Неторопливая, спокойная, не очень-то эмоциональная картина представляет собой рассуждение о давно ушедшем прошлом, но не ностальгическое, а горестное, покаянное. Через судьбу двух сестер автор рассуждает о том месте в жизни, которое всегда было предназначено женщине в обществе середины двадцатого века, здесь – бразильского, но, на самом деле – любого другого. Пусть жизнь каждой сложилась по-разному, но на каждую повлиял привычный патриархальный уклад, отнявший у обеих девушек их шанс на счастье. В то время, как феминистские движения только начинали обретать свою силу, а женщины получали право голоса, тогда, когда до сексуальной революции было еще больше пятнадцати лет, начинается история двух обычных бразильских девушек-сестер, невероятно привязанных друг к другу. Вся их дальнейшая жизнь будет как тот тропический лес из вступления-пролога, где сестра близко и бесконечно далеко, а вокруг лишь заросли да обезьяны. Нам с высоты прогрессивного двадцать первого века кажется совершенно нормальным радикальный поступок Гиды в начале картины, определивший всю ее дальнейшую жизнь. Тогда, во времена тотального превосходства мужчин, она совершила практически акт феминизма, когда отказалась подчиняться веками сложившимся правилам и нормам и выбрала что-то для себя во имя своей мечты. Едва ли такой побег означал бы столь многое, будь его целью Бразилия, но Европа – это другой мир, другие правила и другие порядки. Чем бы не окончился путь Гиды, из Европы она принесла что-то новое: новое понимание собственного места в мире, возможно, чувство собственного достоинства. Ее сестра в определенный момент завидует вовсе не внезапной глубокой любви Гиды, она завидует акту свободы, на который сама не была способна. Жизнь Эвридики тесно связана с музыкой, и музыка – ее единственная настоящая любовь и мечта. Ни разу Эвридика не скажет «я люблю тебя» своему мужу или кому-то еще. Музыка для нее – это проявление свободы, она растворяется в ней, это – ее способ бегства. Музыка – это любовь, а любовь для женщины в подобном обществе неизбежно становится проявлением феминизма. Совсем не важно, одаренная Эвридика или нет, но существенно, готова ли она сделать шаг к своей мечте и обретению свободы. Ее резкое решение подводит черту под ее личностью, в тот момент окончательно сломанной, когда Эвридика-человек, Эвридика-художник уступает место бессловесной Эвридике-матери и Эвридике-жене, как хотели все окружающие мужчины, как считали само собой разумеющемся. Судьбы двух сестер зеркально противоположны. Пока одна – уважаемая донья, другая выживает в фавеллах Рио-де-Жанейро. Но Гида свободна от мужских желаний и мужских взглядов на жизнь, пусть жестоко и трудно, но она прокладывает свой собственный путь и творит самостоятельно свою судьбу, тогда как ее обеспеченная сестра не имеет права распоряжаться даже собственным телом и не имеет права на осуществление мечты исключительно из-за мнения окружающих ее мужчин. Мужской шовинизм не просто помеха в ее стремлении к музыке, это помеха к всякому образованию как к пути к новым знаниям, следовательно, самосознанию, обретение которого не позволит женщине более быть бесплатной домработницей для своей семьи. Но подобный уклад в подобном контексте был на экране не раз, по-настоящему болезненным в «Эвридике» его делает тот факт, что из-за очередной прихоти любящие люди оказываются разлучены практически без шанса найти друг друга вновь. Мужчины писали женские судьбы, увы, преимущественно серыми и черными красками. Украшают тягучую историю письма, что писала Гида своей сестре, вернее, что она писала в несуществующую счастливую жизнь, где есть свобода, успех, счастье и обретение мечты. Это и есть невидимая жизнь Эвридики, и подлинной главной героиней является не она, но ее сестра, придумавшая эту жизнь. Это не письма сестре, не письма в настоящее, но – в неведомое будущее, где такой воображаемый успех станет для женщины из их общества осуществимым. Тем болезненнее воспринимать будничную реальность на экране, в которой, может, нет чего-то откровенно чудовищного, нет никакого физического насилия, но есть бесконечный поток морального насилия в виде традиций, запретов и умолчаний, из которых только и состоит жизнь таких женщин, как Эвридика. История сквозь десятилетия развивается в одном из самых чарующих городов мира – в Рио-де-Жанейро – и режиссер без сомнений впускает в нее яркие краски, сочные пейзажи и экзотическую растительность. Герои часто говорят о жаре, но автор не использует привычные приемы «плавящегося» воздуха, жара в «Эвридике» влажно-зеленая, перманентная, естественная, неизбежная. Но если картинка работает на образ и является безусловным достоинством фильма, другой герой истории – время – это недостаток. В картине немыслимо много упущений и ошибок с указанием дат и учетом прошедших лет, что зритель много-много раз остается в серьезном недоумении. Даты, время действия называются походя (или не называются вовсе), возможно, это прием, но не выстраиваются они в стройное логичное повествование. Хочется положительно отметить актерский состав, не переходящий на отчаянную жестикуляцию, сохраняющий баланс эмоций и достоверности, что важно для латиноамериканского фильма. «Невидимая жизнь Эвридики» умудряется удерживать внимание все 2 часа экранного времени, хотя она всего лишь показывает жизнь. Это фильм-раскаяние за то прошлое, где жизни многих женщин проходили без счастья, той эпохи, которую нужно помнить, чтобы к ней не возвращаться. Это очень женский фильм, хотя его снимал мужчина-режиссер, он взывает к эмоциям и чувствам, его нужно не только понять, его нужно впустить в сердце. Подобное неспешное и умиротворенное порою может задеть и убедить сильнее любой бешеной динамики и энергии.
'Невидимая жизнь Эвридики' - это эмоционально тяжелое и драматическое бразильское кино, способное буквально вырвать душу из-за невероятно мучительного сопереживания за судьбу двух героинь. Как же это ужасно бывает, когда из-за обиды одного человека рушится чьё-то счастье. Или кто-то, желая самоутвердиться, сам того не понимает, как ломает судьбы целых семей и любящих сердец. По сюжету слишком гордый отец, узнав о проступке дочери, выгоняет ее из дома и сообщает ложную информацию, чтобы сестры не смогли встретиться. В итоге, находясь в одном городе, две страдающие души не в состоянии увидеться, обняться и просто поплакаться друг другу, поделившись о сокровенном и личным. Долгие годы две сестры не перестают надеяться на скорую встречу, но каждый раз судьба вставляет им палки в колеса и не дает свершиться чуду. Конечно, кино не совсем подходит для массового зрителя, так как по большей части его можно отнести к фестивальному формату с некоторой документальной точностью бытовых особенностей простых людей. Здесь нет закрученного сюжета или впечатляющей постановки голливудского уровня, но зато есть душа, а это куда важнее многих спецэффектов и раздутого бюджета. В рамках сценария авторы полностью и со всех ракурсов раскрыли всех персонажей и довели линии каждого до логического конца. Но в финале зрителей ждет некоторое удивление или даже шок, поэтому не стоит надеяться на ожидаемую развязку. С одной стороны это технически простое кино, но с другой - очень глубокомысленное, травмирующее и противоречивое, которое одним покажется скучным, затянутым и вторичным, а для других это будет истинное удовольствие и незабываемое погружение в мир двух сестер, чья любовь даже годы спустя не прекращала утихать ни на минуту.
Для меня остаётся загадкой почему такое хоть и скромное, но очень талантливое кино осталось без внимания русского зрителя. Возможно, ему не хватило чуть большей огласки, так как в широкий прокат фильм не выходил и транслировался лишь в маленьких кинотеатрах с небольшим количеством сеансов. Несмотря на это, «Невидимая жизнь Эвридики» всё-таки получила в свой адрес одобрение кинокритиков со всего мира и даже успела завоевать пальмовую ветвь в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Так почему же эту картину всё-таки стоит посмотреть? Это история о двух сёстрах, на первый взгляд, совершенно непохожих друг на друга: Гида – бунтующая свободолюбивая девчонка, сбегающая из дома ради ночных свиданий, Эвридика – послушная дочка, привыкшая играть по установленным правилам. Их объединяет безусловная любовь друг к другу и планы на общее будущее, которые рушатся из-за внезапного побега Гиды на другой континент со своим ухажёром. Но, к удивлению, главной причиной, мешающей сёстрам восстановить общение, становится не это, а властный отец, вершащий судьбы своих дочерей. Повествование картины проносит нас через всю жизнь двух героинь от юношества до глубокой старости. Две сюжетные линии идут параллельно друг другу, объединяясь мысленной нитью. Даже не имея возможности общаться, двум женщинам удаётся оставаться сёстрами, храня любовь и тёплые воспоминания друг о друге. Хочется отметить один минус - довольно резкий монтаж и быстрые временные скачки, которые не сразу удаётся распознать из-за отсутствия каких-либо эффектов или текстовых обозначений. Но в целом это визуально красивая картина. В этой ленте всё по-бразильски ярко и красочно: невероятные тропические пейзажи и городские панорамы. «Невидимая жизнь Эвридики» - фильм не только о сестринских чувствах, но и о быте крупнейших бразильских городов в середине прошлого столетия. Здесь сконцентрирован весь латиноамериканский колорит и на контрасте показана жизнь бедняков и состоятельных граждан. Особую ценность эта кинолента представляет тем, что затрагивает проблему патриархального общества и тем самым раскрывает основную идею феминизма. Главные героини не хотят мириться с решениями деспотичных мужчин и пытаются сами, насколько это возможно, строить свою жизнь. Этот фильм в своей кульминации будто бы задаёт вопрос: «А стоит ли женщинам класть свои мечты на алтарь семьи и детей?». И в этом плане русским женщинам есть чему поучиться у темпераментных бразильянок. «Невидимая жизнь Эвридики» - однозначно недооценённая работа. Для меня она стала открытием, и, безусловно, тем фильмом, который можно посоветовать кинолюбителям, жаждущим новых ощущений. Это самое настоящее бразильское сокровище в сундуке мирового кинематографа. 7,5 из 10
Этот фильм умудрился стянуть из-под носа «Дылды» Балагова приз «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале-2019. Но приз абсолютно заслужен: лента бразильца Карима Айнуза — очень трогательная, сильная и красивая история о по-настоящему крепких сестринских узах, преодолевших невероятный временной барьер. И, кстати, это первый фильм режиссёра, добравшийся до российского проката. 50-е годы. Рио-де-Жанейро. Старшая сестра Гида и младшая — Эвридика — сидят на берегу моря и мечтают о радужном будущем. Приближается гроза, словно знаменующая конец их юности и розовых грёз. Однако сёстры поймут это гораздо позже… Гида и Эвридика очень разные: старшая влюблена и мечтает сбежать от деспотичного отца со своим возлюбленным в далёкую Европу, а Эвридика усердно занимается за фортепиано, скромна и молчалива, и регулярно прикрывает сестру, пока та ходит на свидания. Отец — пекарь, он глава семьи, его жена ему во всём помогает. Дочери так же должны помогать — и подчиняться. Соответственно, за кого каждая из них выйдет замуж и чем каждая из них будет заниматься, решает тоже отец. В один прекрасный вечер, когда состоятельный друг семьи приходит свататься, Гида бежит с возлюбленным через океан. Отец отказывается принимать выбор дочери и решает, что отныне дочь у него лишь одна: Эвридика. С этого момента жизни сестёр развиваются в почти противоположных направлениях. И неизвестно, увидятся ли девушки вновь. Как может сложиться жизнь латиноамериканской девушки из патриархальной семьи в 50-е годы? В фильме мы видим два варианта. Самостоятельная и смелая Гида сбегает от патриархального уклада, а тихая и спокойная Эвридика остаётся в семье и выходит замуж. Жизнь идёт своим чередом. Гида путешествует, Эвридика достигает успехов в игре на фортепиано. Но это неточно. Ведь никто из них на самом деле не имеет ни малейшего понятия о том, где другая сестра и чем она занимается. Более того, когда одна из них предпринимает попытку найти вторую, отец этому откровенно мешает. А мать стоит в сторонке и молчит. В итоге сестёр не без участия деспотичного отца разводит жизнь. И за происходящим мы наблюдаем теперь глазами Гиды. Гиды, для которой жизнь Эвридики стала невидимой — хотя их вовсе не разделяет Атлантика. Их вообще почти ничто не разделяет, но вот вопрос: когда они об этом узнают? Весь фильм — это ожидание встречи, встречи гораздо более волнующей, чем свидание любовников или блудного сына с отцом. Здесь нерушимая и суперпрочная сестринская связь получает абсолютно осязаемый облик: бесконечное терпение, надежда на встречу и вера в то, что жизнь всё-таки будет справедлива к ним обеим. По ходу двухчасовой картины мы наблюдаем, как меняется жизнь каждой из сестёр. Как они взрослеют, обращаются с мужчинами, мирятся с разрушенными мечтами — и создают новые. Каждый новый этап характеризуется мысленным обращением, письмами Гиды к Эвридике. В свою очередь Эвридика погружается в себя, ведёт внутренний диалог с сестрой во время игры на фортепиано. Её окружению это недоступно, но игра — самое комфортное, чистое и светлое для неё состояние. Получается, что Эвридика всё же идёт навстречу мечте. Ну а мечта претерпевает некоторые метаморфозы под воздействием типичных бытовых моментов. Гида идёт совершенно иным путём, так что следование за мечтой для неё теперь — дело второстепенное. А вот выживание в мегаполисе для молодой женщины на первом месте. В те времена, когда полноценной и адекватно оплачиваемой работы, которая при этом безопасно, не было, у девушек было немного вариантов. Проституция или обслуживание. Ну или тяжёлый мужской труд: работа сварщиком, например. Гида уже не мечтала. Она просто выживала — и старалась не опуститься на самое дно. Лучиком спасительной надежды для неё были письма к Эвридике, на которые она раз за разом ждала ответа. Неизвестно, сколько времени прошло и сколько времени ещё пройдёт. Это какое-то невыразимое взаимное страдание, которое ни одна из сестёр не в силах преодолеть. Гида думает, что Эвридика слишком далеко от неё, так что письма просто не доходят. Эвридика боится, что сестры могло не остаться в живых. Найти при этом друг друга у них попросту не получается, как будто сам мир против этого. Но они не сдаются. И это ещё одно доказательство в пользу невероятно крепкой сестринской связи. Они каждый раз рискуют наткнуться на ужасные вести или зияющую тишину, однако пытаются снова и снова. Жизнь продолжается, Гида воображает себе, как живёт Эвридика, мечтает за неё, мысленно говорит с ней и постоянно восхищается. Она даже на толику не близка к тому, насколько иначе сложилась судьба её сестры. Отсюда и невидимая жизнь. Однако в названии на языке оригинала нет имени — ни Гиды, ни Эвридики. Это просто A Vida Invisivel. Невидимая жизнь. Ты даже не знаешь, происходит ли она или же давно прервалась, но веришь, надеешься и молишься, что всё хорошо. И это чудо, от которого разрывается сердце. Эта картина пропитана духом иного времени, иного континента. Она должна быть чужеродной по сути, но почему-то кажется очень близкой и абсолютно понятной. Не бросаются в глаза различия в менталитете, в воспитании между прошлыми и будущими поколениями. Это чисто человеческая история: она могла происходить где угодно и когда угодно. И потому сочувствие кажется естественным, и не приходится выкапывать из себя какие-то соответствующие эмоции. Что важно, потому что дело именно в способности нас, чужих и незнакомых, Других зрителей понимать и воспринимать происходящую на экране историю как своё собственное горе.
Бесконечно благодарна онлайн-кинотеатру Кинопоиск за промелькнувший в моей ленте фильм. В начале я будто сама очутилась в джунглях Бразилии с бесконечными мириадами лиан, трелями птиц и шумом моря вокруг. Сама история двух сестер - Эвридики и Гиды, разлученных по злой иронии судьбы годами систематического обмана и 'затыкания' рта, трогает до глубины души. К концу фильма задумываешься над тем, кто же в итоге более удачлив? Эвридика, которая реализовала себя только как мать и жена, предавшая свою мечту и гонявшаяся за призраком сестры или же Гида, сквозь годы лишений нашедшая семью в трущобах и пишущую письма в никуда. Думаю, ответ очевиден. Следует отметить прекрасную работу оператора и подбор животрепещущей музыки.
'Невидимая жизнь Эвридики' - это история двух сестер, которые оказались вынуждены прожить свою жизнь порознь. Лента начинается в 1950-х годах. Две дружные сестры Гида и Эвридика - единственные дети в семье, воспитывающиеся в рабочей консервативной семье. Они уже достигли возраста, когда могут считаться невестами. И пока одна из них покорно принимает родителя своего будущего мужа, другая сбегает на свидание к моряку. Гида так и не возвращается со свидания, а вместо этого присылает письмо, уверяющее родных, что она отправилась в Грецию и скоро станет женой своего возлюбленного. Тем временем Эвридику выдают замуж, а беременная Гида возвращается домой. Родители не принимают опозоренную дочь, они выгоняют ее из дома и говорят, что ее сестра переехала в Вену. Эвридике о возвращении Гиды они не сообщают. Так две безмерно любящие друг друга сестры начинают свою не очень счастливую жизнь в одном городе. Обе они верят в то, что каждая из них находится в другой стране и живет счастливой жизнью... 'Невидимая жизнь Эвридики' - это невероятно мощная и метафоричная критика патриархального мира. Женщины тут являются марионетками в руках бесчувственных суровых мужчин, считающих их своей собственностью. 'Ему повезло' - говорит одна из героинь фильма, узнав, что у Гиды родился мальчик. Ведь если ты живешь в традиционном патриархальном мире, родиться девочкой - это изначально проигрышный вариант. Если вы посмотрите эту картину, то легко поймете, почему критики во всем мире пришли в восторг. Этот фильм, несмотря на ярко выраженную критику патриархата, совершенно не педалирует эту тему. 'Невидимая жизнь Эвридики' выглядит как реальная история настоящих сестер. В ней нет излишнего драматизма - только проза жизни с ее радостями и печалями. Только обычная жизнь двух женщин, которые были бы намного счастливее, если бы имели возможность общаться друг с другом. 'Невидимая жизнь Эвридики' - это один из тех фильмов, который остается в памяти зрителя навсегда. Он поражает и даже шокирует, заставляя осознать что простые и абсолютно бессмысленные общественные нормы способны полностью разрушить жизнь любого человека.