. Да, «Матиас и Максим» - тоже не идеал, и это далеко не самая лучшая работа Долана. В ней присутствует всё то, за что многие любят его, а также не обошлось без доли чего-то нового. Поэтому я рекомендую посмотреть сиё кино, если вы фанат этого режиссёра или просто любите подобные душевные авторские фильмы, затрагивающие множество социальных тем и являющиеся неким «исповедованием» режиссёра перед зрителем. 8 из 10
В отличие от прошлых фильмов Ксавье, которые обсуждались с грохотом, этот же остался более тихим и не заметным(но на удивление был запущен в России!). «Маттиас и Максим» чувственная история о двух друзьях детства, имеющих неоднозначные отношения. Маттиас-гетеросексуальный парень, с надёжной хорошей работой и понимающей девушкой. Местами он бывает слишком агрессивен, чересчур реагирует, это можно понять помимо его реплик и поведения, в одежде, когда он сидя в горячо-красном свитере должен отыграть поцелуй со своим другом. На фоне Максима он очень контрастирует, из-за чего выглядит еще более неустойчивым(визуально это можно отметить в моменте где он сидит на водном матрасе, переедающем его страх и сомнение, как его кидает из крайности в крайность, словно на волнах). Макс же простой парень, не имеет вредных привычек и складывает бычки в карман. Он следит за проблемной матерью, опекает её. Максим уезжает в Австралию на два года, пытаясь найти своё «призвание» как отметил Матт. Он человек более открытых взглядов, ему не нужны элегантные классические костюмы и престижный офис. Хочется отметить для начала, что Долан не изменяет себе в крупных планах, замедленных и ускоренных сценах, конечно же в плейлисте картины (на удивление, который на половину состоит из оригинального саундтрека, что не типичное явление для режиссера, но плохого в этом естественного я ничего не вижу, могу лишь похвалить за хорошее исполнение от ни столь известного композитора Жана Мишеля Бле). Тактильность и близость-отличное описание фильмов канадского режиссёра. Картина безусловно приятная и нежная, заставляет прочувствовать наших героев, показать их скрытые желания и мысли, но делает это слишком прямо. Маттиас слишком грубо для зрителей отрицает свои чувства, слишком прямолинейно показывает недовольство, излишне вычурный в этом плане. Визуально картина шикарная, тут и думать не нужно. Но фильм не примечательным, поэтому и остался в стороне на каннском фестивале. Ксавье не делает ничего нового, повторяет свои обычные фишки, на этот раз ничего не пестрит и не кричит, наш мальчик-оркестр прикрыт полупрозрачной пленкой. Предполагаю, что сделано не продумано, нужно было побыстрее реанимироваться после провального Джона Ф Донована. Или же он решил умерить свой пыл? В общем, после первого просмотра признаюсь осталась не в восторге, но пересмотрев решительно поменяла взгляд.
Матиас и Максим – друзья с детства и даже десятилетия спустя они поддерживают отношения, хотя идут по жизни совершенно разными путями: Матиас собирается жениться и ему светит место юриста в престижной компании, а Максим, уставший от неудач лузер с винным пятном на лице (словно перекочевавшим со лба Михаила Горбачева), планирует уехать из Канады в Австралию и начать все с чистого листа. Но как-то раз во время приятельской вечеринки одна их знакомая, снимающая претенциозную (и совершенно бездарную) любительскую картину, ищет добровольцев для сцены, в которой двум парням приходится целоваться. Добровольцами становятся, конечно же, Матиас и Максим, но после этого эпизода они начинают понимать, что их жизнь прежней уже не будет, поскольку оба испытывали друг к другу чувства все эти годы. Бывший любимчик Канн, канадец Ксавье Долан, которого называли настоящим вундеркиндом, за свои 30 лет действительно смог поставить не один достойный фильм – но слово «бывший» здесь будет употреблено неслучайно. Хотя одна из его последних работ, семейная камерная драма «Это всего лишь конец света» и была удостоена Гран-при в Каннах, лагерь критиков она расколола пополам и вызвала много весьма негативных отзывов, а амбициозный капустник «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» вообще ждал полный провал. В самом деле, талант в нем чувствуется, но Долан никак не хочет усмирить свое пижонство пополам с инфантилизмом и нежеланием расти как режиссер и личность, отчего каждый его новый фильм начинает страдать самоповторами, неубедительностью драматургии и общей громоздкостью. Впрочем, ошибки «Джона Ф. Донована» он учел и мудро сделал шаг назад, вернувшись к личному, более компактному и душевному материалу, но справился с ним лишь отчасти, наступая на прежние грабли. От самоповторов и пижонства ему не избавиться никак – все те же пережевывания конфликтов с матерью (конечно же, ее играет Энн Дорваль), любимые песни из личного плейлиста в качества саундтрека, много эффектных поз и красиво снятых лиц при слабо выписанном психологизме, как и заигрываний с вариоэкраном, на сей раз редких, вымученных и ненужных. Справедливости ради надо сказать, что череду по-настоящему сильных, нежных и трогательных сцен он выдает, но центральный конфликт ощущает и преподносит неважно. Дело в том, что история пробуждения чувств в его случае больше подходит для coming-of-age story, поскольку герои – это взрослые мужчины, живущие в современном мире и те приемы, которыми он пытается препарировать внутренние терзания, страх поддаться желаниям и обрести истинную свободу, не слишком подходят как для персонажей, так и для их ситуации. Настроения и общий тон повествования у него тоже скачут и не выдерживают какого-то определенного стиля – важные драматические эпизоды, например, слишком быстро превращаются в легковесные, некоторые персонажи подвисают и тормозят действие, а пронзительность кульминационных моментов быстро сводится к финалу без необходимого катарсиса. За повышенный уровень мелодраматизма отвечает сам Долан, исполнивший главную роль и играющий слишком слезливо и надрывно, чтобы донести до зрителя необходимые тонкости переживания Максима. Здесь его полностью уделывает канадский комик и сценарист бразильского происхождения Габриэль Д’Альмейда Фрейтас, имеющий скромный опыт в большом кино, но прекрасно чувствующий драматические нюансы своего персонажа, лишенный скованности и умеющий передавать экранную химию. Сам же Долан, от которого с каждым разом ждешь творческого роста и взросления, хоть и старается делать работу над ошибками, пока лишь остается не развивающейся личностью, а эдаким тинейджером-переростком, способности и идеи которого постепенно улетучиваются с годами.
ТВОРЕЦ И ЕГО ТВОРЕНИЕ Любимец европейских кинофестивалей, юный мастер кинематографа, для кого-то великий, а для кого-то ужасный, но для всех уже знакомый и родной Ксавье Долан представляет публике восьмую социально-значимую картину, мимо которой, хотя бы одной простой причине, пройти ни в коем случае нельзя. И причина эта – неповторимая поэтичность режиссера. Однако, хочется признаться, у фильма «Матиас и Максим» имеется особая уникальность, которая требует более глубокого анализа. Прежде чем приступить к подробному обсуждению восьмой картины канадского режиссера, не могу упустить из повествования одну особенность. Любовь к своему делу эквивалентна стоящему результату. И Долан явно не лишён такой особенности. Свой творческий путь Ксавье начал в возрасте 4 лет в качестве актера. Парень тогда снимался в рекламных роликах. Однако дебютировал Долан как режиссер полного метра уже в 19 лет. Именно тогда, в 2009 году, миру посчастливилось познакомиться со столь талантливой особой, ведь зрителю была дарована возможность узреть первое творение мастера — «Я убил свою маму». Однако, в данный момент мы делаем акцент на восьмой работе режиссера, хотя, признаюсь честно, мне сейчас достаточно сложно оторваться от написания проникновенной оды творчеству Долана. О ЧЕМ ФИЛЬМ? История фильма «Матиас и Максим» повествует зрителю о компании беспечных друзей. Они вместе со школьной скамьи. Дни проводят так, как и положено их проводить молодым людям: они веселятся, устраивают вечеринки, спорят и дурачатся. Однако двум из них вскоре предстоит сняться в короткометражном фильме. Так уж вышло, что по сценарию Матиасу и Максиму необходимо поцеловаться. Казалось бы, это всего лишь какой-то дурацкий фильм. Однако сцена поцелуя приоткрывает их дружбу с весьма неожиданной стороны и становится отправной точкой потока противоречий и душевных исканий героев. ЧТО ПОЛУЧАЕТ ЗРИТЕЛЬ? Ксавье Долан — один из тех режиссеров, кто активно закладывает в основу своих работ автобиографичный фундамент (однако на данный момент, по сравнению с первыми работами, режиссер все-таки стал уделять внимание более общим историям, сохраняя лишь личный и неповторимый эмоциональный стиль). И это замечательно. Думается, если бы не откровенность канадского режиссера, зрителю вряд-ли бы удалось не только довериться творцу, поверить в реальность происходящего, но и вместе с тем влюбиться в его творчество. Рассказывая о своем новом фильме, канадский режиссер резко заявляет, что «Матиас и Максим» вовсе не является автобиографичным, напротив, как упоминалось выше, из личной жизни Ксавье оставил лишь личный эмоциональный стиль — драйв. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАРТИНЫ Конечно, за десять лет режиссёрского творчества, многие зрители согласятся с тем, что канадцу бы не помешало отойти не только от излюбленной темы шекспировской любви и извечной проблемы отцов и детей (в случае Долана из картины в картину перекочевывают сложные отношения матери и сына), но и попытаться обновить кругозор своих картин в техническом плане. Однако, я считаю, именно в данной константе и заключается вся прелесть режиссера Долана. Киноязык Ксавье удивителен и неповторим. Полюбившиеся Доланом визуальные приемы зритель наблюдает в каждом его творении. Однако, служение юного режиссера своему авторскому стилю публика зачастую принимает лишь за ограниченность его творческого потенциала. И это, безусловно, грустно, ибо столь резкое суждение публики окажется ошибочным. По крайней мере потому, что она останется вне стороны понимания выбора режиссером того или иного визуального ряда. Фильмы Ксавье поэтичны, искренни, нежны. Его герои полны жизни. Задача Долана, как режиссера, не в том, чтобы удивить зрителя со стороны технической, его задача заключается лишь в подлинной, достоверной и проработанной демонстрации человеческих чувств. В таком случае, видимо именно поэтому фирменный почерк Долана способны оценить лишь завсегдатаи его творчества, ощущая в душе истинное ликование, когда на экране всплывает очередной крупный план, выступая в роли смыслового акцента, или же так полюбившийся канадцем рапид, который добавляет его работам величественного пафоса, усиливая впечатление от отдельных сцен. В «Маттиасе и Максиме» вновь радует глаз и изобилие длинных кадров. Используя данный прием, Ксавье искусно демонстрирует состояние своих персонажей, тем самым заставляя зрителя более глубже погружаться в историю, чувствовать порой дискомфорт, пустоту или же тревогу главного героя. Прибегая к использованию такого простейшего визуального приема, как общий план, режиссер, путем помещения маленькой фигуры на фон огромного пространства, мастерски подчеркивает одиночество, отрешенность и смятение персонажа. Используя фрейминг, канадец не стремится к эстетической картине путем непривычного обрамления кадра, Долан тем самым вновь заостряет внимание зрителя на состоянии и чувствах человека. Прибегая к дополнительным рамкам, режиссер добивается максимальной концентрации публики на ситуации, диалоге и эмоциях, исходящих от его героев. Превосходно обогащая свои творения с помощью визуальных приемов, канадский режиссер также широко использует в своих картинах и великолепное музыкальное сопровождение, позволяющее полнее выразить эмоции человека и суть истории. Особенность стиля Долана в том, что музыка для него — это некий «голос фильма», который буквально тактильно доносит до зрителя атмосферу происходящего события (Florence + The Machine - Cosmic Love; Phosphorescent - Song for Zula; Amir - J'ai cherché). ЧТО В ИТОГЕ? По словам самого Долана, в создании новой картины его желанием было воспеть своих друзей в кино. Что ж, у него это превосходно получилось. Опуская постоянную основу фильмов Долана, которая базируется на наличии главного героя гомосексуалиста и проблемных отношений матери и сына, «Матиас и Максим», в первую очередь, становится все-таки искренней одой настоящей дружбе, и лишь потом исследованием души современного человека, который стоит на пороге личностных перемен. Начиная с дебюта режиссера «Я убил свою маму» (2009) и заканчивая творением, которому и посвящена данная рецензия, зритель не смеет упустить, что картины Долана, без лишнего пафоса, становятся поистине неким глотком свежего воздуха в пелене постоянно штампующихся картин Голливуда. И это не факт. Это истина. Ибо Долан доказал свое искусное умение создавать настоящее авторское кино не только здесь и сейчас, он доказывает это везде и всегда.
У последнего фильма Ксавье - 2 пересекающихся пласта очень тонко разделенных между собой. История внешняя и внутренняя. Внешняя история о том - как и чем живут друзья со школы спустя несколько лет по ее окончании, как и чем держится их дружеская связь. Внутренняя - это болезненное осознание истинных чувств между двумя друзьями детства на пороге их расставания. Очень возможно за внешней мишурой бесконечных разговоров, подколок и споров не заметить звенящую тишину напряженного монолога двух главных героев. Долан делает все дабы увести взгляд зрителя в бытовой контекст, но делает не меньше для акцентирования внимания на драматичной внутренней связи Мата и Макса. История с рекомендацией отца Матиаса показывает как на бессознательном уровне Мат пытается препятствовать отъезду друга при этом не желая ему плохого - из внутренних эгоистических побуждений. Мат и Макс в долгом безумном хороводе обстоятельств, складывающемся из семейных и дружеских отношений, личных устремлений и внутренних конфликтов приходят, пожалуй, к самой пронзительной сцене во всем Долановском творчестве - сцене в бытовке дома. Однако сам Ксавье не раз говорил, что с личными отношениями у него не все получается. Возможно это накладывает определенный отпечаток на все его творчество. Разрушая логичную связь героев в той самой сцене он выстраивает не логичный финал от отсутствия истинного опыта построения отношений. Тонкий, чудесный фильм от чудовищно талантливого Долана. 7 из 10
Молодой режиссер снимает про молодость и все что входит в этот комплект: неопределённость, познание себя, надежда. Как жить с чем - то новым? Когда для тебя эти чувства - полная неожиданность, незнакомые эмоции и это в какой - то степени запретно. Жизнь идет своим чередом, ты должен жить дальше как и прежде. И это практически невозможно. У каждого из героев жизнь идет своим чередом. Менять что - либо нет сил и не хочется. Остается только захлёбываться в этих чувствах, с надеждой, что выплывешь. Дороги расходятся и уже не соединятся. Не получится больше поговорить, раскрепоститься. Парадокс - на камеру люди обычно закрываются. Тут именно она помогла в короткометражке раскрыться тем чувствам, которые были на глубине, а сейчас взорвались. Это чем - то похоже на « Ромео и Джульетту», только здесь против не семья, они только догадываются. А против окружающие их обстоятельства. Вот это и есть взросление, когда все что тебе нужно так близко, и вот оно сейчас исчезнет. Но тебе нужно сделать слишком много для себя, чтобы остаться. Ну что ж любовь бывает разная. Все ей покорны. Никто не может сбежать. Главное принять - каким бы это не казалось для тебя сумасшествием. Дружба или чувства? Быть как бы взрослым, игнорируя все, держа себя в руках или действительно взрослым, принимая себя таким какой ты есть. Что из этого правда, а что лучше? Режиссер сыграл в этом фильме одну из ведущих ролей. И он прекрасно справился как и его напарник Габриэль. Просто им веришь, ведь они те самые знакомые знакомых. Также Ксавье помимо режиссера и главного героя смонтировал фильм и написал сценарий. И получилось очень достойно. Такая животрепещущая тема здесь поднимается по бытовому просто. Нет угроз, насилия. Все в руках Матиаса и Максима. Очевидно, что вся компания друзей в курсе их сложностей. Но в отличии от одного героя, полностью погрязшего в разбирательствах к себе, в сокрытии того на что никто не обратил внимание. Другой сталкивается с проблемами дома, переезда, дальнейшей работы. Ему просто некогда обдумывать все. Вот жизнь и вот проблемы - вперед. А что было уже прошло. Вскрывая детские секреты своего друга он посмотрит абсолютно по другому на поведение этого близкого и неузнаваемого человека. Драма без лишней драмы.