«Битва за Чансари» - военно-исторический корейский экшен фильм, основанный на реальных событиях, однозначно порадует всех, кому интересно подобное жанровое направление. Но даже здесь, несмотря на классический формат стандартной истории, корейские кинематографисты умудряются подойти к вопросу сюжетного развития весьма оригинально. Сюжет картины пересказывает правдивую историю настоящего героизма простых людей, которые по стечению обстоятельств оказываются в эпицентре военных действий. В период ожесточённой войны с Северной Кореей в 1950 году от южнокорейского командования приходит приказ о высадке морского десанта на берегу Чансари провинции Кёнсан-Пукто с последующим захватом стратегически важного объекта. И все бы ничего, но, как оказалось, на столь опасное дело отправилась дивизия очень юных солдат, прошедших всего недельный курс военной подготовки. В итоге еще вчерашние студенты и любимые сыновья своих родителей, ни разу не видевших смерть, с помощью простеньких винтовок идут напролом против хорошо вооружённой армии, у которых только одна задача - стоять насмерть. Мало кто знает, что эта высадка проходила одновременно с масштабной Инчхонской десантной операцией, которая считается одним из наиболее известных сражений, кардинально изменившее ход войны. Периодически местные кинематографисты поднимают эту тему, снимая различное кино для массового зрителя. Одним из последних и в то же время нашумевших проектов был фильм «Операция Хромит» с участием Лиама Нисона, сыгравшего генерала армии США Дугласа Макартура, который принял непосредственное участие в операции по освобождению Южной Кореи. Возвращаясь к фильму, сразу хочется рассказать о некой особенности, которую обычно не встретишь в рядовом сценарии жанрового кино. На первый взгляд может показаться, что в этом фильме нет главных героев, хотя на самом деле они, конечно, есть, но автор очень грамотно скрыл их с определённой целью. Сценарист Ли Ман-хи («Операция Хромит) в первой половине сюжетного повествования абсолютно никак и никого не выделяет из общей толпы мелькающих персонажей. Поначалу у зрителя в голове происходит небольшая каша, потому что непонятно, кто есть кто и за кого необходимо переживать. Тут вам и военный журналист, и отважный полковник, и огромное количество молодых бойцов, рвущихся в бой. Но со временем из-за военных действий постоянно кто-то погибает, тем самым сужая круг предполагаемых главных героев, которых автор умело спрятал среди многих других персонажей. С одной стороны такой подходит выделяет историю из общей массы военных фильмов и демонстрирует умение создателей держать интригу в рамках креативного подхода при построении грамотной драматургии. Но с другой стороны подобные нововведения могут оттолкнуть из-за непривычки к подобным экспериментам. Неподготовленному зрителю довольно тяжело полфильма смотреть на толпу без ярко выделенных персонажей. Казалось бы, подобный шаг лишает автора возможности раскрывать характеры нужных героев, ведь их так много и у каждого небольшой тайминг появления в кадре. Но и здесь корейские сценаристы справляются с поставленной задачей на отлично. На протяжении основной истории автор успевает вклинивать небольшие вставки из прошлой жизни отважных храбрецов, тем самым предоставляя шанс узнать каждого получше. Но как только начинаешь привыкать к кому-то, этот герой тут же отважно погибает от вражеской пули. В общем, предугадать финальную развязку будет довольно сложно, хотя для опытных киноманов подобные загадки только в радость. Что касается визуально-технических особенностей, здесь точно не стоит переживать за качество и масштаб авторской постановки, потому что все выполнено в лучших традициях зрелищного большого кино категории А. В какой-то степени данную картину можно сравнить в американским фильмом «Спасти рядового Райана». Многие помнят захватывающую часть большого сражения на берегу в начале фильма. Только вот в «Битве за Чансари» такое сражение растянуто на весь фильм. Так что если вы любитель военного кино, то просто обязаны его увидеть, потому что оно того стоит. Приятного просмотра.
В этом фильме отражён лишь один момент братоубийственной корейской войны, отдельная операция, отвлекающий манёвр, разменивающий стратегический успех на сотни человеческих жизней, буквально пущенных в пулемётную мясорубку, без скидок на юность или неопытность - «Двуногих тварей миллионы для нас орудие одно, нам чувство дико и смешно». Рассказывая о реальных событиях, авторы картины следуют не столько фактам, сколько духу трагедии, представляя её глазами десантированных на расстрельный берег новобранцев, мечущихся под шквальным огнём не находя никакого укрытия, кое-как закрепляясь на безымянной высоте, обманутые ожиданием огневой поддержки, обречённые ещё до отправки в порт, догадываясь об этом только по прибытии. Касаясь края исторической правды, фильм выделяет главным сопротивление и сострадание. Сопротивление брошенных в горнило солдат и сострадание настырной журналистки, бьющей на жалость генералов, жертвующих полками, чтобы пройти маршем победителей, торжествуя в стенах штабных кабинетов. Локальное сражение не поражает размахом батальных сцен, но в проблесках огня видна попытка обозначить портретные характеристики героев, считанных с учётных карточек бойцов, поднятых из ящиков пропылённых архивов, стремление принять на себя миссию назойливой памяти, говорящей языком газетной прозы, искренне, но без блокбастерной эффектности, обнажая скудость сценария, художественность которого оправдывает лишь труд актёров, спасающих отдельные эпизоды, не меняя бледного цвета этого полотна.