Один из самых лучших телевизионных проектов в жанре хоррор и мистики на сегодняшний день. Формально фильм даже не совсем можно отнести к жанру ужасов. Скорее это психологический триллер на тему сект с элементами хоррора. Но атмосфера в фильме местами намного более пугающая, чем у классических вау страшилок. Великолепный звукоряд, гениальная идея и проработка сценария, очень хорошая подборка актёров и игра. Главная актриса Флоренс Пью мне запомнилась ещё по очень хорошему сериалу Маленькая Барабанщица. Но там роль у неё получилась суховато. Роль же Дани в Солнцестоянии ей подошла на 100%. Пугающее гнетущее начало ужасной семейной трагедии сразу же ставит зрителя на место и не обещает лёгких путей развития. Далее же несколько лирическое продолжение, похожее на подростковый ужасник или даже комедию, оказывается обманкой, приводящее к куда более изощрённой действительности великолепной религиозно-мифологической псевдореальности. Герои всё больше погружаются в мир, который они совершенно не понимают и который живёт по своим законам во многом не соответствующим традиционным этики и морали. И в этом мире не всем рады или хотят от тебя нечто, узнав о чём ты бы понёсся стремглав и не оборачиваясь. Вместе с героями зритель так же проникается этой чуждой философией и что наверное самое пугающее находит для себя какие-то разумные зёрна. На самом деле в фильме очень много придуманного и интерпретации заимствованного из реального фольклора. Но фестиваль Midsommar проходит на самом деле и действительно внешне во многом похож на происходящее в фильме. Но конечно и не с такими последствиями. Хотя... Кто знает... О чём кино вопрос конечно открытый. И смыслов может быть множество. И в субъективно психологическом и в объективно мифологическом плане. Есть наверное общие более прозрачные идеи. Например о том, что у каждого человека есть своё некое личное предзнаменование в исключительно индивидуальном внутреннем мире. Или о некоем понимании каких-то общих законов жизни, которые даже в некоем большинстве не обязательно правильные для всех. Или если совсем глобально и метафизически, то кто мы такие, если не просто ничтожная часть вселенной в бесконечном круговороте времён. Так что кино замечательно во всех смыслах. Помимо интересного и необычного сюжета, дающего пищу для размышлений я получил и восхитительное созерцательное эстетическое удовольствие. Эти безумные ритуалы, обряды воссоединения, прекрасный чистый антураж, великолепный звукоряд и безумная улыбка радости Дани, взирающей на очищающее пламя. Определённо рекомендую к обязательному просмотру.
После довольно неплохой 'Реинкарнации' от Ари Астера начинаешь ожидать чего-то не менее интригующего. В итоге получаешь повествование о группе студентов, не брезгующих различными веществами и явно не блистающих интеллектом. О банальности сюжета даже писать нет смысла - есть множество фильмов, которые прекрасно показывают, что случается с теми, кто решил прокатиться в закрытую общину или секту. Сюжет крутится вокруг девушки Дэни, её молодого человека и его одногруппников, которые решили отправиться в шведскую общину язычников за информацией для своих научных работ. Самих жителей общины сперва пытались показать миролюбивыми одуванчиками, но эта ширма довольно быстро даёт первую трещину, когда один из героев, Пелле, рассказывает, что после 75 'жизненный путь человека завершается'. Другими тревожными 'сигналами' служит описание обряда приворота, а также история со 'зверем', служащим своеобразным козлом отпущения. Если говорить о героях, то они глупы. Откровенно и безнадёжно, а их образы довольно стереотипны: неуверенная в себе девушка, которая весь фильм больше напоминает амёбу по поведению; идиот, зацикленный на местных женщинах; двое бунтарей, которые ради цели готовы на всё; влюблённая парочка, которая являет собой гармоничные и идеальные отношения. Самих же героев зрителю представляют, как студентов чего-то, вроде факультета истории (кроме Дэни), но такое чувство, будто это обычная компания, свернувшая в лесу не туда. Их не напрягает ничего. Даже после довольно жестокого обряда они остаются, ведь на кону написание диссертации (вот это тяга к знаниям! Только в жизни это не так работает). Герои нарушают запреты, ругаются и просто ведут себя отвратительно. Про общину и вовсе можно сказать одно: она представляет собой симбиоз из нескольких языческих верований. Тут и руны из северной традиции, обряды и часть мифологии от кельтов, сам антураж от славянских верований. Возникает вполне закономерный вопрос о том, а точно ли в шведскую общину люди поехали-то? Однако, самый большой плюс данного фильма - кадры природы и быта общины. Лесами, полянами, костюмами и прочими 'декорациями', надо признать, глаз наслаждается. Вывод. Хоррор ли это? Однозначно нет. Да, Астер пытался создать фильм ужасов, когда всё действо происходит при дневном свете, но нет. Хорошо ли раскрыты персонажи? Если была задача показать студентов-трипоманов с придурковатым поведением, лишённым всяческой логики, то да. Глубокий ли сюжет? Едва ли можно считать глубокой историю о психическом расстройстве и предательстве в отношениях. Стоит ли смотреть? Если вам надоели фильмы про одержимости и призраков, то один раз посмотреть можно. Желательно перед этим не делать ставку на то, что Астер снял 'Реинкарнацию' и в этот раз сумеет повторить успех. 3 из 10
Молодежь из университета любит ездить в другие страны. Это на просторах СНГ нету денег, и остаётся только бухать и снимать квартиры, а в других странах к вопросу покуражить на выходных относятся более глобально. Если тусить, то в другой стране, и дабы подчеркнуть, что не быдло, едут на национальный шведский праздник. Условно кельтские ритуалы, а по факту, неизведанный плацдарм, и возможность соприкоснуться с неизвестной культурной традицией. Импровизированный мальчишник кажется таковым только сначала. На деле более чем интеллигентная компания студентов, уже ближе к аспирантуре, летит в Швецию дабы реализовать мечты о кандидатской. По ходу пьесы вырисовывается драматический персонаж, девушка с пост травматическим синдромом, пережившая смерть близких. И не способная найти эмоциональной поддержки в свое парне. Путешествие служит идеальной панацеей для скрепления отношений, и эмоциональной релаксации. Швеция на проверку оказывается богата не только на фольклор, и дэт-металл, но и наличие около- языческих культов. С улыбчивыми, и очень приветливыми обитателями общины. Европейские приключения аспирантов стартуют с галлюциногенных грибов... Второе пришествие Ари Астера. На этот раз обсуждаем моменты скандинавской языческой традиции. Сразу понятно, что от белокурых любителей фьордов добра не жди. Хотя обитель шведского зла воссоздана так, что только и остаётся восхищаться стараниям художника. Визуальное оформление фильма - комар носа не подточит. Самобытный нео- эдем, с укладом вечного удовольствия и бесконечного здравия. Глаз не уставал подмечать особенности антуража. Ритуальные изыски очень изящно вписаны и реализованы. Цветущий мир, сливаясь с звуковой дорожкой выливается в гармонию ужаса. Постепенно уютный мир через призму добродушие скандинавов-фанатиков, уместнее назвать их шведской версией язычников+родноверие, искажается в зарисовку сада земных наслаждений Босха, с элементами чарующей, и очень уместной психоделии. Тут надо отметить, что с пониманием воздействия на психику психоделических наркотиков Ари Астера на ты, но здесь раскрыта не тема наркомании, а сама культура потребления вещества в качестве ритуальной практики. В контексте антуража выглядит одновременно судорожно пугающе, и невероятно красиво. Попутно, словно плод в чреве развивается линия болезненного восприятия мира девушки Дэни, ее конфликт с людьми и окружающим миром на фоне событий служит связующим звеном между поиском внутренней гармонии, и происходящим вокруг действом. Это оригинальный ход. Несмотря на то, что можно провести сюжетную параллель с предыдущим фильмом При, Солнцестояние это отдельная концептуальная работа, поражающая красотой и простотой. Надо заметить что, обращая внимание на концептуализм, допуская наличие в ближайшее время третьей части, ибо само по себе название 'Ритуальная трилогия' доставляет. Да и подача у Астера не отдает вторичностью.
“Midsommar”. Городские жители и премодерн Фильм Ари Астера о студентах-американцах, попавших в шведскую коммуну H?rga в H?lsingland, вышел на экраны в 2019 году и, успев собрать неплохую кассу (передаём привет COVID-19), был тепло встречен критиками, высоко оценившими и режиссёрскую работу, и актёрскую игру исполняющей главную роль Флоренс Пью. Героиня Пью – Дени Ардор – приезжает в Швецию с друзьями и бойфрендом, которому уже изрядно надоела, с тяжёлым сердцем – её родители и сестра совершили самоубийство (что впоследствии наталкивает на мысль о наследственном характере психических расстройств), и справиться с гнетущим влиянием прошлого Дени удастся только к концу повествования. Астер в интервью замечает, что страх главных героев можно сравнить со «страхом городского жителя перед энцефалитными клещами», а я бы добавила, что боязнь клещей, природы, людей, живущих в парадигме «вечного возвращения» и в мире с этой природой – это нечто ещё более глубокое и имманентное, это фундаментальный страх горожан-модернистов перед премодерном. Премодерн – эпоху Традиции – не стоит толковать как зарю, юность человечества, как некий не до конца оформившийся, недоразвитый конструкт. По мнению Дугина, фундаментальная ошибка многих модернистских философов и социологов заключается в том, что, исследуя закономерности традиционного мира, они трактуют его законы исключительно с позиций своего модернистского мировосприятия, то есть не осознавая, что и сами они есть продукты – или заложники – такой же по силе парадигмы, просто иной. И премодерн, и модерн по сути равноценны как две оформившиеся системы, любая попытка как-то рационально доказать, что лучше, а что хуже, заранее обречена на провал. Сразу можно заметить контраст между сумрачным Нью-Йорком и солнечной родовой общиной H?rga. Все нью-йоркские сцены сняты в каких-то полуосвещённых барах, гостиных, на тёмных улицах; дом Ардоров встречает зрителя опустевшим гнездом, мрачным свидетелем произошедшей трагедии, и, напротив, по приезде в коммуну поражает обилие разлитого света, создающее ощущение дискомфорта и тревоги. Солнечные улыбающиеся лица членов общины, их простые светлые одежды, совместные трапезы за одним длинным столом на открытом воздухе, буколические пейзажи – растут, заглушают и постепенно вытесняют с экрана привычный нам мир Макдональдсов, айфонов и абстрактного либерализма. И здесь незадачливых американских студентов, как и зрителя, пугают не столько кровавые ритуалы поселенцев, сколько их святая сектантская убеждённость в сакральности проводимого мистериального действа; иными словами, какой-то поистине хтонический ужас, охватывающий любого человека, оказавшегося в совершенно непонятной его перцепции вселенной. (Сюда же, наверное, можно отнести множество фильмов о злобных инопланетянах-гуманоидах, чей историко-социо-культурный контекст нам неизвестен). Фундаментальное непонимание происходящего, а, следовательно, и животный страх можно проследить, когда герои присутствуют при ?ttestupa: пожилая пара совершает самоубийство, прыгнув со скалы на камни. Следы многовековой традиции геронтоцида можно найти практически везде – от Японии до Сербии, от Швеции до Индии, а вот гуманистические идеи Нового времени по сравнению с древней традицией умерщвления стариков кажутся хилыми дошкольниками и обращаются в дым в этой борьбе двух парадигм. Это – самое страшное. Это – пугает больше всего. Другой любопытный эпизод: Ардор, решив поучаствовать в конкурсе «королева мая», берет шведских flickor* за руки, и они вместе принимаются водить хороводы. Ещё один несомненный символ премодерна! «Движение по кругу, оно, конечно, никуда нас не приводит, но мы и никуда не хотим идти, это наша земля» – дугинское сакральное хороводовождение как ars sacra адептов традиции. Если в эпоху домодерновую воображению человека, поздно ночью возвращающегося в своё жилище, тьма с тысячей её шорохов представлялась опасной, полной фавнов, сатиров, силенов, других мифических существ, а позже – населённой недобрыми духами, то со сменой парадигмы происходит альтерация восприятия. Нас, детей тьмы, пугает уже не она, блаженная темнота, а яркий свет премодернистского сознания. Или, как у Хайдеггера, «когда мы говорим, смотрите, какой мрак, мы ещё помним о солнце, нам есть еще с чем сравнивать, но придут те, которым не с чем будет сравнивать». Die Zeit der Weltnacht ist die d?rftige Zeit, weil sie immer d?rftiger wird. *девушек (швед.) Естемесова Салтанат.
Хоррором этот фильм можно назвать в случае если у вас есть страх перед слабоумными людьми, в противном случае это просто нудное, затянутое и бесфинальное кино о сектантах и глупых тинейджерах, которым чуждо чувство страха и инстинкт самозащиты. Сюжет. Можно было сделать интересно и внятно, но это сложно, поэтому основным двигателем сюжета будет глупость и отсутствие мотивации главных героев. И если начиналось кино вполне интригующе, то после приезда героев Европу сценарист расслабился и одарил участников поездки слабоумием. Оператор, кстати, расслабился в этом же месте. Персонажи. Они слабые, многие не нужны и не запоминаются совсем. Убери из сюжета того 'курильщика' и парочку - ничего не изменится. Какие-то конфликты, которые в итоге ни на что не влияют. К чему эти вбросы про путаницу в показаниях участника общины (про того, который их пригласил, простите имя не запомнил)? Это ни к чему не приводит! Будто сценарист планировал что-то, либо давал зрителю понять, что тут что-то не так. Зритель же сам не сможет догадаться. В том и дело, что может, а герои не могут, как сопереживать таким героям? Введу ясность: зритель знает ровно столько же, сколько и герои. Выдуманные галлюциногены и парализующие порошки делают антагонистов всемогущими и неуязвимыми. На трансформацию личности протагониста просто, грубо говоря, забили. По какой-то причине 9 ритуальных дней превратились в 3, и всё переосмысление жизненных позиций уместили в эти 3 дня. Визуальные эффекты обычные, ни плюс ни минус поставить не могу. Операторская работа. Не могу особо придраться, сначала были попытки сделать интересно, потом началась обычная съемка. Единственное, можно было исключить из фильма растягивающие кадры. Фильм и так долго идёт, диалоги и так растянуты. Аудио сопровождение. -. Нет его. Какой-то клише-гул в клише-моменте, чтобы создать эффект напряженности. Стоит отдать должное, словить напряжение удалось. На пару секунд, пока не вспомнил, кому предлагается сопереживать. 'Что дальше-то?' После просмотра фильма остаётся много вопросов, ответов на них не будет. И это не интересные вопросы по типу 'Какое наше место в мире?' и т.д. Вопросы приземленные. И что дальше? Что 'сектанты' будут делать остальные 6 дней? Что будет делать героиня в Нью-Йорке? *Вопрос, который был здесь, к сожалению, содержит спойлер* Какой смысл просмотренного? Это фильм без финала, его просто нет. Какой посыл фильма? Что секты - это плохо. Спасибо, знаем и так. Что можно без угрызения совести сделать кое-что нехорошее, потом поорать немного и словить черный экран с титрами(Чего?)? Спасибо, посыл хороший и понятный. Почему фильм понравился кому-то мне не понятно, в нём поднята проблема заложника ситуации, но решения это проблемы нет. Вернее есть, но она однобокая и слишком инфантильная. Оценка фильма выше оценки реализма мотивации. При учете всех отсылок и аллегорий, Солнцестояние - худший современный фильм, который я видел. 2 из 10 P.S. Хотя и двойка не известно за что, за старания, наверное.
Триллер американского кинорежиссера Ари Астера, создавшего «Реинкарнацию» (2018). Начало – классика хоррора. Группа молодых людей, ищущих и жаждущих новых ощущений, отправляются в странное местечко. А именно – в Швецию на празднование летнего солнцестояния с общиной язычников Пелле. В центре картины несколько персонажей, среди них пара –Дэни и Кристиан. Девушка, не так давно пережившая горе-потерю семьи и парень, так и не решившийся расстаться с ней из-за привязанности и чувства вины. Казалось бы, все бы нечего, но герои сразу погружаются в местную культуру, вынуждены соблюдать местный устав, и наблюдать за жестокими обрядами. Все это безумие сопровождается групповыми галлюцинациями, под действием психоделических веществ конечно же. Астер смог умело показать быт язычников и ужасающее великолепие созданного ими искусственного мира. Не забываем, что под пеленой загадочности скрывается самый настоящий ужас. Однако, визуал картины поразителен - красивые переходы кадров и эстетически насыщенная палитра цветов. Я бы выделила красивую сцену танца на празднике “Королевы Мая” – достойно отдельного Оскара и должна войти в историю кино 100%. Интеракт между героями был естественен - натянутые отношения и неразрешенные отношения Кристиана и Дэни, конфликт друзей из-за диссертации, общее недоумение по отношению к происходящему вокруг выглядели реалистично. Однако, фильм можно разделить на 2 части. В первой части – все органично сложилось, интерес подогрет до максимума. Но вот во второй – присутствовала некая “недоделанность”. А именно, специфичная откровенность – клоузап уродца и раздробленные черепа- too much. Полагаю, это хоррор и жанр обязывает. Демонстрация запрещённых приемов как бы в лицо – наводит на мысль что автор не уважает зрителя. Отсутствует деликатность, которая бы придала бОльшую перчинку в восприятие. Мораль картины и ответ в ревности главной героини Дэни Ардор, как и обида, желание обладать, боль потери, горечь — одиночества- вот страхи которые сподвигают на преступление.Не сказала бы что фильм философский, скорее показывает типичные для человека пороки, с которыми он, порой, не в силах справиться. 6 из 10
Я не раз отмечал, что современный зритель стал крайне непритязателен, скормить ему можно что угодно, главное — правильно положить на тарелку и красиво написать об этом в меню. О «Солнцестоянии» писали очень красиво, что мол самый многообещающий режиссёр, самый необычный подход, самый артхаусный хоррор, самый хоррорный артхаус, самый самый самый самый. На тарелке тоже лежало красиво, об этом чуть позже, а вот по вкусу — то есть по содержанию — полная пустышка, да ещё и порция огромная. Давайте разбираться, что же новаторского нам показали? Итак, почти два с половиной часа, а что мы имеем? В определённый момент я поймал себя на мысли, что смотрю не художественный фильм, а документалку про ужасный ненормальный культ. С одной стороны, хорошо, ведь это означает, что авторам получилось реалистично оформить своё творение, с другой — сам собой вопрос — а где собственно говоря сюжет, где действие? Два с половиной часа наполнены в основном демонстрацией сменяющих друг друга ужасных, иногда кровавых, но всегда безумных ритуалов в исполнении адептов сумасшедшей секты. Отлично, они отвратительные люди, ненормальные фанатики, вон что творят, у них у всех крыши поехали! Это пытался донести до нас создатель фильма? Видимо на тот случай, если вдруг кто-то не знает о существовании в реальном мире неадекватных деструктивных сект и никогда не слышал ни об «Аум Сенрикё» (запрещена в России), ни о «Хевенс Гейт», ни о «семье» Чарли Мэнсона, в конце концов. Может, кто-то до просмотра был не в курсе что секты опасны, подавляют личность и иногда даже убивают людей? Я не думаю, что стоит посвящать этим очевидным утверждениям два с половиной часа сюжетного времени — повторюсь — художественного, а не документального фильма. Новизны нет. Может быть, Ари Астер снял своё творение ради того, чтобы показать бесчеловечность сектантов, глубину их деградации? Но тогда логично было бы уделить больше внимания «кровавой» стороне и показать не одно самоубийство двух несчастных стариков, а больше крови-кишок-разэтсамоекакего по всей комнате. С этой точки зрения, надо было оглушать зрителя морем крови и жестокости. Не обязательно доводить до насилия ради насилия уровня «Человеческой многоножки», но хотя бы шокировать, как делали это когда-то Джо Д`Амато в фильме «Ад каннибалов» или фон Триер в «Антихристе» или «Доме который построил Джек». Но погодите-погодите, ведь фон Триера за «Дом…» оплевали, в духе «старый негодяй, показывает такую жестокость к самому святому — женщинам и детям». Кажется, Астер эти отзывы читал и, судя по всему, не хотел рисковать коммерческой стороной своего проекта — мало ли, не возьмут в большой прокат, или затопчут пуританские зрители, а деньжат-то хочется. Не знаю, это его мысли или продюсеры не дали, но что-то подсказывает мне, что так и было. «Многоножка» вообще толком не побыла в прокате, хотя она-то зрителей шокировала от души. В итоге особой крови и насилия в фильме мы тоже не увидим. Большинство персонажей вообще убиты за кадром, их увели куда-то и всё, герой выведен из действия, а потом покажут только труп, и то не факт. Но чем здесь удивить зрителя? Я в курсе, что я не самый авторитетный кинокритик в мире и, возможно, вообще ничего не понимаю в кино, но я не вижу ничего «оглушающе шокирующего» в «Солнцестоянии». В нём эта сторона фильма полностью выхолощена, сведена к мейнстриму для того, чтобы не отпугнуть потенциального зрителя и плательщика кассовых сборов. Новизны нет опять. Насчёт атмосферности, нагнетания и тд. Фактически, фильм построен так, что мы сразу понимаем, что секта ненормальная. Сцена со стариками показана нам в первой половине фильма, после неё, полагаю, зрителю становится очевидно, что дело идёт неладно и дальше будет только хуже, а героям, скорее всего, не поздоровится. То есть никакого нагнетания, как такового, нет, потому что всё уже понятно, мы не ждём ничего другого и продолжаем всего лишь получать одно за другим вялые подтверждения правоты изначально поставленного тезиса «секта — это плохо и опасно». Новизны нет в третий раз. Пару слов о персонажах. Предположим, Астер хотел удивить зрителя в очередной раз, «открыв» ему истину, что милые на вид сектанты на самом деле оказываются отнюдь не милыми, а женщины с психологическими проблемами особенно подвержены влиянию. Ну кто бы мог подумать! Ещё одно открытие Америки! Все персонажи — ходячие шаблоны, неживые и скучные, актёры отыгрывают плоские образы, каждый из которых исчерпывающе характеризуется двумя-тремя словами: женщина-истеричка с плохим прошлым; добрый и, в принципе любящий, но безвольный мужик; лицемерный карьерист; глуповатый шутник и балагур; религиозные фанаты. Все в рамках своих образов, даже раскрывать не надо. С такими героями нормальный сюжет действительно построить сложно. Отношения главной героини с её мужиком не тянут даже не посредственную мелодраму, и притянуты за уши к её мотивации, равно, как и её прошлое. Конфликт её мужика с лицемерным карьеристом показан схематично и ни коим образом не влияет на развитие действия. И наконец совсем не понятно, что делает среди этой компании весельчак и балагур «пописаю на дерево», на него нет никакой смысловой нагрузки, не иначе — комедийный элемент, чтоб зрители не заснули в первый час фильма или не разбежались по домам. Отсутствие проработанных героев и развёрнутых взаимоотношений и конфликтов между ними не позволяет фильму стать чем-либо выше уровня документалки, переходящей от показа одного ритуала к другому, а все четыре картонных героя по итогу оказываются такими же наблюдателями жизни секты, как мы с вами, но никак не участниками действия. Новизны нет и здесь Единственная сильная сторона фильма, которой Астер, видимо, пытается купить и, чёрт возьми, покупает зрителя — это красивая съёмка. Да, претензий к оператору нет. Живописное место действия — это, конечно, не заслуга создателей фильма, потому что оно создано самой природой, но операторская работа, планы, подобранная до мелочей работа с цветом — это заслуга создателей фильма, оно действительно обеспечивает эффект погружения и присутствия в жизнь и быт секты, но, к сожалению, не спасает 'Солнцестояние' от вышеперечисленных проблем. Правда, можно легко поверить, что всё, что происходит на экране, имеет место в действительности, а мы за этим наблюдаем изнутри. Да, это было новаторски. Итак, чем вы были удивлены или шокированы? Убийствами героев за кадром? Сексом в амбаре? Голыми бабками? Голым мужиком на экране? Горящим сараем? И ещё снято всё это очень претенциозно, но что ничто из этого не объясняет хвалебных критических отзывов. По итогу, перед нами форма без содержания, художественный фильм без художественности, еда без вкуса, зато в красивой обёртке.
Знаете, подходила к просмотру данной картины, скорее, с положительным настроем, чему способствовали некоторые обстоятельства. Во-первых, сам жанр данной картины - ужасы, триллер - в настоящее время, крайне мало качественных фильмов этих жанров, во-вторых, понимание того, что почти вся картина сделана в светлых тонах, что также, нетипично для подобных фильмов. Ну и в третьих, по отзывам зрителей - фильм, действительно, получился жутким и даже - отвратительным в каких-то проявлениях (а вы помните про светлые, яркие тона картины, правда?). Так вот, все перечисленное выше и побудило сесть за просмотр в надежде увидеть не просто ужастик, а картину с интересным посылом, смыслом, попыткой высказать правильные вещи (по трейлеру казалось, что надеяться на подобное вполне можно) с помощью аллегорий, метафор или чем там еще пользуются авторы? В общем, могу сказать, что фильм разочаровал до такой степени, что выразить это будет сейчас не просто. Но я, все же, попытаюсь. Итак, что мы видим на экране: сюжет развивается постепенно, но, стоит отдать должное, делает это увлекательно, бросить просмотр по причине затянутости хочется где-то в середине, на паре сцен, которые с легкостью можно было и сократить, фильм от этого хуже бы точно не стал. Но я решила досмотреть сию работу до победного конца, что делаю, в принципе, всегда, ведь фильм способен удивительным образом раскрыться в самом конце, 'замкнуть' все сюжетные линии, казавшиеся, например, неубедительными и ненужными. Но вернемся к рецензии. Интересно представлен быт и устройство Хорги, некая самобытность, неординарность. Одновременно с этим происходит постепенное нагнетание атмосферы, давящий саспенс заставляет все время подозревать неладное, ждать чего-то ужасающего и поворотного для сюжета. И вот, ближе к концу фильм начинает 'подбираться' к своей кульминации, а затем - и развязке. Зрителю демонстрируется ряд нелицеприятных моментов, в некоторых случаях, выразиться так будет мягко. Могу с уверенностью сказать, что в кино я вполне допускаю выражение каких-либо идей, донесение каких-либо мыслей через что-то неприятное, порой мерзковатое, потому что за всем этим стоит правильная мораль, а я полагаю, что кино должно нести правильные вещи в том числе. То, что я увидела в конце - поражает и возмущает до ужаса! Это же как нужно извратить обычные человеческие проблемы, в частности, проблему непонимания людьми друг друга! Главная героиня не просто не осуждает происходящее, но и становится центральным звеном всего действа из-за того, что вдруг ощущает понимание и собственную 'нужность' людям вокруг (да, ее рассудок не совсем трезв, но, думаю, это лишь попытка режиссера оправдать мораль и посыл фильма в случае ее осуждения). Героиня, по сути, переступает через все человеческие нормы ради себя. Я не спорю, понимание и поддержка - это те вещи, без которых не сможет нормально прожить ни один человек, но получать это столь извращенным путем, совершая при этом преступления (не забывайте про Кристиана), от столь ужасных по своей сути людей, памятуя все происходящее до этого?.. Нет. Так нельзя. Однако видим мы совсем иной посыл... Кстати говоря, достаточно примитивный и глупый. И вот это, действительно, страшно. 1 из 10, поставила бы 0, если бы не общий антураж картины. (и если бы правила сайта это позволяли)
Второй фильм нью-йоркского режиссера Ари Астера и снова невероятно жуткий и абсолютно обескураживающий. Весь фильм смотрится в гипнотическом, очень беспокойном состоянии, в котром пытаешься понять: что же происходит. Один из самых уникальных и зловещих фильмов, что я видел, но самое главное - до ужаса неприятный, и после его просмотра ходишь какое-то время в оцепенении и пытаешься сбросить с себя эту 'мерзкую' историю. Понравился трейлер: он показался любопытным и загадочным. И действительно ничего похожего мы ранее не видели, что придает уникальность картине. Помимо трейлера заманивает участие Флоренс Пью, а это восходящая, молодая звезда очень талантливая киноактриса. Где-то в Швеции мы видим поселение язычников, которые живут далеко от цивилизации и посей день сохраняют древние обычаи и традиции своего языческого культа. Сюда приезжают американские аспиранты-антропологи, пишущие диссертации, которых привлекла жизнь и уединенность этого загадочного шведского поселения. Девушка одного из аспирантов (которая недавно потеряла родителей и сестру) ищет лечение душевных ран, но увиденные, совсем недружелюбные обряды - шокируют до мозга костей, а затем и вовсе сюжет набирает неожиданный оборот... С этим ужастиком определенно надо считаться, ведь история 'Вековая тьма пробудилась' показана здесь любопытно, а главное психологично. Фильм приковывает зрителя к своему месту и сидишь в оцепенении, пытаешься предугадать сюжет, но это невозможно, а пропустив через себя этот фильм, как будто чувствуешь всю боль главной героини и ужас язычества. В этом весь режиссер. Именно поэтому Ари Астер мастер ужаса, и снимет он еще ни одного кино. Флоренс Пью ворвалась в мир кино, и теперь все хочется больше и больше с ней ролей. В свои 23 года она сыграла несколько характерных ролей, что говорит - она сильная актриса. Ее 'Леди Макбет' запомнилась мне на всю жизнь', в 'Короле Лир' она была душой фильма, ну а за роль Дэни в 'Солнцестояние' Пью заслуживает награды. Здесь такая история персонажа, трагедия, столько эмоций, глубина ее героини, потрясения, и Флоренс сыграла чисто. Глазами ее героини мы смотрим данную историю, ну а концовку и вовсе забыть невозможно. Вроде бы ничего такого, но фильм обескураживает и лишает дара речи. Некоторые сцены настолько шокируют, что по-настоящему было жутко. Очень сложно сейчас напугать современного зрителя, и фильмов ужасов качественных мало, но этот действительно ужасный и снятый последовательно, качественно и с тайными знаками, предпосылками, и внимательный зритель это заметит. 'Солнцестояние' - триллер с элементами ужасов и драмы 2019 года. Не осмелюсь посоветовать этот фильм кому-то посмотреть. Он, как кровоточащая рана и чистое безумие. Освободись от боли и обрети 'семью'. 7 из 10
Чтобы принять решение о просмотре данного фильма нужно быть безусловно поклонником ужастиков, который находится в постоянном поиске 'чего-нибудь новенького', и если вы именно им и являетесь, то 'Солнцестояние' не могло пройти мимо вас. Но если среди ваших требований к кино присутствует обязательное наличие в фильме хоть маломальской логики,(или хотя бы намёка на логику) объясняющей далеко не самые замысловатые поступки персонажей, то скорее всего, вы прекратите просмотр где-то через час после начала. И вот почему. С первых кадров читается прозрачный намёк режиссёра на то, что он явил миру фильм о глубинах человеческого разума, о непростых отношениях между полами, о переживаниях, преодолениях и тому подобных вещах. Тут вам и затяжные пейзажи как у Звягинцева в 'Нелюбви', тут и травма по-Сокуровски-Балаговски, и даже попытка пережить трагедию чем-то напоминает 'Антихриста' Триера. Казалось бы, чем плохое начало? Однако, попытка даже не смешения жанров, а смешения всяческих сюжетных клеше из фильмов разных жанров очевидно не удаётся когда в фильм с 'заявкой на победу' безжалостно вливается история про тинейджера, ищущего в евротуре сексуальных приключений и хороших трипов. И это при том, что эти цели во всей компании преследует пожалуй, он один. Как тогда могла возникнуть идея о такой поездке не очень понятно. Так почему же должен пройти час чтобы перестать смотреть фильм дальше? Всё просто. Зрителю свойственно задавать вопрос: 'Зачем?', а в данном случае 'какого хрена после живого свидетельства двойного ритуального самоубийства, одно из которых превращается в убийство в силу фэйла, вы ещё делаете здесь?'. Но ответа на этот вопрос зритель не получает, а напротив, испытывает по отношению к поступкам героев удивление, граничащее с возмущением, и с этого момента желание высидеть ещё полтора часа пропадает. То, что перед нами отмороженная группа 'детей природы' понятно ещё из аннотации к фильму, но развитие сюжета в эту сторону явно затянуто. К тому же события, показанные в начале фильма (вступительные титры начинаются только спустя 12 минут), никакого дальнейшего развития толком не получают. Ну молодая пара, ну вот проблемы у них в отношениях... А дальше - пусто. Теперь о сути происходящего. Режиссёр, конечно, основательно изучил матчасть народного шведского праздника. Только вот 'праздника' не получилось: ни по сюжету, ни по зрелищу. Все танцы с бубнами легко бы уместились в полуторачасовой хоррор типа '2001 маньяк' и ему подобным. Секс на фоне творящегося хаоса - ну прямо-таки 'Сербский фильм'. Ну а горящее святилище - явный визуальный отсыл к 'Жертвоприношению' Тарковского. Кстати, Тарковский снимал свой последний фильм тоже в Швеции и сцена с пожаром была самой сложной, т. к. для неё пришлось строить декорацию заново несколько раз. Здесь же не думаю, что кто-то сильно заморачивался, ведь главное подчеркнуть свое 'единение' с великим мастером. Ведь Триер, как известно 'Антихриста' посвятил именно Тарковскому. Интересно какова была бы реакция Тарковского узнай он о том, какие фильмы нынче ассоциируют киноноваторы с его именем. Какие выводы напрашиваются после просмотра фильма? Самые банальные: - наркотики - зло; - мужчины, не обижайте женщин; - неразрешенные проблемы - самоусугубляющийся нежный ком. Только вот задумка была явно не в этой банальщине. Финальные кадры - очередной отсыл к 'Антихристу'. 3 из 10 1 за более-менее хорошую работу оператора, 1 за местами красивые съёмки и 1 за хореографию и то с натяжкой.
Фильм красив, но чрезвычайно мрачен, если не сказать еще более сочно. При просмотре постоянно вспоминается один из многочисленных неудачных фильмов Найта Шьямалама 'Таинственный лес'. Большинство сцен, приемов повествования и общая концепция похожи. Не буду утверждать, что фильм попросту использовали, но это уж точно 'вариация на тему'. Таинственное сообщество живущих по своим законам людей, страдающая паническими атаками главная героиня. Ее драматическая история. Древние руны, древние знания и учения, какие-то странные обряды и заклинания. Все это мы уже видели. Этот фильм отличает от других особая жестокость и любовь к показыванию наиболее мерзких моментов повествования, которые в нормальном кино остаются за кадром. Обычно, камера убирается или просто происходит склейка и переход к следующей сцене. Но в этом фильме у нас, видите ли, прогрессивный режиссер. Он решает, что сделал открытие и показывает нам все без купюр. Довольно странный способ прославиться. Он, видимо, не видел документальных фильмов о вскрытиях. Ему надо ходить на них и любоваться. Там такого добра предостаточно. Дорогой друг (это я режиссеру), в фильмах не показывают всякую гадость не потому, что до этого не додумались, а потому что это отвратительно и никому не нужно. В этом нет смысла. Вызывать отвращение - это не искусство. Опять же, если кому-то надо протошниться, он может спокойно посмотреть документальный фильм о вскрытиях или заказать экскурсию в морг. Для этого нет необходимости смотреть кино 'Солнцестояние'. Кстати, о стояниях. Зачем в фильме показывают член, кто-то может объяснить? В чем смысл подобного хода? Опять что-то, типа, новое? Новое слово в режиссуре? По мне, так это просто чернуха, еще один бестолковый и пошлый во всех смыслах ход. На пенисы, кому надо, люди могут посмотреть в порнографии. Сейчас (да, собственно, и всегда) этого добра навалом. В общем, здесь с мраком и трешем явный перебор. А самое главное, что этот перебор абсолютно бессмысленный. Что касается динамики и поведения героев. Все сваливается в какую-то 'глубокую театральщину'. Поведение всех героев нереально. Они напоминают марионеток. Люди ведут себя как куклы. Если это, опять же, режиссерский прием, то минут через пять он начинает конкретно раздражать. И это раздражение не покидает до окончания фильма. Операторская работа хорошая. Но есть режиссеры, которые могут совместить красивую картинку и динамику сцен. Здесь же это не получается. Все слишком надрывно затянуто. Сцены слишком механичны. И это явный минус. Сюжет плюс-минус понятен с самого начала. Заезженной и уже неоднократно использованной представляется идея о заманивании людей из обычного мира в некое закрытое сообщество или для проведения какого-то священного культа. Это мы уже видели, как минимум, в 'Ключ от всех дверей' и в неостывшем еще фильме 'Прочь'. Из-за этого фильм откровенно скучен. Авторы играют с отношением людей к закрытым сообществам. Всегда вокруг этого создается какая-то таинственность. Есть люди, которые увлекаются (и иногда излишне сильно) эзотерикой и различными оккультными учениями. Видимо, это снималось для них. Компьютерная графика в фильме выглядит не очень хорошо и кажется нереалистичной. Ну и самый главный вопрос: зачем снимается тот или иной фильм, и какой у него посыл?Вот ответа по этому фильму у меня нет. Развлекательной и поучительной функции у фильма нет. Он не очень пугает. Противно - да. Но неужели стоит снимать фильмы, чтобы просто сделать зрителю противно? Скажу больше. Солнцестояние - это не фильм. Я бы назвал это психоделическим видеорядом. 2 из 10
Очень пришёлся по вкусу сей 'пирожок с лобковыми волосами'! Зверские подробности культа-новодела оглушали сознание мощно, словно эфедрин. Нюансы сектантского бытия и прочие маленькие визуальные находки, щедро вложенные создателем сего кина, к утру после вечернего просмотра обильно заплодоносили Большим Смыслом, весь урожай которого мне собирать не насобирать, носить не переносить. Ведь даже цвет волос гостей секты много значит в их дальнейшей судьбе! Но если кратенько и по существу, хоррор этот условный. Как и 'Человеческая многоножка 3' он сродни антиутопии, так как живописует эксперимент по ускоренной архаизации общества, который в случае успеха может быть поставлен на службу власти. Потому что длительное выживание секты, практикующей с точки зрения любого цивилизованного законодательства совершеннейший беспредел, невозможно без содействия сверху. Ради чего? Чтобы создать безотказный опиум широкого действия для простого люда, распущенного современными представлениями о личностной свободе, ведь тот, что имеется, действует покамест лишь на молодёжь, оказавшуюся в беде, на неблагополучных или случайных людей, имеющих специальный интерес. И тогда, в случае успеха, новодельно-винтажный обряд аттеступа, который реально никогда не существовал, а был описан антикварами 17 века на основе юмористической саги о семье скупердяев, покончивших с собой лишь бы не затратиться на гостеприимство, без особых протестов воцарится в престарелом и перенаселённом западном мире в виде добровольно-принудительной эвтаназии будущего. Целенаправленный инцест, практикуемый якобы для выведения пророков, более целесообразен для удерживания собственности, преумножаемой трудами сектантской общины, но находящейся во владении 'богоизбранных' - богатых и влиятельных семей, замкнувшихся на себе, как благополучатели, невидимые для одураченных ими простолюдинов, что продолжают радеть под праздную чушь, которую никогда бы не додумались петь их предки, в одежде, нищей памятью на настоящий народный костюм. Одураченных, живущих как скот по сравнению тем, как жили в старину, и которых разводят как скот через участие в скотских же обрядах, заманивая на это дело методами обольщения, заимствованными из мира животных. Да и весь фальшивый фолк-наворот на типично скроенном нью-эйдж, лицемерное экопоселение, его обряды можно воспринимать как в прямом смысле, так и в качестве иносказания. Например, танец девушек, в руническом переводе означающий 'путешествие за богатством'. Нельзя войти в одну реку дважды, - об этом следует помнить всем испытывающим ностальгию по профуканному наследию предков. Если в традиционной церкви массы неверующих видят театр, то реконструкция примитивных культов в дурном исполнении это даже не глупый и злой театр Карабаса-Барабаса, не балаган. Это дурдом и путь в невежество для потомков. А какая свобода выбора может быть у невежд? Кстати о потомках. Плачущий по ночам ничейный ребёнок секты - это ли не намёк на дальнейшую судьбу пришлой Королевы Мая, незаметное сравнение с практикой ювеналки в отношении детей мигрантов? В общем и целом, по высшему разряду доставляющее кино в любом из заявленных жанров. Одно только огорчает, в деревеньке отчаянно не хватало грязи и 'овна. И теперь у меня психотравма проезжать мимо забритой под корень травы на придорожном лобке земли, по путям, любой из которых, кажется, ведёт в подобные чистенькие, вроде бы и на вид приятные, но духовно убогие 'еврокоммуналки'.
Все самое пугающее всегда происходит в темноте - таков привычный приём любого хоррора. Ари Астер второй раз деконструирует наши хоррор-привычки в своем фильме 'Солнцестояние', который вышел в июле этого года. В первой своей картине 'Реинкарнация' он возвел ужас в разряд бытовухи - что невозможно напрягает, учитывая, что бытовуха - то, в чём мы находим спокойствие и рутинную повторяемость, избавляющую нас от навязчивого страха спустить ноги с кровати. Во второй же - перевел ужасы из тени на свет, сияющий, теплый, уютный - тот, который, казалось бы, должен просто убивать на корню ужас и печаль. Итак, 'Солнцестояние'. Этот фильм нельзя назвать 'очередным' хоррором, так как в некотором роде Астер выступает новатором. Начнем с хронометража: 2 часа и 27 минут. Вы когда последний раз добровольно готовы были смотреть двухчасовой - не драму, не байопик, не фильм о войне - просто хоррор? Ну ладно, во-вторых, это совсем не 'просто хоррор': фильм практически напрочь лишён всей атрибутики своего жанра. Представьте: всё действие происходит на природе - и нет там, казалось бы, абсолютно естественных для такой локации вещей: болота, леса, пещер, гротов... Нет там и острых предметов, темноты, подвалов, страшных заброшенных зданий или ужасных выгребных ям. Все мило, приятно - перед нами практически идеально-медитативное поселение и такие же люди. В белом. Компания друзей приезжает в отдаленное шведское поселение Хельсингланд, куда их позвал вовлечённый в локальную этническую культуру Пелле. Все это происходит спустя некоторое время после трагедии в семье Дэни - девушки Кристиана, который планировал поездку без нее. Более того, отношения в паре были не самыми радужными и, вероятно, их сплотило именно произошедшее с Дэни. Ну что ж, друзьям - Пелле, Джошу и Марку приходится мириться с пополнением их сугубо мужской компании. А Дэни в это время пытается отвлечься от печальных мыслей. Они прилетели в солнечную стану, где в это время года солнце не садится, люди постоянно улыбаются, а день не заканчивается (или ночь?). Кажется, именно здесь можно прийти в чувство, найти свой дзен и выдохнуть суету шумных Штатов хотя бы ненадолго. В поселении компанию друзей очень приветливо встречают местные жители — народ Харга. Конечно, быт очень специфичен - но разве не это нужно для небольшой перезагрузки? Тут своя еда, свои напитки, свои развлечения. Но главное - здесь все готовятся к празднику Солнцестояния, отмечаемого по обычаю раз в 90 лет. Каждый из компании приехал сюда со своей целью: Пелле возвращается в родное пристанище, Джош планирует писать диплом о местных традициях, Марк хочет развлечься, Дэни - ну тут и так всё понятно, а вот Кристиан... Его планы на эту специфическую поездку вообще не очевидны: он не определился с темой диплома, в отличие от Джоша, а на развлечения в стиле Марка он не претендует - ведь у него есть девушка. Поначалу даже кажется, что в этой поездке он больше думает о Дэни - о её состоянии, её желаниях и том, чего она хочет. Однако бесконечно светящее солнце всё ставит на свои места. Сам праздник занимает несколько дней - и ребята участвуют во всех обрядах и народных мероприятиях: кто-то нехотя, а кто-то с любопытством. Похоже, максимальный дискомфорт испытывает Дэни. Однако и она в какой-то момент втягивается в происходящее: когда привычные для неё вещи вдруг начинают менять форму, когда она понимает, что в новом месте её принимают такой, какая она есть. То ли дело в солнце, то ли дело в Дэни. Порой даже кажется, что мы видим сон девушки, фантазию, трип - а вовсе не реальные события. Постепенно каждый из персонажей раскрывает свои характерные особенности, и тогда - опять же, через реакцию Дэни - мы строим своё отношение к тому или иному их поступку или событию, происходящему с ними. И чем дальше - тем меньше происходящее соответствует изначальному нашему представлению о солнечном летнем празднике посреди полей, цветов и дружелюбных людей в белом. Атмосфера фильма с самого начала не кажется приятной и располагающей. Напряжение, так диссонирующее с летним беззаботным времяпрепровождением, сквозит в каждом кадре, из-за чего совсем уж неуютно наблюдать за героями в бессменном освещении. Кажется, будто вот-вот что-то произойдет. Хотя нет — всё по-прежнему в порядке. События скорее разворачиваются внутри каждого из героев: их характеры преломляются, их отношение к происходящему меняется, они иначе смотрят на самих себя и на окружающих. А странные или страшные вещи происходят при ярком дневном свете, ослепляющем и томящем, высветляющем абсолютно любой тёмный угол, бросающем лучи на каждую кочку. Астер использует несколько приёмов, чтобы нагнать жути. Во-первых, это этническое поселение со своими легендами, тайнами, языком, едой, обычаями, развлечениями, ритуалами. Они непривычны от и до — настолько, что не знаешь, ждать плохого, хорошего или вообще ничего не ждать. Вдобавок, древние народы и их праздники всегда будоражат воображение: язычество считается дикарством как раз потому, что многие вещи из такого рода религий нам абсолютно непонятны — недоступны даже на базовом корневом уровне. Во-вторых, перемены в человеке бывают гораздо страшнее вдруг зашевелившейся в ночи тени. Стабильность — то, за что в первую очередь цепляешься в поисках успокоения. А если то, что изначально было стабильным, теперь вдруг претерпевает изменения - самые неожиданные? Пугает ещё как. Астер исследует природу взаимоотношений на грани расставания. Точнее, он берётся за изображение не самых крепких отношений и, погружая их в довольно специфическую среду, рассматривает вблизи. То, каким мы видим Кристиана — это реакция Дэни на него. Нам кажется, что он меняется — это значит, что Дэни либо видит в нем изменения, либо сама меняет отношение к нему. И то, что происходит в поселении, частично отражает трансформацию отношений пары. Режиссёр пристально наблюдает за трансформацией девушки, прежде беспомощной, хрупкой, зависимой от отношений. Это вторая линия фильма, раскрывающая путь принятия потери — избавления от боли. Правда, такую трансформацию себе сложно представить — и тогда мы вновь возвращаемся к тому, что пугает более прочего: стабильность, перекраиваемая личностными изменениями. Витоге получается мрачная сказка - легенда XXI век - о том, как найти или потерять себя, попав в абсолютно непривычные условия. Это в какой-то мере и испытание: ночь — как облегчение, переключение, отдых — не наступает, нет границы между «вчера» и «завтра», не существует, получается, и самого «сегодня». На это наслаиваются чужие и порой пугающие традиции и обряды, напряжение и дискомфорт от пребывания посреди до смерти жизнерадостного «нигде», а также — удалённость от родного дома, который, кажется, перестал существовать, когда солнце остановилось.
Попала я сегодня на синему под занимательным и многообещающим названием «Солнцестояние». Сие творение неизвестного доселе мне автора длится около двух с половиной часов. Начало затянуто донельзя, с половины фильма часть зрителей начала расходиться и, надо признаться, поползновение к аналогичному действию закралось и у меня. Потом действие начало развиваться куда быстрее и повергло меня в сменяющие друг друга чувства, одно неприятнее другого. Короче, это очень странная картина. Вначале подумалось: неудачная попытка на экспериментальный артхаус — не сильна в сравнениях с другими такими картинами, поэтому и показалось, что автор силился удивить зрителя этой стороной. Потом пошла, с позволения сказать, какая-то неумело состряпанная психоделия. И всё сменилось… сложно сказать каким направлением, вакханалией что ли. Если попытаться сравнить кино с тем, что пришло однажды на ум во время просмотра, то это фрагмент из всем известного фильма «Кин-дза-дза», только с извращённым продолжением: - Девушка, а куда вы вот этих вот? - В малый филиал оранжереи… - Вы что, действительно из людей кактусы делаете? - Только из плюкан. - Но наши не плюкане, наши — хануидяне. - Это не важно… «Что это было?!» — первое, что я сказала после «занавеса». Как теперь это развидеть?.. И не то, чтобы мне фильм совсем не понравился, нет. Отчасти я рада познакомиться с новой для себя веткой психологического хоррора, планкой мастерства которого до этого я считала фильмы Гильермо дель Торо. Но пока сравнение не в пользу Ари Астера. Хотя, надо признаться, «Солнцестояние», ввиду довольно не фантастического задействованного сюжета, а именно — повествование о культе, общине-секте, обрядах, имевшие место в истории развития современного человека, столь близко подводящее к нашей действительности без намёка на голую выдумку, на которой состоят девяносто процентов фильмов, леденящих кровь, не может оставить в своём итоге равнодушным. Но то, что я увидела, как говорится, уж лучше бы я этого не видела. Невольно примеряешь фильм к действительности, и становится не по себе — есть в искусстве нечто жизнеутверждающее, так вот здесь выходишь после просмотра с абсолютно противоположными чувствами. А вот это уже кому как. Мне это чувство не слишком понравилось, поэтому не возьмусь судить о картине в положительном или отрицательном ключе. Однако то, что это был большой эмоциональный всплеск за последнее время — это однозначно.
Ух, сколько я посмотрел фильмов о разных культах, сектах и общинах, все они прекрасны по своему, есть у всех общие схожие черты повествования и синопсиса некоторых ритуалов и ландшафтный антураж: 'Плетёный человек', 'Хостел', 'Скалистый берег', 'Вуаль', 'Паранормальное', 'Жатва', 'Таинство', 'Красный штат', 'Ритуал', сериалы 'Последователи', 'Культ' и конечно прошлогодний ХИТ 'Реинкарнация' - этого же режиссёра. День летнего солнцестояния — древний праздник, который во всех культурах окутан мистическим ореолом. Недавно осиротевшая девушка вместе со своим бойфрендом приезжает в уединенную шведскую деревню, где чтут древние традиции. Местные жители как раз готовятся к празднику летнего солнцестояния. Тяжело переживая потерю родителей, молодая героиня сталкивается с ужасами языческого культа. Именно 'Солнцестояние' отличается томным и вязким повествованием, нас знакомят с каждым героем и мы видим кто чем одержим, кто что таит в себе. Фильм сам по себе очень яркий и светлый, всё происходит днём у всех на виду, ждёшь какого-то ночного действа, развития сюжета, но понимаешь на первый день этого фестиваля, что жители общины абсолютно ничего не скрывают, ну почти ничего... Это очень смелый шаг и конечно огромный плюс в поведении общины, когда во многих фильмах, всё действо происходит ночью, под заревом больших костров, факелов, свечей и непонятных танцев и песнопений. Итак, Мидсоммар — это праздник середины лета (дословно) в Швеции, или праздник летнего солнцестояния. Отмечается в ближайшую после 19 июня субботу. В следствии чего, идёт выбор 'королевы мая', год завершён и надо выбрать новую королеву общины. Идут массовые уроки, танцы, праздничные обеды, и конечно герои ловят на себе странные взгляды членов общин. Чтобы это значило? За каждым комплиментом от незнакомцев, стоит своя цена, но герои не видят никакого подвоха и продолжают участвовать во всех празднествах. С первых минут просмотра «Солнцестояния» не покидает жгучее тревожное ощущение, что скоро произойдет нечто непоправимое. Путешествие не для всех, определенно. Особенно нетерпеливым зрителям нужно знать, что в начале фильма события развиваются довольно медленно, и вовсе не так, как может себе напридумывать, после просмотра трейлера. Ритуалы и обряды членов коммуны поражают и завораживают: много света, цвета, деталей и странно улыбчивых людей. Невероятно талантливый оператор - Павел Погоржельский позволяет зрителю подолгу наслаждаться красотой кристально чистого голубого неба, свежестью сочно-зеленого леса, яркими красками душистых трав и цветов, вплетенных в волосы членов общины Харги. Особое внимание здесь составляют руны. Они везде, в каждом кадре, на каждой стене и одежде. Они несут невероятную роль и специфику повествования данного общества, всем зрителям неспешно открываются секреты взросления членов культа, приворотов и самих обрядов. Когда ребята только начинают знакомиться с общиной, всё кажется мирным и не предвещающим беды, но вскоре обстоятельства кардинальным образом поменяются, и радостный фестиваль превратится в адский кошмар. Режиссёр признался, что реальный разрыв с партнером послужил основой для написания «Солнцестояния». И это очевидно с самого начала картины, когда мы впервые видим Дэни и Кристиана. Она нуждается в заботе, он слеп к её нуждам. Флоренс Пью очень органична и безутешна в своём переживании, она очень душевная в роли Дэни, Джеку Рейнору отлично удался образ зацикленного на себе самодура и мерзкого эгоиста. Он обсуждает свою девушку с друзьями в негативном свете, толкает её на опрометчивые поступки, не считается с её чувствами. Их отношения – настоящий кошмар. Это и показывает нам Астер, на что способен человек, который безответно любит. В завершении отзыва, хочу отметить оригинальный подход к теме хоррора, здесь нет скримеров, нет монстров, здесь реально пугают люди и их действия. Финал конечно предсказуем, но он очень ярок и безысходно необходим. Я под впечатлением, честно. 9 из 10 Андрей Кнышов 31 июля 2019.
Не успели псевдоинтеллектуалы опомниться от не менее псевдоинтеллектуальной чуши под названием 'Реинкарнация', как Ари Астер представил нам вторую работу - 'Солнцестояние'. Фанаты фильмов Ари Астера, придумавшие так называемый 'элевейтед хоррор', как мне кажется, просто никогда не видели умный хоррор, а ведь он есть, родимый. Но да, если смотреть только мейнстримные 'И гаснет свет', 'Астрал. Часть 27: Предстояние' и прочий примитивный бред, то и 'Реинкарнация' с 'Солнцестоянием' покажутся шедеврами. Набросили г-на (сокращение не от слова 'господин') на вентилятор заявления о том, что 'Солнцестояние' - чуть ли не самый страшный фильм в истории кино; а также, видите ли, 'Солнцестояние' - первый в мире 'дневной хоррор'. 'Дневных хорроров' - сотни. Более страшных фильмов - и того более. Однако, перейдём к разбору 'Солнцестояния'. Так как 'Солнцестояние' - чуть меньшая чушь, чем 'Реинкарнация', начнём с плюсов, их тут немного. Оператор надрывается, чтобы сделать хоть что-то хорошее для зрителя, честь ему и хвала. Трэш, в отличии от 'Реинкарнации', куда более изобретательный и затейливый. Мне даже понравилось. И, в отличие от 'Реинкарнации', к этому трэшу всё подводится, он не берётся из воздуха. А теперь о дурном. Героев много, и приличная часть из них - просто смертники - клише, за которое фанаты 'элевейтед хоррора' так сильно ругают 'глупые' ужастики ('Чем кумушек считать трудиться...'). Из тех, кто остался, тут есть истеричка, бесящая с самых первых минут, подкаблучник и собственно сектант. Но создатели решили, что сопереживание героям - плебейский пережиток. Так что остаётся лишь наблюдать над умирающими картонками и бесконечными истериками, плюс-минус обсуждение 'шведских тёлок'. Знаете, есть такие граждане, которые могут пристать и в жизни, и в соцсетях, в частности, в ресурсах, связанных с музыкой, начать заливать какие-то пугалки про страшных злобных язычников, поклоняющихся Перуну/Сварогу/Одину, танцующие 'адские' танцы, приносящие жертвы странным богам, стрёмно одевающиеся, участвующие в оргиях и так далее. Складывается ощущение, что 'Солнцестояние' сняли воинствующие христиане. Потому что всё выглядит как пропагандистская агитка про злых язычников. Все плохие стереотипы - все здесь. А зрители, минимально знакомые с язычеством в современном мире, пробивают лоб фейспалмами. Действие развивается крайне вяло, зритель мучается. И поражается доверчивости героев, которые правда верят, что людей не похищают, а просто отвозят домой. А то, что милый разговор по душам способен заставить человека спокойно отнестись к смерти двух человек - клиника. и что самое интересное, сценаристы держат зрителей за идиотов: когда оказывается, что 'уехавший' человек - мёртв, известие преподносится как откровение. Им плевать, что здесь штамп на штампе. Главное же - 'метафоры'. Пример? 'Посмотрите, камера перевернулась, и автомобиль словно едет по потолку, это символизирует то, что жизнь героев пошла с ног на голову, и никогда не стане прежней, ведь они свяжут себя с культом, ух, посмотрите, какая метафора, ну почему вы не смотрите'. Глупо? Глупо. Примитивно? Примитивно. Никого обещанного чувства нервозности в картине я не обнаружил. Скорее напротив, кино смотрится с каменным лицом. Но больше всего меня впечатлили похвалы саундтреку. Товарищи, зайдите на любой ресурс, связанный с фолк-музыкой, этно-музыкой, дарк-фолком и прочими жанрами. Там подобного добра навалом, притом подобное играю что в российской глубинке, что в глубинке какой-нибудь Венгрии. О каком откровении идёт речь? Актёры. Флоренс Пью играет упомянутую истеричку прекрасно, бесспорно. Джек Рейнор тоже неплохо смотрится в роли её подкаблучника. Остальные же либо просто играют картонки, либо невыносимо переигрывают (в частности, последнее относится к исполнителям ролей язычников). Уверен, если бы в графе 'режиссёр' значился Шьямалан, одни и те же люди смешивали бы фильм с грязью. Но тут у нас 'элевейтед хоррор'. Уже вижу, как в нём находят тысячу и один скрытый смысл, который на самом деле создатели туда не вкладывали. Как это было с 'Реинкарнацией'. На мой же взгляд, 'Солнцестояние' - отвратительный хоррор, отвратительный артхаус, смотреть который чрезвычайно тяжело. 4,5 из 10
Рекламу нового детища Ари Астера я увидел на просторах интернета несколько недель назад. Сказать по правде, трейлер меня впечатлил. Идея со странным культом, спрятанным от людских глаз, не является чем-то новым и оригинальным. Но создающийся сильнейший диссонанс между веселым праздником и слоганом про вековое пробуждение тьмы не может не заинтересовать. Я купился на этот трюк и теперь об этом жалею. Замысел создателей был интересным. Жаль, что все загубили. Сюжет. Молодая девушка Дэни страдает тяжелым психологическим потрясением из-за трагедии, случившейся с ее семьей. На фоне тяжелых событий у нее наступает кризис в отношениях с ее парнем. Чтобы немного развеяться и прийти в себя, пара решает поехать с друзьями в тайное местечко в Хельсингланде на празднование летнего солнцестояния по приглашению их приятеля Пелле... Картина предсказуема до ужаса, в этом ее основная проблема. Сразу становится понятно, зачем тебе впаривают небольшую предысторию Дэни. Приблизительно к середине повествования зритель окончательно привыкает к авторским методам воздействия на человеческую психику. Нас постепенно ведут к банальной и скучной развязке. Концовка кино предугадывается слишком быстро, какая-либо интрига испаряется сразу же. Влюбленная пара ведет себя странно, ребятам не получается сопереживать. Мотивы и поступки персонажей нелогичны и абсурдны. Вместо того, чтобы попытаться разобраться в ситуации, герои ссорятся друг с другом. Да и вообще на протяжении всей истории ведут себя разрозненно. Они оказываются не только глупыми, но еще и доверчивыми (как кролики, брошенные на съедение змеям). Оказывается, можно просто мило поговорить с человеком после откровенной увиденной им жести, и это убедит его остаться на месте. А еще можно верить всему, что тебе говорят, ничего не подозревать и преспокойно отдыхать в незнакомом странном месте. Атмосфера. Вокруг царит полнейший мрак, несмотря на светлую картинку. Грани реальности быстро сдвигаются, и вот тебя уже затягивает в водоворот безумных плясок и танцев. Все эти резкие переходы вызывают психологический дискомфорт. Но это не то неудобство, которого, по всей видимости, хотели добиться авторы, а полное непонимание происходящего, последующий взрыв мозга и растерянность. Затем действие затягивается, и наступают долгие утомительные сцены, конца которым не видно. Из актеров старается только девушка, остальные из компании - овощи. Часть сектантов вызывает нужные эмоции, другая же напоминает добрых селян в течение всего времени (даже там, где требуется показать совсем другое). Страх / Напряжение. Ни напряжения, ни чувства тревоги я за все время так и не испытал. Вместо этого в моей голове постоянно возникали вопросы по творящемуся на экране. Это удивительно, но в триллере намного больше смешных и абсурдных моментов, чем саспиенса и хоррора. Хотя признаюсь вам кое в чем. Фильм меня напугал... Напугал тем, что я отдал за это недоразумение почти 400 рублей. Музыка. Музыка ужасная, работа со звуком еще хуже. Значительная часть мелодий режет уши и воспринимается даже хуже, чем царапанье гвоздем по школьной доске. Также во многих сценах быстро надоедает долгий и увеличивающийся по громкости резкий звук, который резко замолкает и внезапно превращается в тишину. Данный прием использовался уже миллион раз в других лентах. Итог. Кто-то должен был сказать об этом. И пусть это буду я. Отвратительный, безумный и неказистый фильм. Что употребляли авторы? Знаете, я как будто побывал в сумасшедшем доме. Словно кто-то вскрыл мою черепную коробку, хорошенько в ней покопался, а потом зашил. Мне совершенно не понравилось это ощущение. Мой мозг знатно поимели, спасибо. 1 из 10 (13%), хорошая актерская игра Флоренс Пью (Дэни), и местами необычные ракурсы съемки. Вот и все положительное, что есть у картины. Но, как известно, если что-то умножить на ноль, в результате все равно получится только ноль... P.S. После просмотра мое лицо выглядело примерно таким же, как у главной героини на постере...
«Солнцестояние» Ари Астера будто бы и не кино вовсе, а сознательный и целенаправленный процесс постепенного, а также раскачивающегося в разные стороны маятником, введения зрителя в состояние транса. Каждый наблюдающий по ту сторону экрана становится непосредственным участником некоего таинства, результат которого невозможно знать заранее, но с каждой минутой хронометража появляется ощущение, что чувство по итогу будет сравнимо с самым настоящим катарсисом. Моментами вроде бы положено прищуриваться по закону жанра, но ты не можешь этого сделать, не хочется пропускать ни единой детали, ни единой эмоции на крупных планах, а общие планы то и дело переворачиваются вверх тормашками, словно восприятие человека, наслаждающегося (или наоборот) этим фильмом. Возникает обманчивое впечатление, что оператор Павел Погоржельский приложил свою руку и к нашему с вами зрению. Очнись! Попроси, чтобы тебя ущипнули, не медли! А вы знали, что «Солнцестояние» - это драма? Девушка с именем Дэни (Флоренс Пью) по кошмарному стечению обстоятельств за одну ночь теряет всех своих родных в лице отца, матери и сестры. Определённые надежды она связывает со своим парнем Кристианом (Джек Рейнор), но он не особо дорожит девушкой, а перед друзьями и вовсе каждый раз виновато оправдывается по поводу её наличия в его жизни. Дэни временами полностью теряет контроль над реальностью, а за своего молодого человека цепляется, словно за последние дозы кислорода, и потому принимает решение вместе с ребятами отправиться в Швецию. Там планируется отдых, а также знакомство с весьма необычной коммуной, проповедующей древние обычаи и обряды, являющиеся составляющей собственной религии (её в какой-то степени можно сравнить с язычеством, но это всё равно будет не совсем верно). А вы знали, что «Солнцестояние» - это комедия? Вообще же, если мы захотим прикинуться википедией, то скажем, что Мидсоммар – это праздник середины лета или же дословно, как и перевод фильма, это праздник Солнцестояния в Швеции. Ночь становится самой короткой и светлой за год, поэтому логично, что в один из моментов персонажи рассматриваемой картины не заметили наступления нового дня. У шведов в это знаменательное время принято гадать, мечтать, жечь костры. А фильм Ари Астера в эти самые мгновения пропитан ложной добротой, сочной картинкой, а наблюдая за постепенно начинающимся сумасшествием, что набирает обороты на экране, ты улыбаешься, а где-то натурально хихикаешь. Может быть, это нервное, что маловероятно, потому как работа пропитана чёрным юмором, что называется «от и до», начиная от персонажа Уилла Поултера, а заканчивая некоторыми обрядами, о которых во избежание спойлеров стоит умолчать. А вы знали, что «Солнцестояние» - это хоррор? Хоррор нового уровня нужно сказать. Да, Астер продолжает гнуть свою линию, начатую в прошлогодней «Реинкарнации», но теперь смешивая в магической ступе всё больше различного зелья. Перед зрителем предстаёт не скример и не слэшер, к примеру, а тот вид фильмов ужасов, когда основная концентрация заточена под саспенс. При этом общая солнечная и добрая атмосфера здесь играет роль (простите за сравнение) «ложной девятки», да, прямо как в футболе, т.е. стягивает на себя всё возможное внимание, а затем бьёт зрителя осознанием всего мрака, что воцарился в повествовании. И показательна здесь Дэни (кстати, Флоренс Пью в этом году можно увидеть ещё и в «Борьбе с моей семьёй», талантливая актриса) с помутнениями сознания, уходом в чертоги своей души, а своими выражениями и мимикой она чем-то временами напоминает Анну из «Одержимой» Анджея Жулавски. А вы знали, что «Солнцестояние» не вписывается ни в один из жанров? Да, возможен и такой итог. Ари Астер своей картиной настолько пробил дно и несущие стены конструкции, намешал образности, символизма и метафор, что где-то даже будет не очень правильно расщеплять это единое вещество под названием «Midsommar» на атомы. Фильм стоит того, чтобы его пересматривать. А ещё он всё больше видоизменяет привычное представление о фильмах ужасов, такое сейчас делает только Ари Астер, Джордан Пил и некоторые другие единицы, остальным остаётся посоветовать тоже создавать что-то более интересное, чем «внезапный стук в дверь посреди глубокой ночи».
Ужасы? Не верьте. Триллер? Разве что, местами. В первую очередь хочется выделить неоспоримые плюсы картины: восхитительная операторская работа и символизм. Хоть этот символизм вы сможете расшифровать только после просмотра, когда пойдёте вспоминать значение этих самых символов, все же эти элементы интересовали при просмотре фильма. Операторская работа, постановка кадра, переходы между сценами - восхитительные. И только они заставляли меня смотреть фильм дальше. Подсказки. На самом деле в фильме присутствуют стандартные клише, присущие для жанра 'ужасы', однако на протяжении всего фильма мне не было страшно. Мне было скучно, мерзко и стыдно. Легко читается что будет с героями, все максимально предсказуемо из-за чего не ясно для чего нагонять таинственности и загадочности, если зрителю все предельно понятно. В фильме есть множество намёков, подсказок, но они слишком очевидные, что кажется нелогичным вкупе с символами, которые при просмотре вы сразу понять не сможете. В итоге мы получаем символизм, смысла которого понять при просмотре невозможно и множество крайне очевидных намеков, что между собой не особенно сочетается. Сцены. Фильм изобилует абсолютно ненужными и лишними сценами, смысла в которых нет или он сокрыт слишком глубоко. Некоторые события можно было бы абсолютно безболезненно для сюжета заменить на другие или вообще убрать, и ничего бы не изменилось. Наблюдая каждую новую сцену я слишком часто ловила себя на такой мысли. В итоге и без того затянутый фильм имеет слишком много жестоких и абсолютно бессмысленных сцен, которые не раскрывают сюжет, не 'намекают' ни на что, они просто еще больше растягивают хронометраж. Что говорить об абсолютно не связанных между собой, нелогичных убийствах. Актеры. В целом, актерский состав, как мне кажется, подобран хорошо. Но отдельно хочется сказать пару слов про главную героиню. Если в начале фильма Дэни сопереживаешь и веришь, понимаешь ее чувства и волнения, то чем ближе к концу, тем больше возникает вопросов. Создается впечатление, что под конец фильма актриса выдохлась, эмоции закончились, а все ее переживания теперь выражаются либо в неестественных криках, либо в не менее неестественной 'перевернутой улыбке'. Стоит смотреть его как тяжёлый (в плохом смысле этого слова) и странный фильм-драму об отношениях. Если смотреть его с этой точки зрения, он может показаться более интересным и необычным. Никакого детектива тут нет, также как и нет ужасов. 4 из 10 За восхитительную операторскую работу.
Ари Астер, режиссер «Реинкарнации», охарактеризовал свой бренд кинопроизводства как «экзистенциальный хоррор». Безусловно, это совершенно непривычный жанр для посетителей мультиплексов, предпочитающих незатейливые хорроры, но что-то в этом есть. Многообещающий психологический ужас, конечно, многие брезгливо готовы обозвать творчеством для хипстеров, хотя «Солнцестояние» бесконечно далек от этого – в сюжете без сомнения узнаются черты субжанра о «нехорошем городке». Немалый хронометраж в 147 минут и провокационные сцены скорее заводят «Солнцестояние» на территорию Ларса фон Триера (паралелли на лицо: от «Догвиля» с абьюзом главной героини до поднявшей бунт против человека природы из «Антихриста»), чем делают новое творение Ари Астера эксплуатационной лентой. «Солнцестояние» начинается весьма мрачно: девушка по имени Дэни теряет всю свою семью. Её родители и сестра умирает, а бойфренд девушки по имени Кристиан, давно намеревавшийся порвать с Дэни, решает отложить разрыв на время трагедии. Тем более, у Криса есть возможность свою «возлюбленную» - их общий друг по имени Пелле, прибывший учиться в Америку из Швеции, приглашает посетить свою родную коммуну. Вместе с Крисом, Дэни и Пелле едут ещё два товарища: Джош и Марк. Понятное дело, что в деревне творится что-то нехорошее. Астер остроумно называет свой второй фильм «произведением о разрыве». Он придумал сценарий, проходя через собственный разрыв отношений. По большому счету характеристика верная, хотя в какой-то степени «Солнцестояние» повествует о восприятии общества и их месте, причем под этим подразумеваются вовсе не ритуалы и тёмные дела культа, а место человека в современном политкорректном западном социуме. Таким образом «Солнцестояние» - искренний, однако не всегда уместный: сценарий мог работать лучше, если бы подход был более сдержанным. Смешки из аудитории кинозала во время просмотра показывают, что Астер не всегда смог создать нужный уровень тревожности, а финальная последовательность сцен затягивает в бездну не самого оптимистичного конца. На первый взгляд «Солнцестояние» посвящен также празднику жизни в виде секса, наркотика и музыки. Герои часто употребляют галлюциногенные вещества, что искажает перспективу их восприятия. Операторская работа позволяет передать ощущения героев: есть как достойные «приходы», так и «бэд трипы», причем последних явно больше. Всё это работает на атмосферу, на страх и паранойю. Гротескные языческие церемонии воспринимаются вполне достоверно (хотя, очевидно, всё происходящее – плод фантазий), а сексуальный аспект усилен до предела. Наивысшая сила актерской игры принадлежит в «Солнцестоянии» Флоренс Пью, молодой британской актрисе, известной благодаря «Леди Макбет», «Маленькой барабанщице» и «Борьбе с моей семьей». Она принадлежит к категории весьма эмоциональных актрис и здесь получила возможность раскрыться по полной. Джек Рейнор, имеющий мимолетное сходство с молодым и подтянутым Сетом Рогеном, играет менее сложную роль, но у него не всегда выходит. Тем не менее, кинокартина иногда страдает с проблемами нагнетания саспенса. Хотя подход Астера заключается в том, чтобы двигать сюжет медленно, позволяя просачиваться атмосферу в душу зрителя, бывает, что натыкаешься на невидимые грани сценария. Это особенно заметно в моменты, когда персонажи достигают коммуны и знакомятся со странными ритуалами. Хотя нетрадиционный подход обладает стойкостью и после просмотра по крайней мере режиссерские решения застревают в голове. Фильм о традициях (причем, простите за каламбур, в традициях ужасов), установленный среди бела дня, рассказывает не столько о секте и их опасностях, сколько о методичном разоблачении демонов отдельно взятого индивида. «Солнцестояние» укрепляет позиции Ари Астера на поприще режиссера модных хорроров (добавив его в компанию к Джордану Пилу, Роберту Эггерсу и Дэвиду Роберту Митчеллу), хотя, на мой взгляд, второй фильм оказался слабее дебюта из-за увлечения метафорами и отсылками к «Плетёному человеку». Познание себя, тем не менее, работает до последнего кадра: у корыстных и недалеких американцев есть своя логика, которая вполне рациональна, равно как и у шведского культа смерти. Каждый из героев что-то символизирует: Джош – науку и тягу к знаниям; Марк – бездумный гедонизм (который также и стал жертвой порока); Дэни – женственность и эмоции (раньше её никто и слушать не хотел, а в этом месте все буквально проживают её эмоции), ну, а Крис – показная мужественность, причем самым страшным его поступком оказалось равнодушие к любимому человеку… что, опять же, привело к ироничному концу для этого персонажа. И, что интересно, Астер вновь повторяет «Реинкарнацию» в этом вопросе неутомимой логики страдания: семья схлестнулась в битве с культом и коллективное бессознательное сектантства вновь одержало вверх. Присоединяйтесь к жителям затерянной в шведских лесах деревушке – и жить там будет хорошо и, наверное, совсем не надо будет умирать… 7,5 из 10