Драма “Люцифер” с элементами хоррора режиссёра Петера Бруннера (он же выступил и сценаристом) был представлен в рамках кинофестиваля в Локарно 11 августа 2021 года. В конце сентября того же года фильм был показан на американском фестивале Fantastic Fest, где Франц Роговский, исполнитель главной мужской роли, получил награду как лучший актёр. В открывающих титрах указано, что сюжет основан на реальной истории. Когда Петер Бруннер работал над своим первым полнометражным фильмом “Моё слепое сердце” (2013), он наткнулся на историю молодого человека, страдающего когнитивными нарушениями. Этот человек пытался спасти свою больную набожную мать от дьявола. Для этого он взял на себя роль своей матери, используя религиозные ритуалы, которым научился у неё. Спасти её становится для него навязчивой идеей. *** В альпийских горах живут мать (в исполнении Сюзанны Йенсен) и её взрослый сын (в исполнении Франца Роговского; он тут единственный профессиональный актёр). Мария родила Йоханнеса здесь, и она не хочет, чтобы её сын когда-либо узнал пороки внешнего мира, тем более его умственное развитие сделает из него лёгкую мишень для издевательств. Вдвоём они наладили быт, привыкли к одиночеству, Мария научила сына молитвам, чтобы отец небесный тоже защищал его, но внешний мир развивается вопреки чьему-либо желанию. Мария стала получать предупреждающие звонки от застройщика, что им следует покинуть занимаемую площадь, так как здесь построят горнолыжный курорт. От безобидных предупреждений застройщик перешёл к более суровым мерам. Фильм Петера Бруннера шокирует своей естественностью. Он показывает природу – в привычном её проявлении и с точки зрения человека. Мария и её взрослый сын, – но кто едва владеет устной речью и привязан к матери как пятилетний малыш, – с одной стороны, как и все люди являются частью этой самой природы, но, с другой, для этой своеобразной семьи также естественно отбрасывать в сторону стыдливость друг перед другом, как для окружающей их природы менять сезоны. Для достижения максимального натурализма Петер Бруннер выбрал на роль матери Йоханнеса не профессиональную актрису, а женщину, пережившую опыт насилия в своей жизни, как и её героиня Мария, которая признаётся, что отец насиловал её на протяжении десяти лет. Сюзанна Йенсен – пастор евангелическо-лютеранской церкви в Германии. Йенсен действительно смогла очень эмоционально и естественно передать сложно устроенный мир этой нетрадиционной фигуры матери для своего несчастного ребёнка. Сын Марии Йоханнес никак себя не определяет, его мир ограничен тремя фигурами – матерью, орлом по имени Артур и женщиной-ветеринаром Катариной, которая помогает ему ухаживать за птицами. Мать для него – это единственный источник информации, она называет его своим маленьким Иисусом (в то время как его отец был Большим), и говорит, что вдвоём они составляют “Крест любви”. А женщина-ветеринар Катарина – это источник “странных” ощущений, которые Йоханнес в себе обнаруживает, как половозрелое существо. Но набожная мать пугает своего недоразвитого сына, что он не может делать то, что он делает, глядя на запись с Катариной в своём телефоне. Мария пугает его, что в его руке теперь поселился Дьявол. Эту сущность надо бояться. Петер Бруннер своим фильмом проиллюстрировал старое высказывание: “Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует”. В этом его суть. Слово “дьявол” происходит от древнегреческого diabolos – “клеветник”. Он вводит в заблуждение, склоняет к греху, то есть сам он человека не губит, он делает так, что человек приближается к своей гибели и к краху он приходит именно по своей вине, а дьявол лишь подначивает. Капиталисты строят, разрушая природу, правда, не испытывая при этом угрызений совести – звон монет их опьяняет и ради того, чтобы монет было больше, они готовы на любую жестокость и могут преодолеть любые преграды. Но мать губит своего ребёнка ровно так же, как капиталисты – природу. В добровольном отречении Марии от внешнего мира прослеживается большая забота о себе, чем попытка оградить своё дитя от злобного и порочного мира. Драма “Люцифер” так откровенна, что иногда хочется отвернуться от экрана. В ней естественное и противоестественное, добро и жестокость, кровь и вода так тесно сплетены, что их трудно различить. Петер Бруннер сделал очень целостную картину мира – человек на фоне природы и природа, окружающая человека; в этих рамках он развернул взаимосвязанные действия. Люди используют других людей, они называют веские причины своих действий. Кто-то преследует жажду наживы, кто-то хочет уберечь своё дитя и жить в духовной чистоте. А где Дьявол? Он во всём, он всегда знает, кто о чём помышляет и направляет, подстрекает к ошибке, оставаясь незамеченным и зная, как люди слабы.
Что за дом притих, погружен во мрак, На семи лихих продувных ветрах, Всеми окнами обратясь в овраг, А воротами — на проезжий тракт? Фестивальное кино? Рассчитанное на элитарную публику? Один из десяти зрителей примет всё как есть, остальные ворчанием, плевками изойдутся? Да-да, что такое тут точно есть. Отважатся досмотреть до конца этот опус, единицы. Некий арт-хаус под соусом драмы, ещё и в австрийском обрамлении? Это Вам не Голливудчина в красочности пестроты обёртки. Тона непривычные. Лица малознакомые. Персонажей по самому минимуму. Да и те - толи маргиналы конченые, толи шизофреники в отпуске из 'Кащенко'. Фильм как дурной сон в духе позднего 'а-ля Герман-старший'. Что, не похоже? А Вы сопоставьте 'Люцифер'(2021) ну, скажем с 'Трудно быть Богом'(2013). Крупные планы, речь почти отсутствует, какая-то сумятица из кадра в кадр, суета бестолковщины и рожи, рожи, рожи одна ужаснее другой. Выродки. Приматы примитива господствуют от начала до окончания... Толкутся, снуют, шныряют... Живут? Живут ли? Вот то-то и оно. В дом заходишь, как все равно в кабак, А народишко: и она, и он - мне враг. Своротят скулу, гость непрошеный! Образа в углу и те перекошены. Мать и сын словно на необитаемом острове, в горном альпийском верховье нашли вотчину существования. Ей - под пятьдесят, ему - за двадцать(?). Малоумок ли перед нами? Как сказать? Он почти не говорит, так, отдельные слова - мама, папа, дьявол... (почти Эллочка Людоедка с 30-ю словами в запасе). Родительница же его, пример религиозной фанатички - все окончания у неё заплетаются на Боге. И отпрыска своего она линчует и 'баюкает' ежедневно этой байкой. Ничего другого, скорее всего, ему видеть и слышать не приходилось. Цивилизации он не знал, не знает. Вовсе. «Кто ответит мне, что за дом такой? Почему во тьме, как барак чумной? Свет лампад погас, воздух вылился, Али жить у вас разучилися?» Автор не раскрывает перед зрителем вчерашнего дня этих двоих. Мы лишь можем догадываться когда и как всё могло происходить. Что стало с отцом? Почему столь замкнутый мир уготован был матерью ребёнку, вполне ли адекватен психически был этот тип ранее? А сама Мария? Мир Йоханесса зациклен на птицах - филин, орёл ему друзьями забав. Иных нет, иного нет. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год - одно и то же. Люди - редкостью. Общения - почти ноль... Здесь каждый волен самостоятельно интерпретировать нарисованную автором картину. Как понимаете очерченное Вы? Что перед нами? В какой-то миг я счёл, что имею дело с 'пещерным человеком'. Мать - словно шаман или старейшина. Больше знает и манипулирует по своему усмотрению, корректирует то так, то эдак поведение, эмоции, давая оценку поступкам. Сын, лишь глина для лепки. Он повторяет. Он всё повторяет. По тем же 'следам' ходит. Финал, на мой взгляд, подтверждает правоту - водой 'излечивается' болезнь... Ужасом заявлена картина. Она и есть ужас. Соприкасаясь с ней, в атмосферу ужаса окунаешься. Так почему же всё-таки 'Люцифер'? Кого создатель окрестил этим именем? Её? Его? Или происки нечистого над этими двоими? Увиденное нами и есть Люцифер? Арт-хаусное кино не всегда расставляет все точки над и. И это, и то с большой долей вероятности и есть правота. ...«О других домах, не слыхали мы, Долго жить впотьмах, привыкали мы. Испокону мы — В зле да шёпоте, Под иконами в черной копоти». 6 из 10