Хотелось бы честно отметить, что я непрофессиональный кинокритик, скорее любитель, но в данном случае любой человек, который более менее знаком с таким жанром, как ужасы, сможет адекватно понять и оценить данную картину. Не буду подробно описывать сюжет он банальный и клишированный до невозможности, но всеми силами пытается выглядеть умным и глубоким. Завязка стандартная, нас знакомят с главной героиней, у которой произошло неприятное событие и после чего она снова и снова испытывает боль от страшных воспоминаний. Ты понимаешь, что по ходу фильма мы будем возвращаться к данной теме, ловить метафоры и отсылки, узнавать что-то новое и в конце до нас донесут какой-то месседж. Но нет. Сценаристы забьют на это болт, где-то на середине фильма и больше никогда об этом не упомянут. Фильм нереально медленный. И это откровенно говоря раздражает. Ненужные диалоги, постоянные трипы и глюки от наркоты и травы, раздражающие вопли и просто нелепые и даже комедийные сцены, которые просто ненужны. Фильм не пугает, он вызывает тошноту. Единственное желание дождаться конца и с облегчением выйти из зала с мыслями - Наконец-то эта наркомания закончилась! Последние пару лет жанр ужасов немного поменял вектор своего развития и теперь режиссеры стараются не только напугать зрителя, но создать некую головоломку, у которой нет правильного решения. Каждый из нас может интерпретировать картину по-разному и прийти к своему 'верному' решению, что лично мне очень нравится. В данном фильме Ари Астер всеми силами старается кричать: -Вот смотрите какой ГЛУБОКИЙ И СЛОЖНЫЙ фильм я снял!!! Но на деле эта пустышка. Здесь нет страха, есть отвращения. Нет смысла, есть картинка. Нет персонажей, есть идиоты. Возможно, если вы покопаетесь и изучите скандинавскую мифологию, иероглифы и отсылки к древним писанием, вы что-то там узнаете. Но лично я не знаком с этим. Я обычный зритель, и я не хочу копаться и разбираться в том, что я не понимаю (имея в виду фильм). Есть золотое правильно кинематографа - Не говори, а показывай. Ари Астер показал красивую картинку. Все. А вот показать все остальное видимо было лень. 2 из 10
Знаете, я люблю кино. Люблю кино разнообразное. От тупых комедий с пошлым юмором. До артхаусного инди в которым сокрыт глубокий философский подтекст. Ещё с самого детства это мне помогало отвлекаться от окружающих проблем. Я мог днями без остановки сидеть перед старым телевизором и засматривать до дыр любимые видео кассеты. Если раньше я впитывал и в целом получал только эмоции от просмотра, и чаще всего это были сугубо однобокие эмоции. То с возрастом я все сильнее и глубже старался погрузиться в эти удивительные миры. И иногда даже старался вникать в методы создания. Для расширения кругозора. Но если раньше в постановочные моменты, язык визуала и операторских работ, я вникал и более ярко подмечал, с повторного просмотра то недавно я получил очень редкий экспириенс. Я посмотрел кино, которая помимо интригующего, я бы даже сказал завораживающего сюжета. Имел в своей основе красивую картину и в некотором роде гипнотизирующую операторскую и постановочную работу. Я жадно впитывал каждую крупицу деталей сюжета. Цеплялся за любую мелочь которая проходила на фоне и казалось бы, специально была спрятана от прямого восприятия зрителем. И я уверен, что при всем моем старание я и одной трети эдаких пасхальных мелочей не заметил. А если и обращал внимание то большинство были пропущены сквозь мой взгляд и то исключительно из-за незнания первоисточников к которым они отсылали. Но где-то в подкорки восприятия я понимал что это тут не с проста. Создатели картины умудрились найти ту грань между тонкими намёками и отсылками так сказать на весь экран, грань которую можно с лёгкостью пропустить. А завернуть это в гениальную работу оператора. Я несколько раз перематывал просмотренное, исключительно для того, чтобы ещё раз более детально посмотреть, кажущимися шедевральными, кадры. Снято все тягуче, но не затягивающе. Размеренно, но не слишком медленно что бы устать. Подробно, но не перегружая информацией. Недосказано, однако специально так что бы зритель сам дошёл до корня и наслаждался разгадыванием смысла увиденного. Версия которую я смотрел идёт практически три часа, но это время не ощущалось таким долгим. И на удивление казалось бесконечным. В хорошем смысле этого слова. Не понятно конечно уместно ли так говорить, в контексте фильмов ужасов. Ну или пугающие триллеров. Которым и является данное кино. Это и поразило меня больше всего. Я не люблю такой жанр. Но тут я смотрел его, словно приворожённый. Мне не хотелось останавливаться. Не совсем типичное для жанра. Ужасы тут, без обилия крови и убийств. Но смертей достаточно. И то показаны не все. И даже при условии, что те которые показали достаточно жестоки. Больше в ужас приводят именно те что не показали. Они больше трепета и страха дали ощутить. Чем бессмысленное кровавое месиво. А в конце... Послевкусие от просмотра. Подобное я испытываю опять же, очень редко. Я настолько морально погрузился в атмосферу фильма, что меня не отпускало на протяжении нескольких суток. Тяжёлые эмоции и попытки понять для чего все это было не оставляли меня. Осознание и понимание что так или иначе все что произошло в фильме. Имеет место быть и в реальности и от этого так же жутко и не по себе. При условии, что чувства эти не самые приятные. То что фильм заставил их испытать, это не плохо. Да и жанр сам по себе обязывает вывести на подобные чувства. И он с этим справился блестяще. Я был в ужасе от происходящего и атмосферы. Но я был в восторге от того как гениально и красиво это было показано... Очень советую к просмотру... Если конечно вы захотите.
Интеллектуальный хоррор Hereditary зажег звезду режиссёра Ари Эстера. В застоявшемся жанре его работа действительно выглядела свежо и стильно, и располагала к тому, чтобы ожидать от автора новых работ. И он не подвёл. В скором времени вышла почти трехчасовая лента Солнцестояние, которая ещё до официального релиза была признана чуть ли не революцией в жанре хоррор. Водрузив на голову метафоричную корону в финале Hereditary, Ари Эстер, по всей видимости, в действительности уверовал в свою гениальность. В итоге вполне ожидаемо пьяный воздух свободы в очередной раз сыграл с профессором Плейшнером злую шутку. Солнцестояние - это крайне душное, затянутое, скучное, утомительное и претенциозное кино, базирующееся ровно на одной идее. Идее о причиняющих боль, разрушительных отношениях внутри пары. При том, что эта задумка становится понятна со второй сцены фильма, для ее раскрытия автором вводится целый культ солнцепоклонников. Однако вместо ожидаемого эффекта страха перед необъяснимым Солнцестояние скорее вызывает смех. Вся выдуманная фольклористика в фильме выглядит как сцена совокупления инопланетных продюсеров из серии американского мультсериала Южный парк: «Пацаны, я не понимаю, что происходит, но, по-моему, это что-то неприличное». От того, что каждую минуту фильма в нем происходит очередная надуманная фольклорная хрень, он не становится умнее. Особенно, когда фольклорная хрень заключается в том, что кто-то громко орет, танцует или долго смотрит куда-то вдаль. Фильм выглядит как попытка выстроить кубриковский равносторонний треугольник из неравных сторон. В результате он все время заваливается набок. Длинные сцены в этом фильме слишком длинные, сцены юмора несмешные. Там, где персонажи должны стоять или двигаться ровными рядами, всегда кто-то выбивается. Постройки, которые должны быть посередине кадра, обязательно смещены в сторону. Но если все описанное выше можно признать особым режиссерским видением, то растянутый хронометраж никак не объясняется художественной необходимостью. Большинство сцен затянуто ради создания ощущения артхаусности. В сценарий добавлены лишние сюжетные линии, большинство из которых нужны для подачи совершенно ненужной экспозиции, как, например, линия с диссертацией и местным гомункулом Пикассо. Фильм перегружен персонажами. Почему вместо 9 жертв нельзя было оставить одну, при том, что по смыслу только она имеет значение, совершенно не ясно. Но есть в фильме Солнцестояние и свои плюсы. Например, если кто-то решит вам рассказать о многочисленных отсылках этого кино или предложит трактовать его концовку - можете смело останавливать этого человека и никогда не заводить с ним беседу о кино. Он в нем ничего не смыслит.
Я редко оставляю отзывы, тем более на ужасы. Жанр, мною нежно любимый, но к ужасам эта картина не имеет отношения. Отбросив все кровавые и жуткие сцены, полные насилия, ярких сцен смертельных увечий и фрагментов, более подходящих для раздела 'кинк ' на каком-нибудь порносайте... Это практически псевдодокументальный фильм о Шведской закрытой общине, которая ревностно хранит свои традиции и обычаи, при этом осознанно скрывая суть своих обычаев и культурные особенности. Широкими, но осторожными мазками нам показывают два мира, серый и обыденный мир девушки Дани, полный комплексов, беспокойства, страха за больную на голову сестру(которая нанесет весьма сильный удар по нервам, и без того травмированной Дани), а в солнечной и теплой Швеции мир общины Хорге. Там море солнца, все искренние приветливые и радостные, нет боли, страха, нет потери и такого тяжелого прошлого, тянущего камнем вниз. Сразу оговорюсь, что на своем пути встречала много неприятных и удручающих вещей, будучи дочерью психиатра, и проходя практику в больнице (в отделении реанимации, где частенько после аварии приезжало мясо, без лица, ног, рук, с выпущенными кишками)а потому не было удивления\отвращения\страха, ни от мяса и крови, ни от реакции Дани на внешние, так скажем, раздражители. У девушки явные проблемы в семье, причем начиная с самого детства скорее всего. Жить с сестрой, по сути - инвалидом, крайне сложно, а если это еще и ментальное расстройство, то 'тяжело' надо умножать сразу на 100. Судя по тому, что происходило на экране, пока нам показывали ГГ, я часто ловила себя на мысли о первопричинах тех или иных ее поступков. К примеру постоянные извинения и паника, как отражение чувства вины за то, что бросила родителей, в общем то не молодых, с неадекватной сестрой. И скорее всего сестре поставили диагноз давно, как минимум в подростковом возрасте, что тяжело отразилось на Дани, втором ребенке, оттиснутым в сторону недугом ее больной сестры. На это сразу можно наложить неврозы, всевозможные нарушения формирования коммуникативных навыков. Если проще - нет понимания того, что правильно и неправильно делать в отношениях, нет умения делить свои проблемы с кем то, абстрагироваться от них, искать помощи. Искренне сопереживала Дани на протяжении всего фильма. Парня я тоже не упускаю из виду, добрый по сути, он понимал, что его девушке плохо, хотел помочь, но понимал, что не готов к таким отношениям, и старался бросить ее. Но семейная трагедия не дала ему шанса уйти. Так и жила эта несчастливая пара: мальчик, который хотел уйти, и девочка, с оголенными нервами. А там и поездка в Швецию, и юноша по имени Пелли из той самой общины Хорге, который почувствовал нечто общее с ГГ. Что о друзьях, тут клише - мясо, которое умрет первым. Откровенно скучные и тупые разговоры второстепенных персонажей наконец сменяются атмосферой праздника и торжественности. Я достаточно много знаю о язычестве и ритуалах, а потому не удивилась тому, что показали в фильме. Было не очень приятно наблюдать некоторые подробности, но особого удивления не было. Все, в большинстве своем, было взято из реальных языческих обрядов и практиковалось нашими далекими предками. Такое внимание к деталям нарядов, культурологическим особенностям подкупило сразу. Я могу еще долго описывать незаметные при первом просмотре шришки, вроде взглядов, что останавливались на Дани, когда она проходила мимо язычников из общины, или же особенностей ее восприятия во время ритуалов, иначе это был бы самый длинный отзыв к этому фильму. Я не восприимчива к мясу, к жестокости, убийствам и прочим 'ужасам' которые напугали многих людей, посмотревших фильм. Живя в России, еще страшнее будет, если зайти за местные гаражи. Только тебя сначала пустят по кругу, и только потом прирежут кривой заточкой. Правда без солнышка и ритуалов. В реальном мире творятся более жуткие вещи. Мне фильм показался очень... позитивным. Он рассказывает о людях, у которых четкое представление о жизни, о смерти, о любви. И если смотреть картину сквозь призму их восприятия, то перед нами вовсе не ужасы, перед нами драма, причем с хэппиэндом в конце. Дани находясь в постоянном водовороте негативных эмоций, чувства вины за родителей, вины перед парнем за свои проблемы, и не умеющий делить эмоции с другими попадает в место, где всем есть до тебя дело. Из мира безразличия и постоянного стресса, в открытый и яркий мир, где все тебя поддержат, где тебе не нужно быть одной, тебя есть кому обнять, успокоить и разделить груз боли и страха. Возможно ужас картины даже не в насилии под ярким солнцем... Ужас в том, что ради такого маленького 'рая' где все тебя любят и разделят твои эмоции и, прежде всего, боль, не страшно лично взять молот в руки. Ведь если абстрагироваться от всей крови на экране, картина пасторальная и крайне позитивная. И в этом ее ужас. Ее соблазн. В наш век недолюбленных детей, выросших в несчастных взрослых. Убрать все мясо и можно смело ставить на полку как любимую драму. 10 из 10
Триллер американского кинорежиссера Ари Астера, создавшего «Реинкарнацию» (2018). Начало – классика хоррора. Группа молодых людей, ищущих и жаждущих новых ощущений, отправляются в странное местечко. А именно – в Швецию на празднование летнего солнцестояния с общиной язычников Пелле. В центре картины несколько персонажей, среди них пара –Дэни и Кристиан. Девушка, не так давно пережившая горе-потерю семьи и парень, так и не решившийся расстаться с ней из-за привязанности и чувства вины. Казалось бы, все бы нечего, но герои сразу погружаются в местную культуру, вынуждены соблюдать местный устав, и наблюдать за жестокими обрядами. Все это безумие сопровождается групповыми галлюцинациями, под действием психоделических веществ конечно же. Астер смог умело показать быт язычников и ужасающее великолепие созданного ими искусственного мира. Не забываем, что под пеленой загадочности скрывается самый настоящий ужас. Однако, визуал картины поразителен - красивые переходы кадров и эстетически насыщенная палитра цветов. Я бы выделила красивую сцену танца на празднике “Королевы Мая” – достойно отдельного Оскара и должна войти в историю кино 100%. Интеракт между героями был естественен - натянутые отношения и неразрешенные отношения Кристиана и Дэни, конфликт друзей из-за диссертации, общее недоумение по отношению к происходящему вокруг выглядели реалистично. Однако, фильм можно разделить на 2 части. В первой части – все органично сложилось, интерес подогрет до максимума. Но вот во второй – присутствовала некая “недоделанность”. А именно, специфичная откровенность – клоузап уродца и раздробленные черепа- too much. Полагаю, это хоррор и жанр обязывает. Демонстрация запрещённых приемов как бы в лицо – наводит на мысль что автор не уважает зрителя. Отсутствует деликатность, которая бы придала бОльшую перчинку в восприятие. Мораль картины и ответ в ревности главной героини Дэни Ардор, как и обида, желание обладать, боль потери, горечь — одиночества- вот страхи которые сподвигают на преступление.Не сказала бы что фильм философский, скорее показывает типичные для человека пороки, с которыми он, порой, не в силах справиться. 6 из 10
Кинокритики находят в этой картине много того, что обычному зрителю чаще всего 'недоступно': множество символов, пищу для интерпретаций, эстетику и прочие аспекты 'высокого кино', в данном случае, зверски притянутые за уши. Если вы обожаете все вышеописанное, то 'Солнцестояние' вам действительно понравится и, возможно, даже чем-то удивит. Но разбирать в рецензии кино с данной стороны нет никакого желания. Высокая оценка, положительные отзывы ('самый необычный ужастик', 'открытие года', 'новый взгляд на хорроры' и т.д.), плюс категории, присвоенные фильму на разных ресурсах (ужасы, триллер, детектив) - почему бы не сходить?! В итоге получаешь 2.5 часа монотонной пытки, которую облегчает лишь кропотливая работа оператора, скрупулезный подход к постановке сцен и щепотка конкретного трэша в конце. Все. А если хотите подробнее - читайте ниже. Сюжет - мертвый. Взято старое доброе клише: 'группа попадает в определенное место и постепенно выпиливается, остается жив (обычно) один персонаж'. Черт с ним, мы любим клише! Но здесь все это растянуто на 2,5 часа, Карл! И хронометраж не заполняется какими-то интересными и дополнительными нитями сюжета, они просто тянут бедного кота за причинное место чуть ли не в каждой сцене. Особенно, когда показывают быт языческой общины. Не забываем, что у нас тут стандартное клише, т.е. знаешь наперед (или догадываешься), что будет дальше, ждешь это следующее действие, а сцена все тянется и тянется... Логику происходящего лучше не высматривать (кто ее вообще ищет в фильмах ужасов?!). Актеры/ персонажи - 50 на 50. Пару главных героев можно назвать: 'валенок и мамкина истеричка'. Причем, постоянный рев последней - это единственное, что действительно пугает и отталкивает в этом 'фильме ужасов'. Музыка - иногда нагнетает атмосферу, но периодическое обрубание на ровном месте уже к середине фильма начинает надоедать, т. к. тебя эмоционально подводят к определенному моменту, а дальше ничего не происходит. Постановка сцен/съемка - на высоте. Особенно, второе. Частая симметрия в кадрах просто идеальная и даже там, где нет статичности. Массовые сцены быта язычников скучны до безумия, но их постановка действительно удивляет, взять те же кадры за столом. И, собственно, УЖАСЫ - какие ужасы?! Здесь их толком нет. Пара-тройка сцен с расчлененкой и все. Создатели задумали пугать зрителей 'атмосферой' происходящего, но по факту лишь усыпили. Как говорилось ранее, пугает лишь долгий и частый рев главной героини. Если бы за это давали Оскар - она была бы в номинантах. Ах да, это же еще и ДЕТЕКТИВ - здесь берет гордость за отечественное кино, т. к. тонны сериалов 'про ментов' с российских телеканалов на голову обойдут данное произведение в жанре! Что имеем в итоге? Неплохую картину для любителей 'обгладывать' кино до последнего символа, но, в тоже время, дико нудный и скучный фильм для тех, кто пришел посмотреть УЖАСЫ.
В жизни молодой девушки Дани произошла ужасающая трагедия. Фильм начинается с того, что зрителя подводят к той сложной ситуации, в которой оказалась главная героиня. Находки режиссёра появляются на экране с самых первых минут, зловещая музыка как-бы подсказывает, что надвигается шторм, сильнейшая эмоциональная буря, которую Дани предстоит пережить. На фоне всего этого сразу высвечивается гнилое окружение девушки, общество потребления которое диктует воспринимать людей у которых есть серьёзные проблемы в жизни, как нечто нежелательное, от кого необходимо держаться подальше и искать замену в отношениях. К семейным проблемам плюсуются проблемы с её парнем, Кристианом, который раздумывает, стоит ли ему бросить девушку сейчас или пока подождать. Здравая психологическая оценка ситуации приводится с обоих сторон, как со стороны окружения парня так и со стороны подружки девушки, и вот мы плавно, постепенно, не торопясь подходим к тому, что это фильм про секту. Как вы, наверное, уже слышали, главным объектом обработки сектантами являются проблемные люди, в жизни которых произошло горе, из-за чего они находятся в сильнейшем эмоциональном потрясении и духовном кризисе. Именно такой показана Дани, и когда общество вот-вот отвернётся и бросит прозябать в одиночестве, секта предлагает своеобразный выход. В фильме продумана каждая деталь, достаточно обратить внимание на сюжет картины над кроватью Дани в её городской квартире, и досмотрев до конца сопоставить с тем, что произойдёт в итоге. Говорят, те кто перенесли трагедию, у кого была нелёгкая жизнь, быстрее взрослеют. И действительно, у актрисы Флоренс Пью в свои 22 года очень умный и грустный взгляд. На самом деле, актрис кто могли бы так сыграть, не много. Один из друзей Кристиана ради сбора материала для написания диссертации собирается поехать в закрытую общину в Швеции, собрав максимум данных об обрядах древнего языческого празднества Солнцестояния. Ребята решают поехать с ним, тем более что Дани необходимо отвлечься, развеяться. Даже сам вопрос кому ехать и когда из-за натянутых отношений молодых людей вызывает напряжение и обиду, ведь Дани догадывается, что Кристиан подумывал её бросить. Это придаёт ещё больше драматизма происходящему, а в дальнейшем начнёт происходить языческая жесть. «Солнцестояние» противопоставляет суровый мир фашистской секты, тайной общины живущей по давно забытым канонам и обычаям, современному обществу беззаботного потребления и использования одними людьми других ради удовольствия и удовлетворения низменных эгоистических потребностей. С одной стороны мир секты отвращает и пугает своей жестокостью и кровавыми обрядами, с другой же стороны современный мир общества потребления показан не менее жестоким и убийственным, только по-своему. Эти различия очень тонко подмечены и показаны в фильме. В итоге, где есть место обездоленным и угнетённым, остальные воспринимаются лишь как топливо для поддержания того устоявшегося уклада жизни, ведь так издавна заведено. Режиссёрская и операторская работа ну просто отпад, если бы я снимал такой фильм, сделал бы его именно таким. Мистически завораживающая музыка и визуальный ряд одновременно и успокаивают и пугают. Безмятежное и жизнерадостное поселение скрывает кровавые тайны, которые гостям из благополучной Америки вскоре предстоит ощутить на себе. 10 из 10
Посмотрела фильм налегке, не было ощущения затянутости, интересно было до конца. НО… не стоит ждать от этого фильма чистого хоррора. Я почитала несколько негативных и положительных рецензий, чтобы сверить свои ощущения с другими людьми, и скажу, что я больше склоняюсь к тем, кто советует фильмец все таки посмотреть!) Не знаю, некоторые восприняли данную картину, как своеобразный выпендреж режиссера, мол он хотел, чтобы сценарий фильма казался оригинальным и очень глубоким. Лично мне так не показалось. Никакой глубиной тут и не пахнет, и нет ощущения, что задумка была какой-то невероятно философской и так далее. Скорее всего, что автор задумал показать, то он и показал, и то, что у людей этот фильм вызвал не ужас, а отвращение, и было задумкой. Я не любитель тупо блевотного кино вроде «Человеческой многоножки», и этот фильм не припишу туда, потому что в нем моральное напряжение держится не только за счет реалистичных кровавых сцен. Здесь полно абсурдных моментов, настолько абсурдных, что к концу фильма мне показалось, что я сама уже попала в эту секту. Здесь показано, как легко большинство может одурманить меньшинство, навязать ему, что нормально, а что нет. Кто-то написал в одной из рецензий, что эротика в данном фильме не возбуждает, а отвращает, и я с ним соглашусь, это действительно так, но это не делает фильм плохим, скорее это наше восприятие делает его таким, ведь мы привыкли к другому… И лично меня поразило, как в фильме изображено плавное растворение героев в самобытности этой деревни. Здесь нет неожиданных поворотов, сюжет разворачивается довольно быстро, с самого начала понятно, что с этими чудиками что-то не так, однако сам процесс того, как они обрабатывают героев происходит незаметно для НИХ (главных героев), ведь они не видят со стороны того, что видим мы - зрители. Казалось бы приехали пару дней назад, но солнце почти не садится, время стирается, плюс различные психотропные угощения, они уже не понимают, что правильно, а что нет, поддаются чистым эмоциям. Мне кажется, что здесь не было целью снять чистый ужастик, трагичную драму, достоверную документалку о своеобразности данной общины, или вложить какой-то глубинный смысл, сделать неожиданный конец, нет… Скорее всего, режиссер просто хотел поиграть с нашей психикой, показать, как легко можно затуманить и погубить разум любого, а так же показать, что такой финал неизбежен, и иногда такие фильмы хочется посмотреть, чтобы просто взорвать себе мозг. Что касается главной героини, то для нее финиш оказался вполне ожидаемым, все таки смысл фильма не в ее трагедии, а в том, что она выбрала после… В общем, не надо думать, что этот фильм нравится только тем, кто хочет казаться умнее остальных, как тут выразились… Надо смотреть и делать выводы самим, в конце концов это не «Интерстеллар», чтобы перегружаться в интеллектуальном плане, я очень люблю этот фильм, но сейчас не о нем) просто помню, что там можно запутаться и не понять, в чем дело, если отвлечься… Так вот, это не «Интерстеллар»… мне «Солнцестояние» напомнил, конечно же «Плетеного человека» и «Маму» с Дженифер Лоуренс, там тоже похожий психодел)
Имя Ари Астера за последние несколько лет стало одним из самых узнаваемых в жанре хоррор. Таким взлётом можно только восхититься! И даже где-то позавидовать. Но всё абсолютно по делу. Да, это режиссер Реинкарнации, фильма, который меня сразил наповал в прошлом году. И если Реинкарнация является, наверное, самым страшным фильмом за последние лет 15 (без единого бу-эффекта...), то Солнцестояние - это гимн кинематографическому напряжению, которое способно по-настоящему выходить за рамки экрана. Ты начинаешь неуютно себя чувствовать уже с самых первых кадров: сфинктер напряжён, кулаки сжаты. Каждую минуту где-то в глубинах подсознания ты ожидаешь кульминации. Операторская работа приносит этому ожиданию свои плоды. Сцена с переворотом шоссе и неба приковывает взгляд настолько (!), что не хочется даже на секунду моргнуть. Скоро мир перевернется, да. Вывернется наизнанку. И произойдёт это именно в деревне, куда держали путь наши герои. Опасно открывать карты, т. к. в каждом слове может быть спойлер. От некоторых моментов хотелось опустить глаза вниз. Ты нутром чувствуешь те боль и эмоции, которые охватили Дэни, Кристиана, Конни... Ты им полностью веришь; слышишь разговоры Марка (а его, на удивление, играет Уилл Поултер? - Галли в Бегущем в Лабиринте, парень-девственник в Мы - Миллеры), знакомишься с ребятами. Затянулся травкой, вдохнул дурман, ощутил тяжелый взгляд деревенской комунны... Под нескончаемое тревожное музыкальное сопровождение, от которого холодеет кровь, и проступают капельки пота. Неторопливый рассказ Астера превращается в пиршество зла под лучами солнца. Фильм настолько светлый и красочный, что невозможно даже представить, а что же может напугать, удивить. Но нет, свет обманчив. А трава не такая зелёная, как кажется. После завершения начало фильма воспринимается совсем по-другому. Хочется просто сидеть и... понимать, что ты в безопасности. Наверное... Это сложное кино с глубочайшим послевкусием. Ари Астер больной, но гениальный человек. А я люблю таких людей. И такие фильмы. Однозначно, этот фильм будет в топе 2019. 9 из 10. А может и все 10.
'Солнцестояние', так сильно распиаренное артхаусное чудо, с сеансов которого, по старательно распространяемым слухам, уходили целыми толпами, настолько якобы жутким был фильм, на деле оказаось очередным псевдоинтеллектуальным пшиком, артхаусом ради артхауса, в который создатели даже не старались вложить хотя бы капелюшечку смысла. Два с половиной часа я смотрел на квинтэссенцию уныния, помноженную на бездарность, упакованную в обертку высокой культуры и квазигениальности. 'Солнцестояние' это типичный продукт кинокомпании А24, которая выпускает преимущественно абсолютно несмотрибельные продукты, каждый из которых раз за разом получает восторженные отзывы киноснобов, но на деле оказывается претенциозной пустышкой, чистейшим полетом сознания авторов, не скованных такими ненужными мелочами вроде цельного сюжета, единого стиля повествования и проработанных образов персонажей. Но все же давайте разберем по порядку. И начнем с сюжета. Сюжета тут нет, поехали дальше. Персонажи - их здесь тоже нет. Я уже привык к тупым героям в ужастиках, в слэшерах, глупые и нелогичные поступки персонажей в угоду сценария для нагнетания саспенса и продвижения по истории меня уже давно не удивляют и даже не раздражают, в фильмах такого жанра я принимаю это как данность. Однако даже самые глупые и стереотипные персонажи - это все еще персонажи, наделенные своими характерами и имеющие определенные паттерны поведения. Так вот, персонажи 'Солнцестояния' не имеют даже этого. Они не глупые, не стереотипные, они просто никакие, пустышки без какого-либо наполнения, безвольные манекены, не имеющих собственных образов. Знаете, в видеоиграх, особенно в FPS, до сих пор встречается такой подход - протагонист это просто безмолвный манекен, плывущий по течению и выполняющий все, что ему скажут внутриигровые персонажи. У такого манекена нет своего характера, своей личности, якобы по той причине, чтобы игроку было проще себя ассоциировать с цифровым альтер-эго. Так вот, абсолютно все герои 'Солнцестояния' это вот такие манекены - пустые оболочки без наполнения. Артхаус-мейкеры очень любят наполнять свои произведения откровенной чернухой - по поводу и без, просто чтобы привлечь внимание общественности. У кого-это это даже получается, но 'Солнцестояние' и здесь в пролете. За весь хронометраж в фильме встретится разве что парочка подобных чернушных сцен, да и те особого шока не вызывают. Зато в фильме на полную катушку используется типичный артхаусный прием для растягивания хронометража - длинные кадры. Ну, знаете, когда на экране не происходит ровным счетом ничего, но режиссер это 'ничего' растягивает на десятки секунд, если не больше. Потрясающий ход. С положительной стороны могу отметить разве что действительно хорошую постановку. Фильм снят красиво, этого у него не отнять, и с точки зрения визуала никаких претензий к нему предъявлять не хочется. Что мы имеем в итоге? 'Солнцестояние' это претенциозная пустышка, снятая непонятно для кого и для чего. Фильм не развлекает, не пугает, сюжет не вызывает интереса (потому что его тут нет, напоминаю), а персонажи абсолютно пустые. Если вы не страдаете синдромом поиска глубинного смысла, то знакомиться с сим продуктом я крайне не рекомендую.
Общее впечатление: В прошлом году Ари Астер порадовал «Реинкарнацией» — поистине пугающей картиной в жанре ужасы. В этом году смягчив толику напряжения, молодой режиссер сфокусировался на психологии человека и его излюбленных тараканах, которые уже проглядывались в первом фильме, но тщательно заострились на этом. Смешав яркий летный коктейль с мракобесием под танцы, песни и языческих обрядов-тире-культов, Астер смог удержать зрителя своим особым интересом. Не смотря на долгий хронометраж (147 минут!), картина не смотрится напряжно, хотя и можно сократить ее, но так понимаю, режиссер пытается погрузить в реальность к персонажам, что получилось у него на все 100. Я будто сама находилась в эпицентре событий, распутывая этот клубок человеческого эго. Поэтому все эти тягучие кадры в некоторых моментах раскрывают куда больше действий, побуждая к вниманию и развинчиванию персонажей. А давайте смотреть, что внутри? А давайте! У ГГ Дани (Флоренс Пью) не все гладко в жизни. Утрата и боль сопровождают ее довольно долго и затяжная зима сменяется ярким пьянящим летом. Девушка вместе со своим парнем и его друзьями отправляются в глубинку Швеции на фестиваль, посвященный летнему солнцестоянию. Собственно, вокруг Дани все и крутится/вертится, превращая обычный праздник в жуткий языческий культ. Нагоняет страху именно непонимание происходящего, как у героев, так и у зрителей. Очень сложно описать, что происходит в ленте, но то, что это добротная атмосферная составляющая, — бесспорно. Обилие насыщенных теплых цветов погружает в глубь фильма. А запоминающиеся пейзажи будоражат воображение, эти яркие оттенки зеленого, множество оранжевых, желтых, синих цветов, привлекают, но не стоит забывать, что за всем этим красочным светопредставлением творится настоящая вакханалия. То трава растет прям из ноги, то цветок пылает ярким пламенем, будто подмигивая вам. Говоря о Ари Астере, стоит и упоминать оператора — Павел Погоржельский. Именно этот человек создал уникальный шарм картине, как «Реинкарнации», так и «Солнцестоянию». Он изобретательно подходит к своему делу, используя неизбитую съемку, крупные планы, героев в отражениях. Очень понравилось одно решение: когда герои едут по дороге к пункту назначению, камера плавно переворачивается с ног на голову, показывая зрителю дорогу вверх ногами (такого достаточно много). Будто наталкивая зрителя на раздумья, как герои попадают в лапы к сумасшествию. Именно отсюда (с дороги вверх ногами) и начинается наркотический трип. Копаться в этом болоте из семейных проблем, недолговечных и лживых отношений, поверхностной и выгодной дружбы можно долго. Такое кино стоит пересмотреть снова, дабы понять нюансы и весь спектр человеческих эмоций, которые здесь под гнетом множества людей, выходят на первый план. Обида, боль, разочарование, месть, слезы, страх, утрата, личная выгода, эгоизм — мысль режиссера гения куда глубже и шире, чем кажется на первый взгляд. «Солнцестояние» — качественная хоррор драма от молодого амбициозного режиссера. Тревожное медленно продвигающееся действо погружает в водоворот тесных событий, а аутентичность проскальзывает весь фильм. Фольклор, мифология, традиции — все это тщательно подготовлено, за что хвалить создателя ленты хочется долго и упорно. А к слову, финал какой, вишенка) но прошу заметить история не окончена, впрочем как и у «Реинкарнации». С нетерпением жду дальнейших работ Астера. Это новый уровень в жанре ужасов, где скрупулезно сплетается психология человека с ужасающими событиями. Кино запоминается и откладывается в памяти, протыкая своим нутром потаенные уголки вашего сознания, что важно. Почему? Да потому что аналогов нет) А это круто! Ари Астер звездочка на таком огромном небе кинематографа. Свети же! 8 из 10
Молодая девушка страдает сильным нервным расстройством из-за случившейся в ее семье трагедии. Молодой человек поддерживает ее как может на протяжении уже очень долгого времени, но в конце концов начинает всерьез задумываться о том, насколько ему нужны отношения, ежедневно отравляющие жизнь. Друзья подначивают его разойтись и найти кого-то без таких адских головняков. В итоге он и сам уже всерьез склоняется к разрыву, начиная провоцировать конфликт: соглашается поехать с друзьями в поездку в Европу, сообщая ей об этом в последний момент. Но все же, так и не набравшись духу оставить ее одну, берет девушку с собой, в надежде, что может быть там ей станет легче. Друзья учатся на антропологов, и целью поездки для них становится посещение двухнедельного фестиваля сектантской общины, поклоняющейся солнцу, проходящего в глухом отдаленном месте среди шведских лесов. Вот там и начинается самое веселое. Сектанты оказываются вовсе не милыми людьми в белых одеждах, а их обряды – не ограничиваются чаем из одуванчиков и танцами. Давно я не смотрел настолько омерзительного фильма. И дело тут не только в отвратно-блевотной внешней форме: смакование кровавой жестокости, садизм и мазохизм, окунание лицом (камерой) в изуродованную плоть - дело этим не ограничивается. Гораздо сильнее меня задело его второе дно: духовные ценности, лежащие в основе мотивации персонажей фильма, изуродованы в степени сопоставимой с том, что сделают с телами жертв. Для сектантов садистская жестокость и кровавые убийства считаются нормой, которая легко вписывается в их мировоззрение, сексуальные извращения тоже являются обычным делом, что в фильме будет показано совершенно наглядно. В плане этики фильм является настоящей идеологической отрыжкой, показывая, насколько отвратительно может быть изуродована человеческая душа, и насколько сильно могут быть забиты грязью больные мозги. Для некоторых из приезжих тоже не удается подобрать хороших слов. В сложной ситуации они предают друг друга не моргнув глазом, вместо того, чтобы держаться сообща. Не с каждым, далеко не с каждым человеком стоит отправляться вместе в далекую поездку. Фильм полон морального и физического уродства, оставляя после себя крайне неприятный осадок и привкус. Единственное, что хочется после просмотра, это забыть его как можно быстрее. 2 из 10
Среди огромного количества бездарных и откровенно надоевших однообразием ужастиков, кои штампуют не жалея пикселей, благо цифровая запись в отличие от плёнки даёт неограниченный простор воображению и облегчает бюджет, «Солнцестояние» держится особняком на фоне этого неинтересного потока, имея весьма неплохой для данного жанра рейтинг. Ари Астер пытается уйти от типичной сюжетной схемы, размазывая и растягивая действие, используя свет вместо тьмы и людей вместо монстров, - и в этом он, надо признать, преуспевает, потому как из всех других просмотренных мною ужасов за этот год Солнцестояние запомнилось больше всего, даже несмотря на то, что в середина спокойно можно вздремнуть. Однако не надо думать, что Ари Астер удивляет сюжетом – он удивляет формой, максимально приближая зрителя к происходящему на экране. Хочется отметить очень долгие, по несколько минут, кадры, неторопливое путешествие камеры по улице и заход её в помещения, с продолжением действия уже там – это говорит о гигантской проделанной декораторами работе, это и заставляет нас чувствовать себя участниками кино. Вдобавок, конечно, весьма недурная игра актёров. Отдельно здесь хочу отметить Флоренс Пью – вызывает острые смешанные чувства неприязни и недоумения, а это всегда лучше, чем оставлять зрителя в апатии. Плюс неизвестный нам язык, как и любой непонятный звук, всегда придаёт таинственности – тоже верный ход. Но на этом, увы, плюсы заканчиваются; неспроста же эта рецензия не зелёная. Вопреки огромному количеству восторженных отзывов я рискну слегка омрачить это море света, тепла и зелени, представленное на экране, хотя наверняка это многим и не понравится. Облачённый в неповторимую, действительно очень красивую и необычную форму (кто бы мог подумать, что в столь солнечном месте может твориться такое!) сюжет маскируется таким образом от кучи недоработок и, откровенно, провалов. Если отмести декор, останется весьма неприглядный каркас: кто-то уговаривает кого-то ехать куда-то, и там начинает происходить что-то очень неприятное. Ну первая часть фильма, по крайней мере, понятна – доехали. Всё просто. Красиво, но просто. А дальше действия героев перестают подчиняться законам какой-либо логики и здравого смысла. Выражаясь простым языком (чтобы не попасть на спойлеры), здесь вы не найдёте ответов, почему, скажем, одного закопали а другого повесили, а третий не убежал, видя всё это. Конечно намного приятнее догадываться потом, почему произошло всё именно так, но здесь и догадываться будет не о чем - ибо действие выливается в поток нескончаемого абсурда. Все делают именно так а не иначе, словно следуя принципу «будь что будет». Хорошо хоть не без доли юмора и остроумия – это всегда немного выручает. Должно быть, сейчас принято красиво замаскированный, но нелогичный сюжет называть авторским кино. Возможно это того и стоит. Во всяком случае, по сравнению с первым фильмом Астера Реинкарнация здесь чувствуется прогресс, и не малый. Остаётся только пожелать ему дальнейших успехов. Возможно, скоро он снимет настоящий шедевр! Ведь, не смотря ни на что, «солнцестояние» оставляет неизгладимый след в памяти. 4 из 10
Дэни недавно потеряла свою семью. Девушка буквально не может найти себе места. Она решает хоть как-то развеяться и отправиться вместе со своим бойфрендом и его друзьями-антропологами в путешествие. В далекой Швеции молодые американцы попадают в закрытую от остального мира коммуну, где царит древний культ. Никто из них не подозревает, какое зло может крыться за безобидным на первый взгляд праздненством солнцестояния... Боязнь темноты — самая очевидная и распространённая фобия даже в современном мире. Дело всё в том, что никтофобия буквально на генетическом уровне заложена в генах человека. Она берет свое начало в те далекие и темные времена, когда ночь символизировала опасность и беспомощность. Фильмы ужасов в их классическом понимании буквально паразитируют на страхе темноты. Маньяки и разного рода монстры страшны сами по себе, но в связке с темнотой и внезапностью эффект неминуемо увеличивается. Режиссер и сценарист Ари Астер в своем первом полнометражном фильме «Реинкарнация» шел про проторенной дорожке: в мрачном повествовании превалировали темные тона и естественное освещение. Критики рукоплескали сюжету и интересной подаче материала, но настоящий триумф был, как оказалось, впереди. Во втором своем фильме автор набирается невиданной доселе смелости и выворачивает устоявшийся жанр наизнанку. «Солнцестояние» ослепительно, оно буквально залито светом. Большинство страшных вещей, что должны происходить в привычной зрителю тьме, происходят тут средь белого дня. На сочных зеленых лугах улыбчивые язычники в белоснежных одеждах готовы приносить жертвы своим кровожадным божествам. Гениальный в своей простоте прием работает по максимуму: впечатлительному зрителю такое кино лучше обойти стороной. Синопсис типичного слэшера про группу молодых людей, мрущих в мучениях друг за другом, не так прост, как может показаться при просмотре трейлера. Рамки жанра здесь не ломаются, но история не перестает удивлять своей многослойностью. Травматический опыт потери близких, поиск своего предназначения, проблема токсичных отношений, одиночество, понятия верности и дружбы — всё это слеплено в огромный сюжетный ком, который до невозможности лаконично катится на протяжении всех двух с половиной часов хронометража. Отдельного упоминания достойна мифология и история коммуны. История не строится на осточертевшем попадании кучки героев к дикому племени мутантов-каннибалов. Зло здесь творится не из-за стечения обстоятельств и не вопреки здравому смыслу, а осознанно и продумано. Технически фильм безупречен. Операторская работа и монтаж создали множество интересных решений, которые обеспечили свежую и стильную картинку. Музыкальное сопровождение подобрано настолько грамотно, что без проблем удваивает и без того гнетущую атмосферу. Минимум простейших спецэффектов добавляют холодящей реалистичности к жутким трипам героев, а декорации и грим исполнены на твердую пятерку. В совокупности проделанная работа дает важный результат: страх и тревога намертво липнут к загипнотизированному зрителю. Редкий случай, когда среди столь большого количества персонажей разной степени важности не хочется ругать ни одного актера. Весь коллектив справился великолепно, хоть в итоге центральная героиня и перетянула одеяло внимания на себя. Флоренс Пью в роли Дэни безупречна. Идеальное попадание в образ, впечатляющий эмоциональный надрыв и просто огромная актерская работа, выполненная с большой самоотдачей. «Солнцестояние» — это тот фильм, после которого зал начинает тихо, неспешно и неуверенно аплодировать. Ари Аристер своей удивительной работой умудрился ударить по мозгам аудитории с такой силой, что на момент наступления титров зрителю сложно прийти в себя и наконец-то выйти из ступора. Определенно лучший фильм ужасов последнего десятилетия. 9 из 10
Целый ворох негативных мыслей скопился за два с лишним часа этого утомительного и солнечного 'триллера' с намеком на оригинальность. Рейтинг картины сформирован мнениями, которые сложены из убеждений по типу 'настолько плохо, что даже хорошо'? Скажу сразу на берегу, у меня было ярое желание по достоинству оценить сие творение. Все указывало на то, что годнота подъехала, нужно только погрузиться в историю, в сюжет, в персонажей, окунуться с головой в атмосферу. Жаль что режиссера 'Реинкарнации' я заметил и вспомнил только после просмотра титров. С первых минут зрителя ждет заманчивое вступление, немного гнетущих ужасающих сцен, непродолжительная тревога и чересчур клишированные персонажи, чью мотивацию и вообще хоть какую то информацию о них решили не обличать вниманием. Непродолжительно буксовавшее вступление быстро вводит зрителя в курс дела. Вообще весь грядущий солнечный саспенс можно просто описать: 'Какого черта тут вообще происходит?' (без спойлеров) Интрига не оправдала ожиданий. Создалось ощущение, что тебе плюнули в душу, обманули и заставили лишь на эмоциях ожидания от фильма смотреть ленту до конца. Уже к середине становится понятно, что ничего путного, увы, не извлечь. Пустые картонные диалоги, нарочито затянутые и натянутые на абсурд сцены, отсутствие каких-либо внятных персонажей и сюжета. Фанаты совершенно надуманно восхваляющие Реинкарнацию, это то самое искусство, которого так не хватало? Это и есть новшества, веяние новой мысли? Сам сюжет посредственно прозрачен и не вызывает никаких эмоций. Да, у нас есть определенное количество пустоголового мяса на убой, которое надо принести в жертву путем проведения шизанутых ритуалов, которые мы вам покажем на картинках заранее, догадывайтесь далее сами. Да, у нас есть определенная последовательная сюжетная линия выполнение какого-то плана-обряда, мы же община современных сектантов, чьи клишированные, но современные черты почему-то должны сразу представиться современному зрителю, как очевидные. Да, у нас есть крутая операторская работа, приятные глазу луга и поля, камерные обряды и идиотия с психопатией вдогонку к массовой истерии. Где новый взгляд на хоррор, где сцены, которые пугают иначе? Все, что называется новаторством в этом смысле, вызывает по меньшей мере отвращение и неприязнь, а иногда и смех. В целом картина больше напоминает некий психоделический триллер, который тщательно пытается казаться аномальным в своей среде. Напрочь отбивает эмоции непрописанные персонажи, отсутствие логики в действиях, отсутствие хоть какого-нибудь объяснения или предыстории, ну и вишенкой силой натянутый на картину ареол оригинальности. Если хотите повидать по новому раскрытый оккультизм, то вам точно не сюда. В вывод запишу основные эмоции от картины, которые превалируют на протяжении всего хронометража фильма: Тоска, печаль, разочарование. 1 из 10
Была тьма. Затем Бог включил свет (Бытие 1:3) Вообще в библии по-другому немного, но кто здесь автор? А? Именно так выглядит открывающая сцена, именно такой контраст держит весь фильм. Все начинается с темноты. Темнота везде: в свете камеры, в цветах декораций, в людях. Двое влюбленных, которые таковыми уже год не являются. Кристиан (Джек Рейнор) хочет расстаться со своей девушкой Дэни (Флоренс Пью). Чувств больше нет, голова вечно болит, да и в довесок у сестры героини биполярное расстройство. Кто уживется в такой бытовухе? По иронии, в последний момент от решения оставить все в прошлом Кристиана останавливает трагедия в семье. Теперь их связывает тьма — последний бастион их отношений. Казалось бы, а мы точно смотрим хоррор? Больше похоже на личностную драмму. Что же я смотрю? Этот вопрос зритель будет задавать себе постоянно. Если как-то и можно описать жанровую принадлежность, я бы это назвал психоделическим ком-хоррором (с элементами эротики в стиле этнос). Но не спешите делать поспешных выводов, дайте фильму шанс. Каким бы он не казался провокационным и эпатажным, он остается до невероятности логичным. Включился свет Волею судьбы или волею злых намерений, наши герои оказываются в общине. Изначально, из академического интереса: одногруппникам необходимо написать диссертацию по антропологии. Первое впечатление, как обычно, обманчиво. Милые, но чудаковатые «свидетели Солнца» кажутся гостеприимными, добрыми и даже опрятными. Каждый сектант буквально сияет в белых хлопках и такая мелочь на подсознательном уровне располагает к себе. Казалось бы. Ари Астер сильно не церемонится с тем, чтобы водить зрителя за нос и буквально через 15 минут вскрывает подноготную общины, также резко, как отрывают пластырь. Герои становятся свидетелями ужасного обряда жертвоприношения, которое «милые сектанты» оправдывают вековыми традициями. И знаете, герои это принимают. Ведь какие-нибудь полинезийские аборигены были бы в бешенстве, узнав, что где-то в мире осуждается инцест. Без иронии, это выглядит очень логично. Шок, немного местных наркотиков и ты просто говоришь себе: «Да, это дико, но в чужой монастырь со своим уставом…». Это все равно, что посмотреть эротическое шоу в Тайланде (поверьте, я знаю, о чем говорю). К слову об эротике Как и в предыдущей работе Ари Астера и в его коротких метрах, половым признакам уделяется особое внимание. Это скорее часть сценарного нарратива — способ показать естественность, первобытность явлений и процессов. Даже не искушенный зритель, увидев после сцен с истязаниями обнаженный член, скорее скажет: «Ну и животные! И те, кто это снял». И будет прав. Потому что нарратив так и работает. Эротика здесь не возбуждает, она отталкивает, является инструментом хоррора. И это великолепно! Естественно, дальше события развиваются в худшую сторону. Здесь не без клише. Студентики под разным предлогом сценаристов умирают. Местами пропадают без объяснения причин, изящно появляясь в конце, местами получают вместе со зрителем прямо в лоб. В конечном итоге остаются двое тех самых «влюбленных». Личный конфликт которых «поможет» решить община. Можно сказать, что стержнем фильма являются как раз отношения героев, а все остальные элементы вроде насилия, неуместной и абсурдной комедии, эротики — это куски мяса на вертеле. Итого Я рекомендую этот фильм всем, кто любит хоррор и при этом открыт для нового опыта. Тем, кто готов смотреть дальше устоявшихся в жанре парадигм. Кого не смущает абсурд и смех постельных сцен. Кому понравилась Реинкарнация, но хотелось больше логики. Фильм уникален в своем визуальном исполнении и бесподобен в способности дарить настолько разные эмоции. Бонус Идет медведь по лесу, видит — секта. Вступил в нее и сгорел.
Немногие зрители могут заметить те изменения, которые происходят в жанре ужасов. Если прежде фильмы ужасов пугали либо пугающими образами того неведомого зла, либо резкими моментами, то современные тенденции сводятся к пугающей атмосфере, в которой зритель, как и наблюдаемый им персонаж, оказывается затянут в ловушку неизбежного страха или, по крайней мере, шока. С такой тенденцией выступил Ари Астер со своей сенсационной дебютной работой «Реинкарнация», и которой продолжал следовать в своем новом фолк-хорроре «Солнцестояние». Синопсис После пережитой семейной трагедии студентка колледжа Дани, чтобы отвлечься от пережитого горя и наладить и без того натянутые отношения со своим парнем Кристианом, отправляется вместе с ним и его друзьями-антропологами в Швецию, чтобы принять участие народном фестивале Солнцестояния. Поначалу безобидное театрализованное представление превращается в настоящий кошмар, когда Дэни с друзьями понимают, что оказались втянуты в кровавый языческий ритуал. Игра актёров Обычно в фильмах ужасов оценка актерской игры уходит на второй план, поскольку перед исполнителями, как правило, стоит только одна задача – напугать зрителя. Однако, как и в случае с «Реинкарнацией», сама формула ужасов служила инструментом для вскрытия подноготных проблем главных героев, что послужило более выразительному проявлению актерского таланта на экране. Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить исполнение Флоренц Пью в роли Дани, девушки, пережившей поистине страшную трагедию, к тому же нагрузившую себя запутанными отношениями с молодым человеком, а посему нуждающейся в эмоциональной и физической разгрузке, которую она получает весьма нетривиальным способом. Режиссура Выпустив на экраны свой полнометражный сенсационный дебют, Ари Астер заявил о себе как по-настоящему талантливый режиссер, обладающий своим собственным авторским подходом и стилем работы, а с выходом «Солнцестояния» закрепился в качестве мастера психологического сюрреализма. Как и в случае «Реинкарнации», Астер выстраивает атмосферу страха не за счет резких моментов или кошмарного вида привидений и демонов, а за счет постепенного нагнетания дискомфортной обстановки, в которой находятся его герои. Собственно, фильм начинается как обычная психологическая драма, в которой нет даже малейшего намека на то, что будет дальше. Конечно, этот подход не новый, но он всегда был эффективен. И, наконец, стоит похвалить режиссера за его целенаправленное нарушение всех правил и стереотипов, сложившихся за долгие годы в жанре ужасов. Если в хорроре действие, как правило, происходит ночью или просто в темноте, то здесь весь экран заливает лучами солнца, которое для героев не будет таким дружелюбным. Если в ужастиках привыкли эксплуатировать женскую наготу, Ари Астер решает, что пришла пора мужской, если вспомнить весьма смелую сцену с участием Джека Рейнора. Поэтому стоит надеяться, что будущие работы Ари Астера также будут отличаться нарушением устоявшихся традиций, изобилием скрытых знаков и зловещей обстановкой. Сценарий Зрители, смотревшие «Реинкарнацию», наверняка, помнят, как был выстроен сюжет фильма, когда неспешное развитие действие, изобилующее спиритическими сеансами, расследованием прошлого своим родственников, в итоге рушится напрочь, оставляя зрителя с шокирующим финалом, который, с одной стороны, предает все зрительские чувства и надежды, а с другой, не может не восхищать этим. Почти то же самое происходит и с сюжетом «Солнцестояние». Главная героиня Дани недавно пережила действительно жуткую семейную трагедию. Ко всему прочему она пытается сохранить натянутые отношения со своим парнем Кристианом, который втайне от нее обсуждает со своими дружками возможность бросить ее. Катализатором этого психологического напряжения становится поездка в Швецию, которая должна была стать безобидным знакомством со старинными обычаями шведов. Поначалу все действительно выглядит умиротворенно. Но подспудно чувствуется, что эта поездка готовит что-то жуткое, что-то жестокое, что-то, что сломает героев и изменит их. И вот первым серьезным предзнаменованием становится древний ритуал «аттеступа», который пугает и отвращает сочетанием полного равнодушие, хладнокровной жестокости и искренней веры в важность происходящего. С этого момента сюжет пускается в водоворот событий, о которых рассказывать не имеет смысла, но сказать можно одно – это зрелище зритель не забудет. Итог «Солнцестояние» - это во всех смыслах нетипичное жанровое кино, поскольку противоречит установившимся стандартам. Возможно, он не настолько гипнотически пугающий, как «Реинкарнация», но он определенно завораживающий и шокирующий. Та смесь атмосферы безумия, безысходности и зловещего хладнокровия не может не спровоцировать обычные мурашки по коже. Поэтому этот смело рекомендую к просмотру. 10 из 10
Скажу сразу, о фильме я видел очень много рецензий. Он лежал в списке «Буду смотреть» около года, однако каждый раз я не мог найти настроение для просмотра такой неоднозначной картины. «Светлый хоррор», «Лучший триллер про неоязычество», «Клад гениальных визуальных и аудиовизуальных эффектов». Отчасти, так и есть, но у всего есть две стороны монеты. Начну, пожалуй, с технической точки зрения. Ари Астер демонстрирует невероятную работу с художниками-постановщиками, с операторами и с композитором кинокартины. Невероятные решения съемочной команды показывают природу с крайне эстетичной стороны (поля, цветочные венки, леса). Работа звукорежиссера подчеркивает повествование со стороны главной героини, что помогает лучше понять внутренний конфликт персонажа. Музыка вызывает страх и восхищение. Актеры отыграли прекрасно, но больше аплодисментов я отдам массовке, чем молодым американцам. Атмосфера фильма по началу даже слишком интригует. На этом однозначные плюсы фильма лично для меня заканчиваются. Продолжу с отдельной фишкой фильма - длинных планов (кадров). В первой половине фильма я восхищался тем, как проработаны сцены. Фильм не строится из постоянных переключений планов, чем поражает, но и этим он постепенно наскучивает. Это подчеркивает и достаточно специфичный, порой «рваный», монтаж. Сделал бы я так - меня обвинили бы в некомпетентности, из-за которых зрителю приносится дискомфорт от резких склеек, за которыми не всегда успевает тот же звук. Скорее всего, в этом и есть одна из фишек картины Астера. Разумеется, самое спорное в фильме – сюжет. С одной стороны, нельзя докопаться до выдумок автора, которые поражают абсурдностью (с положительной точки зрения). С другой стороны, повествование движется очень медленно. Первый час это только экспозиция! При хронометраже 2,5 часа. О чём хотел сказать автор? Верно понять жизнь можно только через призму душевного опустошения? Потеряв абсолютно всё в старой жизни, можно приобрести новую? Возможно это так и есть, но зритель, скорее всего, не останется с мыслями о морали и глубоком смысле произведения. Сюжет быстро забудется или останется неверно трактованным. Однако фильм я всё же рекомендую! На один раз для обычного зрителя. А молодым киношникам стоит поучиться у этого фильма некоторым фишкам! 6.5 из 10
В психологии имеется концепция принятия неизбежного через прохождение нескольких стадий. Просмотр этого фильма тоже заставляет пройти тебя через 5 стадий, правда других. Стадия 1. Настороженность. Студия А24, артхаусный хоррор, средние оценки и не самый талантливый режиссер - все это заставляет с большой неохотой и опаской подходить к просмотру фильма. Ты его еще не начал смотреть, а уже какой-то осадочек. Стадия 2. Заинтересованность. Ок, первая треть фильма вполне неплохо смотрится. Заявленный конфликт отношений мягко говоря не нов, но какого-то отторжения не вызывает. Мы видим разваливающуюся пару, которая не расходится до конца только из-за трагедии в жизни Дани (Флоренс Пью). Тут же режиссер обозначает проблему невозможности найти успокоение и умиротворение теми способами, которые может предоставить западный образ жизни: бесполезная психиатрия, слабость фармацевтики, которая сглаживает, но не решает проблемы, деградация института семьи, как инструмента опоры в трудный период. Эти проблемы отзеркалить языческая деревня в Швеции, которая даст свои инструменты решения, но об этом позже. На данном моменте мы смотрим психологическую драму, которая постепенно перетекает в роуд муви с поездкой студентов-антропологов в страну незаходящего Солнца. Стадия 3. Подозрение. На моменте прибытия в Швецию нашей группы американо-туристо начинается основное действо. Нас знакомят с миром языческой Швеции, ее обрядов, образов и культа. Наблюдать за этим интересно, но только до определенного момента. Этот момент наступает тогда, когда мы видим очередной ритуал, который выглядит как клюква на тему язычества. Начинает вылезать набор штампов, мешанина культов и откровенного бреда. Я не этнолог, не антрополог и не филолог. Но на половине фильма я поймал себя на мысли, что мне “скармливают” какую-то муть. Нет никакого стройной мифологии, а есть набор каких-то церемоний, которые режиссер где-то увидел, натаскал и запихал в свой фильм. По отдельности они имеют место быть в разных культурах, но тут - это просто забористая клюква или скорее лососня тухлая (мы же якобы в Швеции). Второй момент - это поведение псевдо антропологов. Если они доучились до написания диссертации, но при работе в поле ведут себя как идиоты - то либо это плевок режиссера в систему образования США, либо элемент подростковой комедии, где ребята свернули не туда и поубивались. Я за второй вариант. Стадия 4. Смех. Последняя треть фильма буквально убивает все то хорошее, что было в нем до этого. Уберите саспенс музыку, подставьте звуки Бонни Хилла, и вы получите комедию. Воспринимать происходящее всерьез не получается. При этом диапазон режиссерских решений минимален: натуралистичные съемки жестокости, флешбеки и наркотрипы. Всё действо превращается в карикатурную вакханалию, которая не несет за собой какого-то смысла. Стадия 5. Торг. После просмотра фильма я начал торговаться сам с собой, чтобы найти хоть какой-то смысл увиденного, оправдать трату своих 2,5 часа жизни. Пройдясь по интернету, я в принципе нашел ответ на вопрос “а что это было?” Как рассказывал сам режиссер, он не знал, что снимал и не понимал, что получилось. И что важно, этот фильм - это рефлексия режиссера на свои неудачные отношения, которые закончились болезненно. Если держать это в голове, то сам фильм будет обретать хоть какой-то смысл. Если Ари Астер (режиссер) хотел, чтобы я ощутил его эмоции при расставании, то я ощутил чувство бессмысленности происходящего. Если он этого и хотел - он гений, но я склоняюсь, что он посредственный режиссер, которому нужно было чуть больше проработать свои проблемы с психологом. Ари Астер видит в языческой, загадочной Швеции инструмент, который поможет загладить боль своими наркотиками, “настоящей” семьей, на которую можно опереться и обрядами, которые несут сокровенные смыслы. Итог. У меня картина “Солнцестояние” сложилась как смесь “Плетеного человека” 1973, “Евротура” 2004 и “Убойных каникул” 2010. И эта смесь не самого лучшего качества. Смотреть фильм как хоррор не получается, как драму тоже. Претенциозность, элитарность и артхаус - тут низкого качества. В фильм запихано слишком много символов, обрядов, сцен, которые ничего не дают и сделаны ради сделать. С точки зрения антропологии и фольклора - это низкопробная сказка. В фильме красиво поставленные сцены, и визуал в целом. Игра актеров не вызывает ни отторжения, ни восхищения. Снять фильм, для психиатрии своих переживаний не самый простой способ. Мы знаем плохой примеры Ланы Вачевски с её “Матрицей” 2021. Надеюсь, что Ари Астер получил от своего фильма то, что искал. Я вот нет. Итог. 4 из 10
Так как пошел тренд обкладывать этот фильм бранью, перед прочтением рецензии предлагаю немного расслабиться. Сюжет фильма где происходит? В Швеции. А Швеция - страна, которая отказалась вводить коронавирусный карантин. Как вам такой расклад - студенты поехали на шашлыки в разгар эпидемии и встретили народных целителей. Так можно объяснить наркоманию, которая дальше происходит, Эти целители пробуют свои методы борьбы с ковидом - 'нектар' из крови девственницы, мохнатые пирожки и старики сбрасываются со скалы - они же в группе риска заражения. А если говорить серьезно, то с развитием кинематографа некоторые жанры слабеют или уходят в забытье. За все ужастики не могу говорить, но сравните фильм, где зрителя пугают постепенным нагнетанием атмосферы, подводя к катарсису, и фильм, где внезапно выскакивает какая-то бяка с характерным 'бу'. И если раньше хорроры явно проигрывали гонку, то сейчас это жанр, аки коронавирус, переживает вторую волну, превращаясь в авторское кино. Чересчур умное кино, порой не осознавая, насколько оно глупое. Так и здесь - 'Солнцестояние', оказывается, драма о расставании и 'зависимых' отношениях. А если вы не поняли - то это вы тупицы, а я (режиссер Ари Астер) д'Артаньян. Первое, что я скажу про 'Солнцестояние' - это невероятно затянутый фильм. Из 150 минут хронометража важными в плане подачи информации были 60. В остальном режиссер/сценарист Ари Астер выезжает за счет красивого построения кадра и чрезмерного символизма. Я люблю фильмы, над которыми можно подумать, где тот или иной аспект рассматриваешь с разных сторон, и есть те самые 'авторские' ужастики, которые я оценил - 'Ведьма', 'Маяк', 'Прочь'. У каждого из них были детали, которые можно было так или иначе интерпретировать, но фильм на них не строился. Предыдущую работу Ари Астера, киноленту 'Реинкарнация', я не смотрел, но мне и 'Солнцестояния' хватило. Астер явно не знаком с чувством меры, выстраивая #символизм. И когда нам на весь кран показывают гобелен, где изображены ключевые события фильма, возникает вопрос - а нафига вообще смотреть кино? Этих символов так много, что на середине забываешь, а о чем фильм был. Девушка Дани (Флоренс Пью) переживает ужасный период в жизни - она потеряла семью, с парнем (Джек Рейнор). Чтобы развеяться, она напрашивается с ним в поездку в Швецию, чему он и его друзья явно не рады. Но что поделать, не скажешь же ей прямо 'отвали', когда она в таком состоянии. Компания приезжает в Швецию и попадает на праздник местной общины - обряд, который проходит раз в 90 лет. Спойлер: без ритуальных убийств не обойдется. Но опять же, перед нами претензия на 'умное кино', потому все испытания, которые происходят со студентами, обязательно назовут 'отречением главной героини, её обретением самой себя и расставание с парнем, как разрыв связи с прошлым'. Но почему это выглядит так душно? Возьмем в качестве примера не менее спорную личность - Ларса фон Триера. Не скажу, что отношусь к его фильмам с теплотой, но этот режиссер умеет выстроить ассоциации и символы, не забивая на сюжет своих картин. И плюс ко всему Триер, так сказать, 'сформировавшийся плод' - он вырабатывал свой стиль в течении долгих лет. А 'Солнцестояние' - это вторая работа Ари Астера. Символы картин Триера аккуратно вплетены в повествование, в то время, как символизм Астера бьет по зрителю. И беда в том, что на фоне попытки сделать 'кино не для всех' теряются реально хорошие аспекты фильма - техническая сторона и актерская работа. Уж тут я раскланяюсь - Флоренс Пью очень хорошо справилась с ролью загнанной в депрессию девушки, несмотря на то, что сценарно непонятно, а зачем мы должны за неё переживать. Все карты её отношений с парнем не раскрывают, но все-таки что хуже - игнор или натуральный абьюз? У меня язык не повернется назвать 'Солнцестояние' худшим фильмом что я смотрел. Я уже два года очищаю организм от 'Необратимости' Гаспара Ноэ. Но заметьте, я не ругал фильм за то, что обычно попадает под раздачу - отвратительные сцены, недотянутую драму и странный сюжет про секту. Герои регулярно упарывались чаем с подмешанной дурью, я в принципе этот фильм не могу воспринимать адекватно. В остальном же это чрезмерно авторское кино, символизм которого попирает все рамки приличного, хоть и снято все очень красиво. Если хотите постичь глубокий смысл, то лучше встаньте с утра, когда под окнами косят траву, но дети уже резвятся на площадке. А потом закройте глаза и положитесь на силу воображения.